рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Расходы федерального и регионального бюджета Республики Адыгеи рефераты

Расходы на социальную политику составили 132738,0 тыс. руб., в т.ч. по республиканскому бюджету 112418,0 тыс. руб., что обеспечило содержание функционирующей сети социального обеспечения. На фонд оплаты труда направлено средств в сумме 3392,0 тыс. руб.

В ходе исполнения республиканского бюджета на дополнительные расходы было направлено 152875 тыс. руб., в т.ч. за счет перевыполнения собственных доходов 13271 тыс. руб., трансфертов, поступивших  сверх утвержденной Законом суммы – 139604 тыс. руб.

В истекшем году в бюджет РА поступило 998977 тыс. руб. По сравнению с исполнением бюджета республики в 1998 году рост поступлений по собственным доходам составил 149,4%. На финансирование социальной сферы республики в 1999 году было направлено 799207 тыс. руб., что составляет 69,7% от общей суммы расходов. По сравнению с 1998 годом рост расходов по социальной сфере составил 129,1%.


Глава III. Планирование и финансирование расходов бюджета

Составным элементом планирования и финансирования расходов на социально-культурные мероприятия является денежная норма расхода, выраженная в определенной сумме денежных средств, мера удовлетворения конкретной потребности.

В современных условиях все большее значение приобретают укрупненные нормы расходов, охватывающие все виды затрат учреждений социально-культурной сферы. Использование таких норм позволяет ориентировать работу этих учреждений на достижение конечных результатов: обучение детей, подготовку специалистов, оказание помощи больным. Кроме того, применение укрупненных норм расширяет самостоятельность учреждений по использованию бюджетных средств на различные направления расходов и повышает их заинтересованность в рациональном и законном использовании ресурсов.

Бюджетные нормы подвергаются изменениям под влиянием многих факторов. Увеличение норм связано с изменением системы цен и тарифов, ростом заработной платы в народном хозяйстве, с появлением дополнительных возможностей по финансированию расходов в местных бюджетах.

Социальная защита населения предполагает участие государства в функционировании учреждений, предоставляющих населению социальные услуги, с тем, что бы независимо от уровня доходов обеспечить население минимальным объёмом социальных услуг. Финансирование осуществляется из всех уровней бюджетов, однако в социальной сфере преобладают расходы территориальных и местных бюджетов.

Состав расходов, финансируемых из бюджета в социальной сфере, определяется набором услуг, гарантированных населению государством. Эти расходы включают расходы на образование, на культуру и искусство, на содержание средств массовой информации, на здравоохранение и физическую культуру. Наиболее значительными являются услуги учреждений образования и учреждений здравоохранения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации сфера образования признана приоритетной.

Компетенцией субъектов федерации является формирование их бюджетов в части расходов на образование и установление региональных нормативов финансирования образования. В компетенции местных органов самоуправления находится формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие нормативов местного финансирования образования.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательного учреждения определяется типовым положением о типе и виде общеобразовательного учреждения. Нормативы финансирования негосударственных учреждений не могут быть ниже аналогичных государственных, расположенных на данной территории. Могут привлекаться дополнительные финансовые ресурсы за счет предоставления платных услуг. Такое привлечение не ведет к снижению нормативов и размеров финансирования из бюджета учредителя. Деятельность образовательного учреждения в рамках оказания платных услуг не относится к предпринимательской, так как эти услуги не могут быть оказаны в замен основной деятельности. Образовательные учреждения вправе вести предпринимательскую деятельность: по сдаче в аренду имущества, по торговле оборудованием, по оказанию посреднических услуг, по долевому участию в деятельности других учреждений, по приобретению ценных бумаг и доходов по ним, по ведению других операций приносящих доход.

Расходы бюджетной системы на образование и профессиональную подготовку кадров включают в себя расходы на организацию дошкольного воспитания, расходы на организацию профессионально-технического образования, на переподготовку кадров и повышение квалификации, и расходы на организацию высшего образования. Сюда же включаются расходы на мероприятия по внешкольной работе с детьми, на содержание централизованной бухгалтерии, на проведение летней оздоровительной компании, на проведение методических работ, технической пропаганды по народному образованию.

Расходы на культуру и искусство включают в себя расходы на содержание учреждений культуры и искусства, на кинематографию, а так же расходы на прочие мероприятия в этой сфере.

Расходы на содержание средств массовой информации включают в себя расходы на содержание телевидения и радиовещания, периодической печати и издательств, на содержание программ средств массовой информации.

Расходы на здравоохранение и физическую культуру включают в себя расходы на содержание учреждений здравоохранения, на осуществление санитарно-эпидемиологического надзора, на физическую культуру и спорт. Расходы на содержание учреждений здравоохранения состоят из расходов на содержание больниц, поликлиник, территориальных медицинских центров, станций скорой помощи и переливания крови, санаториев, домов ребёнка, на содержание централизованной бухгалтерии и учреждений здравоохранения, на содержание технического надзора за строительством и капитальным ремонтом.

Расходы по социальному обеспечению включают в себя расходы на содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, домов-интернатов для малолетних инвалидов, расходы на обучение и трудоустройство инвалидов. В этом же разделе предусмотрены расходы на материальную помощь различным категориям населения, то есть расходы на выплату пенсий и пособий для работников органов ФСБ и внутренних дел, расходы на выплаты жертвам политических репрессий, пособия малообеспеченным семьям, расходы по социальному страхованию, расходы по социальной защите граждан, пострадавших от радиационных воздействий.

Значительная сумма расходов бюджета направляется на врачебно-трудовые экспертизы, протезирование и другие мероприятия. Предусматривается планирование семей помимо бюджетных ассигнований, на эти цели в социальной сфере существует ряд внебюджетных фондов: пенсионный фонд, фонд социального страхования, государственный фонд занятости населения, федеральный фонд социальной поддержки населения, кроме того, предусматривается дополнение адресных бюджетных ассигнований федерального бюджета ресурсами территориальных бюджетов.

3.1. Планирование, Финансирование расходов федерального и регионального бюджетов

Согласно законам Российской Федерации о федеральном бюджете в 1997 году доля социальных расходов в общем объёме составила 8,5%, в 1998 году – 9,4%, а в 1999 году – 10,2%. Если учитывать, что повышение доли социальных расходов в общем объёме расходов федерального бюджета сопровождается перераспределением социальных расходов в пользу региональных бюджетов, то приведённая динамика показателя свидетельствует об исключительной значимости, придаваемой социальной сфере федеральными органами власти.

Таким образом, невзирая на концентрацию усилий в социальной сфере, проблема финансирования социальных расходов в Российской Федерации остаётся одной из наиболее острых.

Внебюджетные фонды позволяют в некоторой степени снять остроту проблемы, однако будучи прямо привязанными к производству, они так же испытывают острую нехватку ресурсов, особенно наглядна ситуация в функционировании Пенсионного фонда Российской Федерации.

Расширяется сфера платных социальных услуг, то есть платное образование, на всех его ступенях, платное медицинское обслуживание и т.д. Это выявляет необходимость оптимизации сети бюджетных учреждений, особенно на уровне местных органов власти. Важное значение в планировании и определении социальных расходов имеют финансовые стандарты, которые в свою очередь, должны базироваться на нормах материальных затрат в каждой отрасли социальной сферы, то есть решение проблемы финансирования социальной сферы упирается в не разработанность теоретических и методологических положений.

Расходы на социально-культурную сферу состоят из следующих направлений расходов:

1. Расходы на финансирование образования и профессиональную подготовку кадров;

2. Расходы на финансирование здравоохранения;

3. Расходы на содержание учреждений культуры и искусства;

4. Расходы на содержание средств массовой информации;

5. Расходы на физическую культуру и спорт;

6. Расходы по социальному обеспечению.

Расходы на содержание средств массовой информации включают в себя:

-       расходы на содержание телевидения и радиовещания;

-       расходы периодической печати и издательств;

-       расходы на реализацию прочих программ в сфере информации.

Расходы по социальной политике: в расходах на выплату пенсий и пособий гражданам учтены расходы на выплату пенсий за выслугу лет, на доплату к пенсиям отдельных категорий нетрудоспособных граждан, на доплату к пенсиям женщин – участниц ВОВ.

Согласно законам Российской Федерации о федеральном бюджете в 1997 году доля социальных расходов в общем объёме составила 8,5%, в 1998 году – 9,4%, а в 1999 году – 10,2%.

Формы расходов бюджетов:

·              ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

·              оплата товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами  по государственным и муниципальным контрактам;

·              трансферты населению;

·              ассигнования на  осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·              ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений принятых органами государственной  власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов;

·              бюджетные кредиты юридическим лицам;

·              субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

·              инвестиции в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых  юридических лиц;

·              бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

·              кредиты иностранным государствам;

средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.

Важнейший принцип при планировании расходов федерального бюджета: все расходы федерального бюджета на следующий год по всем ведомствам заложены в таком объеме, чтобы не было задолженности по зарплате, по коммунальным услугам, по основным элементам содержания и финансирования выполнения основных функций бюджета.

Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют, прежде всего, принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

·   получение максимального эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться лишь при условии обеспечения наибольшей результативности от их использования. Этот эффект может выражаться, с одной стороны, в решении различных задач социально-экономического развития страны, а с другой - в обратном притоке в бюджет денежных средств за счет роста доходов получателей бюджетных ассигнований;

·   целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утвержденного бюджета, причем на заранее обусловленные цели. Строгое соблюдение этого принципа препятствует неэффективному использованию бюджетных ассигнований;

·   предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполнения показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль за деятельностью предприятий, организаций и учреждений;

·   безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.

   Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития

Одним из важных методов является программно-целевой метод, позволяющий в принципе обеспечить комплексное решение региональных проблем, учесть все многообразие факторов, определяющих динамику регионального развития, расширить временной горизонт для осуществления программных мероприятий, предусмотреть хотя и более долговременные и дорогостоящие мероприятия (например, по структурной перестройке), но зато обеспечивающие коренное улучшение ситуации в экономике и социальной сфере конкретного региона, гораздо более радикальное решение его проблем. Как показал опыт России, другие названные выше инструменты региональной политики, решая, хотя и жизненно важные, но текущие задачи, не способны обеспечить радикального изменения социально - экономической ситуации в региональном развитии: территориальная дифференциация за годы реформ не уменьшилась, а возросла. На возможное возражение, что действовавшие в эти годы федеральные целевые программы тоже не изменили ситуацию, можно ответить, что подавляющее их большинство находится на начальной стадии осуществления, а выделяемые и привлекаемые для них ресурсы далеки от намечавшихся масштабов. Данная выше принципиальная оценка программно-целевого метода и его возможностей от этого не меняется.

Основные задачи в области бюджетных расходов:

·   сократить число федеральных целевых программ, обеспечить концентрацию средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

·   снизить расходы на содержание государственного аппарата;

·   продолжить децентрализацию инвестиционного процесса, расширив практику государственно-коммерческого финансирования проектов;

·   повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрируя их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

·   снизить уровень дотаций отдельным отраслям;

·   усилить контроль за использованием бюджетных средств;

·   обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Обеспечение реального равноправия субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федерального бюджета, единства финансовой системы и соблюдения на всей территории страны федерального налогово - бюджетного законодательства остается одной из наиболее актуальных проблем формирования в России бюджетного федерализма. Основные усилия в 2000 г. Минфин России намерен был сосредоточить на завершении реформирования механизмов финансовой помощи субъектам Федерации (прежде всего - Фонда финансовой поддержки регионов, а также Фонда регионального развития и Фонда развития региональных финансов) и на принятии уже разработанных проектов нормативно - правовых актов, в том числе - поправок к Бюджетному кодексу, а также на усилении контроля за соблюдением на местах федерального законодательства и финансовой дисциплины. Исходя из этого, Минфином России был внесен в Правительство Российской Федерации проект плана - графика мер по реализации Концепции реформирования межбюджетных отношений на 2000 г. Основными положениями этого плана является завершение реформы ФФПР (прежде всего - в части совершенствования оценки объективных бюджетных потребностей и налогового потенциала регионов) с утверждением в перспективе основных положений методики распределения трансфертов федеральным законодательством.

Выплата отпускных учителям - Дамоклов меч для министерства. Решение проблемы с отпускными, скорее, своеобразный индикатор меры ответственности на федеральном и региональном уровнях. При формировании бюджета 2000 года была договоренность с субъектами РФ о том, средства на выплату отпускных будут заложены заранее в их бюджеты.

При доработке проекта бюджета на 2000 год был очерчен круг проблем, на которых сосредоточила внимание согласительная комиссия: налоговое законодательство, распределение доходных источников между уровнями бюджетной системы, судьба дорожного фонда, социальная направленность бюджета, расходы на укрепление обороноспособности и национальной безопасности, поддержка аграрного сектора и ряд других направлений.

Предложенные решения по этим проблемам:

Ø принят и проголосован вариант, не предусматривающий реализацию новаций в налоговой сфере, предложенных Правительством Российской Федерации;

Ø принято решение о необходимости внесения изменений, то есть индексации на уровне и в соответствии с темпами инфляции специфических ставок акцизов на все виды подакцизных товаров;

Ø рассмотрены меры, которые должны повысить собираемость налогов, в результате чего появилась возможность увеличить доходы федерального бюджета на 12 миллиардов рублей;

Ø подтверждено решение о сохранении шкалы и размеров ставок подоходного налога;

Ø принято решение об увеличении объема ожидаемой оценки валового внутреннего продукта страны на 2000 год с 5100 миллиардов рублей до 5350 миллиардов рублей. В результате этого решения доходы федерального бюджета в 2000 году увеличиваются на 14, 5 миллиарда рублей;

Ø принято решение сохранить за Федеральным дорожным фондом статус целевого бюджетного фонда; источники его формирования; объем субвенций, выделяемых территориям в 2000 году, на уровне не ниже 1999 года. В структуре расходов дорожного фонда определены целевые средства в размере 5, 5 миллиардов рублей на нужды национальной обороны;

Ø по вопросу о разграничении доходных источников между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации согласовано решение о направлении 52 процентов налоговых доходов в федеральный бюджет и 48 процентов в бюджеты субъектов Российской Федерации;

Общие показатели проекта федерального бюджета на 2000 год после работы согласительной комиссии были следующими:

ü Доходы федерального бюджета - 791, 5 миллиарда рублей;

ü Расходы федерального бюджета - 849, 3 миллиарда рублей;

ü Бюджетный дефицит - 57, 8 миллиарда рублей.

Итак, отмечены приоритеты федерального бюджета на 2000 год:

ü национальная оборона, национальная безопасность

ü финансовая помощь бюджетам других уровней

ü агропромышленный сектор

ü промышленность (инвестиции)

ü наука и научные исследования


Заключение

Финансирование социально-культурных мероприятий осуществляется на всех уровнях бюджетной системы, однако, преимущественно эти расходы финансируются из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Кроме того, существуют специальные внебюджетные фонды, такие, как фонд Обязательного страхования, региональные фонды финансирования образовательных учреждений, которые так же выступают источником финансирования социальных расходов. Так же в составе бюджетов формируются целевые фонды, при помощи которых предусматривается финансирование различных социальных программ.

Основной принцип расходования бюджетных средств - строгое их регламентирование по назначению и времени. Учреждение не вправе расходовать денежные средства на цели, не предусмотренные сметой.


Бюджетные средства предоставляют министерством, ведомства и предприятиям на затраты по расширению производства, на обеспечение простого воспроизводства, на операционные и прочие расходы.

Необходимое существование финансовой помощи вытекает из сохранения государственного регулирования цен, сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров, а также отдельным отраслям, нерентабельность которых явилась результатом использования регулируемых цен и тарифов, это жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт.

Так, в Российской Федерации самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий ядерного взрыва в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, расходы на государственную программу развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую программу и др. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти. Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

Список использованной литературы:

1.   Белолипецкий В. Г. О финансовой стабилизации в России. //Финансы, 1999, № 1.

2.   Большаков С. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода. //Финансы, 1999, № 11.

3.   Булатова А. С. Экономика: учебник. М., Бек. 1994.

4.   Задорнов М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации. //Финансы, 1999, № 1.

5.   Кэмпбелл Р. Макдоннел, Стенли Л. Брю, «Экономикс (принципы, проблемы и политика). Часть 1», М., «Республика», 1995.

6.   Экономическая теория. Учебник для ВУЗов под. ред. В. Д. Камаева. М., «Владос», 1998.

7.   Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-Ф3

8.    Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 159-Ф3 «О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации»


Страницы: 1, 2, 3