Реферат: Лихтеровозы
На настиле грузовых трюмов лихтер
о возов наплавкой валика и краской обозначены контуры топливных танков и машинного
отделения, т. с. тех отсеков, и районе которых не допускается (или допускается
с определенными мерами предосторожности) приварка деталей крепления при
перевозке тяжеловесных изделий. Разместить все топливные танки вне пределов
грузового трюма не представилось возможным. Оборудование коффердамов под
грузовой палубой привело бы к потере вместимости под судовые запасы • балласт,
повышению металлоемкости, увеличению строительной стоимости и эксплуатационных
расходов.
Сход в грузовой трюм и выход из
него обеспечиваются системой трапов, большая часть которых расположена в шахтах
междубортного пространства. На судах обоих типов в носовой части грузового
трюма на уровне верхней палубы возможен переход с борта на борт. Кроме того. на
«Борисе Полевом» имеется переходный мостик, входящий в конструкцию кормовой
Л-обрязной сигнальной мачты. В случае перевозки крупногабаритных и
тяжеловесных грузов мачта может быть снята, для чего существуют кабельные
разъемы. На "Анатолии Железнякове» демонтаж кормовой мачты не предусмотрен.
а переход с борта на борт в кормовой части возможен только при закрытой двери
грузового трюма по се верхнему торцу.
На лихтеровозе <Борис Полевой» установлена комбинированная,
непроницаемая до верхней палубы, аппарель шириной 24,5 н длиной 10.5 м,
служащая закрытием кормового проема н имеющая проезжую часть шириной 15 м.
Подъем, и опускание се производится с помощью двух лебедок с гидроприводом. При
заводке лихтеров тросы не позволяют аппа- формы корпуса для судов
рассматриваемого типа оказался сложным и противоречивым процессом. При. заданных
размерах лихтеров эти соотношения были предопределены II выбрать ки
другими праетяческн было. невозможно. Выполненный эксплуатационно-экономический
.шилиз показал. что создание лнхтсровозов для перевозки 2 "ли 3 лихтеров
типа ДМ, расположенных и пдну лтпппо. или 4 лихтеров, разметенных попарно вдоль
судна, нецелесообразно н что наиболее оправданным будет лнхтеровоз,
перевозящий 6 лихтеров типа ДМ. Полученное отношение В!Т в пределах
6,73— 6.86, а также распределение массы судна и груза по высоте обусловили
большие значения начальной метацентрнческой высоты (12.5—!б,0 м), что
значительно превышает обычные аначения для транспортных судов морского флота. В
связи с этим качка ожидается весьма «жесткой». По данным расчетов н модельных
испытаний, она характеризуется следующими параметрами: период бортовой качки
6.1—6,8 с, вертикальной — 6,8—7,0 с. килевой — 7,0—7,4 с. Значения амплитуд
бортовой качки н вертикальных ускорений показаны в табл. I.
Условия плавания на
предполагаемых линиях эксплуатации лихтеровоза, по справочнику «Ветер и волны
в океанах н морях» Регистра СССР. выглядят следующим образом (табл. 2).
Видно, что собственный период
всех видов качки судна близок к периоду волнения, поэтому следует ожидать
возникновения резонансной качки с наибольшей амплитудой н, соответственно,
действия больших вертикальных ускорений. Можно сказать, что расчетные
значения вертикальных ускорений при качке значительно превышают допустимые с
точки зрения нормального восприятия членами экипажа.
Предельное значение вертикальных ускорений исходя из
более или менее приемлемых условий обитаемости составляет 0,3^ (обычно принятая
норма — 0,1 е)- На фидерных лих-тсровозах такпе условия обеспечиваются
при плавании на волнении высотой'до 5 м. В предполагаемых районах экс- плуатащш
волны высотой более 5 м встречаются сравнительно редко даже в зимний период,
поэтому серьезных ограничений, приводящих к значительным потерям эксплуатационного
времени, быть не должно.
Таблица 2
Район плавшия |
Сезон |
Вероятность появления волн,
больших |
Период волнения
|
h=5-6 м
|
h=6—7 М
|
Средиземное море
|
Зима Весна — осень Лето
|
4-6 0,5-1,0
0,.Ч-0,4
|
2-3 0,2-0,5
0,1
|
80% времени менее 7с
|
Черни»-мор!.'1
|
Зима Весна — осень Лето
|
0,7-1,3
0,5-0.7
0,1-0.3
|
0,3—0,7 0,1-0.3
0,03-0,2
|
Менее 9 с
|
Красное
море
|
Зима Весна — осень
.''1с т о
|
1-2 0,5-1,3
0,5-1,3
|
0.2-0,4 0.2
0,2
|
80% времени менее
7 с
|
На начальных стадиях подготовки
технической документации производилась расчетная проверка целесообразности
применения различных успокоителей качки. Успокоители качни плавникового типа
неэффективны при столь малых сковала?; 4120 кВт и осадке 4.3 м получить на
испытаниях скорость 12,5 уз, при тех же условиях «Борис Полевой» развивает
эту скорость при 4715'кВт,
ЛихтероБОзы «Борис Полевой» и
«Анатолий Железняков» удовлетворяют требованиям Регистра СССР, предъявляемым к
остойчивости судов неограниченного района плавания' как я ходовом режиме, так
и при проведении грузовых операции. В ходовом режиме з.чтоплеште машинного отделения
п ближайшего бортового тапка или двух др\тпх смежных танков не приводит к
потере остойчпвостн судна.
Соотношения главных размеренно п
принятый архитек-турно-конструктивныи тип судна, отличающегося повышенной
парусностью, обусловили тщательное изучение вопросов, связанных с обеспечением
безопасности мореплавания и выбором мощности главных двигателей. Поскольку в
штормовую погоду при поддержании постоянной мощности двигателей и встречном
ветре ожидается значительная потеря скорости, то с учетом возможного
интенсивного слемннга и большого значения коэффициента парусности Главная энергетическая установка лихтеровоза : )ов типа ЛЭШ: длина
18.75. ширина 9,5, габаритная высота 4,4. осадка 2,64 м, киповая вместимость
570 м3, водоизмещение 460 т, масса порожнем около 90 т.
Лихтер выполнен с учетом
возможности подъема и спуска его лихтерным краном на борт судна, установки и
закрепления его в штабеле: толкания по реке в одиночку или в составе
каравана, буксировки по морским и внутренним водным путям при волнении не более
6 баллов.
Лихтер имеет второе дно, двойные форпиковую и
ахтер-пиковута переборки и оборудован трехсекцнояныи водонепроницаемый
стальным люковым закрытием понтонного типа, швартовно-буксирнын устройством,
включающим в себя четыре ручные счалочные лебедки, четыре стопорящих клиновых
устройства и швартовные утки, вентиляционными раструбами для присоединения к
системе вентиляции судна или буксира-толкача, заглушками для герметизации
вентиляционных патрубков, штуцерами для взятия пробы воздуха, сточными
колодцами и осушнтелыю-из мерительными трубами, раструбами для подключения к
системе пенотушения лихтеровоэа и съемным леерным ограждением. Естественная
вентиляция осуществляется через вентиляционные тумбы с патрубками.
обеспечивающими 0,3 обмена воздуха в час в пустом лихтере при скорости
транспортировки 8 уз. При подключении искусственной вентиляции обеспечивается
шестикратный воздухообмен в лихтерах, расположенных в один ярус на верхней
палубе, и трехкратный обмен в трюмных лихтерах. Осушение трюма производится
переносным эжектором через сточный колодец с подключением к системе водяного
пожаротушения буксира- При буксировке на лихтере устанавливаются
сигнально-отличительные огни с питанием от сети освещения буксира напряжением
24В.
Грузовое устройство. Для
проведения грузовых операций 1:п -шхтеровозе «Алексей Косыгин» смонтирован
козловой кран фирмы «КОНЕ» (Финляндия). Он способен перемещаться вдоль судна
по подкрановому пути длиной 211,6 м, проложенному на палубе судна (рис. 3). На
главной[ балке имеются два крана обслуживания с поворотно» I грело и
грузоподъемностью 3 т при вылете Ю м.
Основные характеристики
лихтсрного крана:
переборке. Для того чтобы грузоза хваткое устройство
входило в трюмные направляющие (верхняя кромка которых находится на 400 мм
ниже горизонтальной полки комингса лю-кя) прежде, чем выйдет из крановых
направляющих, нижняя кромка последних расположена на высоте 1550 ми от головки
рельса, а высота угловой тастн захватного устройства равна 2000 мм. При работе
с крышками лкжозого' закрытия направляющие на кране раздвигаются, поскольку
размеры
Грузоподъемность, т .... 500
Высота подъема, ы ..... 27
Скорость, м/мин
подъема лихтера .... 0.5—4
опускания лихтера .... 0,5-6
Скорость передвижения крана, м/мпн
с грузом ...... 0.3—35
без груза ...... 0,3—50 3
Средняя производительность, циклы/ч Масса крана, т
...... Ок.500
Четыре двигателя механизма
подъема имеют мощность по 90 кВт, а каждый из восьми двигателей механизма переложения—по
35 кВт. Во время работы крана 1000А при 380 В, а пиковый пусковой ток при том
же напряжении 1700А. Кран способен функционировать при температуре от
—30 до +45° и влажности до 98%, максимальном крене 2,5°
и дифференте 2° на волнении высотой до 1 м с периодом 5.8 с. Его
работоспособность (при креплении по-походному) сохраняется после длительного
крена до 15е и дифферента до 5е. бортовой и килевой качки
с амплитудами соответственно 32 и 6° при периодах 12 и 7,8 с.
Конструкция имеются специальные
захваты, обеспечп-пающпе экстренное торможение и надежное сцепление крана с
рельсом в апярнйных ситуациях. Каждая «нога» крана опирается пп углям на четыре
колеса, попарно установленных в ходовых тележках, которые в свою очередь с
помощью балансира шарнирно соединены между собой и «ногой». Тележ-кн снабжены
опорами на случай поломки колес или их осей.
Сварная несущая конструкция грузозахватной рамы
спредера) выполнена из элементов коробчатой и трубчатой формы На коротких
поперечинах установлены приводные гидроблоки для крепежных органов и устройства
компенсации полнення. Грузодадватное устройство подвешено в четырех точках, по
углам, причем каждая подвеска соединена с восемью качатпн-лн петпямн таким
образом, что верхние неподвижные и нижние подвижные канатные блоки образуют
два отдельных однократных полиспаста; концы канатов полиспастов одного угла
соединены упруго между собой, что обеспе-ччрает уравнивание канатных усилий.
Таким образом, на каждой стороне (на правом ц левом боотах) имеются четыре полиспаста,
по два на каждом углу. На грузозахватном устройстве предусмотрена выдвижная
демпфирующая каретка, перемещающаяся по тратщевой направляющей и убирающаяся я
трюм. Оно снабжено также гидравлическим приспособлением для ком-юацнп
собственного веса при опускании грузозахватного тппйгтяа на лихтер, для
исключения провисания канатов
' 'ля крепления лихтера и для уменьшения динамических г
I ,1 от волнения при подъеме и опускании лихтера. Устройство компенсации
состоит из четырех гпдроцилнндров. связанных с коленчатыми рычагам}!, с помощью
которых ниж-н т? канатные шкивы полиспастов прикреплены к грузозахват->уу
устройству. Гидроцилиндр работает как пружина, про-ц-гтрПствуювдая силе тяжести
и может создавать разные
•"•ч'пирующие усилия. Переход с одного
режима компенсации на другой происходит автоматически, причем управление
осуществляется концевыми выключателями и щупами.
Механизм крепления лн.тгера к
грузоза хваткому устройству состоит из гидроиилпндров, которые перемещают
крепежные болты. Само устройство передвигается в направляющих на кране и в
диаметральной плоскости судна на транцевой
Рис, 3. Вид с кормы на козловой
кран грузоподъемностью 500 т
крышки больше, чем лихтера, а
захватное устройство имеет выдвижные башмаки для перемещения по раздзннутым направляющим.
Для точной остановки над ячейками
трюма кран снабжен концевыми выключателями, около каждой ячейки имеется
соответствующий упор. Управлеяие перемещением крана к трюму ручное илн
автоматическое, причем конкретный трюм выбирается нажатием кнопки. Для
установки крана на уровне требуемого яруса лихтеров на механизме подъема
имеется датчик, который измеряет на канатном барабане положение грузозаяватного
устройства по высоте.
Кран оборудован также концевыми
выключателями; ограничивающими его перемещение за пределы пути,
предотвращающими автоматическое передвижение, если грузозахватное устройство
не находится в верхнем положении, и исключающими передвижение, селя усилие
натяжения в кабеле превышает допустимую величину. Кроме концевых выключателей,
предусмотрена блокировка передвижения крана во время подъема и наоборот,
фиксации грузозахватного устройства на лихтере или люновом закрытии, если не
все углы устройства установлены иа грузе, выдвижения задвижек захватного устройства,
если лнхтер находится на весу,
Кабина управления краном
располагается в его передней части по левому борту. Ее внутренние стены и
подволок ныеют теплоизоляцию и обшивку саетлосерымн плитами. Настил сделан из
диэлектрических плнт. Остекление
кабины обеспечивает хороший обзор
рабочей зоны, а оборудование размещено с учетом эргономических требовании. Так,
движения рычагов управления в большинстве случаев соответствуют по направлению
тем перемещению», которыми они управляют. Для связи крановщика с верхней
палубой предусматриваются телефоны в кабине управления • на «ногах» крана с
обоих бортов.
На кране имеются два машинных
помещения и два помещения с электрооборудованием, причем для замены узлов
механизмов предусмотрена таль грузоподъемностью 3 т. По-ыещения оборудованы
системой отопления, что позволяет выполнять ремонтные работы при низких
температурах.
Питание крана осуществляется по
гибкому кабелю, который наматывается на спиральный барабан с приводом. Длина
кабеля допускает передвижение крана на 196 м- Предусмотрены направляющие
ролики, обеспечивающие правильную укладку кабеля в палубный желоб.
Грузозахватное устройство получает энергию по такому же кабелю, который укладывается
в специальную корзину.
Рис.
4. Кран на консолях с поднятым лихтером
Козловой кран был
подвергнут испытаниям, которые про^-водн-чись в швартовном и в ходовом режимах,
на спокойной воде и на волнении до трех баллов. Они включали в себя проверку
его работоспособности без груза, при номинальной нагрузке, с 10%-ной
перегрузкой н при крене судна 2,5° и дифференте 23. Одновременно
выполнялись контроль размеров подкранового пути
и выверка ходовых колес, проверялось соответствие характеристик крана
технической спецификации, чертежам и инструкциям, а также действие концевых
выключателей и направляющих крана, устройство его крепления по-походному н т.
п. Испытания включали в себя захаат лихтера и люкового закрытия, проверку
работы тормозов и действия ограничителя грузоподъемности (рис. 4).
Грузообработка. Для ускорения грузовых операций с лихтерами, более
рационального использования буксиров, обеспечивающих доставку лихтеров к
кормовому подзору
Рис- 5. Устройство швартовки к
центровки лихтера. ; — пост управления лебедками; г — откидывающаяся балке;
3—лебедка ЛЭГСА5; <—палубный кяюэ; 5—борто»оа клюа;
6 — канат; 7 — грузозахватиое устройство: 8
— переносивв клюз; 9—кнехт лихтера: /О—ляхгер; II— направляющий клюз
.-жхтеровоза, на судне
предусмотрено устройство швартовки н центровки лихтеров. Оно обеспечивает
подтягивание л"х-теров к транцу судна п удержание вх в кормовом проеме в
отцентрованном по отношению к диаметральной плоскости положении до захвата
лихтера спредером козлового крзна, В состав устройства входят две специальные
автоматические лебедки ЛЭГСА5 с электрогидра влнческян приводом, две откидывающиеся
балки, переносные, направляющие, бортовые и палубные клюзы, гндро- н
улектроспстемы (рис. 5).
Управление лебедками ЛЭГСА5
осуществляется со специального закрытого поста, расположенного "а консоли
левого борта В нем размещаются пульты управления, аппаратура громкоговорящей
связи, кренометр и осадкомеры осветительное оборудование- Стекла иллюминаторов
поста обогреваются, что позволяет оператору контролировать процесс
грузообработкн.
' При волнении моря до двух
баллов перед началом работы устройства канаты, идущие к лебедкам, с
помощью •лжей выбираются и укладываются на верхнюю палубу консолей. При атом
лебедки работают в «ручном» режиме. После подвода лихтера к кормовому подзору
канаты с консолей закрепляются на наиболее удаленных от транцевой переборки
кнехтах лихтера. Лебедки в «ручном» режиме подтягивают лихтер к транцевой
переборке, где он центруется, после чего они переключаются в автоматический
режим. Захватное устройство спредера, опускаясь, сопрягается с транцевой направляющей
н. перемещаясь по ней, наводится на фитинги лихтера. После фиксации захватного
устройства на лихтере последний поднимается, и после выхода его из поды лебедки
переключаются в «ручной» режим травления канатов; при образовании необходимой
слабины в канатах лебедки отключаются. Лихтер останавливается на уровне
верхней палубы, н огоны канатов снимаются с кнехтов, после чего канаты укладываются
на судовые консоли. Кран переносит лихтер в нужное место, и операция
повторяется.
" При волнении моря свыше
двух баллов подтягивание и центровка лихтеров к транцу судна осуществляются
канатами с каждого борта, служащими также для наведения захватного устройства
на фитинги лихтера. Канат, одним концом закрепленный на барабане лебедки
ЛЭГСА5, проходит через палубные н бортовые клюзы и опускается а кормовой проем
судна. Затем канат, пропущенный через переносной клюз н закрепленный в рабочем
положении па кнехте лихтера, соединяется своим огоном с рогом откидывающейся
балки, установленной на судовой консоли.
Страницы: 1, 2, 3
|
|