Реферат: Психология групп и коллектива
§
2. Социальнаяколлективность. Отношения между индивидом
и группой.
Как уже было сказано ранее, коллектив – высшая форма развития малой группы.
Но сам коллектив не возникаетвнезапно. Существуют различные формы коллективных
отношений, которые проходят определенные этапы своего развития. Развитие
коллектива проходит черезследующий ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация,
группа-кооперация.
От кооперации до коллектива группа проходит уровень автономизации, для которого
характерно довольновысокое внутреннее единство по всем общим качествам, кроме
интергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют
себя с ней(моягруппа). Однако группа-автономия может уйти в сторону от
коллектива. Возможно развитие группы в отрицательном направлении, когда развитие
группы приводит еек положению замкнутой из вне группы, но отличающейся
внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Социальная коллективность заключается в том, что, объединяя людей общими социальными
и производственнымиинтересами, она ставит высшей своей целью создание условий
для раскрытия индивидуальности каждого члена общества и отвечает за реализацию
полноценногоразвития личности. Термин « Социальная психология» так обозначен
Выгодским Л.С.: Психология, исследующая социальную обусловленность психики
отдельногочеловека», «Коллективная» психология в его понятии, совпадает с
традиционным «Все в нас социально, но это не означает, что все свойства психики
отдельногочеловека присуще всем другим членам данной группы». Только некоторая
часть личной психологии может считаться принадлежностью данного человека, и
вот этучасть личной психологии в условиях ее коллективного проявления и
изучает коллективная психология (психология войны и т. п.) В результате
развития своихчленов развивается и сам коллектив: чем ярче и богаче
индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более
дееспособным, человечнымв общественном своем качестве является и коллектив в
целом. Суть социального коллективизма не сводится к совместной деятельности
для достижения общей цели.И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая
все вопросы. Состояние и зрелость социальной коллективности определяется тем,
насколько социальное,общественное прониклось личным, индивидуальным
интересом.
Любое взаимодействие людей, даже при минимальном их количестве, начинается
с распределения функций. Без этогоне возможно существование группы как единого
целого. Группа может быть понята через личность, так как человеческая личность
является главным материалом дляее создания. А.В. Петровский считает при
классификации групп определять степень их развития, учитывая характер межличностных
отношений, формирующихсяв зависимости от ценностно-ориентационного единства
группы (оптимальное совпадение целей, связывающих личность, группу, общество).
Иерархия реальных контактных групп может быть представлена следующим образом:
Диффузная группа - в ней взаимоотношения опосредуются не содержанием
групповой деятельности, а только симпатиями и антипатиями.
Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно
значимыми целями.
Корпорация - взаимоотношения опосредуются личностно значимыми, но ассоциальным
по своим установкам содержанием групповой деятельности.
Коллектив - взаимодействия опосредуются личностнозначимым и общественно
ценным содержанием групповой деятельности (бригада, экипаж, расчет).
В них оптимально могут сочетаться личные, коллективные и общественные
цели и ценности.
До сих пор мы исходили из того, что группа в целом ставит своей задачей достижение
максимального сближения вовзглядах и выборах, стремясь выработать общую
позицию. Однако нам известно, что это предположение верно лишь от части. В
действительности при множестве разных обстоятельств и особенно, если требуется
изменение, происходит обратное: преобладает напряжение ирасхождение во мнениях.
Значительное число социальных установок человека имеет отношение к одной или
нескольким социальным группам или связаны с ними.Характер этой связи не является
простым, ясным. С одной стороны - установки человека связаны с социальными
установками, обычно проявляющимися в группах, ккоторым он принадлежит. С другой
стороны - изменение влияния престижа, лидерства мнений, отвержение членских
групп теми кто занимает в них низкийстатус, а также влияние внешних групп на
уровень притязаний показывает, что социальные установки часто бывают связаны с
нечленскими группами.
Как признание этого факта - термин “референтная группа”, впервые употребленный
Хаймоном, сталиспользоваться для обозначения любой группы, с которой индивид
соотносит установки. Одновременно стала развиваться общая теория референтных
групп. Этопонятие используется для обозначения двух видов отношений между
индивидом и группой[3].
Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится
к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создает для проявления лучших
сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем
дальше группа поуровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации),
тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношенийхудших
сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
Это достаточно подробно показывает схема:
Влияние группы разного уровня на развитие, поведение личности в группах.
+ - положительное в личности и межличностных отношениях
- - отрицательное в личности и межличностных отношениях
¯ - поворот отношений в
любую сторону
« - отношения.
Это пример взаимоотношений в микрогруппе - триаде. Они представлены близкими
друзьями, молодыми семьями.Они наиболее часто встречаются в любой малой
группе. Взаимоотношения парные всегда строятся с учетом отношений с другими,
окружающими их людьми.
Исследователи, разрабатывающие критерии отбора и комплектования малых групп,
считают, что нельзя на основаниитолько индивидуальных характеристик участников
совместной деятельности прогнозировать успешность их групповой работы.
«Общество не состоит изиндивидов а выражает сумму тех связей и отклонений в которых
эти индивиды находятся друг к другу»[4]. Различие между
индивидами является основным двигателем развития ихвзаимодействий и их самих
как личностей. Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы,
в данном случае - коллектива. Даже молчаливоеприсутствие группы людей изменяет
психическую деятельность человека, заставляя вести себя иначе.
Таким образом, в регуляции эффективности коллективистской деятельности
участвуют самые разные системыфакторов:
внегрупповые (физические и социальные)
внутригрупповые (нормы, межличностные отношения)
внеличностные (однородность - разнородность по индивидуально-психологическим
параметрам)
внутриличностные (индивидуально-психологические особенности членов
группы, их состояние, исходные мнения, оценки)
Фактором, связывающим все перечисленные системы, пронизывающим их, является
фактор общественнойзначимости, совместной деятельности группы людей. Он является
стержневым, оптимально сочетающим личностно значимые и общественно ценные
ориентацииколлектива.
Содержание
Введение
1. Теория взаимоотношения личность- коллектив
2. Основной принцип человеческого общения
3. Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
4. Проблема общности в социальной психологии.
5. Проблемы социальной психологии.
6. Понятие единства развития личности и психики человека.
7. Понятие и структура малых групп в психологии.
8. Типы конфликтов и их характеристика.
9. Детский коллектив
Список используемой литературы
Введение
Цель данного реферата - в малом объёме попытаться изложить характерные
явления, возникающие во взаимоотношениях личности и коллектива. Ввиду
огромного объёма темы было решено после краткой теоретической информации привести
анализ двух наиболее распространённых примеров из жизни человека , вкоторых
отношения личности и коллектива играют важнеёшую роль.
Реферат логически состоит из трёх частей; первая-это выдержки из
классической теории психологии. Здесь вводятсяосновные понятия и определения ,
с которыми оперирует психология при определении личности , общества и их
взаимоотношений. Особое внимание уделенопонятию малых групп , как наиболее
часто встречающейся форме коллектива.
Вторая часть посвящена формированию детского коллектива и развитию в нём
ребёнка - формирующейсяличности. Этот тип коллектива взят не случайно , на этом
уровне происходит активное познание ребёнком окружающей среды , складываются
первыевзаимоотношения со сверстниками , формируется собственное понятие “коллектив”
, осознание собственного “Я” и положение собственной личности в коллективе.
Третья , последняя часть , рассказывает об особом , специфическом коллективе
- военном , и отношенияобсуждаются тоже специфические - неуставные. Данный
пример позволяет проследить взаимоотношения личности и коллектива в
экстремальной , напряжённой обстановке.
Теория взаимоотношения личность- коллектив
Основной принцип человеческого общения
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы за
кономерно изменяются. Сначала они бывают относительнобез-различными
(люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не
могут определённо относится друг к другу), затем могут становится
конфликтными, а при благоприятных условиях прев-ращаться в
коллективистские. всё это обычно происходит за сравнительнокороткое
время, в течение которого индивиды, составляющие
группу, не могут измениться как личности. У каждого человека
есть свои положительные и отрицательные черты, свои
особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной
или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми,
зависит от этих людей исоциаль-ного окружения, от особенностей группы, в
которую он включён в данный момент времени.
Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне
относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне
может проявлять себя по-разному в зависимости от
складываю-щихсяобстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по
уровню своего развития группа находится к коллективу, тем
более благоприятные условия она создаёт для проявления
луч-ших сторон в личности и торможения того,что в ней есть худ-шего.И
напротив,чем дальше группа по уровню своего развития отличается от
коллектива и чем ближе она находится к корпо-рации,тем большие возможности она
предоставляет для прояв-ления в системе взаимоотношений худших сторон личности
с од-новременным торможением лучшихличностных устремлений.
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её
вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития
личности в относительностабильной общности называются фазами развития
личности: 1._Фаза становле_ния личности.. Предполагает
активноеусвоение действующих в общности норм и овладение
соответствующими формами и средс-твами деятельности. Принеся ссобой в
новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не
может осущест-вить потребность проявить себя как личность раньше, чем
ос-воит действующие в группенормы(нравственные, учебные,
про-изводственные) и овладеет теми приёмами и средствами
дея-тельности, которыми владеют другие членыгруппы. 2. Порожда-ется
обостряющимися противоречиями между достигнутым резуль-татом адаптации -
тем, чтосубъект стал таким, «как все» в группе и не удовлетворяемой
на первом этапе потребностью ин-дивида в максимальнойперсонализации. На этой
фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей
индивидуаль-ности, её фиксации. 3.Детерминируется противоречиями
между сложившимися на предидущейфазе стремлением субъекта
быть идеально представленным в других своими особенностями и зна-чимымидля него
отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять,
одобрить и культивировать лишь те демонс-трируемые им индивидуальные
особенности, которые ей импони-руют, соответствуют её
ценностям, стандартам, способствуют успеху совместнойдеятельности с
другой стороны.
Проблема общности в социальной психологии.
Для индивида, входящего в группу, осознание того, принад-лежности к
ней осуществляется прежде всего через принятие этих
характеристик, т.есть через осознание факта некоторой психической
общности с другими членами данной социальной
группы. Можно сказать, что «граница» группы воспринимается как граница
этой психической общности. Главной чисто психо-логическойхарактеристикой
группы является наличие так назы-ваемого «мы-чувства». Это означает, что
универсальнымприн-ципом психического оформления общности является
различение для индивидов, входящих в группу, некоторого
образования «мы», в отличие от другого образования «они».
«Мы-чувство» выражает потребность отдифференцировать одну
общность от другой и является своеобразныминдикатором осознания принад-лежности
к некоторой группе. Специфика социально-психологи-ческогоанализа группы
именно здесь и проявляется: рассмат-риваются выделенные средствами
социологии реальные социаль-ные группы, но в них, далее,определяются те
их черты, кото-рые в совокупности делают группу психологической общностью,
т.есть позволяют каждому её члену идентифицировать себя с
группой.
Проблемы социальной психологии.
Социальная психология пользуется определением личности, ко-торое даёт общая
психология, выясняет, каким образом,т.есть прежде всего в каких конкретных группах,
личность, с одной стороны, усваивает социальные влиянияи, с
другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою
социальную сущность. Отличие такогоподхода от социологичес-кого
заключается в том, что она выявляет, каким образом
сформировались этисоциально-типические черты, почему в од-них
условиях формирования личности они проявились вполной мере, а в других
возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки
принадлежности личности к определённой соци-альной группе. В большей
мере, чем в социологическомподхо-де, здесь принимаются в расчёт такие
регуляторы поведения и деятельности личности, как вся системамежличностных
отноше-ний, внутри которой наряду с их деятельностной опосредован-ностью
изучается и ихэмоциональная регуляция. От общепсихо-логического отличается
тем, что социальная психология расс-матриваетповедение и
деятельность «социально-детерминиро-ванной личности» в
конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждойличности в
деятельность группы, причины, от которых зависит
величина этого вклада в общую деятельность. Для социальной психологии главным
ориентиромв исследовании личности является взаимоотношение
личности с группой.
Страницы: 1, 2, 3
|