рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Билеты по теории гос-ва и права рефераты

50. Правовое государство: понятие и основные признаки. Проблемы становления правовой государственности в РФ.

Правовое государство - это суверенное гос-во, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту  и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом гос-ве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

Признаки правового гос-ва: 1) народный суверенитет – только народ – источник всей той власти которой располагает гос-во; 2) господство закона (права), поскольку суверенитет предполагает правовую организацию верховной гос-венной власти, юрид.процедуру ее осуществления, принципы взаимоотношений личности и власти; 3) разделение властей – каждая из властей в гос-ве самостоятельна, имеет свою компетенцию и не должна вмешиваться в дела других. В федеративном гос-ве проводится принцип вертикального разделения: между федерацией и ее субъектами; 4) реальное обеспечение прав и свобод личности. К числу иных важных признаков правового гос-ва можно отнести: наличие развитого гражданского общества; создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа;  верховенство и правовое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности гос-венной власти; возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой гос-венности; создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте; формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах; соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права; правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решений кого бы то ни было; единство прав и обязанностей граждан; взаимная ответственность государства и личности.

Проблемы становления правовой гос-венности в РФ. Реальные демократические преобразования в российском праве  начались  со   второй половины  80-х  годов  в  годы  перестройки,    особенно   после   поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее  признание  принцип  "правового государства", были  отменены  репрессивные,  иные  реакционные  институты  и положения,  стали  развиваться  демократическое  законодательство,   система правосудия  (созданы  Конституционный  суд  Российской   Федерации,   Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре  1991г.  Верховным  Советом РФ была  одобрена  концепция  судебной  реформы,  которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы,   независимой  в  своей  деятельности  от властей законодательной и исполнительной. Процесс формирования правового   государства   предполагает   создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые  обеспечивали  бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед  законом  и судом, взаимную ответственность государства и личности. Сложившиеся экономические и социальные условия в  нашей  стране,  рост цен и инфляции, усиление бюрократизма и коррупции в управленческом  аппарате  в значительной мере затрудняют и замедляют этот процесс. Необходимым   фактором,    определяющим   во   многом   успех   многих преобразований  в  государственной  и политической  жизни  нашего  общества, является уровень политической и правовой культуры  в  обществе.   Необходимо избавляться  от  того  правового  нигилизма,  который   особенно   отчетливо проявился в последнее время не только у  граждан,   но  и  у  представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона  всеми членами, всеми должностными лицами  -  неотъемлемая  черта  демократического государства. Успешное решение формирования  правового  государства  невозможно  без создания реальных условий для данного процесса. К таким условиям  относятся: достижение  высокого  уровня  политического  и  правового  сознания   людей; создание   единого,   внутренне   не    противоречивого    законодательства; ограничение  вмешательства  в  сферу   экономики;   разработка   продуманной национальной политики и эффективных средств ее реализации. В настоящее время многие законы еще  не  приведены  в  соответствие  с Конституцией. Время от времени возникает конкуренция федеральных  законов  и местных  законодательных  актов.  Все  это  отрицательно    сказывается   на состоянии законности,  экономики,  приводит  к  межнациональным  конфликтам, имущественным и территориальным спорам.


6. Правовая система общества: понятие и структура. Основные правовые системы современности. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны или государства.

Структура:. 1) это явления духовного мировоззренческого характера, среди которых на первом месте стоит юридическая наука. К явлениям мировоззренческого характера относятся также правовые понятия, правовые принципы, правовая культура и правовая политика. 2) правовые отношения, представляющие собой динамику права и форму его жизни. 3) в качестве цементирующих элементов правовой системы выступают право и выражающее его законодательство (точнее система права и система законодательства). Именно вокруг них группируются остальные элементы правовой системы. 4) юридическая практика. Данный элемент правовой системы связан с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации юридических норм. 5) юридическая техника — совокупность специфических правил и приемов наиболее оптимального правового регулирования общественных отношений. Юридическая техника делится на законодательную и правоприменительную. Если говорить о ее блоках, то можно выделить такие,  как  нормативный, правообразующий,  доктринальный  (научный),  статистический,   динамический, блок  прав  и  обязанностей  и  др.  Между  ними  существуют  многочисленные горизонтальные и вертикальные связи и отношения. Все  это  отражает  сложный правовой уклад данного общества. Входящие в правовую систему компоненты неодинаковы по своему значению, юридической природе, удельному весу, самостоятельности, степени  воздействия на общественные отношения, но в то же время они  подчинены  некоторым  общим закономерностям, характеризуются единством.

Правовая система не является застывшим, раз и навсегда сформировавшимся образованием. Находясь в постоянном развитии, та или иная правовая система может изменяться.

Англосаксонская правовая семья – это совокупность правовых систем Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и других стран. Отличительной чертой данной семьи считается то, что главным источни­ком права выступает судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи.

Романо-германская правовая семья - совокупность правовых систем конти­нентальной Европы; Северной Африки; Южной Америки; Японии; России (чья правовая система близка к романо-германской правовой семье); некото­рых других государств, отличительная особенность которых в том, что основ­ным источником права в данной правовой семье является нормативно-право­вой акт, которые составляют единую иерархическую систему нормативных актов.

Семья мусульманского права - совокупность правовых систем стран, где сильное влияние имеет исламская религия - Ирана, Саудовской Аравии, Ирака, Пакиста­на, некоторых других государств. Отличительными чертами мусульманской правовой семьи является то, что: 1) одним из главных источников права являются религиозно-правовые принципы, содержащиеся в священных книгах мусульман, - Коране, Сунне, Иджме; 2) в ряде мусульманских стран имеет место дуализм правовой системы: сосуществование кодифицированного права и исламских религиозно-нравственных принципов.

Индусская правовая семья охватывает практически все народы, име­ющие индийские корни. Индусское право тесно связано с религией - индуизмом. Содержание права составляют обряды, верования, различные идеологические ценности - мораль, философия. Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Согласно этому учению, все хорошие и плохие поступки человека, совершаемые им на земле, создают основу его будущего существования, определяемую моральными качествами истекшей жизни. Главная черта индусского права — тесная связь с религией.

Обычное право Африки - это право молодых развивающихся государств в результате особенностей их исторического развития сочетается с мусульман­ским, индусским правом, а также с обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере отношений. Одна из характерных черт обычного права заключается в том, что правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, а при решении конфликтов стороны руководствуются в первую очередь идеей примирения. Другая черта африканского обычного права сводится к тому, что оно регулирует отношения в первую очередь групп или сооб­ществ, а не отдельных индивидов.

Славянская правовая семья характеризуется яркой самобытностью, которая обусловлена глубокими социальными, культурными, государст­венными началами жизни славянских народов. Право этой семьи тесно связано с православным христианством, вследствие чего содержа­ние права несколько сходно с содержанием Библии. Ведущим элементом славянской правовой семьи является российская правовая система. Историческими, региональными и юридическими ис­точниками современного российского права выступают два противопо­ложных законодательных массива: право Российской империи; советское право. В состав славянской правовой семьи входят следующие группы право­вых систем: российское право; западно-славянское право.

 

 


8. Романо-германская правовая семья, ее основные признаки на современном этапе развития. Романо-германская правовая семья, или семья континентального права (Франция, ФРГ, Италия, Испания и др.) имеет длительную юрид.историю. Она сложилась в Европе в результате усилий ученых европейских университетов, которые выработали и развили начиная с XII в. на базе кодификации императора Юстиниана общую для всех юрид.науку, приспособленную к условиям современного мира.

Особеннос­ти: 1)  нормативно-правовой акт является основным источником права; 2) нормативно-правовые акты составляют иерархическую систему; 3) во главе данной иерархической системы нормативных актов стоит кон­ституция (основной закон) - документ высшей юридической силы, при­нимаемый обычно парламентом или народом на референдуме (либо из­даваемый монархом); 4) система права делится на две большие части - публичное право (регу­лирует общественные отношения, связанные с осуществлением влас­ти, и т. д.) и частное право (регулирует вопросы частной жизни граж­дан); 5) публичное и частное права делятся на специализированные отрасли права (например, гражданское, семейное, уголовное, конституцион­ное и др.); 6) во главе отрасли, как правило, находится комплексный стабильный акт, содержащий основные положения данной отрасли права и приме­няемый непосредственно, - кодекс; 7) главными творцами права являются законодатели, а не судьи; 8) большое значение имеют подзаконные акты (указы, положения, инструк­ции и т. д.), а также доктрина (теория) права, вырабатываемая в универси­тетах и научных учреждениях; 9) судьи являются не создателями права, а его применителями.

 Юристы признают, что законодательный порядок может иметь пробелы, но что пробелы эти практически незначительны. В Р-Г юрид.доктрине и в законодательной практике различают три разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодат-во) и сводные тексты норм. В Р-Г семье достаточно широко используются некоторые общие принципы, которые юристы могут найти в самом законе, а в случае необходимости и вне закона. Эти принципы показывают подчинение права велению справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и в определенный момент. В наши дни, как и в прошлом, в Р-Г правовой семье доктрина составляет достаточно активно действующий источник права. Законодатель часто выражает лишь те тенденции, которые установлены в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения. С развитием международных связей большое значение для национальных правовых систем приобрело международное право. Своеобразно положение обычая в системе источников права Р-Г семьи. Он может действовать не только в дополнение к закону, но и помимо закона. В целом, за редким исключением, обычай потерял здесь характер самостоятельного источника права. Весьма противоречива доктрина по вопросу о судебной практике как источнике права Р-Г семьи. Однако анализ реальной действительности позволяет сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует все возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение прежде всего кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, напр., на аналогии или общих принципах, оставленное в силе Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.

 


10. Англо-саксонская правовая система, ее основные черты и особенности развития. В отличие от гос-в романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в гос-вах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. А-А общее право включает прежде всего группу английского права с характерным для Англии прагматически-рационалистическим образом мышления, присущим буржуа в таких странах, где никогда не было мировоззренческих традиций создания глобальных социально-философских теорий и где в то же время в силу исторических особенностей развития капитализма сохранилась явная настороженность к высшей власти, к ее концентрации и поддерживался в противовес ей престиж судебной системы. Это обстоятельство при определенных условиях нашло свое проявление в жизни США и прежних доминионов Британской империи. В рассматриваемую семью также входят Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 гос-в – членов Британского содружества. Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и усовершенствования положениями права справедливости, оно в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это право – общее для всей Англии. Оно было создано королевскими судами, называвшимися обычно Вестминстерскими – по месту, где они заседали начиная с XIII в. В ходе деят-сти королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех других судей. Характерные черты правопонимания в этой семье выражается формулой: «Средство судебной защиты важнее права», т.к. основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд. В XIV-XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке опред.процедуры споры по обращениям к королю. В результате наряду с общим правом сложилось право справедливости. До реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применявших общее право существовал суд лорда-канцлера. Реформа слила общее право и право справедливости в единую систему прецедентного права. И сегодня английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе решения конкретных случаев.

Помимо исключительно широких прав судей в создании права и роли судебного прецедента особенностями англосаксонской правовой семьи явля­ются: 1) индивидуальный (казуистический) характер юридических прецедентов; 2) приоритет прав человека (защищаемых судом); 3) главенствующая роль процессуального (доказательственного) права, ока­зывающего влияние на право материальное; 4) отсутствие четкого разделения права на частное и публичное. Его заменяет деление на общее право и право справедливости; 5) отсутствие отраслевых кодексов; 6) нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые – гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем.

 


12. Понятие и виды форм права. Источники права. Под формами (источниками) права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источники права – специальный правовой термин, который употребляется для обозначения внешних форм выражения юридических норм. Различаются следующие основные формы (источники права): правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), нормативно-правовой акт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8