Реферат: Реабилитация инвалидов
Далеко
не каждый нуждающийся в трудоустройстве инвалид владеет специальностью, пользующейся
спросом на рынке труда. В этом случае требуется дополнительное обучение или
переподготовка. Профессиональная подготовка осуществляется за счет средств
Фонда занятости, также как и выплата стипендий на время учебы. Среди людей с
ограниченными возможностями, трудоустроенных с помощью Комитета, имеются программисты,
юристы, производственные технологи, авиадиспетчеры и другие специалисты высокой
квалификации. Понятно, что реализация программы по их профессиональной
подготовке требует немалых сил и средств.
В
службу занятости столицы обратилось около 4-х тысяч инвалидов с трудовыми
рекомендациями МСЭ, из которых почти 2-м тысячам человек удалось оказать
содействие в трудоустройстве, в том числе, и лицам с 1-ой и 2-ой группами
инвалидности. По подсчетам, к общественно-полезной деятельности стремятся
65-70% инвалидов трудоспособного возраста, то есть 120-130 тысяч москвичей. На
сегодняшний день трудоустроено более 60 тысяч. Это означает, что около половины
претендующих на трудоустройство столичных инвалидов нуждаются в нашей помощи и
поддержке. Люди, готовые к преодолению своих недугов, имеют право на
полноценную работу по избранной специальности.
8. Технические средства реабилитации инвалидов в
России
В
памяти старшего поколения еще живы времена, когда вернувшимся с фронтов Второй
мировой войны искалеченным ветеранам разрешалось передвигаться по городам и
селам только на открытых велоколясках с двухтактным одноцилиндровым двигателем,
называемых по городу-производителю “Киевлянками”, хотя, по слухам, их
конструкция и даже комплектующие части были заимствованы у проигравших войну
немцев. Лишь десятилетие спустя инвалиды войны добились разрешения
устанавливать ручное управление на обычные автомобили и получать лицензии на
право их вождение.
Внутри
старого жилья довоенных построек, в бараках промышленных поселков, в сельских
деревянных избах и позже в новых “малогабаритных” квартирах в пятиэтажных домах
без лифтов, подаренных населению Никитой Хрущевым, безногие и парализованные
инвалиды, прежде всего инвалиды с детства, передвигались в худшем случае
ползком или на низких тележках-платформочках, отталкиваясь от пола деревянными
“утюгами”, а в лучшем - в громоздких креслах, сделанных из грубого железа,
фанеры, заменителя кожи и ваты. На улицах российских городов, на рынках и около
церквей часто можно было видеть людей в трехколесных рычажных велоколясках
времен Русско-японской 1905 г. и Первой мировой 1914 г. войн. Их называли “крокодилами”
то ли за архаичность, то ли за грязно-зеленую окраску. Удивительно, но они
встречаются в глухой провинции и до сих пор.
Обстановка
стала изменяться в 60-ых годах, когда главным коммунистом Хрущевым была
провозглашена задача построить к 1980 г. материальную базу коммунизма.
Инвалидам, прошедшим строгую медицинскую комиссию, разрешалось приобретать
автомобили с ручным управлением. Основным транспортным средством, выдаваемым
ветеранам с затруднениями в ходьбе бесплатно, а прочим с существенной скидкой и
главное без очереди (обычные граждане, не герои труда, дожидались своей очереди
на любой автомобиль, на дефицитные запасные части и даже на шины в течение 5-10
лет), был 30-сильный малолитражный украинский автомобиль с воздушным
охлаждением "Запорожец". Известны две его модификации: более раннюю,
похожую на старый Fiat-600, окрестили “Горбатым”, а более современную из-за
выступающих воздухозаборников “Ушастым”. Офицеры-инвалиды и более состоятельные
граждане, получившие трудовое увечье, могли рассчитывать на получение или
оплату по льготным расценкам автомобиля "Москвич" с тремя рычагами
ручного управления. Инвалиды с детства, как правило, довольствовались
двухместной и очень ненадежной, а скорее, и просто опасной во многих
отношениях, но зато бесплатной мотоколяской second-hand, достававшейся после
использования ее ветераном войны. Эти коляски “Серпуховки” начали выпускаться
еще раньше Запорожцев по специальному заказу командующего бронетанковыми
войсками, и для их рамы первоначально использовались прочные детали от
оставшихся после войны минометов.
Протезная
промышленность в России издавна базировалась на сети заводов в каждой из более
чем 100 областей Советского Союза. Протезы выпускались из липы и металлических
узлов. Шинно-гильзовые аппараты для парализованных конечностей спинальников и
лиц с последствиями полиомиелита делались, да и продолжают делаться, также из
кожи и металла. Полимерные материалы не применялись и практически не
применяются по сей день. Россия - страна лесов, поэтому костыли и трости
изготавливались тоже из дерева. Для современного европейского или американского
читателя эти изделия могут показаться верхом гигиенического и экологического
совершенства, так же, как нижнее белье из хлопка по сравнению с синтетикой, но
они были, тем не менее, тяжелы, громоздки и, главное, непрочны. Слуховые
аппараты были крайне несовершенны акустически и неудобны в ношении.
Переворот
в производстве инвалидных колясок произошел в начале 80-ых гг., когда один из
заводских цехов в центрально-европейской России вблизи ее древней столицы
Владимира, согласно решению Правительства, стал выпускать по лицензии
германской фирмы Meyra две модели комнатных и одну модель прогулочной
(рычажной) колясок и быстро довел свою производительность почти до 30 тысяч
колясок в год. И хотя немцы продали морально устаревшие и тяжелые образцы,
благодаря их возможности складываться десятки тысяч инвалидов могли теперь не
только спускаться по лестницам и выезжать в открытый мир своих городов, но и
путешествовать с ними в машинах и лечиться на курортах. Эти коляски выдавались
по рекомендации медицинских комиссий местными комитетами Министерства социального
обеспечения бесплатно: комнатная коляска на 7 лет, прогулочная на 5 лет.
Кстати, эти коляски являются до сих пор самыми популярными и дешевыми (около
200 долларов США) и поставляются во многие регионы России, причем сроки
пользования ими сохранены вплоть до настоящего времени.
Ситуация
в стране резко изменилась с горбачевской перестройкой, с которой связаны
открытость в сторону остального мира и информированность о технических
возможностях других стран во всесторонней реабилитации инвалидов. В крупных
городах, в основном благодаря деятельности благотворительных организаций, стали
появляться современные коляски, слуховые аппараты и другие изделия. В России
обосновались представительства ведущих западных фирм-производителей протезов и
реабилитационной техники, которая, будучи недоступной по ценам для рядовых
граждан, заказывается и закупается состоятельными семьями или чаще богатыми
предприятиями, где раньше работали или продолжают работать инвалиды с трудовым
увечьем.
В
начале 90-х годов в Москве, а затем в Петербурге появились мастерские, в
которых по западным, в основном шведским, образцам стали конструироваться и
собираться новые для России компактные легкие инвалидные коляски из титана и
алюминия для активного образа жизни. Характерно, что руководителями этих
небольших предприятий (“Преодоление”, “Катаржина”, “Люкор”), а также
дизайнерами и рабочими являются сами инвалиды, в основном пара- и тетраплегики.
Их коляски вполне сопоставимы по основным параметрам с западными аналогами, но
в три-четыре раза дешевле их (около 400 долларов США). Несмотря на это
приобретать их могут далеко не все региональные комитеты социальной защиты,
которые имеют свой самостоятельный и очень ограниченный бюджет, и тем более
покупать на свои деньги сами инвалиды, социальные пенсии которых в среднем в 25
раз меньше стоимости таких колясок.
Сейчас
мощности трех крупных заводов-производителей инвалидных колясок в Уфе (столица
Башкирской республики в Предуралье), Петербурге и Владимирской области вполне
могли бы обеспечить потребность страны, в которой проживают около 40 тысяч
инвалидов-колясочников. Проблема в другом: После децентрализации федерального
бюджета комитеты социальной защиты населения во многих дотационных регионах не
имеют собственных средств на закупку колясок и другого реабилитационного
оборудования, и очереди на получения бесплатных колясок в них поэтому
растягиваются на несколько лет. Вторая проблема - малый ассортимент продукции:
Вряд ли количество всех моделей отечественных колясок превысит 3 десятка. Очень
мало колясок для детей и практически не выпускаются коляски с электрическими
двигателями, если не считать нескольких небольших мастерских, делающих
электроприводы к стандартным комнатным коляскам.
Примерно
такая же ситуация с многолетними очередями сложилась в России и в обеспечении
инвалидов адаптированным автотранспортом: есть машины, но нет денег ни у
населения, ни у государственных органов, которые на местах решают, какой
транспорт и с какими дотациями предоставлять разным социальным категориям
инвалидов. Главной инвалидной автомашиной в России стала двухцилиндровая
микролитражка “Ока”, габаритами напоминающая “Fiat-Uno” и стоящая около 1500
долларов США (около 90 месячных пенсий среднего инвалида). Она выпускается в
подмосковном городе Серпухове в трех модификациях: для лиц с одной ногой и с
полным ручным управлением включая автоматический электровакуумный привод
сцепления. В ряде регионов она выдается бесплатно взамен недавно снятой с
производства мотоколяски, в других, в частности в Москве, инвалид оплачивает примерно
половину ее стоимости. Столичные власти также компенсируют затраты на горючее в
размере около 170 литров в год (около 3 тысяч километров пробега или 25%
реального годового пробега инвалида-жителя Москвы).
Вторая
более вместительная автомашина с объемом цилиндра 1500 куб. см, оснащенная
старомодным рычажным ручным управлением, “Москвич” производится на Московском
Автозаводе имени Ленинского Комсомола, прежнее полное названии которого
стыдливо спрятано в нынешнюю пост-коммунистическую эпоху в форме аббревиатуры
АЗЛК. В Москве эта машина предоставляется безвозмездно ветеранам Второй мировой
войны и инвалидам всех недавних вооруженных конфликтов.
К
сожалению, адаптированное управление для инвалидов без одной или обеих рук в
России перестало выпускаться вовсе.
В
последний год появились небольшие партии автомобилей “Кинешма” с мотоциклетным
двигателем. Они характеризуются повышенной проходимостью и упрощенным дизайном
и предназначены, в основном, для сельских инвалидов.
Большинство
водителей самостоятельно устанавливают ручное управление на свои отечественные
или перевозимые из сопредельных государств (в основном second-hand) автомобили
или используют заготовки полукустарных частных мастерских. При этом нередко
возникают сложности с их лицензированием в органах дорожной полиции. Но с еще
большими проблемами сталкиваются тетраплегики, а также лица, страдающие
миопатией, дефектами остеогенеза (например, ломкостью костей), нанизмом, а
также другие тяжелые инвалиды. Им просто отказывают в праве вождения любого
транспорта, и им приходится добиваться получения водительской лицензии противозаконными
методами, водить машину нелегально или оформлять ее на родственников. Но радует
уже то, что сравнительно недавно было разрешено управлять автомашиной лицам с
потерей слуха.
Было
бы несправедливо не упомянуть об автобусах, оборудованных подъемниками для
колясок, которые делаются в Брянске и благодаря которым члены общественных
инвалидных организаций совершают коллективные поездки на собрания и праздничные
встречи и радостные экскурсии по окрестностям своих городов. Такие автобусы
стали доступны не только для столичных отделений Всероссийского общества
инвалидов, но и для крупных региональных центров.
Надо
подчеркнуть особо, что в современной России расслоение населения по
материальным показателям уровня жизни достигла критического и даже опасного
контраста. То же можно отметить и в отношении обеспеченности инвалидов
основными средствами реабилитации: На фоне удручающей нищеты, особенно в
провинции, появляются обеспеченные даже по западным меркам люди, разъезжающие
на престижных иностранных автомобилях и дорогих электроколясках, причем далеко
не всегда они заработаны собственных трудом.
До
сих пор шла речь о таких предметах первой значимости для свободы передвижения,
как автомобиль, инвалидная коляска и протез, и, как мы видим, их производство
медленно, но неуклонно идет по пути прогресса. Однако, производство более
мелких, но не менее необходимых вещей, в частности, противопролежневых подушек
для пара- и тетраплегиков, специальных приспособлений для лиц со слабыми
пальцами, современных слуховых аппаратов, говорящих часов и звуковых сигнальных
устройств для незрячих, подъемников для ванн, современных мочеприемников для
плегиков и калоприемников для стомированных онкологических больных и др.
практически стоит на месте.
Если
раньше главный тормоз в реадаптации инвалидов, в том числе и техническими
средствами, крылся в пренебрежении к этой группе советских граждан, в нежелании
и неумении решать накопившиеся проблемы, то теперь все сложности в реализации
реабилитационных программ упираются в отсутствие или нехватку средств для
этого.
Заключение.
Основные
сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается
к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в
том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться
в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем
производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из
дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и
спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы
инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально
для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он
чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных
местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого
возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.
В
России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы
необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства.
Однако нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения
занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании. На наш
взгляд, для этого необходимо предпринять следующие действия: 1) внести
в российское законодательство нормы, направленные на защиту инвалидов от
дискриминации, от необоснованного отказа в приеме на работу; 2) установить
повышенные гарантии и дополнительные социальные льготы для инвалидов,
увольняемых по инициативе работодателя; 3) расширить структуру и виды
общественных работ, условия их организации, проведение и финансирование с учетом
привлечения к ним инвалидов; 4) принять соответствующие нормативные акты
по расчету стоимости рабочих мест, что даст реальную возможность применять штрафные
санкции к работодателям, отказывающим инвалидам в приеме на работу на
квотируемые места; 5) развивать систему непрерывного образования, включая
внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей
самообучения; 6) формировать систему, которая сможет обеспечить
трудоустройство и социально-бытовую адаптацию инвалидов по окончании специальных
образовательных учреждений; 7) незамедлительно создать на территории всей
страны Государственную службу медико-социальной экспертизы, что позволит
инвалидам своевременно предоставлять индивидуальные программы реабилитации,
подписанные МСЭК, в органы службы занятости, быть признанными безработными
с правом получения пособия по безработице; 8) провести техническое
перевооружение имеющихся протезно-ортопедических предприятий, развивать
индустрию реабилитационной техники для инвалидов; 9) ввести систему стимулирования
развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной
трудовой деятельности инвалидов; 10) предоставить предприятиям,
использующим преимущественно труд инвалидов, такие же льготы, как и для
специализированных предприятий обществ инвалидов; 11) создать
благоприятные экономические условия для предприятий, применяющих труд
инвалидов, на региональном уровне; 12) расширить источники формирования
ГФЗ, ввести новый механизм перераспределения средств фонда, наиболее полно
учитывая интересы инвалидов.
Список литературы.
1.
“Основы социальной работы”
Москва-98, учебник;
2.
“Роль и место социальных
работников в обслуживании инвалидов” Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень
1995г.;
3.
“Социальная работа с инвалидами”
Москва-96;
4.
“ Теория и методика социальной
работы”,часть-1, Москва-94.
5.
Указание "О взаимодействии
органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного
Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения от 15 мая
1993 г. №1-32-4.
6.
Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В.,
Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста
в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985, 36с. (ЦИЭТИН).
7.
Дементьева Н.Ф., Модестов А.А.
Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.
8.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В.
Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М.,
1991, 135 с. (ЦИЭТИН).
9.
Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю.,
Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального
работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992,
(Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).
10.
Матейчек «Родители и дети» М.,
«Просвещение», 1992 год.
11.
Контроль за ходом осуществления
между народных планов и программ действии. Комиссия социального развития, XXXI
11 сессия. Вена, 8-17 февраля 1993.
12.
Малофеев Н.Н. Современный этап в
развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования,
как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4,
1997.
13.
Мудрик А.В. Введение в социальную
педагогику. М., 1997.
14.
Р. С. Немов "Психология"
Книга 1. М., 1998 год.
15.
Социальное обслуживание населения
и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы'
ассоциации работников социальных служб).
16.
http://pravoved.jurfak.spb.ru/default.asp?cnt=527
17.
http://www.zarplata.ru/
18.
www.beafnd.org
19.
http://www.osi.ru/
[1]
Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Под редакцией
А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 11-13.
[2]
Руководство по реабилитации больных с двигательными нарушениями. Под редакцией
А Н Беловой, О Н Щепетовой М. “Антидор” 1998 стр. 13-15
[3]
Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические
аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в
учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и
детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).
[4]
Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении
Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".
[5]
О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Федеральный закон
от 24 ноября 1995 г. // Российская газета. 1995. 2 дек.
[6]
Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения
занятости инвалидов на 1994 г. // Сборник нормативных документов.
Ч. 2, ФСЗ России. М., 1995. С. 489.
[7]
Демографическая ситуация и состояние трудовых ресурсов в Российской
Федерации, их влияние на формирование пенсионного обеспечения: Доклад
Министерства труда России // Социальная защита. 1997. № 1. С. 148.
[8]
Там же. С. 146.
[9]
Федеральная программа профессиональной реабилитации и обеспечения
занятости инвалидов на 1994 г.
[10]
Примерное положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида,
утв. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 14 декабря 1996 г. // Бюллетень Министерства труда РФ.
1996. № 12.
[11]
Развитие службы занятости Приморского края (1991—1996 гг.).
Владивосток, 1997. С. 9.
[12]
Отчет о работе Департамента ГФСЗН по Приморскому краю за январь—сентябрь
1997 г. Текущий архив Департамента ГФСЗН по Приморскому краю. С. 54.
[13]
Федеральная программа содействия занятости населения на
1996—1997 гг.: Подходы и приоритеты // Человек и труд. 1996. № 1.
С.21.
[14]
Порядок оказания финансовой помощи работодателям на организацию
дополнительных рабочих мест для обеспечения трудоустройства и занятости
безработных граждан, утв. Приказом ФСЗ России от 25 июля 1994 г. //
Сборник нормативных документов. Ч. 1. ФСЗ России. М., 1995.
[15]
Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на
1996—2000 гг. // Человек и труд. 1996. № 7.
[16]
Временное положение о порядке и условиях выделения финансовых средств
для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов,
утв. Приказом ФСЗ России от 1 ноября 1995 г. // Там же. 1995.
№ 12.
[17]
Федеральная программа содействия занятости населения на
1996—1997 гг.: Подходы и приоритеты. С. 21.
[18]
О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской
Федерации. Федеральный закон от 14 июня 1995 г. // Российская газета.
№ 117. 1995. 20 июня; Об организации обучения незанятого населения
основам предпринимательской деятельности. Постановление Правительства РФ от
7 марта 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 13. Ст. 1052; Положение
об организации обучения незанятого населения основам предпринимательской деятельности,
утв. Приказом ФСЗ РФ от 18 апреля 1996 г. // Российские вести.
№ 112. 1996. 19 июня. — См. также: Ключевые проблемы развития
предприятий и создания рабочих мест в России // Человек и труд. 1997. № 7.
1994.
[19]
Федеральная программа содействия занятости населения на
1996—1997 гг.: подходы и приоритеты. С. 21.
[20]
А инвалиды ждут // Человек и труд. 1997. № 7. С. 36.
[21]
Социальная защита инвалидов // Человек и труд. 1997. № 7.
С. 70.
[22]
Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1992 г. Якутск, 1993. С. 123—133;
Сборник законов Республики Саха (Якутия) за 1993 г. Якутск, 1993.
С. 19.
[23]
С. Смирнов, Е. Николаенко. “Экономика трудовой реабилитации инвалидов: опыт
предприятий ВОИ” - Человек и труд, 1998, № 12
[24]
Однако здесь следует иметь в виду социально-психологический феномен: в
большинстве случаев респондент выражает свое намерения, которые еще не
означают, что в реальности он готов к трудоустройству. Поэтому намерения
респондентов не являются исчерпывающим аргументом при анализе их отношения к
занятости.
|