БЖД, ответы на экзаменационные вопросы
К пассивным факторам относятся факторы,
проявляющиеся опосредовано во времени. Эти факторы возникают по следующим
признакам:
- опасным свойствам, связанным с коррозией металлов;
- образованием накипи на поверхностях;
- недостаточной прочностью и устойчивостью
конструкций;
- высоким нагрузкам на механизмы и машины и т.п.
Формой проявления этих факторов являются разрушения,
загорания, взрывы и другие виды аварий и катастроф.
Следует рассмотреть факторы, воздействие которых
характеризуются следующими признаками:
Возможным характером действия на организм
человека.Структурой или строением.Последствиями.Ущербом.
Алгоритм изучения опасностей:
1) предварительный анализ опасности:
а) источник опасности;
б) определение части системы, которая может вызвать
опасности;
в) введение ограничений на анализ;
2) выявление последовательности опасных ситуаций, построение
дерева событий и опасностей;
3) анализ последствий.
Основные методы обеспечения безопасности.
Классификация методов:
а) пространственное или временное разделение гомосферы
и ноксосферы;
б) нормализация ноксосферы;
в) адаптация человека к соответствующей среде;
г) комбинирование.
По характеру воздействия на человека опасности можно
разделить на 2 группы:
факторы которые в зависимости от дозировки вредны или
опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека;
факторы, которые при выходе за допустимые уровни
являются опасными, но способны оказывать полезный и даже необходимый эффект для
человека.
Принципы нормирования опасностей:
Полное исключение воздействия опасности;
Регламентация предельно допустимой интенсивности
действия опасности;
Допущение большей интенсивности воздействия при
сокращении продолжительности воздействия;
Регламентация интенсивности воздействия с учетом
накопления негативного эффекта за длительные периоды.
Уровни воздействия на организм человека
Летальные уровни:
минимальные смертельные(единичные случаи гибели);
абсолютно смертельные;
среднесмертельные (гибель более 50 % организмов).
Пороговые уровни:
порог острого действия;
порог специфического действия;
порог хронического действия.
- Системный
анализ безопасности технических систем. Дополнить примером из
индивидуального задания №2.
Системный
анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки
и обоснования решений по сложным проблемам (в данном случае – безопасности).
Ключевым понятием системного анализа является понятие системы.
Система
– это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой
таким образом, чтобы выполнять заданные функции при определенных условиях. Под
системой понимают совокупность машин, оборудования, средств управления и
операторов, требуемую для достижения определенной цели либо для реализации
проекта.
Цель
системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие
на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.),
и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их
появления.
Проблему
можно разделить на два главных аспекта:
а)
определение и описание типов отказов и сбоев;
б)
определение последовательности или комбинации отказов как между собой, так и с
«нормальными» событиями, приводящими в конечном счете к появлению
нежелательного события.
7.
Человеческий
фактор и производственная безопасность, психология безопасности
Человеческий
фактор —
устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как
потенциальный и актуальный источник (причину) информационных проблем, либо
проблем управления техникой (коллизий). Данное выражение используется чаще
всего для объяснения причин катастроф и аварий пассажирских самолётов, повлёкших
за собой значительные человеческие жертвы.
Производственная
безопасность
является научно-учебной дисциплиной, изучающей производственные опасности с
целью разработки профилактических мер защиты от них производственного
персонала. Предметом изучения (исследования) дисциплины являются:
производственные (технологические) процессы; технологическое (производственное)
оборудование; опасности, возникающие при эксплуатации.
психологию
безопасности целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как
некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект
безопасности в разнообразных видах деятельности. Психология безопасности труда
— это применение психологических знаний в области охраны труда. Она призвана
способствовать отработке безопасных приемов труда, вскрывать причины и вредные
последствия неправильного поведения работника в производственной обстановке.
8.
Стадии
развития аварийной ситуации: основные факторы успешного преодоления.
Компенсационные и защитные возможности человеческого организма.
АВАРИЙНАЯ
СИТУАЦИЯ — ситуация, когда произошла авария и возможен дальнейший ход ее
развития. А. с. — всякое внезапное событие, связанное с одним или несколькими
опасными веществами, которое могло бы привести к крупной аварии, но не произошло
вследствие сдерживающих факторов, действий или систем Для каждой стадии
развития аварийных ситуаций устанавливается соответствующий уровень
("А", "Б" и "В"). Для каждой возможной
(ожидаемой) стадии развития аварийной ситуации проводится анализ условий ее
возникновения, перехода с одного уровня на другой, оцениваются возможные
последствия, определяются оптимальные средства ее предупреждения и локализации,
выявляется готовность объекта к противоаварийной защите.
Организационно-технические решения должны быть направлены на повышение
противоаварийной устойчивости технологического объекта (группы объектов) и
обеспечивать оперативное обнаружение предпосылок аварийной ситуации, оповещение
персонала организации, создание необходимых условий для быстрой локализации и
ликвидации аварийной ситуации на ранней стадии развития. Стадии развития
опасной ситуации
1 стадия - восприятие опасности (процесс отражения в
сознании предметов и явлений
при их воздействии на органы чувств). На этой стадии
важнейшее значение имеют сенсорные и информационные возможности человека,
уровень развития внимания;
2стадия - осознание опасности. Ее осознанию помогает
воображение, память и предшествующий опыт, уровень общих знаний и интуиция;
3стадия - принятие решения. Своевременность и правильность
принятия решения, позволяющего избежать опасности, зависит от интеллектуальных
способностей, уровня теоретических и профессиональных знаний, интуиции.
4стадия - действия. Выполнение принятого решения
зависит от физических возможностей,
антропометрических и биомеханических данных человека,
его ловкости, уровня развития
профессиональных навыков и умений.
Неудача на любой из стадий в сочетании с фактором
случайности может создать для работающего аварийную ситуацию.
В ходе эволюции организм человека приобрел способность
компенсировать неблагоприятные изменения внешних условий.
В организме человека функционируют несколько систем,
обеспечения безопасности: иммунная система, терморегуляция, слезотечение,
кожные покровы, слизистые оболочки и т.д.
Иммунитет - состояние устойчивости организма к
заразному началу (вирусам, микробам, токсинам, простейшим) и другим генетически
чужеродным природным и синтетическим соединениям, обусловливает постоянство
внутренней среды человека.
В процессе жизнедеятельности человек приобрел
множество защитных рефлексов, позволяющих ему избегать и сопротивляться опасным
факторам окружающей среды, адаптироваться к внешним условиям. Рефлекс
- реакция организма на раздражение. Безусловный рефлекс
(инстинкт) - врожденные, наследственно передающиеся реакции организма на
внешние и внутренние раздражения (сокращения мышц при воздействии
электрического тока, тепла, острых предметов и т.п.; мигание; кашель; чихание;
рвота и т.д.). Условный рефлекс - реакции организма,
вырабатываемые индивидуально, на основе приобретенного опыта.
Стресс - состояние психической и
эмоциональной напряженности, вызванное трудностями и опасностями, заключающееся
в повышении частоты сердцебиения, росте давления, расширении кровеносных
сосудов, изменении состава крови (адреналин – гормон, вырабатываемый организмом
при развитии стресса) и других физиологических сдвигах в организме.
9.
Цель,
методы и средства профотбора. Профессиональная готовность и пригодность. Отбор
и обучение персонала правилам безопасности. Виды инструктажа.
В
настоящее время постоянно возрастает роль профотбора при приеме людей на
работу. Многие предприятия, стремящиеся к повышению эффективности труда,
пытаются использовать передовой зарубежный опыт, который свидетельствует, что
успеха можно достичь не только за счет использования новых технологий, но и за
счет более качественно отобранных кадровых ресурсов.
Профессиональный
отбор —
процедура вероятностной оценки ((проф.пригодности)) человека, изучение
возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого
уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В
профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический,
педагогический и психологический (1) Медицинский отбор2) Образовательный
отбор3) Социально-психологический отбор4) Психофизиологический отбор). Профотбор
состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в
случае обнаружения у него необходимых задатков, достаточной физической и
образовательной подготовки. Профотбору обычно предшествует профподбор. Профподбор
служит для определения круга профессий, наиболее подходящих для данного
человека, т. е. помогает ему подобрать профессию с помощью научно обоснованных
методов и средств. Для целей профподбора (профотбора) используют анкетный,
аппаратурный и тестовый методы. Психофизиологическая диагностика.
Психофизиологическая диагностика - это обобщенная оценка психофизиологических
возможностей работника относительно эффективного выполнения конкретного вида
деятельности и психофизиологической пригодности к выполнению работ повышенной
опасности.
Виды
психологических тестов применяемых при профотборе:
Интеллектуальные
тесты. Предназначены для выяснения уровня интеллекта и образования кандидата.
Тесты
на внимание и память, Личностные тесты, тесты на выявления уровня мотивации,
Тесты межличностных отношений, Тесты способностей.
ОБЩИЕ
- присущие
всем людям основные формы психического отражения: способности ощущать,
воспринимать, запоминать, переживать, мыслить; а также в большей или меньшей
степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности:
игре, учению, труду, общению. ЧАСТНЫЕ - присущие не всем людям
способности: музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая
память; а также: профессиональные, специфические, особенные. оценка персонала
является важной составляющей принятия объективного решения при найме персонала.
Обычно предлагаются следующие процедуры отбора персонала:
предварительная отборочная беседа — анкетирование — собеседование — тестирование
— проверка рекомендаций послужного списка — медицинский осмотр; собеседование
кандидата с сотрудниками отдела человеческих ресурсов— наведение справок о
кандидате — собеседование с. руководителями подразделения — испытание и т. д. Для
каждой категории сотрудников существуют свои наиболее оптимальные методы оценки. Для
отбора
персонала рекомендуется использовать следующие инструменты оценки:
А)Тесты
способностей; Б) Профессиональные личностные Опросники; В) групповая дискуссия,
аналитические презентационные упражнение, индивидуальное деловое упражнение,
ролевая игра (взаимодействие с подчиненным или коллегой), ролевая игра
(взаимодействие с клиентом); Г)Интервью по компетенциям.
Вводный
инструктаж
проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования,
стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными
работниками, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или
практику.
Первичный
инструктаж
на рабочем месте должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу
работниками. Данный вид инструктажа проводится с каждым работником
индивидуально с демонстрацией безопасных приемов труда.
Повторный
инструктаж
проводится с целью проверки и повышения уровня знаний работником правил и
инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной
профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Данный вид
инструктажа должны проходить все работающие не реже чем через 6 месяцев после
проведения очередного инструктажа, за исключением тех работников, которые не
связаны с использованием в их трудовой деятельности инструментов и
оборудования.
Внеплановый
инструктаж
должен проводиться в случае изменения правил по охране труда, при изменении
технологических процессов, замене оборудования и других изменениях, влияющих на
безопасность труда работников.
Целевой
инструктаж
необходимо проводить в случаях поручения работнику выполнения разовых работ, не
связаны с прямыми трудовыми обязанностями работника по его основной
специальности. Аналогичный инструктаж должен проводиться с работниками в случае
поручения им выполнения работ по ликвидации последствий аварий, стихийных
бедствий и катастроф, производства работ, на которые необходимо оформлять
наряд-допуск, специальное разрешение и иные документы, а также в других
случаях, предусмотренных правилами по охране труда.
Первичный
инструктаж
на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой осуществляется
непосредственным руководителем работ (мастером, начальником бюро, лаборатории и
т. д.). Инструктаж на рабочем месте должен завершаться проверкой знаний
инструктируемого посредством устного опроса или с помощью технических средств
обучения, а также фактической проверкой приобретенных навыков безопасных
приемов работы. Оценку знаний работников осуществляет тот же руководитель,
который проводил соответствующий инструктаж.
Лица,
показавшие неудовлетворительные знания при проведении проверки, к
самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь
пройти инструктаж.
10.
Производственный
травматизм. Классификация несчастных случаев (НС). Социальное страхование от НС
на производстве и профессиональных заболеваний
Травматизм — совокупность травм,
возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Производственная
травма — травма, полученная работником на производстве и вызванная
несоблюдением требований охраны труда. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
— случай травматического повреждения здоровья пострадавшего, происшедший по
причине, связанной с его трудовой деятельностью, или во время работы.
Классификация НС. В зависимости от характера и обстоятельств происшествия,
тяжести полученных пострадавшими телесных повреждений различают НС:
-
легкие — НС, в результате которых пострадавшими были получены повреждения здоровья,
отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным Минздравсоцразвития
России, к категории легких и средней тяжести;
-
тяжелые — НС, в результате которых пострадавшими были получены повреждения
здоровья, отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным
Минздравсоцразвития России, к категории тяжелых;
- со
смертельным исходом — НС, в результате которых пострадавшие получили
повреждения здоровья, приведшие к их смерти;
-
групповые — НС с числом пострадавших 2 человека и более;
-
групповые с тяжелыми последствиями — НС, при которых 2 человека и более
получили повреждения здоровья, относящиеся к категории тяжелых или со
смертельным исходом.
Страховые взносы по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний (сокращенно взносы по НС и ПЗ) — обязательный платеж, рассчитанный
исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который
страхователь обязан внести страховщику. Взносы по НС и ПЗ не являются налоговым
платежом и уплачиваются не в бюджет, а непосредственно в Фонд социального
страхования.Уплата страховых взносов в первую очередь регулируется Федеральным
законом от 24.07.1998
11.
Порядок
расследования и учета НС. Действия основных участников процесса оформления и
расследования НС.
Под несчастным случаем, понимаем
внезапное непреднамеренное нарушение существовавшего ранее биологического или
психофизиологического равновесия организма человека под воздействием опасного
фактора ненормально функционирующей системы деятельности. РАССЛЕДОВАНИЕ
НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — законодательно установленная процедура
обязательного расследования обстоятельств и причин повреждений здоровья
работников и др. лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя,
при осуществлении ими действий, обусловленных трудовыми отношениями с
работодателем или исполнением его задания. Порядок расследования
несчастных случаев на производстве (далее — НС) установлен в ст. 229, 2291,
2292 и 2293 ТК РФ и в Положении об особенностях расследования несчастных
случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном
постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.
12.
Методы
анализа производственного травматизма. Пути и меры профилактики травматизма
При
анализе причин, приведших к несчастному случаю, используются следующие методы
СТАТИСТИЧЕСКИЙ
метод, при котором обрабатываются статистические данные по травматизму и
вычисляются следующие показатели:
а)
коэффициент частоты травматизма
б)
коэффициент тяжести травматизма
в) коэффициент
общего травматизма
г)
коэффициент, определяющий процент несчастных случаев с выходом на инвалидность
и со смертельным исходом,
д)
коэффициент, отражающий количество пострадавших на 1000 работающих,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|