Реферат: Теория менеджмента
Реферат: Теория менеджмента
Мен-т как вид деят-ти
Термин м-т – аналог термина управление, но управление гораздо
шире, т.к. примен-ся к разным сферам деят-ти человека. Термин м-т применяется
только к управлению соц-эк отношениями на ур. фирмы, действующих в условиях
рынка, в последнее время в США этот термин стали применять в отношении не
предпринимательских организаций. М-т амер происхождения не переводится на др
язык дословно. Так в англо-языч странах он примен-ся довольно свободно для
обозначения управления различными видами хозяйственной деят-ти. М-Т – сов-ть
принципов, м-дов управления фирмой, направленных на достижение поставленных
целей на основе исполь-я внут потенциала фирмы.
М-Т – управление предприним деят-тью. М-т тесно связан с
оптимизацией использования фирмой персонала, оборудования, методов деятельности,
ден рес-сов. В связи с че выделяют м-т персонала, оперативный, финансовый м-т и
т. д. в условиях рын эк-ки м-т означает: 1) ориентацию фирмы на спрос и
потребности рнка; на запросы конкретных потребителей и организацию производства
тех видов продукции, кот пользуются спросом и могут принести предприятию
намеченную прибыль; 2) постоянное стремление к увеличению произ-ва, получению
оптимальных результатов с наименьшими затратами; 3) хозяйственная самостоят-ть,
обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несёт отв-ть за конечные
рез-ты деят-ти фирмы; 4) постоянную корректировку целей и программ в завис-ти
от состояния рынка; 5) необходимость использования современной информационной
базы с компьютерной техникой для многовариантных расчётов при принятии
оптимальных решений.
Агропром-е производство, как объект управления.
–
Это крупная, динамическая и сложная система. Если
рассматривать Агропром произ-во как объект управления в структурно-организационном
смысле то можно увидеть сов-ть взаимодействующих подсистем: 1) природно-естественных
рес-сов – вкл в себя сов-ть климатич, почвенных и естественно-географических
условий(С/Х угодия, пашня, леса). Это осн ресурс агропр-ва и он во многом определяет
виды производимой продукции, технологию их производства; 2) техническая –
состоит из машин, оборудования и играет важную роль в произ-ве. При этом
следует помнить, что не всякое кол-во техники и оборудования составляет эту
подсистему. Она должна представлять собой взаимосвязанный, взаимообусловленный
комплекс тех-х ср-в, в т.ч. оргтехники, ЭВМ… отдельные виды техники должны быть
определённым образом размещены по территории, сочетаться друг с другом по
мощ-ти и взаимозаменяемости. Это взаимное пропорц-е сочетания и создаёт из
мн-ва отдельных видов техники эту подсистему; 3) технологическая – набор
опред-х правил определяющих послед-ть операций и производственных процессов. По
сравнению с технической она более гибкая и гораздо восприимчивее к
воздействиям. В С/Х технолог-я состоит из двух эл-тов: раст-ва и жив-ва.
Технологие производства в раст-ве предполагает рациональную организацию
ииспольз-е с/х угодий. Технология произ-ва в жив-ве предусматривает обоснование
поголовья животных по видам и структурам стада, проведение племенной и ветеринарной
работы, произ-ва кормов, организацию кормления, способы содержания животных и
стр-во жив-ких помещений; 4) организации с/х произ-ва – система мер на
рациональное сочетание ср-в пр-ва и труда в едином процессе пр-ва. С/Х пр-во,
как часть общест-го пр-ва развив-ся по объективным законам и закономерностям;
5) совместного труда – опред-е колич и кач пок-ли отдельных видов труда, взаимные
связи их в пр-ве. В эту подсист входит организация труда и его стимулир-е; 6)
экономическая – единство эк процессов, эк связей в движении производственных
ф-дов. Эта подсистема решает задачу повсеместного использования всех подсистем
для повыш-я эф-ти пр-ва. Все эти подсистемы сущ-ют во взаимодействии, но каждая
из них отражает определённую сторону объекта управления.
Система управления предприятием –
Это сов-ть взаимосвяз-х структурных эл-тов, обеспечивающих и
скоординир-е воздействие в процессе управления деят-тью. Она состоит из след
куомпонентов: 1) механизм управления – вкл исходные фундаментальные звенья
системы управления: общие принципы, цели, м-ды, ф-ции; 2) стр-ра управления –
вкл систему органов управления: кадры управ-я и применяемые технич-е ср-ва
управления; 3) процесс упр-я – деят-ть всех звеньев упр-я по достижению целей
м-та с помощью опред-х м-дов упрв-я; 4) механизм развития системы управления –
организация изменений управления в рез-те действия внешних факторов. Механизм
управленческих отношений в системе управления предприятием вкл: 1) принципы
м-та – осн руководящие правила мен-ров; 2) ф-ции и м-ды м-та – конкретные формы
и приёмы целенапр-го воздействия субъекта управления на интересы и условия участников
коллектива;3) стр-ра упр-я – внутреннее строение системы управления; 4) кадры
упр-я – объединяют руководителей, спецов и технич исполнителей; 5) техника
управления – комплекс технич ср-в, котисп-ся в управ-ии предприятием; 6)
процесс упр-я – сов-ть целенаправленных воздействий работников упр-я. Система
упр-я предпр-ем постоянно измен-ся под воздействием внут и внеш факторов. Среди
всех характеристик наиболее важное значение для системы упр-я предпр-ем имеет
надёжность - способность системы принимать эф-ые управленческие решения в теч
всего периода времени при различных режимах функционирования; она опред-ся с помощью
след пок-лей: устойчивость и безопасность; гибкость; готовность; восстанавливаемость.
Особенности российского менеджмента.
Российская модель м-та только начинает складываться, она возникает
на стыке старых и новых м-дов упр-я, восточной и западной модели м-та.наша модель
во многом оригинальна и становится всё более действенной в наст время. М-т в РФ
хар-ся след особ-тью – он почти всегда носит антикризисный хар-р. В нынешних
условиях предпр-е имеет большую свободу в принятии решений с одной стороны, а с
др. не гарантированы гос-вом от тяжёлых последствий неправильных решений. Осн
задачей многих предприятий явл предотвращение м успешное преодоление кризисов в
деят-ти пред-я. Кризисы носят как общий так и специф-й хар-р. Задачей м-ра
любого пред-я явл решение задач по определению объёмов, источников и рационального
использ-я фин рес-сов. Их источ-ми могут быт собственные ср-ва, кредиты банков
и др заёмные ср-ва. М-ры определяюит какой вид затрат нужно осуществить в связи
с хоз деят-тью и каков сущ-ет риск. Кризис может наступить по многим причинам:
не уплаты налогов, не поступления вовремя и вообще платежей от контрагентов,
недостаточность собст ср-в и т.д. предпр-я вступают в контакт как минимум с
3-мя осн гр-ми партнёров – гос-во, поставщики, пок-ли. Отношения с гос-вом в
осн склад-ся в организационном направлении – по поводу уплаты налогов. Из российского
опыта видно, что здесь главная трудность в быстроизменяющихся законах и
постановлениях. При работе с поставщиками трудности м-та на рынке носят двоякий
хар-р. Например можно не получить товар вообщек или вовремя из-за
непредвиденных обстоят-в. с др стороны эти поставки можно страховать, но страховое
дело в РФ ещё не развито. В кризисной ситуации даже добросовестная страх компания
не может выполнить своих обязательств. Проблемы с покупателями связаны с проблемой
неплатежей, кот приводят к снижению закупок продукции и уменьшению тов-об-та.
Если размеры неплатежей большие, то они приводят к невыплатам з.п., налогов, к
штрафным санкциям, фин риску, банкротству.
Административная школа
B её рамках в 20-е 20 века было сформулировано понятие
организационной структуры фирмы, при этом организация рассматривалась как замкнутая
система, функционир-е кот не зависит от внешней среды. Эту школу называют
классической теорией управления. У истоков этой школы был французский
исследователь и управляющий А. Файоль (1841-1925) он сводил функционир-е любой
организации к сле осн видам деят-ти: 1) техническая – осуществление
производственного процесса; 2) коммерческая закупка всего необходимого для создания
товаров и оказания услуг, а также сбыт продукции; 3) привлечение, сохранение и
эф-е исполь-е ден ср-в; 4) бухгалтерская – проведение статистических
наблюдений, инвентаризаций, составление балансов; 5) оказание воздействия на
работников; 6) защита жизни, личности и собственности людей. По мнению Файоля
каждый из этих видов деят-ти нуждается в управлении. Для этого он предложил
след-е ф-ции: планирование; организация; координация; контроль; мотивация.
Глубоко осмыслив закономерности функционир-я организации он сформулировал 14
принципов административного управ-я: 1) разделение труда; 2) власть и ответ-ть;
3) дисциплина; 4) единоначалие; 5) единство руководства; 6) подчинение частных
интересов общим; 7) вознаграждения; 8) степень централизации; 9) иерархия руководителей;
10) порядок; 11) справедливость; 12) постоянство состава персонала; 13)
инициатива; 14) единение персонала.
Школа человеческих отношений
Здесь впервые было определено, что м-т – это обеспечение
выполнения работы с помощью др лиц. Исследования амер психолога Маслоу показали,
что мотивами поступков людей явл-ся не эк-е силы, как считают сторонники
научного управления, а различные потребности, кот не всегда могут быть
удовлетворены с помощью денег. Эта концепция, получившая развитие в 30-50-е 20в
основывались на том, что для повыш-я произ-ти труда нужно повыситьстепень
удовлет-ти работников в результатах своего труда. Исследователи этой школы:
Фоллет, Мэйо, Бернард, Саймон, и др. Фаллет изучала соц отношения в малых
группах. В своих книгах она рассматривала природу конфликта, власти,
демократии. Мэйо профессор Гарвард-го универ, кот в 1927-1939 на ср-ва ф-да
Рокфеллера провёл исслед-я на заводе компании Вестернэлектриккомпани. Суть его
– сама работа, сам произ-й процесс имеет относительно меньшее значение, че соц
положение рабочего в процессе.
Школа научного управления
Получила развитие в США в начале 20 в. Основоположник - амер
инженер Фредерик Тейлор (1856-1919), книгу кот «Принципы анучного управления»
считают началом признания м-та наукой. Пенрвоначально он не называл свою
сист6ему научным управлением, а характеризовал созданных им набор административных
приёмов системой знаний. Само же понятие – научное управление ввёл в 1910 г Брандейс. Для эф-го рук-ва Тейлор разработал систему НОТ-а, кот состоит из 5-ти осн принципов:
научный отбор рабочих; научное изучение труда и обучение рабочих; специализация
работы; важность побудительных мотивов(з.п.); справедливое распределение
ответственности м/д рабочими и управляущими. Крупнейшими последователями
Тейлора были его соотеч-ки Френк и Лилия Гилберт – их работы были посвящены
тому, что сегодня известно, как человеческий ресурс управления.
Школа науки управления –
( количественный подход) опирается на эк-математические м-ды.
Эта школа получила рвзвитие в 50-х 20 в. Сторонники её более широко стали
использовать эк-матем м-ды в управлении. Тем не менее применение этих м-дов
бвло затруднительным из-за неразвитости вычислит-й техники. Представители
впервые начали моделировать процесс упр-я предпр-ем. Модель – представление
реальности с помощью различных форм, она помогает лучше представить какое-либо
сложное явление. Группа спец сотрудников формирует проблему, затем определяет
полную совок-ть факторов, влияющих нарешение этой проблемы, используя различные
матем аппараты, выделяют из этой сов-ти наиболее существенные факторы. Представители:
амер исслед-ли Альберт, Мескон, Хедоури
Эмпирическая школа
Попыталась синтезировать лучшие наработки 3-х предыдущих школ
управления. Дракер, Слоун, Ньюмен, Саймондс. Теоретики этой школы были
управляющими многих крупных компаний США – Дракер – советник по вопросам
управления дженерал моторс, IBM, Ford. Слоун – бывший президент General Motors.
Ньман – бывший президент АЛ Смит компании. Одним из самых выдающихся был
Драккер автор многих книг по управлению. Он родиляс в Австрии и в 1909 училяс в
германии на инженера, в1937 переехал в США. Ценральное место его учения
занимает идея о том, что м-т – это профессиональная деят-ть или профессия. Он
впервые разработал методику изучения м-та, что дало возм-ть начать изучение
м-та в уч заведениях. Впервые м-т начали изучать в США в начале 70-х 20 в ..Его
имя связано со спасением умершей компании форд моторс (применил систему
деценрализ-го управления). Н разработал концепцию управлении по целям,
предложил идею о самоуправлении трудового коллектива – кроме профсоюзной
организации, м-та компании создать демократически выбранный орган управления из
рабочих и служащих компании.
. Современная школа м-та
В наст время нет единого подхода к м-ту. В разных школах,
предприятиях существуют различные подходы, направления, концепции к управлению
предприятием. Часто они даже не связаны друг с другом. В наст вр в теории
управления рассматривают след концепции: 1) к-я адаптации или стратегия
приспособления состоит в том, что в реальной предпринимательской деят-ти стратегия
фирмы – это всегда комбинация наиболее выгодных курсов действий с учётом ф-ров
внеш среды. Др словами это стратегия маневрирования в распределении и
перераспределении произ-ва и товаров м/д предприятиями, в зав-ти от ур издержек
пр-ва, ст-ти раб силы, паолитич-й стаб-ти страны. 2) к-я глобальной стратегии –
направлена на оптимизацию деят-ти фирмы. В ней акцентир-ся внимание на необходимости
оптимизации всей компании, а не её отдельных частеё. Она имеет след
направления: теория множественных целей - когда стратегия направлена на
реализацию многих целей и отрицается максим-ция прибыли в кач-ве главной цели;
максим-я прибыли; получение максим-й прибыли в рез-те лучшего приспособления
организ-й стр-ры к изменениям внешней среды; соверш-ие осн ф-ций управления.
3) к-я целевой ориентации – утверждает, что должна доминировать рольцелеполагания
в процессах планирования организации, мотивации и контроля. Подходы к управлению:
а) подход к управлению как к процессу (процессный) определяет управления как
процесса , в кот деят-ть предпр-я рассм-ся не как единовременное действие, а
как серия непрерывных взаимосвязанных действий – ф-ций управления; б) системный
подход – рук-ли должны рассматривать организацию, как сов-ть взаимозависимых
эл-тов: люди, стр-ра, задачи, технология, кот ориентированы на достижение
различных целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды; в) ситуационный
подход – пригодность различных м-дов управ-я опред-ся ситуацией, т.к.
существует обилие ф-ров, как в самой организации так и во внешней среде не существует
единого лучшего способа управления организацией. В этих условиях самым эффективным
вариантом будет выбор такого способа управления, кот наиболее соответ-ет данной
ситуации. Этот подход внёс самый большой вклад в совр. Теорию м-та, т.к.
содержит конкретные рекомендации по применению научных положений к практике
управления в зав-ти от условий.
Закономерности м-та
Закономерность – первоначальная формулировка закона в начале
его теоретического осмысления и исследования. Основные закономерности: 1) пропорциональность
управляемой и управляющей систем. Она нужна на предприятиях для того , чтобы
функционирование и развитие структурных подразделений соответствовали друг
другу. Пропорциональность относится не только к организации производства, но и
к организации труда. 2) ритмичность движения основных производственных и
оборотных средств, их непрерывность в кругообороте. Эта закономерность
выраж-ся: в непрерывности или рмтмичности процессов производства; в
непрерывности материально-технического снабжения и сбыьа произведенной продукции;
в непрерывности обновления основных производственных им оборотных средств. 3)
централизация и децентрализация управления. Эта закономерность означает
необходимость оптимального сочетания централизации и децентрализации системы
управления. Централизация – такое построение системы управления, при кот
существует непрерывная и достаточно устойчивая подчинённость каждого звена системы
управления. Децентрализованная – предоставление объектам управления части
властных полномочий. 4) оптимальная звенность структурных подразделений в управляющих
и управляемых системах. Она означает, что структура предприятия должна
соответствовать её характеру, учитывать её ообенности, отвечать требованиям пропорц-ти
и оптимальной самостоятельности структурных подразделений.
Понятие и классификация ф-ций м-та
Ф-ция – (лат) обязанность, круг деят-ти, исполнение – это
роль, кот выполняет физ и юр лица в какой-либо системе. Ф-ция – это конкретный
вид управ-й деят-ти , кот осущ-ся спец-ми приёмами и способами, а также
соответствующая организационная работа и контроль деятельности.
Классификация ф-ций м –та: 1) Анри Файоль в своей книге
«Учение об управлении» выделил след класиф-ию: а) предвиденье; б) организация;
в) распорядительство; г) согласование; д) контроль. 2) Фалнер в нкиге
«энциклопедия современного управления» след ф-ции: а) планирование; б) организация;
в) исполнение; г) контроль. 3) авторы учебника «основы м-та» Альберт, Мескон и
Хедоури: а) планирование; б) организация; в) мотивация; г) контроль; этой
классификации придерживается большинство теоретиков современного м-та.
Законы м- та
Всякая наука хар-ся собст-ми законами – наиболее существенные,
часто повторяющиеся причинно-следственные связи в системе управления. Законы:
1) закон единства и целостности системы – система управления компанией должна
обладать организационным и функциональным единством, т.е. система управления
должна обладать устойчивостью внутренних связей при любых изменениях внеш
среды. В реальной практике м-та действие этого закона означает: единство
принципов управления на всех уровнях; единство организ-х форм систем
управления; единство осн ф-ций управления; единство осн м-дов управления; единство
процессов управления. 2) з-н необходимого разнообразия систем управления –
системы управления должны обладать необходимым разнообразием в соответствии с
требованиями управляемой системы, но стоит отметить, что система управления обладая
разнообразием одновременно должны обладать внутренней структурой, пропорциональностью
и др параметрами. 3) з-н соотносительности управляющих и управляемых систем –
соотносительность – соответствие этих систем управления по функциональным и
структурным возможностям, уровням направления, целям управления и задачам
управления. Во-первых соотносительность систем понимают, как их адекватность в
плане интенсивного и экстенсивного развития. Если система управления
функционирует по интенсивному типу ей не может соответствовать управляющая система
экст-го типа. Во- вторых соотносительность систем означает, что функциональная
сложность управляемых систем должна соответствовать более высокого порядка
сложности функционирования управляющих систем. В- третьих, соотносительность систем
понимают в том плане, что совершенствование управляющей системы должно осущ-ся
более динамичными темпами, чем управляемой. 4) з-н содержания и форм прямой и
обратной связи – в любой управляемой системе существует передача соответст-х
распоряжений, обмен информацией м/д различными службами и отделами – этот процесс
и называется связями. Поэтому если в системе управления нет связи, либо она не
устанавливается какими либо органами управления, то система управления может
выйти из под контроля, а предприятие превратиться в неуправляемое. 5) з-н
единства действия з-нов управления – протекание явлений и процессов управления
происходит под действием единого механизма законов управления (все законы м-та
действуют одновре5менно и любой из них не может не действовать.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|