Реферат: Билеты по теории гос-ва и права
50. Правовое государство: понятие и основные признаки.
Проблемы становления правовой государственности в РФ.
Правовое государство - это суверенное гос-во, которое концентрирует в себе
суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя
верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое
государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах
справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом гос-ве
осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и
беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех
случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает
свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.
Признаки правового гос-ва: 1) народный суверенитет – только народ –
источник всей той власти которой располагает гос-во; 2) господство закона
(права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной
гос-венной власти, юрид.процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений
личности и власти; 3) разделение властей – каждая из властей в
гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела
других. В федеративном гос-ве проводится принцип вертикального разделения:
между федерацией и ее субъектами; 4) реальное обеспечение прав и свобод
личности. К числу иных важных признаков правового гос-ва можно отнести:
наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической
демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или
органа; верховенство и правовое действие конституционного закона, установление
в законе и проведение на деле суверенности гос-венной власти; возвышение суда
как одного из средств обеспечения правовой гос-венности; создание антимонополистических
механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо
одном звене или институте; формирование обществом на основе норм избирательного
права законодательных органов и контроль за формированием и выражением
законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства
общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность
всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было;
единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и личности.
Проблемы становления правовой гос-венности в РФ. Реальные демократические преобразования в российском
праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки,
особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получил общее
признание принцип "правового государства", были отменены
репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться
демократическое законодательство, система правосудия (созданы
Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд
Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом РФ была одобрена
концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной
власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы,
независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.
Процесс формирования правового государства предполагает создание системы
политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность
этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом,
взаимную ответственность государства и личности. Сложившиеся экономические и
социальные условия в нашей стране, рост цен и инфляции, усиление
бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате в значительной мере
затрудняют и замедляют этот процесс. Необходимым фактором, определяющим
во многом успех многих преобразований в государственной и политической
жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в
обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который
особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и
у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение
конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая
черта демократического государства. Успешное решение формирования правового
государства невозможно без создания реальных условий для данного процесса. К
таким условиям относятся: достижение высокого уровня политического и
правового сознания людей; создание единого, внутренне не противоречивого
законодательства; ограничение вмешательства в сферу экономики; разработка
продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации. В настоящее
время многие законы еще не приведены в соответствие с Конституцией. Время
от времени возникает конкуренция федеральных законов и местных законодательных
актов. Все это отрицательно сказывается на состоянии законности,
экономики, приводит к межнациональным конфликтам, имущественным и
территориальным спорам.
6. Правовая система общества: понятие и структура. Основные
правовые системы современности. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и
взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а
также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны
или государства.
Структура:.
1) это явления духовного мировоззренческого характера, среди которых на первом
месте стоит юридическая наука. К явлениям мировоззренческого характера относятся
также правовые понятия, правовые принципы, правовая культура и правовая политика.
2) правовые отношения, представляющие собой динамику права и форму его жизни.
3) в качестве цементирующих элементов правовой системы выступают право и
выражающее его законодательство (точнее система права и система
законодательства). Именно вокруг них группируются остальные элементы правовой
системы. 4) юридическая практика. Данный элемент правовой системы связан с
деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных
лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. 5) юридическая техника
— совокупность специфических правил и приемов наиболее оптимального правового
регулирования общественных отношений. Юридическая техника делится на
законодательную и правоприменительную. Если говорить о ее блоках, то можно
выделить такие, как нормативный, правообразующий, доктринальный (научный),
статистический, динамический, блок прав и обязанностей и др. Между
ними существуют многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и
отношения. Все это отражает сложный правовой уклад данного общества. Входящие
в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической
природе, удельному весу, самостоятельности, степени воздействия на общественные
отношения, но в то же время они подчинены некоторым общим закономерностям,
характеризуются единством.
Правовая система не является застывшим, раз и навсегда
сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная
правовая система может изменяться.
Англосаксонская правовая семья – это совокупность правовых систем Англии, США,
Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной чертой данной
семьи считается то, что главным источником права выступает судебный прецедент,
а основными творцами права являются судьи.
Романо-германская правовая семья -
совокупность правовых систем континентальной Европы; Северной Африки; Южной
Америки; Японии; России (чья правовая система близка к романо-германской
правовой семье); некоторых других государств, отличительная особенность которых
в том, что основным источником права в данной правовой семье является нормативно-правовой
акт, которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.
Семья мусульманского права -
совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия
- Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакистана, некоторых других государств.
Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то,
что: 1) одним из главных источников права являются религиозно-правовые
принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме; 2)
в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы:
сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных
принципов.
Индусская правовая семья охватывает практически все народы, имеющие индийские
корни. Индусское право тесно связано с религией - индуизмом. Содержание права
составляют обряды, верования, различные идеологические ценности - мораль,
философия. Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и
кастовом делении общества. Согласно этому учению, все хорошие и плохие поступки
человека, совершаемые им на земле, создают основу его будущего существования,
определяемую моральными качествами истекшей жизни. Главная черта
индусского права — тесная связь с религией.
Обычное право Африки - это право молодых развивающихся государств в
результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульманским,
индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в
достаточно широкой сфере отношений. Одна из характерных черт обычного права
заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной
связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей
примирения. Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно
регулирует отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных
индивидов.
Славянская правовая семья характеризуется
яркой самобытностью, которая обусловлена глубокими социальными, культурными,
государственными началами жизни славянских народов. Право этой семьи тесно
связано с православным христианством, вследствие чего содержание права
несколько сходно с содержанием Библии. Ведущим элементом славянской правовой
семьи является российская правовая система. Историческими, региональными и
юридическими источниками современного российского права выступают два
противоположных законодательных массива: право Российской империи; советское
право. В состав славянской правовой семьи входят следующие группы правовых
систем: российское право; западно-славянское право.
8. Романо-германская правовая семья, ее основные
признаки на современном этапе развития. Романо-германская правовая семья, или семья континентального права (Франция,
ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длительную юрид.историю. Она сложилась в
Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали
и развили начиная с XII в. на базе кодификации императора Юстиниана общую для
всех юрид.науку, приспособленную к условиям современного мира.
Особенности: 1) нормативно-правовой акт
является основным источником права; 2) нормативно-правовые акты составляют иерархическую
систему; 3) во главе данной иерархической системы нормативных актов стоит конституция
(основной закон) - документ высшей юридической силы, принимаемый обычно
парламентом или народом на референдуме (либо издаваемый монархом); 4) система
права делится на две большие части - публичное право (регулирует общественные
отношения, связанные с осуществлением власти, и т. д.) и частное право
(регулирует вопросы частной жизни граждан); 5) публичное и частное права
делятся на специализированные отрасли права (например, гражданское, семейное,
уголовное, конституционное и др.); 6) во главе отрасли, как правило, находится
комплексный стабильный акт, содержащий основные положения данной отрасли права
и применяемый непосредственно, - кодекс; 7) главными творцами права являются
законодатели, а не судьи; 8) большое значение имеют подзаконные акты (указы,
положения, инструкции и т. д.), а также доктрина (теория) права, вырабатываемая
в университетах и научных учреждениях; 9) судьи являются не создателями права,
а его применителями.
Юристы
признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но что пробелы эти
практически незначительны. В Р-Г юрид.доктрине и в законодательной практике
различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее
законодат-во) и сводные тексты норм. В Р-Г семье достаточно широко используются
некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае
необходимости и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению
справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и в
определенный момент. В наши дни, как и в прошлом, в Р-Г правовой семье доктрина
составляет достаточно активно действующий источник права. Законодатель часто
выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает
подготовленные ею предложения. С развитием международных связей большое
значение для национальных правовых систем приобрело международное право.
Своеобразно положение обычая в системе источников права Р-Г семьи. Он может
действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. В целом, за
редким исключением, обычай потерял здесь характер самостоятельного источника
права. Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как
источнике права Р-Г семьи. Однако анализ реальной действительности позволяет
сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных
источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество
публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение прежде
всего кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией.
Поэтому судебное решение, основанное, напр., на аналогии или общих принципах, оставленное
в силе Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении подобных
дел как фактический прецедент.
10. Англо-саксонская правовая система, ее основные
черты и особенности развития. В
отличие от гос-в романо-германской правовой семьи, где основным источником
права является закон, в гос-вах англо-американской правовой семьи основным источником
права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их
решениях. А-А общее право включает прежде всего группу английского права с
характерным для Англии прагматически-рационалистическим образом мышления, присущим
буржуа в таких странах, где никогда не было мировоззренческих традиций создания
глобальных социально-философских теорий и где в то же время в силу исторических
особенностей развития капитализма сохранилась явная настороженность к высшей
власти, к ее концентрации и поддерживался в противовес ей престиж судебной системы.
Это обстоятельство при определенных условиях нашло свое проявление в жизни США
и прежних доминионов Британской империи. В рассматриваемую семью также входят
Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 гос-в – членов
Британского содружества. Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и
усовершенствования положениями права справедливости, оно в основе своей
является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания
роли статутного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это
право – общее для всей Англии. Оно было создано королевскими судами,
называвшимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали начиная с XIII в.
В ходе деят-сти королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми
и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее,
что однажды сформулированное судебное решение становилось обязательным и для
всех других судей. Характерные черты правопонимания в этой семье выражается
формулой: «Средство судебной защиты важнее права», т.к. основная сложность
заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд. В XIV-XV вв.
в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за
жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который
стал решать в порядке опред.процедуры споры по обращениям к королю. В результате
наряду с общим правом сложилось право справедливости. До реформы 1873-1875 гг.
в Англии существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применявших общее
право существовал суд лорда-канцлера. Реформа слила общее право и право
справедливости в единую систему прецедентного права. И сегодня английское право
продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в
процессе решения конкретных случаев.
Помимо исключительно широких прав судей в создании
права и роли судебного прецедента особенностями англосаксонской правовой
семьи являются: 1) индивидуальный (казуистический) характер
юридических прецедентов; 2) приоритет прав человека (защищаемых судом); 3)
главенствующая роль процессуального (доказательственного) права, оказывающего
влияние на право материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное
и публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5)
отсутствие отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на
отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые
– гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов
европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права.
Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений
аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в
судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может
стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на
практике поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства
рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит
применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию обстоятельств
и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого
сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами
статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем.
12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками) права понимаются
способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – специальный правовой
термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения
юридических норм. Различаются следующие основные формы (источники права):
правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой
акт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|