рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальная работа с пожилыми рефераты

По решению руководства Центра и местной админист­рации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культур­но-зрелищных мероприятий и т.д.). Денежные средства, взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие.

Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме то­го, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщи­ка, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии.

Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслужива­ния (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста — 46%.

Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, одна­ко 15,7% не получают от своих родственников никакой ма­териальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откро­венно враждебные.

Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют на­чальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц непол­ное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей име­ют специальное среднее или высшее образование.

Большинство посетителей отделения (58%) обслужива­ют себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственни­ков и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от вре­мени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных пере­двигались с помощью костылей.

Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего боль­шинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерар­хии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетво­рительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посеще­ние заставляет их "быть в тонусе", "дисциплинирует", "напо­лняет жизнь новым смыслом", "позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение отделения спо­собствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кри­зов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность ра­ботников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физ­культурой.

Иерархия мотивов посещения отделения дневного пре­бывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это об­стоятельство следует учитывать при формировании контин­гента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой "смены".

В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания не предусмотрена должность социаль­ного работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отде­ления, формированием микроколлективов среди посетите­лей отделения, оказанием психологической помощи, в оп­ределенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный че­ловек — социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания.

В последние годы в ряде Центров социального обслу­живания появилось новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, на­правленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-эконо­мической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Совет­ского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклиз­мами и т.д.

В соответствии с нормативным документом[7], Служ­ба срочной социальной помощи должна размещаться в спе­циально отведенном помещении, имеющем все виды ком­мунального благоустройства, складские помещения для хра­нения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, по­стельного белья, набора лекарственных препаратов и пере­вязочных средств для оказания срочной доврачебной помо­щи и др.), иметь телефонную связь.

Основными направлениями деятельности Службы явля­ются:

ü предоставление необходимой информации и кон­сультаций по вопросам социальной помощи;

ü обеспечение бесплатным горячим питанием или про­дуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предпри­ятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования соци­ально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц);

ü предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

ü оказание материальной помощи;

ü содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);

ü направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;

ü оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия";

ü оказание других видов помощи, обусловленных реги­ональными особенностями (в том числе, срочной юридичес­кой помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не име­ющих возможности получить услуги государственной юри­дической службы).

Штатное расписание Службы срочной социальной по­мощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социаль­ный работник.

В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претер­певает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи не­трудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибир­ской и Самарской областях). Размещаются они, как прави­ло, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отды­ха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых боль­ниц, от которых отказались органы здравоохранения, мед­санчастей промышленных предприятий на долевой основе и т.д.). Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения про­водится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской об­ласти) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких от­делениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержа­тельного досуга, психологическая помощь. Эта форма соци­ального обслуживания еще не получила широкого распро­странения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их даль­нейшее развитие имеет перспективу.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспо­собным гражданам дают основание прогнозировать дальней­шее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется са­мое серьезное внимание.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и ин­валидов в последние годы приобретает все большую акту­альность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не ре­шался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность.

Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях соци­ального обеспечения (социальной защиты). В числе осуще­ствляющих эту деятельность были работники домов-интер­натов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления.

Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая опреде­ляется и типом учреждения, и характером оказываемых ус­луг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.

Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему со­циальной защиты работников данной категории расширя­ются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семь­ях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовыва­ется специфика деятельности социальных работников. В од­них случаях она носит характер организации помощи разли­чных служб (медицинской помощи, юридических консуль­таций и т.д.), в других она приобретает морально-психоло­гический аспект, в третьих — характер коррекционно-педа­гогической деятельности и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодейст­вовать. В этой связи приобретает особую значимость уро­вень образования социальных работников, их профессиона­лизм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей.

В связи с широкими и разнообразными функциями со­циальных работников в обслуживании пожилых людей, воз­никает потребность в этих специалистах с различным уров­нем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые - находятся в населении, диапазон деятельно­сти социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психоло­гической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, на­ходящихся в стационарных учреждениях, деятельность со­циальных работников также имеет широкий диапазон, на­чиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество.

В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей и инвалидов. Удельный вес пенсионеров в структуре на­селения России составляет более 23%. Тенденция к росту чис­ленности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.

Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались по существу,  непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается. Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  "Временное положение об отделении социальной по­мощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Ут­верждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретари­ата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.

2.  Контроль за ходом осуществления международных планов и программ действий. Комиссия социального разви­тия, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993.

3.  Приказ Министерства социальной защиты населе­ния Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утвер­ждении Примерного положения о Центре социального об­служивания".

4.  Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на дому".

5.  Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации работников социальных служб).

6.  Указ  Президента  Российской  Федерации  от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году".

7.  Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Крас­ного Креста в вопросах социальнойзащиты малообеспечен­ных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.

8.  Дементьева Н.Ф., Болтенко В.В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого воз­раста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985, Збс. (ЦИЭТИН).

9.  Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.

10.  Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме­дико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

11.  Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психо­логическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. реко­менд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).

12.  Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра­воохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно­стей).

13.  Токарь А.В., Вержиковская Н.В. Организационное обеспечение координации медицинской и социальной по­мощи пожилому населению. В кн.: Медицинские и соци­альные проблемы старения. — Киев, 1987, с.3-7 (Институт геронтологии АМН СССР).

14.  Чеботарев Д. Ф. Медико-социальные аспекты поста­рения населения. — Ж. Советское здравоохранение., 1977, №6, с.8-13.

15.  Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. — МРЖ, р.14, №12.

16.  Энциклопедия социальной работы (перевод с анг­лийского). — М., 1993, т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих ценностей).


Приложение 1

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %.

Виды социально-бытовых услуг Нуждае­мость Предоста­вление
Стирка белья (в т.ч. услуги прачечной) 90,8 19,9
Услуги химчистки 49,1 3,9
Помощь при мытье головы, тела 57.3 5.3
Стрижка волос и ногтей 35,6 1.4
Ремонт обуви 28.1 4,3
Пошив одежды 7,5 3,6
Услуги библиотеки 5,0 1.8
Помощь в чтении газет и др. 8,2 1.1
Доставка продуктов 94.6 94,6
Доставка медикаментов 92,5 86,5
Доставка (приготовление) горячей пищи 24,2 1.0
Доставка хоз. и промтоваров 69,7 37,4
Уборка жилого помещения 87,5 28.5
Оплата коммунальных услуг 75,3 62,9
Доставка топлива, протопка печей 6.1 2.1
Содействие в ремонте жилья 35.7 3.6
Организация досуга 7.5 2.1
Сопровождение на прогулке 16,0 2,5
Обработка приусадебного участка 11,4 4,3

ёПриложение 2.

ПЕРЕЧЕНЬУСЛУГ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В ПРИКАЗАХ МИНИСТЕРСТВА (СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ) ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ

Наименование услуг приказ №81 24.07.87 №137 20.07.93 №259  17.12.94
Доставка на дом продовольствия + + +
Доставка на дом промтоваров + + +
Доставка медикаментов + + +
Доставка воды + +
Сдача и доставка вещей в стирку, химчистку, ремонт + + +
Оплата коммунальных услуг + + +
Уборка жилых помещений +
Смена нательного и постельного белья +
Протопка печей + +
Кормление ослабленных граждан +
Оказание санитарно-гигиенической помощи (причесывание, обтирание) +
Написание писем + + +
Оказание помощи в поддержании свя­зи с трудовыми коллективами и др. +
Приготовление горячей пищи +
Содействие в организации ремонта жилья + +
Содействие в обеспечении топливом + +
Содействие в оказании мед. помощи + +
Содействие в получении протезно — ортопедических изделий +
Содействие в организации предостав­ления услуг предприятиями торговли, здравоохранения, нотариальных и др: + +
Содействие в обработке приусадеб­ных участков +
Содействие в оформлении документов на опеку (попечительство) + +
Содействие в оформлении документов для помещения в дом-интернат, ЦСО + +
Содействие в обмене жилья +
Содействие в предоставлении обслу­живаемым льгот и преимуществ, уста­новленных действующим законода­тельством +
Оказание экстренной доврачебной по­мощи, вызов врача, сопровождение заболевших в леч.учреждение, посе­щение их в стационаре +
Проведение медицинских процедур (измерение АД, наложение компрес­сов, обработка пролежней, выполне­ние очистительных клизм) +
Осуществление подкожных и внутри­мышечных введений лекарственных препаратов +
Проведение санитарно-просветитель-ной работы среди обслуживаемых и их родственников +
Содействие в предоставлении риту­альных услуг (в погребении одиноких умерших граждан) +

[1] "Временное положение об отделении социальной по­мощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Ут­верждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретари­ата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.

[2] Приказ Минсобеса РСФСР от 24 июля 1987 г. №81 "Об утверждении Положения о территориальном центре со­циального обслуживания пенсионеров,  и штатов центров социаль­ного обслуживания пенсионеров.

[3] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территори­альной службе срочной социальной помощи".

Приказ Министерства социальной защиты населе­ния Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утвер­ждении Примерного положения о Центре социального об­служивания".

Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на дому".

[4] Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году".

[5] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территори­альной службе срочной социальной помощи".

[6] См Приложение 1

[7] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территори­альной службе срочной социальной помощи".


Страницы: 1, 2, 3, 4