Реферат: Проблемы развития общих рынков в международной экономической интеграции
При рассмотрении их целей с формальной точки зрения, их можно
разделить на 3 основные группы:
Первая группа состоит из трансатлантических организаций, возникших
благодаря тесным контактам, которые завязались между Западной Европой и США
после войны. Несомненно, именно Америка инициировала создание первой
послевоенной европейской организации в 1948 году. Госсекретарь США Джордж
Маршалл призвал страны Европы объединить свои усилия для экономической
реконструкции и обещал помощь со стороны Америки (что вошло в историю как план
Маршалла). Заданием Европы было создать Организацию Европейского экономического
сотрудничества (ОЭСР). Позже, в 1960, когда США и
Канада вступили в нее, согласовав с ее членами расширение деятельности,
включающее помощь странам третьего мира, организация была переименована в
Организацию экономического сотрудничества и развития. За основанием ОЭСР последовало основание в 1949 году НАТО,
военного пакта между США, Канадой и большинством свободных государств Европы.
Следующей организацией стал ЗЕС в 1954 году, который
был призван укрепить сотрудничество в области безопасности между странами
Европы. Это расширило существующее Брюссельское Соглашение между
Великобританией, Францией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами. В него также
вошли ФРГ и Италия, а впоследствии и Португалия, Испания и Греция. ЗЕС предлагает своим участникам основу для тесного
сотрудничества в области защиты и безопасности, помогая им объединить усилия
Европы в этом направлении, а также придать больший вес голосу Европы в
Атлантическом Альянсе.
Характерной чертой второй группы организаций является то, что они
созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества стран.
Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не выходит за
рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких организаций
является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года чтобы осуществлять
политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни создание
федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения на
национальный суверенитет. Принятие решений полностью возложено на Кабинет
Министров, и для любого решения требуется единогласие, а это означает, что
любая страна может наложить вето на решение, как и в Совете Безопасности в
Европе. Ко всему прочему, в организации существует Парламентская Ассамблея, но
ее роль чисто консультативная и у нее нет законодательных полномочий. Все, что
она может — это давать рекомендации Кабинету Министров. Поэтому любая
рекомендация может быть отклонена одним голосом, так как Кабинет не отвечает
перед Ассамблеей. И даже в случае, если предложение будет принято Кабинетом
Министров, оно должно еще быть ратифицировано национальными парламентами,
прежде чем оно будет иметь силу закона. Из этого можно сделать вывод, что Совет
Европы в принципе служит инструментом межпарламентского сотрудничества. В спектре
своих целей по налаживанию тесных контактов между странами Европы и
продвижению их экономических и социальных достижений, Совет Европы действует
очень успешно. Количество его членов возросло от начальных 10 до 25
(Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Ирландия,
Дания, Норвегия и Швеция, Греция, Турция, ФРГ, Австрия, Кипр, Швейцария,
Мальта, Исландия, Португалия, Испания, Лихтенштейн, Финляндия, Сан-Марино,
Венгрия и Польша). Под его покровительством заключается широкий спектр
экономических, культурных, социальных и юридических конвенций, наиболее важным
и известным из которых является Европейская Конвенция Защиты прав человека и
фундаментальных свобод, принятая 4 ноября 1950 года.
Третья группа организаций включает в себя Европейское объединение по
углю и стали, Европейскую Комиссию по атомной энергии и Европейское
(экономическое) Сообщество. Формально эти три сообщества продолжают
существовать параллельно. С точки зрения политической реальности они могут
рассматриваться как единая система. Создание этих организаций может быть
отмечено как зарождение “Европейского Сообщества”. Главной отличительной чертой
Европейского Сообщества в сравнении с другими международными образованиями
является то, что его члены для создания связующего, прочного организационного
и политического соединения пожертвовали какой-то частью своего национального
суверенитета.
Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен
9 мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции, предложил
план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии, который предполагал
совместную координацию всей выработки угля и стали в рамках организации, в
которую могла бы войти любая из стран Европы. Это предложение вызвало двоякую реакцию:
с одной стороны, бессмысленно налагать односторонние ограничения на Германию,
но в то же время, полностью независимая Германия все еще воспринималась как
потенциальная угроза миру. Единственным выходом из создавшегося положения, по
мнению Шумана, было привязать Германию политически и экономически к крепкой
группировке Европейских государств. Этот план явился продолжением мысли,
высказанной Уинстоном Черчиллем в его известной речи в Цюрихе 19 сентября 1946
года, когда он призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, подчеркивая
принципиальную важность франко-германского сотрудничества. Кроме этого,
Черчилль предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера, чем
активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция,
Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское
объединение по углю и стали (ЕОУС) и 23 июля, когда оно
вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового
Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться
Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого должно
было стать создание Европейской Конституции.
В октябре 1950 года, когда Соглашение по ЕОУС
еще не было подписано, Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества
по Безопасности, которое более известно как план Плевена. Всплеск военных
действий в Корее и ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к
необходимости усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию.
Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея
Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять
единственным выходом было привязать Германию к многонациональному Сообществу —
на этот раз военному — для усиления контроля за разоружением. Тем не менее в
августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что Французская
Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение, тем самым давая
выход амбициям национального суверенитета.
Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все
предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока не
давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры иностранных
дел шести стран-основательниц ЕОУС выступили с инициативой
“создания объединенной Европы”.
На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было
большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ЕОУС — то есть прежде всего экономической интеграции. Хотя
план Плевена имел более высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее,
но более реалистично. Был сформирован Комитет, во главе с Министром
иностранных дел Бельгии, Полем-Анри Спааком, на который была возложена
ответственность продумать шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет
окончил свою работу, и его отчет лег в основу переговоров, результатом которых
явились Соглашения, учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое Сообщества (ЕЭС), подписанные странами Шестерки в марте 1957 года и
вступившие в силу 1 января 1958 года.
Несмотря на то, что первое из Европейских объединений — Европейское
объединение по углю и стали (1952 г.) — впервые объединило угольную и стальную
промышленности Франции и Германии, оно никогда не рассматривалось как чисто
Франко-германская схема, а исключительно как явление, доступное любой
европейской демократии. Бельгия, Италия, Люксембург и Нидерланды
воспользовались этим преимуществом, и пошли дальше, став инициаторами создания
ЕЭС и ЕВРАТОМ вместе с Францией и Германией в 1957 году.
Для Германии вовлечение в интеграционные процессы явилось как бы
пропуском в содружество наций. Являясь по существу экспортером, страна
зависела и все еще продолжает зависеть от Европейского рынка. Создав ЕЭС удалось
в какой-то степени обезопасить рынок, которому теперь не грозила опасность
зависимости от внешней торговли. Германия, впрочем как и другие
страны-участницы, оценили все экономические преимущества, которые давало
членство, что соответственно выразилось в цифрах: экспорт Германии в другие
страны Объединения возрос с 27% вначале до 48% на сегодня.
Для Франции экономический союз с Германией был как бы политическим
признанием готовности поддерживать мир в Европе. Более того, членство в
Объединении предлагало прекрасную возможность реализации политики взаимной
экспансии. Доступ к большой торговой зоне Европы также открыл новые возможности
для сельского хозяйства Франции.
Бельгия, также как и Германия, в большой степени зависела от внешней
торговли и состояния экспортных рынков, поэтому идея общего рыночного
пространства была очень привлекательной с экономической точки зрения. Ее
интерес к тесным экономическим узам с другими странами Европы был вызван еще и
тем, что в 1950-х годах экономика Бельгии почти целиком была сконцентрирована
на угле и стали. Единое рыночное пространство в Европе потенциально имело
большую важность, частью потому, что открывало большие возможности для угольной
и стальной промышленности, но в большей степени потому, что открывало перспективы
для создания и развития новых отраслей промышленности.
Италия к тому времени начала активно развивать свою промышленность,
и Европейский внутренний рынок воспринимался ею как уникальная возможность
роста. Она также рассчитывала на определенную финансовую помощь от организаций
Объединения для того, чтобы развивать большее количество направлений и снизить
высокий уровень безработицы в этих сферах.
Нидерланды вошли в Объединение по подобным причинам. Вовлечение в
процесс интеграции должно было дать толчок к развитию промышленности и — в
качестве крупнейшего в Европе перевозчика грузов морем с разветвленной
портовой структурой — открыть для себя новые перспективы. И, наконец, голландцы
столкнулись с проблемой защиты и расширения их сельскохозяйственных рынков.
На протяжении всей истории Люксембург, по причине его
географического положения, всегда оказывался в очаге конфликтов между большими
соседними странами. Европейская интеграция позволила защитить как
политические, так и экономические и социальные интересы страны.
Еще перед тем, как Соглашения вступили в силу, Правительство
Великобритании спровоцировало ожесточенные споры внутри европейских стран по
поводу лучшего подхода к Европейской экономической интеграции. Предложение
Великобритании заключалось в создании Европейской свободной торговой зоны,
которая бы не требовала никаких уступок со стороны национального суверенитета.
Тарифы между странами-участницами будут упразднены, но предоставлена свобода
действий в этом по отношению к другим странам. Но эта инициатива не была
принята остальными шестью странами-участницами ЕОУС,
которые настаивали на своем мнении о том, как развивать схему ЕЭС. Дальнейшие
усилия Великобритании по создании свободной торговой зоне в Европе, которая бы
включала в себя страны-участницы Соглашения, окончательно потерпели неудачу в
1958 году. Поэтому в августе 1961 года Великобритания официально заявила о
своем желании вступить в Сообщество. Дания, Норвегия и Ирландия — последовали
ее примеру.
Одним из сильнейших факторов, который повлиял на вступление Дании в
Сообщество, была перспектива свободного доступа на единый рынок. Пищевая
промышленность Дании была в состоянии накормить 15 миллионов людей — в три раза
больше, чем население страны. Поэтому нет ничего удивительного, что возникла
заинтересованность в свободном экспорте своей продукции по гарантированным
ценам.
У Ирландии традиционно сложились тесные культурные, религиозные и
военные взаимосвязи с континентом, и, может быть, поэтому отношение страны к
процессам интеграции в Европе оказалось довольно открытым. Ирландцы также
увидели в этом возможности для экспорта своей сельскохозяйственной продукции,
так как со времени обретения независимости в 1922 году, торговля
сельскохозяйственной продукцией Ирландии в большой степени зависела от рынка
Великобритании. Но сам этот рынок не был достаточно большим для раскрытия всех
возможностей сельского хозяйства Ирландии. О том, какое значение для Ирландии
имеет фермерство, говорит тот факт, что в нем занят каждый пятый рабочий и на
него приходится одна треть всего экспорта страны, а также то, что на пищевую
промышленность приходится четверть всех промышленных работ. Процесс
индустриализации, начатый в середине 1930-х гг., повлек за собой сильный рост
промышленности, но также потребовал освоения новых рынков. Полученная таким
образом конкурентоспособность позволила надеяться на увеличения уровня
благосостояния и улучшение условий торговли путем вступления в единое рыночное
пространство. Другим важным фактором, оказавшим влияние на желание Ирландии
вступить в Сообщество стало создание Социального и Регионального фондов,
которые могли предложить вполне конкретные экономические выгоды.
Несмотря на твердое стремление к объединению, лишь 1 января 1973
года, после успешного проведения референдумов в Ирландии и Дании и ратификации
соглашений национальными парламентами, Великобритания, Дания и Ирландия вошли в
Сообщества. Норвегия осталась вне Сообществ после того, как на национальном
референдуме “против” вхождения в Сообщества проголосовало 53,49 %.
Греция после возвращения демократического правительства, заявила о
своем желании войти в Сообщество в 1975 году, за ней последовали в 1977 году
Португалия и Испания.
Греция видела в этом для себя путь стабилизации вновь установившейся
демократии, а также увеличения своего влияния на международной арене. С
экономической точки зрения членство в Сообществе могло помочь модернизировать
сельское хозяйство и промышленность, следовательно, поставить национальную
экономику на ноги. Широко распространенные возражения о том, что это может
затронуть национальный суверенитет и вызвать иностранную интервенцию отступили
перед интересами экономики и 1 января 1981 года Греция стала 10-м членом
Сообщества.
Присоединение Испании и Португалии также вызвало много сложностей,
но все они были разрешены на переговорах, и после подписания в июне 1985 года
соответствующих Соглашений и ратификации их всеми 12-ю национальными
парламентами, Испания и Португалия стали 11-м и 12-м членами Сообщества.
Для Испании это было заключительным аккордом далеко идущих амбиций,
несмотря на то, что изоляция от Европы окончилась со смертью Франко. В
экономическом аспекте Испания надеялась, что средства, которые можно было
получить от Сообщества после присоединения, смогут дать толчок для развития уже
конкурентоспособной сельскохозяйственной промышленности, а также помогут
развить неиспользуемые производственные мощности. Также Испания надеялась, что
результатом участия в региональных программах Сообщества будет выравнивание
уровня жизни во всех регионах. В промышленном секторе предполагалось, что
процесс структурной ломки, хотя и будет болезненным, будет несомненно полезным,
и при поддержке новых партнеров пройдет значительно легче.
Для Португалии членство в Сообществе после потери всех колоний
означало возвращение на обычные для Европы пути. Сообщество предлагало с
одной стороны уход от изоляции в Европе, с другой стороны — наилучшую
возможность для поднятия экономики. Членство в Сообществе вызвало всплеск
инвестиционной активности у крупных компаний, которые в последнее время
затормозили инвестиции, особенно после революции, и этот фактор во многом
повлиял на развитие экономики. Португальцы рассчитывали на Сообщество как в
плане помощи и поддержки (в т.ч. финансовой) в реструктуризации экономики, в
частности в сельском хозяйстве.
Австрия, Финляндия, Швеция и Норвегия начали переговоры по
присоединению, которые успешно завершились в 1994 году. Летом и осенью того же
года в этих были проведены референдумы, которые в Австрии, Финляндии и Швеции
завершились в пользу присоединения, в то время как в Норвегии опять
проголосовали против членства, как и в 1972 году, большинством в 52,4 %.
Решение Австрии о членстве в Сообществе было сначала продиктовано
экономическими и торговыми интересами. Единое рыночное пространство и
перспективы политического союза были признаны новым витком развития страны и
поэтому к 1987 году отношение к Сообществу изменилось. Сначала это было желание
более тесной экономической интеграции, но не формального объединения. Когда
этот запрос был отклонен, Австрия формально заявила о своем желании полного
членства, при условии сохранение своего нейтралитета.
Отношения между Швецией и Европейским Сообществом всегда были
сложными по причине традиционного нейтралитета и многие годы любые предложения
о членстве Сообществе казались невозможными. Но обострение обстановки в
Восточной Европе в начале 1990-х привело Швецию к выводу, что будучи членом
Европейского Союза, легче сохранять свой нейтралитет. Люди начали понимать, что
уже довольно давно приняли большую часть правил Сообщества, и начали
прислушиваться к действиям Австрии по вступлению в Европейское Сообщество.
Решающим фактором для Швеции стало желание играть активную роль в установлении
новых порядков в Европе, а также иметь возможность как члену Европейского
Союза в будущем влиять на политическое, экономическое и социальное
сотрудничество.
Исходя из своего географического положения и исторического опыта,
Финляндия после Второй мировой войны очень осторожно реагировала на
западноевропейскую интеграцию, чтобы не быть втянутой в какой-либо конфликт
между сверхдержавами. И сбалансированные отношения с Западом и Востоком
давались ей очень тяжело. В частности, Финляндия пробовала установить
дружественные отношения с СССР, что выразилось в Соглашении от 1948 года,
которое действовало вплоть до 1992 года, когда устанавливались формальные
отношения между Финляндией и Россией. Как и в Швеции, изменение географических
границ Европы заставило финнов пересмотреть свои позиции, и 18 марта 1992 года
Финляндия официально заявила о своем желании вступить в Европейское
Сообщество. В заявлении Парламента 27 февраля 1992 года очень подробно были
описаны причины, по которым страна желает вступить в Европейское Сообщество, и
эти причины не были чисто экономическими. Правительство считало само собой
разумеющимся дать доступ своему бизнесу действовать на равных условиях со
своими конкурентами в свободном рыночном пространстве в Европе, а также дать
своим гражданам возможность участвовать в сотрудничестве — и в исследованиях, в
образовании, искусстве и любой другой сфере.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|