Реферат: Происхождение, сущность и типы государств
Сущность государства как политической организации особенно ярко
проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в
себя все богатство общественных отношений за пределами политического
государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и
содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание –
гражданским обществом.
Кроме того, что государство есть публичная власть, отделенная от
населения, имеющая аппарат управления, материальные придатки, оно может
рассматриваться и как политическая организация-ассоциация, проникнутая самыми
различными системами властеотношений и институтов. И. Кант писал, что
государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам. К. Маркс исходил
из того, что государство следует рассматривать как определенную ассоциацию, в
которой члены её объединяются в единое целое публично-властными структурами и
отношениями.
1.3 Теории происхождения и сущности государства
Кроме марксистской теории происхождения государства существуют и иные
теории, в которых связь государства с процессами классообразования не
учитывается, прежде всего, в силу выражения в них определенных идеологических
представлений и интересов.
Теологическая теория довольно многоаспектна.
У древних народов политико-правовая мысль восходит к мифологическим
истокам и развивает представление о том, что земные порядки есть часть
общемировых, космических, имеющих божественное происхождение. В русле такого
понимания и освещаются в мифах темы земной жизни людей, общественного и
государственного строя, их взаимоотношения между собой, права и обязанности.
Основная идея теологической теории – божественный первоисточник
происхождения и сущности государства: вся власть от бога. Это придавало ей
безусловную обязательность и святость.
Основателями патриархальной теории считаются Платон и Аристотель.
Платон в своем знаменитом труде «Государство» конструирует идеальное справедливое
государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с
властью отца над членами его семьи, где есть соответствие между космосом в
целом, государством и отдельной человеческой душой; государство – это обруч,
скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви.
Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII
в. в сочинении Фильмера «Патриарх», где он доказывает получение власти от бога
и затем передачу её своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим
потомкам – королям.
Договорная теория (Г. Гроций, Д. Локк, Ж. Руссо, А. Радищев и
др.). Согласно этой теории государство возникает в результате заключения общественного
договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии,
превращающего их в единое целое, народ. На основе этого первичного договора
создается гражданское общество и его политическая форма – государство.
Последнее обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших
договор индивидов.
Теория насилия (Л. Гумплович). Сторонником той теории был также К.
Каутский.
Причину происхождения и основу политической власти и государства они
видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении
одних племен другими. Утверждалось, что в результате такого насилия образуется
единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих
и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное
провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных
племен, грубое превосходство силы, война, борьба, опустошение, словом, насилие,
- «вот родители и повивальная бабка государства», - заявил Л. Гумплович.
2. Типология государства
2.1 Основные вопросы типологии государств
Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем,
который считал, что основными критериями разграничения государств являются,
во-первых, количество властвующих в государстве и, во-вторых, осуществляемая
государством цель.
Попытки типизации государств предпринимали также: Г. Елинек, Г. Кельзен,
Р. Макайвер, Р. Дарендорф и др.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее
общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон,
порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
До последнего времени вопросы типологии государств рассматривались
преимущественно с позиций формационного подхода. Суть его состоит в том,
что в основе типизации государств лежит категория общественно-экономической
формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей
соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства
с позиции его социального назначения.
Известная триада К. Маркса делит мировую историю на три макроформации:
первичную (архаичную), вторичную (экономическую), третичную (коммунистическую),
получившие название общественных. Основными критериями такой
классификации являются, во-первых, наличие или отсутствие частной
собственности; во-вторых, наличие или отсутствие противоположных классов;
в-третьих, наличие или отсутствие товарного производства. Следовательно,
государственно-организованное общество – элемент экономической общественной
формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский,
античный, феодальный, буржуазный. В этом случае в основу деления истории
социального развития положена идея естественноисторического процесса смены
одной общественно-экономической формации другой.
Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии государств
широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит
идея соотношения государства и социально-экономического
строя с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного
развития.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как
социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия
жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень
гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической,
социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, её ценности влияют не
только на социальную, но и на государственную организацию общества. Каждая
цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в её
рамках.
2.2 Общая характеристика отдельных типов государств
1. Рабовладельческое государство явилось первым историческим типом
государства, возникшим на рубеже IV и III веков до
нашей эры (Месопотамия, Египет). Рабовладельческий строй существовал в странах
Азии, Европы и Африки вплоть до III – V веков нашей эры. У славян возникновение
государства относится к эпохе феодализма, поэтому они миновали
рабовладельческий строй.
Экономическую основу рабовладельческого государства составляли
производственные отношения, характеризуемые тем, что частной собственностью
рабовладельца были не только орудия производства, но и рабы, которых нещадно
эксплуатировали, продавали, покупали, могли безнаказанно убивать и т.д.
В основе рабовладельческой эксплуатации лежит прибавочный продукт,
создаваемый посредством внеэкономического принуждения. Рабовладельческое
хозяйство строилось на непосредственных отношениях господства и подчинения.
Самым главным противоречием рабовладельческого общества, неминуемо ведшим
его к гибели, было противоречие между рабской формой труда и рабовладельческой
формой собственности, между рабами и рабовладельцами.
Основной экономический закон рабовладельческого общества состоял в
производстве добавочного продукта путем эксплуатации рабов в условиях полной
собственности рабовладельцев на средства производства и рабов.
Рабовладельческое государство представляло собой орган классового
господства и насилия класса рабовладельцев над рабами и мелкими производителями
– крестьянами и ремесленниками. Это была гигантская машина военно-политического
характера, располагавшая всеми средствами принуждения: вооруженной силой,
полицией, тюрьмами, аппаратом чиновничества, которые являлись орудием диктатуры
класса рабовладельцев.
Классовая сущность государства проявлялась в его функциях, которые
показывают, для чего рабовладельцы организовались в государство. Функции
рабовладельческого государства:
- подчинение
сопротивления рабов;
- охрана
рабовладельческой собственности на орудия и средства производства;
- идеологическое
воздействие и создание культурных ценностей;
- обороны
страны и мирного контакта с другими народами;
- захвата
чужих территорий;
- по
управлению завоеванными территориями.
2. Феодальное государство является исторически вторым типом
государства, который отображает качественный скачек в поступательном развитии
человеческого общества, ибо перемена формы эксплуатации превратила рабовладение
в крепостничество.
Способом присвоения феодалом прибавочного продукта была земельная рента.
Известны три её формы: отработочная, продуктовая, денежная, которые условно
соответствуют трем периодам в развитии феодального государства.
Вся деятельность феодального государства сводилась в основном к одному –
удержать власть помещиков над крепостными. На крестьянство ложилась вся тяжесть
содержания класса эксплуататоров: князей, дворянства, духовенства. Крестьянин
не признавался полной собственностью помещика, но мог быть продан, куплен, наказан
своим господином.
В истории Западной Европы феодализм занял более чем тысячелетнюю эпоху (V
– XVII века). Экономический строй, взаимоотношения классов, государственные
порядки и правовые институты нашли свое отражение в сословно-корпоративной
структуре феодализма. Антагонистические противоречия между феодалами и угнетенными
массами, борьба между различными группировками среди феодалов – вот чем характерно
это общество.
Эволюция социально-экономических и политических институтов приводила и к
изменениям в государстве. На первом этапе раннефеодального строя существует
раннефеодальное государство (конец V – середина XI века). Феодализм еще только
консолидируется и упрочняется как новая общественно-экономическая формация; в
рамках данного этапа государства сначала организуются в большие, но весьма
слабые по степени интеграции монархии. Для второго этапа – периода полного
развития феодального строя, фазы его расцвета (середина XI –
конец XV века) типичны централизованные сословно-представительные монархии. Для
третьего этапа – периода позднего средневековья (конец XV – XVII век),
полосы заката, упадка феодализма и зарождения капиталистического способа
производства характерны абсолютные монархии.
3. Буржуазное (капиталистическое) государство возникает в ходе
разложения феодального строя, связано с победой новых капиталистических
общественных отношений. Основной задачей его становится обеспечение господства диктатуры
класса буржуазии. Экономической предпосылкой появления этих отношений
является универсализация существующей частной собственности, растущая степень
ее обобществления. В основе этого государства лежит капиталистическая частная
собственность на орудия и средства производства, но не на работника. На первый
план здесь выходит Экономическое принуждение, отношения эксплуатации
сохраняются. Появляется наемный труд в национальном масштабе.
В литературе все больше утверждается мнение о том, что существование современного
западного общества и его государства закономерно, что при достижении высшей
точки развития в традиционном индустриальном направлении эволюционным путем появляется
новая социальная система, существующая с оставшимися социалистическими
государствами. За капитализмом и его государственным формами наступает иная
фаза развития, получившая название постиндустриального общества, в
котором буржуазное государство способствует трансформации капитализма в
смешанную экономику; государство изображается как одинаково заботящееся об
интересах всех слоев общества, а национализированный сектор экономики, её
регулирование и программирование, государственная система социального
страхования есть свидетельство конвергенции двух социально противоположных
систем.
4. Социалистическое государство представляет собой четвертый тип
государства, который может возникнуть только в ходе социалистической революции,
при соответствующих условиях, связанных с развитием буржуазного общества.
В теоретическом плане «социалистическое государство» означает некую
абстракцию (а в политическом отношении идеал), содержащую набор признаков,
принципов и норм, отличающих данное государство от капиталистического. В первую
очередь необходимо наличие материальных (экономических) предпосылок, связанных
с обобществлением собственности, концентрацией её в руках меньшинства во все
увеличивающихся размерах, что приводит к углублению классовых противоречий,
которые решаются в ходе социалистической революции.
Государство по-новому диктаторское и по-новому демократическое выступает
политической организацией большинства населения во главе с рабочим классом.
Если все предыдущие государства были основаны на частной собственности,
то экономической основой социалистического государства является общественная
собственность в различных её формах, что дает возможность ликвидировать
эксплуатацию человека человеком, устранить все причины, её порождающие.
Модель социализма 30-50-х годов базировалась на полном огосударствлении
основных средств производства, вмешательстве государства во все сферы
общественной жизни; административно-командной организации труда и других видов
общественной деятельности; примате общественного интереса перед личным и свертывании
на этой основе ряда прав и свобод граждан; первенстве партийного интереса и
интереса государственной безопасности над всякими другими; идеологическом
давлении государства на граждан. В практическом воплощении данной модели
сопутствовали тоталитаризм и вождизм, произвол и террор, конформизм, догматизм
и идеологический вакуум.
Современная модель социализма реально ставит человека с его потребностями
и интересами в центр всей общественной жизни; освобождает его от
патерналистской политики государства; допускает разнообразие форм
собственности; утверждает трудовой характер присвоения; гарантирует социальную
справедливость в распределительных отношениях; социальную защищенность малоимущих
через государственные и общественные фонды
Выводы
I. Причины
происхождения государства:
I.I Экономические причины
1. «Неолитическая революция» – переход от
собирательства к производящей экономике.
2. Три крупных общественных разделения труда: отделение скотоводства от
земледелия; отделение ремесла; появление купцов.
3. Рост производительности труда и появление излишков.
4. Появление частной собственности.
I.II Социальные причины
1. Разложение рода и появление семьи.
2. Появление антагонизмов.
3. Раскол общества на классы.
II. Признаки отличающие государство от общественной власти
- наличие
публичной власти, не совпадающей с населением;
- территориальное
подразделение граждан (подданных) государства;
- взимание
налогов, принудительных сборов с населения для содержания публичной власти.
III. Признаки государства, отличающие его от других политических
организаций:
- наличие
особого аппарата управления (публичная власть);
- государство
есть официальный представитель всего общества;
- разделение
населения по территориальному признаку;
- суверенитет;
- наличие
аппарата принуждения;
- налоги,
займы.
IV. Государство
в собственном смысле слова (классовый подход)
есть политическая организация, которая поддерживает господство одного класса
над другим, причем меньшинства над большинством, сущность такого государства
заключается в диктатуре экономически и
политически господствующего класса.
Государство (общесоциальный подход) – политическая организация-ассоциация,
члены которой объединяются в единое целое публично-властными отношениями и
структурами, есть орудие и средство достижения компромисса между ними.
Государство есть объединение людей, подчиненных правовым законам
(И. Кант).
V. Тип государства – это взятые в единстве наиболее общие
черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых
соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными свойствами.
V.I Типы государств (формационный подход)
- рабовладельческое;
- феодальное;
- буржуазное;
- социалистическое.
Критерии классификации:
- наличие
или отсутствие частной собственности;
- наличие
или отсутствие противоположных классов;
- наличие
или отсутствие товарного производства.
V.II Макроформации
1. Первичная – первобытно-общинный строй.
2. Вторичная (экономическая) – рабовладельческая; феодальная; буржуазная.
3. Третичная (коммунистическая) – коммунистическая (первая фаза
социализм).
Список использованной литературы
1. Боднар
А. Основы политологии. – К., 1991.
2. Панарин
А.С. Политология: Учебник. – М., 1997.
3. Санистебан
Л.С. Основы политической науки. – М., 1992.
4. Рябов С.Г. Політологічна теорія держави. – К., 1996.
5. Комаров С.А. Общая теория государства и права. – М., 1996.
6. Гаєвський Б.А. Сучасна українська політологія: Навч. посібник. –
К.:МАУП, 1999. – 268 с.
7. Мамут Л.
Государство: Полюсы представлений //Общественные науки
и современность. – 1996. - №3.
|