Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве
Исходя из сказанного, можно с полной уверенностью
считать беременность качественно новым состоянием организма и психики женщины.
Более того, это состояние является переходом к одному из самых важных периодов
в жизни женщины — периоду, когда гармония в семье во многом (если не полностью)
будет зависеть от ее умения быть матерью.
2.2. Представления о материнстве и родительские
позиции у женщин не готовых к материнству
Обзор исследований психологии беременных женщин
показал, что во время беременности у родителей формируется представление о
своем ребенке и о роли матери.
Мы предположили, что существуют различия в
представлениях о материнстве у беременных женщин, готовых и не готовых к
материнству.
Чтобы определить представления о матери и ее роли у
наших испытуемых, мы использовали метод свободных ассоциаций. Это позволило
провести содержательнь1й анализ личностного смысла, который имеет слово «мать»
для беременных женщин, готовых и не готовых к материнству.
В выборке женщин, готовых к материнству, были получены
следующие группы ассоциаций:
• любящая — 95% (например, «любящая», «любовь»);
• понимающая — 79% («понимающая», «справедливая»);
• добрая, нежная, ласковая — 58% («улыбка», «ласковые
руки», «пушистая, как кошка», «доброта», «ласка»);
• учитель, воспитатель, помощник — 53% («знающая»,
«мудрая», «наставник», «учитель», «совет»);
• заботливая — 47% («оберегающая», «заботливая»);
• хранительница домашнего очага — 37% («дом», «семья»,
«уют»).
Для испытуемых этой выборки характерно позитивное
отношение к материнской роли и функциям женщины в семье, у них ярко выражены
такие качества матери, как принятие (76%), отзывчивость (63%), предпосылки
субъекта обучения составляют 53%. В их ассоциациях можно проследить
самостоятельную ценность ребенка как объекта материнской сферы (потребность в
контакте, в заботе о нем).
В выборке женщин, не готовых к материнству,
ассоциации следующие:
• любящая — 43%;
• живущая ради ребенка — 36% («живущая ради ребенка»,
«самое важное — это ребенок», «готова отдать все для своего ребенка»);
• чрезмерно опекающая — 29% («постоянная опека»,
«огромная ответственность»);
• игнорирующая ребенка — 29% («не должна вмешиваться в
дела
ребенка»);
• учитель, советник — 7% («готова дать совет»,
«научить самостоятельности»).
Следует отметить, что женщины этой выборки с трудом
находили ассоциации, их количество было меньше, чем у женщин из выборки готовых
к материнству. Анализ их ассоциаций свидетельствует о невыраженности таких
качеств матери, как принятие и отзывчивость, представление о том, что надо
развивать ребенка с первых месяцев жизни, незначимо. Ярко прослеживается
представление о сверхценности ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю
себя, чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением потребности в
объекте привязанности, стремлением уйти от собственных проблем в мир ребенка.
Родительские позиции по отношению к будущему ребенку
беременных женщин, готовых и не готовых к материнству
Мы предположили, что существуют различия в
родительских позициях по отношению к будущему ребенку у беременных женщин,
готовых и не готовых к материнству.
Проверка гипотезы проводилась с помощью методики PARI
(измерение родительских установок и реакций) и метода статистической обработки
данных критерий U Манна — Уитни.
Имеются достоверные различия (на 1%-ном уровне значимости)
между выборками женщин, готовых и не готовых к материнству, по показателям:
·
оберегание ребенка от трудностей;
·
«жертвенность» родителей;
·
страх причинить ребенку вред;
·
«мученичество» родителей;
·
раздражительность родителей;
·
зависимость ребенка от матери;
·
избегание общения с ребенком;
·
невнимательность мужа;
·
товарищеские отношения с ребенком;
·
необходимость посторонней помощи в
воспитании.
Исходя из сравнительного анализа средних значений
изучаемых признаков, можно сделать следующие выводы:
Испытуемые из выборки женщин, готовых к материнству,
характеризуются более высокими показателями товарищеских отношений с ребенком.
Испытуемые из выборки женщин, не готовых к
материнству, имеют более высокие следующие показатели: оберегание ребенка
оттрудностей, страх причинить ребенку вред, зависимость ребенка от матери. Они
больше ощущают свою «жертвенность» по отношению к ребенку, чаще испытывают
раздражение и избегают общения с ним, больше указывают на невнимательность мужа
и необходимость посторонней помощи в воспитании.
В целом для женщин, готовых к материнству, характерны:
- повышенное внимание со стороны мужа (42%) и
чрезмерное стремление к товарищеским отношениям с ребенком (42%);
- остальные показатели методики PARI находятся в
пределах средних значений, что является наиболее благоприятным для данной
методики.
Для женщин, не готовых к материнству, характерны:
- ощущение самопожертвенности в роли матери,
ограниченность интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью
хозяйки дома;
- большое количество супружеских конфликтов и
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость
посторонней помощи в воспитании ребенка;
- стремление к чрезмерному обереганию ребенка от
трудностей и сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку
вред;
- предрасположенность к нетоварищеским отношениям с
ребенком;
- склонность не подавлять сексуальность, агрессивность
ребенка, нежелание ускорять его развитие и способствовать его активности.
Механизм формирования психологической готовности к
материнству
Традиционная функционально-ролевая согласованность
супругов, их внимательность друг другу, неконфликтность в общении способствует
позитивному принятию ими своих родительских функций: самостоятельности в
воспитании, отсутствию строгости и раздражительности по отношению к ребенку,
отсутствию ощущения «мученичества» в выполняемой роли родителя. В дальнейшем
это выражается в стремлении к демократическим отношениям с ребенком, учете его
субъективных качеств, потребностей, стремлений, желаний, некоторой самостоятельности
в принятии решений. Все перечисленное, на наш взгляд, является благоприятными
факторами для психического развития ребенка, приобретения им положительного
коммуникативного опыта (одной из предпосылок готовности к родительству),
сохранения и развития доброжелательных и внимательных отношений между супругами
и создания благоприятного психологического климата в семье в целом.
Полученный нами фактор гиперопеки рассматривается в
контексте особенностей данной выборки. Все испытуемые в настоящий момент только
ожидают ребенка, и стремление заботиться о нем, представление о его
беззащитности и необходимости родительского ухода контроля, удовлетворения
потребностей ребенка, которые он не может осуществить на данном этапе своего
развития, являются, на наш взгляд, оправданными.
По результатам проведенного нами исследования в целом
можно сделать следующие выводы:
В выборке женщин, готовых к материнству, преобладают:
• мобилизирующие компоненты психоэмоционального
состояния: психическое спокойствие, стремление к действию и активность;
• образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей
развитию и обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность;
• повышенное внимание со стороны мужа и чрезмерное
стремление к товарищеским отношениям с ребенком;
• гиперопека, учет субъективности ребенка,
демократичность в отношениях с ним; принятие родительских функций, традиционная
функционально-ролевая согласованность супругов.
Для выборки женщин, не готовых к материнству,
характерны:
• демобилизирующие компоненты психоэмоционального
состояния: психическое беспокойство, подавленность и депрессия, удрученность и
тоскливость, страхи и опасения;
• невыраженность таких качеств, как принятие,
отзывчивость и стремление к развитию ребенка. Кроме того, прослеживается сверхценность
ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя, чрезмерно опекать).
Вероятно, это связано с удовлетворением потребности в объекте привязанности,
стремлением уйти от собственных проблем в мир ребенка;
• ощущение самопожертвенности в роли матери,
ограниченность интересов женщины рамками семьи, неудовлетворенность ролью
хозяйки дома;
• большое количество супружеских конфликтов и
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость
посторонней помощи в воспитании ребенка;
• стремление к чрезмерному обереганию ребенка от
трудностей и сверхавторитету родителей, повышенный страх причинить ребенку
вред;
• предрасположенность к нетоварищеским отношениям с
ребенком;
• стремление не подавлять сексуальности и
агрессивность ребенка, нежелание ускорять его развитие и способствовать его
активности;
• негативное представление о родительстве,
эмоциональная неустойчивость в воспитании, переживание неразделенной
родительской ответственности, игнорирование ребенка либо гиперопека.
3. Психологическая подготовка родителей к рождению
ребенка
3.1. Развитие систем пренатального воспитания
Вопрос о том, является ли вынашивание воспитанием, то
есть, происходит ли при этом опосредованное включение будущего человека в
общество, в разные эпохи решался по-разному.
Первый этап в развитии пренатального воспитания — семейное
пренатальное воспитание. Оно не было массовым, государственным, а
осуществлялось сообразно потребностям малых сообществ, которые проверяли и
отбирали супругов по физическим и нравственным критериям. Тем, кто не проходил
испытания, запрещали вступать в брак.
Для древних цивилизаций значимость периода
беременности была непреложной истиной. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и
многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и
общества в целом, которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для жизни и
развития. Более тысячи лет назад в Китае существовали пренатальные клиники, где
будущие матери проводили период беременности, окруженные покоем и красотой.
Здесь же была разработана система эмбрионального воспитания «Тай-кье».
Индийская традиция Барака Самхита применяла прослеживание плода в течение
третьего и четвертого месяцев, а начиная с седьмого — ежемесячно.
В дореволюционной России, особенно в северных регионах
(Вологодская, Новгородская губерния), существовал свод правил и примет,
регулирующих поведение беременной. Особую роль играла акушерка-повитуха или
монахиня. Пренатальное воспитание состояло в передаче способов для
саморуководства женщины во время беременности и родов, а также создавало некую
временную общность и ставило женщину в особое положение в семье.
Bторой этап — медицинский — начинается в конце XVII века с открытием акушерских
училищ. На данном этапе пренатальное воспитание прекратило свое существование
как отдельная практика, на смену ему пришло родовспоможение с его собственным
образом рождающегося человека как организма, лишенного переживаний.
Родовспоможение стало обязательной практикой, через которую проходили все
женщины. Прочие практики являлись факультативными. В частности, когда в 1940-х
годах психоанализ проявил интерес к беременным, лишь немногие из них имели
возможность и пожелали посещать психоаналитические сеансы.
В нашей стране, начиная с 1950-х годов репрессивный
стиль пре- и перинатальных отношений воспроизводили и поддерживали школы
будущей матери, которые открылись в этот период при каждой женской
консультации. Эти школы ставили своей целью передачу знаний о внутриутробном
развитии. Действительным результатом взаимоотношений женщины с врачом (до
настоящего времени занятия в таких школах ведут врачи-гинекологи) являлись
передача ответственности медицине, страх перед родами, утрата интуиции. Ребенок
виделся как объект манипуляции. Поведение и чувства матери, направленные на
будущего ребенка, складывались в соответствии со стереотипами общественного
сознания, которые практиковали раннюю разлуку с ребенком и ранний переход к
общественному воспитанию в детских садах и яслях. Интимные,
индивидуализированные связи между матерью и ребенком не возникали, так как
несли в себе угрозу тоталитарному воспитанию.
Постепенно в науке нарастает интерес к младенчеству,
который перестает быть «куском кричащего мяса». Обнаружилось, что он имеет свою
собственную психическую активность. Возникает кризис «медицинского этапа»
пренатального воспитания. Возрождается нетрадиционная практика, в которой,
прежде всего была восстановлена фигура пренатального наставника и сделан акцент
на индивидуализированной связи его с будущей матерью.
Около 20 лет назад акушеры, психиатры и психологи
многих стран Европы и Америки стали объединяться в Ассоциации перинатального
воспитания, возник новый раздел науки о человеке — перинатальная психология.
Она занимается изучением психической жизни плода и пытается найти ответы на
следующие вопросы: когда начинается психическая жизнь плода, каково влияние
матери на психику рождающегося человека, как влияет сам процесс беременности,
родов и неонатальный период жизни на психику человека.
Основой перинатальной психологии является теория перинатальных
матриц. Особенно много сделал для их изучения американский психиатр С. Гроф. По
Грофу, перинатальные матрицы — это стойкие функциональные структуры («клише»),
которые являются базовыми для многих (если не для всех) психических и
физических реакций в течение всей последующей жизни человека. Учение о
формировании матриц при беременности и в родах стало уже стройной теорией.
Акушерство всегда было и сегодня должно оставаться
искусством, заключающимся не только в рождении ребенка без травм, но и — что не
менее важно — физически и психически здорового. В свете теории перинатальных
матриц одной из важных задач, стоящих перед обществом в целом и медициной в
частности, является формирование и развитие перинатальной культуры, или
культуры родительской (в самом широком смысле этого слова), которая поможет
вырастить поколение духовно содержательное, относящееся к рождению ребенка как
к естественному и радостному событию в своей жизни, а не как к процессу,
требующему медицинского вмешательства.
Третий этап — «альтернативный» — начинается в 1962 г. с открытием первого Центра
пренатальной подготовки. В настоящее время во всем мире действуют различные
центры пренатальной подготовки, существуют разветвленные службы «естественного
деторождения», которые предлагают юридическое, медицинское, тренировочное,
психолого-консультативное обслуживание. В Англии действует около десяти, в США
около тридцати таких организаций, в Дании, Голландии такая служба является
частью официального государственного пренатального сервиса. Следует отметить
Национальную ассоциацию пренатального воспитания во Франции, Общество
биогенетического здоровья в США, Мистическую школу сознательного зачатия и
беременности.
Воссоздание пренатальной культуры в России относится к
1982 году, когда И. Марковский прочел цикл лекций о водном рождении в клубе
«Здоровая семья». Затем у него появились последователи — организация «Водное
рождение», клуб здоровой семьи «Возрождение», творческий коллектив «Наутилус»
под руководством М. Трунова, коллектив «Аква», директором которого стала
Татьяна Саргунас. На сегодняшний день существует свыше десяти организаций,
занимающихся в числе прочего пренатальным воспитанием. Кроме уже упомянутых,
можно назвать следующие: «Аквамарина» (Москва), «Афалина» и «Кенгуру»
(Ярославль), «Дельфа» (Тверь). Клуб «Воскресение» (Москва) строит пренатальное
воспитание на основе православия, «Стихиаль» активно использует методы,
восходящие к языческим культам народов Севера России и Карелии. Кроме того,
большое внимание здесь уделяется проработке психологических проблем матери и
отца.
Целями нетрадиционного пренатального воспитания
являются:
1.
Подготовка к естественному
рождению с целью смягчения критического разрыва для матери и ребенка (к
конкретным техникам относятся «лотосовое» рождение — без обрезания пуповины,
прикладывание к груди сразу после рождения, ритм обстановки рождения,
максимально приближенный к ритму внутриутробной жизни, и т. п.).
2.
Развитие способности матери
получать информацию о состоянии и поведении ребенка во время беременности (при
помощи техник из арсенала различных духовных практик — через медитации,
упражнения, музыку, манипуляции с освещением и т. п.— таким образом
стимулируется имажинация будущего ребенка).
3.
Целенаправленное формирование
способности матери изменять свое эмоциональное состояние и передавать его
ребенку.
4.
Создание тесного контакта будущей
матери с другими беременными и пренатальным наставником. Кафедра акушерства и
гинекологии Волгоградской медицинской академии (Н. А. Жаркин, Н. Д. Подобед, Е.
В. Александрина, А. Е. Мирошников) разработала методику подготовки семейных пар
к родам с учетом формирования психических перинатальных матриц плода и развития
родительской культуры.
По итогам исследования методы подготовки беременных к
родам в женских консультациях были разделены на три группы:
1. Учреждения, где отсутствует единая методика, а
подготовка сводится к ответам врача или акушерки на вопросы, возникающие у
беременной, или советы почитать соответствующую популярную литературу по
беременности и родам. К сожалению, подобной системой «охвачена» подавляющая
часть всех беременных, состоящих на учете в женских консультациях города.
Результатом такой «подготовки» являются эмоциональные и психологические срывы
женщин в родах, высокий процент аномалий сократительной деятельности матки,
приводящих к повышению частоты операции кесарева сечения и перинатальных
потерь. Отсутствие установки на грудное вскармливание приводит к резкому
сокращению периода лактации, следствием чего является повышенная заболеваемость
детей первого года жизни. Так, по данным годового отчета и анкетированию,
проведенному студентами и сотрудниками кафедры акушерства и гинекологии, за
последние 2 года перинатальная смертность составляет 15,1% в 1997 г. и 14,5% —
в 1998 г., материнская смертность соответственно — 26,7 и 56,2 на 100000
живорожденных. Младенческая (до 1 года жизни) смертность — 15,2% и 13,7%,
заболеваемость новорожденных — 39,1% и 44,9%, процент первородящих (в среднем
по городу) составил 72,3%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|