Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления
Структура МЧС
Центральный аппарат
Центральный аппарат МЧС состоит из следующих департаментов,
отделов и органов управления:
Департамент управления
Департамент Гражданской обороны
Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Департамент материально-технического обеспечения и вооружения
Департамент мероприятий защиты населения и территорий
Департамент финансово-экономический
Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов
Департамент международного сотрудничества
Управление кадров
Организационно-мобилизационное управление
Управление Аппарата Министра
Управление Связи и Оповещения
Научно-техническое управление
Правовое управление
Медицинское управление
Хозяйственное управление
Информационный отдел (Пресс-служба)
МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ
УПРАВЛЕНИЯ
В жизни современного человечества все большее
место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих
по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления
стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать
как чрезвычайные ситуации.
Поэтому важной государственной функцией
являлась и является защита населения и национального достояния от последствий
чрезвычайных ситуаций.
Долгое время эту функцию выполняла система
гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного
времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями
как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены
задачи мирного времени.
Однако на практике действия ГО в
крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно
эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (ГКЧС) и в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).
Объединив усилия ведомств и территорий в
единую систему, мы получили возможность решать проблему безопасности населения
и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в
этой области.
Возложенные на РСЧС официальные задачи и
анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о
том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:
- предупреждение возникновения ЧС;
- снижение потерь и ущерба от ЧС;
- ликвидация последствий ЧС.
Если удается в достаточной степени выполнить
эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет
удовлетворена.
РСЧС
объединила органы управления, силы и средства федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов
местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В настоящее время созданы территориальные и
функциональные подсистемы РСЧС.
Организация, состав сил и средств, порядок
деятельности функциональных подсистем РСЧС определены положениями о них,
утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной
власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие
органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные
решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС, органы
повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных
ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
Несколько слов следует сказать о структуре
РСЧС. На первом этапе создания системы стояла задача, объединяя необходимые для
противодействия ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения,
перенять все возможности и весь их опыт.
Поэтому настоящая структура - от данности, в
ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для
борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась
возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной
стороны, разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый
организм, где все составные части работают слаженно.
Не секрет, что в значительной степени при
построении РСЧС использовалась структура системы гражданской обороны.
Сохранился и присущий ей производственно-территориальный принцип построения. В
этих условиях возникла проблема места гражданской обороны в РСЧС.
Федеральным законом “О гражданской обороне”
установлено, что ГО организуется в целях защиты населения, материальных и
культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении
военных действий или вследствие этих действий.
Ясно, что несмотря на некоторые отличия в
решении задач мирного времени или военного времени, иметь две раздельные
системы нецелесообразно, поскольку все эти задачи решаются, в основном, одними
теми же методами и средствами. Единая система должна полностью наследовать
международный юридический статус, опыт и возможности ГО, а также воспринять государственные
полномочия и расширенный круг задач РСЧС.
Понятийные противоречия могли бы быть сняты
новым названием системы “Гражданская защита”.
Основными направлениями совершенствования и
развития РСЧС в последние годы являются:
- создание единой нормативно-правовой базы
системы;
- развитие системы управления и укрепление ее
органов;
- усиление научно-методического и
информационного обеспе-чения системы;
- укрепление сил системы;
- совершенствование материальной базы системы;
- повышение уровня подготовки руководящих
работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных
формирований и населения страны;
- расширение и укрепление связи РСЧС с
органами государственной власти, органами местного самоуправления,
производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и
населением России, также зарубежных стран.
Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному
уровню относятся органы управления, силы и средства центрального
подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС
России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные
федеральным органам исполнительной власти.
Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по
девяти регионам (7 - после образования Сибирского региона). В составе РСЧС
образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский,
Уральский, Западно-Сибирский, Забайкальский, Восточно-Сибирский и
Дальневосточный регионы.
Основным органом управления, ответственным за
функционирование сил и средств подсистем РСЧС на территории региона, является
соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение
регионального центра - координация деятельности территориальных органов
исполнительной власти, организаций их взаимодействия при работах по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Регионы, в основном, образованы в границах
военных округов. За истекший период статус центров, их задачи и принципы
деятельности прошли некоторую практическую апробацию. В целом их становление
состоялось, но нерешенных проблем еще много. Основные трудности в деятельности
центров были связаны с отсутствием на региональном уровне государственных органов
управления, на которые они могли опираться. Сейчас осуществляется тенденция
объединения республик, краев и областей в ассоциации и другие союзы на основе
экономического сотрудничества. Во главе таких объединений становятся
коллегиальные органы управления, с опорой на которые и возможна работа
региональных центров. Таким образом, наиболее реальным в настоящее время
способом преодоления упомянутых трудностей является создание при коллегиальных
органах экономического сотрудничества территорий региональных советов по
чрезвычайным ситуациям.
Органы управления ГОиЧС включены в состав
соответствующих органов исполнительной власти. Это расширяет их возможности и
упрощает руководство силами РСЧС со стороны начальников гражданской обороны.
По ходу стабилизации структуры органов
федеральной исполнительной власти проведена реорганизация и целесообразная
унификация их органов управления, занимающихся вопросами ГОиЧС.
Следует еще раз подтвердить действенность
института начальников гражданской обороны, дающему нашей системе вертикаль
соподчиненности и содействующему целесообразной централизации управления. Все
руководство гражданской обороной и РСЧС (гражданской защиты) в мирное и военное
время осуществляется через МЧС России.
К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы
и средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных
подсистем, дислоцированных на этих территориях.
Местный уровень - охватывает территорию района, города (района в
городе), а объектовый - территорию предприятия, учреждения и
организации.
Основным органом управления, ответственным за
противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является
комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего органа исполнительной
власти.
Комиссия как коллегиальный орган объединяет в
себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет
заблаговременно реализовывать меры по предупреждению ЧС, а в чрезвычайных
условиях - оперативно мобилизовывать ресурсы соответствующих территорий и
эффективно ликвидировать чрезвычайные ситуации. Комиссии возглавляются
заместителями органов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий
являются министерства, комитеты, управления, отделы по делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям. Эти органы, являющиеся основными органами
повседневного управления, функционируют на всех уровнях, вплоть до сельского
района включительно.
Роль, фукции, и задачи местных органов
управления ГОЧС.
Уточним роль, функции и задачи местных органов
управления ГОЧС. В каждом субъекте федерации (СФ) создано Министерство по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
МЧС СФ осуществляет
свою деятельность:
а) под руководством МЧС России
по вопросам:
формирования и установления основ федеральной политики
и федеральных программ в области гражданской обороны;
подготовки проектов федеральных
законов. Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства
Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
организации проведения научных
исследований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
определения задач, функций,
порядка деятельности, прав и обязанностей органов исполнительной власти СФ в
области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, осуществления руководства единой государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);
участия в обеспечении создания
республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, а также определения порядка использования указанных
резервов;
осуществления контроля за
процессом производства, режимом хранения, условиями перевозки и порядком
использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдением при
этом необходимых мер безопасности;
принятия решении о
непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании
помощи в случае их возникновения на территории СФ, а также при
чрезвычайных ситуациях на территориях других субъектов Российской Федерации -
по указанию МЧС России, Главы СФ и
Правительства СФ;
определения порядка сбора
информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между органами
исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации,
органами местного самоуправления, а также органами, специально уполномоченными
решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в составе органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления; участия в планировании
совместно с Приволжским региональным центром но делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применения
войск гражданской обороны в мирное время на территории СФ:
б) под руководством
Правительства СФ по вопросам:
подготовки в соответствии с
федеральным законодательством законов и иных нормативных правовых актов СФ в
области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации, по реализации
мероприятий в области гражданской обороны:
осуществления подготовки и
содержания в готовности необходимых сил и средств гражданской обороны,
республиканской территориальной подсистемы РСЧС для защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения по гражданской обороне,
а также способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного
и военного времени;
принятия решений о проведении
эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций и обеспечении их проведения;
осуществления в установленном
порядке сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного
оповещения и информирования населения о мероприятиях гражданской обороны, об
угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
организация и проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержания
общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил
и средств - обращения за оказанием помощи к органам исполнительной власти
ближайших субъектов Российской Федерации, к МЧС России и в установленном
порядке к Правительству Российской Федерации;
осуществления мероприятий
гражданской обороны, защиты населения и территории СФ от чрезвычайных
ситуаций;
создание республиканских резервов финансовых и
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории СФ;
содействия устойчивому
функционированию организаций. предприятий, учреждений в условиях чрезвычайных
ситуаций;
в) под совместным руководством
МЧС России и Правительства СФ по вопросам:
разработки предложений по
реализации государственной политики в области гражданской обороны;
проведения карантинных
мероприятий;
проведения предупредительных мероприятий
по снижению последствий катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации
их последствий.
Основные задачи МЧС СФ
Основными
задачами МЧС СФ являются:
разработка предложений по
реализации государственной политики в области гражданской обороны,
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в установленном
порядке в реализации принятых по ним решений;
планирование, разработка и
осуществление мероприятий по гражданской обороне и контроль за их выполнением
на территории СФ;
организация оповещения и
информирования населения республики о приведении в готовность системы
гражданской обороны, об угрозе нападения противника и применения им средств
массового поражения;
организация подготовки
населения, должностных лиц и формирований республиканской территориальной
подсистемы РСЧС по гражданской обороне, по вопросам предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
организация и осуществление на
территории СФ государственного надзора и контроля за
выполнением установленных требований по гражданской обороне, мероприятий по
предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовностью органов повседневного
управления, сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к
проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных
работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке и
реализации мероприятий по обеспечению выживания населения в условиях военного
времени, организация работы по обеспечению органов повседневного управления,
сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом
документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и
объекты систем жизнеобеспечения населения;
участие в планировании и
организации работы по декларированию безопасности объектов повышенного риска
(потенциально опасных объектов), дача заключений по лицензированию потенциально
опасных объектов в области гражданской обороны, участие в работе по проведению
экспертизы при проектировании и строительстве объектов;
организация подготовки населения по гражданской
обороне и действиям их в чрезвычайных ситуациях;
участие в планировании,
организации, обеспечении и проведении эвакомероприятий совместно с органами
исполнительной власти СФ, органами местного самоуправления и военным
командованием в условиях мирного и военного времени;
обеспечение защиты информации, в
том числе и составляющей государственную тайну, в соответствии с возложенными
задачами и в пределах своей компетенции;
организация разработки
мобилизационных планов по мероприятиям гражданской обороны СФ в
составе мобилизационных планов экономики Российской Федерации;
проверка состояния гражданской
обороны объектов экономики СФ;
разработка планов
доукомплектованная и отмобилизования МЧС СФ и возложенных на него
формирований;
организация работы по созданию и
совершенствованию нормативно-правовой и организационно-методической
документации по мобилизационной подготовке в части, касающейся мероприятий по
гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций;
участие в разработке нормативных
правовых актов СФ на военное время по вопросам гражданской
обороны, в том числе в подготовке ежегодных планов разработки региональных
проектов нормативных актов на военное время:
обеспечение функционирования и
развития республиканской территориальной подсистемы РСЧС, создание и
обеспечение готовности органов управления, сил и средств в условиях мирного и
военного времени;
руководство работами по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуацией па территории СФ, в том
числе на внутренних водах;
Страницы: 1, 2, 3
|