рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Молитва Отче наш рефераты

2.           ПРОШЕНИЯ, ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (относительно Бога):

2.1.   ПРОШЕНИЕ ПЕРВОЕ:

“ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ

 То есть да будет свято и прославлено Имя Твое. Этими словами мы выражаем желание наше о том, чтобы Имя нашего Отца Небесного святилось. То есть, чтобы это Имя и нами, и другими людьми, всегда произносилось с благоговением и всегда почиталось и прославлялось. Если мы будем жить праведно, свято, и свято исполнять волю Бога, в которого веруем, то этими поступками мы будем святить и прославлять Его Святое Имя. При этом другие люди, видя благочестивую нашу жизнь и добрые дела, будут прославлять имя Бога нашего, Отца Небесного.

Блаженный Августин по поводу этих слов пишет: "Что это значит? Может ли Бог быть ещё Святее чем Он есть? в Себе Самом не может; это имя само в себе пребывает одно и тоже во веки Святое. Но святость Его может умножаться и возрастать в нас самих и в других людях, и в этом прошении мы молимся, чтобы род человеческий познал Бога и чтил Его".[13]

О разбираемых нами словах Иоанн Златоуст писал: "Да святится" - значит да прославится. Сподобь нас - как бы так учит нас Спаситель молиться - так чисто жить, чтобы через нас все Тебя славили".[14]

В Нагорной проповеди Иисус Христос сказал Своим ученикам: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела, и прославляли Отца вашего Небесного" (Матф.5:16). Последователи Иисуса Христа чтобы исполнить Божью волю совершают добрые дела, живя по законам Божьим. Люди, видящие бескорыстное совершение добрых дел во имя Христово, познают святость Бога и Его Имени, ради исполнения воли Которого и совершается добро. А через совершение добра имя Божье святится. То есть через это Имя утверждается добро в мире и этим добром освящается Имя Господне. А люди, которые видят совершение добра во Имя Божье, это Имя признают святым и прославляют Имя Бога.

Первые христиане терпели большие страдания во имя Божье и не отрекались от Него. И своей любовью к ближнему, милосердием и самопожертвованием, первые христиане приобщали к христианству многих язычников, видевших терпение, самоотверженность и добрые дела христиан, вдохновляемых на совершение добра Именем Божьим, святящимся и живущим в их душах.

В дальнейшие века святая жизнь праведников заставляла многих неверующих уверовать в святость и величие Божьего Имени. Поэтому слова "Да святится имя Твоё" можно объяснить следующим образом. Да прославится святое Имя Твоё добрыми делами людей, творящих добро во славу Святого Имени Божьего. Да сияет свет Божьего Имени в сердцах тех людей, которые творят добро, прославляя Святое Имя Его. Пусть прославят Тебя, Господи, все народы мира и пусть везде Твоё Святое Имя будет прославлено и свято во веки веков!

2.1.1. “ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ

КИПРИАН. “ Мы говорим, да святится имя Твоё – не в том смысле, будто мы желаем Богу, да святится Он молитвами нашими; но мы просим у него, чтобы имя Его святилось в нас. Ибо от кого же освятится Бог, Который сам всех освящает? ”.[15]

ЗЛАТОУСТ. Да Святится Имя Твоё. Ничего не просить прежде славы Отца небесного, но всё почитать ниже хвалы Его, – вот молитва, достойная того, кто называет Бога Отцом. Бог имеет собственную славу, исполненную всего величия и славы и никогда не изменяемую. Ее, созерцая, и серафимы славят Бога, взывая: свят, свят, свят (Ис.6: 3).

Пусть никто не имеет безрассудной мысли, будто Богу даруется прибавление святыни словами: да святится имя Твоё. Он – свят и всесвят и святее всех святых. … Как те, которые приносят хвалы царям и называют царями и самодержцами, не дают им то, чего они не имеют, но славословят то, что имеют; так и мы не сообщаем Богу святости, как бы не бывшей у Него, когда говорим: да святится имя Твоё, но прославляем находящуюся у Него; ибо да святится здесь сказано вместо да прославится”.[16]

БЛАЖ. АВГУСТИН.  Чего ради просишь,—да святится имя Божие? — Оно свято. Что же и просить, да будет свято то, что уже свято есть?—к тому же, когда просишь, да святится имя Его, не о Нем ли Его просишь, а не о себе?—Но уразумей (как должно смысл слова, и уви­дишь), что о ce6е просишь. Ибо того просишь, чтоб то, что само в ce6t всегда свято, святилось в тебе. Что значить да святится? Святым да имеется, да не презирается. Видишь ли теперь, что ce6е добра же­лаешь, когда сего желаешь. Ибо для тебя пагубно, когда презришь имя Божие, а не для Бога.[17]

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ. “ Прежде всего, думаю, надлежит молиться и главным предметом молитвы поставить то, чтобы жизнью моею имя Божие не хулилось, но прославлялось. …Посему, кто говорить в молитве: да святится имя Твое во мне, тот, по силе произносимых им слов, молится о следующем: при содействии Твоей помощи да соделаюсь не укоризненным, справедливым, благочестивым, буду воздерживаться от всякого дела злого, говорить истину, делать правду, ходить по правоте, отличаться целомудрием, украшаться нерастлением, мудростью и благоразумием, мудрствовать горнее, презирать земное, прославлять Ангельским житием". Сие и подобное сему содержит в себе это краткое прошение, в молитве взывающее к Богу: да святится имя Твое. Ибо не иначе возможно Богу прославляться в человеке, как разве, когда добродетель его свидетельствует, что причина блага в Божием могуществе”.[18]

КИРИЛЛ ИЕРУСАЛИМСКИЙ. “.Да святится имя Твое. Имя Божие по естеству свято, хотя говорим, или не говорим сие. Но поскольку иногда бывает оно в согрешающих и поругано, по сказанному: всякий день имя Мое бесславится (Ис. 52, 5), то мо­лимся, чтобы в нас святилось имя Божие; не потому, что Он из не святого делается святым, но потому, что в нас оно бывает свято, когда мы освящены и делаем достойное святыни”.[19]                     

ЗЛАТОУСТ.  Да святится, значит да прославится. То есть, сподоби нас так чисто жить, чтоб чрез нас все Тебя славили, пред всеми являть жизнь столь неукоризненную, чтобы каждый из видящих оную возносил хвалу Владыке. Это есть признак совершенной мудрости”.[20]

2.2. ПРОШЕНИЕ ВТОРОЕ:

“ДА ПРИИДЕТ ЦАРСТВИЕ ТВОЕ”.

 О каком царстве идет речь в этих словах и как их надо понимать? Так как Господь является Творцом мира и его Царем, то весь мир, материальный (земной и небесный) и сверхъестественный, представляет Его Царство. Согласно учению Христову существует Царство Божие на земле и будет Царство Небесное. Эти два царства отличаются друг от друга. Царство Небесное представляет собой Царство Вечного блаженства, которое настанет после Страшного суда Господнего и которое обещано праведникам за их богоугодную жизнь. Поскольку Царство Небесное наступит все равно, независимо от просьб и молитв, то следовательно в разбираемых словах речь идет не о нем.

Чаще всего словами Царство Божие называется Царство земное. Это царство представляет собой объединение людей, добровольно и усердно исполняющих Божью волю и живущих по заповедям Христовым. Для таких людей наивысшим законом жизни является Закон Божий, заповеданный Спасителем, Иисусом Христом. Эти люди живут для совершения Добра, во славу Божью, проявляют истинную любовь даже к врагам. Таким образом, Царство Божие представляет собой духовное царство, не имеющее границ, не знающее национального деления и объединяющее людей между собой с истинно христианскими взглядами и исполнением Воли Божьей. Это Царство возникает там, где люди живут по законам Божьим и творят добро во славу Божью. Поэтому когда мы говорим "Да приидет Царствие Твое", мы молим Бога о скорейшем наступлении этого Царства Божьего для всех людей на свете. Такое прошение мы высказываем для того, чтобы люди всего мира скорее познали Волю Божью, и, исполняя её, стали жить по Божьим законам, творя добро в своей жизни, тем самым, уменьшая присутствие зла.

В разбираемых словах мы просим Господа о том, чтобы Царство Божие, Царство Добра, Разума и Любви, Света и Мира, воцарилось на земле и вобрало бы в себя всех людей на свете, объединив их в единое стадо Христово с единым Пастырем, Иисусом Христом. Таким образом, произнося в своей молитве слова "Да приидет Царствие Твое", мы просим Господа, чтобы Он безраздельно царствовал в наших душах, то есть управлял нашим умом, сердцем и волей, а также чтобы Бог помог нам Своей благодатью служить Ему и верно исполнять Его законы. Потому что если мы в душе своей будем иметь Царство Божье, то душа наша будет чиста и непорочна, и мы будем защищены силой и любовью Божьей от невзгод и несчастий в земной жизни, и удостоимся вечного блаженства в Царствии Небесном.

“Этой просьбой наш Спаситель Иисус Христос учил Своих учеников, чтобы они просили у Отца своего Небесного о Царстве Его, о том, чтобы Он был Царём в сердцах людей и чтобы Он был Царём на всей земле и над всеми народами”.[21]

2.3. ПРОШЕНИЕ ТРЕТЬЕ:

"ДА БУДЕТ ВОЛЯ ТВОЯ И НА ЗЕМЛЕ, КАК НА НЕБЕ".

В этих словах идет речь о том, чтобы воля Господня пребывала безраздельно на земле как на небе. Как нужно понимать эти слова? Господь Бог - Творец мира и Вседержитель его. Воле Его подчиняется все на свете. И, несмотря на козни сил, противостоящих Богу, всегда окончательно побеждает Божия воля, превращая зло в добро. Но, несмотря на нерушимость воли Божьей, Господь даровал человеку возможность самому проявлять свободу воли и выражать её в совершении поступков. Злоупотребляя свободой воли, многие люди действуют вопреки воле Господней, что приводит к бедствиям и злу. Столкновение и противопоставление воли Божьей и человеческой и привело к тому, что мир разделился на два противоположных лагеря людей. Один из которых руководствуется в своей жизни исключительно исполнением воли Божьей. Другой лагерь людей живет, используя свободу воли в выборе жизненных поступков, направленных на достижение обогащения, власти, удовольствий. Эти два лагеря людей аллегорически противопоставляются друг другу как небо (где исполняется воля Божья), и земля (где царит хаос и зло).

Человек слаб в своих силах, окружен искушениями и соблазнами, и без Божьей помощи не может самостоятельно достичь счастья в жизни. Но человек достаточно силен, чтобы исполнять заповеди Божьи и построить свою жизнь по законам Божьим. И тогда Господь помогает такому человеку достичь счастья в жизни, окружая такого человека Своей заботой, вниманием и поддержкой. Даровав человеку свободу воли, Господь желает того, чтобы человек самостоятельно, по своей доброй воле пришел к Богу и понял, что Бог человеку Друг, Защитник и Помощник. И чтобы человек, поняв это, добровольно исполнял волю Божью, то есть жил по законам Божьим, так как только этот единственный путь добра ведет к счастью и спасению. Умные люди, осознав этот принцип жизни, творят добро во славу Божию, и живут по законам Божьим, во всем исполняя волю Божью.

В разбираемых словах мы как раз и просим о том, чтобы воля Божья руководила поступками людей (ко благу людей) также, как она руководит всем светом (естественным и сверхъестественным). И чтобы воля людей выражала не свои эгоистические, греховные желания, а волю Божью. Чтобы люди для своего блага желали и исполняли лишь то, что угодно Богу. Факт того, что человек подчиняется воле Божьей, не обозначает уничтожения свободы воли человека. Наоборот, то, что человек предпочел добровольно исполнять волю Божию, говорит о том, что человек сумел разобраться в жизни, проявил свой ум и сообразительность и понял, что лучше жить, исполняя Божью волю, так как только этот путь является единственно верным и приводит к добру, счастью и спасению. Поэтому добровольное исполнение воли Божьей человеком не уничтожает свободы воли человека, а приводит в согласие человеческую волю с волей Бога.

О необходимости согласования своей воли с волей Бога-Отца говорил и Иисус Христос. "Не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" (Иоан.5:30). И в Гефсиманском саду Иисус Христос смиренно окончил Свою молитву словами: "Да будет воля Твоя" (Матф. 26,42). Если Сам Спаситель мира, Иисус Христос, во всем согласовывал Свою волю с волей Отца Небесного, то и нам, людям, тем более необходимо наследовать этот пример и во всем исполнять волю Божью.

Соблюдение воли Господней для нас, людей, нужно и полезно. И необходимо для того, чтобы Господь помогал нам и заботился о нас в земной жизни, и в дальнейшем позволил войти в Царство Небесное. "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Матф.7:21).

Разбираемыми словами молитвы мы просим Бога о том, чтобы Его воля исполнялась всеми людьми. А также о том, чтобы Он помогал нам в земной жизни исполнять Его волю точно также, как её исполняют Ангелы на небе, и чтобы на земле все происходило и совершалось по воле Божьей также, как это происходит и совершается на небе. Этими словами мы говорим о том, что пусть всё происходит не так, как нам угодно (не по нашему желанию), а как угодно Богу, потому что мы можем ошибаться в своих желаниях и делать богопротивные поступки. А Бог Всезнающ и Совершенен, и Он не может ошибаться, и поэтому Он лучше знает, что нам полезно, а что вредно. И Он, больше чем даже мы сами себе, желает нам добра и делает всё для нашей пользы. Поэтому пусть всегда пребывает Воля Его как на небе, так и на земле.

2.3.1. “ИСТОЛКОВАНИЕ СЛОВАМИ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ТЕРТУЛЛИАН.  “Взываем, да будет воля Твоя, не пото­му, чтоб мог кто либо помешать быть воле Божией, но молим, да исполняется воля Его во всех нас. Но чего другого хочет Бог, как не того, чтоб мы ше­ствовали по заповедям Его? Почему молимся, чтоб Он и указал нам волю Свою и подал силу испол­нять ее, да явимся спасенными и на небесах и на земле. Ибо сущность воли Его есть—спасение всех, которых Он усыновил. И то есть воля Божия, что Го­сподь совершил проповедью, деяниями и страданием. Так сам Он сказал, что творит не свою, но Отца Своего волю (1н. 6, 39) . И нет сомнения, что все, что Он делал, делал по воле Отца. И теперь Он нас приглашает последовать примеру Его, и пребывать в воле Божией даже до смерти. Но чтоб могли мы cиe исполнить, имеем нужду в воле Божией (в благоволении Его и помощи). Почему говоря: да будет воля Твоя, выражаем желание, да совершается она в нас, в уверенности, что в воле Божией, ничего нет для нас худого, хотя бы пришлось и пострадать ради неё”.

КИПРИАН.  “Говоря: да будете воля Твоя, не о том молимся, чтоб Бог делал что хочет, но о том, чтоб мы могли делать, чего хочет Бог. Ибо Богу кто может воспрепятствовать делать, что хочет? Но так как диавол препятствует нам, чтоб и дух наш и деяния наши во всем последовали Богу; то мы просим и молим, да будет в нас воля Божия, потому что, чтоб она была в нас, мы имеем нужду в воле Божией на то, т.е., в Его помощи и покрове: ибо своими силами никто не бывает огражден, а при Божием благоволении и милосердии всякий безопасен… Воля же Божия, — та, которую Христос сотворил, и которой научил,—есть смирение во взаимообращении, постоянство в вере, скромность в словах, в действиях   правда, в делах милосердие, в нравах благочиние, — не уметь причинить обиду, а причиненную мочь перенести, с братьями держать мир; Бога всем сердцем любить, любить Его, как Отца, и бояться, как Бога; Христу ничего не предпочитать, так как и Он ничего не предпочел нам; всецело при­лепляться к Нему любовью, и под крестом Его сто­ять мужественно и верно; когда предложит подвиг за Его имя и честь, изъявлять в слове твердость, с ка­кою исповедуем Его, при допросе уверенность, с ка­кою последуем Ему, в смерти терпение, потому что чрез нее венчаемся. Это есть желать быть сонаследником Христу: это есть творить заповедь Божию, это есть исполнять волю Отца”.[22]

ЗЛАТОУСТ. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Видишь ли прекрасную связь? Он прежде повелел желать будущего и стремиться к своему отече­ству; но доколе сего не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям. Ибо должно желать, говорить Он, неба и небесного; но и прежде достижения неба, надо землю сделать небом, чтоб и живя на ней так поступать и говорить, как бы находились на неб, и о сем молить Господа. Ибо то, что мы живем на земле, ни мало не препятствует нам к достижению совершенства горних сил; но можно, и здесь обитая, все делать так, как бы мы жили на небе. И так смысл слов Спа­сителя таков: „Как на небе все без препятствия со­вершается, и не бывает того, чтобы Ангелы в ином повиновались, а в другом не повиновались, но во всем повинуются и покоряются, (ибо сказано: крепкие силою, исполняющие слово Его — Пс. 102, 20); так и нас человков сподоби не в половину творить волю Твою, но все исполнять, как Тебе угодно”.[23]

БЛАЖ. АВГУСТИН. Да будет воля Твоя, и на земле, как на небе. Служат Тебе Ангелы на небе, да служим Te6е и мы на земле. Не оскорбляют Тебя Ан­гелы на небе, да не оскорбляем Тебя и мы на земле. Как они творят волю Твою; так да творим и мы.— И здесь о чем молимся, как не о том, чтоб быть нам добрыми? Ибо воля Божия тогда бывает в нас, когда мы творим ее; а это и значить быть добрыми”.[24]

БЛАЖ. ФЕОФИЛАКТ. Да будет воля Твоя, как на небе у Ангелов, так и у нас людей на земле. Как Ан­гелы исполняют волю Твою, так и нам даруй испол­нять ее. Ибо Ангелы всегда и во всем действуют по воле Божией”[25]

3. ПРОШЕНИЯ, ЧАСТЬ ВТОРАЯ (относительно человека):

 3.1. ПРОШЕНИЕ ПЕРВОЕ:

"ХЛЕБ НАШ НАСУЩНЫЙ ДАЙ НАМ НА СЕЙ ДЕНЬ".

Этими словами мы просим Бога о том, чтобы сегодня Он нам дал хлеб необходимый для существования. Господь в Своей заповеди указывал на то, что мы должны просить у Него не роскоши и богатства, а только самое необходимое и помнить о том что Он, как Отец, всегда заботится о нас. Поэтому в четвертом прошении под хлебом насущным мы подразумеваем все необходимое для нашей жизни на земле. Кроме пищи для тела человеку необходима еще и пища для души, которой являются молитвы, чтение духовно полезных книг, изучение Библии.

Страницы: 1, 2, 3, 4