рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Права подозреваемых и заключенных рефераты

Юрист Пермского регионального правозащитного центра, представлявший интересы Б. в суде, поделился впечатлениями от увиденного и услышанного в суде:

на видеопленке, приобщенной в качестве доказательства, хорошо видно, как обращаются с подвыпившими гражданами (например, пинают, грубо обращаются и т.п.);
из показаний свидетеля Р. возникает ощущение, что главной целью работы медвытрезвителя является вымогание денег.

Преступники были осуждены и приговорены к лишению свободы условно.

Самая трагичная история произошла в конце июня в г. Перми.26

27 июня 2000 г. в 20.30 в центре г. Перми на остановке "Ул. Ленина" сотрудниками милиции был задержан 59-летний военный пенсионер Л. Основание для задержания - алкогольное опьянение. Задержанный был доставлен в медицинский вытрезвитель Индустриального района г. Перми. По утверждению пресс-релиза отдела информации ГУВД Пермской области обращались с Л. исключительно корректно. Через два с половиной часа - в 22.55 - он попросил помощи фельдшера по причине повышенного давления. Осмотр, произведенный медицинским работником, подтвердил ухудшение здоровья задержанного. Однако тот "вдруг отказался" от помощи фельдшера. Только когда пришел другой фельдшер, Л. сказал, что страдает гипертонией и согласился принять лекарство. После этого пенсионер был отпущен домой. Формально это было объяснено тем, что с момента задержания прошло уже 3 часа - минимально допустимый согласно инструкции срок. Через два часа Л. вернулся в вытрезвитель. Под одеждой у него был надет бронежилет скрытого ношения, в карманах лежал пистолет "ТТ" с полной обоймой и еще 17 патронов к нему. В этот момент милиционеры оформляли документы на только что доставленных туда троих пьяных. Неожиданно Л. открыл огонь из пистолета и ранил четверых сотрудников милиции и одного из задержанных. Двое милиционеров открыли ответный огонь - 10 выстрелов из автомата и 5 из пистолета. Л. получил смертельное ранение.

По свидетельству начальника погибшего Г., тот был очень порядочным человеком, офицером советской закалки. На предприятие пришел в 1987 г. после увольнения из армии. Работал с точным оборудованием. Пил очень редко. В день трагедии провожали увольняющегося со службы начальника службы связи и на троих выпили одну бутылку.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из года в год мы отмечаем все большую жесткость и даже жестокость сотрудников правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей. К сожалению, 2000 год не стал исключением в этой опасной тенденции. Поигрывающий резиновой дубинкой человек в серой форме все больше становится знаковой фигурой, отмеряющей гражданину его порцию личной неприкосновенности и достоинства, в зависимости от социального статуса и уровня доходов. Когда цель оправдывает средства, законность становится пустым звуком, красивой аллегорией и сама нуждается в защите. Упоение силою развращает профессионала и способно низвести его до уровня поденщика. Утрачивается как ненужная способность к "добыванию" доказательств иными способами, кроме рукоприкладства, уходит стремление рассуждать логично и быть объективным. Повседневное насилие как способ выполнения служебного долга отупляет и деморализует самого "правоохранителя". При таком положении вещей вряд ли можно рассчитывать на широкую публичную поддержку милиции населением, а значит, глупо рассчитывать на серьезное снижение преступности в регионе.

Московский Комитет за гражданские права также указывает на то, что люди, пережившие пытки, перестают уважать закон и власть той страны, где их пытали. Часто они считают окружающих виновными в том, что с ним произошло. Таким образом, оказываются разрушенными важнейшие барьеры, удерживающие их от преступлений.

 

Основные угрозы

Закрытость, непрозрачность для общественности "мест принудительного содержания граждан".

Низкий профессиональный уровень значительной части сотрудников правоохранительных органов приводит к стремлению решать профессиональные задачи наиболее примитивными, грубыми, т.е., силовыми методами.

Правовое и гуманитарное невежество, низкий моральный и культурный уровень многих сотрудников правоохранительных органов, особенно низового звена.

Стремление сотрудников правоохранительных органов к анонимности при исполнении своих служебных обязанностей: отсутствие нагрудных жетонов и других идентификационных знаков, необоснованное ношение масок и т.п.

Злоупотребление корпоративными связями, круговая порука правоохранительных органов (МВД, прокуратура, суд) при расследовании случаев пыток, неправомерного применения силы, спецсредств сотрудниками правоохранительных органов.

Правовое невежество и гражданская пассивность значительной части населения, что провоцирует и поощряет насильников в форме.

Недоступность квалифицированной юридической защиты для малообеспеченных граждан.

Совмещение следственной и надзорной функции в прокуратуре.

 

Предложения

Можно предположить, что решение проблемы должно быть сопряжено с проведением глубоких реформ, направленных на обеспечение прав человека в сфере уголовного преследования и судопроизводства (в частности, принятие нового Уголовно-процессуального кодекса, предусматривающего реальное равноправие процессуальных участников, состязательность и др.) на изменение структуры и деятельности правоохранительных органов (в частности, следует реформировать систему органов прокуратуры, исходя из недопустимости совмещения следственных и надзорных функций в одном ведомстве, с этой целью, возможно, создать федеральный следственный комитет).

Правозащитные организации считают также необходимым:

Разработать нормативные акты, регулирующие порядок работы дежурного адвоката (защитника) или защитников из состава правозащитных организаций в отделениях милиции, отделах внутренних дел, изоляторов временного содержания.

Создать институт муниципальной адвокатуры для обеспечения бесплатной защиты малоимущих граждан;

Установить эффективную систему независимого инспектирования всех мест заключения. С этой целью вернуться к проекту федерального закона "Об общественном контроле за местами принудительного содержания граждан";

Обеспечить быстрое, беспристрастное и профессиональное медицинское освидетельствование лица, заявившего о применении к нему пыток. С этой целью рассмотреть вопрос о создании независимой, не входящей в МВД и Минюст РФ, специальной медицинской службы, которая была бы уполномочена осуществлять медицинские осмотры граждан в отделениях милиции, изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

Ввести нагрудный жетон с личным номером для всех сотрудников милиции;

Включить развернутую информацию о полном запрете пыток и жестокого обращения в программы подготовки персонала правоприменительных органов и других лиц, имеющих отношение к содержанию под стражей и допросам лиц, подвергнутых любой форме ареста или задержания.

Предусмотреть обязательное вручение задержанному карточки с указанием его прав, в том числе, права на подачу жалобы о жестоком обращении.

Обеспечить каждой жертве пыток возмещение причиненного вреда, включая средства для возможно более полной реабилитации.


Аналитическая записка
"Применение правоохранительными органами пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих человеческое достоинство видов обращения и наказания"

1 марта 2002 года

Пытки как явление и правовое понятие

Термин "пытка" раскрывается в статье 1 Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Под пыткой здесь понимается "любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль и страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или другого лица сведения или признания, наказать его за действие, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать, принудить или дискриминировать его или третье лицо, когда такие боль и страдание причиняются государственным или должностным лицом, выступающим в официальном качестве, или по их подстрекательству, или с их ведома и молчаливого согласия".

От других видов жесткого обращения пытки отличаются тем, что боль и страдания причиняются с целью "получить сведения, наказать, принудить или дискриминировать". Не будут считаться пыткой страдания, причиненные случайно или если причинение страданий не преследовало указанной выше цели, однако в последнем случае эти действия все равно будут расцениваться как "бесчеловечные и унижающие человеческое достоинство".

Пыткой не будут являться боль и страдания, возникающие в результате законных санкций, если эти боль и страдания неотделимы от этих санкций или вызываются ими случайно. Например, пыткой не будет являться применение минимально необходимой физической силы для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших и т.п. В данном случае будет обоснованным и применение к ним наручников и других спецсредств. Другими словами, чтобы определить, являлось ли рассматриваемое действие пыткой, необходимо установить возможность "ненасильственного способа" в достижении желаемого результата, т.е. без причинения боли и страданий. Кроме того, следует обратить внимание на достаточность применения физической силы и спецсредств - применение их должно быть прекращено, как только устранена причина, вызвавшая их.

Пытки и другие жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания являются наиболее опасной формой нарушения прав человека. Предупреждению пыток и жестокого обращения посвящены многочисленные международные документы ООН и Совета Европы, созданы соответствующие межнациональные институты с широкими полномочиями: комиссии по предотвращению пыток при ООН и Совете Европы. Большое внимание уделяет проблеме Европейский суд по правам человека. В Европе основополагающим документом, объединяющим усилия государств в предотвращении пыток, является Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Россия подписала эту Конвенцию в 1994 году.

В документах межгосударственных органов и международных неправительственных организаций как наиболее частые упоминаются 15 видов "пыток" (почти все они в той или иной степени применяются на территории России, многие - в Пермской области):

  1. Изнасилование.
  2. Пытки лишениями (лишение сна, пищи и.т.п.).
  3. Принудительные позы.
  4. Применение электрических разрядов.
  5. Избиения.
  6. Причинение увечий: порезы, уколы, выдирание или раны.
  7. Принудительные инъекции.
  8. Подвешивание, бросание, растягивание.
  9. Применение медикаментов или нетерапевтических средств.
  10. Ожоги.
  11. Погружение в воду.
  12. Воздействие на психику человека звуком, светом, запахами и др.
  13. Психологическая пытка (шантаж, угрозы, оговор и др.).
  14. Подписание документов под угрозой принуждения.
  15. Оскорбление или жестокое обращение в целом.

Разумеется, уголовное законодательство развитых стран предусматривает самые суровые санкции за подобного рода преступления.

В 70-х годах, когда была установлена причинно-следственная связь между борьбой с преступностью и ростом применения насилия правоохранительными органами в уголовном судопроизводстве ряда государств Америки и Европы, стали исповедовать подходы, связанные с концентрацией материальных и технических средств и людских ресурсов на противодействии организованной и другим, наиболее опасным, видам преступности при декриминализации менее опасных преступлений. Были разработаны некарательные технологии для решения проблемы преступности и внедрены альтернативные криминальной юстиции институты урегулирования конфликта между жертвой преступления и возможным преступником, приняты специальные программы, созданы государственные и неправительственные службы помощи (правовой, медицинской, психологической и т.п.) всем жертвам преступлений, независимо от того, признан ли факт пыток в уголовно-процессуальном порядке. Известны и национальные программы по реабилитации субъектов пыток (т.е. истязателей). Общество получило, таким образом, реальные рычаги воздействия на ситуацию и разделило ответственность за состояние правопорядка.

По мнению экспертов, эта стратегическая модель позволяет:

повысить чувство безопасности населения даже в условиях реального роста преступности и падения уровня раскрываемости преступлений;
сократить поток дел, проходящих через дорогостоящую и малоэффективную систему криминальной юстиции;
вернуть жертве преступления и правонарушителю активную роль в решении конфликта между ними;
оказать общепредупреждающее воздействие на некоторые виды преступлений и т.п.

Ситуация в России и Пермской области

Российская концепция уголовной политики резко контрастирует с описанной выше моделью.

В России невозможно достоверно определить количество жертв пыток, жертв других злоупотреблений властью в правоохранительных органах. По нашему мнению, тому существует несколько причин:

1. Понятие "пытка" до настоящего времени в России не криминализировано (Комитет против пыток ООН еще в 1996 году рекомендовал России сделать это), что исключает статистический учет по выявленным случаям пыток. Отсутствуют и прочие официальные сведения о пытках и других видах жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения и наказания. Если речь и заходит о пытках, то внимание фокусируется не на нарушении прав человека, а на недостатках кадровой и воспитательной работы, надзора и т.п. В конечном счете, проблема низводится до уровня ведомственной недоработки и в таком виде замыкается внутри самих правоохранительных органов. Существуют и иные последствия игнорирования международной правовой лексики. Например, у сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих следствие, нет четкого представления о пределах допустимого воздействия на обвиняемых, говорить об этом в отношении рядовых сотрудников ОВД вряд ли вообще имеет смысл. Не существует оснований для привлечения к ответственности должностных лиц, отвечающих за нормальные условия мест содержания под стражей, невозможно говорить о каких-то специальных законодательных нормах, защищающих жертв пыток и жестокости и т.д.

2. Крайне высока латентность пыток. Основная часть случаев пыток и жестокости со стороны сотрудников правоохранительных органов остается недоказанной в силу ряда обстоятельств:

многие современные методы пыток не оставляют следов на теле пострадавшего;
методы проверок жалоб потерпевших от сотрудников органов правопорядка нередко сводятся к опросу самих истязателей, что свидетельствует как о нежелании "копать глубоко", чему способствует двойственная, надзорная и обвинительная природа прокуратуры, так и о ее существенном снижении профессионального уровня кадров;
отсутствие независимой медицинской экспертизы;
отсутствие достоверной процедуры регистрации времени задержания, существование неформальных лазеек проведения несанкционированных допросов и др.;
жертва пытки часто оказывается в положении доказывающей и обжалующей стороны, что предполагает непомерные расходы на юридические услуги.

Кроме того, существует немало способов оказания давления на потерпевшего, вплоть до фальсификации и привлечения последнего к уголовной ответственности (наиболее распространенная практика в Пермской области).

Опыт правозащитных организаций позволяет говорить о следующих особенностях рассматриваемой проблемы:

Избиения и пытки наиболее распространены на стадии задержания подозреваемых в отделениях милиции, отделах внутренних дел, спецподразделениях, при проведении акций по борьбе с преступностью. Следователи прокуратуры применяют пытки и допускают жестокое обращение реже, чем следователи ОВД, а последние - реже, чем дознаватели, эти - реже, чем оперативные уполномоченные и т.д.

В различных регионах России пытки имеют одинаковые названия ("слоник", "ласточка", "конверт", "смерть Бонивура", "распятие Христа" и т.п.), что говорит о массовости и "единообразности" явления. Все чаще применяются пытки, не оставляющие на теле следов (электроток, удары мешками с песком, удары по болевым точкам и т.п.). Регулярность применения пыток, распространенность, воспроизводимость указывают на неотъемлемость этого элемента в деятельности правоохранительных органов, что не может не закрепляться в профессиональных традициях, психологии, навыках.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10