рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Место, роль и функции структур МЧС в системе органов управления рефераты

Структура МЧС


Центральный аппарат
Центральный аппарат МЧС состоит из следующих департаментов,
отделов и органов управления:
Департамент управления
Департамент Гражданской обороны
Департамент предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Департамент материально-технического обеспечения и вооружения
Департамент мероприятий защиты населения и территорий
Департамент финансово-экономический
Департамент инвестиций и эксплуатации основных фондов
Департамент международного сотрудничества
Управление кадров
Организационно-мобилизационное управление
Управление Аппарата Министра
Управление Связи и Оповещения
Научно-техническое управление
Правовое управление
Медицинское управление
Хозяйственное управление
Информационный отдел (Пресс-служба)

 МЕСТО, РОЛЬ И ФУНКЦИИ  СТРУКТУР МЧС В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ


В жизни современного человечества все большее место занимают заботы, связанные с преодолением кризисных явлений, возникающих по ходу развития земной цивилизации. На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации.

Поэтому важной государственной функцией являлась и является защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций.

Долгое время эту функцию выполняла система гражданской обороны. В основном она была нацелена на решение задач военного времени, рассматривая свое участие в борьбе с авариями и стихийными бедствиями как дополнительную задачу. И лишь в 1987 году на нее были официально возложены задачи мирного времени.

Однако на практике действия ГО в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях мирного времени оказались недостаточно эффективными. Созданный в ноябре 1991 года Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС) и в последствие (в 1994 г.) переименованный в МЧС Российской Федерации, возглавил созданную в апреле 1992 г. постановлением Правительства РФ Российскую систему предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

Объединив усилия ведомств и территорий в единую систему, мы получили возможность решать проблему безопасности населения и производств комплексно, путем проведения единой государственной политики в этой области.

Возложенные на РСЧС официальные задачи и анализ ее реальной роли в ЧС различного происхождения позволяют сделать вывод о том, что эта роль сводится к трем целевым функциям системы:

- предупреждение возникновения ЧС;

- снижение потерь и ущерба от ЧС;

- ликвидация последствий ЧС.

Если удается в достаточной степени выполнить эти целевые функции, государственная, общественная потребность в РСЧС будет удовлетворена.

РСЧС объединила органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время созданы территориальные и функциональные подсистемы РСЧС.

Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем РСЧС определены положениями о них, утвержденными руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти по согласованию с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Несколько слов следует сказать о структуре РСЧС. На первом этапе создания системы стояла задача, объединяя необходимые для противодействия ЧС звенья различной принадлежности, сохранить их от разрушения, перенять все возможности и весь их опыт.

Поэтому настоящая структура - от данности, в ней объединено то, что существовало в стране на тот момент пригодного для борьбы с ЧС. С накоплением опыта, с ростом авторитета РСЧС появилась возможность некоторой ее структурной перестройки: более четкого, с одной стороны, разделения предназначений подсистем, с другой - их интеграции в единый организм, где все составные части работают слаженно.

Не секрет, что в значительной степени при построении РСЧС использовалась структура системы гражданской обороны. Сохранился и присущий ей производственно-территориальный принцип построения. В этих условиях возникла проблема места гражданской обороны в РСЧС.

Федеральным законом “О гражданской обороне” установлено, что ГО организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ясно, что несмотря на некоторые отличия в решении задач мирного времени или военного времени, иметь две раздельные системы нецелесообразно, поскольку все эти задачи решаются, в основном, одними теми же методами и средствами. Единая система должна полностью наследовать международный юридический статус, опыт и возможности ГО, а также воспринять государственные полномочия и расширенный круг задач РСЧС.

Понятийные противоречия могли бы быть сняты новым названием системы “Гражданская защита”.

Основными направлениями совершенствования и развития РСЧС в последние годы являются:

- создание единой нормативно-правовой базы системы;

- развитие системы управления и укрепление ее органов;

- усиление научно-методического и информационного обеспе-чения системы;

-  укрепление сил системы;

- совершенствование материальной базы системы;

- повышение уровня подготовки руководящих работников, специалистов РСЧС, личного состава аварийно-спасательных формирований и населения страны;

- расширение и укрепление связи РСЧС с органами государственной власти, органами местного самоуправления, производственно-хозяйственными структурами, общественными организациями и населением России, также зарубежных стран.

Если говорить об уровнях РСЧС, то к федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения, действия и использование которых непосредственно координирует МЧС России, а также органы управления, силы и средства, непосредственно подчиненные федеральным органам исполнительной власти.

Региональный уровень РСЧС образован вследствие районирования России по девяти регионам (7 - после образования Сибирского региона). В составе РСЧС образованы Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Забайкальский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный регионы.

Основным органом управления, ответственным за функционирование сил и средств подсистем РСЧС на территории региона, является соответствующий региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основное предназначение регионального центра - координация деятельности территориальных органов исполнительной власти, организаций их взаимодействия при работах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Регионы, в основном, образованы в границах военных округов. За истекший период статус центров, их задачи и принципы  деятельности прошли некоторую практическую апробацию. В целом их становление состоялось, но нерешенных проблем еще много. Основные трудности в деятельности центров были связаны с отсутствием на региональном уровне государственных органов управления, на которые они могли опираться. Сейчас осуществляется тенденция объединения республик, краев и областей в ассоциации и другие союзы на основе экономического сотрудничества. Во главе таких объединений становятся коллегиальные органы управления, с опорой на которые и возможна работа региональных центров. Таким образом, наиболее реальным в настоящее время способом преодоления упомянутых трудностей является создание при коллегиальных органах экономического сотрудничества территорий региональных советов по чрезвычайным ситуациям.

Органы управления ГОиЧС включены в состав соответствующих органов исполнительной власти. Это расширяет их возможности и упрощает руководство силами РСЧС со стороны начальников гражданской обороны.

По ходу стабилизации структуры органов федеральной исполнительной власти проведена реорганизация и целесообразная унификация их органов управления, занимающихся вопросами ГОиЧС.

Следует еще раз подтвердить действенность института начальников гражданской обороны, дающему нашей системе вертикаль соподчиненности и содействующему целесообразной централизации управления. Все руководство гражданской обороной и РСЧС (гражданской защиты) в мирное и военное время осуществляется через МЧС России.

К территориальному уровню относятся органы исполнительной власти, силы и средства территориальных подсистем РСЧС с элементами функциональных подсистем, дислоцированных на этих территориях.

Местный уровень - охватывает территорию района, города (района в городе), а объектовый - территорию предприятия, учреждения и организации.

Основным органом управления, ответственным за противодействие чрезвычайным ситуациям на соответствующей территории, является комиссия по чрезвычайным ситуациям соответствующего органа исполнительной власти.

Комиссия как коллегиальный орган объединяет в себе ответственных представителей местных ведомств, что позволяет заблаговременно реализовывать меры по предупреждению ЧС, а в чрезвычайных условиях - оперативно мобилизовывать ресурсы соответствующих территорий и эффективно ликвидировать чрезвычайные ситуации. Комиссии возглавляются заместителями органов исполнительной власти. Рабочими органами этих комиссий являются министерства, комитеты, управления, отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Эти органы, являющиеся основными органами повседневного управления, функционируют на всех уровнях, вплоть до сельского района включительно.


Роль, фукции, и задачи местных органов управления ГОЧС.


Уточним роль, функции и задачи местных органов управления ГОЧС. В каждом субъекте федерации (СФ) создано Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

МЧС СФ осуществляет свою деятельность:

а) под руководством МЧС России по вопросам:

формирования и установления основ федеральной политики и федеральных программ в области гражданской обороны;

подготовки проектов федеральных законов. Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

организации проведения научных исследований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

определения задач, функций, порядка деятельности, прав и обязанностей органов исполнительной власти СФ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных   ситуаций,   осуществления   руководства   единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС);

участия в обеспечении создания республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также определения порядка использования указанных резервов;

осуществления контроля за процессом производства, режимом хранения, условиями перевозки и порядком использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдением при этом необходимых мер безопасности;

принятия решении о непосредственном руководстве ликвидацией чрезвычайных ситуаций и об оказании помощи в случае их возникновения на территории СФ, а также при чрезвычайных ситуациях на территориях других субъектов Российской Федерации - по указанию МЧС России, Главы СФ и Правительства СФ;

определения порядка сбора информации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядка обмена указанной информацией между органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также  органами, специально уполномоченными решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе органов исполнительной власти  субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; участия в планировании совместно с Приволжским региональным центром но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применения войск гражданской обороны в мирное время на территории СФ:

б) под руководством Правительства СФ по вопросам:

подготовки в соответствии с федеральным законодательством законов и иных нормативных правовых актов СФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации, по реализации мероприятий в области гражданской обороны:

осуществления подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств гражданской обороны, республиканской территориальной подсистемы РСЧС для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучения населения по гражданской обороне, а также способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в условиях мирного и военного времени;

принятия решений о проведении эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций и обеспечении их проведения;

осуществления в установленном порядке сбора и обмена информацией в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения своевременного оповещения и информирования населения о мероприятиях гражданской обороны, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержания общественного порядка в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств - обращения за оказанием помощи к органам исполнительной власти ближайших субъектов Российской Федерации, к МЧС России и в установленном порядке к Правительству Российской Федерации;

осуществления мероприятий  гражданской обороны, защиты населения и территории СФ от чрезвычайных ситуаций;

создание республиканских резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории СФ;

содействия   устойчивому   функционированию   организаций. предприятий, учреждений в условиях чрезвычайных ситуаций;

в) под совместным руководством МЧС России и Правительства СФ по вопросам:

разработки предложений по реализации государственной политики в области гражданской обороны;

проведения карантинных мероприятий;

проведения  предупредительных  мероприятий  по   снижению последствий катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

 

 Основные задачи МЧС СФ


Основными задачами МЧС СФ являются:

разработка предложений по реализации государственной политики в области гражданской  обороны,  предупреждения  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций, участие в установленном порядке в реализации принятых по ним решений;

планирование, разработка и осуществление мероприятий по гражданской обороне и контроль за их выполнением на территории СФ;

организация оповещения и информирования населения республики о приведении в готовность системы гражданской обороны, об угрозе нападения противника и применения им средств массового поражения;

организация  подготовки  населения,  должностных  лиц  и формирований республиканской территориальной подсистемы РСЧС по гражданской обороне, по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организация и осуществление на территории СФ государственного надзора и контроля за выполнением установленных требований по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, готовностью органов повседневного управления, сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС к проведению поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению выживания населения в условиях военного времени, организация работы по обеспечению органов повседневного управления, сил и средств республиканской территориальной подсистемы РСЧС страховым фондом документации на объекты повышенного риска (потенциально опасные объекты) и объекты систем жизнеобеспечения населения;

участие в планировании и организации работы по декларированию безопасности объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов), дача заключений по лицензированию потенциально опасных объектов в области гражданской обороны, участие в работе по проведению экспертизы при проектировании и строительстве объектов;

организация подготовки населения по гражданской обороне и действиям их в чрезвычайных ситуациях;

участие в планировании, организации, обеспечении и проведении эвакомероприятий совместно с органами исполнительной власти СФ, органами местного самоуправления и военным командованием в условиях мирного и военного времени;

обеспечение защиты информации, в том числе и составляющей государственную тайну, в соответствии с возложенными задачами и в пределах своей компетенции;

организация разработки мобилизационных планов по мероприятиям гражданской обороны СФ в составе мобилизационных планов экономики Российской Федерации;

проверка состояния гражданской обороны объектов экономики СФ;

разработка планов доукомплектованная и отмобилизования МЧС СФ и возложенных на него формирований;

организация работы по созданию и совершенствованию нормативно-правовой  и   организационно-методической     документации   по мобилизационной подготовке в части, касающейся мероприятий по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций;

участие в разработке нормативных правовых актов СФ на военное время по вопросам гражданской обороны, в том числе в подготовке ежегодных планов разработки региональных проектов нормативных актов на военное время:

обеспечение функционирования и развития республиканской территориальной подсистемы РСЧС, создание и обеспечение готовности органов управления, сил и средств в условиях мирного и военного времени;

руководство работами по  предупреждению  и ликвидации чрезвычайных ситуацией па территории СФ, в том числе на внутренних водах;

Страницы: 1, 2, 3