рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Связь музыки и социологии рефераты

связи с жизненными ситуациями и с теми элементами

содержания, которые воплощены внемузыкальными средствами.

К повторяющимся элементам музыкальной формы, семантические

возможности которых зависят от традиций их употребле-

ния вна практике, принадлежат не только

типы интонаций, но и такие единства

музыкально-выразительных, средств, какими являются жанры (мар-

шевые, танцевальные, песенные и т. д., смузыка Жанр

музыкальный). Потенц. значения каждого жанра во мно-

гом обусловлены его первичными бытовыми функция-

ми, т. е. его местом в жизненной практике.

Композитор может использовать в своих произв. как

общие закономерности музыкального «языка» нации и эпохи,так

и его конкретные элементы. При этом некоторые элементы

переходят в пределах данного стили из произведения в

произведение и от одного автора к другому без существ.

изменений (развивающие мелодические и гармонические оборо-

ты, кадансы, ритмические формулы бытовых жанрор и т. д.).

Другие, же служат лишь прообразами для создания но-

вых  в каждом-случае оригинальных элементов музыкальной

формы.

Музыкальные языки различных эпох, наций, композиторов необы-

чайно разнообразны, но всем им присущи и некоторые

общие принципы организации тонов — высотной и вре

менной. В подавляющем большинстве музыкальных культур

стилей высотные отношения тонов организованы на основе лада,

 а временные — на основе метра. Лад, метр служат одновременно

 и обобщениями всей предшествующей интонационно-ритмической

 практики и регуляторами дальнейшего творчества, которые направляют

 по определённому руслу поток звукосопряжоний, рождаемых сознанием

 композитора. Связное и содержательное развёртывание (в одноголосии)

 высотных и временных отношений музыкальных звуков на основе лада и метра

образует мелодию, которая является важнейшим из выразительных средств музыки,

 её душой. Объединяя в себе основные предпосылки музыкальной выразительности

 (интонационность, высотная, ритмическая синтаксическая

организованность), мелодия реализует в концентрированном и

 индивидуализированном виде .Рельефность и оригинальность мелодического

 материала  служат существенными критериями ценности музыкального

произведения, значительно способствуют его восприятию и запоминанию,

В каждом данном музыкальном произведении складывается в процессе их

 объединения и соподчинения общая структура, состоящая

из совокупности частных структур. К последним относятся структуры мелодическая, ритмическая, ладогармоническая, фактурная, тембровая, динамическая

темповая и др. Особое значение имеет тематическая структура, элементами

 которой служат музыкальные темы вместе с различными  видами и стадиями

их изменения и развития. В большинстве музыкалльных стилей именно темы являются

главным материальными носителями музыкальных образов, и, следовательно,

 тематическая структура музыкальной формы в значительной степени служит

 внешним выявлением образной структуры  содержания. Та и другая, сливаясь,

составляют образно-тематическую структуру произведения.

Все частные структуры музыкальной формы связываются воедино и координируются

Синтаксической  структурой (объединяющей мотивы, фразы, предложения, периоды)

и композиционной (объединяющей партии, разделы, части и  т. д.).

 Последние две структуры образуют музыкальную форму

в узком смысле слова (иначе — композицию музыкального произведения).

 

Как и содержание, музыкальная форма развёртывается во

времени, являясь процессом. Каждый элемент каждой

структуры играет свою роль в этом процессе, выполня-

ет определ. функцию. Функции элемента в музыкальной форме

могут быть множественными.

Музыкальная деятельность человека подразделяется

на три основные разновидности: творчество,

 исполнительство  и восприятие. Им со-

ответствуют три этапа существования муз, произ-

ведения: создание, воспроизведение, слушание. На

каждом этапе содержание и форма произведения пред-

стают в особом виде.

Восприятие музыки — сложный многоуровневый процесс,

включающий физическое слышание музыки, её понимание, пере-

живание и оценку. Физическое слышание — это непосред-

ственно-чувственное восприятие внешней (звуковой)

стороны музыкальной формы, сопровождаемое физиологич.

Воздействием.

Способность слушателя осмысленно воспринять (по-

нять и пережить) то или иное муз. произведение, со-

держание его восприятия и оценка зависят как от

объекта (произведение), так и от субъекта (слуша-

тель), точнее, от соотношения между духовными по-

требностями и интересами, эстетическими идеалами, степенью

художественного, развития, музыкальным опытом слушателя и внутр.

качествами произведения. В свою очередь, потребно-

сти и др. параметры слушателя сформированы социаль-

ной средой, а его личный муз. опыт есть часть общест-

венного. Поэтому восприятие музыки так же обусловлено

социально, как и творчество или исполнительство

(что не исключает определённого значения врождён-

ных способностей и индивидуальных психологич.

свойств для всех видов муз. деятельности). В частно-

сти, социальные факторы играют ведущую роль в об-

разовании как индивидуальных, так и массовых истол-

кований (интерпретаций) и оценок муз. произведений.

Эти истолкования и оценки исторически изменчивы,

в них отражаются различия в объективном значении и

ценности одного и того же произведения для разных

эпох и социальных групп (в зависимости от его соот-

ветствия объективным требованиям времени и потреб-

ностям общества).

Три осн. вида муз. деятельности тесно связаны меж-

ду собой, образуя единую цепь. Каждое её последую-

щее звено получает материал от предыдущего и испы-

тывает его воздействие. Существует между ними и об-

ратная связь: исполнительство стимулирует (но, в из-

вестной мере, и ограничивает) творчество своими по-

требностями и возможностями; обществ, восприятие

прямо влияет на исполнительство (через реакции пуб-

лики при её непосредственном, живом контакте с ис-

полнителем и др. путями) и косвенно на творчество

(поскольку композитор вольно или невольно ориенти-

руется на тот или иной тип муз. восприятия и опирает-

ся на музыкальный язык, сложившийся в определён-

ном обществе).

Вместе с такими видами деятельности, как распро-

странение и пропаганда музыки с помощью разл. средств

информации, науч. исследование музыки,

критика (смузыка Критика музыкальная), подготовка кад-

ров, организационное руководство и т. д. и соответ-

ствующими им учреждениями, субъектами этой дея-

тельности и порожденными ею ценностями, творчество,

исполнительство и восприятие образуют систему — муз.

культуру общества. В развитой муз. культуре твор-

чество представлено многими пересекающимися разно-

видностями, которые могут быть дифференцированы по

разл. признакамузыка 1) По типу содержания: музыка лириче-

ская, эпическая, драматическая, а также героическая,

трагическая, юмористическая и т. д.; в ином аспекте —

серьёзная музыка и лёгкая музыка. 2) По исполни-

тельскому назначению: вокальная музыка и инстру-

ментальная музыка; в ином аспекте — сольная, ан-

самблевая, оркестровая, хоровая, смешанная (с воз-

можным дальнейшим уточнением составов: напр., для

симф. оркестра, для камерного оркестра, для джаза

и т.д.). 3) По синтезу с др. видами искусства и со сло-

вом: музыка театральная (смузыка Театральная музыка), хорео-

графическая (смузыка Танцевальная музыка), программная

инструментальная, мелодрама (чтение под музыку),

вокальная со словами. музыка вне синтеза — вокализы

(пение без слов) и «чистая» инструментальная (без про-

граммы). 4) По жизненным функциям: прикладная музыка

(с последующей дифференциацией на производственную

музыку, военную музыку, сигнальную музыку, развле-

кательную музыку и т. д.) и неприкладная. 5) По ус-

ловиям звучания: музыка для слушания в спец. обстанов-

ке, где слушатели отделены от исполнителей .


                                       Введение

      Музыка - вид искусства, который отражает действитольность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных по высоте и во времени  звуковых последований, состоящих в основном из тонов.

     Музыка всегда выражает важнейшие, типичные черты идеологии той или иной социальной группы. Музыка

нередко передаёт эмоциональный колорит, темп, ритм

эпохи в целом, мысли и эмоции, близкие не одному, а

нескоторым классам  (идеи демократического преобразования общества, национального освобождения и т. п.) или даже всем людям (настроения, пробуждаемые природой, любовь и др. лирические, переживания), воплощает высокие общечеловеческие идеалы.

      Однако, поскольку всеобщее в идейно-эмоциональном мире человека не оторвано от его общественного бытия, то и общечеловеческое в музыке неизбежно получает социальную направленность.


      

2. Музыка–универсальный язык социальной коммуникации

     Музыка аналогична речи, точнее —речевой интонации,

 где внутреннее состояние человека и

его эмоциональное отношение к миру выражаются

с помощью изменений высоты и др. характеристик зву-

чания голоса при высказывании. Эта аналогичность

позволяет говорить об интонационной природе музыки.

Вместе с тем музыка существенно отличается от речи,

 прежде всего качествами, присущими ей

как искусству. В их числе: опосредованность отражения

действительности, необязательность утилитарных функ-

ций, важнейшая роль эстетических функции, художественная ценность как содержания, так и формы, т.е. индивидуальный характер образов и их воплощения.

В сравнении с универсальным средством звукового

общения людей — речью, специфика музыка проявляется

также в невозможности однозначно выразить конкретные понятия, в строгой упорядоченности высотных и временных  отношений звуков,  благодаря фиксированности высоты и длительности каждого из них, что намного увеличивает её эмоциональную и эстетическую выразительность.

Ведущее место в муз. содержании предопределяется  интонационной и временной природой музыки, позволяющей ей, с одной стороны, опереться на многотысячелетний опыт внешнего выявления людьми своих эмоций,  передачи их другим членам общества, прежде всего и главным образом, посредством именно звуков, и с другой — адекватно выразить переживание.

Музыка вполне доступны такие мысли-обобщения, которые выражаются в понятиях, относящихся к динамической стороне социальных явлений, к чертам характера человека и общества.

    Музыка выполняет также коммуникативную функцию в плане передачи невербальной информации от одной группы общества к другой.

Музыка каждой нации в каждую эпоху характеризуется

опредея. комплексом устойчивых типов звукосочетаний

(интонаций) вместе с правилами (нормами) их употреб-

ления. Такой комплекс можно назвать (метафорически)

музыкальным «языком» этой нации и эпохи. В отличие от вербального (словесного) языка, он лишён некоторых су-

щественных признаков знаковой системы, т. к., во-первых,

его элементами являются не конкретные устойчивые

образования (знаки), а лишь типы звукосочетаний, во-

вторых, каждый из этих элементов обладает не одним

определ. значением, а множеством потенциальных зна-

чений, поле которых не имеет точно установленных гра-

ниц,  форма каждого элемента неотделима

от его значений, она не может быть ни заменена дру-

гой, ни существенно изменена без того, чтобы не изме-

нилось значение; поэтому в музыке невозможен перевод

с одного музыкального языка на другой.

Поле потенциальных значений любого музыкально-языко-

вого элемента зависит, с одной стороны, от его физических

(акустических) свойств, а с другой — от опыта его упот-

ребления в музыкально-общественной практике и связей его, в результате этого опыта, с другими явлениями. Таковы внемузыкальные ассоциации (со звучаниями речи, природы и т. п., а через них   с соответств. образами людей и природных явлений) к внутримузыкальным, которые, в свою очередь, подразделяются на внетекстовые ассоциации (с другими музыкальными произведениями) и внутритекстовые (возникают в пределах данного произв. на основе разного рода интонационнвх связей, тематических подобий и др.).

В формировании семантич. возможностей разл. элементов муз. языка огромную роль играет опыт их многократного

использования в бытовой музыке, а также в музыке со словом и сценическим действием, где складываются их прочные связи с жизненными ситуациями и с теми элементами содержания, которые воплощены внемузыкальными средствами. К повторяющимся элементам музыкальной формы, семантические

возможности которых зависят от традиций их употребле-

ния вна практике, принадлежат не только

типы интонаций, но и такие единства

музыкально-выразительных средств, какими являются жанры (маршевые, танцевальные, песенные и т. д.).

Потенц. значения каждого жанра во мно-

гом обусловлены его первичными бытовыми функция-

ми, т. е. его местом в жизненной практике.

Композитор может использовать в своих произв. как

общие закономерности музыкального «языка» нации и эпохи,так и его конкретные элементы.

Музыкальные языки различных эпох, наций, композиторов необычайно разнообразны, но всем им присущи и некоторые общие принципы организации тонов — высотной и временной. В подавляющем большинстве музыкальных культур стилей высотные отношения тонов организованы на основе лада,  а временные — на основе метра.

   В свою очередь, потребности и др. параметры слушателя сформированы социальной средой, а его личный муз. опыт есть часть общественного. Поэтому восприятие музыки так же обусловлено социально, как и творчество или исполнительство. В частности, социальные факторы играют ведущую роль в образовании как индивидуальных, так и массовых истолкований (интерпретаций) и оценок муз. произведений.

    Эти истолкования и оценки исторически изменчивы,

в них отражаются различия в объективном значении и

ценности одного и того же произведения для разных

эпох и социальных групп (в зависимости от его соот-

ветствия объективным требованиям времени и потреб-

ностям общества).

     Последние десятилетия XX в. ознаменовались масштабными экономическими, политическими и социальными процессами.

    Меняется не только мир, но и его понимание. Ныне уже до­вольно сложно провести четкую границу, которая совсем недавно делила его на две противоположные системы.

    Поэтому сейчас, как никогда ранее, становится актуальной тема объединения людей,а ничто так не объединяет людей, как музыка.

    Кроме того, следует сказать, что музыка становится все более универсальным языком социальной коммуникации. Общение становится, как никогда ранее, важным элементом в жизни общества. Во всех странах мира люди организу-ются по интересам вне зависимости от социального статуса, возникает масса фан клубов, где проводят досуг, слушая рок – музыку, джаз – музыку, классическую музыку.


                                                              Заключение

1. Музыка — сложное явление, которое принадлежит не только человеческому обществу, но и миру, жизни в целом. Указанный вывод, на наш взгляд, фиксирует предложенное нами определение музыкального искусства как звукового от­ражения человека-мира/жизни.

2. Музыкальное искусство представляет собой единый раз­вивающийся (эволюционирующий) «организм», образование которого в целом обусловлено эволюционным движением му­зыки по принципу: народная музыка — профессиональная му­зыка — народно-профессиональная музыка (джаз и рок); при этом, если народная музыка, главным образом,— продукт му­зыкальной деятельности творческого коллектива, то профес­сиональная музыка — отдельных творческих личностей (ком­позиторов и исполнителей), а народно-профессиональная му­зыка (т. е. джаз и рок) — в равной степени коллективного и индивидуального субъекта творчества.

3. Художественную ценность музыкального искусства (му­зыкальных произведений, а также музыки вообще), в конце концов, предопределяют личностные качества деятелей музы­кального искусства: композиторов и исполнителей,— причем адекватная оценка этой ценности в сущности зависит от уровня личностного развития слушателей.

4. Важнейшим показателем приобщенности человека к му­зыкальному искусству является обладание человеком музы­кальной культурой личности. Музыкальная культура личности есть единство музыкального сознания и музыкальной деятель­ности человека, формирующееся в процессе его (человека) онтогенетического развития.    

5. Музыка в состоянии воздействовать и на человека (с учетом трех его уровней: телесного, душевного, духовного), и на «живую» — биологическую, и на «неживую» — физи­ческую природу, иными словами,— на мир, жизнь в целом.

6. Воздействуя на мир, жизнь, при этом в процессе своего собственного развития, музыка способна совершенствовать мир.



Список используемой литературы:

1) «Малоя Советская Энциклопедия», т. 10 М., 1960г.

2) А.С.Клюев «Музыка и жизнь». О месте музыкального искусства в развивающимся мире.- Монография - СПб.:

«Ut»,1997.

3) "Античная музыкальная эстетика",- М., 1960г.

4) П.Булез "Маэстро компьютер": В поисках новых звучаний // Курьер Юнеско.- 1980г.- №5

5) Б.Галеев «Человек, искусство, техника»: Проблема синестезии в искустве.- Казань 1987г.

6) Материалы Электронной глобальной компьютерной сети "Internet", .2000г.:


Страницы: 1, 2