Реферат: Социальная работа с пожилыми
По решению руководства Центра и местной администрации
отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная
терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий и т.д.). Денежные средства,
взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на
его развитие.
Согласно штатному расписанию, отделение дневного
пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме того, в нем предусмотрены
должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки,
гардеробщика, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и
официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность
инструктора по трудовой терапии.
Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного
пребывания в 24 Центрах социального обслуживания (300 человек), показало
следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям
преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89
лет) возраста — 46%.
Анализ семейного положения обследованных показал, что эти
отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане —
65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение
проживают с родственниками разной степени родства, однако 15,7% не получают от
своих родственников никакой материальной и бытовой помощи и взаимоотношения с
ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откровенно враждебные.
Посетители отделения дневного пребывания имеют разный
образовательный уровень: 22,4% граждан имеют начальное образование, либо
неграмотны; у 40,3% лиц неполное среднее и среднее образование; 38,8%
посетителей имеют специальное среднее или высшее образование.
Большинство посетителей отделения (58%) обслуживают себя
полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных
работников, родственников и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими
вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями
(большинство в зависимости от времени года) и лишь 2 человека из 300
обследованных передвигались с помощью костылей.
Исследование мотивов посещения отделения дневного
пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является
желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения
бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии
мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие
мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и
неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего
положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у
половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в
отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их
"быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь
новым смыслом", "позволяет расслабиться". У отдельных граждан
длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению
состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и
др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная
обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в
любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.
Иерархия мотивов посещения отделения дневного пребывания
в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с
образовательным уровнем. Это обстоятельство следует учитывать при формировании
контингента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и других
мероприятий для каждой такой "смены".
В настоящее время в штатном расписании отделений дневного
пребывания не предусмотрена должность социального работника, его должностные
обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник.
Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отделения, формированием
микроколлективов среди посетителей отделения, оказанием психологической
помощи, в определенной степени организацией досуговых мероприятий и другими
должен заниматься специально подготовленный человек — социальный работник.
Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате
отделений дневного пребывания.
В последние годы в ряде Центров социального обслуживания
появилось новое структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи.
Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, направленной
на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной
поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-экономической
и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих
точек бывшего Советского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать
срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в
связи с природными катаклизмами и т.д.
В соответствии с нормативным документом[7], Служба
срочной социальной помощи должна размещаться в специально отведенном
помещении, имеющем все виды коммунального благоустройства, складские помещения
для хранения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья,
набора лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной
доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь.
Основными направлениями деятельности Службы являются:
ü
предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам
социальной помощи;
ü
обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми
наборами (по талонам в закрепленном предприятии общественного питания; талоны
могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых
условий потерпевшего сроком на месяц);
ü
предоставление одежды, обуви и других предметов первой
необходимости;
ü
оказание материальной помощи;
ü
содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно
с иммиграционной службой);
ü
направление граждан в соответствующие органы и службы для
квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
ü
оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по
"телефону доверия";
ü
оказание других видов помощи, обусловленных региональными
особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам
старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической
службы).
Штатное расписание Службы срочной социальной помощи предусматривает
следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на
0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социальный
работник.
В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи
находится на начальном этапе своего развития, она претерпевает изменения,
постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания
граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи нетрудоспособным
гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной
помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного
пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов
(например, в Новосибирской и Самарской областях). Размещаются они, как правило,
в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отдыха, пионерских лагерей), а
также, сельских участковых больниц, от которых отказались органы
здравоохранения, медсанчастей промышленных предприятий на долевой основе и
т.д.). Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения проводится с помощью
социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению
нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской области)
такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них
собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в
тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких отделениях может
быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи,
организация содержательного досуга, психологическая помощь. Эта форма социального
обслуживания еще не получила широкого распространения, однако положительный
опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их дальнейшее
развитие имеет перспективу.
Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в
России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание
прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие
будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке
которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа как важнейший раздел деятельности в
области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает
все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по
отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда,
никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые
осуществляли бы эту деятельность.
Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими
категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в
органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе
осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров
социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления.
Социальным работникам со времени введения этих должностей
отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и
характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.
Место деятельности социального работника в связи с
указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем,
по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории
расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на
все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе
и в семьях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовывается специфика
деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер
организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций
и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих —
характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных
«потребителей» (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных
работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в
домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать.
В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных
работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов
и пожилых людей.
В связи с широкими и разнообразными функциями социальных
работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих
специалистах с различным уровнем образования. Для той категории инвалидов и
пожилых людей, которые - находятся в населении, диапазон деятельности
социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания
социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и
морально-психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся
в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет
широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и
кончая интеграцией инвалидов в общество.
В нашей стране, как и во всем мире, в последнее
десятилетие наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей и
инвалидов. Удельный вес пенсионеров в структуре населения России составляет
более 23%. Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует
коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально
незащищенной категории общества.
Проблемы их социальной защищенности становятся особенно
актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной
поддержки оказались по существу, непригодными, а новая система социальной
защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается.
Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни пожилых
людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям
рыночной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. "Временное положение об
отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам".
Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля
1986 г. №28/3-43.
2. Контроль за ходом
осуществления международных планов и программ действий. Комиссия социального
развития, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993.
3. Приказ Министерства
социальной защиты населения Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137
"Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания".
4. Приказ МСЗ России от 27
декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на
дому".
5. Социальное обслуживание
населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт
социальной работы/ ассоциации работников социальных служб).
6. Указ Президента
Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по
социальной поддержке населения в 1992 году".
7. Указание "О
взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия
Российского Красного Креста в вопросах социальнойзащиты малообеспеченных
групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.
8. Дементьева Н.Ф., Болтенко
В.В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц
пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985,
Збс. (ЦИЭТИН).
9. Дементьева Н.Ф., Модестов
А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195
с.
10. Дементьева Н.Ф., Устинова
Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных
граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).
11. Дементьева Н.Ф., Шаталова
Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный
период пребывания в домах-интернатах. /Методич. рекоменд. - М., 1992, 18 с.
(ЦИЭТИН).
12. Дементьева Н.Ф., Шаталова
Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности
социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения.
— М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр
общечеловеческих ценностей).
13. Токарь А.В., Вержиковская
Н.В. Организационное обеспечение координации медицинской и социальной помощи
пожилому населению. В кн.: Медицинские и социальные проблемы старения. — Киев,
1987, с.3-7 (Институт геронтологии АМН СССР).
14. Чеботарев Д. Ф.
Медико-социальные аспекты постарения населения. — Ж. Советское здравоохранение.,
1977, №6, с.8-13.
15. Щирина М.Г.
Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии.
— МРЖ, р.14, №12.
16. Энциклопедия социальной
работы (перевод с английского). — М., 1993, т.1, 480 с. (Центр
общечеловеческих ценностей).
Приложение 1
СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ
СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %.
Виды
социально-бытовых услуг |
Нуждаемость |
Предоставление |
Стирка
белья (в т.ч. услуги прачечной) |
90,8 |
19,9 |
Услуги
химчистки |
49,1 |
3,9 |
Помощь при
мытье головы, тела |
57.3 |
5.3 |
Стрижка
волос и ногтей |
35,6 |
1.4 |
Ремонт
обуви |
28.1 |
4,3 |
Пошив
одежды |
7,5 |
3,6 |
Услуги
библиотеки |
5,0 |
1.8 |
Помощь в
чтении газет и др. |
8,2 |
1.1 |
Доставка
продуктов |
94.6 |
94,6 |
Доставка
медикаментов |
92,5 |
86,5 |
Доставка
(приготовление) горячей пищи |
24,2 |
1.0 |
Доставка
хоз. и промтоваров |
69,7 |
37,4 |
Уборка
жилого помещения |
87,5 |
28.5 |
Оплата
коммунальных услуг |
75,3 |
62,9 |
Доставка
топлива, протопка печей |
6.1 |
2.1 |
Содействие
в ремонте жилья |
35.7 |
3.6 |
Организация
досуга |
7.5 |
2.1 |
Сопровождение
на прогулке |
16,0 |
2,5 |
Обработка
приусадебного участка |
11,4 |
4,3 |
ёПриложение 2.
ПЕРЕЧЕНЬУСЛУГ,
ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В ПРИКАЗАХ МИНИСТЕРСТВА (СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ РФ) ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ
Наименование услуг |
приказ №81 24.07.87 |
№137 20.07.93 |
№259 17.12.94 |
Доставка на дом продовольствия |
+ |
+ |
+ |
Доставка на дом промтоваров |
+ |
+ |
+ |
Доставка медикаментов |
+ |
+ |
+ |
Доставка воды |
|
+ |
+ |
Сдача и доставка вещей в стирку, химчистку, ремонт |
+ |
+ |
+ |
Оплата коммунальных услуг |
+ |
+ |
+ |
Уборка жилых помещений |
|
|
+ |
Смена нательного и постельного белья |
|
|
+ |
Протопка печей |
|
+ |
+ |
Кормление ослабленных граждан |
|
|
+ |
Оказание санитарно-гигиенической помощи
(причесывание, обтирание) |
|
|
+ |
Написание писем |
+ |
+ |
+ |
Оказание помощи в поддержании связи с трудовыми
коллективами и др. |
+ |
|
|
Приготовление горячей пищи |
|
|
+ |
Содействие в организации ремонта жилья |
|
+ |
+ |
Содействие в обеспечении топливом |
|
+ |
+ |
Содействие в оказании мед. помощи |
+ |
+ |
|
Содействие в получении протезно — ортопедических
изделий |
|
+ |
|
Содействие в организации предоставления услуг
предприятиями торговли, здравоохранения, нотариальных и др: |
+ |
+ |
|
Содействие в обработке приусадебных участков |
|
+ |
|
Содействие в оформлении документов на опеку
(попечительство) |
+ |
+ |
|
Содействие в оформлении документов для помещения в
дом-интернат, ЦСО |
+ |
+ |
|
Содействие в обмене жилья |
|
+ |
|
Содействие в предоставлении обслуживаемым льгот и
преимуществ, установленных действующим законодательством |
|
+ |
|
Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов
врача, сопровождение заболевших в леч.учреждение, посещение их в стационаре |
|
|
+ |
Проведение медицинских процедур (измерение АД,
наложение компрессов, обработка пролежней, выполнение очистительных клизм) |
|
|
+ |
Осуществление подкожных и внутримышечных введений
лекарственных препаратов |
|
|
+ |
Проведение санитарно-просветитель-ной работы среди
обслуживаемых и их родственников |
|
|
+ |
Содействие в предоставлении ритуальных услуг (в
погребении одиноких умерших граждан) |
|
|
+ |
[1] "Временное положение
об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным
гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата
ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.
[2] Приказ Минсобеса РСФСР от
24 июля 1987 г. №81 "Об утверждении Положения о территориальном центре социального
обслуживания пенсионеров, и штатов центров социального обслуживания
пенсионеров.
[3] Приказ Минсоцзащиты
населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной
службе срочной социальной помощи".
Приказ Министерства социальной защиты населения
Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного
положения о Центре социального обслуживания".
Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О
создании отделений специализированной помощи на дому".
[4] Указ Президента Российской
Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной
поддержке населения в 1992 году".
[5] Приказ Минсоцзащиты
населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной
службе срочной социальной помощи".
[6] См Приложение 1
[7] Приказ Минсоцзащиты
населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной
службе срочной социальной помощи".
|