рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Молитва Отче наш рефераты

Под хлебом насущным подразумевается все полезное и нужное для нашего существования. Поскольку человек состоит из души и тела, то в этом прошении мы просим об удовлетворении как душевных, так и телесных наших потребностей. То есть мы просим не только, чтобы Господь обеспечил нас необходимым жильем, пищей, одеждой, но и помог нам развиться нравственно и духовно, помог нам очищать, возвышать и облагораживать нашу душу через наши занятия (поступки) и образ жизни. Это бы приблизило нас к Богу.

Иоанн Златоуст, поясняя разбираемые слова, писал так: "Он повелел просить хлеба насущного не для объедания, а для питания, восполняющего истраченное и отклоняющего голодную смерть, не роскошных столов, не разнообразных яств, произведений поваров, изобретений хлебопеков, вкусных вин и прочего тому подобного, что услаждает язык и обременяет желудок, помрачает ум, помогает телу восстать на душу. Не этого просит и научает нас заповедь, но хлеба насущного, то есть обращающегося в существо тела и могущего поддержать его. Притом, и его нам заповедано просить не на великое число лет, а столько, сколько нужно на сегодняшний день... В самом деле, если ты не знаешь, увидишь ли завтрашний день, то для чего беспокоить себя заботой о нем? ... Тот, кто даровал тебе тело, вдохнул душу, дал тебе жизнь и приготовил тебе все блага, прежде, нежели создал тебя, забудет ли тебя, свое создание" (Беседа "О жизни по Богу", "Беседа на Матфея 19").[26]

3.1.1. “ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ФЕОФАН ЗАТВОРНІК. “Хлеб, о коем молимся в четвертом прошении, есть вещественный хлеб, необходимый для поддержания жиз­ни телесной; при чем при нем можно подразумевать и спрашивать и других потреб, без коих жить нель­зя, как-то: одежды, крова. Но как и душа имеет нужду в духовном питании для поддержания жизни ду­ховной, то под хлебом можно разуметь здесь и ду­ховную для души пищу. Пища сия есть—Слово Божие[27]

ЗЛАТОУСТ. “ Что такое хлеб насущный. Дневной — Так как Господь Иисус сказал: да будет воля Твоя, и на земле, как на небе, и так как беседовал Он с человеками, обложенными плотию, которые подлежать необходимым законам природы, и не могут иметь Ангельского бесстрастия; то хотя и повелевает нам так исполнять заповеди, как и Ангелы исполняют оные, однако, наконец, снисходить к немощи природы, и как бы так говорить: „Я требую от вас равноангельской строгости жизни, впрочем, не требую бесстрастия; ибо сего не допускает природа ваша, которая имеет необходимую нужду в пище. Смотри, как и в телесном много духовного! Спаситель повелел молиться не о богатстве, не об удовольствиях, не о многоценных одеждах, не о другом чем либо подобном сему, но только о хле6е, и притом о хлебе дневном,—так, чтобы нам не заботиться о завтрашнем. Для чего и присовокупил; хлеб насущный, т.е. дневной. Даже и сим словом не удовлетворился, но присовокупил после сего и другое: дай нам на сей день, дабы нам не сокрушать себя заботою о наступающем дне. Ибо если не знаем, увидим ли продолжение оного, то для чего и пещись о нем? Он хочет, чтобы мы всегда были препоясаны и окрылены верою, и не более уступали природе, как сколько требует от нас необходимая нужда”.[28]

БЛАЖ. АВГУСТИН.  Хлеб может иметь три значения,—может означать и вещественный хлеб со всем другим, необходимым для жизни, и таинство тела Хри­стова, которое мы принимаем каждодневно (так было тогда), и пищу духовную, о коей Господь сказал: старайтесь не о пище тленной, но о пище пребывающей в жизнь вечную (Ин. 6, 27). И в другом месте: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4, 34). Из сих трех значений он иногда об одном преимущественно рассуждает, иногда о другом, но всегда имеет во внимании все три”.[29]

БЛАЖ. ФЕОФИЛАКТ.  “ Господь научает просить хлеба только насущного, т.е., полезного для нашего существования и для поддержания жизни, отнюдь не лишнего, но необходимого.

Насущным называется хлеб тот, который достаточен для сохранения нашего естества в силе. Словами же на сей день, устраняется забота о завтрашнем дне.—И тело Христово есть насущный хлеб, о не осужденном причащении которого нам должно молиться”.[30]

СИМЕОН СОЛУНСКИЙ. “Пред сим испрашивали мы небесного; но будучи смертны, и имея нужду для поддержания жизни в хлебе, просим и его, яко человеки, зная, что и он в деснице Твоей, Отче наш, и что Ты один, не скуден, мы же всем скудны. Впрочем, прося хлеба, не слишком много его просим, а сколько требуется для употребления на сей день: ибо мы научены не пещись о завтрашнем дне, потому что Ты, Отче, как ныне Кормитель наш еси, так завтра и всегда будешь им.—И еще,—молясь о хлебе насущном, мы молимся и о живом хлебе небесном, всесвятом Теле Слова живого, не вкушающий Которого жив не будет. И Он есть насущный хлеб наш, как укрепляющий и освежающий душу и тело. Не вкушающий его не имеет живота в себе, а вкушающий жив будет во веки (Ин. 6, 43. 58) ”.[31]

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН. “ Глаголем: хлеб нам дай, этим показуем, что не только о своем пропитании, но и о прочих просим от любви христианской. Любовь бо христианская требует, чтобы мы не только о себе, но и о ближних на их старались”.[32]

3.2. ПРОШНИЕ ВТОРОЕ:

"И ПРОСТИ НАМ ДОЛГИ НАШИ, КАК И МЫ ПРОЩАЕМ ДОЛЖНИКАМ НАШИМ".

Этими словами мы просим Бога простить нам грехи наши, так как мы сами прощаем тех людей, которые нас обижали или причинили нам зло. В этом прошении под словом долги мы подразумеваем грехи, а под словом должники подразумеваем людей, которые в чем-либо виноваты перед нами.

Почему же в этом прошении грехи названы долгами, а грешники должниками? Это происходит потому, что Господь дал нам силы и все необходимое для того, чтобы делать добрые дела, а мы очень часто всю свою энергию и все возможности обращаем в грех, и таким образом становимся должниками перед Богом как растратившие Его дар не по назначению. Но поскольку многие люди совершают грех не сознательно, а по заблуждению, тогда и Господь милостив к людям и при искреннем покаянии прощает наши грехи. И мы, люди, подражая Богу должны прощать должников, то есть обидчиков наших.

Иисус Христос советует любить врагов наших, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих и гонящих нас. Те люди, которые исполняют эту заповедь, прощают своих врагов, несомненно, и сами имеют право на прощение со стороны Бога. Но не все люди поднялись до такой степени нравственного совершенства. Поэтому если человек ещё не может заставить себя делать добро врагу своему (то есть благотворить врагу), но уже умеет сдерживать себя от мести врагу, не гневается на своего врага и прощает ему все обиды, то такой человек (не прекращающий своего духовного роста, направленного на совершение добрых дел врагу и обидчику) все же имеет право просить у Бога прощения и своих грехов. А тот человек, который гневается на своих врагов и обидчиков, проклинает их и желает им зла, не вправе обращаться к Богу за прощением своих собственных грехов. "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Матф.6:14-15).

Поэтому до обращения с этим прошением к Богу мы должны простить всех наших личных врагов и обидчиков. А также должны примириться с теми людьми, которые имеют что-либо против вас. То есть с теми людьми, на которых мы не гневаемся, но которые считают себя обиженными нами. "Пойди прежде примирись с братом твоим" (Матф.5:24). И только тогда мы можем обращаться к Богу с просьбой о прощении грехов наших собственных.

Если же человек не прощает своих личных врагов и обидчиков, но обращается к Богу с этим прошением, то он просит поступать с собой, как сам поступает со своими обидчиками. Вдумайтесь в смысл текста пятого прошения: "Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". Иными словами мы просим у Бога, в отношении прощения грехов наших, поступить с нами так, как мы поступили с нашими обидчиками. То есть мы просим Бога о том, что если мы сами не простили грехи обидчиков наших, то чтобы и Он не прощал нам грехи наши. Блаженный Августин по поводу этих слов писал так. Бог "говорит тебе: прости и Я прощу! Не простил ты - сам против себя идешь, а не Я".[33]

О жизненно важном милосердном поступке прощать обидчиков и врагов своих, Иисус Христос рассказал в Своей притче о должнике, в которой говорится о том, что царь простил большой долг рабу своему, а злой раб не простил малого долга товарищу своему. Узнавший об этом поступке государь, разгневался и наказал злого раба. "И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (Матф.18:33-35).

Поэтому, перед просьбой к Богу о прощении своих грехов, необходимо простить и своих личных обидчиков, помня о том, что как мы прощаем прегрешения врагов наших, так и Господь простит нам грехи наши.

3.2.1. “ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ТЕРТУЛЛИАН.  “ После обращения к божеской щедрости, надлежит испрашивать и Его милосердия. Пища не все обнимает нам нужное и полезное. Знал Господь, что один Он всегда безгрешен. Почему научает нас молиться об отпущения долгов наших. Это исповбдь, испрашивание прощения. Кто испрашивает прощения, тот исповедует грех. Так доказывается, что Бог приемлет и покаяние; его желает паче, нежели смер­ти грешника (Иезек. 33: 11). Долг в Писании есть образ греха; и подлежит суду и истязанию, от которого не избудет  истязаемый, пока не воздаст всего, как изобразил Господь в притче – Мф. 18:23–34”.[34]

КИПРИАН. “Бог заповедует, чтобы в дому Его жили только мирные, согласные и единодушные. Он хочет, чтобы возрожденные и оставались такими, какими Он сделал их вторым рождением;—чтобы ставшие сынами Божиими пребывали в мире Божием; — чтобы у нас, у которых один дух, было одно сердце и чувство, Он не принимает жертвы от того, кто находится во вражде и повелевает таковому возвратиться от алта­ря и прежде примириться с братом, чтобы потом можно было умилостивить Бога мирными молениями. Для Бога большая жертва – наш мир и согласие братское, народ соединенный в единств Отца и Сына и Святого Духа ”.[35]

ЗЛАТОУСТ. “ Поскольку случается грешить и после бани возрождения, то Спаситель и касательно сего слу­чая, показывая свое великое человеколюбие, повелевает нам приступать к человеколюбивому Богу с молением об оставлении грехов наших, и так говорить и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. Видишь ли бездну милосердия Божия? После отъятия толиких зол, и после неизреченного величия благодати, в купели крещения, дарованной нам, опять согрешающих удостаивает прощения!

И прости нам долги наши... Этими словами доставляются три блага вмести: достигших высоты добродетелей, Он научает смиренномудрию и увещевает не полагаться на свои подвиги, но бояться, трепетать и помнить о прежних грехах, как поступал и Павел, который после бесчисленных подвигов говорил: Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый (1Тим.1:15). Не сказал: я был, но есмь, выражая, что он непрестанно вспоминал о грехах своих”.[36]

КАССИАН. Прости нам, говорим мы Ему, как и мы прощаем. Итак, в надежде на эту молитву смело может просить отпущения грехов всякий, кто только отпустил своим должникам, но не должникам своего Господа. Ибо некоторые из нас (что всего хуже) бывают обыкновенно милостивы и весьма снисходительны к тем поступкам, кои оскорбляют Бога, хотя бы они были великими преступлениями, и напротив являются жесто­кими и неумолимыми отмстит елями за собственные малейшие оскорбления. Посему кто от всего сердца не от­пустить согрешившему против него брату своему, тот сею молитвою будет испрашивать себе не помилование, а осуждение. Ибо если эта молитва будет услышана, то в соответственность примеру его что иное должно последовать, как не гнев неумолимый и непременное определение наказания. Итак, если мы хотим быть судимы милостиво, то и сами должны быть милостивы к тем, кои против нас согрешили; ибо столько отпустится нам, сколько мы отпустим тем, кои при­чинили нам какой-либо вред своею недобротою”.[37]

СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН. “ Сим словом научаемся, чтобы мы и сами оставляли грехи ближним нашим, когда от Бога просим и получаем оставление грехов. Он нам от милосердия прощает грехи,—и мы, подражая Ему, от милосердия должны прощать грехи братьев наших. Когда оставляем грехи братьев наших,—оставляет и Бог нам грехи наши; не оставляем мы,—не оставляет и нам Бог, якоже Христос придает:  если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Mф. 6: 15 )”.[38]


3.3. ПРОШЕНИЕ ТРЕТЬЕ:

 "И НЕ ВВЕДИ НАС ВО ИСКУШЕНИЕ, НО ИЗБАВЬ НАС ОТ ЛУКАВОГО".

Смысловое пояснение этого текста. Согласно христианским религиозно-нравственным и философским представлениям, искушение представляет собой испытание, выражающееся в том, что человек может впасть в грех, то есть совершить злой, нехороший поступок. По христианским понятиям искушению подвергается Бог и человек. Для человека искушение проявляется в виде обольщения соблазнами и совершения греховного поступка. Искушение Бога проявляется в требовании от Него продемонстрировать доказательства Его Всемогущества и милосердия. Такие требования исходят или от человека или от дьявола.

Для человека искушение представляет собой испытание его морально-нравственных духовных сил и качеств, в то время, когда человека склоняют на совершение безнравственного греховного поступка, нарушающего Закон Божий. Искушение для человека может проявляться и в испытании его веры и добродетельности. Господь Бог никогда не допустит искушений человека при помощи соблазнов, ведущих к греху. Искушение, исходящее от Бога, может проявляться только в испытании веры человека. Например, как это было с Авраамом или Иовом.

Всякого рода греховными соблазнами искушает человека только злой дух, а также искушать может сам себя человек и окружающие его другие люди. Быть подверженным всякого рода соблазнам и искушениям, есть неизбежная участь всех людей на свете. При встрече с искушениями наблюдается такая закономерность: чем сильней искушение, тем труднее с ним бороться, но тем приятней победа над ним. Зная о том, что каждый человек будет подвержен искушению, люди не должны искать встречи с ними, но должны уклоняться от них и отвращать от искушений наших ближних. Так надлежит поступать потому, чтобы не переоценить своих сил, избежать самонадеянности и не впасть в грех.

Но если человек столкнулся с искушением, то должен встретить его противопоставлением железной воли, светом разума и непоколебимой верой в Бога, Который обязательно поможет человеку достичь победы над любым искушением. Покаяние, пост и молитва являются залогом победы над соблазнами и искушениями.

По христианским воззрениям, человек наделен силой Духа Святого, который господствует над телом и поможет победить любые похоти, прихоти и греховные желания. Господь вселил в человека неиссякаемую силу, дающую возможность человеку преодолеть любые соблазны и бороться с соблазнами ближних ему людей.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что искушением называется такое состояние, когда на человека что-либо или кто-либо влияет и толкает сделать грех. То есть соблазняет на грех, на дурные и злые дела и поступки. И вот мы в этом прошении просим Бога помочь нам устоять против греха и не соблазниться, то есть не впасть в грех. Мы просим Господа помочь нам победить соблазн и не допустить нас до совершения зла.

Соблазнять человека могут не только окружающие его дурные люди. Соблазнять может сам себя человек под влиянием своих греховных похотей, желаний. Искушать и соблазнять человека может и дьявол. По воле Божьей дьявол не имеет никакой силы над человеком, но может его соблазнять, внушая человеку дурные мысли и желания, толкая на совершение злых поступков и произнесение злых слов.

Иными словами сила дьявола в лукавстве, то есть коварстве, обмане, хитрости, посредством которых он и соблазняет человека на совершение злых поступков. Чем больше зла совершает человек, тем дальше отходит он от Бога, и тем ближе подступает Искуситель. За то, что дух зла использует лукавство как инструмент соблазна человека, в данной молитве он назван лукавым духом. И если дух зла и приобретает власть над людьми, то только тогда, когда люди добровольно подчиняются ему без сопротивления, став слугами зла, не задумываясь о том, что это приводит их только к гибели. Потому что дьявол не друг, а непримиримый враг человеку и он "сын погибели" (2Фес.2:3). И "когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44), "обольщающий всю вселенную" (Откр.12:9). Он враг, то есть противник людей. "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить" (1Пет.5:8).

Люди могут и должны побеждать дьявола!! Но так как дух зла является сверхъестественной силой, превосходящей силу людей, то люди и просят Бога помочь им бороться с духом зла и оградить их от него. Мы обращаемся за помощью к Господу потому, что Бог, воплощая в Себе Добро, Свет, Разум, несоизмеримо превосходит по силе всякое зло и является Защитником и Помощником человека. "Ибо Господь Бог есть солнце и щит" (Пс.83:12). Он "Бог же всякой благодати" (1Пет.5:10). "Бог помощник мой" (Пс.53:6). "Бог - заступник мой" (Пс.58:10).

Для оказания нам помощи над дьяволом и его кознями мы, люди, и взываем к Богу, Милосердному, Праведному и Всемогущему. Суть нашего прошения состоит в том, чтобы Бог избавил нас от всякого зла, присутствующего в этом мире и всемогущей силой Своей защитил нас от начальника зла - дьявола (злого духа), который старается погубить людей. То есть мы просим Бога, чтобы Он избавил нас от коварной, злой и лукавой силы и защитил нас от её козней.

Страницы: 1, 2, 3, 4