рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальная работа с пожилыми рефераты

Реферат: Социальная работа с пожилыми

ВВЕДЕНИЕ____________________________________________________________ 2

СОЦИАЛЬНОЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ________________________________________________________ 13

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ______________ 20

РОЛЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ_________________________________ 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ________________________________________________________ 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ________________________________ 48


ВВЕДЕНИЕ

 Социальная работа в нашей стране как на­правление и содержание деятельности определенной катего­рии лиц в последние 10 лет стала привычным термином. Некоторыми исследователями приоритет в этой области от­водится зарубежным странам. Между тем, России всегда бы­ла присуща социальная поддержка нуждающихся в ней гра­ждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи "сирым и убогим", которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. В послереволюционный период в России был узаконен патронаж психически больных, на­ходящихся в семьях. История оказания маломобильному населению соци­альной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно воз­никло в 1867 году как филантропическое Общество попече­ния о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Крас­ного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствова­лось принципами и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано оказывать помощь раненым, больным и военнопленным вне зависимости от их гражданства или подданства, а также оказывать помощь ли­цам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, эпи­демий, голода и других событий. Общество было самостоятельной, не зависимой от госу­дарства организацией и существовало на пожертвования на­селения, которые поступали не только в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продоволь­ствие, белье и другие предметы первой необходимости).

 Общество объединяло 94 общины, в которых на обще­ственных началах трудились 2780 сестер милосердия, зани­малось подготовкой младшего медицинского персонала, оказывало правовую помощь раненым и военнопленным. Во время первой мировой войны широкое распространение по­лучило новое направление деятельности Общества - бюро справок о военнопленных и отдел, информирующий населе­ние о раненых, больных и воинах, пропавших без вести После Октябрьской революции в деятельности Красно­го Креста произошли серьезные изменения. С 1918 года де­ятельность РОКК определяется уже не международными принципами, а прежде всего политическими, классовыми задачами государства. Декретом от 6 января 1918 гола все имущество Красного Креста на территории России было объявлено государственной собственностью. С 1919 года, согласно Положения ВЦИК и СНК, РОКК был обязан со­средоточить свою деятельность на " восстановлении здоро­вья раненых бойцов Красной Армии", что предусматривало сугубо классовый подход. Это повлекло изоляцию РОКК от международного сообщества и превратило его в придаток государственной системы здравоохранения. Деятельность РОКК в военные и послевоенные годы свидетельствует о том, что медико-социальное обслужива­ние носило, в основном, характер шефства над лицами, проживающими в домах-интернатах, домах для детей-сирот и пр. В отношении отдельных граждан (в основном, инва­лидов войны 1 группы) это осуществлялось в виде предоста­вления одноразовой материальной помощи, в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение. Активная работа проводилась по содействию в усыновлении детей-сирот. Начиная с 1960 года при комитетах обществ Красного Креста было создано "Бюро медицинских сестер по обслу­живанию больных на дому" в целях оказания помощи орга­нам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными, которые нуждаются в постельном режиме, но не госпитализированы в лечебные учреждения. Для такой работы были организованы специ­альные курсы, на которых медицинские сестры в течение 2-4 недель проходили специальную подготовку. К каждой районной поликлинике прикреплялось не менее двух патро­нажных медицинских сестер Красного Креста. Оплата их труда производилась обществом Красного Креста, контроль да их работой осуществлялся старшей медицинской сестрой поликлиники. Задачами патронажных медицинских сестер являлось: выполнение назначений участковых врачей, наблюдение за состоянием здоровья больного, оказание помощи в умыва­нии, приеме пищи, смене белья. Патронажные сестры ока­зывали также социальные услуги: покупали лекарства, про­дукты питания, приготавливали пищу, оплачивали коммунальные услуги и пр. Согласно нормативным документам, рабочий день патронажной медицинской сестры составлял 6,5 часов и за это время она была обязана обслужить 5-6 больных.

Однако социально-бытовое обслуживание, осуществля­емое санитарными активистами на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969 году была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов, которая на какое-то время оказалась полезной. Потребность в надомном обслуживании постоянно рос­ла, ежегодно увеличивалась численность патронажных ме­дицинских сестер и, кроме того, в 1977 году было принято решение о выделении должностей руководителей групп пат­ронажных медицинских сестер, в примерный перечень обя­занностей которых включалось осуществление деловых кон­тактов с соответствующими организациями по решению со­циально-бытовых вопросов (доставка на дом продуктов, го­рячих обедов, белья, пенсионные вопросы, устройство пре­старелых в дома-интернаты, больницы и т.д.). Кроме того, руководители групп непосредственно обслуживали на дому четырех человек, а обязанности активистов Красного Креста были возложены на так называемых младших медицинских сестер, должности которых были введены в штат обществ Красного Креста. В этот период произошло важное событие в системе го­сударственного социального обеспечения. В середине 70-х годов в порядке эксперимента впервые организуется надом­ное обслуживание пенсионеров в ряде областей силами ра­ботников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства социального обеспечения (в Свердловской, Ивановской, Куйбышевской областях, Северо-Осетинской АССР). Эта деятельность регламентировалась «Временным положением о порядке организации надомного обслужива­ния пенсионеров домами-интернатами».

С этою времени можно говорить о возникновении и развитии новой государственной формы социального обслу­живания, а именно социально-бытового обслуживания не­трудоспособных на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовался ряд документов, в том числе справка лечебного учреждения об отсутствии хронических психических заболеваний в ста­дии выраженного дефекта или глубокой умственной отста­лости; туберкулеза в открытой форме; хронического алкого­лизма; венерических и инфекционных заболеваний, бактерионосительства. Дом-интернат, на который было возложено обслужива­ние граждан на дому, должен был оказывать следующие ви­ды услуг:

ü доставку продуктов по предварительно разработанно­му набору один-два раза в неделю (при возможности могла быть организована доставка раз в день горячего обеда и полуфабрикатов на завтрак и ужин);

ü стирку и смену постельного белья не реже одного раза в 10 дней, для чего дом-интернат выделял на каждого обслуживаемого три комплекта белья;

ü уборку жилого помещения и мест общего пользования;

ü доставку медикаментов, оплату коммунальных услуг сдачу вещей в прачечную и химчистку, обувь - в ремонт.

 В Положении специально оговаривалось, что "меди­цинское обслуживание граждан, принятых на надомное об­служивание, производится лечебно-профилактическими уч­реждениями в общеустановленном порядке". Кроме того, в Положении определялась дифференциа­ция в оплате стоимости оказываемых услуг: лица получав­шие пенсию до 50 руб., от оплаты освобождались полностью.

Поскольку надомное обслуживание являлось несвойст­венной домам-интернатам функцией, вызвавшей разного рода организационные трудности у этих учреждений, возни­кла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными структурными подразделения­ми. Такими структурными подразделениями стали отделе­ния социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособ­ным гражданам, которые были организованы при районных отделах социального обеспечения. Их деятельность регла­ментировалась "Временным положением об отделении со­циальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам"[1]. В положении оговаривалось, что помимо ставших уже традиционными видов социально-бытовой помощи соци­альные работники должны были при необходимости оказы­вать помощь в соблюдении личной гигиены, выполнять просьбы, связанные с почтовыми отправлениями, содейст­вовать в получении необходимой медицинской помощи, принимать меры к погребению умерших одиноких пенсио­неров. Услуги предоставлялись без взимания какой-либо пла­ты. Положение предусматривало тесное взаимодействие с комитетами Красного Креста с целью организации шефства над одинокими пенсионерами, нуждающимися в медицин­ском уходе. Социальный работник, входящий в штат отделения со­циальной помощи, должен был обслуживать на дому 8-10 нетрудоспособных пенсионеров или одиноких инвалидов 1-2 группы. Отделения создавались при наличии не менее 50 нетрудоспособных, нуждающихся в надомном обслужива­нии. В 1987 году новым нормативным актом [2] были вне­сены некоторые изменения в деятельность отделений соци­альной помощи. В основном изменения касались вопросов организации отделений социальной помощи на дому. Более четко был определен контингент лиц, подлежащих надом­ному обслуживанию, а также предусматривалось, что лица, получающие пенсию в максимальных размерах, вносят пла­ту, составляющую 5 процентов пенсии. Зачисление на надомное обслуживание осуществлялось на основании личного заявления и заключения медицин­ского учреждения о нуждаемости в таком обслуживании. Таким образом, сложилась ситуация, когда функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому од­новременно выполняли две организации: государственная — отделения социальной помощи, и в меньшей степени об­щественная — служба милосердия Красного Креста. При этом во многом совпадали как виды оказываемых социаль­ных услуг, так и круг лиц, которым эти услуги оказывались одновременно и государственной, и общественной органи­зациями.

 Таким образом, исторически складывалось, что общест­венные организации осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия экономических, ма­териально-технических и организационных причин не име­ло возможности выполнять. Об этом свидетельствует исто­рия развития службы медико-социальной помощи нетрудо­способным гражданам: в послевоенные годы, когда у госу­дарства не было сил и средств для развития службы надом­ного обслуживания, оно развивало систему домов-интерна­тов для престарелых и инвалидов. В значительной степени развитие индивидуального надомного обслуживания сдер­живалось порочными идеологическими установками, согла­сно которым отдавалось предпочтение развитию коллектив­ных форм предоставления социального обслуживания. Удо­влетворение потребности населения в надомном обслужива­нии частично взяло на себя общество Красного Креста.

Безусловно, служба милосердия снимала остроту проб­лемы, однако, не решала ее полностью. С годами в резуль­тате увеличения абсолютного числа и относительной численности престарелых в обществе, потребность в социаль­но-бытовой помощи этой категории граждан приобрела зна­чительные масштабы: дома-интернаты не могут вместить всех нуждающихся; возрастает число нетрудоспособных, проживающих отдельно от своих родственников; демогра­фические перспективы предполагают дальнейшее увеличе­ние доли лиц старческого возраста в населении — все это обусловило решение задач социального обслуживания не­трудоспособных на государственном уровне, создания госу­дарственной системы, государственной службы, непосредст­венно занятой предоставлением медико-социальных и быто­вых услуг на дому.

 Социальная работа в России также основана на ряде нормативных актов, регламентирующих порядок работы, объем и виды услуг, нормативы штатов и времени по оказа­нию услуг[3]. Кроме того, в связи с обострением социально-экономической ситуации в стране, ухудшением материального положения малоимущих граждан был издан Указ Президента Российской Федерации от 26 декабря 1991 года "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году", согласно которому были образованы республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения, определен порядок адресного напра­вления гуманитарной помощи и создание территориальных служб срочной социальной помощи[4]. В соответствии с данным Указом приказом Министра социальной защиты населения Российской Федерации от 04.02.1992 г. за № 21 было утверждено "Положение о тер­риториальной службе срочной социальной помощи"[5]. Этим документом определялось содержание работы данной службы, которая предназначалась для оказания безотлага­тельных мер, направленных на временное поддержание жиз­недеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке, путем предоставления им различных видов по­мощи, включающей обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем и другими видами помощи. К лицам, могущим воспользоваться службой срочной социальной помощи, были отнесены: одинокие граждане, утратившие средства к существованию, одинокие инвалиды и престарелые, несовершеннолетние дети, оставшиеся без надзора и попечения родителей или лиц, их заменяющих, многодетные и неполные семьи и др. В России подготовлены проекты двух законов: "О соци­альной защите инвалидов" и "О социальном обслуживании лиц пожилого возраста и инвалидов". С принятием этих за­конов будет обеспечена законодательная база в отношении нетрудоспособных категорий населения. Таким образом, в каждой стране существует ряд норма­тивных документов, согласно которым осуществляется со­2циальная помощь инвалидам и лицам пожилого возраста. В указанных документах излагаются льготы для пожилых лю­дей и инвалидов при получении социальной поддержки, обозначены права пожилых граждан на получение этих льгот, указаны пути их реализации.

Задача социальных ра­ботников состоит в том, чтобы овладеть этой информацией, довести ее до сведения лиц, которых они обслуживают и, при необходимости помочь им воспользоваться теми льгота­ми, которые им положены по закону. В известной степени, социальные работники должны освоить основы правовой, системы в отношении инвалидов и пожилых граждан. Таким образом, как показывает анализ развития соци­альной помощи в России, социальную работу в современ­ном ее понимании отождествляли с социальным обслужива­нием пожилых людей и инвалидов, нуждающихся в поддер­жке. Со временем выявились новые объекты деятельности работников социальной службы (семья, трудные подростки и др.), что отразилось не только на расширении круга задач социальной работы, но и на введении новых направлений.

Теперь уже недостаточно, да и неправомерно говорить толь­ко о социальном обслуживании тех или иных категорий на­селения. Социальная работа вобрала в себя методы и прие­мы, используемые психологами, психотерапевтами, педаго­гами и другими специалистами, соприкасающимися с судь­бами людей, их социальным положением, экономическим благосостоянием, морально-психологическим статусом.

С теоретических позиций социальная работа может рассматриваться как проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и т.д.) и попытка ее удовлетворения.

Между тем высказываются соображения о более широ­ких задачах социальной работы по взаимодействию социального работника с окружающей средой. При этом соци­альному работнику отводится роль способствовать расшире­нию компетенции людей, а также развитию их способно­стей в плане решения жизненных проблем; помогать людям получить доступ к ресурсам; побуждать организации внима­тельно относиться к людям; способствовать взаимодействию между отдельными людьми и теми, кто их окружает; доби­ваться взаимосвязи между организациями и учреждениями, оказывающими социальную помощь и поддержку; оказы­вать влияние на социальную политику и политику в области окружающей среды.


СОЦИАЛЬНОЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ

В современном мире растет доля людей пожилого возраста в на­селении большинства стран Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. В целом в экономически развитых стра­нах доля лиц старше 60 лет составляет 12—22% общей численности населения, в нашей стране (в конце 80-х годов) — более 14%. По­этому проблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального об­служивания и обеспечения, социального попечительства над пожи­лыми людьми имеют исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет — к старшему, а от 90 лет и старше — к долгожителям.

Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей

Старение населения объясняется в первую очередь улучшением материальных условий и достижениями медицины Однако в этом процессе весьма заметны различия по странам и регионам Удельный вес пожилых людей более высок, как правило, в развитых стра­нах, в крупных и крупнейших городах, в сельской местности

При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений и организаций, общества в целом их жизнь может быть достаточно полноценной.

 Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых людей (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.

Среди пожилых людей выделяются самые разные группы бодрые, физически здоровые, больные, живущие в семьях, одинокие, довольные уходом на пенсию; еще работающие, но тяготящиеся ра­ботой, несчастные, отчаявшиеся в жизни, малоподвижные, домо­седы, проводящие интенсивно, разнообразно свой досуг (ходят в гости, встречаются с друзьями, посещают клубы и т.д.)

Страницы: 1, 2, 3, 4