Реферат: Факторы и пути повышения производительности труда
Суть резервов
совершенствования структуры кадров состоит в следующем. Показатель
производительности труда исчисляемый в расчете на одного среднесписочного
работника, зависит главным образом от роста выработки основных рабочих и
изменения их удельного веса в общей численности работающих. Следовательно (при
данной численности промышленно-производственного персонала), чем выше удельный
вес основных рабочих, тем, при прочих равных условиях, выше производительности
труда на предприятии.
Количественная оценка
резервов является необходимым условием их выявления и использования. Без
количественной определенности резервы существуют как тенденция развития, а не
как реальные возможности повышения эффективности производства.
Резервы могут оцениваться
в абсолютных и относительных величинах. В каждом отдельном случае их величина
определяется сопоставлением фактического использования данного вида ресурсов с
возможным. Таким образом, основным вопросом измерения резервов является
определение их возможной величины.
Определим резервы роста
производительности труда 2-гоГР, так как именно он специализируется на добыче
песка. Добыча песка является собственным выпуском порта.
Добычу нерудных строительных материалов (песчаный грунт) порт
производит ежегодно на карьере остров Банный, расположенный между 1560-1570 км
у левого берега Волги на Куйбышевском водохранилище в Черемшанском районе
Ульяновской области.
Для русловой добычи и погрузки в суда песка, а также для выгрузки его
из судов на берег, порт применяет гидромеханизированные установки и плавкраны.
Принцип работы гидромеханизированных установок основан на перемещении
навалочных грузов по трубам или желобам в составе пульпы (смесь груза с
водой).
При добыче песка со дна реки порт использует плавучий несамоходный
добывающий земляной снаряд «Портовый-26» (см. рис. 3.1.) производительностью
1000 т/ч, оборудованный грунтовым центробежным насосом с дизельным приводом.
Насос установлен между всасывающим и напорным участком трубопровода. При работе
землесосного снаряда пульпа в насос засасывается через сопло, (наконечник
всасывающего трубопровода), проходит через него, а затем поступает по напорному
трубопроводу в трюм загружаемого судна.
Рис.3.1.
Технологическая схема земляного снаряда «Портовый - 26»
Гидромеханизированную выгрузку песка из судов бункерного типа на
берег выполняет гидроперегружатель «ГП-18» (см. рис. 3.2.) – плавучая установка
с грунтовым насосом. В трюме понтона гидроперегружателя наряду с грунтовым
насосом установлен водяной насос. К грунтовому насосу подсоединен всасывающий
трубопровод, заканчивающийся заборным сосуном, опускаемым на разгружаемое
судно. Водяные насосы по специальному трубопроводу подают в трюм судна под
напором забортную воду, которая, выходя из насадки, размывает груз, образуя
пульпу, засасываемую через заборный сосун грунтовым насосом и перемещаемую
затем по напорному трубопроводу на специальную площадку (карту намыва).
Рис. 3.2.
Технологическая схема гидроперегружателя ГП-18:
1 –
всасывающий трубопровод; 2 – трубопровод размывочной трубы; 3 – напорный
трубопровод; 4 – грунтовой насос; 5 – размывочный насос; 6 – корпус
гидроперегружателя; 7 – разгружаемое судно; 8 – сосун; 9 – насадок размывателя.
В 2000 году план по переработке песка был выполнен полностью.
С о. Банный было погружено ПЗС
«Портовый-26» – 724,8 тыс. тонн песка. Этот объем был распределен следующим
образом: на строительство моста через реку Волга – 607,2 тыс. т.; на
строительство контрбанкета в районе железнодорожной станции «Ульяновск-2» –
67,2 тыс. т.; на реконструкцию дамбы машиностроительного завода имени
Володарского – 50,4 тыс. т.
Разгрузка песка на мост производилась
гидроперегружателем ГП-18, на контрбанкет и дамбу Володарского – плавкраном
«Ганц-2».
Норма времени на погрузку ПЗС
«Портовый-26» и разгрузку ГП-18 1тыс. тонны песка составляет 1,25ч., а на
разгрузку 1 тыс. тонны песка плавкраном «Ганц-2» - 5,54ч. (см. Приложение 2).
Фактическое время работы ПЗС «Портовый-26»
– 984ч., ГП-18 – 796,5ч., ПК «Ганц-2» – 913,7ч.
Нормативное время на погрузку фактического
объема песка ПЗС «Портовый-26» – 906ч. (724,8 х 1,25), на разгрузку ГП-18 – 759ч.
(607,2 х 1,25), ПК
«Ганц-2» – 651,5ч. (117,6 х 5,54). Следовательно, потери рабочего времени составляют:
ПЗС «Портовый-26» – 78 ч., ГП-18 – 37,5ч., ПК «Ганц-2» – 262,2ч.
В результате ликвидации потерь рабочего
времени объем переработки песка может увеличиться на 139,8 тыс. тонн. Расчет
приведен в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Расчет увеличения переработки за счет ликвидации потерь
рабочего времени
Плавмеханизация |
Объем
переработки, тыс. тонн
|
Время работы, час |
Отклонение,
(+,–)
|
Объем
переработки расчет.,
тыс. тонн
|
Прирост переработки, тыс.
тонн |
|
|
факт. |
расчет. |
|
|
|
ПЗС
- 26»
|
724,8 |
984,0 |
906,0 |
-78,0 |
787,2 |
62,4 |
ГП -18 |
607,2 |
796,5 |
759,0 |
-37,5 |
637,2 |
30 |
ПК «Ганц-2»
|
117,6 |
913,7 |
651,5 |
-262,6 |
165,0 |
47,4 |
Итого
|
1449,6 |
2694,5 |
2316,5 |
-378 |
1589,4 |
139,8 |
3.2.
Оценка эффективности мероприятий по росту производительности труда
По материалам анализа разрабатываются
мероприятия для дальнейшего роста производительности труда.
В общем, объеме перегрузочных
работ, выполняемых средствами порта и пристаней, преобладающее место занимают
погрузка в суда и выгрузка из судов песка и песчано-гравийной смеси. Погрузка в
суда производиться преимущественно из русел рек и водохранилищ с применением
землеснарядов, а также плавучих установок: гидроперегружателя и крана.
Гидромеханизация перегрузки песка обеспечивает наиболее комплексную механизацию
всего перегрузочного процесса, устраняет затраты живого труда портовых рабочих,
не требует строительства капитальных вертикальных набережных. В связи с
увеличившими объемами заказов на песчаную смесь, целесообразно применение
только гидромеханизированного комплекса: ПЗС «Портовый-26» и Гидроперегружателя
ГП-18, так как, время выгрузки одой тысячи тонны песка ПК «Ганц-2» в 4,4 раза
больше, чем ГП-18, а себестоимость переработки одной тонны песка как ПК
«Ганц-2» так и ГП-18 – 6,20 руб.
В результате высвобождения
плавкрана, плановый объем переработки будет выполнен с наименьшими затратами:
уменьшится число отработанных часов, высвободится численность рабочих, это в
свою очередь отразится на росте производительности труда, сокращении фонда
заработной платы и в увеличении прибыли порта.
Расчет увеличения
производительности труда представлен в таблице 3.2.
Таблица
3.2.
Показатели |
Факт 2000г. |
Расчет.
2000г.
|
Отклонение, (+,–) |
Темп роста, % |
1. Стоимость переработки 1
тонны песка, руб. |
6,20 |
|
|
2.Объем переработки, тыс.т. |
1449,6 |
1574,4 |
+124,8 |
108,61 |
3.Объем переработки,
тыс.руб. |
8987,52 |
9761,28 |
+773,76 |
108,61 |
4.Средняя списочная
численность
работающих, чел.
|
47 |
37 |
–10 |
78,72 |
5.Средняя списочная
численность
рабочих, чел.
|
42 |
32 |
–10 |
76,19 |
6. Фонд заработной платы,
тыс. руб. |
41540 |
33195 |
–8345 |
79,91 |
7. Удельный вес
(коэффициент) рабочих в составе работающих |
0,8936 |
0,8649 |
–0,0287 |
96,79 |
8. Средняя выработка одного
работающего, тыс. тонн
|
30,8426 |
42,5514 |
+11,7088 |
137,96 |
9. Средняя выработка одного
работающего, тыс. руб.
|
191,2238 |
263,8184 |
+72,5946 |
137,96 |
10. Средняя выработка одного
рабочего, тыс. тонн
|
34,5143 |
49,2000 |
+14,6957 |
142,55 |
11. Средняя выработка одного
рабочего, тыс. руб.
|
213,9886 |
305,0400 |
+91,0514 |
142,55 |
Из таблицы видно, что в связи с
высвобождением плавкрана объем переработки песка увеличится на 124,8 тыс. тонн
(78 : 3 х 2,4 х2); численность рабочих уменьшилась на 10 чел.; (численность
рабочих закрепленная за ПК «Ганц-2» –10 чел. (см. Приложение 5); фонд
заработной платы сократился на 8345 тыс. руб. или на 3,21%; производительность
труда одного работающего увеличилась на 11,7088 тыс. тонн или 72,5946 тыс.
руб. (на 37,96%).
Высвобожденный ПК
«Ганц-2» рекомендуется сдавать в аренду с целью получения дополнительного
дохода.
Заключение
Проанализировав
производительность труда ОАО «Ульяновский речной порт» можно сделать вывод о
том, что на внутреннем водном транспорте по вопросам повышения
производительности труда можно выявить следующие пути: комплексная механизация
и автоматизация трудовых процессов; совершенствование управления, улучшение
использования рабочего времени; изменение объемов и среднего расстояния
перевозок грузов, распределение их по направлениям движения, а также изменение
структуры грузооборота по видам перевозок и родам грузов.
В данной дипломной работе
внимание уделяется повышению производительности труда за счет устранения потерь
рабочего времени и рациональной эксплуатации плавмеханизации.
На основе проведенных
расчетов по предложенным мероприятиям можно сделать следующие выводы.
Для переработки
планового, а также фактического объема песка были задействованы
производственные мощности лишь на 25%.
Высвобождение плавкрана
«Ганц-2» не повлекло за собой снижения объема переработки. За счет ужесточения
контроля за выполнением норм времени обработки погрузки и выгрузке судов можно
ликвидировать потери рабочего времени.
В результате соблюдения
норм времени обработки судов и высвобождения плавкрана «Ганц-2», возможно
дополнительно, за фактически отработанное время, увеличить объем переработки на
124,8 тыс. тонн.
В свою очередь увеличение
объема переработки, высвобождение численности в количестве 10 человек,
позволяет сократить фонд заработной платы на 8345 тыс. руб. или на 3,21%;
производительность труда одного работающего увеличить на 11,7088 тыс. тонн или
72,5946 тыс. руб. (на 37,96%).
Проведение этих мероприятий
позволит порту увеличить доходы от переработки грузов на 773,76 тыс. руб. или
8,61%, а, следовательно, повысить рентабельность и эффективность погрузочно-разгрузочных
работ.
Список используемой литературы
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.:
Финансы и статистика, 1997. – 246 с.
2. Анализ хозяйственной деятельности речного транспорта.
Цветков Э.С. Учебник. М., Транспорт, 1977. – 176 с.
1. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник/ Л.А.
Богдановская, Г.Г. Виноградов, О.Ф. Мигун и др.; Под общ. ред. В.И. Стражева. –
2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 1996. – 363 с.
1. Бондарь
И.К. Производительность труда: вопросы теории и практики: Наук. думка, 1991 –
152 с.
1. Бухалков
М.И. Внутрифирменное планирование Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 392 с.
1. Ворст
И., Ревентлау П. Экономика фирмы.- М.: Высшая школа, 1994.
1. Горемыкин
В.А. и др. Планирование на предприятии: Учебник./В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов,
А.Ю. Богомолов. – М.: Вилинъ, 1999.
1. Грузинов
В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Банки и биржи, 1998.
1. Гурьянов
С.Х., Поляков И. А., Ремизов К.С. Справочник экономиста по труду: (Методика
расчетов по экономике труда на промышленных предприятиях). - М: 1988.
1. Зайцев
Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. -
М.: ИНФРА – М., 1998.
1. Ильин
А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч. 2.
Тактическое планирование/Под общей ред. А.И. Ильина. – Мн.: ООО «Новое знание»,
2000. – 416 с.
2. Комплексная
механизация и автоматизация перегрузочных работ на речном транспорте. Казаков
А.П., «Транспорт», 1979. – 222 с.
1. Корогодин
И. Т. Качество труда: содержание, проблемы роста – Воронеж, 1990.
1. Кузьмин
С.А. Рыночная экономика и труд – М.: Наука, 1993.
1. Куксов
А. Планирование деятельности предприятия. //Экономист. – 1996 - № 6.
1. Любушин
Н.П. и др. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие
для вузов. /Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова; Под ред. Н.П. Любушина. –
М.: ИНИТИ, 1999.
2. Маталин
В.П., Артамонычев А.Н. Погрузочно-разгрузочные работы в речных портах: Учебник.
– М.: Транспорт, 1979.
3. Организация
и механизация перегрузочных работ в речных портах. Шерле З.П., Гнояной А.А.
Учебник. М., Транспорт, 1976.
1. Ремизов
К.С. Основы экономики труда: М.- 1990.
1. Рофе
А.И. Экономика и социология труда – М.: МИК, 1996.
1. Савицкая
Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. –
Мн.: ИП «Экоперспектива», 1999. – 668 с.
1. Савруков
Н.Т. и др. Экономика предприятия: Курс лекций. /Н.Т. Савруков, А.И. Егоров,
Л.П. Егорова. /СПб. гос. тех. ун-т, 1998.
1. Синк
Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка,
контроль и повышение, - М: 1989.
1. Статистика:
Курс лекций/ Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. и др., ИНФРА - М. 1997.
1. Управление
трудовыми ресурсами: Справоч. пособие / Под общ. ред. Л.А. Костина М: 1987.
1. Шишкин
А.К., Микрюков В.А., Дышкант И.Д. Учет, анализ, аудит на предприятии: Учебн.
Пособие для вузов.- М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. – 496 с.
2. Экономика
внутреннего водного транспорта: Учебник для вузов вод. трансп./Ш.П.Бланк,
А.А.Митаишвили, В.А.Легостаев. – М.: Транспорт, 1983. – 463 с.
1. Экономика
и статистика фирм: Учеб. пособие./В.В. Адамов, С.Д. Ильенкова, Т.П. Сиротина и
др. – М.: Финансы и статистика, 1996.
1. Экономика,
организация и планирование промышленного производства/В.И. Выборнов, Ф.П.
Висюлин, Н.А. Лисицин и др.; Под общей ред. Н.А. Лисицына. – Мн.: Выш. шк.,
1990. – 446 с.
1. Экономика,
организация, планирование, управление./ Под ред. Г.А.Егиазаряна, А.Д.Шеремета.
М: - 1985.
1. Экономика
предприятия: Учебник для экономических вузов: 2-е изд., пераб. и доп./Под
ред. А.И.Руденко. – Мн.: БГЭУ, 1995. – 475с.
1. Экономика
предприятия. /Под ред. В.Л. Горфинкеля, В.А. Швандара. – М.: Банки и биржи,
1998.
1. Экономика
предприятия: Учебник, - М: Инфра - 1999.
1. Экономика
предприятия: Учебник/Под ред. О.И. Волкова. М. 1999.
1. Экономика
предприятия: Учебник / Семенов В.М., Баев И.А. 1998.
1. Экономика
труда и социально-трудовые отношения/Под ред. Г.Г. Мелькьяна, Р.П. Колосовой –
М.: МГУ, 1996.
1. Экономика
предприятия: Учебно-метод. пособие. /Л.Ф.Катаев, Н.Ф. Бердичевская, И.А.
Кашкирова, М.В. Попова. – Ульяновск, 1998.
1. Экономика:
Учебник. /Под ред. А. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Бек, 1997.
1. Экономика
труда/Под ред. Г.Р. Погосяна, Л.И. Жукова – М.: Экономика, 1991. – 304 с.
2. А.Семенов:
Производительность труда и перспективы экономического роста // Экономист – 1995
– № 2. Стр. 24-34.
3. В.Фильев:
Управление ростом производительности труда //Экономист – 1997 – № 3. Стр.
60-66.
1. А.Семенов, С.Кузнецов: Факторы
производительности труда // Экономист - 1998 - № 4. Стр. 46 - 55.
2. В. Кардашевский, А.Бондаренко:
Повышение производительности: европейский подход // Экономист – 2000 - № 11.
Стр. 35-40.
1. Т.Куприянова
Управление производительностью: путь к росту. // Человек и труд - 1996 - № 9. Стр.
67 - 69.
1. Трофимова
Л. Экономические показатели, используемые для оценки эффективности деятельности
предприятия. //Аудитор. – 1996 - № 9.
2. Нормативы
времени на погрузочно-разгрузочные работы, выполняемые в речных портах и на
пристанях. Утв. Мин.реч. флота РСФСР 07.12.88.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.:
Транспорт, 1990.- 112с.
2. Судо-часовые
нормы загрузки-разгрузки судов. Департамент речного транспорта. Министерство
речного транспорта РФ. Н. Новгород 1994.
|