Реферат: Жизненные ценности выпускников
На телевизионном экране все чаще также демонстрируются насилие и эротика,
особенно в связи с распространением негосударственного местного и кабельного
телевидения, по которому обычно идут все те же западные малохудожественные
фильмы.
С социально-психологической точки зрения несомненно, что экранное насилие
и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни,
особенно влияя на детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию
кинотеатров и видеосалонов. Как известно, преступность среди них неуклонно
продолжает расти. Не случайно в развитых западных странах общественностью
созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного
насилия (США). Применяются всевозможные возрастные ограничения. В российском
обществе против подобных негативных явлений пока выступают только отдельные
высокодуховные и истинно культурные люди, такие как Патриарх всея Руси Алексий
II; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, академик Д.С.Лихачев;
директор Пушкинского дома проф. Н.Н.Скатов.
Пока
воспитание понимается только как процесс передачи чего-то от старших младшим:
передачи опыта, знаний, убеждений, ценностей, т.е. именно как процесс
подготовки к жизни, в котором молодое поколение, наследуя, должно быть похожим
на своих родителей, - ответственность за его результаты берут на себя взрослые
- родители, воспитатели, учителя с их постоянным контролем, опекой,
назиданиями, и молодой человек постоянно находится в двойственном положении:
его призывают к самостоятельности, трезвости суждений и одновременно поощряют
не инициативу и активность, а послушание и исполнительность, порождая, таким
образом, феномен социального инфантилизма.
К
счастью, человеку вообще, а молодым в особенности свойственны дух противоречия,
стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть
традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто
противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых
воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической
молодёжной субкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение
свободы, раскованности. Но так у каждого рамки дозволенного свои, понимание
свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было “до
нас”.
Социально-психологический
негативизм - обратная сторона конформизма. Это способ самоутверждения в мире,
доказательство самостоятельности “от противного”. Хотя многие неформальные
группы объединяются на основе общих интересов, последние выступают не в своей
действительной сути, а в иллюзорной или извращённой форме. Интерес в этом
случае отражает стремление личности упрочить или повысить свой личный статус,
престиж. Он носит скорее символический характер, так как происходит лишь
частичное, внешнее усвоение того, что лежит в основе данного интереса. Принцип,
на основе которого группа консолидируется, - противопоставление возникающего
группового “мы” обществу взрослых людей и их ценностям. Однако неформальные
группы выполняют функции удовлетворения потребностей и интересов, которые по
разным причинам не реализованы в других общностях - семье, школе, творческой
студии. Вступление в неформальную группу для многих молодых людей обозначает реальный
путь изменить свою жизнь, возможность на что-то влиять своей собственной
активностью, сделать что-то по собственному желанию, а не по указке старших,
способ самоактуализации. Правда, в большинстве случаев противопоставление себя
старшим представляет собой не сущностную, а скорее словесную и поведенческую
непримиримость, ведь каждое отрицание определяется не столько тем, как, а что
оно отрицает. Поэтому в оценке различных сторон молодёжного сознания и
поведения следует исходить не из внешних, специфических возрастных признаков, а
из общего социального контекста.
В нашем обществе есть причины, которые благоприятствуют или обусловливают
воспроизводство и существование отрицательных явлений. К таким причинам
относятся слабая идейно-воспитательная работа в семье, школе, общественных
организациях, трудовом коллективе, недостатки в планировании и организации
труда, его оплате, нарушение принципов социальной справедливости, бюрократизм и
формализм в решении некоторых вопросов. При столкновении с такими недостатками
у отдельных групп и конкретных личностей может возникнуть значительное
расхождение интересов, оценок, ценностей и их критериев. При этом
социально-психологическое содержание тех или иных оценок тяготеет к интересам и
ценностям группового, профессионального, семейного характера, проявляясь в
форме определённых установок и стереотипов.
Работа с неформальными молодёжными объединениями не должна быть
основана на запрете. Более эффективный с психологической точки зрения метод -
путь “отрицания отрицания”, т.е. не запрет группы, а сохранение её формы существования,
интересов, но с изменением её целей, содержания и направленности деятельности.
В настоящее время главным критерием работы с молодёжью становится то,
как она готова и умеет принимать решения, брать на себя ответственность.
Человеку очень важно, чтобы его судьба была результатом его собственных действий.
Многое в этом процессе упускается, если воспитание сводится к назидательным
монологам.
Глава 2.
Жизненные планы,
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
И МОРАЛЬНЫЙ
ОБЛИК МОЛОДЕЖИ.*
Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и
эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не
та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех
сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для
россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Как
показывает проведенное исследование, они справедливы ничуть не более чем упреки
древних египтян.
Прежде всего, отметим, что у подавляющего большинства молодежи (70%) есть
главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не
задумывались). На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта
главная цель, мечта жизни, были получены ответы, приведенные в рисунке 1.
Таблица 1.
Распределение главных жизненных целей молодежи.
жизненные
цели |
%
ответивших |
иметь
хорошую семью |
11,3 |
получить
хорошее образование |
13,9 |
устроиться
на хорошую работу |
12,0 |
иметь
свою квартиру |
6,3 |
заработать
много денег |
3,4 |
обеспечить
будущее детям |
6,9 |
открыть
свой бизнес |
2,0 |
жить
в достатке |
9,6 |
приобрести
дорогие вещи |
21,3 |
Как видно, для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные,
и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
А каким образом молодые люди оценивают свои возможности реально,
практически добиваться целей в различных сферах жизни? Ответы на данный, уже
закрытый, вопрос (в сравнении со старшим поколением) приводятся в таблицах 2 и
3.
Таблица 2.
К чему
стремилась, стремится и чего уже добилась в жизни молодежь, %
Сферы
достижения успехов |
Уже
добились |
Пока
не добились, но считают, что им это еще по силам |
Хотели
бы, но вряд ли уже смогут добиться этого |
В их
жизненных планах этого не было |
Итого |
Получить хорошее образование |
33,4 |
48,2 |
11,4 |
7,0 |
100 |
Получить престижную работу |
15,5 |
59,5 |
19,4 |
5,6 |
100 |
Создать прочную,
счастливую
семью
|
27,8 |
59,9 |
6,9 |
5,4 |
100 |
Создать собственный бизнес |
5,9 |
28,3 |
26,3 |
39,5 |
100 |
Стать богатым человеком |
2,0 |
40,4 |
37,8 |
19,8 |
100 |
Заниматься
любимым делом
|
27,7 |
55,6 |
13,2 |
3,5 |
100 |
Стать знаменитым, чтобы привлечь
внимание людей |
1,6 |
13,3 |
11,4 |
73,7 |
100 |
Побывать в разных
странах мира |
7,6 |
49,4 |
34,5 |
8,5 |
100 |
Таблица
3.
К чему стремилось, стремится и чего уже добилось в
жизни старшее поколение, %
Сферы достижения успехов |
Уже добились |
Пока не добились, но считают,
что им это еще по силам |
Хотели бы, но вряд ли
уже смогут добиться этого |
В их жизненных планах
этого не было |
Итого |
Получить хорошее образование |
54,0 |
5,9 |
27,1 |
13,0 |
100 |
Получить престижную работу |
28,2 |
15,8 |
38,2 |
17,8 |
100 |
Создать прочную, счастливую семью |
63,6 |
12,9 |
19,9 |
3,6 |
100 |
Создать собственный бизнес |
9,3 |
9,0 |
12,9 |
68,8 |
100 |
Стать богатым человеком |
3,1 |
17,1 |
47,0 |
32,8 |
100 |
Заниматься любимым делом |
42,1 |
19,4 |
34,9 |
3,6 |
100 |
Стать знаменитым, чтобы привлечь
внимание людей
|
1,6 |
3,6 |
7,5 |
87,3 |
100 |
Побывать в разных странах мира |
11,9 |
19,1 |
48,1 |
20,9 |
100 |
Нетрудно заметить, что по своим жизненным целям оба поколения
во многом схожи, с той только разницей, что в силу возраста старшим многого достичь
уже удалось, а молодежи это ещё предстоит. Вместе с тем, молодое поколение
гораздо выше, чем старшее поколение, оценивает свои возможности в том, чтобы
создать прочную, счастливую семью, получить хорошее образование и престижную
работу, побывать в разных странах мира, основать свой собственный бизнес и т.п.
Что оказывает большее влияние на эти различия: меньший социальный опыт и более
выраженный жизненный оптимизм молодых людей или их уверенность в том, что в
новых социально-экономических и политических условиях им будет легче, чем их
родителям, добиться желаемых результатов?
Скорее всего, имеет место и то, и другое. Важно, однако, подчеркнуть, что
у “благополучной” и “неблагополучной” молодежи представления о своих достижениях
и будущих возможностях существенно расходятся. Достаточно сказать, что среди
“благополучных” считают, что они уже стали богатыми 11,7% и ещё 63,2% считают,
что добьются этого. В то же время среди “неблагополучных” число тех, кто
насчитывает разбогатеть, всего 25,7%, а большинство (52,3%) уверено, что они
никогда не смогут стать богатыми, хотя и желают этого. Остальные (22,0%)
считают, что богатство им не нужно.
А может ли что-то помешать молодым людям в реализации их жизненных
планов? И вообще, опасается ли чего-либо нынешняя молодежь в своей жизни? Как
вытекает из данных, представленных на рисунке 18, больше всего молодежь боится
сегодня остаться без материальных средств существования, опасается разгула
преступности, боится остаться без друзей, потерять работу и диктатуры власти,
которая может привести к ограничению свободы её действий.
Таблица
4.
Чего опасается сегодня российская молодежь.
Опасения |
%
ответивших |
невозможность
получить образование |
9,6 |
остаться
без средств существования |
52,1 |
преступность |
38,2 |
проблемы
с устройством на работу |
18,7 |
потерять
работу |
19,8 |
остаться
без друзей |
28,0 |
не
встретить любимого человека |
9,9 |
не
суметь создать семью |
13,6 |
диктатура
власти |
19,4 |
В основном эти же опасения характерны и для старшего поколения. Единственное,
что обращает на себя внимание, так это естественный для молодых людей более
высокий жизненный тонус, который позволяет им психологически легче переживать
реальные и возможные жизненные трудности, чаще пребывать в хорошем настроении
(см. табл. 3).
Таблица 5. Какие
чувства чаще всего испытывали в 1997 году молодежь и старшее поколение, %.
Молодежь |
Чувства |
Старшее
поколение |
14,7 |
Эмоциональный
подъем, чувство бодрости |
4,4 |
32,4 |
Обычный
жизненный тонус, ровные чувства |
21,4 |
18,7 |
Состояние
неуравновешенности, чувство тревоги |
45,2 |
4,6 |
Состояние
безразличия, чувство апатии |
8,0 |
27,0 |
Когда как |
18,6 |
2,6 |
Затруднились
ответить |
2,4 |
100 |
Итого |
100 |
Переходя к вопросу о ценностных ориентациях, к их
межпоколенческому сопоставлению, следует сразу подчеркнуть выявленную
преемственность ценностных систем поколений “отцов” и “детей”. Хотя,
разумеется, в них существуют и определенные различия, вытекающие из характера
нынешних социально-экономических условий. В качестве подтверждения этого тезиса
сошлемся, прежде всего, на данные таблицы 5, которые весьма красноречиво
отражают выбор альтернативных ценностных суждений представителями молодежи и
старшего поколения.
Таблица
6. Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения, %
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|