Реферат: Система наказания в новом УК
Реферат: Система наказания в новом УК
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уфимский юридический институт
Кафедра уголовного права и криминологии
Курсовая
работа
«Система
и виды наказания».
Выполнил: курсант 202 уч. взвода
мл. с-нт вн. службы
Шаповалов В.Е.
Научный руководитель:
лейтенант вн. службы
Диваева И.Р.
Уфа 1999 г.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие и
система наказаний
ГЛАВА 2. Наказания,
состоящие в лишении или ограничении свободы:
-
ограничение свободы
-
арест
-
содержание в дисциплинарной
воинской части
-
лишение свободы на определенный
срок
-
пожизненное заключение
-
смертная казнь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема
системы видов наказания является составной частью более общей проблемы
реформирования российского уголовного законодательства. С принятием Конституции
РФ и других основополагающих актов стало возможным проведение реформы
уголовно-исполнительной системы на принципах приоритета защиты прав личности.
Реформа в области системы и видов наказания необходима
в целях повышения действенности мер уголовного наказания, обеспечение
максимальной индивидуализации наказания с учетом личности виновного и
общественной опасности совершенного деяния. Контуры проводимой в РФ реформы в
области наказания стали просматриваться достаточно отчетливо после принятия в
июне 1991 года Основ Уголовного Законодательства Союза ССР и республик и
принятием таких важнейших законодательных актов как Уголовный и
Уголовно-исполнительный Кодексы РФ.[1]
Проблема воздействия на преступность посредством
уголовного наказания была и остается одной из наименее изученных, хотя
сентенция: «Дабы другим неповадно было», - лежала в основе соответствующей
законодательной и правоприменительной практики на протяжении ряда столетий.
Разумеется, ни уголовный закон в целом, ни его отдельные институты не являются
основными мерами предупреждений преступлений, что, однако не может быть
основанием для пренебрежения ими. Место общепредупредительного воздействия
наказания в теоретической концепции мер борьбы с преступностью зависит от
социально-экономических условий, правовых и иных воззрений конкретного
общества.[2]
Судебно-правовая реформа, проводимая в РФ в условиях
отказа от старой идеологии и перехода к новой системе ценностей, может быть
успешно осуществлена при надлежащем теоретическом обеспечении правотворческого
и правоприменительного процессов.
Проблема различных видов наказаний, применяемых
уголовным законодательством, будучи актуальной для большинства стран, особенно
резко обострилась в связи с ростом преступности в России и других стран бывшего
СССР, что объективно подталкивает государство к усилению уголовной
ответственности. Вместе с тем, вступление России в Совет Европы обусловило
принятие нашей страной стандартов и норм ООН в области предупреждения
преступности и отправлении правосудия, многие из которых непосредственно
относятся к уголовно-правовым санкциям.
Тот факт, что значительный объем подготовленных ООН
документов касается проблемы уголовно-правовых санкций[3],
говорит о большей значимости и актуальности проблемы.
Действующий уголовный кодекс РФ закладывает основы
реформирования всего уголовно-правового комплекса, всей системы уголовного
правосудия.
Обсуждение уголовного кодекса РФ, характер замечаний и
поправок, показали, что в вопросе о построении применения уголовно-правовых
санкций нет единого мнения. Явно преобладали карательная направленность и
ведомственный уклон.[4]
Объективно это противоречит принятым международно-правовым актам в области
предупреждения преступности и принципам, содержащимся в Конституции РФ.[5]
В этих условиях юридическая наука, на основе накопленных знаний о преступности,
должна помогать поиску компромисса между ведомственными интересами, требующим
ужесточения наказания, и системным подходом, позволяющим учитывать возможности
некарательного воздействия на правонарушителя с помощью системы
уголовно-правовых, административных, гражданско-правовых и иных санкций. Именно
таких подходов всегда придерживалась передовая отечественная наука уголовного права.[6]
В работах С.В. Познышева, А.Д. Калмыкова, Н.А. Неклюдова, Н.Д. Сергеевского,
В.А. Спасовича, Н.С. Таганцева с этих позиций активно обсуждались вопросы о
сущности, содержании и границах карательной деятельности государства, отличий
наказания от других последователей противоправного деяния, субъекта, свойствах
и лестнице наказания. В Советский период эти идеи проводились в работах А.А.
Пионтковского, М.Д. Шаргородского, Н.Д. Дурманова, Н.А. Стучкова, И.Н. Карпеца,
И.М. Гальперина и других авторов. Таким образом, проблема уголовно-правовых
санкций продолжает оставаться актуальной и в теоретическом и в практическом
прикладном значении.
Объектом исследования является отечественное уголовное право,
уголовно-исполнительное право.
Предметом исследования является система наказаний, закрепленных в Уголовном
Кодексе РФ. Научному анализу были подвергнуты санкции действующего уголовного
законодательства, как связанные с лишением свободы, так и не связанные с
таковым.
Методологические основы и методы исследования.
Общеметодологическую основу исследования составляет
диалектический метод научного познания. В исследовании использованы
общетеоретические положения и практические разработки юристов, социологов и
философов. В качестве теоретической основы исследования проблематики исполнения
наказаний, ее системы и видов были взяты работы В.Н. Костырева, Б.В.
Здравомыслова, А.И. Рарога, М.Ф. Костюка, М.П. Мелентьева, С.Н. Пономарева и
других видных ученых занимающихся проблемой уголовно-правовых санкций и
проблемами их исполнения.
В качестве методов познания использовались логический,
историко-правовой, системный и другие методы. Общетеоретической и
информационной базой являлись основные положения юриспруденции, Конституции
Российской Федерации, действующее законодательство, международные
нормативно-правовые акты, постановления Пленумов Верховного Суда РФ. В своей
работе я уделил вниманию анализ норм Уголовного и Уголовно-исполнительного
кодексов РФ, определяющих систему и виды наказаний, а также порядок их
исполнения.
Реализация целей наказания в правоприменительной
деятельности суда и Уголовно-исполнительной системы осуществляется с помощью
предусмотренного уголовным законодательством перечня наказаний, которые
различаются по своему содержанию, характеру оказывающего ими воздействия,
пределу применения и порядку исполнения.
Вопросы, связанные с понятием уголовно-правовые
санкции чаще всего анализировались различными исследователями в рамках учения
о наказании, поскольку уголовное право рассматривалось как наказательное право.
В настоящей работе о системе наказаний и проблемам их
исполнения нашли свое отражение взгляды таких ученых занимавшихся этими
вопросами, как М.Д. Шаргородский, Н.А. Стучков, И.С. Ной, В.Н. Костырев, Б.В.
Здравосмыслов, П.Г. Мищенков. Эти и другие авторы исследовали как
общетеоретические так и практически-прикладные вопросы построения системы
наказаний и проблемы их исполнения (по некоторым данным исследователей
общепредупредительного воздействия наказания было проведено в нашей стране и за
рубежом свыше пятьсот).
Происшедшим за последние годы изменения в нашей стране
изменили систему социальных и личностных ценностей и, соответственно,
конкретный механизм воздействия уголовно-правовых санкций на поведение людей, а
тем более лиц, осужденных за преступления и отбывающих наказания.
Идущие нарастающим темпом реформы в сфере политике,
права, экономики и других отраслей государственного устройства в РФ ставит на
одну из первых проблему борьбы с преступностью (в основном связанных с
хищениями, коррупцией, взяточничеством, наркоманией, мошенничеством и др.) и
проблему исполнения наказаний. Как пишет В.И. Костырев в своей диссертации: -
«лишение личного, имущественного характера, которые содержат в себе санкции
воспринимаются в настоящее время иначе, нежели несколько лет назад»[7]
и это обуславливает необходимость проведения исследований по указанной
проблематике.
Цели и задачи работы.
Основная цель исследования в самой общей формулировке
заключается в том, чтобы рассмотреть место отдельных видов уголовно-правовых санкций
и проблем, связанных с их исполнением в новом механизме уголовно-правового
регулирования.
В соответствии с поставленной целью, задачами моей
работы являются:
-
анализ отдельных уголовно-правовых
санкций по действующему Уголовному Кодексу РФ;
-
исследование некоторых вопросов
исполнения наказаний связанных с введением в действие нового УК РФ и УИК РФ.
ГЛАВА 1.
Понятие и системы наказаний
Наказания,
предусмотренные уголовным законом за совершение преступлений, различны по
своему содержанию и тяжести. Помещены они в УК в определенном порядке, образуя
в целом систему наказаний.[8]
Возникновение
и развитие системы наказаний определяется общественным государственным строем.
Происходящие в обществе и государстве социально-политические изменения и
тенденции непосредственно влияют на систему наказаний: изменяется иерархия их
видов, одни наказания утрачивают свое значение и исключается из уголовного
законодательства, появляются новые их виды, обусловлены общими изменениями и
потребностями в общественно-политической, экономической и идеологических
сферах. Так, например, в дореволюционном уголовном праве России наказаний
получила нормативное оформление в таких законодательных актах, как Уложение о
наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., Устав о наказаниях, налагаемых
мировыми судьями, Уголовное уложение 1903 г.[9]
Так, в Уложении 1845 г. предусматривалась довольно громоздкая лестница
наказаний, расположенных в порядке степеней исходя из сравнительной их тяжести.
Наиболее тяжкими из них были: лишение всех прав состояния и ссылка на поселение
в Сибирь или на Кавказ. Характерно, что лестница наказаний являла собой пример
сословного подхода к ее составлению. Он, в частности, проявлялся в том, что
представители высших сословий (дворяне, духовенство, почетные граждане и
некоторые другие) согласно Уложению освобождались от имевшихся в нем телесных
наказаний. Ст. 60 Уложения, кроме того, давала возможность замены для дворян и
чиновников кратковременный арест в тюрьме домашним арестом с содержанием в
помещении ведомства, где они служат.[10]
Уголовное
уложение 1903 г. все наказания делило на главные, дополнительные и заменяющие.
К главным наказаниям относились: смертная казнь, каторга без срока и от 4 до 15
лет, ссылка на поселение и некоторые другие. Дополнительными наказаниями
являлись разного рода поражения в правах: ограничение в праве избрания и
перемены жительства; отобрание имущества: денежное взыскание; опубликование
приговоров; удаление от должности; заключение в работном доме. Что касается
заменяющих наказание, были известны: замена одиночного заключения общим при
недостатке в тюрьмах одиночных камер: одиночного заключения в исправительном
доме или в тюрьме общим в случае удостоверенной опасности одиночного заключения
для здоровья заключенного; смертной казни и категории для лиц, достигших 70 лет
– ссылкой на поселение, а также и другие.[11]
Для
начального периода послереволюционного уголовного права характерен отказ от
сложившейся системы наказаний и осуществление правосудия на основе
революционного правотворчества. Это привело к расширению круга органов,
применяющих уголовное наказание (народные, окружные суды, революционные
трибуналы и др.), а также к появлению чрезвычайно обширного не предусмотренного
законом перечня наказаний, которые применялись на основании «революционной
совести». Это перечень включая в себя свыше тридцати видов наказаний: от
предупреждения, общественного порицания и выговора до высшей меры наказания –
расстрела.[12]
Впервые
в Советском уголовном праве система наказаний была закреплена в Руководящих
началах по уголовному праву РСФСР 1919 г. которые содержали примерный перечень
пятнадцати их видов, к примеру, внушение, выражение общественного порицания,
объявление под бойкотом, отрешение от должности, лишение от должности, лишение
свободы, расстрел и др.
В
последующих кодифицированных нормативных актах (УК РСФСР 1922 г., Основные
начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., УК
РСФСР 1960 г., Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик
1991 г.) система наказаний совершенствовалась, освобождаясь от излишней
громоздкости и классовой направленности карательных мер.
Ранее
действовавший УК РСФСР 1960 г. предусматривал до начала коренных изменений,
происходящий в государстве и обществе, следующую систему наказаний:
-
лишение свободы;
-
ссылка;
-
высылка;
-
исправительные работы без лишения
свободы;
-
лишение права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
-
штраф;
-
общественное порицание;
-
конфискация имущества;
-
лишение воинских и других званий,
а также орденов и медалей, почетных званий и Почетных грамот.[13]
Виды наказаний, включая общественное порицание, были
расположены по степени их тяжести. Последние два вида наказания (конфискация и
лишение званий, орденов и т.п.) не могли применяться самостоятельно, поэтому,
по существу, в систему наказаний не входили. Не входила в систему также и
предусмотренная этим УК высшая мера наказания – смертная казнь.
В
последующем эта система претерпела ряд изменений. В УК был включен новый вид
наказания – условное осуждение к лишению свободы с обязательным привлечением
осужденного к труду. Однако практика применения этого наказания показала его
недостаточную эффективность. Выявились также и низкая эффективность таких видов
наказаний, как высылка и ссылка. В связи с этим названные три вида наказаний из
УК 1960 г. были исключены.[14]
По
действующему уголовному законодательству (ст. 44 УК) к лицам совершившим
преступления, могут применяться:
-
штраф;
-
лишение права заниматься
определенной деятельностью или занимать определенную должность;
-
лишение специального, воинского
или почетного звания, классного чина и государственных наград;
-
обязательные работы;
-
исправительные работы;
-
ограничение по военной службы;
-
конфискация имущества;
-
ограничение свободы;
-
арест;
-
содержание в дисциплинарной
воинской части;
-
лишение свободы на определенный
срок;
-
пожизненное лишение свободы;
-
смертная казнь.
Правоприменительная практика органов правосудия по
реализации уголовной ответственности требует такой системы мер
уголовно-правовой ответственности, которая позволяла бы суду избрать наказание,
учитывающее все индивидуальные особенности каждого конкретного уголовного дела.
Принцип законности, лежащий в основе уголовного права РФ, не позволяет суду
выйти за пределы предусмотренного законом перечня видов наказания, как это
возможно в странах прецедентного права, где судья может «изобрести»
оригинальное наказание.[15]
В учебной литературе под системой наказаний понимается
исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный
действующим законодательством, расположенных в определенном порядке с учетом их
сравнительной тяжести.[16]
Система наказания базируется на общих принципах
уголовного права. В ней предметно выражаются принципы законности, равенства
граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. В систему не
включается такие меры уголовно-правового воздействия, которые причиняют
осужденному излишние физические страдания или которые унижают человеческое
достоинство. Система наказаний по новому российскому Уголовному праву не знает
мучительных калечащих наказаний, известных уголовному праву некоторых
государств, в частности, таких, например как телесные наказания, публичная
смертная казнь. В системе наказаний по уголовному праву РФ находят свое
отражение такие виды наказаний, как, например, исправительные работы без
лишения свободы, ограничения свободы которые не известны уголовному праву
других государств.[17]
Как уже было отмечено выше, систему наказаний образуют
конкретные их виды, в совокупности составляющие целостное правовое явление.
Система наказаний характеризуется следующими признаками:
-
Система наказаний состоит только
из тех наказаний, которые предусмотрены уголовным законом. Никакая другая мера
государственного принуждения, сколь бы строгой она ни была, не может отнесена к
уголовному наказанию, если она не предусмотрена уголовным законом. В
соответствии с принципом – nulla
poena sine lege ни одно наказание не
может определяться произвольно; его вид, размеры, основания и порядок
применения могут быть указаны только в законе.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|