рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Ответственность перевозчика рефераты

1Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. - М., 1981. С.160 и след.

- 33 -

дусматривает четыре следующих основных требования:

1) Международная гарантия.

2) Надежность транспортных средств или контейнеров.

3) Книжка МДП.

4) Взаимное признание мер таможенного контроля1. Конвенция вступила в силу 20 марта 1978 года. В соответствии с п.1 ст. 56 Конвенции с этого же момента Концепция заменила собой в отношениях между ее участниками Конвенцию 1959 года, которая прекратила свое действие.

Подписавшие и присоединившиеся страны: Австрия, Албания, Алжир, Афганистан, Беларусь, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ГДР, Греция, Дания, Индонезия, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Кипр, Китай, Корея, Кувейт, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Марокко, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, СССР, США, Тунис, Турция, Уругвай, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Югославия, Эстония, Европейский Союз (ЕС) 2.

Россия, являясь правопреемницей СССР, также участвует в этой Конвенции.

Текст Конвенции состоит из 64 статей, распределенных по семи главам, преамбулы, приложений, которые в силу ст. 51 конвенции яв-

-------------

1Мовчан И. И. Таможенные вопросы в деятельности российских предпринимателей. - М., 1995. С.143 и след.

2См.: Холопов К. В. Таможенное регулирование международных автомобильных и смешанных перевозок // Международный бизнес России. 1994. N 13. С.55-60.

- 34 -

ляются неотъемлемой ее частью. Кроме того, особенностью Конвенции является наличие в ней пояснительных записок, помещенных в Приложениях 6 и 7 части III, в которых в соответствии со ст. 43 дается толкование некоторых положений Конвенции, и описываются некоторые способы применения таких положений. Таким образом, пояснительные записки обеспечивают правильное применение положений Конвенции, не изменяя, но конкретизируя их, делая их более понятными.

В статье 1 Конвенции даны определения основных терминов, используемых в этом соглашении. В частности, термин "операция МДП" означает перевозку грузов от таможни отправления до таможни назначения с соблюдением так называемой процедуры МДП, установленной в Конвенции. Термин "лицо" означает как физическое, так и юридическое лицо; термин "гарантийное объединение" означает объединение, признанное таможенными органами государства-участника в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру МДП; даются такие определения тяжеловесным или громоздким грузам, промежуточной таможне, таможням назначения и отправления, контейнерам, дорожным транспортным средствам и их составам и т.д.

Однако некоторые понятия, фигурирующие в тексте Конвенции, ст.1 не определены. Например, понятия перевозчика и владельца книжки МДП, которые встречаются в тексте Конвенции и Пояснительных записок к ней, помещенных в Приложении 6. Так, в пояснительной записке В 0.17-1 к ст. 17 уточняется, что если перевозчик доказал, что, несмотря на некоторые неточности, все грузы, указанные в манифесте, фактически находятся в грузовых отделениях, эти неточности не могут рассматриваться как нарушение положений Конвенции. Понятие перевозчика упоминается также в пояснительной

- 35 -

записке N 0.20. к ст. 20, в ст. 23 Конвенции (здесь речь идет о праве таможенных органов в исключительных случаях требовать сопровождения транспортных средств за счет перевозчиков при транзите через территорию их страны). Понятие владельца книжки МДП встречается в ст.ст. 26, п.2; 40 Конвенции. В первом случае оговаривается право владельца книжки МДП не использовать ее при применении более льготных условий, во втором - регламентируется вопрос ответственности такого владельца за нарушение положений Конвенции. Ясно, что нарушить предписания Конвенции или доказывать, что нарушений не было и нет, решать вопросы обеспечения сопровождения и использования книжки МДП и т.д. может только одно лицо - перемещающее товары в рамках процедуры МДП. Отсюда вывод - понятие перевозчика и владельца книжки МДП в Конвенции тождественны. Однако отсутствие определения перевозчика (или владельца книжки МДП) делает некоторые нормы Конвенции несамоисполнимыми и требует обращения к внутригосударственному законодательству.

Статья 2 Конвенции устанавливает, что Конвенция касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни отправления одного государства-участника до таможни назначения другого государства-участника или того же самого государства-участника при условии, что определенная часть операции МДП между ее началом и концом осуществляется автомобильным транспортом.

Операция МДП может осуществляться, когда существует несколько таможен отправления и назначения, при этом их общее коли-

- 36 -

честно не должно превышать четырех ( ст .18).

"Положения Конвенции распространяются на смешанные (интермодальные) перевозки грузов, так как в ст. 2 указано, что единственным условием в сфере ее применения является то, что хотя бы один участок маршрута операции МДП между ее началом и концом производится автомобильным транспортом..."1.

Условия перевозки означают то, что в каждое транспортное средство по одной книжке МДП в данной стране может быть загружено в двух местах погрузки две отправки, адресованные в две различные страны. Однако перевозка тяжеловесных и длинномерных грузов может проходить лишь через одну таможню места отправления и одну таможню места назначения.

Для каждой перевозки в соседнюю страну используется книжка МДП с шестью отрывными листами, для перевозки с пересечением более чем двух государственных границ - с четырнадцатью отрывными листами, а при пересечении более шести государственных границ -с двадцатью отрывными листами.

Статьи 6-11 Конвенции регламентируют ответственность гарантийных объединений. "В соответствии с системой гарантий ТИР [МДП - А.Иванов] каждая договаривающаяся сторона назначает свою национальную ассоциацию по гарантиям, которая и берет на себя обязательство выступать в качестве гаранта по всем книжкам ТИР, используемым... на территории страны, независимо от того, была ли книжка выпущена самой ассоциацией или ассоциациями других стран,

------------

1Холопов к. В. Таможенное регулирование международных автомобильных и смешанных перевозок // Международный бизнес России. 1994. N 13. С.55-60.

- 37 -

которые являются странами - участниками Конвенции ТИР. Все эти ассоциации по гарантиям образуют систему, в которой ее члены связаны друг с другом через посредством международной организации, в качестве которой выступает МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта - А .Иванов) "1.

Нормы Конвенции об ответственности национальных гарантийных объединений также требуют раскрытия во внутригосударственном законодательстве, ибо каждое государство - участник Конвенции само решает, какое объединение назначить в качестве гаранта. Требование о финансовых гарантиях, устанавливаемых в транзитной стране стороной, ответственной за транспортную операцию, чтобы удовлетворить возможные требования со стороны таможни Д.С.Николаев включает в понятие "таможенной безопасности"2, что, на наш взгляд, вполне правильно.

В соответствии с пп.1,2,4 ст. 8 Конвенции гарантийное объединение берет на себя обязательство уплачивать причитающиеся ввозные или вывозные пошлины и налоги, которые могут подлежать уплате в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП. Гарантийное объединение обязуется уплачивать эти сумы в порядке солидарной ответственности с лицами, с которых причитаются эти суммы. В тех случаях, когда законами и правилами той или иной договаривающейся стороны не предусматривается уплата ввозных или вывозных пошлин и налогов, гарантийное объединение обязуется на

---------

1Николаев Д.С. Международные торговые перевозки. - М., 1995. С.83.

2Николаев Д.С. Международные торговые перевозки. - М., 1995.

- 38 -

подобных же условиях уплачивать сумму, равную сумме ввозных или вывозных пошлин, налогов, а также любых процентов за просрочку (п.2 ст.8).

Положения этого пункта применяются в случае, когда за нарушения законодательства договаривающегося государства, на территории которого имели место такие нарушения, предусматривает применение фискальных санкций, отличных от уплаты таможенных пошлин и налогов ( административные штрафы и т. п. ) . При этом сумма, подлежащая уплате, не должна превышать размер ввозных или вывозных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате, если бы грузы ввозились или вывозились с соблюдением таможенного законодательства (пояснительная записка N 0.8.2).

Гарантийное объединение становится ответственным по отношению к компетентным органам страны, в которой расположена таможня отправления, с момента принятия такой таможней книжки МДП для оформления. В странах, на территории которых продолжается операция МДП, объединение несет ответственность с момента ввоза грузов... (п.4 ст.8). Из этого пункта можно сделать также вывод о времени начала операции МДП - момент принятия книжки МДП к оформлению таможней отправления, так как несовпадение такого момента и момента, с которого несет ответственность гарантийное объединение, представлялось бы как противоречие внутри самой Конвенции и давало бы возможность обхода положений Конвенции, что сводило бы на нет надежность при перевозке в рамках такой операции.

Кроме того, неправомерным представляется нам привлечение гарантийного объединения к ответственности за НТП. Во-первых, солидарная ответственность - термин гражданско-правовой. Это в

- 39 -

корне отличается от административной ответственности за НТП, в основе которой лежит состав конкретного правонарушения, в которой входит определенный субъект НТП, как правило, перемещающий товары через таможенную границу РФ. Гарантийное же объединение таким субъектом не является, и состав НТП отсутствует. В соответствии с п.7 ст.8 в Конвенции, когда наступает срок платежа вышеупомянутых сумм компетентные органы прежде, чем предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности, требовать уплату этих сумм у лица или лиц, с которых непосредственно причитаются эти суммы.

Статьей 10 Конвенции регламентируется как на практике оформляются нарушения положений Конвенции: таможенное оформление книжки МДП может быть произведено с оговорками или без оговорок. Если сделаны оговорки, то они должны относиться к фактам, связанным с самой операцией МДП. Эти факты должны быть зафиксированы в книжке МДП (п.1 ст. 10). Если таможенные органы той или иной страны оформили книжку МДП без оговорок, они не могут больше требовать от гарантийного объединения уплату сумм, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 8 (см. выше), за исключением случаев, когда свидетельство о произведенном таможенном оформлении было получено противозаконным или обманным образом (п.2 ст. 10).

В этой же главе оговорены следующие сроки, связанные с ответственностью гарантийных объединений:

1 ) Срок уведомления компетентными органами гарантийного объединения об отказе в таможенном оформлении книжки МДП (или об оформлении ее с оговорками) - 1 год с даты принятия книжки МДП для оформления. 2) Срок уведомления, но в случае, когда таможенное оформле-

- 40 -

ние произведено противозаконным или обманным образом - 2 года.

3) срок предъявления требования об уплате сумм, указанных в пунктах 1 и 2 ст.8 - не ранее, чем через 3 месяца после уведомления объединения, указанного в п.1,2, но не позже, чем через 2 года, считая с того же дня.

4) Срок предъявления требования, указанного в п.3, но когда в течение указанного в п.3 двухгодичного срока дело передано в суд - в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда.

5) срок для уплаты соответствующих сумм гарантийным объединениям - 3 месяца, считая с даты, когда ему было предъявлено требование об уплате.

б) Срок возврата уплаченных сумм гарантийному объединению, если таможенным органом представляются доказательства отсутствия нарушений - 2 года после предъявления требований об уплате.

Анализ этих сроков позволяет сделать вывод о том, что у гарантийного объединения есть достаточно времени перепроверить все данные о нарушении и нарушителе, принять другие меры воздействия на нарушителя, направленные на компенсацию уплачиваемых сумм, а в случае отсутствия нарушения - получить суммы обратно. У таможенных же органов также достаточно времени на проведение соответствующих расследований с целью исключения ошибок. Этими сроками достигается объективность в установлении факта нарушения и делается все возможное, чтобы устранить его вредные последствия как для государства, так и для гарантийного объединения.

Глава III конвенции посвящена перевозке грузов с применением книжки МДП. Подраздел (а) регулирует вопросы допущения транспортных средств и контейнеров к такой перевозке. Этот допуск является очень важным условием перевозки. Однако здесь больше тех-

- 41 -

нических вопросов, нежели правовых. Поэтому мы не будем останавливаться на этих положениях.

Грузы и дорожные транспортные средства, составы транспортных средств и контейнеры должны предъявляться в таможне отправления вместе с книжкой МДП. Таможня отправления должна сделать все необходимое для того, чтобы удостовериться в точности заполнения грузового манифеста (первого листа книжки МДП), наложить таможенные пломбы и печати (ст. 19). Это значит, что должностные лица таможни отправления удостоверятся, что сведения о грузах, вносимые в манифест, совпадают со сведениями, содержащимися в транспортных и других коммерческих документах на грузы. Таможня отправления должна также досмотреть грузы, проверить состояние транспортного средства или контейнера и наложить пломбы или печати (пояснительная записка 0.19 к ст.19). Следует обратить внимание, что все эти операции производятся уже после принятия книжки МДП к оформлению таможней отправления, а следовательно, уже входят в рамки операции МДП.

В каждой промежуточной таможне и в таможнях назначения транспортные средства, их составы или контейнеры предъявляются таможенным органам для контроля с содержащимися в них грузами и книжкой МДП на них (ст. 21). Эта статья Конвенции включает книжку МДП в перечень документов, необходимых для таможенного контроля. Положения этой статьи ни в коей мере не ущемляют права таможенных органов на досмотр транспортного средства, не находящиеся под таможенными пломбами и печатями (пояснительная записка N 0.21-1 к ст.21).

Промежуточные таможни государств-участников конвенции признают, как правило, пломбы и печати, наложенные таможенными орга-

- 42 -

нами других участников, при условии, что такие пломбы и печати не повреждены (п.1 ст. 22). Только в исключительных случаях таможенные органы могут проводить в пути проверку, досмотр дорожных транспортных средств, их составов или контейнеров (ст. 2 3). Данное положение способствует быстрому прохождению товаров от таможни отправления до таможни назначения, но в то же время пресекает и таможенные правонарушения, которые все-таки имеют место.

В соответствии со ст. 26 Конвенции операция МДП приостанавливается :

а) Если часть перевозки осуществляется по территории государства, не являющегося участником Конвенции;

б) Если на территории страны транзита - договаривающейся стороны - применяются более простые таможенные процедуры или когда применение режима таможенного транзита не является необходимым .

В этих случаях таможни, в которых операция МДП была прервана или возобновлена, рассматриваются как промежуточные таможни соответственно при въезде или выезде с территории страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8