рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции рефераты

Временные исключения из ЕВТТ распространяются и на некоторые другие товары. Для Аргентины — это одежда, прокат черных и цветных металлов, бумага; для Бразилии и Уругвая — молоко и молочные изделия для Парагвая — сахар и т.д. Для каждой из стран список таких исключений насчитывает 300 - 450 позиций.

Что касается внутризональной торговли, то освобождаются от пошлин более 90% товаров местного производства. К этой категории относятся изделия, где "национальный компонент" (т.е. местная добавленная стоимость) составляет в среднем не менее 60%, а для капитальных товаров — 80%.[6]

Крупнейшие промышленные компании стран - членов Меркосур вовлечены в интеграционный процесс. Кооперация и сотрудничество, взаимные инвестиции получили значительное распространение в машиностроительных отраслях и металлургии. Имеется немало соглашений, в рамках которых осуществляется обмен технологиями (особенно между бразильскими и аргентинскими компаниями), достигается разграничение номенклатуры выпускаемых изделий (автомобилей и автодеталей, различных марок проката черных металлов), что нередко позволяет ослабить конкуренцию и разделить отраслевые рынки.

Интеграция и инвестиционное сотрудничество достигли значительного уровня в энергетике. Установление с 1993 г. принципа приоритетного обеспечения стран-участниц энергоносителями заметно ускорило осуществление ряда масштабных совместных проектов, включая освоение крупного газового месторождения на севере Аргентины и строительство газопровода для снабжения топливом южных штатов Бразилии.

Реализуются планы объединения энергосистем стран - членов Меркосур, которыми уже накоплен значительный опыт совместного создания крупных энергетических объектов (бразильско-парагвайского гидроэнергетического комплекса "Итайпу" и аргентинско-уругвайского — "Сальто-Гранде").

Внутризональная торговля и сотрудничество в промышленности всегда развивались в Меркосур параллельно. Теснейшая увязка интересов обоих названных секторов в интеграционном процессе — одна из важнейших причин динамизма регионального товарооборота. С 1990 по 1995 г. товарооборот между четырьмя странами увеличился в пять раз. Объем взаимных поставок между Аргентиной и Бразилией в 1990 - 1995 гг. возрос с 2 до 10 млрд долл.[7]

Интеграционный процесс охватывает также и гуманитарную сферу. Заключены соглашения о взаимном признании аттестатов, дипломов и других документов о начальном и среднем образовании. Существенно упрощены пограничные формальности для перемещения физических лиц по территории стран - членов Меркосур.

Что касается трудовых отношений, согласно Асунсьонскому договору, был установлен принцип "свободного перемещения рабочей силы в странах Меркосур", и таким образом в Южном конусе возник рынок труда, охвативший более 90 млн человек.

Однако договор ограничился лишь постановкой задачи соединить ускорение экономического развития с достижением социальной справедливости с целью улучшения условий жизни населения, и в нем не была конкретизирована эта социально-экономическая программа. По мере развития и углубления экономической интеграции стали возникать социальные проблемы, потребовавшие координации действий всех стран участниц Меркосур.

Проблемы безработицы, удешевления рабочей силы и "социального демпинга" остро стоят сейчас на рынке труда во всех странах региона. Государства, объединившиеся в Меркосур, различны не только по уровню экономического развития, но и по традициям, культуре, демографии и образовательному уровню населения, что, безусловно, оказывает большое влияние на социальные аспекты интеграции и, прежде всего на складывающийся новый рынок труда. Каждая страна имеет специфический рынка труда: для Уругвая характерны высокий уровень образования населения и традиции эмиграции рабочей силы; для Аргентины, напротив, привычна иммиграция; Парагвай отличается большой долей сельского населения и, соответственно, неквалифицированной рабочей силы; у Бразилии, являющейся экономическим лидером Меркосур, есть потенциал создания новых рабочих мест.

В Бразилии, Уругвае и Парагвае уровень безработицы колеблется в пределах 8-10% экономически активного населения, в Аргентине достигает 18%. Если учитывать скрытую безработицу, то в Бразилии она составляет 22%, а в Аргентине охватывает треть населения страны. При этом в Аргентине самый высокий уровень минимальной зарплаты: около 200 долл. В Бразилии эта цифра ниже — 105 долл., хотя прожиточный минимум составляет более 600 долл. в месяц. В Уругвае падение реальной зарплаты в 1995 г. по сравнению с 1994 г. составило 1,4%.[8]

Изменение географии промышленности также новое явление на рынке труда, так как для Меркосур" более выгодным становится размещение своих капиталов в странах или зонах с наименьшими таможенными пошлинами. В большей степени этот процесс затронул автомобильную, фармацевтическую и текстильную промышленность, а также сектор информатики.

Кроме того, к новым явлениям на рынке труда можно отнести "промышленный подряд" одной страны у другой: например бразильские строительные компании фактически монополизировали строительство в соседних государствах.

Одним из наиболее болезненных последствий "транснационализации труда" стала потеря ряда социальных гарантий, так как во всех странах Меркосур почти одновременно началась реформа социального обеспечения. Практически везде она сопровождается изменением пенсионного законодательства в сторону его ужесточения. Например, в Уругвае пенсионный возраст для женщин увеличен до 60 лет, а государственное пенсионное страхование переходит в частные руки. Сложные проблемы встают в сфере медицины и образования, где также усиливается влияние частного сектора, в связи с чем встает проблема предоставления государственных субсидий малоимущим и безработным.

Продолжается процесс социального расслоения. По подсчетам ЭКЛАК, 40% беднейших слоев населения владеют в Уругвае 22% совокупного национального продукта, в Аргентине — 15, в Бразилии — 9,6%. С другой стороны, на долю 10% наиболее богатых приходится в Уругвае 25,9% продукта, в Аргентине — 31,6, а в Бразилии — 41,7%.[9] Таким образом, среди участников Меркосур Уругвай имеет самую сбалансированную структуру этих показателей.

Расширение экономического пространства и даже рынка сбыта не означает автоматического создания новых рабочих мест. В современных условиях увеличение производительности труда практически во всех отраслях основывается в первую очередь на внедрении высоких технологий. Поэтому новые рабочие места могут появляться в основном в новейших наукоемких отраслях, однако к рабочей силе здесь будут предъявляться повышенные требования: высокий уровень образования, профессионализм и узкая специализация. Таким образом, массовая безработица в Меркосур скорее всего будет иметь тенденцию к увеличению и в будущем.

Эта проблема осложняется тем, что в последнее время она стала приобретать национальный оттенок. Для стран Южного конуса, как и для их соседей, это абсолютно новое явление. Как известно, события последнего десятилетия в Западной Европе, куда устремился поток дешевой рабочей силы из Африки и Азии, также поставили национальную проблему во главе всего комплекса трудовых отношений в ЕС, где уровень безработицы достиг 11% в 1996 г. Приток легальных и нелегальных иммигрантов из соседних государств и из Юго-Восточной Азии стал причиной усиления националистических настроений и у определенных слоев населения стран - членов Меркосур. Так, в текстильной промышленности Аргентины используется труд около 1 млн нелегальных иммигрантов, в основном корейцев. В 1996 г. крупнейший аргентинский профсоюз строителей провел специальную кампанию против боливийских и бразильских иммигрантов. Такие настроения стали распространяться не только в среде наемных работников, но и в кругах мелких и средних предпринимателей, которые связывают свои экономические проблемы и банкротства с притоком иностранного капитала, будь он американский, бразильский или аргентинский.

II.4. «Меркосур» в условиях панамериканской интеграции

Особенностью процессов интеграции в Западном полушарии на современном этапе, происходящих как под эгидой США в рамках панамериканского объединения, так и в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна, является биполярный характер идеи создания Панамериканской зоны свободной торговли, выдвинутой Соединенными Штатами и поддержанной крупнейшей страной континента — Федеральной Республикой Бразилией. Однако если конечная цель — формирование самого крупного в мире общего рынка, включающего пестрый конгломерат стран (от островных мини государств Карибского бассейна до мировой сверхдержавы) на базе уже действующих субрегиональных группировок в принципе отвечает интересам стран - инициаторов, то подходы к ее реализации исходят из различных предпосылок, порождают серьезные разногласия и существенно затрудняют решение поставленной задачи.

Основным компонентом латиноамериканской стратегии США является Североамериканский договор о свободной торговле (НАФТА). На базе НАФТА по замыслу американской администрации должно быть создано самое сильное интеграционное объединение в мире, обеспечивающее Америке экономическое и политическое лидерство сначала в Новом Свете при помощи альянса трех ведущих североамериканских стран (США, Мексика, Канада), с последующим индивидуальным присоединением остальных стран, охватывающее огромную территорию от Аляски до Огненной Земли.

Бразилия принимает активное участие в обсуждении идеи континентального общего рынка, выдвинутой Соединенными Штатами, но предлагает собственный сценарий подхода к ее реализации. Она сформулировала свой вариант создания ПАЗСТ — путем объединения уже действующих под ее эгидой субрегиональных экономических блоков. Ядром этой зоны должен стать МЕРКОСУР.

НАФТА превосходит Меркосур по размерам территории в 1,8 раза, по численности населения в 2 раза, по производимому совокупному ВВП в 7 раз, по внутризональному товарообороту (в абсолютных показателях) в 28 раз.[10] Столь большое превосходство порождает искушение "продавить" свою концепцию создания ЗСТА, не считаясь с мнением младших партнеров. В свою очередь Меркосур также обладает рядом преимуществ. Во-первых, это объединение возникло раньше НАФТА и продвинулось дальше по пути интеграции, преобразовавшись из торговой зоны в таможенный союз. Во-вторых, его интеграционные механизмы оказались более гибкими и ни один из его участников не пережил таких экономических потрясений, как Мексика в 1995 - 1996 гг. В-третьих, имидж Бразилии как лидера в сравнении с США выигрывает, так как за ней не тянется шлейф интервенционизма. В-четвертых, Меркосур завоевал международное признание в качестве независимого субъекта на мировой арене и обогатился опытом заключения важных межблоковых соглашений (с ЕС, Андской группой).

Фактически контуры двух различных подходов были заложены уже в основополагающих документах. Ст. 2204 договора о НАФТА, касающаяся присоединения других стран, была сформулирована весьма обтекаемо и оставляла основателям этого объединения свободу действий в вопросе приема новых членов. В ней записано: "Любая страна или группа стран может присоединиться к этому договору согласно таким условиям и положениям, о которых может быть достигнута договоренность между этой страной или группой стран и Комиссией (НАФТА) и после получения одобрения в соответствии с действующими законодательными процедурами каждой страны".[11]

Анализ ст. 2204 позволяет заключить:

-    "отцы-основатели" мыслили категориями постепенного распространения НАФТА на все Западное полушарие, в результате чего к 2005 должна была появиться ЗСТА;

-    каждой латиноамериканской стране, прежде чем получить доступ в "рай", предстояло пройти "чистилище", т.е. соответствовать требованиям диктуемым тремя первоначальными членами;

-    каждый из триумвирата НАФТА фактически обладает правом вето по вопросу о вступлении новых членов.

За три года деятельности НАФТА выяснилось, что список требований которым нужно соответствовать, оказался весьма обширным. По словам экспертов независимой лондонской группы, выпускающей известное аналитическое издание "Лэйтин америкэн ньюслеттер", "США установили минимальные условия членства в НАФТА. Они включают ликвидацию тарифных и нетарифных барьеров, разумную открытость рынка услуг, защиту иностранных капиталовложений, защиту прав на интеллектуальную собственность, исходное законодательство о правилах происхождения товара, антидемпинговые правила, процедуру урегулирования споров и политик, ограничения субсидий".[12] По мнению английских экспертов, это "лишь стартовые условия". Исчерпывающий пакет должен появиться позднее.

В последний день майамского саммита президенты США и Мексики и премьер-министр Канады озвучили избранный ими курс. Они официально пригласили Чили начать переговоры присоединении к торговой зоне трех. Ни для кого не было секретом почему именно Чили первой удостоилась высокой чести. Дело не только в том, что чилийское правительство успешно осуществило неолиберальные реформы, создало стабильно развивающуюся рыночную экономик провело демократизацию страны. Чили являлась «вольным стрелком», не участвовала ни в одной латиноамериканской субрегиональной интеграционной группировке. Следовательно, она идеально подходила для начала претворения в жизнь стратегии присоединения латиноамериканских государств НАФТА в индивидуальном порядке по формуле "3+1". По этой же схеме велись переговоры Сантьяго с основателями НАФТА.

То, что подходило для Чили, оказалось неприемлемым для Бразилии и ряда других стран региона. Принять формулу "3+1" означало пускаться в плавание по воле волн без каких-либо гарантий успешного его завершении. Более того, фактически предстояло разрушить Меркосур и другие субрегиональные интеграционные блоки, сформированные задолго того, как Вашингтон, исходя из геоэкономических и геополитических соображений, заинтересовался идеей создания сначала торговой зоны, затем сообщества стран Западного полушария.

Помимо компонента стратегического характера американо-бразильские противоречия затрагивали ряд конкретных вопросов: юридическое толкование термина "происхождение товара", закупки, осуществляемые по линии госсектора, открытие финансовой сферы телекоммуникаций, эффективная защита национальных промышленников и др.

Со времени саммита в Майами прошел ровно год. За это время бразильская дипломатия сумела на переговорах за закрытыми дверями, где готовились проекты документов для 34 президентов и глав правительств, "улучшить" текст заявления относительно создания ЗСТА. В Декларации принципов, одобренной в Майами, говорилось: "Мы расширим и углубим экономическую интеграцию в Западном полушарии на основе действующих субрегиональных и двусторонних соглашений, приводя их к общему знаменателю".[13] Таким образом, расплывчатый термин "группа стран" был заменен конкретным "субрегиональные соглашения". Им был отдан некоторый приоритет по сравнению с двусторонними договоренностями, а записанное положение о приведении их к общему знаменателю можно было толковать как признание равнозначности всех действующих в регионе интеграционных соглашений, объединение которых, а не поглощение одних другими, создаст в итоге общеамериканскую зону свободной торговли. Декларация принципов стала отправным моментом для разработки бразильской концепции.

В полной мере противостояние двух принципиально различных подходов к решению стратегической задачи 2005 г. выявилось уже на первом этапе многосторонних переговоров, предусмотренных графиком, утвержденным в Майами. На первой конференции министров торговли 34 стран Западного полушария в Денвере (США, июнь 1995 г.) сложились два блока. Об этом наглядно свидетельствовали ход дебатов и принятие резолюций по основным вопросам повестки дня (см. табл. 4).

Таблица 4

Результаты голосования  на конференции в Денвере

Вопрос Позиция Бразилии Союзники Бразилии Позиция США Союзники США Резолюция
Использование региональных блоков за Меркосур, Андский пакт против НАФТА, Чили отклонено
Индивидуальное вступление в НАФТА против Меркосур, Андский пакт за НАФТА, Чили отклонено
Создание 11 рабочих групп против Канада, Меркосур за компромисс: 7 групп, остальные 4 в 1996 г.
Рабочая группа по антидемпингу за Андская группа, Меркосур против отложено до 1996 г.
Более строгие правила, чем в МТО против Меркосур, Андский пакт за НАФТА, Чили отклонено
Экономическая стабилизация за против Мексика, Чили одобрен компромиссный вариант
Включение статей об окружающей среде и соц. проблемах против Меркосур за НАФТА, Чили одобрен компромиссный вариант
Соглашение о ЗСТА в 2000 г. против за Аргентина, Чили, НАФТА отклонено
Соглашение о ЗСТА в 2005 г. за против отклонено

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6