Реферат: Основные формы международных интеграционных объединений
В целом степень зрелости интеграционных отношений в
рамках АТР пока невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к
первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли
с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить
не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической
ассоциации».
Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в
рамках этой организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.
Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому
на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана
зона свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для
промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет
происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.
Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант,
закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом
случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей,
что приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль других,
более интегрированных региональных группировок, тем более что степень
интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах АТР относительно
высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития
интеграционных процессов региона в целом. Так, существует «треугольник роста»
— южно-китайская экономическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой
треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономическая зона стран
бассейна Японского моря; индокитайская экономическая зона.
Третий вариант не исключает возобладания
протекционистских настроений в США и ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации
мировой торговли и может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС
азиатскими странами.
Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР
способствовал формированию общего мнения о том, что центр мирового
экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине
90-х гг. на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то
время как на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС
удельный вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема
мировой торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий.
В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках АТЭС
и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот
показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между
тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии
(без Японии).
По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического
прироста АТЭС до 2000 г. составляют 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом
отношении будут значительно опережать своих промышленно более развитых западных
партнеров. Высокие темпы экономического развития, нарастающие
внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу
вывода, что в XXI в.
АТЭС станет стержнем экономического роста мира.
2.2.4 Интеграционные процессы в Южной Америке.
К крупнейшим и наиболее
динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует отнести
Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая
(МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем
сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40%
прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33%
объема внешней торговли стран Латинской Америки.
Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г.,
предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во
взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного
тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы,
координация политики в области промышленности, сельского хозяйства,
транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.
В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли
программу продвижения к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда
85% взаимного внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых
тарифных барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г.
отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за
исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными
материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного
достояния).
Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные
органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;
исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со
штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе
общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное
регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая
политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское
хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального трибунала
для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.
Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об
определенных успехах интеграционной группировки, несмотря на незавершенность
становления таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг.
увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств —
участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос немногим более, чем на 30%. При
этом доля внутри блокового экспорта в общем объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР
за этот же период возросла с 9 до 20%. Расширение взаимных внешнеэкономических
связей в рамках МЕРКОСУР распространяется и на иностранные инвестиции из
третьих стран. Например, японская корпорация «Тойота моторз», вложившая в
сооружение автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена
выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину этих
автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие изделия,
производимые бразильскими предприятиями.
К Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше тянутся к блоку НАФТА, то
сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на основе соглашения о свободной
торговле присоединились Чили и Боливия (как ассоциированные члены).
Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо
Боливии входят Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание
в недалекой перспективе южноамериканской зоны
свободной торговли — САФТА, простирающейся от Панамского канала до Магелланова
пролива.
Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без
трудностей и противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти
к согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к
первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также
согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров из
третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90% общего ВНП
стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от иностранных
конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей промышленности —
производства компьютеров и телекоммуникационного оборудования. В частности, в
середине 90-х гг. Бразилия выступала за введение импортных пошлин в торговле с
третьими странами на продукцию электронной, нефтехимической промышленности и
тяжелого машиностроения на уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и
Парагвай, опасающиеся технологической зависимости от Бразилии и Аргентины,
были за минимальные пошлины.
Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики
оценивают как благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам
этой группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную
разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных механизмов
с регулирующей ролью государства в условиях специфики латиноамериканского
региона, еще недавно находившегося под властью авторитарных режимов и под
сильным влиянием корпораций США.
Из числа других интеграционных объединений континента
можно выделить:
• Андский пакт (Боливия,
Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор). Предусматривается в 1997 г.
трансформировать эту организацию в Андскую систему интеграции и дать
экономическим взаимоотношениям импульс к «более высокой степени интеграции»;
• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и
Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли, предусматривается ликвидация
пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении третьих стран;
• КАРИКОМ, или
Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского бассейна) — достаточно
развитая интеграционная группировка, имеет ряд единых внешних тарифов.
2.2.5 Интеграционное сотрудничество в Африке, в
арабских странах.
Рассмотрим деятельность некоторых, наиболее успешно
функционирующих (по африканским меркам) интеграционных группировок.
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания
уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского
экономического сообщества (АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в
мае 1994 г. План постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть
реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются
уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА,
САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется
уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности их
деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего «самочувствия»
субрегиональных африканских группировок, которое пока оставляет желать лучшего.
В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация
деятельности Экономического - сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС),
ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС
создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе 18-го
саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу обновленного
Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с которым ряд
государств этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую активизацию
сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем реализации
договоренностей о свободном перемещении людей и товаров, развитии торговли и
транспортной сети, создании единого Парламента и совместного Трибунала,
введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление планов Сообщества
наталкивается на значительные трудности, обусловленные различием в уровнях
экономического развития государств, их неодинаковыми подходами к использованию
властных и рыночных рычагов для решения экономических, финансовых, торговых и
иных задач. Повышению эффективности ЭКОВАС в немалой степени препятствуют
соперничество между франко- и англоязычными странами субрегиона и их более
тесная, чем в других регионах, привязанность к бывшим метрополиям, а также
внутренние проблемы в Нигерии, являющейся, по мнению ряда государств,
«локомотивом» интеграционных процессов в Западной Африке.
В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о
преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной
Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.
Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о
раздельном существовании двух организаций — в южной и восточной Африке
соответственно. Вместе с тем создание Общего рынка в этом африканском регионе
затруднено тем, что между странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны
политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.
Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный блок,
созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга
Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в САДК входят 12
государств. По замыслу учредителей САДК, развитие сотрудничества должно идти
по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости интеграционных процессов как
между отдельными странами, так и группами стран 3 внутри Сообщества. В
настоящее время в Сообществе предпринимаются меры по постепенной унификации
подходов к созданию приемлемого для всех инвестиционного климата, налогового и
таможенного законодательства.
Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма
нелегко, наталкиваясь на препятствия объективного и субъективного характера.
Даже в этом регионе, где расположены относительно благополучные страны, между
ними сохраняются серьезные различия в экономическом и социальном развитии,
расстановке внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что часто
накладываются и личные амбиции некоторых государственных лидеров. Естественно,
характер субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР,
экономически самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать,
что трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку
требует определенного времени.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции
более-менее динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК),
который имеет в своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная
торговля возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе
совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный
союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк государств
Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников платежные средства.
В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития
государств Центральной Африки и Фонд солидарности.
К проблемам развития данной
экономической группировки следует отнести разный уровень экономического
развития стран, однородность и слабую диверсификацию национальных экономик,
неразвитость инфраструктуры, политическую нестабильность в ряде стран. Это
отнюдь не способствует решению важнейших задач, определенных в Договоре:
свобода движения капиталов (постепенной ликвидацией таможенных барьеров внутри
ЮДЕАК к 2000 г.), налаживание промышленной кооперации, создание СП и др. В
марте 1994 г. члены Союза приняли решение о постепенной трансформации ЮДЕАК в
Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход на более высокий
уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много проблем.
Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному
сотрудничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С
1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских
государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн,
Объединенные Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было
объявлено о создании Организации экономического сотрудничества
центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу учредителей,
должна стать прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который
должен включать и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан,
Азербайджан.
Говоря о сотрудничестве
развивающихся стран, их стремлении к интеграции, следует иметь в виду, что
реальные интеграционные процессы еще весьма слабы и различаются между собой по
характеру, движущим факторам, темпам развития. Большинство развивающихся стран
практически находятся вне процесса интеграции в ее подлинном смысле, т.е.
процесса постоянно развивающихся непосредственных межстрановых связей на уровне
как отдельных фирм и предприятий, так и национальных хозяйств в целом. Экономическое
сотрудничество развивающихся стран, провозглашение ими интеграционных целей
является лишь подготовительной ступенью реального интеграционного процесса.
Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости социально-экономических
отношений, примитивности и структурной недифферинцированности национальных
хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой инфраструктур обрекали эти
формирования либо на откровенное прозябание, либо на полную неудачу.
2.3 Особенности развития западноевропейской
экономической интеграции
Западная
Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую
структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом (ЕС) и достаточно
мощными центростремительными силами. Попытки автаркического ведения хозяйствами
предпринимавшиеся в разное время и в разной степени Францией, Италией,
Испанией, в конечном счете приводили к замедлению экономического роста.
Объективные причины обусловили активное развитие торгово-экономических
отношений и интеграционных процессов между странами Западной Европы. Первыми
начали движение к объединению небольшие страны: Бельгия, Люксембург и
Нидерланды. Позднее активную роль в этом процессе стали играть более крупные
европейские страны. В настоящее время ЕС занимает сильные позиции в мировой
экономике и международной торговле. Кроме того, большинство других европейских
стран связаны с ЕС соглашениями о зонах свободной торговли и т. п. В результате
все государства региона в той или иной мере подвержены торгово-экономическому
влиянию ЕС. Примерная схема торговых отношений в Западной и Центральной Европе
представлена на схеме 1 (см приложение).
2.3.1 Европейский
союз.
Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС)
начинается с 1951 г. В апреле этого
года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в
который вошли шесть стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды,
Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции.
Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же
страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества
(ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав
сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило
высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет.
Развитие западноевропейской интеграции с конца 50-х
гг. до настоящего времени протекало неравномерно и относительно противоречиво.
Эволюция ЕС представлена на рис. 1 (см. приложение). Вместе с тем цели и
задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно
последовательно и успешно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|