Реферат: Шпоры по правоведению
20.Понятие источника права и его виды: Источники (формы) права. Источник (форма) права - внешняя форма
выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество)
может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов,
в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём
санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права:
Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный
договор.
2. Правовой обычай: обычай - правило
поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало
обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем
называется обычай, санкционированный государством, после установления
юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как
источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние
века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых
странах. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако
его применение не исключается.
3. Судебный прецедент. Судебный прецедент
- решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила
(некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и
юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его
решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.
Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило,
нижестоящими), должны решаться так же.
4. Нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным
государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы
права. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую
систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты
подразделяются на законы и подзаконные акты.
5. Законы и подзаконные акты.
Закон -
нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным
(законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом.
Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают
наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют: основные -
Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу; конституционные
- принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения; кодифицированные
- сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных
отношений; текущие - принимаемые для урегулирования других вопросов
жизни общества.
6. Нормативные договоры.
Источником
права являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом
нормативных договоров являются международные договоры.
|
21.
Нормативно-правовой акт: нормативно
- правовой акт - изданный в установленном порядке уполномоченный на то
государственным органом акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или
отменяющий правовые нормы.
Признаки нормативно -
правовых актов: нормативно - правовой акт содержит в себе нормы права;
нормативно - правовой акт выступает в виде официального государственного
документа, который имеет обязательные атрибуты (название акта, наименование
органа, принявшего его); юридические нормы группируются в нормативных актах
по определенным структурным образованиям (разделам, главам, статьям);
Виды нормативно - правовых
актов:
Сущность высшей юридической
силы заключается в следующем:
никто, кроме органов
законодательной власти, не вправе принимать или отменять законы;
все правовые акты
государства должны издаваться в соответствии с Основным Законом
(Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону, то этот акт должен
быть приведен в соответствие с законом, либо отменен;
закон не подлежит
утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то
органа законодательной власти.
Действие нормативно -
правового акта.
Нормативно - правовой акт
действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на
которых распространяются нормы данного акта.
Действие нормативного акта
во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Необходимо
отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им
юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это
прямо предусмотрено в законе. Дата вступления нормативно - правового акта в
законную силу связана с моментом его официального опубликования или
определено сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного
акта, т.е. утрата им юридической силы наступает при его отмене.
Действие нормативно - правового
акта в пространстве
Пределы действия
нормативного акта в пространстве очерчены территорией государства, которая
включает в себя сухопутную территорию, водное пространство, воздушное
пространство, недра, гражданские суда под флагом государства, в момент их
нахождения в открытом море, военные корабли, где бы они не находились.
Действие нормативно -
правового акта по предмету Границы действия нормативного акта по предмету
определяются кругом общественных отношений, на который распространяются
нормы, содержащиеся в данном акте.
Действие нормативно -
правового акта по лицам По общему правилу нормативный акт действует в
отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся
субъектом отношении, на которые он распространяется. Но, иностранные граждане
и лица без гражданства не могут быть субъектами определенных отношений.
|
22.Закон. Его верховенство в системе нормативных
актов: Источники права - это
обстоятельства, вызывающие появление права, его действие.
Закон не подлежит утверждению или приостановлению
никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти
Закон - нормативно - правовой акт, обладающей высшей
юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий
наиболее важные общественные отношения. Законы по своему значению, и, прежде
всего по юридической силе, делятся на основные и обыкновенные.
Основные законы - это конституции:
конституция, в отличие от других законодательных
актов, имеет основополагающий характер;
конституция является ядром системы права. Она
представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его
характер;
конституция обладает высшей юридической силой и
верховенством; конституция, в отличие от текущего законодательства,
характеризуется стабильностью.
Конституция - это единый правовой акт, обладающий
особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает
основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые
государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.
Обыкновенные законы представляют собой акты текущего
законодательства, которые посвящены различным сторонам политической,
экономической и социальной жизни общества. Обыкновенные законы по своей
внутренней структуре делятся на текущие (закон о бюджете, который действует
только в течение определенного года) и кодифицированные (кодексы, уставы,
положения).
Подзаконные акты. Подзаконный акт - это акт
правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван
конкретизировать основные положения закона применительно к определенным
общественным отношениям.
По сфере распространения и субъектам издания
подзаконные акты подразделяются: общие; местные; ведомственные;
внутриорганизационные акты.
|
23 Нормативно-правовой акт: нормативно - правовой акт - изданный в установленном
порядке уполномоченный на то государственным органом акт правотворчества,
устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.
Признаки нормативно -
правовых актов: нормативно - правовой акт содержит в себе нормы права;
нормативно - правовой акт выступает в виде официального государственного
документа, который имеет обязательные атрибуты (название акта, наименование
органа, принявшего его); юридические нормы группируются в нормативных актах
по определенным структурным образованиям (разделам, главам, статьям);Виды
нормативно - правовых актов: Сущность высшей юридической силы заключается в
следующем: никто, кроме органов законодательной власти, не вправе принимать
или отменять законы; все правовые акты государства должны издаваться в соответствии
с Основным Законом (Конституцией). Если подзаконный акт противоречит закону,
то этот акт должен быть приведен в соответствие с законом, либо отменен;
закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально
уполномоченного на то органа законодательной власти.
Действие нормативно -
правового акта. Нормативно - правовой акт действует во времени, по
территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются
нормы данного акта.
Действие нормативного акта
во времени начинается с момента его вступления в законную силу. Необходимо
отличать момент принятия нормативного акта от момента обретения им
юридической силы, которая может возникнуть в день его подписания, если это
прямо предусмотрено в законе. Дата вступления нормативно - правового акта в
законную силу связана с моментом его официального опубликования или
определено сроком, указанным в самом акте. Прекращение действия нормативного
акта, т.е. утрата им юридической силы наступает при его отмене.
Действие нормативно - правового
акта в пространстве. Пределы действия нормативного акта в пространстве
очерчены территорией государства, которая включает в себя сухопутную
территорию, водное пространство, воздушное пространство, недра, гражданские
суда под флагом государства, в момент их нахождения в открытом море, военные
корабли, где бы они не находились.
Действие нормативно -
правового акта по предмету Границы действия нормативного акта по предмету
определяются кругом общественных отношений, на который распространяются
нормы, содержащиеся в данном акте. Действие нормативно - правового акта по
лицам По общему правилу нормативный акт действует в отношении всех лиц,
находящихся на территории его действия и являющихся субъектом отношении, на
которые он распространяется. Но, иностранные граждане и лица без гражданства
не могут быть субъектами определенных отношений.
|
24.Правотворчество: понятие, субъекты, принципы, стадии.
Нормативные правовые акты являются продуктом особого рода деятельности – правотворчества.
Нормотворчество - это основной путь воздействия на общественные отношения, главное средство придания праву юридической силы.
Правотворчество - это в принципе и главным образом
государственная
деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон.
Процесс
правообразования идет в недрах общества, а государство лишь оформляет (в формально определенные предписания общего характера) его правовые потребности. Выделяют следующие способы правотворчества:
1) принятие нормативных актов полномочными государственными органами;
2) непосредственное правотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдум);
3) санкционирование государственными органами норм, которые сложились независимо от них в виде обычая (делового обыкновения) или выработаны
негосударственными организациями (например, кооперативами, общественными организациями);
4) формирование юридических прецедентов.
Общими принципами правотворчества (нормотворчества) являются: Научность; Демократизм; Законность; Гуманизм и др.
Содержание правотворчества складывается из последовательно
осуществляемых организационных (процедурных) действий, образующих в своей совокупности то, что называют правотворческим процессом. Правотворческий процесс - это технология создания нормативных актов и Доведения их предписаний до адресатов.
Правотворческий процесс складывается из ряда стадий:
1. Стадия законодательной инициативы. Речь идет о первичном официальном действии компетентного субъекта, состоящем во внесении в Правотворческий орган или предложения об издании нормативного акта или Подготовленного проекта акта.
2. Решение компетентного органа о необходимости издания акта, выработке _проекта, включении в план законопроектных работ и т.п.
3. Разработка проекта нормативного акта и его предварительное Обсуждение. Процедуры того и другого различаются в зависимости от важности проекта, от того, кому поручена его разработка, а также от характера будущего нормативного акта (общегосударственный акт или ведомственный).
Наиболее важные проекты выносятся на всенародное обсуждение, подготовке других принимают участие консультативные группы ученых и специалистов.
4. Рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, которы
уполномочен его принять.
5. Принятие нормативного акта путем голосования в государственной Думе, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом России.
6. Доведение содержания принятого акта до его адресатов путем официального опубликования закона.
Правотворчество может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного
(кодификационного) акта, содержащего определенные
совокупности, группы норм. С помощью единичных актов вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего правотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве.
|
29. Отрасли российского права — это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо большую сферу сходных общественных отношений. В числе основных компонентов отраслей системы права называют конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право, природоохранительное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное право.
Система права — это все действующие в государстве нормы права, объединенные по отраслям права.
Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Эта отрасль права объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики РФ, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство нашей страны, избирательную систему, порядок образования и компетенцию федеральных органов государственной власти. Закрепленные Конституцией РФ принципы выступают ведущим правовым началом остальных отраслей права.
Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления: Правительства РФ, федеральных министерств и других органов, устанавливает порядок прохождения государственной службы, а также систему административных проступков и порядок применения административных санкций к виновным лицам. Финансовое право является совокупностью норм, регулирующих отношения, связанные с накоплением и распределением государственных
финансов. Составная часть этой отрасли — нормы, предусматривающие порядок составления и исполнения государственного бюджета. Земельное право — это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или частном владении, в связи с их использованием и охраной. Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Трудовое право — это совокупность норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих (работников) с хозяйственными организациями, предприятиями. Природоохранительное право — это отрасль, регулирующая общественные отношения в сфере освоения и использования обществом, государством, предприятиями, гражданами окружающей природной среды. Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.
Уголовное право — это совокупность норм, которые устанавливают
основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируют понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяют круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок производства уголовных дел. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы гражданского процессуального права определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников процесса, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, регламентируют ход судебного разбирательства общими и арбитражными судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также исполнения вступивших в законную силу решений.
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|