рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Проблемы управления экологической ситуацией на горных территориях рефераты

Роль и значение водохранилищ на современном этапе развития Кыргызстана

Все возрастающее потребление воды для ирригации и водоснабжения, необходимость борьбы с наводнениями и селевыми потоками, рост электропотребления служат предпосылками для создания большого числа водохранилищ в республике. В условиях единого пространства в составе СССР это осуществлялось планомерно, и было согласовано с соблюдением интересов соседних республик (Узбекистана, Казахстана). На современном этапе суверенного развития Кыргызстана и соседних государств этот вопрос стал очень проблематичным, требующим особого подхода и решений, исключающих возникновение конфликтных ситуаций. Особенно остро интересы государств сталкиваются при режиме эксплуатации Токтогульского водохранилища, имеющего ирригационно-энергетическое назначение. Причем в интересах экономики и хозяйства Кыргызстана главную роль приобретает его энергетическое значение (поскольку в топливно-энергетическом балансе республики основная роль принадлежит гидроресурсам), а в интересах Узбекистана - ирригационное, поскольку воды р. Нарын орошают земли наиболее земледельческой Ферганской долины. Для эффективного использования запасов воды водохранилища в целях энергетики максимальные пропуски должны производиться в зимний период, когда отмечается наибольшая потребность в электроэнергии. Наибольшее потребление воды для ирригации приходится на летний период. Поэтому на практике приходится учитывать и увязывать противоречивые интересы и требования энергетики и ирригации (а в политическом плане интересы двух государств) в отношении режима эксплуатации и характера регулирования стока Токтогульского водохранилища и всего каскада Нарынских ГЭС. В конкретных условиях Центральноазиатского региона эта увязка может быть достигнута путем создания двойной системы водохранилищ, позволяющей регулировать и перераспределять сток между основными потребителями. Первая система водохранилищ и крупные гидроузлы с большими напорами, определяющие работу ГЭС с максимальной эффективностью, создаются в высокогорной зоне (в данном конкретном случае это каскад Нарынских ГЭС, но с завершением строительства Камбаратинского гидроузла).

В предгорных районах при этом создается вторая система водохранилищ, задачей которой является вторичное регулирование и перераспределение стока для целей ирригации.

Такая система регулирования позволит наиболее полно и удачно сочетать интересы энергетики и ирригации.

Как видно из приведенных примеров, все крупные водохранилища Кыргызстана имеют межгосударственное значение.

Гидроэнергетические ресурсы.

В предыдущих разделах были рассмотрены запасы водных ресурсов в аспекте водоснабжения и водообеспечения как наиболее приоритетных и жизнеобеспечивающих. Между тем, на данном этапе экономического развития Кыргызстана как суверенного государства особую значимость и актуальность приобретает гидроэнергетическая отрасль водного хозяйства, поскольку гидроэнергетика стала важнейшей частью топливно-энергетического баланса республики, заменяя дорогостоящие газ и уголь.

Кыргызстан - одна из немногих стран азиатского региона, богатая гидроэнергетическими ресурсами. Бурные горные реки с большими перепадами высот и уклонов несут в себе огромный потенциальный запас энергии, способный заставить работать турбины многочисленных ГЭС, как больших, гигантских, так и совсем малых. В составе бывшего Советского Союза Кыргызстан по запасам гидроэнергоресурсов занимал 4-е место. И именно на максимальное использование этих ресурсов делался основной упор. Были построены многочисленные малые ГЭС районного, местного значения (каскад Аламединских ГЭС, Быстровская ГЭС, Сосновская ГЭС и др.), мощные гиганты гидроэнергетики - каскад Нарынских ГЭС. Однако гидроэнергетический потенциал республики и на сегодняшний день используется лишь на 15%, что крайне недостаточно. Если учесть, что это экономически наиболее дешевый и рентабельный, возобновляемый вид энергетического сырья, экологически чистый и безотходный, то можно с уверенностью сказать, что именно за ним будущее энергетики Кыргызстана.

Различают следующие виды гидроэнергетических ресурсов: потенциальные, т.е. теоретические запасы энергии рек; технические, учитывающие все потери при их использовании (в расходах рек, в напорах и электромеханические); экономические - проектная выработка электроэнергии действующих и строящихся ГЭС, их также называют промышленным потенциалом гидроэнергетических ресурсов, оценка которых и приводится в данном разделе.

Потенциальные гидроэнергетические ресурсы речного стока.

Для расчетов энергетического потенциала были использованы характеристики стока 278 рек в зоне его формирования и 97 ирригационных каналов. Выбор рек для оценки ГЭР соответствовал требованиям инструкции по составлению Водоэнергетического кадастра в части подразделения на три категории учета ресурсов: основная река, ее притоки и малые реки. При этом использовался метод сплошного руслового или линейного подсчета ресурсов.

Для основных рек были использованы данные наблюдений по стоку за весь период наблюдений по 1998 год (т.е. ряды наблюдений порядка 50 - 70 лет). При расчетах параметров стока для неизученных водотоков (составляющие основных рек, притоки первого и второго порядка) использовались кривые зависимости М= f(Нср.). В качестве планово-высотной картографической основы для определения гидрографических характеристик рек использовались современные уточненные топокарты масштаба 1:500 000 и более крупного, а также космические снимки и космофотопланы. Для расчетов ГРЭ 97 ирригационных каналов были использованы методика расчетов Н.С. Калачева, проектные материалы и техническая документация, гидравлические характеристики по всем элементам оросительной сети.

Расчет линейных водноэнергетических ресурсов проводился по формуле, предусматривающей наличие данных о длине водотока, уклоне и расходах воды. Определение бассейновых потенциальных водноэнергетических ресурсов, включающих ресурсы всей гидрографической сети и склонового стока, проводилось по методике, разработанной Н.А. Григоровичем.

По данным исследований и расчетов, выполненных М.Н. Большаковым и В.Г. Шпаком, величина потенциальных водноэнергетических ресурсов составила более 130 млрд. кВт. час. После переоценки энергоресурсов, выполненных в ИВП и ГЭ НАН, величина их оказалась намного выше и гидроэнергетический потенциал рек, по уточненным данным, составляет около 174 млрд. кВт. час, а мощность - 19,8 млн. кВт, а с учетом энергопотенциала ирригационных каналов и водохранилищ эти величины возрастают до 177,3 млрд. кВт. час и 20,6 млн. кВт. В целях гидроэнергетики используются и каналы, примером может служить каскад Лебединовских ГЭС, сооруженных на отводном от р. Чу канале и небольших водохранилищах, вырабатывающих более 40 тыс. кВт.

В дальнейшем для выработки электроэнергии возможно использование всех видов водохранилищ и ирригационных каналов, но наиболее перспективны в этом плане быстротоки. Общая протяженность наиболее крупных каналов (межхозяйственных и внутрихозяйственных) составляет около 32 тыс. км, использование которых для целей энергетики пока очень незначительно.

Энергетические проблемы.

Хотя существует серьёзная недостаточность энергоснабжения в стране, проблема в горно-ориентированном энергетическом секторе заключается в недоиспользовании или расточении потенциальной энергии горных ресурсов.

Одна из главных причин потерь энергии заключается в системе электроснабжения, которая не рассчитана на резкие изменения в количестве общего потребления энергии. Это ведёт к перегрузке всей энерго-распределительной системы, особенно зимой, когда спрос на электроэнергию возрастает. Потери приблизительно составляют 40% - 60%, в зависимости от расстояния между электростанцией и потребителем, а также от состояния отдельных частей сети.

Существующие мощные гидроэлектростанции нуждаются в техобслуживании и модернизации. Так как закупочные возможности населения низкие, цены по снабжению электроэнергией не отражают реальных издержек на поставки.

Потенциал децентрализованных малых энергетических станций недоиспользуется (малые гидроэнергетические, ветряные, солнечные, биогазовые и т.п.). Горы предоставляют много возможностей для альтернативных, децентрализованных энергетических станций, которые, однако, на данный момент не реализованы. Одной из причин является монополия государства над энергосетью, неумение получать приемлемую плату за энергию, хотя с экономической точки зрения, компания должна извлекать финансовые выгоды из этой энергии. Это происходит из-за централизованности производства электроэнергии, из-за больших потерь на пути к потребителю. При этих условиях любая альтернативная энергетическая станция будет невыгодной или ей придётся конкурировать с высоко субсидированными общественными станциями. Поэтому альтернативная децентрализованная энергетическая станция выгодна только в отдалённых местностях, где отсутствует связь с общественной сетью, где она может служить «запасным» вариантом из-за невозможности использовать государственную сеть энергоснабжения.

Ненадёжность обеспечения и недостаток электроэнергии, а также нехватка распределяемого по доступным ценам газа в горные районы ведёт к быстрой вырубке лесов, для заготовки дров и использованию ценного навоза в качестве топлива.

Задачи сектора.

Горное население нуждается в надёжной и доступной поставке электроэнергии. Мало надежды на то, что ископаемые энергоресурсы страны можно легко использовать. Больше надежды на межгосударственные соглашения по управлению водными ресурсами, которые должны включать в себя проблемы энергетики. Есть вероятность, что Узбекистан и Казахстан будут предоставлять газ и нефть как компенсацию за услуги в водном секторе. Это должно быть использовано не только для городских центров, но также для горной местности. Если субсидии в энергетический сектор можно будет покрывать с помощью финансовых вкладов от стран, находящихся на равнине, то это будет служить предотвращению разрушения лесных ресурсов. Предпочтительнее вообще не надеяться на субсидии, потому, что правительство Кыргызстана в ближайшем будущем не в состоянии предоставить нужные суммы за конкретные услуги, вместо субсидий.

Децентрализация подачи энергии, основанная на возобновляемых ресурсах (малые гидроэлектростанции, ветряные станции, геотермальные станции и солнечные энерго-коллекторы, биогаз), может решить проблему, даже если ископаемые ресурсы из соседних стран будут недоступны. Но для этого государство должно делать огромные усилия для предоставления правовых и административных условий. Сейчас шансы для развития альтернативного децентрализованного энергетического сектора недостаточны, хотя такие технологии альтернативной энергетики улучшаются постоянно и используются во всём мире.

Несмотря на множество проблем, в данной ситуации главной целью для энергетического сектора в горах  является оптимизация использования горного энергетического потенциала, сводя минимуму его губительное влияние на окружающую среду.


Возможные действия.

Увеличение использования нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов заслуживает внимания. Это приведёт к децентрализации производства энергии, и принесёт пользу общинам горных районов. Общины горных районов должны как можно больше участвовать в разработке и осуществлении строительства энергетических станций. Местное управление энергостанциями создаёт независимость и доверие поставщиков энергии. Для этого должна быть создана правовая база и должны быть реализованы программы развития малой энергетики.

Должны быть проведены исследования возможного употребления альтернативных энергетических ресурсов. Кыргызстан ежегодно получает 4,64 миллиардов МВт. часов Солнечной радиации, или 23,4 КВт. часов на кв. км. Средняя продолжительность солнечного сияния варьирует в пределах 21000 и 29000 часов в год. Ветряные ресурсы до 100 м. над уровнем земли оцениваются в 2 млрд. МВт. часов в год, хотя и неравномерно распределены по стране.

Концепция должна быть разработана вместе с местными жителями, учитывая дешевизну энерговырабатывающих систем и незначительную стоимость их установки. Должно быть решено, какие финансовые услуги могут быть использованы. С психологической точки зрения неприемлемым является то, что местное население ничего не вкладывает в строительство станций, что не приводит к нужному отзыву заинтересованного населения к таким проектам.

Необходима реформа общественной энергодобывающей системы для рационального использования энергоресурсов. На сегодняшний день покупательная способность населения очень низка, поэтому частью этих реформ должно быть увеличения контроля над государственной энергетической компанией (например, ассоциацией пользователей, которые могли бы принимать участие в управлении и контроле энерговыработки).

Также необходимы инвестиции, чтобы модернизировать и увеличить эффективность больших энергетических станций и распределительных систем. Это приведёт к уменьшению текущих растрат ограниченных энергоресурсов. Однако это требует больших инвестиций и может быть предметом регионального сотрудничества.

3.5 Проблемы лесного сектора.

Ценность и роль леса в горах.

Все леса в стране полностью расположены в горах и играют важную роль в защите почвенных ресурсов, сохранения воды и биоразнообразия. Особенно важным является то, что природные леса растут на крутых склонах, они защищают почву от водной эрозии, и перехватывают осадки, действуя как «губка», медленно отдавая воду в реки, и таким образом защищая территории, лежащие ниже, от наводнений.

В связи с ограниченностью лесной площади и значительностью её защитной  функции, леса Кыргызстана сейчас не используются  для больших промышленных рубок, хотя они частично обеспечивают лесные потребности страны.

Все леса имеют потенциал, который можно использовать в целях отдыха (чистый воздух, привлекательные пейзажи и др.). Вдобавок, леса включают в себя 22% территорий, отведённых для охоты.

Продукты леса, не являющиеся лесоматериалами, такие как лекарственные растения, фрукты, орехи, грибы и мёд являются потенциальными источниками доходов для тех, кто живёт в лесных районах.

Лес и лесопользование в горах.

Леса - национальное богатство Кыргызской Республики. Они являются государственной собственностью и, несмотря на незначительную площадь, играют важную роль в развитии экономики и улучшении условий окружающей среды. Являются хранилищем генофонда и многообразия видов и форм древесно-кустарниковых пород.

Леса Кыргызстана имеют большое почвозащитное, водоохранное, противоселевое и эксплуатационное значения. Интенсивная эксплуатация этих лесов на протяжении многих лет с использованием приисковых и сплошных рубок, в особенности еловых лесов, привела к сокращению общей площади лесов, обеднению формационного состава и снижению их защитной и средообразующей роли. Во многих местах образовались низкополнотные насаждения, высокополнотные сохранились лишь в труднодоступных местах в некоторых ущельях, и это привело к нарушению принципов постоянства пользования лесом.

Леса республики образуют единый Государственный лесной фонд (ГЛФ), в который входят земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства.

Значительно усилившееся за последнее время антропогенное воздействие, выраженное неконтролируемым выпасом скота, самовольными порубками и заготовкой дров, а также распашка лесных земель под сельскохозяйственные угодья и др. нанесли лесам значительный вред, в результате чего покрытая лесом площадь сократилась по сравнению с 1930 годом на треть.

В результате интенсивно развивающегося до недавнего времени животноводства сохранение лесных ресурсов значительно осложнилось. Недостаточное внимание к рациональному природопользованию, сохранению лесных культур, созданию промышленных плантаций из быстрорастущих древесных пород, защитных насаждений, развитию и планированию питомников, неналаженный сбор и переработка лесных плодов и ягод, лекарственных трав, а также слабое производство высококачественной мебели не способствовали стабильному развитию лесного хозяйства, совершенствованию экономического потенциала и повышению жизненного уровня населения, проживающего в горах.

В связи с вышеизложенным, в настоящее время задача рационального лесопользования приобретает первостепенное значение. Для Кыргызской Республики сохранение и воспроизводство лесных ресурсов является делом стратегической важности, которое закладывает основу будущего имиджа государства, его экономический и этический потенциал.

Сохранение и восстановление горных лесов - это моральная обязанность и первоочередная задача каждого гражданина республики.

Возрождение лесного хозяйства как ведущей отрасли в национальной экономике суверенного Кыргызстана требует новой национальной политики, новой концепции развития лесного хозяйства, на основе которых разработано законодательство, адаптированное к новым экономическим условиям и новой национальной программе.

Концепция лесного хозяйства Кыргызстана, утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 31 мая 1999 года за №298, основана на необходимости достижения 5 важнейших и взаимодополняющих целей с учетом имеющегося кадрового потенциала и финансовых ресурсов:

  • обеспечение устойчивого развития лесного хозяйства;
  • усовершенствование организации лесхозов;
  • привлечение местного населения и лесопользователей к развитию лесного хозяйства;
  • развитие связей частного предпринимательства с лесным хозяйством;
  • роль государства в лесохозяйственном секторе.

На основе анализа современной ситуации и с учетом 5 основных целей, Концепция развития лесного хозяйства Кыргызстана предусматривает 10 стратегических направлений:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20