рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Изучение лирики в начальной школе рефераты

Самую общую формулу лирического стихотворения Т.И.Сильман рисует в следующем виде: "оно состоит из двух частей, эмпирической и обобщающей (обобщение может быть и не высказано, но оно подразумевается), причем в центре его, в некоей постоянной для данного стихотворения точке, находится лирический герой, аккумулирующий в своем внутреннем мире протекание лирического сюжета. Время протекания лирического сюжета заменено в стихотворении временем его переживания, точно также как стихотворение непосредственно передаёт не самый сюжет, а переживание этого сюжета лирическим «я», почему оно в идеале и способно по краткости приближаться к мгновению"(47, 9).

 Важное место в характеристике специфических особенностей лирики занимает лирическая образность, поскольку именно в художественных образах заключается основная загадка искусства. Следует сразу оговориться: некоторые авторы говоря об этом, употребляют термин "образ"(В.Ф.Огнев, Б.П.Городецкий), другие- "лирический герой"(Т.И.Сильман, Л.И.Тимофеев, Б.О.Корман). Однако Г.Н.Поспелов не согласен ни с теми, ни с другими, он высказывает мнение, что такое обозначение не соответствует особенностям предмета: "Герой, в широком смысле слова,–это действующее лицо произведения, а медитативная лирика не изображает действий в их «бытийной» конкретности". Он считает неудачным и термин «лирический персонаж»: "…Персонаж–это «бытийно» индивидуализированная личность, а в медитативной лирике нет такой индивидуализации"(39,71). Поэтому Г.Н.Поспелов предлагает называть субъекта лирической медитации «лирическим субъектом».Мы в дальнейшем будем пользоваться термином "лирический герой", так как он наиболее употребим в школе.

Мы говорим: поэзия мыслит образами. В большинстве современных работах о лирике своеобразие лирического образа сводится к тому, что он представляется как образ чувства или переживания. «Основным содержанием образа в лирике, - считает Б.П. Городецкий, -становится не столько лицо, предмет или какое-либо другое явление внешнего мира, сколько вызванное ими чувство или тот или иной оттенок его, передаваемые в ореоле предметных конкретных ассоциаций из внешнего мира»(12 6).С точки зрения В.Ф.Огнева "Образ – это как бы спеленатая мысль"(34, 60). М.А.Палкин считает лирическую образность многослойной: "Её наружный, непосредственно воспринимаемый слой – словесно-речевой. Восприняв образную речь автора или вымышленного лирического персонажа, читатель проникает во второй слой – образ говорящего, а через него и его речь постигает образы тех предметов и явлений, в окружении которых находится лирический герой"(36,21).

 По словам В.Ф.Огнева в образе всегда "…аккумулируется большая смысловая энергия"(34, 60). Но до какого-то момента все это скрыто. Чтобы образ обнаружил скрытую мысль, «заговорил», надо, чтобы он пришел в движение, в соприкосновение с другими образами.

Очень интересной нам показалась мысль М.А.Палкина выделить три разновидности лирического образа: образ – переживание; образ человека, которому принадлежит переживание; образы предметного мира вызывающие переживания. В составе лирического произведения эти образы не обособлены друг от друга, а существуют как органическая целостность словесно-образного высказывания"(36,16).

Термин "лирический герой" впервые был употреблен Ю.Н. Тыняновым в статье «Блок» (51,21): «Блок – самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа ещё новой не рожденной (или неосознанной) формации. Об этом лирическом герое и говорят сейчас» (51,118).

В настоящее время термин «лирический герой» имеет несколько значений. В широком смысле лирическим героем называют образ любого человека, находящегося в центре лирического стихотворения. Так, в «Кратком словаре литературоведческих терминов» для школьников говорится: «Лирический герой – это образ такого героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены»(39,73). О лирическом герое как о «родном брате» эпического и драматического героев пишет в «Заметках о лирике» Т.И. Сильман.

В более узком смысле лирический герой понимается как образ поэта, каким он предстает в совокупности своих лирических стихотворений. Именно такое содержание вкладывает в этот термин Л.И.Тимофеев: «Понятие лирического героя – в конечном счете это понятие, возникающее не в творческом процессе, а в процессе его восприятия, позволяющее увидеть поэта во полноте его творческого развития, во всем его значения»(49, 226).

Ещё более узкий смысл термину «лирический герой» придает Б.О.Корман. По мнению Кормана, лирический герой есть лишь в тех лирических произведениях, в которых главным предметом изображения является сам поэт: «Лирический герой – это и носитель речи, и предмет изображения: он открыто стоит между читателем и изображаемым миром, внимание читателя сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой, что с ним происходит, каково его отношение к миру, состояние и пр.»(39,57).

Мы считаем важным после вышеперечисленных мнений привести высказывание Г.Н.Поспелова: "Субъект лирической медитации - это особого рода литературный тип, это всегда в той или иной мере плод творческого воображения поэта, а не реальное лицо, непосредственно взятое из жизни"(39, 69).

          Действительно, о самых своих, казалось бы, интимных переживаниях поэты ощущают необходимость рассказывать многим и многим, и даже сами склонны читать свои произведения вслух перед совершенно незнакомой аудиторией. Это – потому, что они, по сути, рассказывают уже не «о себе», а "в объективированной форме сообщают об определенных душевных переживаниях, которые открылись им на основании личного опыта, нашедшего отражение в том или ином стихотворении"(47, 38). Следовательно, лирическое стихотворение нам интересно не тем, кто именно является носителем мыслей, чувств, какие лица находятся в тех или иных взаимоотношениях друг с другом. Оно интересно тем, каковы были мысли, чувства, решения и «открытия» лирического героя в связи с определенными взаимоотношениями, событиями, переживаниями.

Образ, лирический герой обозначаются обычно личным местоимением первого лица-«я», «мы". Т.И.Сильман, исходя из этого, называет лирику безымянной: "…Лирическому герою, исходя из глубины и конкретной единичности изображаемой ситуации, нет надобности называть ни себя, ни кого бы то ни было из участников лирического сюжета по имени. Достаточно того, чтобы были упомянуты «я», «ты», «он», «она» и т.д."(47, 37). Наблюдения позволяют сделать нам вывод, что в лирике ,как правило, отсутствуют не только имена героев, но нет указания и на их возраст, профессию, внешность (такие данные возникают лишь в порядке исключения, как необходимость лирического сюжета), нет географических названий, нет и указания на то, когда происходит действие. От всего этого лирический жанр свободен, устремленный к своей "…основной цели: к краткой обрисовке сути данного лирического сюжета и того, какой душевный сдвиг в непосредственной связи с этим сюжетом переживает лирический герой"(47,39).

Неповторимая ценность лирики состоит в том, что, воспринимая и запоминая лирическое стихотворение, читатель отождествляет себя с лирическим героем: он не созерцает, а творит новый художественный мир, в котором факты реальной жизни обогащаются фантазией, а поэтический вымысел закрепляет впечатления повседневного бытия. Тем самым личный духовный опыт читателя (учащегося) приобщается к духовному опыту всего человечества.

Далее мы рассмотрим особенности стиха, одной из которых являются ритмометрические свойства стиха. Лирика использует их сознательно и целенаправленно в гораздо большей степени, чем эпос. Вопросу ритма уделили внимание М.А.Палкин в работе "Лирика как искусство стихотворного слова", Т.И.Сильман в "Заметках о лирике", В.Ф.Огнев в "Книге про стихи".

Человеческий организм весьма чутко и активно реагирует на все ритмические раздражения, идущие как из внутренних органов, так и из внешнего мира. Под влиянием сильных ритмических раздражителей человек испытывает особое ритмическое состояние, его охватывает ритмическое переживание, влияющее на его самочувствие и мироощущение. Размеренность стихотворной речи, её специально организованная ритмичность не только не мешает, но и способствует формированию и воплощению поэтической мысли-переживания. М.А.Палкин верно заметил: "Для лирического поэта забота о ритме и его содержательности равнозначна заботе о самой поэзии"(36,212).

М.А.Палкин выделил много видов и разновидностей ритма: "…фонетический, создаваемый чередованием гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов; вербальный, возникающий на основе чередования слов и разделяющих их пауз; синтагматический – чередование синтагм; синтаксический, как результат чередования однородных синтаксических конструкций; образно-смысловой. Однако для возникновения специфического эффекта стихотворной речи все эти виды ритма должны быть соподчинены с собственно стиховым ритмом"(36,222).

Стихотворные ритмы, как и музыкальные, могут быть быстрыми и медленными, сильными и слабыми, резкими и плавными, монотонными и меняющимися. Все эти ритмические разновидности, создаваемые речевыми средствами, подчиненными правилам стихосложения, используются поэтами в изобразительно-выразительных целях.

Замедленные и ослабленные ритмы «навевают» грустные и печальные чувства и настроения, также они хорошо передают спокойную повествовательную интонацию и интонацию торжественной размышляющей речи. Замедленность и ослабленность ритма создает стихотворная речь, разбитая на многосложные стихи. Более быстрые и энергичные ритмы, создаваемые чередованием коротких стихов, усиливают радостное, бодрое настроение или подчеркивают динамизм изображаемых событий, быструю смену впечатлений и т.д.

По мнению М.А.Палкина, основным ритмообразующим элементом стихотворной речи, является "…особым образом организованный и отделяемый от предшествующих и последующих стихов специальными паузами стих-строка"(36,222). Именно наличие стихов и стихотворных пауз, отсутствующих в прозе, и позволяет отличить то, что написано стихами, от того, что написано прозой. В.Ф.Огнев в своей работе обращает внимание на содержательное начало ритма – "динамическое выдвижение слова поэзии как особого по значению слова, способность выдвинуть в слове его эмоциональную энергию"(34, 177).

На ритмику стиха, а следовательно, и на его эмоциональную окраску влияет характер окончаний стихотворных строк. Обратимся к М.А.Палкину: "Стихи, заканчивающиеся ударным слогом, звучат ритмически более четко и энергично, чем те, в которых конечное ударение стоит на втором, а тем более на третьем или четвертом слоге от конца строки. Причина этой ритмической неоднородности проста: переход от звучания к паузе в стихах с мужскими окончаниями происходит резко и сразу, в то время как в стихах с женскими окончаниями звучание переходит в паузу постепенно, что смягчает и ослабляет ритм"(36,231).

Ритмико-звуковой, а следовательно и эмоциональный, строй стиха во многом зависит также от того, в какой последовательности рифмуются стихотворные строк: "Если стихи рифмуются в строго определенной последовательности, это усиливает мерность стихотворной речи, при отсутствии такой последовательности рифмовки звучание стиха прозаизируется"(36,233). Имеет значение и то, насколько удалены друг от друга рифмующиеся стихи: при смежной рифмовке ритмичность стиха усиливается; если же рифмуются далеко стоящие друг от друга стихотворные строки, то такая «отдаленная» рифма менее слышна, а следовательно, и менее активна как ритмообразующий фактор"(36,233). Следует также обратить внимание и на то, что ритмичность стиха может быть усилена повторением рифмы. Повторы, периодичность, равномерность (составляющие основное свойство ритма) мы и рассмотрим более подробно.

Отличительную особенность лирического высказывания М.А.Палкин видит "…в его немногословности и в то же время в тяготении к многократным повторам одних и тех же слов, выражений, синтаксических конструкций… Поэт-лирик чаще всего сосредоточен на одном каком-то чувстве или настроении. И эта сосредоточенность, как правило, выражается в концентрации немногих, но подчеркнуто эмоциональных слов и фраз и в их неоднократном повторении, варьировании"(36,186).

Ритм нередко определяют именно с точки зрения повторности. Например у Л.И.Тимофеева: "Ритм – систематическое, мерное повторение в стихе определенных, сходных между собой единиц речи"(49, 99). У В.Ф.Огнева: "Восприятие ритма основано на ощущении повторности и непрерывности… Ритм – это контраст. Идут часы: звук – пауза. Шумит море: прилив – отлив. Вращается планета: день сменяет ночь"(19; 164,168).

Лирическая поэзия, ближе всего стоящая к музыке, рассчитанная, как и музыка, на буквальное запоминание читателем-слушателем, использует самые разнообразные типы и варианты повторов. Наиболее значительными среди этих повторов М.А.Палкин выделил повторы "словесно-фразовые": чем более сосредоточено внимание поэта на каком-либо чувстве и чем сильнее его желание передать это чувство своему читателю, тем естественнее появление в лирическом стихотворении повторов.

В.Ф.Огнев, исходя из того, что человеческая речь имеет протяженность и периодическую ударность, предполагает, что есть два пути осуществления ритма: "Один, так сказать, «по горизонтали», учитывающий соизмеримость протяженных отрезков (… слогов). Другой- «по вертикали», сопоставляющий чередующиеся сильные и слабые места ударения"(34, 169).

Т.И.Сильман, размышляя о повторах в лирике, обращается для сравнения к эпосу: "Если одним из основных принципов эпического повествования является принцип: «Вперед, дальше, к новым фактам, к новым событиям!», причем эпический поэт движется как бы рядом и одновременно с фактами, с действительностью, - то позиция лирического поэта есть пребывание в некоей фиксированной точке, кружение вокруг одной мысли, одного вопроса, одного чувства, рассмотрение всё тех же фактов и повторные раздумья о них, пока не придет решение, важное именно в аспекте данной конкретной, личной ситуации; принцип лирического поэта в этой связи совсем иной: «Ещё, ещё раз о том же самом!». Именно поэтому для лирического стихотворения чем-то совершенно органическим, вытекающим из самого механизма «переживания», является композиционный повтор, как органический составной элемент лирики, он присутствует во всевозможных стихах независимо от того, вспоминает ли лирический герой о прошлом, или анализирует настоящее, или размышляет о будущем"(47, 139).

Заканчивая вопрос о повторах, заметим, что периодичность, равномерность, важны не сами по себе, а лишь как средство привести душу читателя в такое состояние, когда каждое, даже малейшее отклонение от этой равномерности остро ощущается нашим ритмическим чувством, что и используется поэтом. Вот почему в искусстве ритм никогда не бывает точно равномерным, автоматическим.

Следующая особенность стиха, которую мы рассмотрим – строфа. Для этого обратимся к работе В.Ф.Огнева "Книга про стихи".

Прежде всего необходимо ввести определение строфы. По наблюдениям В.Ф.Огнева, "Строфа - ряд строк, завершающих синтаксическую мысль. Это законченное предложение. От точки до точки"(34, 256). Легко понять, как это условно для поэзии, где точка, в отличие от разговорной речи, не выражает момента завершения мысли. К тому же в современной поэзии строфа не всегда сохраняет свою структуру. "Главное здесь – в чувстве стиля. Строфа – законченное в себе целое и потому должна обладать пропорциями"(34, 256).

Строфа – довольно условная категория. Это ступенька, которая может быть широкой и узкой. В хорошем стихотворении строфа не выпирает, очертания ее неотчетливы, ее цель – приблизить произведение к общей цели. По мнению В.Ф.Огнева, "при всей законченности формы строфы, она не может иметь самостоятельности, превышающей определенные пределы. Строфа… имеет стеклянные стенки, через которые видно все стихотворение насквозь"(34, 263).

 

В одной строфе, внешне как будто завершенной, поэзия способна дать такой простор домысливания и дочувствования, что "…ощущение образной перспективы, «открытости» строфы не оставляет сомнения"(34, 264). Действительно, строфа таит в себе возможность выражения недоговоренности прямого смысла при полной иллюзии досказанности и завершенности.

Во всех учебниках и пособиях по поэтике строфа рассматривается с точки зрения рифмы. Отметим только два момента. Во-первых, «притухание» рифмы, если рифмующиеся слова находятся далеко друг от друга. Чем дальше раздвинуты созвучные слова, тем более крепкой и звучной приходится быть рифме. Иначе она попросту не слышна. Поэтому многострочная строфа тяготеет к парной или перекрестной рифмовке. Во-вторых, яркий акцент одной пары рифм в четырехстрочной строфе делает возможным ослабление другой пары рифм.

Но строфа «держится»не только метрически (система рифм), но и мелодически. Цельность строфы, ее композиция зависит от системы рифмовки в сочетании с интонационным движением. Поэтому для полноты раскрытия вопроса, рассмотрим следующую особенность стиха: интонацию. Наиболее полно интонация показана у В.Ф.Огнева.

Интонация–«смысловая мелодия, заключенная в самом строе речи»,-такое определение А.Квятковского приводит А.А.Михайлов в "Азбуке стиха"(29,99). В.Ф.Огнев также связывает интонацию со смыслом: "Интонация – выделение слов в соответствии с данной мыслью"(34, 139).

Не надо обладать особым слухом, чтобы различить, что слова в стихе читаются и произносятся по-разному. То, что мы называем поэтической интонацией, свойственно всякой человеческой речи (выразительность речи). Достигается это ударениями, повышением тона речи или, напротив, его понижением, изменением темпа (убыстрение, замедление), что в свою очередь вызывает разное размещение пауз, особую окраску звуков (тембр). Если ударение, паузы, темп как-то еще можно «изобразить» в самом тексте, то мелодику, а особенно тембр трудно передать на письме. А между тем роль интонации в поэзии чрезвычайно велика, как удивительно точно и красиво сказал В.Ф.Огнев "Интонация – душа поэзии"(34, 134).

Но главное, на что хотелось бы обратить внимание, - интонация тоже участвует в реализации идеи. Не зная целого, нельзя верно прочитать часть. Интонацию строки, даже строфы угадываешь тогда, когда знаешь общую мысль произведения. В.Ф.Огнев приводит такой пример: "Бывает, что чтец, весьма внимательно фразирующий частности и срывающий аплодисменты эффектами переживания и жестов, их выражающих, - оказывается весьма далекими от верного донесения идеи в целом. Утрирование частностей почти всегда говорит об искажении главного"(34, 138). Таким образом, интонация подчинена смыслу и чувству. Но важно заметить, что она также зависит и от мелодии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9