Реферат: Основные формы международных интеграционных объединений
Процесс развития западноевропейской экономической
интеграции можно условно подразделить на четыре этапа.
Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается
«золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием
таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного
рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.
Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто
называли, «Общего рынка», были:
ü постепенное устранение всех ограничений в торговле между
странами-участницами;
ü установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими
странами;
ü ликвидация ограничений для свободного
передвижения «людей, капиталов, услуг»;
ü разработка и проведение общей политики в области
транспорта и сельского хозяйства;
ü создание валютного союза;
ü унификация налоговой системы;
ü сближение законодательства;
ü разработка принципов согласования экономической
политики.
В целях реализации этих установок была создана
комплексная управленческая структура —
Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет,
Европейский суд, Европейский парламент.
Своей первой целью ЕЭС
поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и
рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно
таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были:
v ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле
стран-участниц
v установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим
странам;
v достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов,
денежных переводов, предоставления услуг;
v обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора
места жительства.
Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции.
Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме
установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и
финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется
на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены
для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс
превращения рациональных монополий стран ЕЭС в транснациональные,
способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран —
участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого
типа, обращенной к внешнему рынку.
Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в
историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного
сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же
проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису
западноевропейской экономической интеграции. Этот кризис получил название
«евросклероз». В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между
странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция
проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на
значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.
Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) —
этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение
Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых
диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял
примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых
странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то
время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период
характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции,
связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).
В
ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообщества — создание
Европейского союза — объединения, которое представляет собой политический
альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их
экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и согласование
внешней политики, включая обеспечение безопасности. Центральным положением ЕЕА
явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического
пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы единый
хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы стран
— членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки
и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг.
страны — члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и
вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического
союзов.
Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в.
— начало XXI в.).
В соответствии с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено
свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества.
Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что
означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.
На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994
г. ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц,
возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого
внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного
сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами
эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского пространства
без внутренних границ. Состоящий ныне из 15 государств-членов, Европейский союз
является наряду с США и Японией одним из главных в мире производителей и
потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится 57% мирового
экспорта и 55% импорта, В то же время доля стран ЕС в мировой торговле за
последние два десятилетия падала, несмотря на увеличение числа членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения,
рассчитанный с учетом паритета покупательной способности, в среднем составляет
для стран ЕС 17,3 тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых социально-экономических
достижениях ЕС, его население составляет лишь 7% мирового.
Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия
противоречий и трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые
диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.
Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой
аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды сельскохозяйственной
продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение конкурентоспособности
европейских товаров на международных рынках, сокращение доли ЕС в мировой
торговле, отставание от США в компьютеризации и др. С существенными проблемами
может столкнуться Евросоюз и в связи со вступлением в него новых членов. В
марте 1998 г. начались активные переговоры с группой стран — претендентов на
вступление в ЕС. ЕС поворачивается лицом к Восточной Европе. Будущими новыми
членами ЕС могут стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония. Активизировалась
Турция в ее стремлении вступить в ЕС. С января 1996 г. вступило в силу
соглашение о таможенном союзе Турции с ЕС. Все новые претенденты на членство в ЕС, за исключением
Кипра и Турции, представляют еще только реформирующийся на рыночный и демократический
лад постсоциалистический регион Центральной и Восточной Европы. Переговорный
процесс по вступлению новых «восточных» членов в ЕС будет, как считают
эксперты Евросоюза, достаточно напряженным и длительным. А затраты по адаптации
стран-кандидатов к вступлению в ЕС будут весьма высокими. На первых порах ЕС
будет ежегодно на эти цели выделять около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000
г. эта сумма удваивается. В основном средства пойдут на модернизацию отсталого
сельского хозяйства, развитие транспорта, полную перестройку служб по охране
окружающей среды, на обеспечение безопасности АЭС и финансирование других
отраслей. Теоретики западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули
концепцию развития экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы
концентрических кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то
интеграционные процессы в Европе движутся по крайней мере на пяти скоростях.
Самая быстрая — это 11 членов валютного союза. Затем идут Великобритания,
Швеция, Дания, Греция, которые на первом этапе воздержатся от введения евро. За
ними следуют «пять плюс один» самых достойных из 11 претендентов, последним из
которых является Турция.
2.3.2 Европейская ассоциация свободной
торговли.
Экономическая интеграция в
Западной Европе не ограничивается только территорией ЕС: с начала 60-х гг.
существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от
ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих
институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую
очередь она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных
барьеров. Страны — члены ЕАСТ (в 80-х гг. их было семь, в середине 90-х гг. —
четыре — Норвегия, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно
присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими
странами, причем каждый из участников ЕАСТ вправе устанавливать в отношении
этих стран любые таможенные тарифы. В торговле между странами — членами ЕАСТ
режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении
промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на
сельскохозяйственную продукцию. В 1972 г. каждое государство, входящее в ЕАСТ,
подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно были
снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары.
Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных
правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за отсутствия
единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует
только для товаров, произведенных в странах-членах. В 1994 г. ЕАСТ и ЕС
подписали соглашение об образовании «единого экономического пространства»
(ЕЭП), в которое из западноевропейских стран не вошла только Швейцария.
Основополагающий принцип соглашения — свободное перемещение капиталов,
товаров, услуг и физических лиц. Следует подчеркнуть, что ЕЭП не является
таможенным союзом. Входящие в него государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не
имеют ни единой торговой политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к
третьим странам. ЕЭП возглавляет Совет, состоящий из министров государств —
участников соглашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств
и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной
интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным
«подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время многие
члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной торговли между
восточноевропейскими и западноевропейскими странами.
ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г.
центрально-европейской зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что
со временем эти государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для
них первым шагом на пути в ЕС. Экономическая
мощь ЕС, динамичность его расширения и сильная зависимость отдельных стран
Западной Европы от торговли с ним, в ближайшем будущем поставят перед остальными
странами альтернативу: либо вступить в ЕС и частично отказаться от своего
суверенитета, но зато воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков
мира, либо оставаться в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе
объединения Запад ной Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной
экономики.
2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной
торговле.
После прекращения деятельности интеграционной
группировки бывших социалистических государств — Совета Экономической
Взаимопомощи (СЭВ) бывшие члены этой организации не отказались от углубленного
сотрудничества. В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку —
«Вышеградскую тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После
распада Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую
четверку». С 1 марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу
Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА),
предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был
продиктован тем, что, несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС
каждой из стран «Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения
развиваются в целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и
приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических
связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.
При подписании договора в 1992 г. предполагалось
ликвидировать все таможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г.
Однако позднее было принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть
государств (дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения)
намерены активизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела
статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то, что
«внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять друга
друга». К договору может присоединиться любое государство при условии его
членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и каждым
из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТА
могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население, проживающее
в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только 30% товаров,
циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Уже сейчас большая
часть торговли промышленными товарами в рамках СЕФТА носит свободный характер.
Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном секторе. В той или иной степени все
страны «шестерки» пытаются защитить национальные рынки от иностранных конкурентов.
Помимо либерализации товарных рынков («видимых» товаров) стороны решают вопросы
либерализации рынков услуг и капитала.
Вместе с тем шесть государств СЕФТА отказались от
принятого ранее обязательства о взаимной поддержке в переговорах о вступлении
в ЕС.
4.3 Направления и
проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.
Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный
комплекс, где взаимные части были очень тесно связаны друг с другом, хотя
внутрисоюзное разделение труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения
развития производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада
СССР был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в странах—членах
СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения этих связей).
Сразу же после распада Советского Союза возникли
интеграционные тенденции среди бывших советских республик. На первом этапе они
проявлялись в попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое
пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь
затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно неблагоприятное
воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт, связь, поставки
энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997 гг. усилились
стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших реалий.
Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских
республик на нее приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около
2/3 ВВП.
2.4.1
Факторы экономической интеграции бывших советских республик
Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве
порождаются следующими основными факторами:
¨
разделением труда, которое невозможно было
изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще
нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени
соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;
¨
желанием широких масс населения в странах —
членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения,
смешанных браков, элементов общего культурного пространства, отсутствия
языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;
¨
технологической взаимозависимостью, едиными
техническими нормами.
Однако интеграционные процессы наталкивались
и на противоположные тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением
правящих кругов в бывших советских республиках упрочить недавно полученный
суверенитет, укрепить свою государственность. Это рассматривалось ими как
безусловный приоритет, и соображения экономической целесообразности отступали
на второй план, если интеграционные меры воспринимались как ограничение
суверенитета. Однако всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает
передачу каких-то прав единым органам интеграционного объединения, т.е.
добровольное ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с
неодобрением встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском
пространстве и рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала
скрыто, а затем и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех
ее формах. Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов
СНГ от Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.
Готовность бывших советских республик к интеграции была
различной, что определялось не столько экономическими, сколько политическими и
даже этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против
участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от России
и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет и «войти в
Европу» было доминирующим, несмотря на высокую заинтересованность в
поддержании и развитии экономических связей со странами — членами СНГ.
Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ отмечалось со стороны Украины,
Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более положительно — со стороны
Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана. Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как
механизм «цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить
собственную государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные
потери от нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального
сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое неудовлетворительное
выполнение принятых решений. Ряд стран пытались использовать механизм
интеграционной группировки для Достижения своих политических задач. В
частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом стремилась через СНГ
установить экономическую и политическую блокаду Абхазии.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|