Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве
Реферат: Девиантное материнство в современном родительстве
Московский
комитет образования
Педагогический
колледж №6
Выпускная
квалификационная работа
Тема: ’’Девиантное
материнство
в
современном
родительстве.’’
Дипломник: Закревская
В.Л.
41 группа
(дошкольное отделение)
Руководитель: Куделина
Е.М.
Москва
2004 .
Содержание
Введение
1.
Психология педагогического
материнства.
1.1.
Развитие материнства
1.2.
Психологическая готовность к
материнству
1.3.
Стили переживания женщиной
беременности
2.
Девиантное материнство
2.1.
Психология беременной женщины
2.2.
Представление о материнстве и
родительские позиции у женщин не готовых к материнству
3.
Подготовка родителей к
рождению ребенка
3.1.
Развитие систем пренатального
воспитания
4.
Психология сопровождения
родительства
4.1.
Основные концепции и модели
психологического сопровождения родительства
4.2.
Диагностика семьи и семейного
воспитания
Список литературы
Практическое изучение знаний родителей о пренатальной
педагогике.
Программа работы с родителями.
Занятия для будущих родителей.
Введение
В последние десятилетия в нашей стране наблюдается
тенденция к такому социальному явлению, как отказ матери от ребенка. Что же
нарушает естественное формирование готовности к материнству? Исследователи
указывают на ряд факторов, предполагающие к этому. Одним из малоизученных
аспектов проблемы является обнаруженный в начале века феномен искаженного
восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В следующем это наблюдалось у
женщины с послеродовой депрессией.
Ученые предполагают, что эти изменения связаны с
эмоциональным состоянием женщины, которая переживает резкое расхождение между
реальным и идеальным ребенком, о котором она мечтала во время беременности. При
этом она воспринимает его, как обманувшего ее надежды, источник принуждения и
страдания.
Исследователи считают, что к таким искажениям особенно
предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью, потребностью в
благодарности, с неосознанным чувством вины. Они проецируют на ребенка свои
худшие качества. Для них он воплощает в себе зло, которое они испытывали, все,
в чем они себе отказывают.
По мнению исследователей одной из причин девиантного
материнства является неблагоприятный детский коммуникативный опыт. Будущая
отказница отвергалась матерью с детства, что привело к нарушению формирования
нормального материнского поведения необходимо сравнение с собственной матерью.
Кроме того, нельзя не отметить возрастающую в
последнее время проблему ранней подростковой беременности. Данные
немногочисленных исследований, свидетельствуют об искаженном формировании
материнской сферы, несформированной мотивации материнства и несерьезном,
детском отношении к беременности у девушек подростков ожидающих ребенка.
В связи с этим мы решили рассмотреть в своей курсовой
современное родительство по следующему плану. В начале мы рассмотрели психолого-педагогические
исследования материнства. В него входит: развитие материнства и
психологическая готовность к материнству. Изучая эту тему, мы столкнулись с
девиантным материнством, в нем мы рассматриваем психологию беременной женщины и
представление о материнстве, и родительские позиции у женщин не готовых к
материнству.
А так же затронули вопрос о подготовке родителей к
рождению ребенка, для этого мы ознакомились с развитием системы пренатального
воспитания. И изучили психологическое сопровождение родительства. В него входят
основные концепции и модели психологического сопровождения родительства и
диагностика семьи и семейного воспитания.
Предметом нашего исследования является Современное
Родительство, объектом – девиантное материнство.
Задачи, которые мы поставили:
·
Изучить теоретические исследования
по современному родительству
·
Анализ теоретических и
практических исследований современных психологов
·
Просвещение родителей о знании
моделей современного родительства
Методы исследования:
1.
изучение теоретического материала
2.
анкетирование
3.
диагностика
При написании курсовой работы мы столкнулись со
следующими проблемами:
1.
эксперементельные исследования
носят обзорный характер
2.
мало времени для собственных
исследований и выводов
Но часть научно – практической работы мы провели в
научно – практическом центре «Благовест». В ходе работы проводилось
анкетирование родителей, в результате было установлено, что родители делятся на
две группы:
1.
родители, которые не знают ничего
о пренатальном воспитании и развитии ребенка.
2.
родители, которые знают немного.
Но и тех и других интересуют только сами роды и их
облегчение. Для того чтобы заполнить пробел в их знаниях мы разработали
программу консультаций для будущих мам, которая состоит из пяти консультаций.
Теоретическая
часть
1. Психолого-педагогические исследования материнства
«Не рано ли говорить
о каком — то воспитании, когда ребенок еще не появился на свет?»
В современных исследованиях материнство как
психосоциальный феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение
развития ребенка и как часть личностной сферы женщины. Самостоятельным
направлением можно считать перинатальную психологию, занимающуюся проблемами
беременности, родов, послеродового периода. В русле первого направления
рассмотрим следующие аспекты изучения материнства.
Культурно-исторические
аспекты материнства
В исследованиях этого направления институт материнства
рассматривается как исторически обусловленный, изменяющий свое содержание от
эпохи к эпохе. Кросскультурные исследования и в первую очередь работы М. Мид
показали, что материнское поведение и содержание эмоциональных переживаний и
представлений матери о развитии ребенка и своей материнской роли различны в
разных культурах и зависят от конкретной культурной модели материнства и
детства. В исследованиях ставится вопрос о биологических основах материнства,
обеспечивающих развитие ребенка, и о конкретных культурных моделях материнства,
направленных на воспитание ребенка как члена своего, конкретного общества.
Психофизиологические
аспекты материнства
Мать и обеспечиваемые ею условия рассматриваются с
позиций организации физиологической и стимульной среды для развития ребенка.
Развитие материнства и динамика состояния беременности изучаются с точки зрения
формирования физиологической «доминанты материнства». Успешность родов
связывают с психофизиологическими особенностями эмоциональной сферы женщины и
ее личностными характеристиками.
Психологические аспекты
материнства
Феноменологическое направление. В этих исследованиях
выделяют и описывают функции матери, особенности ее поведения, переживаний,
установок. В исследованиях, связанных с изучением успешности адаптации женщины
к материнству, учитываются различные факторы: личностные особенности, история жизни,
адаптация к супружеству, опыт взаимодействия с собственной матерью, особенности
семейной модели материнства, возможность взаимодействия с младенцами и
появление интереса к ним в детстве.
Психолого-педагогическое направление скорее относится к психологии родительства, к периоду
ожидания ребенка и его раннего развития. Исследователи разрабатывают методы
психологической коррекции и психологической подготовки беременной, а также
семейных пар с ориентацией на «сознательное родительство», психологические тренинги,
способы альтернативных родов. Выделяются качества матери, особенности ее
переживаний и состояний, которые считаются оптимальными и на которые
ориентируются при составлении коррекционных программ.
Психотерапевтическое направление. В этом направлении изучаются особенности матери,
которые могут служить источником нарушения психического развития ребенка:
различные формы отклоняющегося материнского отношения, особенности матерей с
шизоидными чертами, с явлениями послеродовой депрессии и т. д.
Материнство как стадия половозрастной и личностной
идентификации
Материнство анализируется с точки зрения личностного
развития женщины, психологических и физиологических особенностей разных
периодов репродуктивного цикла. Беременность рассматривается как критический период
жизни женщины, как стадия поло-ролевой идентификации, в ходе которой изменяется
ее сознание и взаимоотношения с миром.
В рамках психоанализа исследуется актуализация в
беременности своего пренатального опыта эмоционального взаимодействия с
матерью, выделяется типология отношения к беременности по критерию
сознательного-бессознательного принятия-отвержения.
В психотерапевтически ориентированных исследованиях
беременность рассматривается как период жизни, сенситивный к обострению
психологических проблем и требующий психологического вмешательства и поддержки.
В других исследованиях беременность — это
подготовительный этап в развитии взаимной привязанности матери и ребенка. Он
связан с возникновением новых интрацептивных ощущений женщины, совпадающих с началом
шевеления ребенка. В период беременности обычно возникает внутренний диалог
матери с ребенком и постепенно формируется его образ, который изменяется в
сторону большей реалистичности и обобщенности. Отдельно обсуждаются вопросы
беременности юных женщин: особенности личностного развития, привязанность к
матери, материнская компетентность и т. д.; проблемы поздней беременности,
психологического бесплодия, психотерапия и психокоррекция.
Девиантное материнство
В настоящее время этот аспект изучения материнства
является одной из наиболее острых областей исследования в психологии — как в
практическом, так и в теоретическом плане. Сюда включаются проблемы, связанные
с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним
открытое пренебрежение и насилие, проблемы нарушения материнско-детских
отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия
ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии.
Онтогенетические аспекты формирования материнства
Разные авторы выделяют этапы развития материнства от
планирования до реализации в первом и втором поколениях, а также этапы
беременности и рассматривают ее связь с развитием личности. Индивидуальный
онтогенез материнства проходит несколько этапов, в процессе которых происходит
естественная адаптация женщины к материнской роли. А. И. Захарова выделяет семь
сенситивных периодов в развитии «материнского инстинкта», придавая большое
значение отношению девочки с родителями, игровому поведению, стадиям половой
идентификации. В исследовании Г. Г. Филипповой материнство рассматривается как
материнская потребностно-мотивационная сфера, дается описание ее составляющих и
филогенетических и онтогенетических этапов развития.
Одним из важнейших этапов становления материнства
является период беременности. Его содержание определяется изменениями
самосознания женщины, направленными на принятие новой социальной роли и
формирование чувства привязанности к ребенку. По характеру преобладающего
переживания многие исследователи делят период беременности на три этапа:
принятие женщиной решения о сохранении или прерывании беременности, начало
движения плода, подготовка к родам и появлению ребенка в доме. В период после
рождения происходит психологическое принятие ребенка как независимой личности и
адаптация к нему. Каждая беременность сопровождается нормативным семейным
кризисом и оканчивается принятием нового члена семьи.
Представленный краткий обзор современного состояния
исследований в области психологии материнства позволяет заключить, что
существует целый ряд направлений изучения данного явления, что говорит о
большом интересе исследователей и востребованности этой темы в современной
науке и практике.
1.1. Развитие материнства
Г. Г. Филиппова выделяет два уровня развития
материнства. С эволюционной точки зрения материнство — вариант родительской
сферы поведения (как составной части репродуктивной сферы), присущего женскому
полу, которое приобретает особое значение у млекопитающих. Это связано с
вынашиванием и выкармливанием потомства и необходимостью обеспечения заботы о
нем именно материнской особью. Исключительность материнского поведения на
высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в
самостоятельную материнскую потребностно-мотивационную сферу поведения. Ее
эволюционным назначением является обеспечение матерью адекватной заботы о
потомстве, что и является материнскими функциями. В поведении матери ее функции
выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу и
общению с ним.
На субъективном уровне для самой матери выполнение ее
материнских функций достигается за счет наличия у нее соответствующих
потребностей. Базовой потребностью для материнской сферы является потребность в
контакте с объектом, носителем специфических этологических стимулов — гештальта
младенчества. Эта потребность не единственная, но может рассматриваться как
системообразующая для материнской сферы. Исследования автора позволили выделить
в гештальте младенчества три компонента: физический (внешний вид, запах, звуки
и т. п.), поведенческий (инфантильный стиль движений) и инфантильную
результативность (результаты жизнедеятельности, результаты двигательной
активности, продукты деятельности). Все три компонента гештальта младенчества
имеют возрастную динамику и требуют различной реакции и различных ресурсных
затрат матери.
Г. Г. Филиппова выделяет шесть этапов становления
материнской потребностно-мотивационной сферы поведения в онтогенезе.
·
Этап взаимодействия с
собственной матерью в раннем онтогенезе.
У человека этот этап включает пренатальный период и
продолжается на всех онтогенетических этапах развития при взаимодействии с
собственной матерью (или ее дублерами — носителями материнских функций).
Наиболее важным является возрастной период до трех лет. В это время происходит
освоение эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия, а также
возникновение эмоциональной реакции на некоторые ключевые стимулы физического
компонента гештальта младенчества и некоторые элементы операционального состава
материнской сферы (baby talk, мимические реакции,
эмоциональная окраска движений при взаимодействии с объектом, носителем
гештальта младенчества).
·
Игровой этап и взаимодействие
со сверстниками.
Специфическим отличием этого этапа у человека является
формирование и развитие основных компонентов материнской сферы в процессе
сюжетно-ролевых игр с куклами, в дочки-матери, в семью.
·
Этап нянчания.
На этом этапе закладываются основы «потребности в
материнстве», формируются потребности в охране ребенка и заботе о нем, то есть
развивается восприятие ребенка как объекта деятельности. Эта потребность
требует рефлексии своих субъективных состояний и соотнесения с условиями и
способами их получения. Данный этап имеет хорошо выраженные возрастные границы
(с 5-6 лет до начала полового созревания). Он включает опыт собственного
взаимодействия с объектом, носителем гештальта младенчества, наблюдение за
взаимодействием взрослых с ребенком, восприятие и рефлексию отношения других
людей и общества в целом к взрослым, выполняющим материнские функции.
·
Этап дифференциации
мотивационных основ половой и родительской (в данном случае – материнской)
сферы поведения.
В субъективном опыте существует взаимное «перекрытие»
некоторых ключевых стимулов (ольфакторных, визуальных, слуховых, тактильных) в
обеспечении мотивационных основ половой и материнской сфер поведения. Для
материнской сферы у человека особое значение имеет объединение компонентов
гештальта младенчества на ребенке (как объекте деятельности) до начала полового
созревания. Это обеспечивает адекватное мотивационное значение ситуации
взаимодействия с ребенком после родов. Присутствие объекта деятельности
материнской сферы в этом случае становится медиатором, обеспечивающим
возникновение ситуативных эмоций, включающихся в опредмечивание постнатальной
стимуляции при взаимодействии с ребенком (контакт «кожа-кожа», субъективные
состояния матери при акте сосания и т. п.). Этот этап онтогенеза имеет
специфику на человеческой стадии, связанную с осознанием связи половой и
материнской сфер и конкретно-культурными моделями полового и материнского
поведения.
·
Этап конкретизации
онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с
ребенком.
Этот этап включает несколько самостоятельных периодов:
беременность, роды, послеродовой период, младенческий возраст ребенка и период
перехода к следующему, шестому этапу развития материнской сферы. Сравнительный
анализ позволил охарактеризовать возникновение и развитие в ходе беременности
отношения к шевелению плода и подготовки к осуществлению материнских функций в
родовом и послеродовом периодах, обеспечивающих динамику развития
эмоционального отношения матери к соответствующей динамике развития гештальта
младенчества. Эта динамика также может быть разной, она зависит как от истории
развития материнской сферы женщины, так и от конкретных условий актуального
материнства, в том числе и от особенностей ребенка.
·
Послеродовый этап.
Ему свойственны образование у матери эмоциональной
привязанности к ребенку, личностное принятие и личностный интерес к внутреннему
миру ребенка, к его развитию и изменению. В результате образуется устойчивая
детско-родительская связь после выхода ребенка из возраста, характеризующегося
гештальтом младенчества, происходит продление его потребности в заботе и
модификация содержания потребности в материнстве у матери.
Содержание мотивационно-потребностной сферы матери
В содержании материнской сферы можно выделить три
блока:
1. Потребностно-эмоциональный блок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|