рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Изучение лирики в начальной школе рефераты

То есть в данной методике есть и свои плюсы (Особое внимание к методике изучения стихотворений, рекомендация проводить экскурсии) и свои минусы (отношение к беседе по прочитанному).

В «Методике обучения чтению» Т.П.Сальниковой (1996г) автор раскрывает особенности работы над произведениями различных жанров. Отдельно дается методика чтения стихотворений. Первоначально обращается внимание на признаки, присущие стихотворной речи: ритм, рифма, повышенная эмоциональность. Ценно то, что Т.П.Сальникова отдельно рассматривает работу над эпическими, лирическими и драматическими произведениями. Автор говорит о том, что «…в литературоведении лирика классифицируется на пейзажную, политическую, патриотическую, философскую и т.п. В начальной школе дети знакомятся главным образом с пейзажной и социально-политической лирикой».

Т.П.Сальникова выделяет условия, влияющие на восприятие пейзажной лирики. Обращается также внимание на использование репродукций, музыкальных произведений, фильмов и экскурсий. Приводится схема работы над пейзажным стихотворением: «…первичный синтез, анализ и через него к синтезу более высокого качества. Но предметом анализа является живописный образ, а не развитие сюжета и мотивы поведения действующих лиц… В процессе анализа стихотворения школьники учатся читать выразительно, передавая авторское отношение к изображенному. Работа над стихотворением обычно заканчивается выразительным чтением всего текста»(46,45).

Полозова Т.Д. и Полозова Т.А. в работе «Всем лучшим во мне я обязан книгам» также дают замечания, касающиеся изучения лирических произведений в начальной школе. Авторы предлагают обращать внимание на язык стихов, на ритм, мелодию. В связи с этим на уроке особое место отводится «устному рисованию» и рисованию на бумаге. Авторы предлагают задание нарисовать то, что детям представлялось во время чтения стихов или «вспомнить и зарисовать свои впечатления от ранее наблюдавшихся подобных, близких к описываемым в стихотворении состояний, картин природы». В книге содержатся задания, развивающие ассоциативное мышление: «вспомнить стихи других поэтов, передающие это же состояние, сравнить между собой произведения, отыскав в них общее и различное; какую дети слышат музыку, какие это стихи: грустные, задорные, или стихи-раздумье; какому состоянию, настроению человеческой души созвучно описываемое поэтом состояние природы; какие чувства, мысли возникают, когда читаешь эти стихи; в каких условиях у тебя могло бы возникнуть желание услышать их еще раз»(37, 223).

М.А.Рыбникова в «Очерках по методике литературного чтения» предлагает каждое произведение прочитать и разобрать соответственно его природе: лирическое произведение желательно дать в художественном чтении, в музыкальной обработке; чтение романов следует сопроводить художественной иллюстрацией и т.д. М.А.Рыбникова приводит, кроме того, конспект урока по стихотворениям об осени Пушкина и Тютчева. Отдельной главой рассматривает автор выразительное чтение. В этой главе высказаны замечания об общей манере чтения стихов. «Чтение должно быть, при всем богатстве идей и эмоций, простым. Натуральные чувства гнева, восторга, веселья в том их виде, как мы их выражаем в жизни, стихах, в чтении недопустимы. Нужно решительно бороться с выкриками, с разрушением столов и стульев, с чувствительностью. Мир поэзии подобен миру действительности, но это особый мир, особая речь, особые в ней чувства»(45,168). По мнению М.А.Рыбниковой стихи нельзя разыгрывать: «Чтение стихов - это не театр, а особого вида искусство живого слова»; нельзя прозаизировать стихи, превращать их в прозу: «Ритм поэтического слова сознательно ломается для целей логической выразительности. Метод совершенно ложный… Автор-поэт (так читали Блок, Маяковский) доносит до слуха ритм и рифму и ощутимо показывает, что музыка стиха не враждебна смыслу, а служит его воплощению» (45,168). М.А.Рыбникова подчеркивает, что учитель обязан разбираться в теоретических вопросах выразительного чтения. И, самое главное, он должен владеть им практически.

          Таким образом, рассмотрев период с 40-х годов 19 века до настоящего времени, мы можем сделать следующий вывод: развиваясь вместе с общей методикой чтения, методика изучения лирических стихов прошла очень сложный путь, от полного игнорирования, даже, порой отрицания, до разработки отдельных аспектов работы над лирическими стихами: языковыми средствами, выразительным чтением и др.

I.3. Психология восприятия лирических стихов младшими школьниками.

В словаре психологии под редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского даётся следующее определение восприятия: «Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств»(40,66).

Р.С.Немов характеризует восприятие как «процесс приёма и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа»(30,549).

В целом, данные определения сходны. Р.С.Немов, как и Петровский, отмечает, что внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. вмеСте с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Однако следует отличать ощущение от восприятия. 

Проблеме восприятия художественной литературы посвятила свою книгу О.И.Никифорова. В «Психологии восприятия художественной литературы» в основном идёт речь о психологических особенностях процесса восприятия, его механизмах и условиях более глубокого, верного и тонкого восприятия литературы. Читателю процесс восприятия художественной литературы представляется простым, т.к., по мнению О.И.Никифоровой, «обычно он протекает непосредственно, и только в затруднительных случаях становятся осознанными те или иные операции воображения или умственные действия»(33,6).

В процессе восприятия художественной литературы О.И.Никифорова различает три стадии. К первой стадии, она относит непосредственное восприятие произведения, т.е. «воссоздание и переживание образов произведений». Автор выделяет ведущие процессы, так, например, на этой стадии ведущим является процесс воображения. «При непосредственном восприятии при чтении произведения имеют место мыслительные процессы, но они должны быть подчинены воссозданию образов и не подавлять эмоциональности восприятия произведения. При чтении произведения те или иные образы, особенно при чтении с перерывами, обычно вызывают у читателя определенные мысли - такие мысли закономерны и не убивают эмоциональности восприятия. Мыслительные процессы необходимы, чтобы понять при чтении мысли, имеющиеся в произведении, но должны включаться читателем в общий эмоциональный и образный строй произведения. Мысли должны восприниматься в их эстетической выразительности»(33,7-8).

Вторая стадия, по О.И.Никифоровой, - это понимание идейного содержания произведения. На этой стадии ведущим, как она считает, является мышление, «но поскольку оно оперирует с тем что было эмоционально пережито, оно не убивает эмоциональности восприятия произведения, а её углубляет.

Третья стадия восприятия литературы - влияние художественной литературы на личность читателей как результат восприятия произведения»(33,8).

О.И.Никифорова различает также следующие стороны в процессе восприятия: непосредственное восприятие произведения (воссоздание его образов и их переживаний), понимание идейного содержания, эстетические оценки и влияние литературы на людей как последствие восприятия произведений.

«Все эти стороны взаимосвязаны, но в то же время их механизмы отличаются друг от друга»(33,6). Поэтому автор видит необходимость в отдельном рассмотрении каждого из этих процессов.

О.И.Никифорова выделила три основные стороны проблемы непосредственного восприятия художественной литературы: роль представлений в непосредственном восприятии литературного произведения, основные особенности процесса восприятия литературного произведения и механизм непосредственного восприятия литературного произведения.

Вопрос о роли представлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. От его решения зависит, как верно считает О.И.Никифорова, нужно или нет обучать читателей умению правильно представить себе образы произведения. В данной книге подчеркнуто: «большая часть действительно субъективных, не соответствующих тексту читательских представлений объясняется неумением многих читателей правильно воспринимать текст… По самой своей сущности и назначению читательские представления должны соответствовать тексту, т.е. быть объективными. Возникновение таких представлений предполагает умение анализировать художественный текст. Поэтому у людей, не владеющих им, могут возникать субъективные, несоответствующие образам текста первичные представления… Объективное содержание в читательских представлениях является средством познания образов текста, а индивидуальный, субъективный момент в них обуславливает живость и интимность переживаний этих образов»(33,13).

О.И.Никифорова говорит о некоторых особенностях непосредственного восприятия художественной литературы: одна из этих особенностей - то, что «на всех этапах чтения произведения восприятие всегда целостно, несмотря на то, что само произведение расчленено на элементы, расположенные последовательно во времени.

Другая существенная особенность восприятия художественной литературы - это эмоционально-волевые переживания читателей»(33,15). Автор выделяет три их основных вида.

К первому виду эмоционально-волевой активности читателей О.И.Никифорова относит внутренние волевые действия и переживания за героев литературного произведения. «В результате такого содействования и сопереживания с героем читатель постигает внутренний мир самого героя произведения. Здесь эмоционально-волевые процессы являются средством эмоционального познания литературных персонажей»(33,15).

Второй вид переживаний, по мнению автора, составляют личные читательские эмоционально-волевые реакции. Они содержат в себе элемент непосредственной, эстетической оценки.

Третий вид эмоциональных переживаний и волевых реакций образуют, как считает О.И.Никифорова те, которые «вызываются восприятием через произведение личности автора. Читая книгу, мы чувствуем его автора, у нас создается, хотя еще и довольно смутное, представление о его личности, его отношении к действительности, о его мастерстве и идейной тенденции. И это представление о писателе порождает в нас определенное эмоциональное активное отношение к нему» (33,16).

Все три вида эмоционально-волевых переживаний сосуществуют в восприятии произведения и взаимосвязаны.

О.И.Никифорова также рассматривает механизм непосредственного восприятия, она выделяет две его составляющих: механизм творческой и эмоционально-волевой активности и механизм образного анализа художественного текста. Они внутренне связаны, находятся в тесном взаимодействии друг с другом.

Сопоставление реакций испытуемых с особенностями экспозиции позволило автору утверждать, что в начале произведения и в его названии читатели и зрители находят ориентиры, «направляющие» творческую активность воображения. Вот эти ориентиры:

«1.Ориентировка в жанре и в общем характере произведения.

2.Ориентировка в месте и времени действия.

3.Ориентировка в основных действующих лицах произведения.

4.Ориентировка в эмоциональном отношении автора к основным действующим лицам произведения.

5.Ориентировка в действии произведении.

6.Ориентировка в объеме произведения.

7.Ориентировка в образном ядре произведения». (33,17)

О.И.Никифорова затрагивает вопрос о формировании вышеуказанных механизмов. «Механизм творческой активности формируется сам собою и очень рано, уже в младшем возрасте, так как он есть не что иное как перенесенный из обычной жизни в восприятие литературы механизм понимания целенаправленного поведения людей и их взаимоотношений… Механизм же образного анализа художественного текста сам собою в процессе жизни не формируется, его нужно специально формировать и при этом требуются определенные усилия со стороны детей. Не умея анализировать особенности художественного текста, кроме основных поступков героев, многие дети начинают пропускать в произведении все, их затрудняющее, следить только за основным ходом сюжета. Такой способ чтения у них закрепляется и сохраняется и тогда, когда они становятся взрослыми… При таком восприятии художественной литературы почти всегда рано или поздно наступает разочарование в ней, утрата интереса к чтению, так как сюжетных ситуаций существует не так много, и кажется, что книги повторяют одно и то же» (33,46).

О.И.Никифорова говорит и о многослойном анализе текста. «Первый слой - анализ образных предложений, второй - анализ крупных элементов художественного текста, третий - анализ приемов изображения литературных персонажей»(33,47). Вот как она характеризует каждый этот слой:

Анализ образных предложений.

«Людям приходится для чтения художественной литературы заново вырабатывать у себя установку на анализ художественных предложений по логико-грамматической схеме, но уже направленную не анализ обобщенных значений слов, а на их образное содержание»(33,49).

Анализ крупных элементов художественного текста.

«Здесь мы имеем дело не с простым синтезированием образных содержаний, извлекаемых из фраз, а с особым процессом. Читатели прежде всего стремятся определить, «о чем идет речь в описании», т.е. определить его контекстное подлежащее (субъект описания). Как только они его устанавливают, начинают выделять из описания лишь то, что характеризует это контекстное подлежащее.

Благодаря этому то образное, что извлекают читатели из каждого предложения, во многих случаях значительно отличается от представления, которое у них создается при чтении этих же предложений вне контекста»(33,50).

Анализ приемов изображения литературных персонажей -

это «выделение литературных персонажей из текста, отнесение описаний к литературному персонажу и извлечение из них всего, что так или иначе характеризует тот или иной персонаж»(33,55).

О.И.Никифорова выделяет условия совершенствования непосредственного восприятия художественной литературы и овладения образным анализом художественного текста. Первым и одним из основных условий является «возникновение у читателя потребности в этом, для чего он должен осознать несовершенство своего восприятия ее»(33,60).

Второе условие, по мнению автора, - «замедленное чтение с установкой на воссоздание образов, соответствующих тексту»(33,61).

В книге «Психология восприятия художественной литературы» О.И.Никифорова поставила перед собой цель: «выяснить, какие основные умственные действия необходимы для понимания идейного содержания произведения»(33,66). На основе анализа статей Белинского выявлены следующие этапы и мыслительные операции обдумывания идейного содержания литературных произведений:

Первый этап, по О.И.Никифоровой, - выделение ведущих для понимания идеи образов.

Ко второму этапу она относит подробный анализ всех основных особенностей ведущих образов. «Он состоит в выделении существенных для раскрытия сути образа моментов: поступков, мыслей, переживаний, обстоятельств, взаимодействия образа с другими. Затем эти особенности осмысливаются с помощью знаний действительности, знаний психики людей, знаний об обществе и т.д. Далее словесно формулируются особенности ведущего образа»(33,67).

Третий этап обдумывания идеи произведения - это, говоря словами автора, «анализ всех остальных образов произведения в их отношении к ведущему или ведущим образам.

Четвертый этап - определение идеи произведения. В его основе лежит синтез и обобщение проделанного ранее анализа произведения и осмысление этого синтеза, причем процесс осмысления определяется прежде всего мировоззрением читателя»(33,69).

Кроме того исследования позволили автору выявить еще дополнительные условия понимания идеи литературных произведений.

Одно из них - это «полноценное непосредственное восприятие произведения, правильное воссоздание образов и их переживание»(33,75).

Другое условие О.И.Никифорова связывает с самой сущностью художественной идеи, «которая есть прежде всего пафос. Именно поэтому Белинский в своих высказываниях о читательском таланте подчеркивал, что сперва надо произведение пережить, а потом уже обдумывать»(33,76).

Следующее условие понимания идейного содержания произведения, которое выделяет автор - это «установка на понимание идеи и потребность в обдумывании произведения. И то и другое возникает у людей далеко не сразу. Как давно установлено, маленькие дети ни при каких условиях не воспринимают идею произведения, даже если она, как это бывает в баснях, прямо сформулирована в тексте. Хотя они знают, что книжки пишутся, для них произведение - особая реальность, интересная сама по себе, а не обобщение действительности»(33,77).

О.И.Никифорова выделяет несколько видов установки на понимание идеи литературных произведений. Один из них она характеризует «живым интересом читателя и к самому процессу постижения идеи, и к его результату». Отличие второго вида установки от первого автор видит в том, что «здесь отсутствует интерес к процессу понимания идеи, а есть сознание необходимости это делать и владение поверхностным, очень упрощенным способом анализа произведения»(33,77). Третий вид установки, по словам О.И.Никифоровой, отличается от двух предыдущих ее неустойчивостью и невыработанностью способов анализа идейного содержания произведения.

На основе исследований автор выявила у читателей три вида отношения к книге, которые по-разному сказываются на процессе понимания идеи.

«Первый вид - это полное равнодушие читателя к произведению, когда он ничего интересного для себя в нем не находит. Большей частью такую реакцию вызывают книги, слабые в художественном отношении, но могут ее вызывать у некоторых читателей и художественно ценные произведения, которые потрясают других людей.(33,78)

Второй вид отношения к произведению - переживание значения его для познания действительности.

Третий вид - открытие в них личностного смысла для себя»(33,79).

Именно личностный смысл, открываемый читателем в произведении, О.И.Никифорова определяет как основной стимул для обдумывания. «Однако для правильного понимания идеи произведения и её общественного значения необходимо, чтобы личностный смысл отражал пафос произведения и рассуждения читателя соответствовали ему… Но и в тех случаях, когда личностный смысл полно отражает общественное значение произведения, он всегда индивидуален, своеобразен у каждого читателя, т.к. возникает в результате взаимодействия произведения и личности читателя, а у каждого читателя своя неповторимая индивидуальность, свой жизненный опыт, свои жизненные проблемы, свои пристрастия и т.д. Это индивидуальное своеобразие в усвоении идейного содержания произведений вытекает из природы восприятия художественной литературы»(33,82).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9