Реферат: Сущность и структура финансов
34.В начале 70-х из неоклассической школы выделилась неоконсервативное
направление.
*
Эк-кий рост определяется
достаточностью предложенных сбережений и накоплений. Сбережения создают
возможности для накопления ресурсов - накопления образуют фонды для
финансирования капитальных вложений - расширение инвестиций обусловливает рост
производимого продукта. Цель финансовой политики гос-ва - через налог создать
систему для формирования сбережений, достаточных для обеспечения инвестиций в
частном секторе.
*
Необходимо существенно снизить
общий уровень налогов для стимулирования экономического роста в долгосрочном
плане, предложили прогрессивную шкалу налоговых ставок по ПДН заменить
пропорциональной. Кривая Лаффера: обосновал зависимость между ростом налога и
доходами бюджета.
35.
Государственные доходы
часть
фин. отношений, связанная с формированием фин. ресурсов в распоряжении
государства (в лице разл. его структур) и гос. предприятий.
Фин.
ресурсы, которые аккумулируются государством, относятся к централизованным.
Централиз.
гос. доходы формируются в осн. за счет налогов, доходов от ВЭД, платежей
населения.
Фин.
ресурсы, остающиеся в распоряжении у гос. предприятий - децентрализ. финансы.
Они образуются из ден. доходов и накоплений самих предприятий.
Централиз.
гос. доходы:
доходы
бюджета;
доходы
гос. ВБФ
Централизация
значит. части гос. доходов в бюджетах разл. уровня позволяет проводить единую
фин. политику.
Объект
ден. отношений, составл. содержание понятия гос. доходов - стоимость
обществ. продукта (частично - нац. богатства). которая на разл. этапах и
стадиях распределения выстуает в разных финансовых формах.
Источники
гос. доходов:
1. внутренние:
нд,
нац. богатство
(создаются
внутри страны и используются государством для выполнения его функций)
2. внешние:
нд,
в исключит.случаях нац. богатство др. страны, если они заимствуются в форме
гос. займов или поступают в виде репараций.
Осн.
методы мобилизации гос. доходов:
1. налоги
2. гос. займы: используются для
покрытия дефицита бюджета, для обеспечения разл. капитальных затрат, особенно в
части инвестирования средств в гос. сектор экономики.
Связь
между налогами и гос. займами - налоги явл. фин. базой погашения займов
3.эмиссия
К
эмиссии государство прибегает в том случае, когда налоговые поступления и
поступления в форме займов не покрывают растущих гос. расходов и на фин. рынке
складывается ситуация, неблагопр. для выпуска новых займов.
35. Доходы ГБ.
Доходы ГБ выражают отношения
возникающие у гос-ва с предпр-ми, организ-ми, населением в процессе
формирования бюджет-го фонда страны. Доходы бюджетов формируются за счет
поступлений от уплаты юр-ми и физ-ми лицами налогов, сборов и иных обязательных
платежей, а т.ж поступления из иных источников установленных з/д-ом. Доходы ГБ
формируются за сччет: 1 часть НДС утвержденная зак-м, в 97г 100%. 2 АС в 97г
зачислялось 50% АС от произведенных товаров на Укр и 100% по ввозимым товарам.
3 Налог на имущество 30%. 4 Плата за землю 30%. 5 Доход от ВЭД. 6 Часть доходов
от приватизации гос им-ва находящегося в общегос-й собственности. 7 Поступления
от реализации гос им-ва. 8 Арендная плата за аренду им-ва ЦИК, находящихся в
общегос-й соб-ти. 9 Взносы в ФЧ 12%. 10 Взносы в гос фонд содействия занятости
населения 2%. 11 Взносы в др-е общегос-е целевые фонды создание кот-х
предусмотрено з/д-ом ( сборы: за загрязнение окружающей среды, в гос инновац-й
фонд,соц защиты инвалидов). 12 Поступления от внутренних займов. 13 Превышение
доходов над расходами НБУ. 14 Возвращенные гос займы и % по предоставленным
кредитам. 15 Дивиденды полученные от акций и иных цен бум-г, принадлежащих
гос-ву в АО, созданных при участии гос предпр-й. 16 Плата за спец-е use
природных ресурсов. 17 Иные доходы предусмотренные з/д-ом.
36. Формы гос. кредита
Внутренний гос.кредит может выступать в
следующих формах:
- гос. займы;
- обращение части вкладов населения в
гос. займы;
- заимствование средств общегосударственного
ссудного фонда;
- казначейские ссуды;
- гарантированные займы.
Гос. займы как форма гос.кредита
характеризуются тем, что временно свободные денежные ср-ва населения,
предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей
путем выпуска и реализации облигаций :казначейских обязательств и других видов
гос. ЦБ.
Наиболее распространённый вид ЦБ -
облигация. Она символизирует гос. долговое обязательство и даёт право её
владельцу по истечении определённого срока получить обратно сумму долга и %-ты.
Казначейские обязательства отличаются от
облигаций целью выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения:
- средства, поступающие от продажи
облигаций, направляються на пополнение бюджетного фонда, внебюджетных фондов,
или специально оговариваются цели. Средства от реализации казначейских
обязательств государства направляются только на пополнение бюджета;
- по облигации гос.займов доход может
выплачиваться в виде процентов, выигрышей, или на выплачиваться вовсе.
Условиями выпуска казначейских обязательств предусмотрена выплата дохода только
в виде процентов;
- облигации могут быть свободно
обращающимися и с ограниченным кругом обращения; казначейские обязательства
подлежат реализации только среди населения.
Гос.займы классифицируются по следующим
признакам:
- по праву эмиссии (выпускаемые
правительством, выпускаемые местными органами власти);
- по признаку держателей ЦБ (реализуемые
только среди населения, универсальные, т.е. предназначенные для размещения
только среди физ. и юр. лиц);
- по форме выплаты доходов (процентные,
выигрышные, процентно-выигрышные, беспроигрышные и беспроцентные), целевые.
- по срокам погашения (краткосрочные,
среднесрочные, долгосрочные);
- по методам размещения ( добровольные,
принудительные, размещаемые по подписке);
- гос.займы могут быть облигационными
(сопровождаются эмиссией ЦБ государства) и безоблигационными (оформляются
подписанием соглашений, договоров, а т.ж. путем записей а долговых книгах и
выдачей особых свидетельств - используются на межправительственном уровне);
Вторая форма гос кредита - обращение части
вкладов населения в государственные займы - опосредованно системой
сберегательных учреждений. В отличие от первой формы гос. кредита, когда физ. и
юр. Лица покупают ЦБ за счет собственных временно свободных денежных ср-в,
сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счёт заёмных
средств. Обращение части вкладов населения в гос.займы осуществляется через
покупку особых ЦБ (например, казначейских сберегательных сертификатов) или
рыночных ЦБ (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением
безоблигационных займов.
Казначейские ссуды как форма гос.кредлта
выражают отношения оказания фин. помощи предприятиям, ,организациям органами
гос. власти и управления за счёт бюджетных средств на условиях срочности,
платности и возвратности.
Международный гос.кредит представляет
собой совокупность отношений, в которых гос-во выступает на мировом фин. рынке
в роли заёмщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных
внешних займов. Они предоставляются на условиях возвратности, срочности и
платности. Эта сумма, полученных внешних займов с начисленными %-ми включаются
в гос. долг страны. Получателями займов могут быть как правительство, так и
местные органы власти. Кредиторами могут выступать правительство, финансово-кредитные
учреждения и другие юр. лица иностранных государств, частные лица, а также
международные фин. организации.
Гос.внешние займы предоставляются в
денежной или товарной форме. Они бывают среднесрочными или долгосрочными.
Денежные займы выпускаются в валюте страны-кредитора, страны-заемщика или в
валюте третей страны. Погашение займов по соглашению сторон осуществляется
товарными поставками или валютой.
37. Содержание состав и принципы построения бюджетной
системы (бс).
Бс- совокупность всех видов бюджетов страны, основанная
на эк-х отношениях и юр-х формах. Бс Укр-ы состоит: ГБ Укр, республиканского
бюджета респ-ки Крым, местных бюджетов. К местым бюджетам относятся: областные,
городские, районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты.
Совокупность всех бюджетов, кот-е входят в состав бс Укр явл-ся сводным
бюджетом Укр. Бюджетное устройство- это организация и принципы построения бс,
ее структуры, взаимосвязь между отдельными звеньями бс. Принципы бюджетного
устройства: принцип единства, он обеспечивается единством правовой базы, единой
бюджетной классификацией, единством форм бюджетной документации; принцип
полноты, в ГБ отражаются все расходы и доходы; принцип достоверности, бюджет
формируется на основе реальных показателей, а в отчете об исполнении бюджета
отражаются только те расходы и доходы кот-е являются результатом конечных
кассовых операций банков; принцип гласности, обеспечивает освещение в СМИ
показателей бюджета и отчета о его исполнении; принцип наглядности, отражение
показателей бюджетов во взаимосвязи с общеэк-ми показателями в Украине и
зарубежом.
38. Финансовый рынок, его роль в
мобилизации и распределении финансовых ресурсов.
Финансовый рынок
представляет собой форму организации движения денежных ср-в в народном
хозяйстве и функционирует как в виде рынка ЦБ так и рынка ссудных капиталов.
Объективной предпосылкой функционирования
фин. рынка является несовпадение потребности в фин. ресурсах у того или иного
субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Функциональное
назначение фие. рынка состоит в посредничестве движению ден. ср-в от их
владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторвм).
Сберегателями выступают юридические и
физические лица, накапливающие у себя ден. средства. Пользователи (инвесторы) -
зто субъекты хозяйствования и органы государственной власти, вкладывающие ден.
ср-ва в какое-либо предприятие, дело.
Функционирование финансового рынка
объективно предопределено наличием в экономике страны собственников, обладающих
реальной самостоятельностью, а т.ж. соответствующими правовыми основами.
Аккумуляция временно свободных денежных
средств и их инвестирование в затраты осуществляется посредством обращения на
рынке ценных бумаг. Ценной бумагой признается документ, удостоверяющий
имущественное право владельца бумаги при её предъявлении.
ЦБ по характеру подразделяются на 2
группы:
- долговые ценные бумаги (облигация).
- долевые ценные (акция);
Финансовые рынки можно подразделить на
первичные связанные с выпуском новых ЦБ, и вторичные, осуществляющие
перепродажу ЦБ.
Целью первичных фин. рынков является
привлечение дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования
в производство и другие виды затрат.
Вторичные фин. рынки предназначены для
перераспределения имеющихся между субъектами хозяйствования в соответствии с
потребностями расширенного воспроизводства и другими нуждами общества.
Благодаря финансовым рынкам осуществляется перелив капиталов между
предприятиями и отраслями, обеспечивается финансирование приоритетных
производственных, научно-технических и социальных программ. Первичные и
вторичные финансовые рынки тесно взаимосвязаны между собой.
Организационные структуры финансового
рынка включают различные финансовые институты (финансово-банковские учреждения,
страховые компании и др.), но ключевыми среди них являются фондовые биржи.
Фондовая биржа - организационно
оформленный регулярно функционирующий рынок, на котором совершается торговля ЦБ.
Значение функционирования фин. рынков:
- благодаря им становится возможным
инвестировать денежные. средства в производство, что позволяет увеличивать
производственные мощности страны, накапливать ресурсный потенциал;
- с помощью фин. рынка облегчается развитие
предприятий и отраслей, обеспечивающих максимальную прибыль инвесторам;
- перелив капиталов, осуществляемых а
финансовых рынках, способствует ускорению НТП, быстрейшему внедрению
научно-технических достижений;
- позволяет изыскать свободные денежные
средства для покрытия растущих гос. расходов.
56. Особенности форм-ния и исп-ния фин. рес. предпр. в
условиях рынка.
Фин. ресурсы предпр. - это ден. доходы и поступления, находящиеся в
распоряжении субъекта хоз-ния и предназнач. для выполнения фин. обязат-в,
осуществления затрат по расшир. воспр-ву и экономич. стимулированию работающих.
Они форм-ся за счет:
1.
собств. и приравненных к ним ср-в
2.
мобилизации рес-сов на фин. рынке
3.
поступление ср-в от фин.-банковск.
сист. в порядке перераспред.
Первонач. форм-ние фин. рес. происх. при образовании
предпр., когда созд-ся его УФ (его источниками м.б. - акционер. к-л, паевые
взносы учред-лей, отраслев. фин. рес., д/с кредит, бюждет. ср-ва). В-на УФ
показывает размер ден. ср-в, инвестир-х в пр-во (ОС и ОбС). Фин. рес. предпр.
форм-ся в основ. за счет приб. и аморт. отчислений; кр. того за счет выручки от
реализации выбывшего им-ва, устойчив. пассивов, различ. целев. поступлений.
Нов. источники - паевые и иные взносы членов трудового коллектива. Формами
мобилизации ср-в на фин. рынке явл-ся :
*
продажа акций, облигаций и др. цен.
бумаг
*
кредитные инв-ции (не во всех
странах)
В порядке перераспред-я предприятие может получить фин.
рес.:
a)
в виде выплаты страхового
возмещения страховыми компаниями
b)
в виде бюджет. субсидий
c)
от ассоциаций или концернов, в кот.
входит предпр., если это предусмотрено учредит. док-ми
d)
от вышестоящей орг-ции
e)
дивиденды и % по ц.б. др.
эмитентов.
Основные напр-ния исп-ния фин. рес.:
1)
платежи органам фин.-банк. сист.
2)
инв-ние собств. ср-в в кап. затраты
3)
инв-ние фин. рес. в ц.б.,
приобретаемые на рынке
4)
образование ден. фондов поощрит. и
соц. хар-ра
5)
на благотв. цели.
39.
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ.
Необходимым условием финансово-бюджетной политики
является сбалансированность бюджетов.
Превышение доходов над расходами
представляет собой излишек бюджета.
Превышение расходов над доходами - это дефицит
бюджета. В условиях административно-командной экономики при формировании
бюджетного фонда страны исходили из потребностей в финансовых ресурсах на
каждом уровне государственного управления, а под них изыскивали доходы,
которые можно было бы мобилизовать в бюджет ж тем самым обеспечить фискальные
интересы государства. Невозможность прежними волевыми методами обеспечивать
нормальное соотношение между доходами и расходами, проявили себя через рост
бюджетного дефицита.
Качество самого дефицита может быть различным:
а/ дефицит может быть связан с необходимостью
осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. В этом
случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а
государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить
прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства.
б/ дефициты возникают в результате чрезвычайных
обстоятельств /войны, стихийные бедствия и т.п./, когда обычных резервов
становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рада.
в/ дефицит может отражать кризисные явления в
экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность
правительства контролировать финансовую ситуацию в стране.
Основными причинами бюджетного дефицита являются:
- низкая эффективность общественного производства,
малая результативность внешнеэкономических связей;
-нерациональная структура бюджетных
расходов;
- не эффективный бюджетный
механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула
развития экономики и социальной сферы.
При выработке стратегии борьбы с бюджетным дефицитом
необходимо руководствоваться следующим:
1/ недопустимо устранять дефицит путем чисто
математических
операций;
2/ баланс бюджета и даже превышение бюджетных
доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты
здоровой, динамично развивающейся экономики.
3/ величина бюджетного дефицита не должна
превышать предельно допустимого размера, определяемого 2-3 % валового национального
продукта;
4/ для покрытия бюджетного дефицита могут
использоваться разнообразные формы государственного кредита /как внутреннего,
так и внешнего/. Эмиссия, не обусловленная потребностями товарооборота,
недопустима. Дефицит может покрываться только на за мной основе путем
размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг;
Программа должна включать такие
меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств
в бюджетный фонд страны, а с другой - способствовали сокращению
государственных расходов.
40.
Эконом. сущность гос. финансов
ден.
отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости обществ.
продукта и части нац. богатства, связанные с формированием фин. ресурсов в
распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных
средств на затраты по расширению производства, удовлетворению соц.-культ.
потребностей членов общества, нужд обороны и управления.
Субъекты гос. финансов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|