Реферат: Ответственность перевозчика
1Садиков О.Н. Правовое регулирование международных перевозок. - М., 1981. С.160 и след.
- 33 -
дусматривает
четыре следующих основных требования:
1) Международная гарантия.
2) Надежность транспортных
средств или контейнеров.
3) Книжка МДП.
4) Взаимное
признание мер таможенного контроля1. Конвенция
вступила в силу 20
марта
1978 года. В
соответствии с п.1 ст. 56 Конвенции с этого же момента Концепция
заменила собой в отношениях между ее участниками
Конвенцию
1959 года,
которая прекратила свое действие.
Подписавшие и
присоединившиеся страны: Австрия, Албания, Алжир, Афганистан, Беларусь,
Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, ГДР, Греция, Дания, Индонезия,
Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Ирландия, Исландия, Италия, Канада, Кипр, Китай,
Корея, Кувейт, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Марокко, Нидерланды, Норвегия,
Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, СССР, США, Тунис, Турция,
Уругвай, Финляндия, Франция, ФРГ, Чехия, Чили, Швеция, Швейцария, Югославия,
Эстония, Европейский Союз (ЕС) 2.
Россия, являясь правопреемницей СССР, также участвует в этой
Конвенции.
Текст Конвенции состоит из 64 статей, распределенных по семи главам, преамбулы,
приложений, которые в силу ст. 51 конвенции яв-
-------------
1Мовчан И. И. Таможенные
вопросы в деятельности российских предпринимателей. - М., 1995. С.143 и след.
2См.: Холопов К. В. Таможенное
регулирование международных автомобильных и смешанных перевозок // Международный бизнес
России.
1994. N 13. С.55-60.
-
34 -
ляются неотъемлемой ее частью.
Кроме того, особенностью Конвенции является наличие в ней пояснительных
записок, помещенных в Приложениях 6 и 7 части III, в которых в соответствии со ст. 43 дается толкование некоторых
положений Конвенции, и описываются некоторые способы применения таких
положений. Таким образом, пояснительные записки
обеспечивают правильное применение положений Конвенции, не изменяя, но
конкретизируя их, делая их более понятными.
В статье 1 Конвенции даны определения
основных терминов, используемых в этом соглашении. В частности, термин
"операция МДП" означает перевозку грузов
от таможни отправления до таможни назначения с соблюдением так называемой
процедуры МДП, установленной в Конвенции. Термин "лицо" означает как
физическое, так и юридическое лицо; термин "гарантийное объединение"
означает объединение, признанное таможенными
органами государства-участника в качестве гаранта для лиц, использующих
процедуру МДП; даются такие определения
тяжеловесным или громоздким грузам, промежуточной таможне, таможням назначения
и отправления, контейнерам, дорожным транспортным средствам и их составам и
т.д.
Однако некоторые понятия,
фигурирующие в тексте Конвенции, ст.1 не определены. Например, понятия
перевозчика и владельца книжки МДП, которые встречаются в тексте Конвенции и
Пояснительных записок к ней, помещенных в Приложении 6. Так, в пояснительной записке В 0.17-1 к ст. 17 уточняется, что если
перевозчик доказал, что, несмотря на некоторые неточности, все грузы, указанные
в манифесте, фактически находятся в грузовых отделениях, эти неточности не
могут рассматриваться как нарушение положений Конвенции. Понятие перевозчика
упоминается также в пояснительной
- 35 -
записке N 0.20. к ст. 20, в ст. 23 Конвенции (здесь речь идет
о праве таможенных органов в исключительных случаях требовать сопровождения
транспортных средств за счет перевозчиков при транзите через территорию их
страны). Понятие владельца книжки МДП
встречается в ст.ст. 26, п.2; 40 Конвенции. В первом случае
оговаривается право владельца книжки МДП не использовать ее при применении
более льготных условий, во втором - регламентируется вопрос ответственности такого владельца за
нарушение положений Конвенции. Ясно, что нарушить предписания Конвенции или
доказывать, что нарушений не было и нет, решать
вопросы обеспечения сопровождения и использования книжки МДП и т.д. может
только одно лицо -
перемещающее товары в рамках процедуры МДП. Отсюда вывод - понятие перевозчика и владельца книжки МДП в Конвенции тождественны.
Однако отсутствие определения перевозчика (или владельца книжки МДП) делает
некоторые нормы Конвенции несамоисполнимыми и
требует обращения к внутригосударственному законодательству.
Статья 2 Конвенции устанавливает,
что Конвенция касается перевозки грузов,
осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных
средствах, составах транспортных средств или контейнерах, с пересечением одной
или нескольких границ от таможни отправления одного государства-участника до
таможни назначения другого государства-участника или того же самого
государства-участника при условии, что определенная часть операции МДП между ее
началом и концом осуществляется автомобильным транспортом.
Операция МДП может
осуществляться, когда существует несколько таможен отправления и назначения,
при этом их общее коли-
-
36 -
честно не должно
превышать четырех ( ст .18).
"Положения Конвенции
распространяются на смешанные (интермодальные)
перевозки грузов, так как в ст. 2 указано, что единственным условием в сфере ее применения
является то, что хотя бы один участок маршрута операции МДП между ее началом и концом производится
автомобильным транспортом..."1.
Условия перевозки означают
то, что в каждое транспортное средство по одной книжке МДП в данной стране
может быть загружено в двух местах погрузки две
отправки, адресованные в две различные страны. Однако перевозка тяжеловесных и
длинномерных грузов может проходить лишь через одну таможню места отправления и
одну таможню места назначения.
Для каждой перевозки в соседнюю страну используется книжка МДП с шестью
отрывными листами, для перевозки с пересечением более чем двух государственных
границ
- с
четырнадцатью отрывными листами, а при пересечении более шести государственных
границ
-с двадцатью
отрывными листами.
Статьи 6-11 Конвенции регламентируют ответственность
гарантийных объединений. "В соответствии с системой гарантий ТИР [МДП - А.Иванов] каждая
договаривающаяся сторона назначает свою национальную ассоциацию по гарантиям, которая и берет на себя
обязательство выступать в качестве гаранта по всем книжкам ТИР, используемым...
на территории страны, независимо от того, была ли книжка выпущена самой
ассоциацией или ассоциациями других стран,
------------
1Холопов к. В. Таможенное
регулирование международных автомобильных и смешанных перевозок //
Международный бизнес России. 1994. N 13. С.55-60.
-
37 -
которые являются странами - участниками Конвенции ТИР. Все эти ассоциации по
гарантиям образуют систему, в которой ее члены связаны друг с другом через
посредством международной организации, в качестве которой выступает МСАТ (Международный союз автомобильного
транспорта
- А .Иванов) "1.
Нормы Конвенции об
ответственности национальных гарантийных объединений также требуют раскрытия во
внутригосударственном законодательстве, ибо каждое государство - участник Конвенции само
решает, какое объединение назначить в качестве гаранта. Требование о финансовых
гарантиях, устанавливаемых в транзитной стране стороной, ответственной за
транспортную операцию, чтобы удовлетворить возможные требования со стороны таможни
Д.С.Николаев включает в понятие "таможенной безопасности"2, что, на наш взгляд, вполне правильно.
В
соответствии с пп.1,2,4 ст. 8 Конвенции гарантийное объединение берет на себя обязательство
уплачивать причитающиеся ввозные или вывозные пошлины и налоги, которые могут
подлежать уплате в соответствии с таможенными законами и правилами страны, в
которой обнаружено нарушение в связи с операцией МДП.
Гарантийное объединение обязуется уплачивать эти сумы в порядке солидарной
ответственности с лицами, с которых причитаются эти суммы. В тех случаях, когда законами и правилами той или
иной договаривающейся стороны не предусматривается уплата ввозных или вывозных
пошлин и налогов, гарантийное объединение обязуется на
---------
1Николаев Д.С. Международные торговые перевозки. - М.,
1995. С.83.
2Николаев Д.С. Международные
торговые перевозки. -
М., 1995.
-
38 -
подобных же условиях
уплачивать сумму, равную сумме ввозных или вывозных пошлин, налогов, а также
любых процентов за просрочку (п.2 ст.8).
Положения этого пункта
применяются в случае, когда за нарушения законодательства договаривающегося
государства, на территории которого имели место такие нарушения,
предусматривает применение фискальных санкций, отличных от уплаты таможенных
пошлин и налогов ( административные штрафы и т. п. ) . При этом сумма, подлежащая уплате, не
должна превышать размер ввозных или вывозных пошлин и налогов, которые
подлежали бы уплате, если бы грузы ввозились или вывозились с соблюдением
таможенного законодательства (пояснительная записка N 0.8.2).
Гарантийное объединение
становится ответственным по отношению к компетентным органам страны, в которой
расположена таможня отправления, с момента принятия такой таможней книжки МДП для оформления. В странах, на территории которых
продолжается операция МДП, объединение несет ответственность с момента ввоза
грузов... (п.4 ст.8). Из этого пункта можно
сделать также вывод о времени начала операции МДП - момент принятия книжки МДП
к оформлению таможней отправления, так как несовпадение такого момента и
момента, с которого несет ответственность гарантийное
объединение, представлялось бы как противоречие внутри самой Конвенции и давало
бы возможность обхода положений Конвенции, что сводило бы на нет надежность при
перевозке в рамках такой операции.
Кроме того, неправомерным
представляется нам привлечение гарантийного объединения к ответственности за НТП. Во-первых, солидарная ответственность - термин гражданско-правовой.
Это в
-
39 -
корне отличается от
административной ответственности за НТП, в основе
которой лежит состав конкретного правонарушения, в которой входит определенный
субъект НТП, как правило, перемещающий товары через таможенную границу РФ.
Гарантийное же объединение таким субъектом не является,
и состав НТП отсутствует. В соответствии с п.7 ст.8 в Конвенции, когда
наступает срок платежа вышеупомянутых сумм компетентные органы прежде, чем
предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности, требовать уплату этих сумм у лица или лиц,
с которых непосредственно причитаются эти суммы.
Статьей 10 Конвенции регламентируется
как на практике оформляются нарушения положений Конвенции: таможенное
оформление книжки МДП может быть произведено с оговорками или без оговорок. Если сделаны
оговорки, то они должны относиться к фактам, связанным с самой операцией МДП.
Эти факты должны быть зафиксированы в книжке МДП (п.1
ст.
10). Если
таможенные органы той или иной страны оформили книжку МДП без оговорок, они не могут больше
требовать от гарантийного объединения уплату сумм, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 8 (см. выше), за исключением
случаев, когда свидетельство о произведенном таможенном оформлении было
получено противозаконным или обманным образом (п.2 ст. 10).
В этой же главе оговорены
следующие сроки, связанные с ответственностью гарантийных объединений:
1 ) Срок уведомления компетентными органами гарантийного
объединения об отказе в таможенном оформлении книжки МДП (или об оформлении ее
с оговорками)
- 1 год с даты
принятия книжки МДП для оформления. 2) Срок уведомления, но в случае, когда таможенное оформле-
- 40 -
ние произведено противозаконным
или обманным образом - 2 года.
3) срок предъявления
требования об уплате сумм, указанных в пунктах 1 и 2 ст.8 - не ранее, чем через 3 месяца после уведомления объединения, указанного в п.1,2, но не позже, чем через 2 года, считая с того же дня.
4) Срок предъявления
требования, указанного в п.3, но когда в течение указанного в п.3 двухгодичного
срока дело передано в суд - в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда.
5) срок для уплаты соответствующих
сумм гарантийным объединениям - 3 месяца, считая с даты, когда ему было предъявлено требование об
уплате.
б) Срок возврата уплаченных
сумм гарантийному объединению, если таможенным органом представляются
доказательства отсутствия нарушений - 2 года после предъявления требований об уплате.
Анализ этих сроков позволяет
сделать вывод о том, что у гарантийного объединения есть достаточно времени
перепроверить все данные о нарушении и нарушителе, принять другие меры
воздействия на нарушителя, направленные на компенсацию уплачиваемых сумм, а в
случае отсутствия нарушения - получить суммы обратно. У таможенных же органов также
достаточно времени на проведение соответствующих расследований с целью
исключения ошибок. Этими сроками достигается объективность в установлении факта
нарушения и делается все возможное, чтобы устранить его вредные последствия как
для государства, так и для гарантийного объединения.
Глава III конвенции посвящена
перевозке грузов с применением книжки МДП.
Подраздел (а) регулирует вопросы допущения транспортных средств и контейнеров к
такой перевозке. Этот допуск является очень важным условием перевозки. Однако
здесь больше тех-
-
41 -
нических вопросов, нежели правовых.
Поэтому мы не будем останавливаться на этих
положениях.
Грузы и дорожные
транспортные средства, составы транспортных средств и контейнеры должны предъявляться в таможне
отправления вместе с книжкой МДП. Таможня
отправления должна сделать все необходимое для того, чтобы удостовериться в
точности заполнения грузового манифеста (первого листа книжки МДП), наложить
таможенные пломбы и печати (ст. 19). Это значит, что должностные лица таможни отправления удостоверятся, что сведения о
грузах, вносимые в манифест, совпадают со сведениями, содержащимися в
транспортных и других коммерческих документах на грузы. Таможня отправления
должна также досмотреть грузы, проверить состояние транспортного средства или
контейнера и наложить пломбы или печати (пояснительная записка 0.19 к ст.19). Следует обратить внимание, что все эти операции производятся
уже после принятия книжки МДП к оформлению таможней отправления, а
следовательно, уже входят в рамки операции МДП.
В каждой промежуточной
таможне и в таможнях назначения транспортные средства, их составы или
контейнеры предъявляются таможенным органам для контроля с содержащимися в них
грузами и книжкой МДП на них (ст. 21). Эта статья Конвенции включает книжку МДП в перечень
документов, необходимых для таможенного контроля. Положения этой статьи ни в
коей мере не ущемляют права таможенных органов на досмотр транспортного
средства, не находящиеся под таможенными пломбами и печатями (пояснительная
записка
N 0.21-1 к ст.21).
Промежуточные таможни
государств-участников конвенции признают, как правило, пломбы и печати,
наложенные таможенными орга-
- 42 -
нами других участников, при
условии, что такие пломбы и печати не повреждены (п.1 ст. 22). Только в исключительных
случаях таможенные органы могут проводить в пути проверку, досмотр дорожных
транспортных средств, их составов или контейнеров (ст. 2 3). Данное положение
способствует быстрому прохождению товаров от таможни
отправления до таможни назначения, но в то же время
пресекает и таможенные
правонарушения, которые все-таки имеют место.
В соответствии со ст. 26 Конвенции операция МДП приостанавливается :
а) Если часть перевозки
осуществляется по территории государства, не являющегося участником Конвенции;
б) Если на территории страны
транзита - договаривающейся стороны - применяются более простые
таможенные процедуры или когда применение режима таможенного транзита не
является необходимым .
В этих случаях таможни, в
которых операция МДП была прервана или возобновлена, рассматриваются как
промежуточные таможни соответственно при въезде или выезде с территории страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|