рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Курсовая работа: Толкование правовых норм рефераты

3. Результаты толкования норм права.

а) Полная ясность содержания - необходимый результат толкования.

Любая правовая норма , как бы не была она ясная и четко сформулированная , имеет потребность в толковании , так как она тесно связанная с постоянно изменяются условиями общественной жизни.

В процессе систематического толкования может быть выявленная другая норма , которая регулирует тот же вид общественного отношения .В этом случае говорят о наличии коллизий между двумя или несколькими правовыми актами , которые имеют один объект регулирования . При наличии коллизии между нормами следует руководствоваться следующими правилами.

1) Если колізующі нормы выходят от разных нормовстанавливаючих органов , то применению подлежит норма , которая выходит от вышестоящего органа;

2) если колізующі нормы выходят от одного и того же органа , то применению подлежит норма, выданная позднее.

Возможным результатом использования всех приемов толкование может быть неясность правовой нормы ( расплывчатость, недостаточная точность того ли другого или слова выражения , двусмысленность нормы , неполнота правовой нормы, противоречие внутри самой нормы).

При толковании неясной нормы в особенности важно ознакомиться с ее официальным нормативным разъяснением . Но выводы из дополнительных материалов не должны противоречить тексту самой нормы, не должны отстранять неясности нормы за счет отхода от ее буквального смысла .Критериями истинности и правильност толкование есть , в конечном счете, общечеловеческая практика . Как более конкретные критерии можно рассматривать юридическую практику, практику языкового общения и логическую правильность.

б). Объем толкования

Использование разных способов толкования разрешает интерпретатору правильно и полно обнаружить волю законодателя , заключенную в тексте нормативного акта . Но для юридической практики важное значение имеет выяснение соотношения искреннего содержания темы с его текстуальным выражением , то есть толкование по объему. Оно есть логическим продолжением и завершением выяснения содержания правовых норм . Основанием для постановки вопроса об объеме толкования закона есть то , что в ряде случаев в результате выяснения данной нормы обнаруживается , что содержание ее или уже более широкого его текстуального выражения. Единство языка и мышление , слова и понятие не означает их тождественности .Это порождает неизбежность не только буквального , но и в отдельных случаях распространительного и ограничительного толкования. Толкование правовых норм по объему не носит самостоятельного характера , а есть следствием других приемов толкования норм права .Таким образом, толкование по объему -не способ, а результат толкования.

в) Буквальное толкование.

Буквальное (адекватное) толкование означает полное соответствие словесного выражения норм права с ее соответствующей действительности содержанием. При идеальной системе законодательства как источника права , которое точно выражает намерения и мысли законодателя , текст закона подлежит буквальному толкованию .

г) Ограничительное и распространительное толкования .

При ограничительном толковании содержание нормы права обнаруживается уже его текстуального выражения .

При распространительном толковании содержание ( содержание) нормы что тлумачеться обнаруживается более широкого ее текстуального выражения .Перечень случаев , которые требуют распространительного толкования , нередко сопровождается выражениями “и т.д.” ,“и другие”. Но такое толкование возможное и без указания про том в законе .Говоря о распространенном толковании , следует отличать это понятие от понятия расширяющего толкования закона . Расширяющее толкование закона есть распространение его на случаи , которые не охватываются содержанием нормы права и которые законодатель , создавая закон , не имел через. Расширяющее толкование представляет собой процесс создания новой правовой нормы . Оно уже, строго говоря, не является толкования .Как уже отмечалось раньше, на сегодняшний день расширяющее толкование норм права нужно в большинства случаев, связанных с спорами по регулированию общественного отношения, связанных с совсем новыми технологиями. Одним из таких направлений есть - интернет, защита авторских прав в интернету.[9]

Ограничительные и распространительные виды толкования применяются как исключение , если мысль законодателя не получила в тексте нормативного акта адекватное воплощение ( или текст устаревает в связи с развитием общественного отношения) .

Эти виды толкования могут возникать , если законодатель употребляет ли терминвыражения более широкого или узкого объема в сравнении с объемом понятия , которое имело через .Распространительное или ограничительное толкование может вытекать из системности норм права. Эти виды толкования не могут применятся , если это приведет к ухудшению правового положения лица , в отношении которого выносится акт применения правовой нормы . Не допускается также :

1) распространительное толкование исчерпывающих перечней ;

2)ограничительное толкование незаконченных перечней;

3) распространительное толкование санкций;

3)распространительное толкование положений , которые составляют исключение из общего правила ;

4)распространительное или ограничительное толкования сроков , определенных легальной дефиницией.

Границей ограничительного и расширяющего толкования есть текст закона в его полном логическом объеме .

Границы

Вопрос о границах толкования нормативно-правовых актов довольно острый в современной правозастосуючий деятельности. И если интерпретационные акты нижестоящих нормовстановлюючих органов можно обжаловать в вышестоящих органах, то этого практически нельзя сделать в отношении официальных толкований Конституционного Суда. Это уникальная правовая ситуация ,если акты определенного органа, в этом случае - единого органа конституционной юрисдикции ,в национальной правовой системе имеют особый статус. Таких возможностей нет ни у президента Украины, ни в парламента, акты которых могут быть обжалованы к Конституционному Суду . Интерпретационная деятельность Конституционного Суда осуществляется в рамках общих закономерностей толкования правовых норм, которую может быть расширяемым, ограничительной, аутинтичним, доктринальн, нормативн, казуальн, судебным, обычным и др. Через это интересно сосредоточить внимание именно на границах толкования нормативно-правовых актов Конституционным Судом Украины.

Конституция Украины 1996 г. в государственный механизм страны ввел такое учреждение как Конституционный Суд, который призван всей своей деятельностью обеспечить конституционную законность и давать официальное толкование Конституции Украины и законов Украины.

Деятельность Конституционного Суда по официальному толкованию Конституции и законов Украины находятся на стадии своего становления. Орган Конституционной юрисдикции только начинает приобретать опыт данной деятельности.

Довольно актуальная проблема границ толкования Конституции Украины органом конституционной юрисдикции. Вопрос о границах толкования Конституции и законов органом конституционной юрисдикции связанные с оценкой нормативности актов официального толкования. Это сегодня одна из наиболее сложных проблем интерпретационной деятельности, как и роли и места этих актов в системе актов государства. Речь идет и о те, какие юридические следствия имеет акт официального толкования для нормотворчості, правозастосовуючої и судебной практики.[14]

Конституционные нормы ,как правило,обобщающие ,не детализированные в конституционном тексте, а раскрываются в поточном законодательстве. Тому к судьям Конституционного Суда в процессе их правотлумачної деятельности относятся большие требования. Надо учитывать и те ,что решение Конституционного Суда обязанности к выполнению иd обжалованию не подлежат.

Единый орган конституционной юрисдикции не имеет права выходить за пределы Конституции Украины при интерпретации ее положений ,иначе он будет выступать как нарушитель Конституции. Конституционный Суд имеет право только толковать нормы Конституции и законов Украины ,а не быть “другим” законодателем. Он не может модифицировать конституционную норму ни за нормативного ,ни за казуального толкования Конституции Украины. Критерий тут один: Конституционный судья не может вносить ничего нового в норму, которая им толкуется, иначе он превращается в законодателя, а это не является функцией единого органа конституционной юрисдикции. При официальном толковании Конституции и законов Украины Конституционным Судом важно не допустить им подмены законодател-верховной Ради Украины.

Анализ постановлений Конституционного Суда дает основание сказать, что иногда правотлумачна практика единого органа конституционной юрисдикции поднимает немало проблем, которые должны совместно решать специалисты разных областей права, на сам перед конституционных. О чем говорит мысль судьи Конституционного Суда Мироненка О.Н.: Решение Конституционного Суда Украины от 14 декабря 1999 судьбы (пункты 1 и 2 резолютивной части) есть неконституционным по форме, поскольку противоречит положениям части второй статьи 147 и пункта другому статьи 150 Конституции Украины. Под давлением позитивистского, вузьконормативного праворозуміння Суд совершив попытку предоставить вид официального толкования на самом деле сформулированным им новым правовым нормам, то есть перебрав на себе полномочие законодательной власти, чем нарушив не только статью 6, а и пункты четвертый и шестой статьи 92 Конституции Украины. Вдобавок, проблемы "сознательного игнорирования государственного языка" ли его "небрежение", как и "невыполнение Статьи 10 Конституции Украины" выходят за пределы полномочий Конституционного Суда Украины (статья 14 Закона Украины "О Конституционном Суде Украины") и должны быть адресованными или то Президенту Украины как гаранту соблюдение Конституции Украины, то ли Генеральному прокурору Украины, то ли судам общей юрисдикции, то ли самой Верховной Раде Украины, к компетенции которой эти вопросы отнесены частями четвертой и шестой статьи 92 Конституции Украины.[11]

Надо учитывать и те ,что Конституционный Суд Украины за своей инициативой не имеет права ни проверять конституційність законов ,ни толковать Конституцию и законе Украины. Это он может делать только за запитому соответствующих суб”єктів обращение ,четко перечисленных в законодательстве.

Вопрос границ толкование Конституции и законов Украины Конституционным Судом непосредственно связанный с оценкой юридической силы актов официального толкования. Проблема нормативности этих актов на сегодня есть одной из спорных и острых из позиции теоретической оценки конституционной юрисдикции. Еще за советских времен некоторые авторы высказывали мысль ,что нормы, которые помещалось в интерпретационных актах, есть неотъемлемой частью тих актов, которые постоянные объектом интерпретации .Тим самим предполагала возможность изменения правовой нормы путем его толкования, и ,таким образом, толкование получило возможность выступать как непосредственно нормотворчість. Такую позицию поддерживают некоторые ученые и на современном этапе, считая что решение Конституционного Суда относительно толкования конституционных норм, в сущности, становятся частью Конституции. По их мнению ,Конституционный Суд есть не только "отрицательной" ,а и "положительным" законодателем, акты которого за юридической силой не уступают нормам Конституции.

Была высказанная и такая позиция, что сам процесс официального толкования содержит "правотворчі элементы", а интерпретационные акты Конституционного Суда - это дополнительные нормативно-правовые акты, целью которых есть уточнение, изменение или разъяснение правовых норм, принятых раньше.

Ни единую из этих позиций поддержать нельзя, поскольку задача единого органа конституционной юрисдикції-ні модифицировать с помощью своих решений нормы Конституции и законов ,а проявлять их реальное содержание, не "исправлять" конституционные предписания, а только толковать их.[10]

На жаль на практике правотлумачні органы иногда выходят за пределы своих полномочий. Еще одна цитата судьи Конституционного Суда Украины относительно официального толкования статьи 10 Конституции Украины:

По смыслу, структурой, внешним и внутренним построением и другими правовыми признаками положения пунктов 1 и 2 резолютивной части Решения - это нормы положительные права в их классическом виде как из точки зрения самых нормативістів, так и из позиций рационалистического (юснатуралістичного) праворозуміння. За характером предписаний эти новые правовые нормы являются обязывающими (часть первого пункта 1, часть первого пункта 2) или такими, что предоставляют права, которые не подлежат обязательной реализации (часть друга пункта 1, часть друга пункта 2); по форме предписани-императивными (часть первого пункта 1, часть первого пункта 2) или диспозитивными (часть друга пункта 1, часть друга пункта 2); за колом субъектов, на которые распространяется действие этих норм права - общими или специальными; за действием во времени - постоянными; за действием в пространстве - общими (часть первого пункта 1, части первая и вторая пункта 2) или локальными (часть друга пункта 1).Большее того, новые нормы права, сформулированные Конституционным Судом Украины в виде официального толкования, имеют и все классические признаки статей закона. Об этом свидетельствуют не только формальный анализ их содержания и структуры, а и (ли то намеренная, то ли случайная) текстуальная тождественность со статьями действующих законов или законопроектов, которые только представленные в рассмотрение Верховной Раде Украины. Решение Конституционного Суда Украины (пункты 1 и 2 резолютивной части) есть неконституционным и по смыслу. Квинтэссенция части первой статьи 10 Конституции Украины, за которой "государственным языком в Украине есть украинский язык" состоит в том, что украинский язык есть национальным официальным и рабочим языком именно государства, а не гражданского общества или частного лица. Тому применение (а не общение, как отмечается в Решении) украинского языка есть обязательным исключительно для сферы государственной (а необщинной или частной) деятельности, в особенности в части, которая касается языка официальных актов и государственной документации.[11]

Юридическая сила интерпретационных актов не может приравниваться к силе нормативно-правовых актов, которые являются предметом толкования. Больше того, юридическая сила интерпретационного акта действует до того часа, пока действует сам акт, нормы которого стали предметом толкования. Приняли новый закон ,изменили его нормы, которые были предметом толкования, и ,соответственно теряются значение ,юридическая сила и действие интерпретационного акта. Таким образом, парламент Украины может одолевать правовую позицию Конституционного Суда за нормами, которые было предметом толкования.

Можно сделать вывод, что будь какой интерпретационный акт, в том числе и решение Конституционного Суда Украины, носить вспомогательный характер. Соответственно,юридическая сила интерпретационного акта не может быть приравнена к юридической силе нормативно-правовых актов, которые стали предметом толкования. Безусловно, решение Конституционного Суда Украины по вопросам официального толкования Конституции и законов Украины за юридической силой есть "підконституційними" и "подзаконными".

Для современной юридической практики важное значение имеет положение о те, что решение Конституционного Суда Украины относительно официального толкования Конституции и законов Украины есть окончательными и обжалованию не подлежат. Это уникальная правовая ситуация ,если акты определенного органа, в этом случае - единого органа конституционной юрисдикции ,в национальной правовой системе имеют особый статус. Таких возможностей нет ни у президента Украины, ни в парламента, акты которых могут быть обжалованы к Конституционному Суду .Особый статус решений Конституционного Суда Украины, в том числе и по вопросам толкования, объективно поднимает проблему качества этих решений, недопущение ошибок, поскольку их почти невозможно исправить в обычном режиме, а требуется принятие Верховной Радой в новой редакции соответствующего закона или внесения изменений в Конституцию Украины.

Никто не застрахован от ошибочных решений, в том числе и Конституционный Суд. Ошибочные решения Конституционный Суд Украины может принимать и под давлением политических обстоятельств, политической и другой конъюнктуры и т.п..

А как что было принятое ошибочное решение? Даже Конституционный Суд не может преодолеть свою же правовую позицию. Правильно ли это? Наверное, ни. Появляются новые факторы, которые необходимо учитывать , если ми желаем, чтобы правовая позиция единого органа конституционной юрисдикции не становилась дестабилизирующим фактором.

Выводы

Под толкованием понимается, с одному стороне, определенный процесс мышления (познавательный процесс), направлений на объяснение знаковой системы, а с другого - результат этого процесса, выраженный в совокупности высказываний естественного языка.

Толкование права составляет значительный объем деятельности большинства юристов. Оно связан с повседневным решением конкретных правовых вопросов в практической работе многих государственных органов , в особенности судебных и прокуратуры.

Толкование норм права имеет огромное значение в юридической науке и практике. Поэтому эта тема исследуется многими учеными. Многие вопросы по толкованию права остаются спорными. В юридической литературе нет единой мысли в определении сущности толкование права. Авторы расходятся в мыслях в выделении приемов толкования. Ни единства поглядів в вопросе об объеме толкования. Но все исследователи признают огромное практическое значение толкования норм права.

В конечном счете толкования как юридическая деятельность служит задачам обеспечения законности и повышение эффективности правового регулирования. В современных условиях его актуальность значительно выросшая. Это объясняется тем , что в последние годы законодательство значительное обновилось , в нем появились новые нормы и целые области . Правотворчість теперь осуществляется на других принципах , применяются новые юридические сроки и конструкции , совсем другой тип регулирования. В этих условиях толкования и должно сыграть свою роль как важнейший инструмент познания , реализации и совершенствование права.

Государственно-правовая сфера на современном этапе наиболее заполитизированная, конфронтована. Между органами государственной власти высшего уровня часто происходят конфликты. Поэтому общество должно иметь соответствующие механизмы разрешения противоречий, которые возникают в конституционно-правовом поле.

Втягивание судебной власти у решения исключительно политических вопросов, сформулированных в конституционных представлениях, несет угрозу полное разрушение правовой системы Украины и приведет к никчемности принципа распределения власти, на котором она базируется.

Список литературы

Васьковский Э.В. Руководство к толкованию иd применения законов. М: Юридическое бюро “Городец”, 1997.

Лазарев В.В. Применение советского права. Котел: издательство Казанского университета, 1972.

Насырова Т.Я. Телеологическое (целевое) толкование советского закона. Котел: Издательство Казанского университета, 1988.

Пиголкин А.С. Толкование нормативных актов в СССР. Г.: Юридическая литература, 1962

Чепурнова Н. ”Решение Конституционного суда РФ как образец юридической гармонии”//Русская юстиция №10/2001

Черданцев А.Ф. Вопрос толкования советского права. Свердловск, 1972.

Черданцев А.Ф. Толкование советского права. Г.: Юридическая литература, 1979.

Шляпочников А.С. Толкование уголовного закона. Г.: Юридическая литература, 1960.

Смыслина Э. “Борьба с пиратской вольницей в “мировой паутине””//Русская юстиция №6/2001.

Тацій В.,Тодика Ю. “Границы толкования Коституційним Судом Конституции и законов Украины”: Вестник Коституційниого Суда Украины 2/2002.

ОТДЕЛЬНАЯ МЫСЛЬ судьи Конституционного Суда Украины Мироненка О.М. относительно Решения Конституционного Суда Украины в деле за конституционными представлениями 51 народного депутата Украины об официальном толковании положений статьи 10 Конституции Украины (254к/96-ВР) относительно применения государственного языка органами государственной власти, органами местного самоуправления и использования ее в учебном процессе в учебных залогах Украины (по правую сторону о применении украинского языка)

Ю.Л.Уласов «Прблеми толкование норм права» ., Национальная академия наук Украины институт государства и права им. В.М.Корецького, Киев –2001

Вопленко Н.Н. Толкование права //Общая теория правая. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993. С.373

Ю.Н.Тодыка Толкование Конституции и Законов Украины: теория и практика. Харьков 2001 «Факт»


Страницы: 1, 2, 3