Реферат: Разработка конструкции и технология изготовления дублирующего устройства управления учебным автомобилем
Коэффициент К учитывает
кривизну витков, то есть учитывает поправку к формулам изгиба прямого бруса.
Приближенно поправку на
кривизну для пружин с витками круглого сечения
К=(4∙С
– 1) / (4∙С - 4) ;
где С – индекс пружины,
отношение среднего диаметра пружины D к диаметру проволоки d.
Податливость пружины
прямопропорциональна ее индексу С, поэтому для увеличения податливости пружины
следует принимать индекс возможно большим; практически, для расчетов назначают
в пределах
С = 4 … 12
Для расчетов принимаем
среднее значение С = 7.
Поправка на кривизну
пружины
К =
(4∙С - 1) /(4∙С - 4) = (4∙7 - 1) / (4∙7 - 4) = 1,125
Для навивки пружины
используем проволоку из качественной горячекатаной рессорно-пружинной стали
60С2ВА, с содержанием 0,2% кремния, 0,6%углерода, 1% вольфрама. Температура
закалки 850ºС, среда охлаждения - масло, температура отпуска 420ºС.
Механические
характеристики:
-предел прочности
σв=1900МПа,
-предел текучести
σт=1700МПа,
-относительное сужение
ψ=20%,
-относительное
удлинение δ=5%.
Допускаемое напряжение на
изгиб принимаем с коэффициентом запаса прочности s=1,2 по отношению к пределу текучести
[σИ]=σт
/s =1700/1,2=1416МПа≈1400Мпа
Момент сопротивления
изгибу для проволоки круглого сечения
WИ=πd3 /32≈0,1d3
Требуемый диаметр
проволоки для пружины определим из условия прочности на изгиб.
σИ=(К∙М)/0,1d3
≤[σИ],
Откуда
d≥3√((к∙М)/(0,1∙[σИ]))=3√((1,125∙7∙103)/(0,1∙1400))=3,83мм
По ГОСТ 14958-75
принимаем проволоку диаметром 4мм.
Угол закручивания пружины
в радианах может быть определен как угол взаимного упругого наклона концевых
сечений бруса длиной L, равной суммарной длине витков пружины под действием
чистого изгиба моментом М.
Θ=(М∙L)/(E∙J)=(М∙π∙D∙i)/(E∙J)
Основной момент инерции
площади сучения проволоки
J=(π∙d4)/64=(3,14∙44)/64=12,566мм
Средний диаметр пружины
D=c∙d=7∙4=28мм
Модуль упругости первого
рода для сталей Е=2,1∙105 МПа.
Задаемся
углом закручивания пружины φ = 30° при расчетном моменте М=7·103
Н·мм
Величина закручивания
пружины в градусах
Θ =
π·φ / 180 = (3,14·30°) / 180=0,524 рад.
Потребное число витков
пружины определим по условию, что при возрастании момента от установочного Mmin до Мmax пружина должна получить заданный угол
φ = 30°.
Величина установочного
момента – момента предварительного закручивания пружины при установке механизма
на автомобиль
M min≈ 0.75 M max=0.75·7=5.25Н·м
Требуемое число витков
пружины
i
= (Θ·E·J) / (π·D(М мах – M min)) =
= (0.524
·2.1·103·12.566) / (3.14·28(7·103 – 5.25·103))=9.76
Принимаем число витков
пружины i = 10.
Длина развернутой пружины
без учета зацепов
L ≈
3,2D·i = 3,2·2,8·10=898мм.
Длина пружины :
L0=i·t=10·5,5=55мм
,
где t – шаг витков
пружины
t = d+Δ=
4+1,5=5,5мм.
Δ=1,5мм – зазор
между витками пружины.
Полная длина пружины с
учетом зацепов
L = 62мм.
Длин развернутой пружины
с учетом длин зацепов
L = 978мм.
После навивки пружины
заневоливают. Для этого их подвергают пластическому деформированию под
нагрузкой того же знака, что и рабочая, но вызывающая напряжения выше предела
упругости. В результате заневоливания нагруженные волокна получают остаточные
деформации.
В свободном состоянии
пружины наружные волокна, взаимодействуя с внутренними, получают остаточные
напряжения обратного знака по отношению к рабочим, что повышает несущую
способность пружины на 20-25%.
4.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНИМАЛЬНОЙ ШИРИНЫ РЫЧАГА ПЕДАЛЕЙ.
Рычаги педалей будут
изготовлены из стального листа толщиной 6мм.
Лист 6 ГОСТ 19903-78;
лист 35 ГОСТ 1050-74.
Механические
характеристики тали 35 после термической обработки:
Предел прочности
σв=560МПа
Прел
текучести σт=280МПа
Твердость
НВ 156
Относительное
удлинение δ=15%
Относительное
сужение ψ=45%
Предел выносливости при
симметричном цикле изгиба
σ-1=0,43σв=0,43·560=240МПа
Допускаемые напряжения на
изгиб при коэффициенте запаса прочности на выносливость при изгибе s=1,5
[σ]=σ-1/s=240/1,5=160МПа
Максимальная допустимая
ширина листа для изготовления рычагов педалей из условия прочности на изгиб
σи=М/W≤[σ]
Изгибающий момент на
рычаге педали
Ми=F·L=
100·0,28=28Н·м
Момент сопротивления
изгибу для прямоугольного сечения
W=b·h2
/6
Где h=6мм – толщина листа
для изготовления рычагов.
σи=M/W=6М/(b·h2)≤[σ]
откуда, требуемая
минимальная ширина листа:
b≥6М/(h2[σ])=(6·28·103)/(62·160)=23мм.
В наиболее опасном
сечении рычаги педалей имеют ширину 46мм, то есть рычаги педалей достаточно
прочны.
4.6.ЭКСПЛУАТАЦИЯ
И МОНТАЖ
Назначение
изделия
1.
Дополнительные педали предназначены для учебной езды и сдачи квалификационного
экзамена в ГИБДД МВД России на получение права управления автотранспортным
средством.
2.
Дополнительные педали устанавливаются в правой части автомобиля и предназначены
для инструктора учебной езды. Технические характеристики
1.
Вес, кг 5,5
2.
Габаритные размеры, мм
высота
160 ширина 200 длина 956
3.
Максимальное усилие на дополнительную педаль тормоза, 20кгс
4
Основные размеры и составная часть дополнительных педалей (на чертеже)
Состав
изделия
1.
В комплект дополнительных педалей входит оборудование с таблицей
2.
Возможна замена отдельных комплектующих изделий на аналогичные по техническим
параметрам.
Наименование
|
Кол.
на один учебный автомобиль
|
Примечание
|
Сборная часть
конструкции |
1 компл. |
|
Кронштейн к рулевой
колонке |
1 |
левый |
Кронштейн
к перегородке моторн. отсека |
1 |
правый |
Выключатель
ВК 343 ТУ 37.701-75 |
1 |
|
Выключатель
ВК 407 ТУ 37.003.477-76 |
2 |
|
Звуковая
сигнализация РС 508 ТУ 37.003.074-76 |
1 |
|
Провод
ПГВА-1,5 ОСТ 6.05.05.003 |
3м |
|
Болт
М6х20.58.016 ГОСТ 7798-70 |
3 |
|
Шайба
6.02.016 ГОСТ 11371-70 |
3 |
|
Устройство,
работа и монтаж.
1.
Дополнительные педали состоят из педалей, валов, передающих вращение от этих
педалей, кронштейнов крепления к кузову, нажимных элементов на штатные педали.
2.
При нажатии штатных педалей автомобиля дополнительные педали остаются неподвижными.
3.
Дополнительные педали фиксируются на валах стопором, позволяющим быстрое снятие
их с вала.
4.
На передающих вращение валах установлены концевые выключатели, которые включают
и выключают плафон салона и звуковую сигнализацию. Данная сигнализация
применяется при сдаче квалификационного экзамена в ГИБДД.
4.1.
Принципиальная электрическая схема световой и звуковой сигнализации и подключение
ее к бортовой сети автомобиля показаны на рисунке
Поз.
обознач
|
Наименование
|
Количество
|
Примеча-ние
|
EL1 |
Плафон
ПК 140-Б ТУ 337.003028-88 |
1 |
Входит
в комплект автомобиля |
HA |
Звуковая
сигнализация РС508 ТУ 337.003.074-76 |
1 |
|
SA1 |
Выключатель
ВК343 ТУ 37.003.701-76 |
1 |
|
SB1,SB2 |
Выключатель
ВК407 ТУ37.003.477-76 |
|
|
SB3 |
Выключатель
ВК407 ТУ37.003.477-76 |
|
|
Устройство
и работа
Механизм дополнительных педалей состоит из корпусов 1 и 2
соответственно, с прикрепленными к ним кронштейнами 3 и 4. В корпусах шарнирно
установлены оси 5, 6 и 7, на которых расположены пружины кручения, один конец
которых установлен в корпус 2, а другой во втулки 8, вращением которых
производится натяжение пружин, при этом втулки 8 закрепляются шплинтами с осями
5, 6 и 7. Для ограничения вращательного движения оси снабжены упорными болтами
9, контактирующие с упорами 10 корпуса 1.
На
штатную педаль сцепления 11 крепится сухарь 12, снабженный роликом 13, который
контактирует с профильным рычагом 14, установленным через шлицевое соединение
на валу 5.
На штатную педаль тормоза 15 крепится компенсатор 16
посредством планок 17 так, чтобы ролик 18, закрепленный на рычаге 19 и
установленный через шлицевое соединение на валу 6, располагался на нижней части
компенсатора 16.
На
концах осей 5 и 6 в правой части механизма через шлицевое соединение
устанавливаются дополнительные быстросъемные от нажатия пружин 21 педали
сцепления 1 и тормоза 2.
В
исходном положении дополнительных педалей выключатель 4 должен быть нажат
кулачком 23.
Монтаж
Механизм
дополнительных педалей корпусами 1 и 2 устанавливается соответственно на
кронштейны 3 и 4, при этом кронштейн 3 крепится одним отверстием к оси штатных
педалей, а другим отверстием к корпусу кронштейна рулевой колонки. Корпус 2 крепится
к кронштейну 4, а тот, за кожухом отопителя салона, крепится к перегородке моторного
отсека болтом М6 через предварительно просверленное отверстие 0,7 мм.
Техническое
обслуживание
1.
Техническое обслуживание конструктивных элементов дополнительных педалей
проводится одновременно с проведением плановых технических обслуживании
учебного автомобиля (а также, по мере необходимости) и заключается в:
•
периодической обработке графитовой смазкой отверстий для валов в кронштейнах
крепления к кузову;
•
проверке и регулировании зазора между штатными педалями и приводом от дополнительных
педалей;
•
проверке работоспособности световой и звуковой сигнализации.
5.
КОНТРОЛЬНЫЙ ОСМОТР ПЕРЕД ВЫЕЗДОМ
И ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
УЧЕБНОГО АВТОМОБИЛЯ
Контрольный
осмотр перед выездом и ежедневное техническое обслуживание автомобиля
проводится в целях обеспечения исправного состояния и надлежащего внешнего вида
автомобиля.
При
контрольном осмотре выявляются неисправности, оказывающие влияние на
безопасность движения автомобиля, причем особое внимание уделяется выявлению
таких неисправностей, при кторых эксплуатация автомобиля запрещена. Перечень
неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных
средств приведен в Приложении к утвержденным постановлением Правительства
Российской Федерации совместно с Правилами дорожного движения Основным
положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям
должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Правилами
дорожного движения запрещено движение автомобиля при неисправности рабочей
тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (при движении с
прицепом), негорящих фарах и задних габаритных огнях на дорогах без
искусственного освещения в темное время суток или в условиях недостаточной
видимости, а также при недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во
время дождя или снегопада. При обнаружении прочих неисправностей, с которыми
эксплуатация автомобиля запрещена, водитель должен их устранить, а если это
невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением
необходимых мер предосторожности.
К
таким неисправностям относятся следующие:
—
неисправна стояночная тормозная система (она не обеспечивает неподвижное
состояние легкового автомобиля на уклоне до 23% включительно);
—
неисправны или загрязнены внешние световые приборы и светоотражатели (приборы
не работают в установленном режиме, на них отсутствуют рассеиватели, либо
используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового
прибора, регулировка света фар не соответствует ГОСТ 25478-91);
—
не работают в установленном режиме стеклоочистители, а также стеклоомыватели,
предусмотренные конструкцией автомобиля;
—
шины имеют изношенный протектор (остаточная высота рисунка протектора менее 1,6
мм) и повреждения (пробои, порезы и разрывы, обнажающие корд, а также
расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины);
—
шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели автомобиля;
—
на одну ось автомобиля или прицепа к нему установлены диагональная шина
совместно с радиальной или шины разного размера или с различным рисунком
протектора;
—
отсутствует болт (гайка) крепления колеса или на нем имеются трещины;
—
содержание вредных веществ в отработавших газах и их дымность превышает
величины, установленные ГОСТ 17.2.2.03-87 и ГОСТ 21393-75);
—
нарушена герметичность системы питания двигателя;
—
неисправна система выпуска отработавших газов;
—
отсутствуют, предусмотренные конструкцией автомобиля, зеркала заднего вида и
стекла;
—
не работает звуковой сигнал;
—
установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие
обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность
травмирования участников дорожного движения (допускается применять тонированные
стекла промышленного изготовления, кроме зеркальных, светопропускание которых
соответствует требованиям ГОСТ 5727-88, прикреплять в верхней части лобового
стекла прозрачные цветные пленки, а также устанавливать жалюзи и шторки на
задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал
заднего вида);
—
не работают предусмотренные конструкцией замки дверей кузова, спидометр,
тахометр, противоугонные устройства, устройства обогрева и обдува стекол;
—
отсутствуют предусмотренные конструкцией грязезащитные фартуки и брызговики;
—
отсутствуют медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки
(мигающий красный фонарь);
—
отсутствуют предусмотренные конструкцией ремни безопасности, либо они
неработоспособны или имеют видимые надрывы на лямке;
— регистрационный знак не отвечает требованиям
стандарта.
Рис.6.Схема контрольного осмотра
автомобиль перед выездом.
Ежедневное
техническое обслуживание автомобиля заключается в мойке и очистке его от
загрязнений, проверке давления и доведения до нормы давления воздуха в шинах, а
также проверке уровня и доливке эксплуатационных жидкостей.
Контрольный
осмотр автомобиля перед выездом и ежедневное техническое обслуживание
производятся в следующем порядке:
проверить
внешний вид автомобиля, наличие загрязнений и повреждений кузова и при
необходимости удалить загрязнения, снег и лед;
проверить
отсутствие подтекания топлива, масла, тормозной и охлаждающей жидкостей по
следам на месте стоянки и на автомобиле;
проверить
состояние шин и давление воздуха в них;
проверить
действие приборов освещения и световой сигнализации, стеклоочистителей;
проверить
уровень тормозной жидкости в системах гидропривода тормозов и сцепления, уровень
охлаждающей жидкости и уровень масла в двигателе;
проверить
чистоту поверхности, состояние клеммных соединений аккумуляторной батареи, ее
крепление, а также уровень электролита;
проверить
отсутствие загрязнений и влаги на приборах системы зажигания двигателя: на
пластмассовых крышках распределителя и катушки зажигания, проводах высокого
напряжения и их резиновых наконечниках, а также на наконечниках свечей;
проверить
состояние и натяжение ремня привода генератора;
проверить
состояние рулевого управления по люфту рулевого колеса и наличию стуков и шума
при его поворотах;
проверить
работу контрольных приборов и уровень топлива в баке;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|