Реферат: Происхождение, сущность и типы государств
Реферат: Происхождение, сущность и типы государств
Группа: 4 – 10 – 98 БУБ
студент: Заболотный
Александр Эдуардович
адрес:
г. Запорожье,
ул. Мира, д. 10, кв. 18
телефон: 33 – 16 – 77
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
политология
факультет:
дистанционное обучение
специальность:
БУБ
отделение:
бакалаврат
Преподаватель
консультант: Калюжный
МАУП 2000.
Тема: Происхождение, сущность и типы государств
ПЛАН
Введение……………………………………………………………………..…...
3
1.
Происхождение и
сущность государства
1.1 Первобытное
общество: экономическая основа,
общественная
власть…………………………………………………… 5
1.2 Общие закономерности возникновения
государства,
его признаки и
сущность………………………………………………. 8
1.3 Теории происхождения и
сущности
государства………………………………………………..………………12
2. Типология
государства
2.1 Основные вопросы типологии
государств…………………..……14
2.2. Общая характеристика
отдельных типов государств…………15
Выводы………………………………………………………………………..…..20
Список использованной литературы……………………………………….22
Введение
Создание новой Украины обусловливает постоянную потребность в
теоретическом осмыслении и предоставлении созидающим силам научного
инструментария, с помощью которого только и может быть достаточно эффективным
процесс этого создания.
Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества,
занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане
стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью
требуют как теоретического осмысления основных тенденций развития государства,
так и поиск возможных путей их практического воплощения в украинской действительности.
Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении
различных общественных сил, политических организаций к государству в силу того,
что во все времена существовали управляемые и управляющие органы,
функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а
государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в
которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.
Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как
собственника основных орудий и средств производства, определяет основные
направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает
организацией всех граждан.
Основная задача настоящей работы заключается в раскрытии такого
теоретически важного понятия, как государство – его происхождение, сущность,
типология.
Данная работа предполагает достижение нескольких целей: во-первых,
исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения государства;
во-вторых, получить представление об основных категориях, отражающих особые
свойства государства; в-третьих, исследовать общие черты различных государств,
систему их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой и
получить представление о типах государств характеризующихся общими сущностными
признаками
Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение, без
него нельзя понять сущность государственно-правовых и политических явлений, их
роль в жизни общества и логику функционирования. Практическое значение данной
темы связано с определением исторических рамок существования государства.
Работа написана с учетом громадного исторического и политического
материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло
в своем развитии и чем стало теперь.
1. Происхождение и сущность государства
1.1 Первобытное общество: экономическая основа,
общественная власть
При анализе всякого предмета нужно, прежде всего, выяснить его
историческое происхождение (образование, возникновение), а также предпосылки,
что имеет прямое отношение и к государству.
Рассмотрение вопроса происхождения государства имеет особое значение в
познании этого явления, без чего нельзя понять сущность государственно-правовых
и политических явлений, их роль в жизни общества и логику функционирования.
Практическое значение данной темы связано с определением исторических рамок существования
государства.
В наиболее полном виде исторический анализ такого института, как
государство, сделан Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной
собственности и государства», написанный с учетом громадного исторического и
политического материала, где показано, как государство появилось, какие
основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь.
Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его
образованию предшествовал первобытно-общинный строй – древний тип коллективного
или кооперативного производства, который был результатом слабости отдельного,
обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только
формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного
возникновения коллективности труд человека становится коллективным, т.е.
совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой
организации людей.
Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда,
добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.д.)
принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию
использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным.
Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как
результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние
первоначально возникшей коллективности.
Формой социальной организации в тот период (после первобытного строя) был
род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства, но
и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства.
Первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в
своем развитии, причем только на определенном этапе он стал перерастать в
государственно-организованное общество.
Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось
в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно
совершенствуется. Роды объединились в племена, а последние – в союз племен.
Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность
во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя
принудительная власть, уже существовала, но она являлась неполитической, так
как не была связана с государством.
Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной
организации. В своем первоначальном, зачаточном виде родоплеменная организация
есть власть, осуществляемая в интересах всего общества. Ее воплощением были
общие собрания членов рода, племени, советы старейшин как «первых среди равных»,
глава рода, вождь племени, по старшинству получившие право управлять родом,
племенем в интересах всех сородичей и соплеменников.
Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась
только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать
новые, не свойственные ей изначально черты.
С марксистской точки зрения происхождение государства обусловлено
образованием антагонистических классов. Одним из главных процессов
классообразования в сфере материального производства признается переход от
охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной
литературе именуется неолитической революцией, приведшей к появлению
прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях
сделало рабочую силу человека способной производить большее количество
продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция
создания продукта и функция его присвоения расчленяются. Возникают реальные
условия для имущественной и социальной дифференциации, что ведет к возможности
появления разных форм эксплуатации внутри родового строя. Все эти явления
порождены общественным разделением труда, который взорвал родовой строй, привел
к расколу общества на классы, появлению государственно-организованного
общества.
Рост производительности труда с неизбежностью ведет к увеличению объёма
избыточного продукта, обусловившему появление частной собственности, что
явилось материальным выражением обособленности членов рода.
Постепенный переход от парного брака к моногамному приводит к
экономической самостоятельности отдельной семьи, которая противостоит всему
роду. Семья становится социальной формой материальной обособленности
членов рода, ибо и частная собственность и наследство сосредотачиваются в
рамках отдельной семьи.
Рост производительности труда, переход в целом к производящей экономике,
разложение ранее существовавших коллективных форм производства и проникновение
в общину товарных отношений, приводят к созданию предпосылок рабства.
На этом этапе первобытно-общинная организация начинает испытывать кризис
власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные
и общие интересы совпадали. Возникновение частной собственности и
имущественного неравенства приводит к расхождению этих интересов. Органы
первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии
для ведения войн с соседними племенами.
Перерождение органов первобытного общества постепенно ведет к
возникновению государства.
У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные
формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что
привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых,
антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти
противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие
производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к
острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные
связи теряют своё значение, органы родового строя оказываются неспособными
урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью.
Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части
– собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических
отношений имущественного неравенства.
1.2 Общие закономерности возникновения государства,
его признаки и сущность
с марксистской точки зрения государство есть продукт развития общества,
продукт непримиримости классовых противоречий. Государство появляется там,
тогда и поскольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не
могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и
развивается особый институт – государство.
Общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и
внешних нападений. Этот орган есть государственная власть. Едва возникнув, он
приобретает самостоятельность по отношению к обществу и тем более преуспевает в
этом, чем более он становится органом одного определенного класса и чем более
явно осуществляет его господство.
Ф.Энгельс в работе «Происхождение семьи, частной собственности и
государства» делает общий вывод, что государство никоим образом не представляет
собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на
известной стадии развития; государство есть признание, что это общество
запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности,
избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умеряла
столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из
общества, ставящая себя над ним, все более и более отчуждающаяся от него, есть
государство.
Если общественное производство в результате тысячелетней революции пришло
к частной собственности, то для всех других областей организации общества
характерны перемены, приспособленные к тому, что произошло в производстве.
Возникновение государства – это приспособление общества к новым условиям,
которое не устраняет того, что произошло в производстве (экономике), а наоборот,
служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности
сохранялись, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис,
причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится
государство.
Для марксистского понимания происхождения государства недостаточно
сказать, что оно возникает в результате появления частной собственности и
раскола общества на враждебные классы. Нужно из этого положения сделать выводы
о том, что государство не устраняет борьбы классов. Государство есть «продукт»
и «проявление» непримиримости классов.
Сложившийся экономический базис, основанный на частной собственности на
средства производства, развивается под охраной и защитой государства;
государство возникает для того, чтобы сохранять его, держать в узде угнетенные
классы; государство не примиряет, а только, умеряет, столкновение, классов,
для, того, чтобы, они не уничтожили друг друга в бесплодной борьбе. Полный мир
между классами невозможен.
Для того чтобы научно достоверно сделать вывод, завершился ли переход
того или иного народа от догосударственного к государственно-организованному
обществу, специально определяются признаки государства, отличающие его
от общественной власти первобытно-общинного строя.
Государственная власть отличается от родовой в первую очередь
территориальным, а не родовым принципом организации населения.
В качестве признака государства рассматривается не территория как
таковая, а присущее государству деление граждан по территориальному
признаку, их организация по месту жительства.
второе отличие заключается в наличии общественной власти, интересы
которой не совпадают с интересами населения. Государственная власть – это
власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена
от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически
сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над
обществом, называют публичной.
Публичная власть воплощается в аппарате власти (государственный аппарат).
Первоначально государственная власть существовала в виде особого отряда
вооруженных людей. Впоследствии складывается все более сложный аппарат
принуждения.
Аппарат публичной власти коренным образом отличается от аппарата
управления первобытно-общинного строя:
- во-первых,
наличием особой категории людей, главным призванием которых является
управленческий труд;
- во-вторых,
наличием особого аппарата принуждения для подчинения чужой воли насилию
(полиция, армия);
- в-третьих,
наличием самостоятельного фонда материальных средств для поддержания аппарата
управления и принуждения, что приводит к введению налогов и займов;
- в-четвертых,
важнейшим качеством государства – суверенитетом, который означает
независимость и самостоятельность в определении и проведении политики как
внутри, так и вовне государства;
- в-пятых,
возможностью государства заниматься правотворчеством, в результате которого
появляются правовые нормы, имеющие отношение ко всему обществу или его части;
В чем состоит сущность государства? Ответ на этот вопрос предполагает выявление
главного и определяющего в процессе, как возникновения, так и дальнейшего
развития, функционирования государства, а также познание закономерностей
развития государственно-организованного общества. Есть несколько подходов в
исследовании этого вопроса.
Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается
как машина для поддержания господства одного класса над другим, причем
меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре
экономически и политически господствующего класса. Такое понятие
государства отражает идею государства в собственном смысле слова,
которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие
классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура
класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.
Социалистическое государство на этапе диктатуры пролетариата осуществляет
ее уже в интересах гигантского большинства населения, тем самым оно является государством
не в собственном смысле слова. Это уже полугосударство. Со сломом государственного
аппарата, рассчитанного на осуществление преимущественно функций подавления, на
первое место выдвигаются созидательные цели и функции, происходит расширение
социальной базы нового государства, сущностью которого является выражение воли
и интересов трудящихся через государство. К сожалению, многие теоретические
положения в социалистических государствах так и остались только в теории, на
практике же власть в обществе оказалась узурпированной бюрократией; государственный
аппарат служил не широким слоям трудящихся, а партийно-государственной
верхушке.
Другой подход заключается в рассмотрении сущности государства с общечеловеческих,
общесоциальных начал. Изменения произошли как в социалистических, так и в
западных буржуазных государствах.
Вопреки предсказаниям политологов капиталистическое общество устояло,
сумело успешно преодолеть кризисные явления, спад производства, во многом
используя опыт развития государств социалистической ориентации.
Государство как активная деятельная сила, вмешиваясь в экономику, вывело
общество из депрессии, тем самым, подтвердив мысль о том, что любое государство
призвано решать и общие дела в интересах всего общества. Произошло соединение
идей социализма с практикой цивилизованного гражданского общества.
Государственный механизм превратился из орудия преимущественно подавления
в средство преимущественно реализации общих дел, инструмент достижения согласия
и поиска компромиссов.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый
план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для
эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и
больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических
обществах. Если же отказаться от какого-либо из них, то характеристика сущности
государства будет ущербной.
Страницы: 1, 2
|