Реферат: Билеты по теории гос-ва и права
44. Соотношения типа и формы государства, особенности его проявления на
различных этапах истории. Типология государств тесно связана с понятием формы государства.
Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основе
анализа его организационного устройства, методов осуществления государственной
власти. Четкого соотношения между типом и формой государства нет. С одной
стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться
различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой
государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие
конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде
всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами и целями,
которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы
государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его
исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности,
природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства
определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с
негосударственными организациями (партиями, профсоюзами, общественными
движениями, церковью и другими организациями). Форма гос-ва -
сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:
форму правления, форму государственного устройства и форму государственного
режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные
признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием,
обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействий. Вместе с тем форма существующих государств,
особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому
элементу формы государства.
34. Юридическая ответственность, понятие, признаки, виды. Основания
освобождения от юридической ответственности.
Юридическая ответственность – разновидность правового
принуждения, предполагающая наличие обязанности, закрепленной в законе,
понимание необходимости ее выполнения, а также возможность наступления
неблагоприятных последствий (применение санкций) в случае нарушения обязанности.
К признакам
юр. ответ-ти относятся следующие: 1) юрид. ответ-ть всегда связана с гос-ым
принуждением. 2) юр. ответ-ть характеризуется определенными лишениями, которые
виновный обязан претерпеть. Особенность лишений состоит в том, что они
наступают как дополнительные неблагоприятные последствия за совершенное
правонарушение. Негативные последствия м.б.: а) личного характера; б)
имущественного. 3) юридич. ответ-ть наступает только за совершенное правонарушение.
Правонарушение выступает в качестве основания юр. ответ-ти.
Виды юрид. ответственности. Наиболее распространена классификация
юрид. от-ти по отраслевой принадлежности. Гражданско-правовая ответ-ть
заключается в применении к правонарушителю в интересах др. лица (кредитора)
установленных законом или дог. мер воздействия, влекущих для него невыгодные
последствия имущественного характера, возмещения убытков, уплату неустойки,
возмещение вреда. Уголовная и административно-правовая ответственность
применяются за те правонарушения, которые предусмотрены нормами уг-го
закона и законодательства об административных правонарушениях. Вследствие нарушения
дисциплины наступает дисциплинарная ответ-ть. Конституционная
ответственность (импичмент президенту, роспуск Думы, Правительства).
Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных
действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей, составляет
содержание материальной ответственности. Основания
освобождения от ответ-ти – это обстоятельства, которые в соответствии с
указаниями юрид. норм выступают при издании правоприменительного акта в качестве
фактических оснований для полного или частичного освобождения от
неблагоприятных последствий за правонарушение. Действующее законодательство выделяет
две группы таких обстоятельств. В первую группу входят те деяния,
которые по своим внешним признакам подпадают под квалификацию правонарушающих,
однако в силу их общественной полезности они таковыми законом не признаются. К
числу таких обстоятельств относятся: необходимая оборона, крайняя
необходимость, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление,
обоснованный риск, связанный с достижением общественно полезной цели,
совершение преступления вследствие физического или психического принуждения. Ко
второй группе можно отнести те деяния, которые хотя и признаются
законом в качестве противоправных , но в силу условий их совершения, личности
правонарушителя или вследствие иных обстоятельств исключают применение мер юр.
ответ-ти. Действующее законодательство к основаниям освобождения от юр. отв-ти
относит: наличие акта амнистии или помилования, изменение обстановки, вследствие
чего лицо ко времени рассмотрения дела в суде перестало быть общественно
опасным; передача лица на поруки; передача дела в товарищеский суд; применение
мер общественного воздействия; истечение сроков давности привлечения к
ответ-ти; деятельное раскаяние и др.
35. Марксистская теория государства и права, ее основные
идеи, достоинства и слабые стороны. Зародилась во второй половине XIX -
начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических
стран вплоть до конца 80-х гг. XX в. Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 -
1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924). Суть марксистской
теории права составляют следующие положения: 1) в основе теории лежит
классовый подход; 2) право - возведенная в закон воля правящего класса; 3)
право отражает существующие производственные отношения, где основная масса
средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников; 4)
право устанавливается и охраняется государством. Сильной чертой теории явилось
подведение экономического базиса под вопрос изучения права, трезвая оценка роли
государства и государственной элиты в создании права. Основной недостаток
теории - преувеличение роли классовых антагонизмов, недооценка интегрирующей
функции права (или средства решения противоречий в обществе). Марксистская
теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство
создает и обеспечивает соблюдение права. В праве выражена государственная
воля. По этим признакам марксистскую теорию права иногда рассматривают как
разновидность позитивизма. Отличительной особенностью марксистской
теории является то, что государственная воля, выраженная в праве, носит
классовый характер. Это воля экономически и политически господствующего класса
(рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата или всего народа в социалистическом
праве). Другой важной чертой этой теории является положение о
том, что указанная воля — не произвол определенного класса, а содержание ее
предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества
в целом. Однако материальными, производственными отношениями (базисом)
содержание права обусловлено лишь в конечном счете. На право оказывают влияние
и многие другие факторы (соотношение классовых сил, традиции, мораль, правосознание,
политика и т п.), а потому оно относительно самостоятельно по отношению к экономике.
В силу этого оно оказывает обратное влияние на развитие экономических, да и
других отношений, выступает в качестве важного фактора стабилизации и
развития общественных отношений. Марксизм выдвинул также гипотезу об отмирании
государства и права.
36. Правовой статус личности: понятие, структура, виды. Правовой статус – это система
обязанностей, прав, гарантий и юридическая ответственность. Права человека –
основополагающий элемент правового статуса личности, наряду с обязанностями и
законными интересами, взятыми в единстве. Кроме того в структуру
правового статуса входит гражданство, правосубъектность и некоторые
другие элементы. Возможность реализовать некоторые права дает лишь обладание
определенным правовым статусом. Выделяют правовые статусы: 1)
граждан; 2) иностранцев; 3) лиц без гражданства: 4) лиц, которым предоставлено
убежище. Помимо этого, различают общий правовой статус лица как гр-нина гос-ва
или члена общества: отраслевой (определяемый нормами конкретной отрасли); межотраслевой
(комплексный) и специальный правовой статус, связанный с некоторыми правовыми
ограничениями и реализацией мер ответственности. Наряду с категорией «правовой
статус» имеет место и правовое положение личности, выступающее как общее
правового статуса и любого другого, например отраслевого или специального.
40. Правовое государство: понятие, признаки и принципы построения.
Правовое государство - это
суверенное гос-во, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и
народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту
и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных
отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения
граждан. Принуждение в правовом гос-ве осуществляется на основе права,
ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу
в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет,
интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его
поведение угрожает другим людям.
Признаки и принципы построения правового гос-ва: 1) народный суверенитет – только народ – источник всей
той власти которой располагает гос-во; 2) господство закона (права), поскольку
суверенитет предполагает правовую организацию верховной гос-венной власти,
юрид.процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти; 3)
разделение властей – каждая из властей в гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию
и не должна вмешиваться в дела других. В федеративном гос-ве проводится принцип
вертикального разделения: между федерацией и ее субъектами; 4) реальное
обеспечение прав и свобод личности. 5) построение правового гос-ва происходит
на принципе законности. К числу иных важных признаков правового гос-ва можно
отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов
политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного
лица или органа; верховенство и правовое действие конституционного закона,
установление в законе и проведение на деле суверенности гос-венной власти; возвышение
суда как одного из средств обеспечения правовой гос-венности; создание
антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий
в каком-либо одном звене или институте; формирование обществом на основе норм
избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и
выражением законодательной воли в законах; соответствие внутреннего
законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных
решений кого бы то ни было; единство прав и обязанностей граждан; взаимная
ответственность государства и личности.
37. Гос-венно-политический режим: понятие, признаки и виды.
Гос-венно-правовой режим
представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти
гос-вом.
Гос-венный режим –
важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе.
Политический режим –
понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы
гос-венного властвования, но и характерные способы деят-сти негос-венных
политических организаций (партий, движений, клубов, союзов). Гос-венные режимы
могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными,
авторитарными, расистскими). Поэтому основным критерием классификации гос-в по
данному признаку является демократизм форм и методов осуществления гос-венной
власти. Идеальных демократических форм гос-венного режима в реальной
действительности не существует. Тем не менее можно выделить наиболее общие
черты, присущие той или иной разновидности гос-венного режима.
Антидемократические
режимы характеризуются следующими признаками: 1) Соотношение гос-ва и
личности. Если гос-во в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет
ее права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим является антидемократическим.
2) Антидемократический режим (АДР) характеризуется полным (тотальным) контролем
гос-ва над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией,
социальным, культурным и национальным строительством (диктатура одной партии,
которая фактически осуществляет все гос-венные функции, обладая полномочиями,
не ограниченными никакими законами). 3) АДР свойственно огосударствление всех
общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских и творческих
объединений, технических, спортивных и других обществ). 4) Личность в АДР
гос-ве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут
провозглашаться даже в конституционных актах. К инакомыслящим и прогрессивным
силам применяются жесткие репрессивные меры. 5) При АДР реально действует
примат гос-ва над правом, что является следствием произвола, нарушений
законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни. 6) Всеохватывающая
милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно-бюрократического
аппарата, военно-промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой. 7)
АДР игнорируют интересы национальных гос-венных образований, особенно национальных
меньшинств. 8) АДР гос-во во всех его разновидностях не учитывает особенностей
религиозных убеждений населения (полностью отрицает религиозное мировоззрение
или отдает предпочтение одной религии). 9) Господство одной формы
собственности. Демократические режимы складываются в правовых гос-вах.
Демократический режим характеризуется:
1) Свободой личности в сфере экономической деят-сти, которая составляет основу
материального благополучия общества. 2) Реальной гарантированностью личных прав
и свобод гр-нина. 3) Создает эффективные механизмы прямого воздействия населения
страны на характер гос-венной власти (через избират.систему). 4) Личность
защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной охраной
органов правосудия. 5) Реальное разделение властей. 6) В одинаковой мере
учитываются интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные
особенности населения. 7) Обеспечивает компромисс между гос-венными органами и
гр-нами, между различными социальными группами населения. 8) Основной принцип
деят-сти дем.гос-ва – плюрализм мнений. 9) Базируется на законах, которые
отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он
обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности, способствует
более спокойному разрешению конфликтов между гос-вом и личностью, между
различными социальными и национальными группами людей. 10) Существование
различных форм собственности.
38. Правосознание: понятие, структура и виды. Профессиональное
правосознание. Правосознание
представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний,
которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это
представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или
неправомерном поведении.
В структурном отношении правосознание
состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного
правосознания (правовой психологии). Правовая идеология – это
система взглядов и представлений, которые в теоретической форме отражают
правовые явления общественной жизни. Правовая психология – это
совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается
отношение различных социальных групп, профессиональных коллективов, отдельных
индивидов к праву, законности, системе правовых учреждений, функционирующих в
обществе.
Известны
различные виды правосознания. По субъектам правовое сознание
подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное. С точки зрения
глубины отражения правовой деят-сти обычно выделяют три уровня правосознания:
обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения в
правосознании юриста образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых
отношений. Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в
содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной
профессиональной группе правовых знаний, представлений, установок, ценностных
ориентаций и т.д. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. К нему
вполне подходит такая степень выражения, как идеологический уровень. Для
юристов правовая подготовленность, естественно, имеет определяющее значение.
Она должна быть более высокой, чем у законопослушных гр-н, отличаться объемом,
глубиной и формализованным характером знаний, принципов и норм права, а главное
– умением их применять. Если обратиться к структуре процесса реализации права в
форме правоприменения, то можно назвать этапы, которые квалифицированно могут
выполнить только юристы. К ним относятся: установление фактических
обстоятельств дела; выбор (отыскивание) соответствующей правовой нормы; уяснение
смысла (содержания) правовой нормы – толкование; принятие решения о применении
нормы закона или подзаконного акта в данном случае; издание правоприменительного
акта. Юриста-профессионала должно отличать устойчиво положительное отношение к
праву и практике его применения, что предполагает максимально высокую степень согласия
с правовой нормой (с законодателем), понимание полезности, необходимости и
справедливости ее применения, привычку соблюдать закон.
41. Правовая культура как состояние правового сознания, ее структура и
тенденции развития. Понятие
"правовая культура" всегда предполагает оценку "качества"
правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми
правовыми образцами, идеалами и ценностями. Под правовой культурой понимается
обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем
качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом
уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в
целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего
населения), а также в объеме гарантированных гос-ом и гражданским обществом
свобод и прав человека. Правовая культура общества зависит, прежде всего, от
уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко
освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека,
ценность правовой процедуры при решении споров, поиска компромиссов и т.д.,
насколько информировано в правовом отношении население, его социальные,
возрастные, профессиональные и иные группы, каково эмоциональное отношение
населения к закону, суду, различным правоохранительным органам, юридическим
средствам и процедурам, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение)
правовых предписаний и это первый элемент правовой культуры. Уровень развития
правового сознания м.б. зафиксирован лишь в реальной правовой деятельности, в
правилах поведения, которые имеют и самостоятельные характеристики. Поэтому
вторым элементом структуры правовой культуры является уровень развития правовой
деятельности. Последняя состоит из теоретической - деятельность юристов,
образовательной – деятельность студентов и слушателей юридических школ, вузов и
т.д. и практической - правотворческой и правореализующей, в том числе
правоприменительной, деятельности. Третьим элементом правовой культуры общества
является уровень развития всей системы юридических актов, т.е. текстов
документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества.
Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система
законодательства. При определении качества правовой культуры общества должно
учитываться и состояние индивидуальных правовых актов - документов: правоприменительных
и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте и т.д.). Анализ
правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые
ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю,
правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки
зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных
идеалов, построения правового гос-ва и общества, в котором обеспечиваются
соответствующие его социально-экономическому и духовному строю права и свободы
человека.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|