Реферат: Жизненные ценности выпускников
Реферат: Жизненные ценности выпускников
Министерство
образования Российской Федерации
Уральский
государственный университет им. А.М. Горького
Факультет
политологии и социологии
Кафедра
теории и истории социологии
Жизненные ценности современных
выпускников
общеобразовательных учреждений
Курсовая работа
студентки 1 курса (гр.102)
Шредер Т.А.
Научный руководитель
доцент, канд.филос.наук
Ксенофонтова В.В.
Екатеринбург,
2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.
Молодёжь как социально-психологическая группа.
Молодёжная субкультура. 9
Глава 2.
Жизненные планы, ценностные ориентации и
моральный облик
молодёжи. 23
Заключение 42
Список
литературы 44
ВВЕДЕНИЕ
Одна из актуальных отраслей современной социологии -
социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд
аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические
проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд
других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит
в постперестроечной России. Системный кризис, затронувший социальную структуру
общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом
к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке
традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских,
национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести
население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на
ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась
в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на
целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.
Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием
мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее
самостоятельного направления исследований. Молодежь исследовалась с точки
зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых
разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в
свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни
коллективов. Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких
исследований (собственно основания научного знания) и его методология—
инструменты сбора и анализа фактической информации.
В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них
включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения
сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.
Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь
как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в
жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью
знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи,
формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе
профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей
различными группами молодежи.
Академик Российской академии образования И. С. Кон пишет: «В социологии
молодежи основное внимание уделяется исследованию проблем молодежи как
общественной группы, ее места и роли в социальной структуре (С. Н. Иконникова,
В. Т. Лисовский), процесса становления личности у молодежи (И. С. Кон), влияния
социальных различий на выбор профессии и на социальное продвижение молодежи и
его влияния на систему ценностных ориентаций (М. X. Титма), особенностей
отношения молодежи к труду, проблем молодежной семьи и др.».[1]
Попытки реализации целостной программы гуманитарной
социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая
система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы
в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных
заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских
городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается
стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой «внеучебной
работой», которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям,
сколько отвращает от них в пользу развлекательной самореализации. Нередко
гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное
образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлены
уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.
С одной стороны, властные структуры не осознают того,
что без достаточного внимания к культурному развитию населения невозможно
осуществление социальных проектов, а, тем самым, и выход из кризиса. С другой
стороны, коммерция все глубже проникает в самые разные области культурной
жизни. Нормы и ценности высокой культуры подменяются усредненными образцами
массовой культуры.
Основные проблемы социологии молодежи,
имеющие теоретическое и практическое значение, следующие: изучение роли и места
молодежи в социальном развитии общества, анализ «социального портрета»
различных групп молодежи, изучение запросов, интересов, потребностей,
ценностных ориентаций, социальных ожиданий молодежи во всех сферах
жизнедеятельности; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и
поведения; рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах;
изучение жизненных планов молодежи и определение оптимальных условий их
реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности,
включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных
уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и к
безработице и т.д. Как пишет А. В. Шаронов в предисловии к кн.:
«Социология молодёжи»: «Социология молодежи как наука выстраивается на трех
взаимосвязанных уровнях: 1) общеметодологическом, основанном на подходе к
познанию молодежи как общественного феномена; 2) специально-теоретическом,
раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической
группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и
социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных
ориентации; 3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических
исследований конкретные факты в различных сферах жизни.»[2]
Исследование любой категории молодежи, любого аспекта
ее жизни и деятельности с необходимостью предполагает прежде всего
конкретизацию самого понятия «молодежь», отдельных, изучаемых групп (городская,
сельская, рабочая, учащаяся, другие общности молодежи), принятие концепций ее
самоопределения, социальной ситуации, в которой живет и трудится молодежь.
Нетрудно заметить, насколько раздвигаются границы
конкретного видения молодежи социологом в процессе исследования, когда он
определяет ее не просто как возрастную группу, а как специфическую
социально-демографическую группу, которая характеризуется, с одной стороны, присущими
ей психолого-физиологическими особенностями, осуществлением преимущественно
деятельности, связанной с подготовкой и включением в общественную жизнь, в социальный
механизм; с другой— со своей субкультурой, внутренней дифференциацией,
соответствующей социальному делению общества.
Научный, социологический подход к молодежи как специфической группе
общества предполагает, следовательно, учет целого комплекса обстоятельств и
особенностей образа жизни молодежи.
Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями: это и
военная социология, социология воспитания, города, искусства, коллектива,
культуры, литературы, личности, массовых коммуникаций, медицины и
здравоохранения, морали, народонаселения, образования, общественного мнения,
организаций, политики, права, религии, свободного времени села, семьи, труда,
управления, физической культуры и спорта.
Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его
основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано
— как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует
заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными
процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением
удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением
рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою
специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той
политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.
Современная молодежь проходит свое становление в очень
сложных условиях ломки старых ценностей и формирования новых социальных
отношений. Отсюда растерянность, пессимизм неверие в будущее.
Наша сегодняшняя жизнь проходит под знаком глобальных перемен в обществе,
общественном сознании, и от нашего сегодняшнего выбора путей развития зависит
наше будущее. Несомненно, выбор современных выпускников школ закладывает основы
их будущего положения, и этот выбор, жизненные ценности молодёжи формируются не
без помощи старшего поколения - родителей, учителей. Но здесь возникает
противоречие: нынешняя молодёжь будет жить в совершенно новых условиях, а что о
них знает старшее поколение? Наши родители даже не могут себе это представить,
и поэтому нет и не может быть готовых схем жизни в 21 веке. Очевидно, нужно
предоставить молодым полную самостоятельность, без которой они не смогут
выработать из себя настоящих людей. Противоречие между зарождающимся
самосознанием личности и степенью готовности общества принять его и
способствовать его дальнейшему саморазвитию - одно из наиболее фундаментальных
противоречий общественной жизнедеятельности, сопряжённое со стремлением к
сохранению стабильности и в то же время к постоянному самообновлению.
Способность к такому обновлению зависит от того, насколько та или иная
общественная организация учитывает реальные потребности и интересы молодёжи. От
того, каковы ценности сегодняшней молодёжи, зависит её будущее и будущее
общества в целом, поэтому важно прививать такие общественно-полезные ценности,
которые являются вечными, которые существовали и в предшествующие времена. А
недоверие к юности, её ценностям - это недоверие к своему будущему.
Очень
часто приходится слышать от старшего поколения, что наша жизнь сегодня не та,
что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для
этого? В первую очередь, только из глубокой убеждённости всех и каждого в том,
что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового
созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной
жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса
творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые
близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо
взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав
молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом
единстве слова и дела.
Итак,
жизненные ценности сегодняшней молодёжи определяют образ нашего “завтра”,
поэтому актуальность темы не ставится под сомнение. Выяснить, каковы же эти
ценности и под влиянием чего они формируются, - вот задача данной работы.
ГЛАВА 1.
МОЛОДЁЖЬ КАК
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА.
МОЛОДЁЖНАЯ
СУБКУЛЬТУРА.
Чтобы рассматривать проблемы молодёжи, необходимо
представлять себе, что же такое молодёжь, чем она отличается от других
общественных групп. Именно поэтому первая глава посвящена анализу
индивидуально-личностных особенностей, свойственных молодому возрасту, и
закономерностей усвоения норм, ценностей, установок, присущих обществу,
различным организованным и неорганизованным группам, оказывающим воздействие на
личность.
Полемика между учеными по поводу определения молодежи,
критериев выделения ее в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю
историю. Ученые разделяют разные подходы к предмету изучения—с позиций социологии,
психологии, физиологии, демографии, а также традиции классификации,
сформировавшиеся в тех или иных научных школах. Немалую роль играют
идеологические факторы, так как молодежь находится. на острие политической
борьбы.
В отечественном обществоведении долгое время молодежь не
рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение
такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре
общества, и противоречила официальной идеологической доктрине о его социально-политическом
единстве. Одно дело говорить о молодежи как о составной части рабочего класса,
колхозного крестьянства, советской интеллигенции, другое—признавать ее
социальные особенности как некоей целостности. В этом усматривалось
противопоставление молодежи другим социальным группам
Одно из первых определений понятия «молодежь» было дано в 1968 г.
В.Т.Лисовским: «Молодежь—поколение людей, проходящих стадию социализации,
усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные,
профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от
конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться
от 16 до 30 лет»[3].
Позднее более полное определение было дано И. С. Коном:
«Молодежь—социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности
возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных
тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная
фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные
возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические
особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного
строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».[4]
В последние годы с изменением общенаучного подхода к решению ряда
социальных проблем возникла потребность в целостном подходе к изучению всего
многообразия общих связей и закономерностей молодого поколения, в рассмотрении
молодежи как органического субъекта развития общества.
Сегодня ученые определяют молодежь как социально-демографическую группу
общества, выделяемую на основе совокупности характеристик, особенностей
социального положения и обусловленных теми или другими
социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем
социально-экономического, культурного развития, особенностями социализации в
российском обществе.
В книге «Социология молодёжи» под редакцией В.Т. Лисовского молодежные
проблемы подразделяются на две группы:
К первой относятся специфически молодежные социальные
проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и
места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ;
изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого
поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их
социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ
социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи.
Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы,
которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно
касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят
специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи,
эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и
политической активности молодежи, ее роль и место в структурах власти и т. д.).
Процесс
становления социальной зрелости молодёжи, выбор ею жизненного пути происходят
во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством
обучения и воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений.
Основными социально-психологическими регуляторами этого процесса и одновременно
показателями положения молодёжи в обществе и в структуре исторического процесса
развития выступают ценностные ориентации, социальные нормы и установки. Они
определяют тип сознания, характер деятельности, специфику проблем,
потребностей, интересов, ожиданий молодёжи, типичные образцы поведения.
Молодость
- это путь в будущее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его
планирование - характерная черта молодого возраста; он не был бы таким
притягательным, если бы человек заранее знал, что с ним будет завтра, через
месяц, через год.
В возрастной
психологии молодость характеризуется как период формирования устойчивой системы
ценностей, становления самосознания и формирования социального статуса
личности. Сознание молодого человека обладает особой
восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток
информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать
собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального решения.
Вместе с тем в этом возрасте ещё сохраняются некоторые установки и стереотипы,
свойственные предшествующему возрасту. Это связано с тем, что период активной
ценностно-созидательной деятельности сталкивается у молодого человека с
ограниченным характером практической, созидательной деятельности, неполной
включённостью молодого человека в систему общественных отношений. Отсюда в
поведении молодёжи удивительное сочетание противоречивых черт и качеств -
стремление к идентификации и обособление, конформизм и негативизм, подражание и
отрицание общепринятых норм, стремление к общению и уход, отрешённость от
внешнего мира.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|