рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Проблемы управления экологической ситуацией на горных территориях рефераты

Вовлечение всех заинтересованных лиц к подготовке планов по развитию туризма, особенно местного населения, является непременным предварительным условием для успешного проведения туристических мероприятий. Мероприятия по планированию туризма на уровне села должны быть интегрированы в разработку стратегий и планов на местном уровне, которые обычно включат в  себя мероприятия в других секторах, важных для местного сообщества. Существенной частью таких мероприятий по планированию является определение и соблюдение предельно допустимой экологической и социальной нагрузки на регион. Это означает, что сёла должны иметь право устанавливать свои собственные ограничения на количество туристов и туристических мероприятий.

В-третьих. Туроператоры, которые обычно базируются в городских центрах, преимущественно в Бишкеке, должны поддерживать имидж, который имеет Кыргызстан как туристический объект. Создание и усиление ассоциаций туроператоров будет определённо помогать решению этих общих задач. Туроператоры должны установить контакты и деловые отношения с зарубежными туристическими агентствами и выполнять важную роль в проведении рекламных акций, которые включают подготовку информационного материала по Кыргызстану. Они также являются теми лицами, которые должны заботиться о туристах, приезжающих в Кыргызстан, и которые направляют туристов в горы (менеджмент посетителей). На основе справедливого договора с местным горным населением они также будут координировать туры туристов на национальном и региональном уровне с учётом возможностей села и услуг, а также исполнителей своих программ.

Сотрудничество между туроператорами и заинтересованными группами в горных сёлах, которое принимает во внимание потребности и нужды местного населения, является самым важным фактором для развития экологически и социально приемлемого туризма и индустрии отдыха, которые поддерживают и не истощают горные регионы. В дополнение, предлагаются следующие стратегические вопросы для дальнейшего рассмотрения:

  • На уровне села, как и на национальном уровне, предпочтение должно отдаваться качественному, нежели количественному росту туризма.
  • Не следует пренебрегать посетителями из низменностей и городских центров, соседних стран. Вполне возможно, что посетители из центрально-азиатского региона и России перевесят число зарубежных посетителей и даже их денежный вклад.
  • Для туристов из Европы, Америки и Юго-Восточной Азии развитие индустрии туризма должно концентрироваться вдоль древнего «Шёлкового Пути» и других древних маршрутов для обеспечения взаимосвязанной системы туристических троп и баз. Это поощрит более продолжительное пребывание на многочисленных базах, возможно предлагающих разные мероприятия.
  • Верность традиционной деятельности и обычаям может помочь местному населению сохранить культурное своеобразие и внести вклад в создание того имиджа Кыргызстана, который предполагают увидеть туристы.

Возможные действия.

Рассматривая настоящую стадию развития индустрии туризма, можно прийти к выводу, что сельское население является наименее развитой заинтересованной стороной в сфере туризма и отдыха. Необходимо полностью вовлечь сельское население в эту деятельность, оно должно обладать приоритетом при распределении доходов. Поэтому самой важной частью является развитие местных сёл путём определения их потребностей и нужд в сфере туризма на фоне прочных знаний об экологии, преимуществах и недостатках туризма, также как и их собственных возможностях и потенциале окружающей среды. Приоритет должен быть отдан буферным зонам защищённых территорий. Проект ТАСИС для Западного Тянь-Шаня ставит важную задачу развития моделей в этом отношении. Но эти мероприятия должны также быть начаты и на других территориях через специализированные проекты, работающие на уровне села, такие, как уже действующий в Нарыне проект «Хельветас».

До определённого уровня туроператоры также должны чувствовать ответственность за эти подготовительные мероприятия или, по крайней мере, частично участвовать в соответствующих сельских мероприятиях в качестве специалистов. В этом контексте должна быть установлена эффективная коммуникационная связь между горными сельскими общинами и туристическими агентствами.

По мере определения таких сёл сельские группы населения должны стать серьёзными партнёрами для туроператоров и правительственных ведомств, должна быть создана вышеупомянутая политика в области туризма и инструкции, а также должен быть создан руководящий комитет.

На данной основе необходимы инвестиции в сооружения для отдыха в целях привлечения местных и региональных туристов. В частности, развитие зон отдыха, которые уже хорошо известны в регионе и которые предлагают большое разнообразие способов их использования, к примеру, озеро Иссык-Куль и близлежащие окрестности. Технико-экономическое обоснование должно подтвердить финансовую состоятельность и экологическую приемлемость. Инвентаризация существующих рекреационных и оздоровительных ресурсов в национальном масштабе и их мониторинг будут содействовать определению инвестиционных приоритетов.

Для развития сферы туризма необходимы инвестиции. Необходимо улучшить транспортную связь (частную и общественную) и доступ к зонам Кыргызстана, представляющим интерес, т.е. к национальным паркам, местам исторического значения. Также нуждается в улучшении региональная связь вдоль древнего Шёлкового Пути. Маршруты для целевых групп приключенческого туризма должны быть достаточной степени проходимости, но не требуется доводить их до совершенного состояния. Непременным предварительным условием также является содействие в гармонизации визовых процедур и процедур прохождения границ.

Для любого инвестирования в Кыргызстан важно создать такое законодательство и административные процедуры, которые поощряли бы местных и зарубежных частных инвесторов.

Требуется тренинг специалистов для поддержки многих аспектов индустрии туризма, к примеру, горных гидов, транспортных операторов, вожатых групп, горных спасателей, сотрудников отелей. Предпочтение в обучении должно быть отдано людям из горных районов, которые планируют работать в своих сёлах.

Существующие ассоциации туроператоров должны поддерживаться для лоббирования в правительстве, реформирования правовых и административных барьеров для инвесторов и туристов в рамках предложенного выше руководящего комитета. Они также должны поощряться за организацию туров совместно с сельскими группами и за подготовку общей информации, маркетинга и рекламных инициатив совместно с сельскими жителями. Каждое туристическое агентство, базирующееся в регионе, также будет иметь возможность сотрудничать с авиакомпаниями для установления конкурентных цен на международные полёты по сравнению с другими горными регионами мира, а также для увеличения количества рейсов.

Глава 4. Влияние техногенных воздействий на развитие горных территорий.

Введение в проблему.

Возрастание интенсивности и масштабов техногенной деятельности в целях добычи полезных ископаемых, более полного использования земельных, водных, энергетических ресурсов, дальнейшего развития орошения, прокладки инженерных коммуникаций в сочетании с увеличением стихийно-разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения сохранением и развитием экономического потенциала и окружающей среды.

            В процессе техногенных воздействий и вовлечения в сферу хозяйственной деятельности легкоранимых и слабоустойчивых горных территорий Кыргызстана возрастает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, усугубляющая  «старением» ранее построенных и эксплуатирующихся инженерных сооружений, высокой степенью износа оборудования. В связи с развалом СССР распалась система контроля и надзора за крупномасштабными потенциально опасными объектами, резко упала производственная и технологическая дисциплина, значительно сократилось выделение финансовых средств на охрану труда, технику безопасности и мониторинг объектов с высоким риском возникновения аварий и катастроф.

            В последние годы в Кыргызстане отмечается рост не только числа, масштабов и интенсивности природно-техногенных катастроф, но и ощутимое возрастание величины и тяжести наносимого ущерба. Достаточно вспомнить чрезвычайные ситуации и аварии, произошедшие в 1998 г. в Барскауне, Сузаке, Аламединском опытно-механическом заводе. Всё это отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии Кыргызстана, отвлекая огромные финансовые средства на устранение последствий природно-техногенных катастроф.

            До недавнего времени усилия Правительств многих стран и Кыргызской Республики в частности направлялись на ликвидацию последствий природно-техногенных катастроф (ПТК), оказание помощи пострадавшим, организацию спасательных работ, предоставление материальных, технических и медицинских услуг.

            Однако необратимый рост числа ПТК и связанного с ними ущерба делает эти усилия всё менее эффективными, выдвигает в качестве актуального и приоритетного новый подход: прогнозирование и предупреждение ПТК и чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

            В основе такого подхода лежат следующие мероприятия:

  • оценка опасности катастроф и чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
  • проведение комплекса превентивных (предупредительных) мероприятий;
  • мониторинг и прогнозирование;
  • принятие управленческих и инженерных решений.

            Первоочередной задачей комплексного решения проблемы прогнозирования и предупреждения ПТК является научно-обоснованная оценка опасности объектов, производств и сооружений с повышенным риском возникновения техногенных катастроф.

Главная проблема заключается в том, что залежи полезных ископаемых в горах, во-первых, используются не в полной мере, а во-вторых, их разработка подвергает опасности горные экосистемы.

Кыргызстан обладает богатыми полезными ископаемыми, которые могли бы использоваться для удовлетворения национальных ресурсных потребностей, а также как источник дохода. Проблема, перед которой стоит страна, - могут ли эти ресурсы разрабатываться экономически и экологически рационально. Эта проблема становится ещё острее, если учесть постоянную сейсмическую активность в этом районе.

Предыдущие разработки месторождений привели к возникновению экологического риска в форме опасных захоронений отходов. В результате неэффективной системы экологического мониторинга и контроля не достаёт надёжной информации о размере и состоянии этих захоронений и об их возможном и фактическом влиянии на окружающую среду.

Неэффективная система мониторинга и контроля способствует росту экологического риска от самих разработок месторождений. Несовершенная законодательная база и неэффективное исполнение существующего законодательства по горным разработкам усиливают экологическую опасность эксплуатации минеральных ресурсов.

Из-за трудностей с администрацией и законодательством ощущается нехватка как иностранных, так и местных инвестиций в горнодобывающую промышленность. Но нужны большие вложения для обновления оборудования и технологий, чтобы сделать горную промышленность прибыльной. Существует нехватка фундаментальных разведывательных данных для привлечения инвесторов в эту отрасль.

Целью данного сектора является достижение длительного и экологически безопасного использования природных ресурсов, что принесло бы доход горным жителям и стране.

Эта проблема волнует не только Кыргызстан. Злоупотребление окружающей средой было одним из результатов, который промышленность принесла человечеству в прошлом, взамен на явно дешёвые полезные ископаемые. Традиционное отношение к природе как к свободному ресурсу вылилось в разрушение природных экосистем. 6000 га. земли заражено радиацией, и приблизительно 145 млн. т. радиоактивных отходов находится на свалках и в хвостохранилищах. Прямое негативное влияние добычи ископаемых может быть усилено в горных местностях с их большой хрупкостью экосистем и более длительными сроками восстановления после вмешательства.

Последствия ущерба окружающей среде тяжко легли на плечи населения гор. Так как в Кыргызстане все прошлые разработки месторождений велись преимущественно правительством бывшего Советского Союза, ни одна корпорация не может быть признана ответственной за это.

У Правительства Кыргызстана явно не хватает финансовых средств для устранения вреда, причинённого прошлыми разработками, поэтому кажется неизбежным, что только самые опасные места захоронения отходов горной добычи могут быть обезврежены, чтобы избежать загрязнения воды.

Помимо уменьшения риска от предыдущих разработок месторождений внимание Правительства должно быть направлено на ограничение причинения вреда окружающей среде в будущем вследствие разработок. В этой связи необходимо обновление законодательства в соответствии с международным экологическим законодательством, широко используемым другими странами в последние десятилетия, и доступ к которому стал легче. Не менее чем законодательная база важно и эффективное исполнение законодательства.

По мере того, как по экономическим причинам число шахт растет, и горная добыча достигает высочайших вершин и самых отдалённых участков планеты, возрастает вероятность причинения окружающей среде вреда. Но также растёт и потребность избегать его. Необходимо проведение международного исследования для получения более детального знания о природных процессах, происходящих в горах, о биологических отношениях естественных горных сред и об экологии человека в горных районах. Кыргызские специалисты могут внести свой вклад в эти исследования.

Самые лучшие и современные технологии имеют работающие на международном уровне крупные компании по добыче полезных ископаемых. Повестка 21 напрямую обращается к транснациональным корпорациям с просьбой внести свой вклад в сокращение вреда окружающей среде от добычи полезных ископаемых, работать ответственно и рационально проводить долгосрочную политику в этом направлении. На эту просьбу транснациональные корпорации отвечают адекватной оценкой проблем окружающей среды и применением свода правил по защите окружающей среды в своей работе. Этим они устанавливают эталон работы для более мелких компаний по добыче полезных ископаемых.

Более серьёзной проблемой являются не транснациональные корпорации, а более мелкие компании с хорошими политическими связями, которые пренебрегают законами, подкупают местные общины, игнорируют опасность нанесения вреда окружающей среде и не делают достаточных вкладов в существующие и возможные затраты на ёе восстановление. Вместе с транснациональными финансовыми организациями, крупными компаниями по добыче ископаемых с их доступом к современным технологиям, капиталам и мировым потенциалам знаний, легче понять необходимость экономического компромисса в пользу защиты окружающей среды и связанного с ним хорошего имиджа. Чем с более мелкими компаниями, находящимися в долгу у государства, и которыми движет лишь необходимость выжить в этом суровом мире.

К несчастью, многие шахты закрываются потому, что цены на металлы падают, и финансы компаний исчерпываются. Даже там, где есть стремление восстановить богатые места добычи, может не быть ресурсов для осуществления этой идеи. Возможно, легче забросить добычу в горах, где людей меньше и политические интересы слабее, чем в густонаселённых равнинах. Поэтому внимание нации должно быть сосредоточено на других проблемах, чтобы сохранить потенциал гор, например, на проблемах развития туризма, а также рационального использования водного потенциала, имеющего значение для всей Центральной Азии.

В будущем условия окружающей среды, возможно, улучшатся, так как большая часть новой мировой добычи полезных ископаемых производится в огромных шахтах, управляемых небольшим числом главных корпораций, использующих ответственные и допустимые подходы к окружающей среде, и в странах, где правительства имеют достаточно власти, необходимой для наложения договорных обязательств на эти корпорации.

Однако деятельность по добыче ископаемых не является единственной угрозой причинения вреда окружающей среде. Деятельность по разведке крупных залежей распространена намного шире, чем сама добыча. Только одна из сотни исследованных потенциальных залежей разрабатывается в действующую шахту.

Исследования с воздуха не приносят вреда окружающей среде, но разведка на земле может привести к существенным нарушениям. В последнем случае может возникнуть проблема, после свёртывания исследований, связанная с трудностью проведения работ по восстановлению среды. В этих случаях государство должно требовать применения безопасных технологий и детальных исследований.

4.1 Природные особенности Кыргызстана и стихийно-разрушительные процессы.

Главной и отличительной особенностью физико-географических условий Кыргызстана является сложный горный рельеф, приуроченный к мощным складкам Тянь-Шаня.

            Как известно Тянь-Шань относится к числу величайших по протяжённости и высоте горных сооружений азиатского материка, занимающих территорию от его рубежей с Европой до берегов Тихого океана. Тянь-Шань принадлежит к числу западных горных сооружений этого пояса, расположенных в непосредственном соседстве с Памиром. В сравнении с Памиром Тянь-Шань почти такая же грандиозная по высоте, но в несколько раз большая по площади горная система Азии.

            Тянь-Шань в целом простирается между 40º - 43ºСеверной широты и 67º - 69º восточной долготы. С запада на восток эта горная система протянулась более чем на 1500 км. Меньшая, восточная часть Тянь-Шаня, находится в пределах Китая, большая же, центральная и западная,-  в пределах Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

            Более 94% площади Кыргызстана лежит выше 1000 м. над уровнем моря, из которых  40% - выше 3000 м. Средняя высота территории 2750 м, а наивысшая вершина Пик Победы – 7439м.

            Таким образом, общий облик страны и её природные особенности предопределяют мощные горные хребты, вытянутые в широтном направлении, и широкие замкнутые и полузамкнутые межгорные впадины и котловины, значительно отличающиеся по характеру ландшафтов и хозяйственному использованию. Громадные амплитуды абсолютных высот, сложный рельеф, длительное геологическое развитие Тянь-Шаня и другие факторы обусловили разнообразие физико-географических условий, богатство естественных ресурсов, в первую очередь минеральных. Здесь сочетаются толщи самых разнообразных по возрасту и составу осадочных напластований, сосредотачивающих такие ископаемые как уголь, нефть, озокерит, сера, содержащие различные соли. В пределах Тянь-Шаня происходили и самые различные минералообразования, явившиеся результатом вулканизма или термальных процессов в земной коре, с которыми связаны месторождения железа, меди, свинца, цинка, урана, серебра, золота, мышьяка, сурьмы, молибдена, вольфрама и многих других редких металлов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20