Реферат: Ответственность перевозчика
Реферат: Ответственность перевозчика
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
.................................................. 3
ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИ-
КА В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-
РАЦИИ
........................................... 5
1.1. Правовой статус перевозчика
согласно Таможенному
Кодексу Российской Федерации
.................... 5
1.2.
Ответственность перевозчика за НТП, предусмотрен-
ное ст.
278 Таможенного
Кодекса Российской Федера-
ции
............................................. 15
ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗ-
ЧИКА В МНОГОСТОРОННИХ ТАМОЖЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ
СОГЛАШЕНИЯХ
..................................... 24
2.1.
Регламентация правового статуса и деятельности
перевозчика в многосторонних таможенных соглаше-
ниях
............................................ 24
2.2. Таможенная
конвенция о международной перевозке
грузов с применением книжки МДП (1975)
.......... 30
2.3.
Международные транспортные конвенции, регламентирующие автомобильную и
железнодорожную перевозку
грузов
.......................................... 52
2.4.
Ответственность перевозчика, имплементация много-
сторонних транспортных и таможенных соглашений в
законодательстве Российской Федерации ........... 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
............................................... 89
НОРМАТИВНЫЕ
АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА
............................ 94
-
3 -ВВЕДЕНИЕ
После введения в действие в 1993 г. ТК
РФ и по настоящее время в деятельности таможенных органов особенно актуально и
остро стоит вопрос об административной ответственности перевозчиков за
нарушение таможенных правил (далее НТП).
Актуальность этого вопроса вызвана, во-первых, переложением львиной доли
административной ответственности за НТП законодателем на плечи перевозчика
(включая ответственность за НТП, составы которых предусматривают наложение
наиболее строгого по виду и размеру взыскания);
во-вторых, широко распространенной криминализацией
различного рода "участников" ВЭД,
выступающих в качестве получателей и отправителей товаров, и связанной с этим незащищенностью
перевозчика от убытков, нанесенных незаконными действиями таких лиц; в-третьих,
увеличившимся в последнее время грузопотоком через таможенную границу РФ;
в-четвертых, сильной конкуренцией на международном транспортном рынке, а также
другими причинами.
Актуальность этой проблемы
выражается на практике. Особенностью рассматриваемого вопроса является еще и
наличие международно-правовых норм, регулирующих и связанных
с регулированием отношений в области международных перевозок. Эти нормы, содержащиеся
в международных договорах с участием РФ, является в
силу п.4 ст.
15 Конституции
РФ составной частью правовой системы России и имеют приоритет перед
внутригосударственным законодательством. Правильное разрешение вопросов,
связанных с привлечением к ответственности за нарушения таможенного
законодательства перевозчиков, возможно только при условии систематического
толкования соответствующих норм внутригосударственного
- 4 -
законодательства с учетом международно-правовых
норм.
Учитывая актуальность, остроту,
комплексность проблемы ответственности перевозчиков
за НТП, я и решил затронуть ее в настоящей работе.
- 5 -
ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА
В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Правовой статус перевозчика согласно Таможенному Кодексу
Российской Федерации
Особенностью Таможенного
Кодекса РФ (далее -
ТК РФ) 1993 г. является то, что, как правило, правовые нормы,
содержащиеся в нем, не совпадают по объему и структуре со статьями кодекса.
Так, все санкции таких норм
сгруппированы в главе 39 ТК -
Виды нарушений таможенных правил
и ответственность за эти нарушения (ст.ст.249-288). В остальных же статьях и
главах ТК расположены сами диспозиции норм права1.
Таким образом, чтобы определить конкретную норму
права (даже если предположить, что гипотеза для всех таких норм едина и
универсальна
- отношения в
таможенном деле) 2,
необходимо сначала выделить конкретную диспозицию, охватывающую собой
минимально возможный отрезок таможенной
деятельности (например, декларирование при таможенном оформлении - гл. 26, ст.ст.168-179 ТК), и соотнести ее с
конкретной санкцией из гл.39 ТК, в которой предусмотрено взыскание за нарушение описанного в
диспозиции порядка (например, составы ст. 279 предусматривают
ответственность за недекларирование или недостоверное декларирование товаров и
тр. средств). Только таким путем можно достичь верного понимания правовых норм,
изложенных в кодексе. При этом возможны различные
ситуации, когда одна из статей главы 39, пре-
---------
1Речь идет только о
материальных нормах.
20пределение таможенного
дела дано в ст.1 ТК.
-
6 -
дусматривающая конкретный состав НТП, может служить
санкцией для нескольких норм права. Это несколько затрудняет применение таких
норм и их толкование. Например, очень "общая" санкция содержится в
ст.
278 ТК, предусматривающей ответственность за перемещение
товаров и транспортных средств с обманным использованием документов. Трудности,
несмотря на жесткие правила квалификации НТП, возникают потому, что разные
категории лиц в различных ситуациях могут выполнять
схожие функции. Например, функцию перемещения могут выполнять как лица,
перемещающие товары в смысле п.9 ст. 18 ТК, так и перевозчик (п.11 ст.18 ТК). Несовершенство
понятийного аппарата, ненужная "общность" некоторых санкций в
правовых нормах вносят сумятицу в толкование и применение норм права, содержащихся в Таможенном Кодексе что также является еще одной
особенностью кодекса.
В вопросе ответственности
перевозчика за НТП сначала необходимо выделить соответствующую правовую норму.
И начать следует с понятия перевозчика.
Основные понятия, используемые в Таможенном Кодексе, даны в его ст. 18, п.11 которой поясняет, что
перевозчик
- лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за
использование транспортного средства. В кодексе нет определения лица,
ответственного за использование транспортного
средства. Зато подробно регламентируется понятие перемещения через таможенную
границу РФ. Вкратце это определение (п.5 ст. 18 ТК) можно свести к
следующему, перемещение через таможенную границу Российской Федерации - совершение действий по ввозу в Россию товаров (к этим действиям относится
фактическое пересечение таможенной границы РФ) и по вывозу их из РФ (к этим
действиям относится подача та-
-
7 -
моженной декларации или иное
действие, направленное на реализацию намерения вывезти
товар). Учитывая, что в каждом конкретном случае возможно установить, какое
лицо фактически перемещает конкретно определенный товар, следует считать, что
вторая часть определения перевозчика должна быть тесно связана с первой и даже
дополнять ее, указывая на то, что при различных правовых статусах транспортных
средств (договоры аренды, совместной деятельности, подряда и др.) лицам,
ответственным за их использование будет организация
(или физическое лицо), в чьем непосредственном и правомерном (легальном,
основанным на договорном либо вещном праве) владении находились транспортные
средства и при перемещении товаров через границу РФ, кто имел реальную
возможность выделить транспортные средства для перевозки. Причем, я думаю, не
обязательно, чтобы такие лица сами заключали договор международной перевозки и являлись стороной в нем. Такие договоры могут
заключать и другие лица (например, экспедиторские фирмы), выступая в
гражданско-правовых отношениях с отправителем как перевозчики. Эти же лица
заключают соответствующие договоры с другими фирмами, те в свою очередь
непосредственно с перевозчиком...
Для таможенных же целей во
всей этой цепочке важно лишь последнее звено - лицо, непосредственно
фактически перемещающее транспортное средство с товарами через таможенную границу. Поэтому вторая часть определения
перевозчика, изложенного в п.11 ст. 18 ТК РФ, после слова
"или" лишь дополняет первую, а не
является ей альтернативной, так как такое понимание данного понятия лишь
затруднило бы установление действительного перевозчика
в смысле ТК, включив в этот круг лиц совершенно иные организации (экспедиторские фирмы, арендодателей и т.д.), не
имеющие отноше-
- 8 -
ния к пересечению таможенной
границы при въезде в РФ, т.е. к фактическому
перемещению товаров.
В ТК
перевозчик выступает субъектом правоотношений, регулируемых нормами трех
основных глав
- б (ст.ст.35-40), 22 (ст.ст. 137-144), 25 (ст.ст.164-167). В каждой группе этих норм
статус перевозчика имеет свои особенности, поэтому следует считать положения
каждой из вышеперечисленных глав диспозицией конкретной правовой нормы, отличной от
другой. Какие же права имеет и какие обязанности несет перевозчик. Рассмотрим кратко каждую из
упомянутых глав.
Глава 6 ТК помещена в разделе II "Перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Таможенные режимы" и
регулирует таможенный режим транзита товаров. Транзит товаров - таможенный режим, при
котором товары перемещаются под таможенным контролем, в т.ч. через территорию
иностранного государства, без взимания таможенных
пошлин, налогов, а также без применения к товарам
мер экономической политики ( ст. 35 ТК). В ст. 36 изложены условия помещения
товаров под рамки транзита, являющиеся одновременно и обязанностями
перевозчика; товары должны оставаться в неизменном состоянии (кроме
естественной убыли) и доставляться в таможенный орган назначения в
установленные таможенным органом отправления сроки. Перевозчик обязан также
покрывать расходы, возникшие у него в связи с
обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства либо перевозкой
товаров таможенным перевозчиком, получать разрешение на транзит товаров у
таможенного органа, доставлять документы на товары в том же порядке, что и
товары, принимать необходимые меры вследствие аварии или действия непреодолимой
силы, выгрузив товары, как-то:
-
9 -
обеспечить
сохранность, незамедлительно сообщить о случившемся в ближайший
таможенный орган, обеспечить туда же перевозку товаров. В качестве субъективного
права перевозчика можно отметить право выбора маршрута для доставки товара. В
соответствии с ч .1 ст. 40 ТК
ответственность за транзит товаров несет перевозчик.
В главе 22 ТК располагается диспозиция
другой правовой нормы, регламентирующей перемещение товаров перевозчиком -предварительные
операции. "Перенос места таможенного оформления в тыл таможенной
территории поставил перед таможней задачу
соблюдения таможенного законодательства на этапе перемещения товара от
пограничной до внутренней таможни, где и должно произойти таможенное оформление
груза. Основными субъектами правоотношений, возникающих в связи с
транспортировкой товаров под таможенным контролем, являются таможенный орган и
перевозчик"1. Кроме вышеуказанного режима
транзита товаров такие правоотношения имеют место при предварительных
операциях, к которым относятся все имеющие отношение к таможенному делу
действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров
под определенный таможенный режим, призванные ускорить такое оформление и помещение (ст. ст. 13 7, 138 ТК). При предварительных
операциях таможенные органы РФ производят предварительное таможенное оформление, направленное на недопущение
ввоза и вывоза запрещенных товаров, а также идентификацию
товаров и транспортных средств для таможенных целей. Предварительное таможенное
оформление начинается с уведомления таможенных органов РФ о пересечении
таможенной гра----------
1Козырин
А. Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными печатями // Хозяйство и право. 1994. N II. С. 117-130.
-
10 -
ницы РФ или о намерении вывезти
товары за пределы таможенной территории РФ. В
первом случае такое уведомление подает перевозчик, во втором - лицо, перемещающее товары
или перевозчик (ст.139 ТК).
После подачи уведомления перевозчик обязан доставить товары, транспортные
средства и документы на них без каких-либо
изменений и использования в определенное таможенным
органом место в установленные им же сроки и находиться в месте доставки после
прибытия, после чего представить товары и документы на них
таможенным органам. Оставление транспортных средств и товаров без присмотра,
изменение места стоянки, выгрузки и перегрузка товаров, вскрытие упаковки,
изменение, удаление средств идентификации допускаются с разрешения таможенного
органа РФ. В случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан
принять меры, предусмотренные ст. 141 ТК. Статьей 143 устанавливается обязанность перевозчика до помещения товаров
под определенный таможенный режим подавать краткую декларацию либо, с разрешения
таможенного органа, использовать вместо нее товаросопроводительные документы.
Положения ст.
143 ТК имеют
бланкетный характер и конкретизируются в Положении о временном хранении
(складах временного хранения), утвержденном Приказом ГТК
РФ от 07 октября 1993 г. N
3881 (далее - Положение о СВХ). Согласно п.6.5 Положения о СВХ, представляемые
перевозчиком при предварительных операциях
товаросопроводительные документы (накладные, коносаменты, спецификации, счета-фактура - п.6.5) должны содержать сведения, позволяющие
идентифицировать товары: - наименование российского отправителя либо получателя то-
------
1Опубликовано в
газете "Российские вести" 1993 г., 9 ноября.
-
II -
варов;
- наименование
перевозчика;
- краткие сведения о
транспортном средстве;
- обобщенное наименование
товара.
Именно эти сведения имеют
юридическое значение на этапе предварительного таможенного оформления и должны
содержаться в транспортных документах. Перечень их исчерпывающий.
В случае, если
товаросопроводительные (транспортные) документы не могут быть представлены,
либо если они не содержат вышеуказанных сведений, либо по указанию таможенного
органа в других случаях перевозчик подает краткую декларацию по форме,
указанной в приложении к Положению о СВХ. Кроме
вышеперечисленных сведений в краткой декларации указываются,
- страна отправления (или
назначения);
- номера транспортных
документов;
- сведения о средствах
идентификации (п.п.6.7 и 6.8 Положения о СВХ).
Данное понятие краткой
декларации следует отличать от деклараций, заполняемых
при помещении товаров под определенный таможенный режим путем заявления о товарах необходимых сведений по
установленной ГТК для конкретных таможенных режимов
форме, то есть при декларирования (ст.168-179,279). Декларирование - составляющее основного таможенного
оформления, подача же краткой декларации - элемент предварительных
операций.
Субъект декларирования - декларант (лицо,
перемещающее товары либо таможенный брокер), краткую же декларацию
подает только перевозчик. При декларировании указываются полные сведения о
товаре, в краткой же декларации - минимально возможное количест-
- 12 -
во
сведений, позволяющее идентифицировать товар.
Пунктом 2 Типового порядка
таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств,
перемещаемых через таможенную границу РФ, утвержденного Приказом ГТК от 04 апреля 1996 г. N 203 "О типовом порядке
таможенного оформления и таможенного контроля" установлено, что при
предварительном таможенном оформлении должностными лицами проводится:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|