рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Факторы и пути повышения производительности труда рефераты

Суть резервов совершенствования структуры кадров состоит в следующем. Показатель производительности труда исчисляемый в расчете на одного среднесписочного работника, зависит главным образом от роста выработки основных рабочих и изменения их удельного веса в общей численности работающих. Следовательно (при данной численности промышленно-производственного персонала), чем выше удельный вес основных рабочих, тем, при прочих равных условиях, выше производительности труда на предприятии.

Количественная оценка резервов является необходимым условием их выявления и использования. Без количественной определенности резервы существуют как тенденция развития, а не как реальные возможности повышения эффективности производства.

Резервы могут оцениваться в абсолютных и относительных величинах. В каждом отдельном случае их величина определяется сопоставлением фактического использования данного вида ресурсов с возможным. Таким образом, основным вопросом измерения резервов является определение их возможной величины.

Определим резервы роста производительности труда 2-гоГР, так как именно он специализируется на добыче песка. Добыча песка является собственным выпуском порта.

Добычу нерудных строительных материалов (песчаный грунт) порт производит ежегодно на карьере остров Банный, расположенный между 1560-1570 км у левого берега Волги на Куйбышевском водохранилище в Черемшанском районе Ульяновской области.

Для русловой добычи и погрузки в суда песка, а также для выгрузки его из судов на берег, порт применяет гидромеханизированные установки и плавкраны. Принцип работы гидромеханизированных установок основан на перемещении навалочных грузов по трубам или желобам в составе пульпы (смесь груза  с водой).

При добыче песка со дна реки порт использует плавучий несамоходный добывающий земляной снаряд «Портовый-26» (см. рис. 3.1.) производительностью 1000 т/ч, оборудованный грунтовым центробежным насосом  с дизельным приводом. Насос установлен между всасывающим и напорным участком трубопровода. При работе землесосного снаряда пульпа в насос засасывается через сопло, (наконечник всасывающего трубопровода), проходит через него, а затем поступает по напорному трубопроводу в трюм  загружаемого судна.


Рис.3.1. Технологическая схема земляного снаряда «Портовый - 26»

Гидромеханизированную  выгрузку песка из судов бункерного типа на берег выполняет гидроперегружатель «ГП-18» (см. рис. 3.2.) – плавучая установка с грунтовым насосом. В трюме понтона гидроперегружателя наряду с грунтовым насосом установлен водяной насос. К грунтовому насосу подсоединен всасывающий трубопровод, заканчивающийся заборным сосуном, опускаемым на разгружаемое судно. Водяные насосы по специальному трубопроводу подают в трюм судна под напором забортную воду, которая, выходя из насадки, размывает груз, образуя пульпу, засасываемую через заборный сосун грунтовым насосом и перемещаемую затем по напорному трубопроводу на специальную площадку (карту намыва).


Рис. 3.2. Технологическая схема гидроперегружателя ГП-18:

1 – всасывающий трубопровод; 2 – трубопровод размывочной трубы; 3 – напорный трубопровод; 4 – грунтовой насос; 5 – размывочный насос; 6 – корпус гидроперегружателя; 7 – разгружаемое судно; 8 – сосун; 9 – насадок размывателя.

В 2000 году план по переработке песка был выполнен полностью. 

С о. Банный было погружено ПЗС «Портовый-26» – 724,8 тыс. тонн песка. Этот объем был распределен следующим образом: на  строительство моста через реку Волга – 607,2 тыс. т.; на строительство контрбанкета в районе железнодорожной станции «Ульяновск-2» – 67,2 тыс. т.; на реконструкцию дамбы машиностроительного завода имени Володарского – 50,4 тыс. т.

Разгрузка песка на мост производилась гидроперегружателем  ГП-18, на контрбанкет и дамбу Володарского – плавкраном «Ганц-2».

Норма времени на погрузку ПЗС «Портовый-26» и разгрузку ГП-18 1тыс. тонны песка составляет 1,25ч., а на разгрузку 1 тыс. тонны песка плавкраном «Ганц-2» - 5,54ч. (см. Приложение 2).

Фактическое время работы ПЗС «Портовый-26» – 984ч., ГП-18 – 796,5ч., ПК «Ганц-2» – 913,7ч.

Нормативное время на погрузку фактического объема песка ПЗС «Портовый-26» – 906ч. (724,8 х 1,25), на разгрузку ГП-18 – 759ч. (607,2 х 1,25), ПК «Ганц-2» – 651,5ч. (117,6 х 5,54). Следовательно, потери рабочего времени составляют: ПЗС «Портовый-26» – 78 ч., ГП-18 – 37,5ч., ПК «Ганц-2» – 262,2ч.

В результате ликвидации потерь рабочего времени объем переработки песка может увеличиться на 139,8 тыс. тонн. Расчет приведен в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Расчет увеличения переработки за счет ликвидации потерь рабочего времени

Плавмеханизация

Объем

переработки, тыс. тонн

Время работы, час

Отклонение,

(+,–)

Объем

переработки расчет.,

тыс. тонн

Прирост переработки, тыс. тонн
факт. расчет.

ПЗС - 26»

724,8 984,0 906,0 -78,0 787,2 62,4
ГП -18 607,2 796,5 759,0 -37,5 637,2 30
ПК «Ганц-2»
117,6 913,7 651,5 -262,6 165,0 47,4
Итого
1449,6 2694,5 2316,5 -378 1589,4 139,8

3.2.    Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда

По материалам анализа разрабатываются мероприятия для дальнейшего роста производительности труда.

В общем, объеме перегрузочных работ, выполняемых средствами порта и пристаней, преобладающее место занимают погрузка в суда и выгрузка из судов песка и песчано-гравийной смеси. Погрузка в суда производиться преимущественно из русел рек и водохранилищ с применением землеснарядов, а также плавучих установок: гидроперегружателя и крана. Гидромеханизация перегрузки песка обеспечивает наиболее комплексную механизацию всего перегрузочного процесса, устраняет затраты живого труда портовых рабочих, не требует строительства капитальных вертикальных  набережных. В связи с увеличившими  объемами заказов на песчаную смесь, целесообразно применение только гидромеханизированного комплекса: ПЗС «Портовый-26» и Гидроперегружателя ГП-18, так как, время выгрузки одой тысячи тонны песка  ПК «Ганц-2» в 4,4 раза больше, чем ГП-18, а себестоимость переработки  одной тонны песка как ПК «Ганц-2» так и ГП-18 – 6,20 руб.

В результате высвобождения плавкрана, плановый объем переработки будет выполнен с наименьшими затратами: уменьшится число отработанных часов, высвободится численность рабочих, это в свою очередь отразится на росте производительности труда, сокращении фонда заработной платы и в увеличении прибыли порта.

Расчет увеличения производительности труда представлен в таблице 3.2.

Таблица 3.2.

Показатели Факт 2000г.

Расчет.

2000г.

Отклонение, (+,–) Темп роста, %
1. Стоимость переработки 1 тонны  песка, руб. 6,20
2.Объем переработки, тыс.т. 1449,6 1574,4 +124,8 108,61
3.Объем переработки, тыс.руб. 8987,52 9761,28 +773,76 108,61

4.Средняя списочная численность

работающих, чел.

47 37 –10 78,72

5.Средняя списочная численность

рабочих, чел.

42 32 –10 76,19
6. Фонд заработной платы, тыс. руб. 41540 33195 –8345 79,91
7. Удельный вес (коэффициент) рабочих в составе работающих 0,8936 0,8649 –0,0287 96,79

8. Средняя выработка одного

работающего, тыс. тонн

30,8426 42,5514 +11,7088 137,96

9. Средняя выработка одного

работающего, тыс. руб.

191,2238 263,8184 +72,5946 137,96

10. Средняя выработка одного

рабочего, тыс. тонн

34,5143 49,2000 +14,6957 142,55

11. Средняя выработка одного

рабочего, тыс. руб.

213,9886 305,0400 +91,0514 142,55

Из таблицы видно, что в связи с высвобождением плавкрана  объем переработки песка увеличится на 124,8 тыс. тонн (78 : 3 х 2,4 х2); численность рабочих  уменьшилась на 10 чел.; (численность рабочих закрепленная за ПК «Ганц-2» –10 чел. (см. Приложение 5); фонд заработной платы сократился на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного работающего увеличилась на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб.  (на 37,96%).

Высвобожденный ПК «Ганц-2» рекомендуется сдавать в аренду с целью получения дополнительного дохода.

Заключение

Проанализировав производительность труда ОАО «Ульяновский  речной порт» можно сделать вывод о том, что на внутреннем водном транспорте по вопросам повышения производительности труда можно выявить следующие пути: комплексная механизация и автоматизация трудовых процессов; совершенствование управления, улучшение использования рабочего времени; изменение объемов и среднего расстояния перевозок грузов, распределение их по направлениям движения, а также изменение структуры грузооборота по видам перевозок и родам грузов.

В данной дипломной работе внимание уделяется повышению производительности труда за счет устранения потерь рабочего времени и  рациональной эксплуатации плавмеханизации.

На основе проведенных расчетов по предложенным  мероприятиям можно сделать следующие выводы.

Для переработки планового, а также фактического объема песка были задействованы производственные мощности лишь на 25%.

Высвобождение плавкрана «Ганц-2» не повлекло за собой снижения объема переработки. За счет ужесточения контроля за выполнением норм времени обработки погрузки и выгрузке судов можно ликвидировать потери рабочего времени.

В результате соблюдения норм времени обработки судов и высвобождения  плавкрана «Ганц-2», возможно дополнительно, за фактически отработанное время, увеличить объем переработки на 124,8 тыс. тонн.

В свою очередь увеличение объема переработки, высвобождение численности в количестве 10 человек, позволяет сократить фонд заработной платы на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность труда одного работающего увеличить на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс. руб.  (на 37,96%).

Проведение этих мероприятий позволит порту увеличить доходы от переработки грузов на 773,76 тыс. руб. или  8,61%, а,  следовательно, повысить рентабельность и эффективность погрузочно-разгрузочных работ.

Список используемой литературы

1.   Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. – 246 с.

2.   Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта. Цветков Э.С. Учебник. М., Транспорт, 1977. – 176 с.

1.   Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А. Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. – 2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 363 с.

1.   Бондарь И.К. Производительность труда:  вопросы теории и практики: Наук. думка, 1991 – 152 с.

1.   Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 392 с.

1.   Ворст И., Ревентлау П. Экономика фирмы.- М.: Высшая школа, 1994.

1.   Горемыкин В.А. и др. Планирование на предприятии: Учебник./В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов. – М.: Вилинъ, 1999.

1.   Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 1998. 

1.   Гурьянов С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду: (Методика расчетов по эконо­мике труда на промышленных предприятиях). - М: 1988.

1.   Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА – М., 1998.

1.   Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование/Под общей ред. А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000. – 416 с.

2.   Комплексная механизация и автоматизация перегрузочных работ на речном транспорте. Казаков А.П., «Транспорт», 1979. – 222 с.

1.   Корогодин И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста – Воронеж, 1990.

1.   Кузьмин С.А. Рыночная экономика и труд – М.: Наука,  1993.

1.   Куксов А. Планирование деятельности предприятия. //Экономист. – 1996 - № 6.  

1.   Любушин Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов. /Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. – М.: ИНИТИ, 1999.

2.   Маталин В.П., Артамонычев А.Н. Погрузочно-разгрузочные работы в речных портах: Учебник. – М.: Транспорт, 1979.

3.   Организация и механизация перегрузочных работ в речных портах. Шерле З.П., Гнояной А.А. Учебник. М., Транспорт, 1976.

1.   Ремизов К.С. Основы экономики труда: М.- 1990.

1.   Рофе А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 1996.

1.   Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 668 с.

1.   Савруков Н.Т. и др. Экономика предприятия: Курс лекций. /Н.Т. Савруков, А.И. Егоров, Л.П. Егорова. /СПб. гос. тех. ун-т, 1998.

1.   Синк Д.С. Управление производительностью: планиро­вание, измерение и оценка, контроль и повышение, - М: 1989.

1.   Статистика: Курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., ИНФРА - М. 1997.

1.   Управление трудовыми ресурсами: Справоч. пособие / Под общ. ред. Л.А. Костина М: 1987.

1.   Шишкин А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебн. Пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 496 с.

2.   Экономика внутреннего водного транспорта: Учебник для вузов вод. трансп./Ш.П.Бланк, А.А.Митаишвили, В.А.Легостаев. – М.: Транспорт, 1983. – 463 с.

1.   Экономика и статистика фирм: Учеб. пособие./В.В. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и др. – М.: Финансы и статистика, 1996.

1.   Экономика, организация и планирование промышленного производства/В.И. Выборнов, Ф.П. Висюлин, Н.А. Лисицин и др.; Под общей ред. Н.А. Лисицына. – Мн.: Выш. шк.,  1990.   – 446 с.

1.   Экономика, организация, планирование, управление./ Под ред. Г.А.Егиазаряна, А.Д.Шеремета. М: - 1985.

1.   Экономика предприятия: Учебник для  экономических  вузов: 2-е изд., пераб. и доп./Под ред. А.И.Руденко. – Мн.: БГЭУ, 1995. – 475с.

1.   Экономика предприятия. /Под ред. В.Л. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи, 1998.

1.   Экономика предприятия: Учебник, - М: Инфра - 1999.

1.   Экономика предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. М. 1999.

1.   Экономика предприятия: Учебник / Семенов В.М., Баев И.А. 1998.

1.   Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред. Г.Г. Мелькьяна, Р.П. Колосовой – М.:  МГУ, 1996.

1.   Экономика предприятия: Учебно-метод. пособие. /Л.Ф.Катаев, Н.Ф. Бердичевская, И.А. Кашкирова, М.В. Попова. – Ульяновск, 1998.

1.   Экономика: Учебник. /Под ред. А. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бек, 1997.

1.   Экономика труда/Под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова – М.: Экономика,  1991. – 304 с.

2.   А.Семенов: Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист – 1995 – № 2. Стр. 24-34.

3.   В.Фильев: Управление ростом производительности труда //Экономист – 1997 – № 3. Стр. 60-66.

1.   А.Семенов, С.Кузнецов: Факторы производительности труда // Экономист - 1998 - № 4. Стр. 46 - 55.

2.   В. Кардашевский, А.Бондаренко: Повышение производительности: европейский подход  // Экономист – 2000 - № 11. Стр. 35-40.

1.   Т.Куприянова Управление производительностью: путь к росту. // Человек и труд - 1996 - № 9. Стр. 67 - 69.

1.   Трофимова Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности предприятия. //Аудитор. – 1996 - № 9.

2.   Нормативы времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на пристанях. Утв. Мин.реч. флота РСФСР 07.12.88.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1990.- 112с.

2.   Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судов. Департамент речного транспорта. Министерство речного транспорта РФ. Н. Новгород 1994.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7