Реферат: Сущность и структура финансов
· этапа развития
экономики.
Сущестсвует
тесная количеств. взаимосвязь между гос. доходами и расходами:
расходы
можно осуществлять только в армках имеющихся доходов;
в то
же время отд. виды гос. доходов не закрепляются за конкр. видами гос.расходов, что
позволяет маневрировать фин. ресурсами.
Система
гос. расходов -
совокупность
конкр.видов гос. расходов.
Осн.
принципы построения системы гос. расходов:
1. целевое направление средств -
гос.расходы осуществляются по цлелевому назначению в соответствии с направлениями
расходования, предусмотренными фин. планом;
2. принцип безвозвратности
расходования гос. расходов;
3. принцип соблюдения режима
экономии: система орг. методов минимизации затрат относительно полученного
результата.
Формы
финансирования гос. расходов:
1. самофинансирование - используется
для покрытия расходов гос. предприятий за счет их собств. фин. ресурсов;
2. бюджетное финансирование -
применяется для обеспечения затрат, имеющих общегос. значение;
3. кредитное обеспечение.
23. Доходы местных бюджетов.
1 Часть НДС не менее 20% , в 97г не поступало. 2 Часть
АС не менее 20% 3 100% налог на pf. 3 100% ПДН. 4 Плата за землю. 5 Поступления
от внутренних займов и ден вещевых лотерей, кот-е проводятся по решению совета
нар-х деп-в. 6Часть дохода от приватизации гос им-ва. 7 Отчисления, дотации и
субвенции ГБ. 8 Поступления от аренды ЦИК находящихся в коммунальной соб-ти
данного уровня. 9 дивиденды от акций и ц.б принадлежащих гос-ву в АО созданных
при участии предпр-й коммун-й соб-ти данного уровня. 10 100% платы за торговый
патент на некоторые виды предприн-й деят-ти. 11 Местные налоги и сборы
установленные на данной терр-ии.
24.Финансовое планирование на предприятии.
Под финансовым планированием понимается
планирование формирования, распределения и использования финансовых ресурсов.
Ранее финансовое
планирование на предприятиях опиралось в основном на плановые показатели, то
теперь финансовое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру рынка,
В условиях. финансовой и хозяйственной
самостоятельности предприятие само разрабатывает свои планы, руководствуясь
единственной целью - достижением высокой эффективности хозяйствования.
Финансовое планирование должно включать
как точные расчеты финансовых показателей на ближайшее время и их балансовую
увязку в соответствующем финансовом документе, так и прогнозные расчеты, носящие
вероятностный и многовариантный характер. Новое содержание финансового планирования
требует и другого инструмента - широкого использования экономико-математических
методов и моделирования наряду с ранее применявшимися способами расчётов
финансовых показателей.
Главным инструментом финансового
планирования является финансовый план предприятия (баланс доходов и расходов).
Широкое распространение имеет такой инструмент как платежный календарь. Относительно
новым инструментом финансового планирования для нашей страны является
бизнес-план.
Баланс доходов и расходов - это финансовый
план предприятия на текущий год, квартал или месяц. В нём находит отражение
движение всех финансовых ресурсов предприятия, поступающих на предприятие и
расходуемых им на соответствующие направления.
Баланс доходов м расходов включает 4
раздела:
I.
Доходы и поступления средств.
II. Расходы и отчисления средств
III.Кредитные
взаимоотношения предприятия
IV.Взаимоотношения
предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами
Одним из направлений влияния финансового
планирования на экономику предприятия является учет фактора времени поступления
и использования финансовых ресурсов. Такую информацию можно получить составив
платежный и календарь. Платежный календарь - инструмент оперативного
планирования финансовой деятельности предприятия.. В нем отражаются ожидаемые
на тот или иной отрезок времени денежные потоки по всем направлениям их
поступления и расходования и возможность предприятия выполнить свои финансовые
обязательства.
25.Органы ФК.
Субъекты
ФК - особые органы, и организации, наделённые контрольными функциями.
Вид ФК
1. общегос
Субъекты ФК
з/д органы власти
исполнительные органы управления
финансовые, налоговые, кредитные учреждения
Страховые организации, гос. Комитеты
Министерства и ведомства
Законодательные органы осуществляют контроль при рассмотрении и утверждении
гос. прогноза экономического и социального развития народного хозяйства, гос
бюджета по звеньям бюджетной системы, а т.ж. отчётов о его исполнении.
Контролируются:
законность и эффективность использования гос. средств;
целесообразность осуществления расходов.
Финансовые органы возглавляемые МФУ контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных
фондов Þ ФК называют БЮДЖЕТНЫМ.
Контрольные органы в составе МФУ -
контрольно-ревизионные управления. (их деятельность регламентируется законом «О
ГКРС Украины».
2. Внутрихозяйственный ФК
n
структурные подразделения
предприятий и организаций;
n
главные бухгалтера;
n
фин. Отделы;
n
контрольно-ревизионные отделы
В соответствии с законом Украины от
22.04.93 «Об аудиторской деятельности» в стране создана аудиторская служба.
Аудит -
проверка публичной бухгалтерской отчётности, учёта первичных документов, и
другой информации касающейся финансово-хозяйственной деятельности субъектов
хозяйствования с целью определения достоверности их отчётности, учёта, его
полноты и соотетствия действующему законодательству.
Аудит может проводиться:
n поинициативе хозяйствующих субъектов;
n в случаях предасмотренных законодательством (обязательный аудит).
26.Роль фин-в в м/н интеграц-м процессе.
Роль фин-в в развитии м/н отношений проявляется по
четырем направлениям. I Изыскание источников имобилизация необход. фин.
ресурсов для финансир-я разных напрвлений м/н сотрудничества. II Регулирование
м/н интеграционных процессов. III Стимулирование развития каждого вида м/н
отношений и участников этих отношений. В сфере эксп-импрт-х операций с помощью
фин. стимулируется выпуск конкурентоспособ. прод-ии. Фин-ы способствуют
формированию той доли НД, кот-я реализуется в результате ВЭД. Одной из форм м/н
сотрудничества явл. участие Укр. в м/н организациях и м/н фондах. Эти
организации по способу формирования доходов и хар-у фуннкцион-я делятся на
типы: 1Межгос-венные и м/н фонды фин-кредитных организаций (МВФ, МБРР и др.). С
помощью фин. осущест-я мобилизация средств уставног кап-а и в процессе
функционирования распределяется выручка и pf. Источники паевых взносов- ср-ва
нац. и м/н фин-кредит-х институтов, м/н организаций участников фонда и
бюджетные и валютне фонды заинтересован-х сторон. 2.Организации, вункционир-е
на основе бюджета, кот-й создается за счет ежегодных членских взносов (ООН).
3.Научные программы и конгрессы. Они функцион-т непостоянно, их проведение
финансир-ся участниками. 4.М/н научные лаборатории, институты,
союзы.Функционируют за счет бюджетов источниками кот-х явл. ежегод-е долевые взносы,
регистрационные взносы участников, пожертвования, доходы от издания науч.
справочников. 5.М/н организации, занимающиеся сбором средств для оказания
помощи в опред-м виде деят-ти (Олимпийская солидарность). IV Мобилизация рес-в
иностр-х инвесторов. Специфич. черты фин-в ВЭД: воплощаются в ресурсах кот.
формир-ся в нац. и иностр. валятах; обязательный субьект распред-х отношений
явл. зарубежный партнер; способствуют развитию и углублению м/н интеграционного
процесса и формирование внешних источников фин. ресурсов.
27. В становлении системы распределения прибыли можно
выделить ряд этапов:
с 1930 -32 г до середины 60-х. В этот период была
введена двуканальная система
распределения прибыли, при этом 90% прибыли поступало в бюджет.
Капиталовложения предприятия осуществляли за счет бюджетного финансирования. Реформа сводилась:
с 60 по 80г. Суть реформы: пр-тиям разрешено создавать
фонды эк. Стимулирования за счет прибыли остающейся в его распоряжении и был
введен т.н. сальдовый метод распределения прибыли. Из балансовой прибыли в
первую очередь выплачивались : плата за ОПФ, рентные платежи, % банку за
кредит. Оставшаяся часть прибыли - расчетная прибыль. Часть ее направляли на
создание фонда экон-го стимулирования, оставшаяся часть подлежала перечислению
в бюджет.
81 - 85 гг. Экономич-кий мех-зм был заложен
постановлением от 12.07.79г «Об улучшении планирования и усилении воздействия
хоз-го мех-ма на пов-нии эфф-ти производства и кач-ва работы». Отличия от
нормативно-сальдового:
вводились долгосрочные нормативы отчислений от прибыли,
дифференцированные по годам пятилетки.
устанавливались отчисления в абсолютной сумме
платежи в бюджет вносились централизованно
министерством.
86 - 87 г. платежи в бюджет пр-тие вносит
самостоятельно и исчисляет от расчетной прибыли. Из балансовой прибыли
выплачивались : плата за ОПФ, рентные платежи, % банку за кредит, если сумма
первоочередных платежей превышала плановую это сказывалось на сумме прибыли
остающейся в распоряжении предприятия.
87г закон СССР « О государственном предприятии и
объединении». Пр-тие может использовать одну из форм хозрасчета:
основанную на нормативном распределении прибыли
основанную на нормативном распределении дохода
В 1991г З-н «о н\о прибыли пр-тий и ор-ций», который
закрепил переход на налоговую модель распределения прибыли.
Декретом каб. Мина вводится налог на
прибыль.
С 1.04.93 налог на доход. 1994г -
продолжает действовать закон « ...» ставка налога повышается до 22%.
В соответствии с законом « Он\о
предприятий» от 21.05.97г. объектом н\о явл-ся прибыль, которая определяется
путем умножения суммы скорректированного валового дохода отчетного периода на
сумму валовых расходов и сумму амортизационных отчислений (базовая ставка налога
30%).
Требования к мех-му
распределения :
*
обеспечение сочетания интеересов
субъектов хозяйстования.
Принципы распределеения:
·
первоочередное выпол-ние фин-вых
обязательств перед гос-вом
·
обеспечение за счет прибыли
потребностей расширенного воспроизводства
·
исп-ние прибыли на мат-ное
стимулирование работников
Для реализации этих принципов необходима
финансовая независимость предприятия.
Вмешательство гос-ва ограничено устан-нием
размера налогов, а также фин-вых санкций за их нарушение.
Пр-тие прибыль направляет на выплату
дивидендов, нужды соц-го характера. Размер затрат и порядок их финансирования
уст-ся в учред-ных док-тах пр-тия. После этого пр-тие распоряжается оставшейся
частью прибыли.
28. Содержание и значение фин-й пол-ки (фп).
Фп- совокупность мероприятий гос-ва по организации и
use фин для осуществления своих функций и задач. Фп включает след. звенья: 1
выработку научно-обоснованных концепций развития фин-в; 2 определение основных
направлений use фин. на перспективу и текущий период; 3 осуществление
практических действий, направленных на достижение поставленных целей. Единство
этих 3-х звеньев определяет содеожание фп. Фин-я стратегия- долговременный курс
фп, расчитанный на перспективу и предусматриввающий решение крупномасштабных
задач. Фин-я тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития
эк-ки путем своевременного изменения способов организации фин связей. Стратегия
и тактика фп тесно взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности
для решения тактических задач. Тактика позволяет в жатые сроки с наименьшими
потерями и затратами решать задачи, намечаемой фин-й стратегией. Значение фп: 1
фп, сопровождается повышением уровня благосостояния народа. В процессе ее
разработи и рповедении предусмат-ся фин рес-ы кот. могут быть use для повышения
мат-го, культурного уровня жизни народа; 2 фп играет важную роль в развитии
произ-х сил и рациональном их размещении по террит-ии страны; 3 фп способствует
укреплению и развитию эк-х связей с др. странами, создавая условия для
осуществления совместных мероприятий.
29.Контрольная ф-ия фин.
Основу контр. ф-ии сост-ет движение фин. ресурсов как в
фондовой, так и не в фондовой части, они выступают универсальным орудием
контроля со стороны об-ва за пр-вом распед-ем ВОП, т.е. об-во знает как складываются
пропорции в распределении ден. ср-в, насколько своевременно фин рес поступают в
распоряжение разных субьектов хозяйст-я, насколько эфф. они use. Объект
контроля- фин. показатели деят-ти предпр-я. В зависимости от субъектов,
осуществ. фин контроль различают: общегос-й, ведомственный, внутрихоз-й,
общественный,независимый (аудит). Степень и глубина реализации контр. ф-ии
зависит от фин. дисциплины. Фин. дисциплина- обязательный для всех предпр-й,
орган-й и должност-х лиц фин-ов хоз-ва, соблюдение установленных норм и правил
выполнения фин. обязательств. Контр. фун-я действует не изолированно, а в
единстве с распределительной ф-ией.
30. Фин-й механизм (фм) и его роль в реализации фин
пол-ки.
Фм- совокупность способов, видов и методов организации
фин отношений с помощью кот-х обеспечивается осуществление распред-х процессов,
образование доходов и use фондов ден ср-в. Гос-во устанавливает методы
распред-я НД, предусматривает виды платежей, определяет принципыи направления
use гос фин. Для эфф-го use фин-в большое значение имеет прогнозирование и
планирование способов организации фин. отношений, контроль за правильностью
применения различных видов, форм и методов фин. отношений.
32. Соц.-эк.содержание страхования, его функции.
Эк. категория страхования явл-ся составной часть
категории финансов. Причем, страхование охватывает только сферу
перераспределительных отн-ний. Специфичность страхования, как эк. категории
опред-ся следующим:
*
при страховании возникают ден.
прераспределительные отн-ния, обусловленные наличием вероятности наступления
внезапных, непредвиденных и непреодолимых событий, т.е. страховых случаев,
влекущих за собой возм-ть нанесения матер. или иного ущерба н/х-ву или
населению,
*
при страховании осущ-ся раскладка
нанесенного ущерба между участниками страхования - страхователями, кот. носит
замкнутый хар-р,
*
страхование предусматривает
прераспределение ущерба как между тер-ми единицами так и во времени,
*
замкнутая раскладка ущерба
обуславливает возвратность средств, мобилизованных в страховой фонд
Т.о., страхование - это совокупность замкнутых
перераспределительных отн-ний между его уч-ми по поводу форм-ния за счет ден.
взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного
ущерба, нанесенного субъектам хоз-ния, или выравниванием потерь в семейных
доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Эк. категория
страхования проявляется в практике хоз-ния в кач-ве 1-го из методов форм-ния и
исп-ния страхового фонда. К другим методам отн-ся централизов. и
децентрализованный. Централиз. метод связ. с прямым з/д-ным выделением
из НД и нац. богатства страны опред. фин. резервных, в т.ч. и страховых фондов.
С пом. данного метода форм-ся резервные фонды гос. бюджета, валютные резервы и зол.
запас гос-ва. Децентрализов. фин. резервы созд-ся в объединениях и
предпр. сферы матер. пр-ва для возмещения локального ущерба и покрытия различ.
убытков. Сущность страхования проявляется в его функциях:
1.
рисковая ф-ция (страховой риск, как
вер-ность ущерба непоср-но связан с основным назначением страхования по
оказанию ден. помощи пострадавшим хоз-вам изи гр-нам. В рамках д-вия рисковой
ф-ции происходит перераспределение ден. формы ст-ти среди уч-ков страхования в
связи с последствиями случ. событий
2.
предупредительная ф-ция связ. с
исп-нием части ср-в страхового фонда на ум-ние степени и последствий страхового
риска
3.
сберегательная ф-ция проявляется в
сбережении с пом. страхования ден. сумм (напр. при страховании на дожитие).
4.
контрольная ф-ция выражает св-во
этой категории к строго целевому форм-нию и исп-нию ср-в страхового фонда.
33.Фин. обеспечение воспр-ного процесса - это покрытие воспр-ных затрат за счет фин. рес-сов,
аккумулируемых субъектами хоз-ния и гос-вом. Фин. рес-сы форм-ся во всех
подразделениях обществ. воспр-ва, затем происх. их распред-ние и целенапр-ное
исп-ние через ден. фонды целев. назначения. Фин. обеспечение воспр-ных затрат
может осуществл. в 3-х формах:
1)самофин-ние, 2)кредитование, 3)гос. фин-ние. Самофин-ние
- основано на исп-нии собств. фин. рес. субъектов хоз-ния. При недостаточности
собств. ср-в, предпр. может либо сократить опред. расходы, либо восп-ся заемн.
ср-вами, привлекаемыми на основе операций с ц.б. Кредитование - это
такой способ фин. обеспечения воспр-ных затрат, при кот. расходы субъекта
хоз-ния покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности,
платности, возвратности, обеспеченности, целевого хар-ра исп-ния. Гос.
фин-ние - пр-ся на безвозвратной основе за счет ср-в бюджетных и
внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях гос. упр-ния в процессе
распред. и прераспред. части НД. При пом. такого фин-ния гос-во целенапр-но
перераспределяет фин. рес. между пр-ной и непр-ной сферами, отраслями эк-ки и
тер-риями страны, между формами собств-ти , отдельными группами и слоями
населения. На практике все перечисленные формы фин. обеспечения пр-ных затрат
могут применяться одновременно. Главное - обеспечить оптим. соотношение между
ними. Для обеспечения бесперебойного фин-ния воспр-ных затрат большое значение
имеют фин. резервы. Они могут созд-ся самими субъектами хоз-ния за счет
собств. фин. рес., их управленч. стр-рами, специализированными страховыми
орг-циями и гос-вом. Формирование круп. фин. резервов в руках субъектов хоз-ния
мало эфф-но с эк. т.зр. Более целесообразно форм-ние резервов бюджет. методом и
методом страхования, т.к. здесь достиг-ся более высокая оборачиваемость резервируемых
средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|