рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Шпоры по правоведению рефераты

30. Понятие, признаки и структура правоотношений: Правоотношения - это отношения между людьми, урегулированное нормами права.

Состав правоотношения: Правоотношения имеют сложный состав. Его элементами являются: субъекты, т.е. участники; содержание; объекты – материальные и нематериальные блага либо поведение лица, по поводу которых возникает правоотношение (вещи, имя, честь, достоинство, продукты интеллектуального творчества, действия лиц и др.)

Субъектами правоотношения могут быть: индивиды, организации, государство в целом. Что бы быть субъектом права, надо обладать правосубъектностью, т.е. быть правоспособным, дееспособным и деликтоспособньш.

Правоспособность - это способность в силу норм права иметь субъективные права и юридические обязанности, (она возникает с рождения и прекращается смертью).

Дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности, (у государства как субъекта права и организаций правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования). Дееспособность индивидов возникает в отличии от правоспособности постепенно и зависит от нескольких факторов:

дееспособность зависит от возраста правоспособного субъекта;

на дееспособность оказывает влияние состояние здоровья;

близкое родство субъектов также может ограничить дееспособность;

фактором, влияющим на содержание дееспособности, является законопослушность субъектов;

религиозные убеждения позволяют отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми обладают граждане государства.

В юридической науке выделяется и такое качество субъекта права как деликтоспособностъ, т.е. способность лица отвечать за свои поступки. В принципе ее можно было бы считать элементом дееспособности (обязанность отвечать - это разновидность обязанностей). Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

Юридические факты - это такие конкретные жизненные обстоятельства-, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты в зависимости от оснований можно классифицировать по видам:

по связи с волей участников правоотношений: события и действия. События не связаны с волей людей (наводнения, стихийные бедствия), действия зависят от воли участников правоотношения и бывают правомерными и неправомерными; по характеру наступающих последствий: правообразующие (прием на работу), правоизменяющие (перевод на другую работу) и правопрекращающие (увольнение с работы).

Нередко для возникновения правоотношения или его прекращения необходим не один юридический факт, а их совокупность. Тогда речь ведут о фактическом составе.

Правовые отношения – основная часть общественных отношений; носят волевой характер (осознанное поведение, содержание – нормы права, наличие субъективных прав и юридических обязанностей; гарантируются гос-вом и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой).

31. Субъекты правоотношений, их правоспособность, дееспособность и деликтоспособность: Правоотношения - это отношения между людьми, урегулированное нормами права.

Субъектами правоотношения могут быть: индивиды, организации, государство в целом. Что бы быть субъектом права, надо обладать правосубъектностью, т.е. быть правоспособным, дееспособным и деликтоспособньш.

Правоспособность - это способность в силу норм права иметь субъективные права и юридические обязанности, (она возникает с рождения и прекращается смертью).

Дееспособность - это способность субъекта самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности, (у государства как субъекта права и организаций правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования). Дееспособность индивидов возникает в отличие от правоспособности постепенно и зависит от нескольких факторов:

дееспособность зависит от возраста правоспособного субъекта;

на дееспособность оказывает влияние состояние здоровья;

близкое родство субъектов также может ограничить дееспособность;

фактором, влияющим на содержание дееспособности, является законопослушность субъектов;

религиозные убеждения позволяют отказаться от осуществления ряда прав и обязанностей, которыми обладают граждане государства.

В юридической науке выделяется и такое качество субъекта права как деликтоспособностъ, т.е. способность лица отвечать за свои поступки. В принципе ее можно было бы считать элементом дееспособности (обязанность отвечать - это разновидность обязанностей). Содержание правоотношений составляют субъективные права и юридические обязанности.

32. Понятие и классификация юридических фактов. Фактический состав: Юридические факты - это такие конкретные жизненные обстоятельства-, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридические факты в зависимости от оснований можно классифицировать по видам:

по связи с волей участников правоотношений: события и действия. События не связаны с волей людей (наводнения, стихийные бедствия), действия зависят от воли участников правоотношения и бывают правомерными и неправомерными; по характеру наступающих последствий: правообразующие (прием на работу), правоизменяющие (перевод на другую работу) и правопрекращающие (увольнение с работы).

Нередко для возникновения правоотношения или его прекращения необходим не один юридический факт, а их совокупность. Тогда речь ведут о фактическом составе.

Правовые отношения – основная часть общественных отношений; носят волевой характер (осознанное поведение, содержание – нормы права, наличие субъективных прав и юридических обязанностей; гарантируются гос-вом и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой).

34. Применение права понятие, стадии

Правоприменение необходимо в тех случаях, когда юридическая  норма не может быть реализована без властного содействия государства. К ним относятся:

а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (например, признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);

б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);

в) когда речь идет о реализации санкции.

Признаки правоприменения:

1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо), редко-общественный орган, например, профсоюзы;

2) имеет государственно-властный характер;

3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4) выступает формой управленческой деятельности государства;

5) осуществляется в определённых процедурных формах: порядок применения права регулируется процедурными нормами, отраслями.

б) представляет собой определенный процесс;

7) имеет творческий характер;

Результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом-актом применения права. Следовательно, правоприменение - это государственно-властная деятельность, осуществляемая компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленная на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.

Применение права, как определенный процесс, состоит из стадий. Выделяют три стадии:

1) установление фактических обстоятельств дела; 2) формирование юридической основы дела; 3) решение дела.

Дополнительной стадией (четвертой) может выступать государственно-принудительная реализация правоприменительного акта, т.е. исполнение фактическое.

Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств, составляющих предмет доказывания, с помощью фактов-доказательств. Вторая стадия включает следующие правоприменительные действия: а) выбор юридической нормы, подлежащий применению;

б)проверка подлинности нормы и её действия во времени, в пространстве и по кругу лиц

в) проверка правильности текста нормативно-правового акта; г) уяснение содержания нормы права (путем толкования). Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не местный акт. Это процесс (формально-логический, творческий, государственно-властный).

40 Правовое регулирование — это результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения)..Стадии и элементы механизма правового регулирования: 1)юридическая регламентация общественных отношений; 2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; 3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; 4) применение права. Стадиям механизма правового регулирования соответствуют следующие элементы:

1. Нормы права это общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные или санкционированные государством, обеспеченные его принудительной силой и направленные на урегулирование общественных отношений. Формой существования норм права являются соответствующие нормативно-правовые акты, а также иные источники права. Классификация норм права позволяет подразделить их: а) в зависимости от функциональной роли — на исходные, общие и специальные; 6) по предмету правового регулирования — на конституционные, гражданские, уголовные, административные и т.д.; в) по методу правового регулирования — на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные; г) по характеру — на материальные и процессуальные; д) по времени действия — на пояснительные и временные.

2. Правоотношение урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого являются носителями субъективных прав и обязанностей. Оно является индивидуализированным отношением, т. е. отношением между отдельными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами), которые связаны между собой правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом можного и должного поведения, т. е. его границы (рамки). Правоотношение появляется при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (договора, административного акта, правонарушения, события и т.д.).

3. Акты применения права составляют властные действия компетентных органов, обеспечивающих возникновение право

4. Акты реализации прав и обязанностей определяют истинное поведение субъектов. На этом элементе заканчивается действие механизма правого регулирования, потому что обеспечивается реальное поведение субъектов, соответствующий результат, на достижение которого была направлена воля законодателя. Простое регулирование такой процесс, когда используется один государственный властный акт, т.е. нормативный акт. Индивидуализация прав и обязанностей осуществляется самими субъектами, к которым этот акт обращен. Сложное регулирование такой процесс, когда используются два акта государственно-властного характера: один из них — нормативный, другой — акт применения нормы права. Цель же любого процесса правового регулирования, простого или сложного, всегда одна — упрочить общественные отношения, содействовать их развитию, потому что важнейший и непосредственный результат правового регулирования всегда состоит в правомерном поведении граждан.

41 Понятие и виды правомерного поведения: Основной группой социально-значимых поступков людей в юридическом их измерении выступает правомерное, или законопослушное поведение -  это поступки, соответствующие правовым предписаниям. Масштабы, границы, шаблоны правомерного поведения устанавливаются государством в диспозициях правовых норм. Разновидностями законопослушных актов, в частности, являются аренда помещений и приобретение туристической путевки, выполнение служебных обязанностей на производстве и родительских функций в семье и др.

В рамках законопослушного поведения юристы видят три его подвида или уровня.

1. Обычное правомерное поведение, представляющее собой повседневную служебную (трудовую) и бытовую жизнь, не выходящую за рамки законов и других актов.

2. Активное правомерное поведение выражает гражданское бодрствование, настырную жизненную позицию, инициативную законопослушную деятельность.

3. Пассивное правомерное поведение определяется как намеренное уклонение от пользования своими субъективными правами, своеобразное юридическое самоограничение. Примеры банальны: отказ от создания семьи, абсентеизм, уклонение от участия в общественно-полезном труде.

Правомерное поведение: поведение относительно права может быть Правомерным, противоправным (неправомерным) и юридически нейтральным индифферентным. Индифферентное поведение правом не регулируется и правовых последствий не вызывает. Правомерное и неправомерное поведение (Как юридически значимые разновидности поведения) представляют собой одно явление - правовое поведение. Отличие от противоправного поведения в том, что правомерное поведение и его результат социально полезны (или хотя бы не вредны) для общества.

Субъективная сторона правомерного поведения характеризуется интеллектуально-волевым отношением субъекта к своему деянию и его «следствиям. Однако если для субъективной стороны правонарушения характерно специфическое интеллектуально-волевое состояние правонарушителя, которое именуется виной, то для поведения законопослушного субъекта характерна иная мотивация, в зависимости от характера последней можно проводить деление правомерного поведения на виды:

1. Правомерное поведение, при котором субъект осознает необходимость, обоснованность, справедливость требований правовых норм, сознает полезность своего поведения и желает наступления социально полезного результата. 2. Конформное («приспособленческое») поведение субъекта («так делают все»). 3. Субъект исполняет и соблюдает правовые требования под угрозой мер государственного принуждения или уже в результате их применения. При объективной стороне правомерное поведение бывает: а) Необходимое (желательное); б) Социально допустимое, например, супружеские разводы. Следовательно, правомерным поведением будет такое поведение, которое будучи общественно необходимым, желательным или социально допустимым. осуществляется в соответствие с правовыми предписаниями, поддерживается возможностью государственной защиты. Механизм формирования правомерного поведения включает в себя: юридический механизм, психологический механизм и социальный механизм.

26. Действие нормативно-правовых актов о времени, пространстве и по кругу:

Действие нормативно - правового акта.

Нормативно - правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.

Действие нормативного акта во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Необходимо отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это прямо предусмотрено в законе. Дата вступления нормативно - правового акта в законную силу связана с моментом его официального опубликования или определено сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного акта, т.е. утрата им юридической силы наступает при его отмене.

Действие нормативно - правового акта в пространстве

Пределы действия нормативного акта в пространстве очерчены территорией государства, которая включает в себя сухопутную территорию, водное пространство, воздушное пространство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они не находились.

Действие нормативно - правового акта по предмету Границы действия нормативного акта по предмету определяются кругом общественных отношений, на который распространяются нормы, содержащиеся в данном акте.

Действие нормативно - правового акта по лицам По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношении, на которые он распространяется. Но, иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных отношений.

42.Понятие, состав и виды правонарушений: Правонарушение - это общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.

Признаки правонарушения: правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. Правонарушениями не могут быть мысли, чувства людей до тех пор пока они не выразились в конкретных противоправных действиях; правонарушения противоречат нормам права и совершаются вопреки им; правонарушения совершаются только людьми; правонарушением признается только виновное поведение субъектов права. Если вина отсутствует, то, что деяние правонарушением не признается; правонарушения обладают общественно опасным характером, т.е. наносят вред или создают опасность такого вреда для личности, собственности, государства или общества в целом; правонарушение влечет за собой применение к правонарушителю мер государственного воздействия. Виды правонарушений: Все виды правонарушений по степени их общественной опасности подразделяются на проступки и преступления. Самым опасным видом правонарушений являются преступления. Законодатель, решая вопрос, к какой категории отнести преступление, руководствуется следующими критериями: значимость общественного отношения, ставшего объектом посягательства (жизнь, здоровье, честь, достоинство личности); размер причиненного ущерба; способ, место и время совершения противоправного деяния; личность правонарушителя.

Вторую группу правонарушений составляют проступки. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности по сравнению с преступлениями. Виды проступков: административные проступки - это правонарушения, посягающие на общественный порядок, на отношения в области исполнительной и распорядительной деятельности государства, не связанные с выполнением служебных обязанностей (нарушение правил дорожного движения); дисциплинарные проступки ~ правонарушения, которые совершаются в сфере трудовых отношений и нарушают порядок работы коллективов предприятий; материальные проступки - правонарушения, имеющие место также в сфере трудовых правоотношений, но связанные с причинением вреда организации (порча инструментов, недостача материальных ценностей); гражданские проступки - правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и таких неимущественных отношений, которые представляют для человека духовную ценность (честь, достоинство, авторство); финансовые проступки ~ правонарушения в области обращения денежных ресурсов (сокрытие налогов, недоплата налогов); семейные проступки - правонарушения в области брачно-семейных отношений (невыполнение супружеских обязанностей, отказ от содержания и воспитания детей); процессуальные проступки - это нарушения установленной законом процедуры осуществления правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе (неявка свидетеля по вызову следователя). Состав правонарушения: Структура правонарушения состоит из его объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Объектом правонарушения является жизнь, здоровье, имущества гражданина; субъектом правонарушения признается лицо, совершившее виновное противоправное деяние (им может быть индивид или организация). Важно, чтобы они обладали всеми необходимыми для субъекта права качествами: (правоспособностью, дееспособностью, деликтоспособностью).

43. Понятие юридической ответственности. Юридическая ответственность носит ретроспективный характер и наступает за ранее совершённые действия или бездействие (в отличие от позитивной ответственности - отношения лица к совершаемым действиям, осознанием их необходимости и т.п.). Юридическая отв. представляет собой негативную реакцию государства на совершение правонарушения в виде применения к правонарушителю мер государственного воздействия. Она, как правило, выражается в обязанности правонарушителя претерпевать неблагоприятные последствия - ограничения личного или имущественного характера. Характер и размеры юридической ответственности устанавливаются в санкциях правовых норм соответствующих отраслей права. Однако не всякая мера государственного воздействия, даже принудительная, выражает юридическую ответственность. Например, не являются выражением юридической ответственности содержание под стражей подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Основание юридической ответственности. Основанием юридической ответственности является совершение правонарушения, то есть виновное совершение деликтоспособным лицом противоправного общественно вредного деяния (в форме действия или бездействия). Виды юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности соответствуют видам правонарушений. Уголовная применяется только за совершение преступлений (общественно опасных деяний, запрещённых уголовным законом под угрозой наказания), это наиболее суровый вид юридической ответственности, уголовно-правовые санкции наиболее жёсткие, а уголовно-правовые взыскания носят характер наказаний, уголовная ответственность налагается только судом. Административная наступает за совершение административных правонарушений (не представляющих большой общественной опасности, посягающих, как правило, на общественный правопорядок, на порядок управления), налагается уполномоченными должностными лицами государственных органов, а в некоторых случаях - судом. Гражданско-правовая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (налагается судом или исполняется добровольно), а также за причинение имущественного и иного вреда, гражданско-правовые санкции носят правовосстановительный, компенсирующий характер. Дисциплинарная налагается уполномоченным должностным лицом, которому подчинён правонарушитель, за нарушения трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины. Материальная - особый вид ответственности работников (служащих) за ущерб, виновно причинённый работодателю (государству) при исполнении трудовых обязанностей. Она налагается, как правило, соответствующими должностными лицами (работодателем), но размеры материальной ответственности ограничены. Предусматриваются законодательством, выделяются исследователями и иные виды юридической ответственности (государственно-правовая ответственность некоторых государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и др.). Основные функции юридической ответственности: штрафная (карательная); правовосстановительная (компенсаторная); превентивная (предупредительная), воспитательная.

44. Понятие и основные принципы законности:

Законность - определяет содержание правовых систем, и ее действие связывается лишь с правовыми законами и она становится правозаконностью. Законность есть правовой режим общественной жизни, заключающийся в неуклонном соблюдении юридических норм всеми ее праводееспособными участниками (субъектами). К принципам законности относят: 1) всеобщность ее требований; 2) верховенство закона; 3) единообразие законности; 4) гарантированность основных прав и свобод граждан; 5) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; 6) недопустимость подмены законности целесообразностью; 7) связь законности и культурности и т. д.

Результатом действия законности как конституционного принципа и режима жизни общества есть правопорядок.

1. Всеобщность законности означает, что в государстве все равны перед законом. Равенство распространяется на всех должност. лиц, на всех граждан, независимо от их социального положения, благосостояния, национальных, религиозных, расовых и других признаков. Реализация принципа все, общности законности обеспечивает развитие демократии, права и свободы личности, а также одинаковую ответственность всех субъектов общественных отношений перед законом.

2. Верховенство закона проявляется в том, что законы в государстве имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам.

3. Единство (единообразие) законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всех граждан, органов и организаций государства нормативно-правовых актов; единстве юридической (нормативной) основы законности.

4. Гарантированность основных прав и свобод граждан предполагает, что государство обеспечивает своим гражданам такие права и свободы, которые зафиксированы в международных правовых документах.

5. Неотвратимость наказания за совершение правонарушении состоит том, что каждое совершенное правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении подвергнуты уголовному наказанию за содеянное.

6. Недопустимость подмены законности целесообразностью  противопоставления означает, что субъектам правовых отношений предоставляется возможность принимать наиболее эффективные, целесообразные решения в границах правового поля, определенного нормой права.

7. Связь законности и культуры состоит в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц. Связь законности и культуры приобретает особую актуальность в период строительства демократичного, правового государства. Связь законности с культурным строительством проявляется в различных формах и направлениях, начиная с подготовки законопроектов, применения на практике принятых норм права и кончая правовым воспитанием и повыше­нием правосознания населения.

47 Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему и желаемому праву. Оно, с одной стороны, представляет форму общественного сознания (наряду с нравственным, политическим и др.), а с другой - важный элемент правовой системы.В правосознании в качестве элементов выделяют правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примерами концепций, являющихся ее составными частями, могут служить учение о правовом государстве, учение о социальной ценности права. К числу концептуальных идей, фиксируемых в правовой идеологии, относятся, например, идеи о неразрывной связи прав и обязанностей личности, идеи о недопустимости противопос­тавления законности и справедливости в деятельности государ­ственных органов и должностных лиц. В отличие от правовой идеологии правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых отражается отношение к действующему праву (например, в неприятии беззакония, в чувстве справедливости, чувстве страха перед уголовным наказанием и т.п.). Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другими людьми. В правовой психологии есть более или менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и вообще всего того, что вошло в привычку. В качестве подвижной части правовой психологии выступают настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию. В частности, можно преодолеть отрицательное отношение потребителей к защите ими своих, прав в судах. Важнейшее звено правовой психологии — самооценка личности, т.е. умение критически оценить свое поведение с точки зрения его соответствия действующим нормам права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, напротив, отрицательного отношения к ним. В некоторых случаях самооценка выражается в таком эмоциональном явлении, как чувство стыда. Стыд — это внутреннее осознание неприемлемости данного поступка для других людей. Он может регулировать поступки человека. Например, правонарушитель не склонен рассказывать о тех своих действиях, которые вызывают неприкрытое осуждение со стороны слушающего. Стыд подавляет активность, направленную во вред общественным интересам. Поэтому, обращаясь к этому чувству человека, можно в той или иной мере регулировать его поведение в целом. Это две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства, «властвует над собой». С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией: без человеческих эмоций не совершается ни один сколь-нибудь осознанный поступок, в том числе и в сфере права. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи.

48 Правовая культура: Правовая культура представляет собой разновидность общ. культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся правовой действительности.

Правовая культура-это состояние правосознания, законности, совершенства, законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности, т.е. своего рода «юридическое богатство» общества.

Выделяют четыре разновидности проявления правовой культуры; правовые идеи, правовые нормы и институты, правовые поступки.

Уровень правовой культуры определяется, прежде всего, уровнем развития компонентов правовой системы. При этом оцениваются. а)                      уровень общественного и индивидуального правосознания, в том числе уровень развития юридической науки и юридического образования; б)                 уровень законности; в)         уровень совершенства законодательства; г)           уровень совершенства юридической практики, т.е. состояние правосудия в обществе.

В правовой культуре выделяют такие компоненты, как общечеловеческий и национальный. Видами правовой культуры являются: 1) правовая культура общества в целом; 2) правовая культура индивида; 3) правовые культуры социальных общностей (классов, наций, народов) и цивилизаций.

1)    Правовая культура включает в себя три взаимосвязанных компонента:

2)    в стране действует совершенное законодательство, без пробелов и противоречий, норм, нарушающих права и свободы граждан, иных лиц; нормы права соответствуют объективным социальным закономерностям и обеспечивают прогрессивное развитие общества;

3)   

4)    органы государства и должностные лица, а также органы местного самоуправления неукоснительно исполняют и соблюдают действующие законы, принимают все необходимые меры по реализации норм права в конкретных отношениях и ведут активную и результативную борьбу с правонарушениями;

5)   

6)    граждане, предприятия, организации, учреждения, общественные организации и партии неукоснительно исполняют и соблюдают действующие в стране нормы права и ведут активную борьбу с правонарушителями.

15. Право в системе социальных норм: 1. Социальные и несоциальные нормы.

Социальные нормы - правила, регулирующие поведение людей, деятельность организаций в их взаимоотношениях. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные ситуации и рассчитаны на многократное применение. Система социальных норм общества призвана обеспечить общественный порядок. В системе социальных норм выделяют, помимо правовых норм: моральные нормы - правила поведения с точки зрения добра и зла; религиозные нормы - правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму божественного начала; корпоративные нормы - правила поведения, регулирующие отношения людей в организациях; обычаи и традиции - стихийно сложившиеся правила поведения, закрепившиеся в результате многократного повторения, зачастую передаваемые из поколения в поколение; ритуалы и обряды (символические действия); а также деловые обыкновения, договорные нормы и т.п.

Несоциальные (технические, производственны, сельскохозяйственные, санитарно-гигиенические) и другие нормы регулируют отношение человека к природе, технике, материальным объектам.

2. Правовые нормы как социальные нормы.

Правовые нормы являются разновидностью социальных норм, они регулирую поведение людей, деятельность организаций, их взаимоотношения. Правовые нормы регулируют наиболее важные, общественно значимые общественные отношения. Отличительной чертой правовых норм является их государственная охрана. Поскольку нарушение правовых норм может причинить существенный вред общественным отношениям, за их нарушение устанавливается юридическая ответственность.

3. Социальное назначение права.

Социальное назначение права (то есть его роль в жизни общества) заключается в поддержании правопорядка в обществе. Решающая роль в формировании права принадлежит государству. Право в той или иной мере может выражать интересы правящей верхушки, различных социальных групп (классов) или всего народа. Однако в первую очередь современное право должно обеспечить общесоциальные интересы (интересы всего общества), а также интересы каждого человека. Однако интересы членов общества неизбежно будут пересекаться, противоречить друг другу, а зачастую и интересам общества в целом. С помощью права достигается согласование, баланс различных интересов в обществе. Социальное назначение права выражается в его функциях.

Регулятивная функция права заключается в регулировании различных общественных отношений, установлении прав и обязанностей их участников (субъектов), обеспечении общего порядка.

Охранительная функция права заключается в защите от общественно опасных посягательств, в установлении мер ответственности за правонарушения.

5. Взаимодействие социальных норм.

В регулировании общественных отношений право, мораль и другие социальные нормы тесно взаимодействуют и глубоко проникают друг в друга. Моральные нормы оказывает влияние на формирование норм права (зачастую правовые нормы являются правовым выражением моральных норм), обратное влияние выражено слабее.

18.Понятие и структура правовой нормы: 1. Понятие нормы права. Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

2. Признаки нормы права. Правовые нормы имеют следующие признаки: Регулирование поведения - нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), деятельность организаций, представляют собой правила поведения. Общий характер - неконкретность адресата, неперсонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение. Общеобязательность - нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Связь с государством - правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Формальная определённость - нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Первые два признака являются общими для всех социальных норм, остальные являются отличительными признаками именно правовых норм.

3. Структура, элементы правовых норм и способы их изложения. (структура "Если - то - иначе"): Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные, причём сложная диспозиция, связывающая действие нормы права с одним из нескольких условий, называется альтернативной. Диспозиция содержит само правило поведения, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспозиции подразделяются на: управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом); обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия); запрещающие (устанавливающие запрет совершать определённые действия). Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы (как правило, неблагоприятные). По степени определённости санкции подразделяются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные (неопределённые санкции для современного права не характерны).

Существуют три основных способа изложения элементов норм права в статьях нормативный правовых актов: прямой, бланкетный и отсылочный. При прямом способе изложения элемент нормы права прямо излагается в статье. При отсылочном способе изложения в статье элемент нормы права полностью не излагается, вместо этого содержится отсылка на конкретную статью того же или другого нормативный правового акта. При бланкетном способе изложения элемент нормы права выражен в самой общей форме, отсылая к другим нормативный правовым актам (без указания на конкретную норму, где можно найти недостающие сведения), к определённым отраслям права и даже к "действующему законодательству" (при бланкетном изложении элемента нормы права он остаётся неопределённым).

Кроме того, многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Многие нормы Конституции содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм).


Страницы: 1, 2, 3