Реферат: Культура управленческого труда в сфере гостеприимства
Обучение - это своего рода
продолжение процесса отбора и адаптации новых работников. Оно направлено как на
освоение новичками необходимых для успешной работы знаний и навыков, так и на
передачу им установок и приоритетов, составляющих ядро организационной
культуры.
Однако для того, чтобы связь
между основными функциональными направлениями процесса управления персоналом и
работой по поиску и отбору персонала для заполнения вакансий, имеющихся в
организации, не была декларирована лишь на бумаге, необходима определенная
структура службы управления персоналом. “Хорошие результаты дает опыт многих российских предприятий,
когда в единую службу управления персоналом объединяются отдел кадров, отдел
труда, отдел обучения и психологическую службу” [7].
Работа любой организации
неизбежно связана с необходимостью комп-
лектования штата, и, от того,
насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в значительной
степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в достижение целей
организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг.
Особенно это касается сферы гостеприимства, где текучесть кадров распространена
сильнее по сравнению с другими видами бизнеса (“в гостиничном бизнесе 45 % работников
покидают новую работу через 3 месяца после поступления на неё, а 15 % после
первого месяца” [8]). Этот
процесс, который часто называют кризисом введения, дорого обходится компаниям
и имеет негативное воздействие на мотивацию персонала и соответственно на
удовлетворение потребностей клиентов;
б) - работу с кадрами;
- разработку организационных
норм и нормативов, позволяющих выработать требования и критерии оценки
работников;
- разработку планов личной
работы;
- постановку задач и доведение
их до исполнителей;
- распорядительство;
- контроль исполнения, сущность
которого сводится к следующим шагам: 1) определение и установление
производственных или служебных нормативов; 2) оценка выполненной работы;
3) сравнение выполненной работы с
установленными нормативами;
4) внесение соответствующих изменений
в случае необходимости.
Вышеперечисленные
характеристики определяют степень владения руководителем знаний теории
управления, методов организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять
разнообразные организационные процедуры, составляющие значительный удельный вес
в структуре его рабочего времени.
Как правило, для наиболее
полной характеристики организационной работы руководителя, принято выделять
стили, используемые им в управлении людьми.
“Стиль работы руководителя
представляет собой совокупность приёмов и способов управленческого воздействия
на персонал” [8]. Именно в стиле руководства находят
своё отражение внутренняя культура, знания и опыт руководителя и именно стиль
оказывает существенное влияние на климат в коллективе и культуру организации.
Существует несколько классификаций стилей
руководства. Первая и наиболее известная классификация выделяет авторитарный,
либеральный и демократический стили:
- авторитарный (директивный) стиль связан с чрезмерным
преувеличением роли руководителя. Характеризуется централизацией власти,
приверженностью к единоначалию. Руководитель обычно сам решает все вопросы, не
учитывает мнение других. Для этого стиля руководства характерна чрезмерная
требовательность к подчиненным, которая ограничивает их инициативу и самостоятельность.
Руководство осуществляется не методами разъяснения и убеждения, а методами
принуждения. Эффективность такого стиля весьма низка при наличии большого
коллектива квалифицированных сотрудников, и может применяться только к
ограниченному контингенту работников нетворческого психологического типа. Этот стиль наиболее востребован в период становления, то
есть на начальном этапе формирования организации, ее трудового коллектива,
когда у работников не сформированы навыки видения целей и путей их достижения.
К отрицательным качествам авторитарного стиля следует отнести то, что он
способствует снижению творческой инициативы подчиненных, ухудшает
социально-психологический климат, ведет к текучести кадров;
- либеральный стиль характеризуется с одной стороны
тем, что руководитель старается не вмешиваться в работу своих подчиненных, не
требует ответственности за невыполнение задач исполнителями, пускает работу на
самотек, не желая принимать на себя ответственность (в этом случае этот стиль
называют попустительским), а с другой стороны тем, что руководители, которые хорошо
ориентируются в ситуации и умеют распознавать уровни зрелости сотрудников,
передают им только те обязанности, с которыми они могут справиться (в этом
случае этот стиль называют делегированием). Речь о делегировании может идти
только в том случае, если это высокоэффективные коллективы и если те, кому
передается право самостоятельного решения проблемы, являются специалистами высокого
класса;
- демократический стиль характеризуется партнерскими
отношениями в коллективе, привлечением подчинённых к обсуждению и подготовке
решений по основным направлениям деятельности коллектива, взаимным
распределением прав и обязанностей, развитием самостоятельности и инициативы
подчинённых при выполнении принятых решений, расширением взаимного контроля. Настоящий
демократичный руководитель избегает навязывать свою волю подчи-
нённым. Демократический стиль — наиболее подходящий для
формирования
командных взаимоотношений, поскольку формирует
доброжелательность и открытость взаимоотношений как между руководителем и
подчиненным, так и между самими подчиненными. Этот стиль в максимальной степени
сочетает в себе методы убеждения и принуждения, помогает каждому работнику чётко
сформулировать его личные цели, установить эффективную коммуникацию между
руководителем и подчиненным. К негативным последствиям использования
демократического стиля следует отнести дополнительные затраты времени на
обсуждение проблемы, что в экстремальных условиях можно резко снизить
эффективность управления.
Несомненно, с помощью стиля руководства можно
значительно улучшить работу организации, подразделения, аппарата управления, но
можно и существенно ухудшить. Следует помнить, что не существует универсального
стиля управления, одинаково подходящего для осуществления руководства разными
людьми. Стиль руководства должен меняться с ростом профессионального мастерства,
опыта работы подчиненных и соответствовать той ситуации, в которой находится
подчиненный. Хороший руководитель - это хороший психолог, который в нужный
момент выбирает тот стиль управления, который в наибольшей мере отвечает
требованиям конкретной управленческой ситуации.
Таким образом, подытоживая всё выше – сказанное, мне
остаётся добавить следующее:
Влияние культуры управленческого труда на
трудовые процессы в органи-
зации является одним из самых важных моментов, который
должен учитываться любым руководителем, как начинающим, так и имеющим опыт.
Знание и правильное использование всех элементов культуры труда управленцем,
будь то культура проведения совещаний или же организационная культура по подбору
персонала, не может не привести к положительным результатам повышения
производительности труда на предприятии, а значит, не может игнорироваться на
любом этапе управленческой деятельности.
2. КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА НА ПРИМЕРЕ
ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСТИНИЦ
МИРОВОГО КЛАССА
1) Отель “Bosh”:
Гостиница является частью гостиничной цепи “Группа
отелей и ресторанов ”Bosh””, находится в Лондоне и рассчитана на 1130
постояльцев (514 номеров и 48 апартаментов). Клиентура представлена
преимущественно жителями Великобритании, Японии и США мужского пола, среднего
возраста (40 лет) и достатка.
До 60-ых г.г., ввиду популярности отеля, спрос на
пребывание в нём превышал предложение, что стало причиной отсутствия интереса
со стороны управляющего персонала к выполнению своей работы должным образом:
- отсутствие элементарной культуры поведения, неблагоприятная
рабочая атмосфера (“в ряде случаев сотрудников оскорбляли в присутствии
клиентов, иногда обслуживающий персонал даже подвергался насилию. Атмосфера
отягощается также ввиду огромного количества охранников, строго следящих за
тем, чтобы имущество отеля не было вынесено за его пределы” [9, с.73]);
- не вовлечение обслуживающего персонала в
производственный процесс (“работа в основном состоит в
выполнении одной задачи, что препятствует получению общего представления о
полном процессе производства услуг” [9, с.73]);
- неблагоприятные условия труда для обслуживающего
персонала (“работа официантов, осложнённая старинной
конструкцией здания гостиницы, построенного в 13 веке, помимо всего прочего
является ещё и опасной для жизни: например, двери на кухню открываются внутрь,
что не только замедляет движение, но и создаёт потенциальную угрозу. Полы часто
грязные и скользкие. Кухня и рестораны находятся на разных этажах” [9, с.73]);
- игнорирование возникающих жалоб и конфликтов (“в отеле не существует
специальных методов решения проблемы. Менеджеры
предпочитают лишь в
чрезвычайных ситуациях улаживать конфликты. Часто
сотрудники разных на-
циональностей и вероисповедания при совместной работе
вступают в конфликты, отсутствие интереса к разрешению которых создаёт весьма
напряжённую атмосферу” [9, с.72]);
- непрофессиональный процесс
подбора кадров (“на работу принимаются люди с очень
плохим знанием английского языка, приводящим к трудностям в общении и жалобам
со стороны клиентов” [9, с.71]);
- обособленность службы управления персоналом (“существует очевидная разница между целями компании,
управлением отеля и службой маркетинга” [9, с.66]).
2) Отель “Cliff Bay”:
Гостиница была открыта в
качестве партнёрского отеля цепи “Intercontinental
Global Resort” на острове Мадейра и предлагает 188 номеров и 13 апартаментов.
Клиентура представлена преимущественно жителями Великобритании и Германии, среднего
возраста (45-60 лет) и достатка.
Будучи недавно построенным (в 1994 году), отель
отличается рядом инновационных особенностей, обеспечивающих высокое качество
предлагаемого продукта клиенту, который является основным ядром организации
управления. Основная движущая сила гостиницы – её горизонтальная форма
организации и управления, оказывающая благоприятное влияние на взаимосвязь
между различными подразделениями. Культура управленческого труда представляет собой:
- профессиональный отбор кадров (“персонал
нанимается в соответствии со строгими критериями, разработанными владельцами
гостиницы” [9, с.79]);
- использование эффективной программы подготовки
персонала (“программа подготовки, действующая в течение 4 месяцев,
осуществляется германской школой чрезвычайно высокого уровня,
специализирующейся на управлении отелями” [9, с.82]);
- благоприятная рабочая атмосфера (“в отеле,
менеджерами большое внимание
уделяется отдельной личности, взаимоотношениям между
персоналом, стиму-
лированию работников”[9, с.83]);
- персональное решение возникающих жалоб и конфликтов
(“персоналу ре-
комендуется незамедлительно сообщать о любой жалобе
клиента руководителю, чтобы он мог лично её удовлетворить” [9,
с.84]).
Фактором успеха работы данного отеля является
персонал, как передней линии, так и остальной.
3) Отель “Pitt”:
Гостиница была открыта в
1913 году, не входит в гостиничную цепь, а находится в личном владении.
Является престижным членом ассоциации “Ведущие отели
мира”. Расположена в Каннах и предлагает 130 номеров, 6
апартаментов. Клиентура представлена французами, итальянцами, японцами и
американцами среднего возраста и высоких доходов.
Организационная структура гостиницы – чисто
иерархическая: руководство менеджерами осуществляет непосредственно владелец,
не желающий делегировать свои полномочия. Все сектора работают практически
автономно, с ограниченными связями, которые представляют собой лишь получение
инструкций.
Само здание отеля имеет большую художественную
ценность, и основная цель деятельности состоит в сохранении здания. Что
касается качества приёма и обслуживания гостей, то оно не является сильной
стороной и основным побудительным мотивом при заказе номеров. Культура труда
представляет собой:
- индифферентные отношения между управленческим
персоналом и сотрудниками (“вертикальная
организационная структура обусловливает напряжённую рабочую обстановку. Связь
между подразделениями практически отсутствует” [9, с.90]);
- ограниченное участие сотрудников в процессе принятия
решений (“каждый сотрудник выполняет только ту работу,
которая определяется его должностью, и потому не заинтересован в качестве
комплексной услуги” [9, с.91]);
- игнорирование конфликтов
управленческим персоналом (“менеджеры предпочитают не нести ответственности и
не решать проблемы” [9, с.91]);
- отсутствие программы подготовки персонала и
стандартного критерия при
найме людей на работу;
- нежелание перемен в управленческой модели (“в прошлом отель ориентиро-
вался исключительно на традиции, не испытывая нехватки
спроса на предла-
гаемые услуги, и продолжает ту же политику в настоящее
время” [9, с.86]).
4) Отель “Zenit”:
Гостиница находится в центре Брайтона, принадлежит
гостиничной цепи “Zenit”. Была построена в 1958 году.
Предлагает 185 номеров и 47 апартаментов. Клиентура представлена людьми из
разных стран, со средним или высоким социальным статусом, высокой покупательной
способностью.
Гостиница представляет собой классическую пирамиду
с чёткой и сложной вертикальной иерархией, во главе которой находится
Исполнительный менеджер. Культура управленческого труда базируется на:
- эффективных и продуманных программах по подбору персонала;
- благоприятном климате в коллективе (“принципы
гостиницы: 1) Ценить персонал всех до одного; 2) Не допускать дискриминации по
полу, расе, национальной и религиозной принадлежности; 3) Осуществлять
подготовку, повышение квалификации и продвижение сотрудников на основе их
заслуг” [9, с.96]).
5) Отель “Rainbow”:
Гостиница находится в окрестностях Франкфурта и
является частью гостиничной цепи “Rainbow Corporation”.
Строилась с 1975 по 1988 год. Предлагает 1050 номеров и 26 апартаментов.
Клиентура представлена 80% бизнесменов среднего и высокого уровня жизни преимущественно из Германии, Великобритании, США и Японии.
Культура управленческого
труда основывается на:
- аналитической системе управления, основанной на
количественной модели (“отель прогнозирует объём
продаж, затем прогноз сравнивается с фактической ситуацией, и эти данные
подвергаются тщательному анализу” [9, с.109]);
- “Команде качества”, состоящей из руководителей подразделений отеля
(“деятельность команды выражается в анализе предложений сотрудников, направленных
на улучшение стандарта качества обслуживания. Сами эти предложения собираются в
виде заполненных форм, бланки которых лежат в столовой для обслуживающего
персонала гостиницы” [9, с.110]);
- стимулировании персонала
менеджментом отеля с помощью политики вов-
лечения в совместную работу и поддержку деятельности гостиницы;
- активном процессе отбора новых работников с учётом
их амбиций и потенциала, а также их отношения к данной конкретной работе;
- использовании вопросников, оценивающих
удовлетворённость персонала гостиницы каждые полгода.
Таким образом, выбрав
несколько отелей с мировой известностью, я хотела осветить в своей работе
особенности культуры управленческого труда в сфере гостеприимства тех стран,
которые уже долгое время являются лидерами в предоставлении туристам услуг
размещения, питания, развлечения и т.д.
Как можно убедится, в каждом из вышеперечисленных
отелей, существует своя специфическая управленческая культура, обусловленная
рядом факторов: формой организации (вертикальная или горизонтальная), формой
собственности (личное владение, принадлежность к цепи) и даже возрастом
гостиницы, - которые влияют на климат в коллективе, отношение сотрудников
управляющего звена к подчинённым, условия труда и т.д.
Проанализировав собранную информацию, у меня
сложилось собственное мнение по поводу того, какой должна быть в идеале
гостиница с высокой культурой управленческого труда.
Прежде всего, я считаю, что наиболее эффективной
формой организации является горизонтальная форма, позволяющая взаимодействовать
всем подразделениям гостиницы, ускоряя процесс обмена информацией и создавая
менее формальную обстановку на предприятии. Форму собственности я предпочитаю
личную, так как, на мой взгляд, лишь владелец может быть заинтересован на 100%
в постоянном росте и увеличении прибыли на своём предприятии. Во главе
гостиницы должен быть хозяин – менеджер (а не хозяин – эксплуататор),
использующий современные открытия в области управления, понимающий важность их
внедрения и имеющий такую же команду руководителей подразделений вокруг себя.
На предприятии должны постоянно проводится обучающие программы для персонала,
причём как передней линии, так и для всего остального. Процесс отбора персонала
в такой гостинице должен быть хорошо спланированным и подготовленным мероприятием
во избежании найма хоть и дешёвой, но не достаточно подготовленной рабочей
силы. Ставя во главу угла клиента и удовлетворение его потребностей,
руководство отеля в то же время должно обращать должное внимание на нужды
подчинённых, способствовать созданию здорового климата в организации, устранять
конфликты, устраивать различные мероприятия увеселительного характера для своих
служащих. Руководство должно доводить до всего остального персонала информацию
о стратегии гостиницы, планах на будущее развитие, сообщать об успехах предприятия,
поощрять инициативу и творческую направленность труда работников.
Конечно, условия труда и уровень управленческой
культуры на описанном мной предприятии можно назвать скорее идеальными, нежели
существующими на самом деле. Однако я уверена, что благодаря вниманию к
существующим проблемам в управлении людьми на предприятиях гостеприимства и
предложению способов совершенствования его, рано или поздно все эти многочисленные
приёмы найдут своё полноценное применение, сделав данный бизнес более доходным
и привлекательным.
Страницы: 1, 2, 3
|