рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Культура управленческого труда в сфере гостеприимства рефераты

Реферат: Культура управленческого труда в сфере гостеприимства

 
 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3                           

1.   Определение  сущности  культуры управленческого труда…………………..5

2.   Культура управленческого труда на примере зарубежных гостиниц

мирового класса…………………………………………………………………….16

3.   Культура управленческого труда гостиницы “Орбита”……………………...22

3.1  Общие сведения о гостинице “Орбита” и её организационная структура…22

3.2  Анализ культуры управленческого труда гостиницы “Орбита”……………24

Заключение………………………………………………………………………….30                                                                                                                 

Список использованных источников……………………………………………...31 


 
 
 
ВВЕДЕНИЕ

       Отношения  “начальник – подчинённый”, имеющие место в любой организации (формальной или неформальной), существовали с незапамятных времён. Однако лишь к середине 20 века им стало уделяться должное внимание, как внутри предприятий, так и со стороны  учёных, исследующих трудовые процессы.

       Данное явление связано с тем, что с недавнего времени, деятельность предприятий во всём мире характеризуется ростом управленческого аппарата и затрат на него, ростом объёма административной (офисной) работы, появлением новых видов управленческих функций на предприятиях (рекламная деятельность, социальное страхование, связи с общественностью), ростом объёма информации и документооборота.

       Необходимость и актуальность совершенствования организации управленческого труда  вызвали появление различных терминов и определений для обозначения совокупных действий по улучшению качества управленческой деятельности. Одним из них стало понятие культуры управленческого труда, которое я выбрала в качестве предмета изучения в своей курсовой работе, так как, на мой взгляд, именно грамотная культура управления служит  фактором повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией, чем я, как будущий менеджер, буду заниматься после окончания обучения.

       Целью моей работы стало освящение понятия культуры управленческого труда, как с помощью теоретических данных, так и конкретных примеров непосредственно в сфере гостеприимства, с привнесением своих собственных мыслей по данному вопросу.

       Для достижения данной цели мною был поставлен ряд задач: 1) изложить  специфику изучаемого понятия, раскрыть сущность и содержание, всецело посвятив   1-ую главу  теоретическому материалу, который мне удалось собрать по тематике; 2) привести конкретные примеры существующей управленческой культуры в 5 выбранных мною гостиницах мирового класса в зарубежных

 
странах, а также предложить собственное представление о том, какой должна быть гостиница с высокой культурой управленческого труда во 2-ой главе; 3) охарактеризовать управленческий труд на белорусском рынке гостиничных ус-

 
луг на примере гостиницы “Орбита” с личными предложениями по его усовер-

шенствованию в данной гостинице в 3-ей главе.

       При анализе всей собранной мной литературы, я обнаружила, что, несмотря на огромное количество учебников, статей и просто книг по менеджменту, самому понятию культура управленческого труда не уделяется достаточного внимания. Сам термин был только чётко выделен лишь в нескольких учебниках, в том числе и в учебном пособии, написанном деканом нашего факультета.

Поэтому мне пришлось самой выбирать ту информацию, которую я считала релевантной по выбранной мною теме и просмотреть большой объём литературы.

       Должна отметить, что в поиске нужной информации мне очень помогли ресурсы Интернет, предоставив в моё распоряжение множество статей, как отечественных менеджеров, так и иностранных представителей управленческого труда. Кроме того, мои многочисленные походы в Национальную библиотеку города Минска в поисках нужной информации также принесли свои плоды:  были просмотрены российские, иностранные издания и несколько книг, написанных белорусскими авторами.

       Создавать 1-ую главу мне помогали такие источники, как Интернет, работа российского автора Липсица И. В. “Секреты умелого руководителя” и др.

   При написании 2-ой главы, особенно мне помогло английское учебное пособие “Управление человеческими ресурсами в европейском гостиничном бизнесе”, предоставившее  весьма интересную информацию по поводу организации гостиничного бизнеса в отелях разных стран.

       3-ая глава создавалась самостоятельно и частично с помощью ресурсов Интернет. Мною было осуществлено несколько походов в гостиницу “Орбита” и был опрошен ряд сотрудников с целью сформировать представление о существующей на данном предприятии культуре управленческого труда.


 
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩНОСТИ КУЛЬТУРЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА

       Успех в работе любой организации (рост уровня и качественных показателей производства, его конкурентоспособности в современных условиях) зависит не только от технических и технологических процессов производственной деятельности. Большая роль в этом отводится совершенствованию уровня руководства предприятия и управленческой деятельности.

       Управленческая деятельность - это, прежде всего, осмысленная деятельность, цель которой поднять эффективность организации производства. Отсюда и высокая требовательность к руководящему составу любого ранга, будь это директор, сельский бригадир, губернатор или министр, руководитель фирмы или дирижер симфонического оркестра. В их руках находится успех дела,  благополучие людей, от их профессиональной подготовки, творческой инициативы, от умения строить взаимоотношения с людьми в решающей степени зависит успех любого дела или провалы в работе.

       Новые условия хозяйствования, повышение образовательного  уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие  службы не только коренным образом изменили отношение  к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности,  эффективности производства и управления организацией.

       Сам термин "культура" (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование и развитие. В широком смысле, термин "управленческая культура" употребляется для характеристики организационно-технических условий и  традиций управления, профессионального и нравственного развития руководителя. В узком значении культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя.  

       Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как

совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей,

которые сознательно формируют образец его поведения.

       Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в её осно-

ве лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером:

а)  юридические нормы управленческого труда, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм;   

б)  моральные нормы  - нормы, которые  регулируют   поведение руководителя  в такой важной области, как нравственность и  мораль;                                                                                      в) организационные нормы - устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей; правила внутреннего распорядка  и другие нормы  организационного            плана, принятые и используемые в любой организации;                                                                            г)  экономические нормы - регулируют экономическую деятельность организации.

         Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В конечном итоге образуется совокупность элементов, аттестующих деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда.

       Культуру управленческого труда принято подразделять на:

1.  Личную культуру руководителя, включающую в себя:

-  уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным;

-   рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда руководителя немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы по следующим направлениям:

а)  работа с документами. “Как правило, руководители перегружены работой с документами и из – за неупорядоченности маршрутов движения документов, длительной их обработки и плохо организованной доставки до 40 %  директивных, учётных и других документов могут доходить до исполнителей с опозданием или вообще не доходить” [1, с.153].  “Так руководители предприятий, документооборот которых составляет 20 – 30 тыс. единиц (и это далеко не самые крупные предприятия), подписывают ежегодно не менее 20 тыс. организационно – распорядительных документов, не считая договоров, отчётов, графиков, проектов. Просмотр документа и его подписание отнимают приблизительно полминуты. Таким образом, 20 – 25 дней в году руководители заняты исключительно подписанием документов” [1, с.156].

         Сократить число документов, следующих через кабинет руководителя, помогает без документное общение    (установление доверительных отношений между руководителями различных подразделений, развитие без документных средств обмена информацией); 

б) работа с кадрами  и  решение социально - экономических вопросов. “Примером эффективного решения вопросов социально – экономической сферы могут послужить данные, изложенные в ежегодном рейтинге “Top 100” американского журнала “Fortune”: большинство компаний, попавших в рейтинг (82%), обеспечивают служащих бесплатными закусками в течение рабочего дня, многие позволяют своим работникам использовать собственный больничный для ухода за заболевшими детьми, многие предоставляют банковские услуги on-line, некоторые обеспечивают возможность прохождения медицинской проверки на рабочем месте, и большинство компаний дают различные пособия для неработающих членов семьи. Большая часть попавших в рейтинг компаний возмещает своим работникам экстренные затраты на ребенка, понесённые из-за деловых поездок или задержек на работе” [2];

в)  решение коммерческих вопросов;

г)  совещания, переговоры;

д)  непроизводительные затраты времени, не уточнённое время. 

       Руководителю в то  же время следует иметь в виду, что  он  должен   учиты-

вать и планировать не  только рабочее, но  и  свободное  время  (руководствуясь

 принципом “ кто не умеет отдыхать, тот не умеет работать”);

-    культуру содержания рабочего места. Отдельные руководители считают, что

 в процессе работы необходимо, чтобы все находилось “под рукой”,  и   с   этой

целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Однако при таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле;  ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п.;

-  культуру проведения массовых мероприятий. Речь идет, прежде всего, о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед, на которые тратится значительное количество рабочего времени. “Так, например, у белорусских руководителей верхнего, среднего уровней управления эти потери составляют 25 – 43 % и 30 – 45 %  соответственно” [3, с.78]. Поэтому, для экономии времени и повышении результативности совещаний в любой организации руководителем должны использоваться такие правила их подготовки, как: чёткое определение темы совещания, разработка повестки дня, своевременное оповещение участников совещания, решение организационных вопросов (вентиляция помещения, размещение участников), решение всех вопросов только через председательствующего (во избежание конфликтных ситуаций) и др.;

-   культуру приёма посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приёме работников, как по личным, так и по служебным вопросам.

       Как организовать приём посетителей? Некоторые руководители  считают, что двери их кабинетов открыты для посетителей в любое время, когда они на месте (принцип "открытых дверей"). Такой подход оправдывает себя, если руководители имеют в своем подчинении всего несколько человек.

       Другие устанавливают для  приема определенные дни и часы. Такая    прак-

тика наиболее распространена.. Для небольших предприятий прием может осуществляться без предварительной записи;

-    культуру  в работе с письмами. Сюда входит обязательная регистрация писем, определение сроков их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильное реагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо. Так, например, "в авиакомпании  Continental Airlines   любой сотрудник может оставить  сообщение (голосовое или письменное) генеральному директору, который обязан ответить на него в течение нескольких

дней” [2];

-    культуру речи. “Около 80 % рабочего времени руководителя связано с контактами с людьми” [1, c.82]. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда руководителя.

2. Организационную культуру,  к  числу процедур которой можно отнести:      а)  подбор и расстановку кадров:

-  прежде  всего, производится анализ предполагаемой работы, общие к ней требования и обязанности работника (в сфере гостеприимства, например: уборка номеров за единицу времени; минимальное, максимальное или среднее количество производимых продуктов), а также место работника и должностное ограничение в структуре организации (например, всё в той же сфере гостеприимства: ограничения на принятие чека, превышающего определённую сумму без согласования с высшим руководством и т. д.);

-   продолжением  процесса  подбора является спецификация кадров, то есть детализация требуемых признаков и качеств работников (квалификация, навыки, темперамент и т. д.);

-   далее следует процесс  отбора кадров, включающий тесты, собеседования, опросные листы и т. д.

       На сегодняшний день собеседование является особо важным и распространённым элементом отбора, так как здесь кандидатам даётся возможность наиболее полно себя проявить. В свою очередь, опытные интервьюирующие, зная как себя вести и какие вопросы задать, отбирают именно тех кандидатов, которые наиболее соответствуют их требованиям.

       Эффективность деятельности по поиску и отбору новых работников повышается, если это направление работы осуществляется под единым руководством и координируется с другими сферами деятельности, связанными с управлением персоналом, начиная от ведения кадровой документации и кончая вопросами нормирования и социальной защиты. Это позволяет не только придерживаться более чётких критериев и процедур при поиске и отборе кадров, но и обеспечивает впоследствии высокие результаты в профессиональной и социальной адаптации новых работников. Профессиональный отбор новых работников  не   только   обеспечивает   режим нормального функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. Поиск и отбор персонала являются продолжением кадровой политики, реализуемой предприятием, и одним из ключевых элементов системы управления персоналом, тесно увязанным практически со всеми основными направлениями работы в этой сфере.

       Не так давно в предприятиях индустрии гостеприимства работа в службе управления человеческими ресурсами или персоналом, как называли эту службу раньше, считалась концом служебной карьеры. Эта служба часто укомплектовывалась людьми, которые по разным причинам не смогли построить свою карьеру в других подразделениях. Департамент управления персоналом рассматривался как убежище для бюрократов, не вовлечённых в непосредственные операции по обслуживанию клиентов. В последние годы ситуация изменилась. Крупные гостиничные цепи начали усиливать требования к управлению качеством и другим операционным функциям с начала 90-х годов, поэтому от службы управления персоналом потребовалось, чтобы она стала более информированной, быстродействующей, образованной, как и её партнёры по службе – другие функциональные подразделения.

       Обычно количество работников в департаменте управления пропорционально общему количеству работников компании. “В зарубежных организациях на 200 работников организации приходится один работник службы управления персоналом. Если исходить из принятого в гостиничном бизнесе правила, что на один гостиничный номер приходится один работник, то в отеле с 600 гостиничными номерами в департаменте управления персоналом должны работать 3 работника” [4].

-   последним этапом является процесс введения или адаптации нового работника. Стоит заметить, что разные организации используют разные методы адаптации работников к новым условиям. “Например, компания «Вальдорф Отель» применяет видеоматериал, который знакомит сотрудников компании с новыми работниками, а последних – с работой организации”[5]. “А в гостинице Radisson "Славянская", города Москва, программа по адаптации персонала не меняется вот уже на протяжении 13 лет (с самого момента её основания) и включает в себя 2-ух дневный курс по  ориентации в гостинице и обучении.                                             Ориентация представляет собой подробный рассказ о гостинице с показом      фотографий и видеофильмов и проводится сотрудниками учебного центра. Ориентация на предприятии длится два дня. Первый день - экскурсия по предприятию, рассказ о структуре предприятия, ознакомление с правилами техники безопасности, противопожарной безопасности, изучение Положения о персонале и правил трудового распорядка. На второй день - программа по сервису. После этого начинается 2-ух недельная программа профессионального обучения, которую проходит каждый новый сотрудник непосредственно в своём отделе под тесным руководством наставника, которым может быть либо руководитель отдела, либо опытный сотрудник.”[6].

Страницы: 1, 2, 3