рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

БЖД, ответы на экзаменационные вопросы рефераты


К пассивным факторам относятся факторы, проявляющиеся опосредовано во времени. Эти факторы возникают по следующим признакам:

- опасным свойствам, связанным с коррозией металлов;

- образованием накипи на поверхностях;

- недостаточной прочностью и устойчивостью конструкций;

- высоким нагрузкам на механизмы и машины и т.п.


Формой проявления этих факторов являются разрушения, загорания, взрывы и другие виды аварий и катастроф.

Следует рассмотреть факторы, воздействие которых характеризуются следующими признаками:

Возможным характером действия на организм человека.Структурой или строением.Последствиями.Ущербом.

Алгоритм изучения опасностей:


1) предварительный анализ опасности:

а) источник опасности;

б) определение части системы, которая может вызвать опасности;

в) введение ограничений на анализ;

2) выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей;

3) анализ последствий.

Основные методы обеспечения безопасности. Классификация методов:


а) пространственное или временное разделение гомосферы и ноксосферы;

б) нормализация ноксосферы;

в) адаптация человека к соответствующей среде;

г) комбинирование.


По характеру воздействия на человека опасности можно разделить на 2 группы:

факторы которые в зависимости от дозировки вредны или опасны, но не нужны для жизни и деятельности человека;

факторы, которые при выходе за допустимые уровни являются опасными, но способны оказывать полезный и даже необходимый эффект для человека.

Принципы нормирования опасностей:

Полное исключение воздействия опасности;

Регламентация предельно допустимой интенсивности действия опасности;

Допущение большей интенсивности воздействия при сокращении продолжительности воздействия;

Регламентация интенсивности воздействия с учетом накопления негативного эффекта за длительные периоды.

Уровни воздействия на организм человека



Летальные уровни:

минимальные смертельные(единичные случаи гибели);

абсолютно смертельные;

среднесмертельные (гибель более 50 % организмов).


Пороговые уровни:

порог острого действия;

порог специфического действия;

порог хронического действия.

  1. Системный анализ безопасности технических систем. Дополнить примером из индивидуального задания №2.

Системный анализ – это совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам (в данном случае – безопасности). Ключевым понятием системного анализа является понятие системы.

Система – это совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимодействующих между собой таким образом, чтобы выполнять заданные функции при определенных условиях. Под системой понимают совокупность машин, оборудования, средств управления и операторов, требуемую для достижения определенной цели либо для реализации проекта.

Цель системного анализа безопасности состоит в том, чтобы выявить причины, влияющие на появление нежелательных событий (аварий, катастроф, пожаров, травм и т.п.), и разработать предупредительные мероприятия, уменьшающие вероятность их появления.

Проблему можно разделить на два главных аспекта:

а) определение и описание типов отказов и сбоев;

б) определение последовательности или комбинации отказов как между собой, так и с «нормальными» событиями, приводящими в конечном счете к появлению нежелательного события.

7.      Человеческий фактор и производственная безопасность, психология безопасности

Человеческий фактор — устойчивое выражение, которым обозначают психические способности человека как потенциальный и актуальный источник (причину) информационных проблем, либо проблем управления техникой (коллизий). Данное выражение используется чаще всего для объяснения причин катастроф и аварий пассажирских самолётов, повлёкших за собой значительные человеческие жертвы.

Производственная безопасность является научно-учебной дисциплиной, изучающей производственные опасности с целью разработки профилактических мер защиты от них производственного персонала. Предметом изучения (исследования) дисциплины являются: производственные (технологические) процессы; технологическое (производственное) оборудование; опасности, возникающие при эксплуатации.

психологию безопасности целесообразно рассматривать не как раздел психологии труда, а как некоторую отрасль психологической науки, изучающую психологический аспект безопасности в разнообразных видах деятельности. Психология безопасности труда — это применение психологических знаний в области охраны труда. Она призвана способствовать отработке безопасных приемов труда, вскрывать причины и вредные последствия неправильного поведения работника в производственной обстановке.


8.      Стадии развития аварийной ситуации: основные факторы успешного преодоления. Компенсационные и защитные возможности человеческого организма.

АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ — ситуация, когда произошла авария и возможен дальнейший ход ее развития. А. с. — всякое внезапное событие, связанное с одним или несколькими опасными веществами, которое могло бы привести к крупной аварии, но не произошло вследствие сдерживающих факторов, действий или систем Для каждой стадии развития аварийных ситуаций устанавливается соответствующий уровень ("А", "Б" и "В"). Для каждой возможной (ожидаемой) стадии развития аварийной ситуации проводится анализ условий ее возникновения, перехода с одного уровня на другой, оцениваются возможные последствия, определяются оптимальные средства ее предупреждения и локализации, выявляется готовность объекта к противоаварийной защите. Организационно-технические решения должны быть направлены на повышение противоаварийной устойчивости технологического объекта (группы объектов) и обеспечивать оперативное обнаружение предпосылок аварийной ситуации, оповещение персонала организации, создание необходимых условий для быстрой локализации и ликвидации аварийной ситуации на ранней  стадии развития.  Стадии развития опасной ситуации

1 стадия - восприятие опасности (процесс отражения в сознании предметов и явлений

при их воздействии на органы чувств). На этой стадии важнейшее значение имеют сенсорные и информационные возможности человека, уровень развития внимания;

2стадия - осознание опасности. Ее осознанию помогает воображение, память и предшествующий опыт, уровень общих знаний и интуиция;

3стадия - принятие решения. Своевременность и правильность принятия решения, позволяющего избежать опасности, зависит от интеллектуальных способностей, уровня теоретических и профессиональных знаний, интуиции.

4стадия - действия. Выполнение принятого решения зависит от физических возможностей,

антропометрических и биомеханических данных человека, его ловкости, уровня развития

профессиональных навыков и умений.

Неудача на любой из стадий в сочетании с фактором случайности может создать для работающего аварийную ситуацию.

В ходе эволюции организм человека приобрел способность компенсировать неблагоприятные изменения внешних условий.

В организме человека функционируют несколько систем, обеспечения безопасности: иммунная система, терморегуляция, слезотечение, кожные покровы, слизистые оболочки и т.д.

Иммунитет - состояние устойчивости организма к заразному началу (вирусам, микробам, токсинам, простейшим) и другим генетически чужеродным природным и синтетическим соединениям, обусловливает постоянство внутренней среды человека.

В процессе жизнедеятельности человек приобрел множество защитных рефлексов, позволяющих ему избегать и сопротивляться опасным факторам окружающей среды, адаптироваться к внешним условиям. Рефлекс - реакция организма на раздражение. Безусловный рефлекс (инстинкт) - врожденные, наследственно передающиеся реакции организма на внешние и внутренние раздражения (сокращения мышц при воздействии электрического тока, тепла, острых предметов и т.п.; мигание; кашель; чихание; рвота и т.д.). Условный рефлекс - реакции организма, вырабатываемые индивидуально, на основе приобретенного опыта.

Стресс - состояние психической и эмоциональной напряженности, вызванное трудностями и опасностями, заключающееся в повышении частоты сердцебиения, росте давления, расширении кровеносных сосудов, изменении состава крови (адреналин – гормон, вырабатываемый организмом при развитии стресса) и других физиологических сдвигах в организме.

9.      Цель, методы и средства профотбора. Профессиональная готовность и пригодность. Отбор и обучение персонала правилам безопасности. Виды инструктажа.

В настоящее время постоянно возрастает роль профотбора при приеме людей на работу. Многие предприятия, стремящиеся к повышению эффективности труда, пытаются использовать передовой зарубежный опыт, который свидетельствует, что успеха можно достичь не только за счет использования новых технологий, но и за счет более качественно отобранных кадровых ресурсов.

Профессиональный отбор — процедура вероятностной оценки ((проф.пригодности)) человека, изучение возможности овладения им определенной специальностью, достижения требуемого уровня мастерства и эффективного выполнения профессиональных обязанностей. В профессиональном отборе выделяют 4 компонента: медицинский, физиологический, педагогический и психологический (1) Медицинский отбор2) Образовательный отбор3) Социально-психологический отбор4) Психофизиологический отбор). Профотбор состоит в научно обоснованном допуске человека к определенному труду в случае обнаружения у него необходимых задатков, достаточной физической и образовательной подготовки. Профотбору обычно предшествует профподбор. Профподбор служит для определения круга профессий, наиболее подходящих для данного человека, т. е. помогает ему подобрать профессию с помощью научно обоснованных методов и средств. Для целей профподбора (профотбора) используют анкетный, аппаратурный и тестовый методы. Психофизиологическая диагностика. Психофизиологическая диагностика - это обобщенная оценка психофизиологических возможностей работника относительно эффективного выполнения конкретного вида деятельности и психофизиологической пригодности к выполнению работ повышенной опасности.

Виды психологических тестов применяемых при профотборе:

Интеллектуальные тесты. Предназначены для выяснения уровня интеллекта и образования кандидата.

Тесты на внимание и память, Личностные тесты, тесты на выявления уровня мотивации, Тесты межличностных отношений, Тесты способностей.

ОБЩИЕ - присущие всем людям основные формы психического отражения: способности ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить; а также в большей или меньшей степени присущие всем людям способности к общечеловеческим видам деятельности: игре, учению, труду, общению.  ЧАСТНЫЕ - присущие не всем людям способности: музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память; а также: профессиональные, специфические, особенные. оценка персонала является важной составляющей принятия объективного решения при найме персонала. Обычно предлагаются следующие процедуры отбора персонала: предварительная отборочная беседа — анкетирование — собеседование — тестирование — проверка рекомендаций послужного списка — медицинский осмотр; собеседование кандидата с сотрудниками отдела человеческих ресурсов— наведение справок о кандидате — собеседование с. руководителями подразделения — испытание и т. д. Для каждой категории сотрудников существуют свои наиболее оптимальные методы оценки. Для отбора персонала рекомендуется использовать следующие инструменты оценки:

А)Тесты способностей; Б) Профессиональные личностные Опросники; В) групповая дискуссия, аналитические презентационные упражнение, индивидуальное деловое упражнение, ролевая игра (взаимодействие с подчиненным или коллегой), ролевая игра (взаимодействие с клиентом); Г)Интервью по компетенциям.

Вводный инструктаж проводится со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, а также с командированными работниками, учащимися, студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

Первичный инструктаж на рабочем месте должен проводиться со всеми вновь принятыми на работу работниками. Данный вид инструктажа проводится с каждым работником индивидуально с демонстрацией безопасных приемов труда.

Повторный инструктаж проводится с целью проверки и повышения уровня знаний работником правил и инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии или бригады по программе инструктажа на рабочем месте. Данный вид инструктажа должны проходить все работающие не реже чем через 6 месяцев после проведения очередного инструктажа, за исключением тех работников, которые не связаны с использованием в их трудовой деятельности инструментов и оборудования.

Внеплановый инструктаж должен проводиться в случае изменения правил по охране труда, при изменении технологических процессов, замене оборудования и других изменениях, влияющих на безопасность труда работников.

Целевой инструктаж необходимо проводить в случаях поручения работнику выполнения разовых работ, не связаны с прямыми трудовыми обязанностями работника по его основной специальности. Аналогичный инструктаж должен проводиться с работниками в случае поручения им выполнения работ по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф, производства работ, на которые необходимо оформлять наряд-допуск, специальное разрешение и иные документы, а также в других случаях, предусмотренных правилами по охране труда.

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой осуществляется непосредственным руководителем работ (мастером, начальником бюро, лаборатории и т. д.). Инструктаж на рабочем месте должен завершаться проверкой знаний инструктируемого посредством устного опроса или с помощью технических средств обучения, а также фактической проверкой приобретенных навыков безопасных приемов работы. Оценку знаний работников осуществляет тот же руководитель, который проводил соответствующий инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания при проведении проверки, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

10.  Производственный травматизм. Классификация несчастных случаев (НС). Социальное страхование от НС на производстве и профессиональных заболеваний

Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Производственная травма — травма, полученная работником на производстве и вызванная несоблюдением требований охраны труда. НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — случай травматического повреждения здоровья пострадавшего, происшедший по причине, связанной с его трудовой деятельностью, или во время работы. Классификация НС. В зависимости от характера и обстоятельств происшествия, тяжести полученных пострадавшими телесных повреждений различают НС:

- легкие — НС, в результате которых пострадавшими были получены повреждения здоровья, отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным Минздравсоцразвития России, к категории легких и средней тяжести;

- тяжелые — НС, в результате которых пострадавшими были получены повреждения здоровья, отнесенные по квалифицирующим признакам, установленным Минздравсоцразвития России, к категории тяжелых;

- со смертельным исходом — НС, в результате которых пострадавшие получили повреждения здоровья, приведшие к их смерти;

- групповые — НС с числом пострадавших 2 человека и более;

- групповые с тяжелыми последствиями — НС, при которых 2 человека и более получили повреждения здоровья, относящиеся к категории тяжелых или со смертельным исходом.

Страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (сокращенно взносы по НС и ПЗ) — обязательный платеж, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. Взносы по НС и ПЗ не являются налоговым платежом и уплачиваются не в бюджет, а непосредственно в Фонд социального страхования.Уплата страховых взносов в первую очередь регулируется Федеральным законом от 24.07.1998

11.  Порядок расследования и учета НС. Действия основных участников процесса оформления и расследования НС.

Под несчастным случаем, понимаем внезапное непреднамеренное нарушение существовавшего ранее биологического или психофизиологического равновесия организма человека под воздействием опасного фактора ненормально функционирующей системы деятельности. РАССЛЕДОВАНИЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ — законодательно установленная процедура обязательного расследования обстоятельств и причин повреждений здоровья работников и др. лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, при осуществлении ими действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем или исполнением его задания. Порядок расследования несчастных случаев на производстве (далее — НС) установлен в ст. 229, 2291, 2292 и 2293 ТК РФ и в Положении об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденном постановлением Минтруда России от 24 октября 2002 г. № 73.

12.  Методы анализа производственного травматизма. Пути и меры профилактики травматизма

При анализе причин, приведших к несчастному случаю, используются следующие методы

СТАТИСТИЧЕСКИЙ метод, при котором обрабатываются статистические данные по травматизму и вычисляются следующие показатели:

а) коэффициент частоты травматизма

б) коэффициент тяжести травматизма

в) коэффициент общего травматизма

г) коэффициент, определяющий процент несчастных случаев с выходом на инвалидность и со смертельным исходом,

д) коэффициент, отражающий количество пострадавших на 1000 работающих,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8