рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психология групп и коллектива рефераты

Реферат: Психология групп и коллектива

Введение

Становление личности индивида не может рассматриваться в от­рыве от общества, в котором он живет, от системыотношений, в которые он включа­ется. По словам К. Маркса, общество "не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых этииндивиды на­ходятся друг к другу".

  Природа межличностных отношений в любых общностях доста­точно сложна. В них проявляютсякак сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональ­ные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы иценности общества. В системе межличностных отношений человек реали­зует себя, отдавая об­ществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её дея­нияявля­ются важнейшим звеном в системе межличностных отношений. Вступая в межличностные отношения  самыхразнообразных по форме, содержа­нию, ценно­стям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного родаформальных и неформаль­ных объединениях, - индивид про­являет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отно­шений с другими.

  Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений.В детских и подростковых группах складыва­ются межличностные отно­шения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуацииразвития общества. Не­смотря на то, что проявления межличностных отно­шений в каждой кон­кретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрас­тныхэтапах действуют общие закономерности их становления и разви­тия.

  Первая из них отражает обусловленность природы межличностных отношений тем местом,которая возрастная социальная группа занимает в обществе. Вторая ха­рактеристика межличностных отношений – это их за­висимость от совместной дея­тельности,которая в любую историческую эпоху опосредствует развитие межлично­стных отношений в группе, оп­ределяет их строение. Третья особенность межлично­стныхотношений за­ключается в их уровневой природе – сколько-нибудь сложив­шаяся группа имеет определенный уровень развития, от которого зависит наличие илиотсутствие тех или иных её социально-психологических особенностей и характер её влияния на индивидов.

  Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей осо­бой социальнойситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности ребенка внутри определенноговозрастного этапа на основе конкретно – исторической системы его отношений с социальной действи­тельностью. Понятие социальной ситуации развития может бытьприме­нено и к характеристике детской группы.

  Это прежде всего объективные условия существования данной группы, опреде­ляемыеисторической эпохой, культурой и пр.

  Другим компонентом социальной ситуации развития детской группы является её объективныйсоциальный статус, определяемый пре­жде всего положением детства как социально – возрастной группы в структуре общества.

  Помимо объективных условий социальной ситуации развития детской группы существует субъективныйаспект социальной ситуации развития. Он представлен социальной позицией, т.е. отношение членов детской группы к этим объективным ус­ловиям , статусу, иих готовностью к принятию этой позиции и действиям в соответ­ствии с ней.

  Анализ социальной ситуации развития позволяет раскрыть содержание меж­личностныхотношений в детских группах. В детских и подростковых группах могут быть выделены функционально – ролевые, эмоционально – оценочные и личностно –смысловые отношения между сверстниками.

  Эмоционально – оценочные отношения выявляются в непосредственном взаи­модействии детей,отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений позво­ляет ответить на многие вопросы связанные с поведением ребенка. На первый план здесь выступаютэмоциональные предпочтения – симпатии, антипатии, дружеские предпочтения и т.д.

  В последнее время, с притоком новых социальных взглядов, когда многое ме­няется инажитое за последние десятилетия переходит в небытие необходимо нахо­дить новые цели, новые способы деятельности, которые бы давали нам больше, по­зволяли быболее продуктивно работать в новой сложившейся ситуации. Отход от то­талитарного общества и попытки прийти к более демократичному укладу жизни тре­бует от наспересмотра многих аспектов окружающей нас действительности.

Исходя из этого актуальность данной темы определяется следующими аспектами: наше внимание должно затрагиватьособую ситуацию развития детей данного возраста, в данном случае 11 – 13 лет; необходимо найти точки соприкосновения изменяющегося мира и процессастановления такого вида деятельности ребенка в этом возрасте, как эмоционально – личностное общение, а также уточнить влияние сложившейся социальной ситуациина него;  следующим аспектом можно назвать необходимость изучения мотивов эмоцио­нального выбора в межличностныхотношениях подростков что в свою очередь вы­ражается необходимостью изменений в воспитательной работе школы, в связи с по­явлением новых воспитательныхтехнологий. Большинство этих технологий нахо­дится только в стадии теоретической разработки и требуют скорейшей практиче­ской апробации, в товремя как различные технологии обучения довольно успешно практикуются многими школами на всей территории Российской Федерации.

Глава I. Психологическая характеристика группы и коллек­тива.

§ 1. Социально –психологическая характеристика групп.

Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельно­сти, - важнейший вопроссоциальной психологии.

Реальность общественных отношений всегда дана как реаль­ность отношений между социальными группами, поэтому длясоцио­логического анализа крайне важ­ным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию сле­дует вычленять группы из того многообразияразличного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых их с точки зре­ния социальной,производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных нау­ках в принципеможет иметь место двоякое употребление понятия “группа”»[1].С од­ной сто­роны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения(группи­ровки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе ана­лиза.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под груп­пой понимается реально существующее образование, вкотором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разно­видностью совместной деятельности или помещены в какие-то иден­тичные условия,обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, ус­ловными и ре­альными. Реальные группы делят намалые и большие, офи­циальные и не официаль­ные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и некон­тактные. Стихийные -К.К.Платонов на­звал «неорганизованными группами».

Группы состоят из людей, общества - из групп. Индивиды, группы и общества - это три современные реальности, онивзаимосвязаны. Все группы более или менее специализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Так, семья в промышленном городе имеет одновре­менногенетическую и воспитательную функ­ции. Другие группы выпол­няют другие функции. Индивиды участвуют в во многих группах. Неко­торые группы предполагаютфизическое присутствие ее членов. Одно­временно можно участвовать в нескольких группах: члены команды по футболу, учебные заведения. Существуют постоянные,временные, слу­чайные или спорадиче­ские группы. Некоторые группы созданы для дли­тельного существования и стремятся к этому: школы, деревня, предпри­ятия,заинтересованные в продолжении своего дела. Это группы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительное существо­вание (туристы).Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательный характер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу или нацию, другиегруппы, куда вступают по жела­нию: спортивный клуб, культурные общества или социальное объедине­ние. Формальные группы характери­зуются организованнойструктурой. Социальные отношения здесь носят безличный характер (различные пар­тии). В неформальной группе существуют личные, социаль­ные отноше­ния, которыеосуществляются в ролях, определяемых внутренней средой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Первичная или ограничен­ная группа являетсяосновой для человека это - семья. В ней происходит процесс культуризации. Вторичные группы - большие по размеру и отношения в них форма­лизованы. Пример:баскетбольный клуб в который входят несколько команд, - это вторичная группа. А одна ко­манда - первичная группа.

Социальная психология предпринимала многократные попытки по­строить клас­сификацию групп.Американский исследователь Ювенк вы­членил семь различных принципов, на основании которых строились та­кие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными:уро­вень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобла­дающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех пред­ложенных классификаций -формы жизнедеятельности группы.

Для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследованиена реальных группах. Но среди этих реаль­ных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологи­ческих исследованиях - реальныелабора­торные группы. В отличие от них сущест­вуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другойразновидности реальных групп. Однако наибольшее значе­ние имеют реальные естественные группы. В свою очередь эти естествен­ные группы подразделяются натак называемые “большие” и “малые” группы. Малые группы - обжитое поле социальной психологии. И все же остановимся на ней.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены ко­торой объединены общей социальнойдеятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возник­новения эмоциональных отноше­ний, групповых норм и групповыхпро­цессов.

Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной мо­делью изучения процессоввнушаемости, конформности,  сра­батываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.

Лабораторные исследования малых групп могут быть приближены к реальным жизненным условиям двумя разнымиспособами. Первый спо­соб идет по пути созда­ния экспериментов, изолирующих все важнейшие и второстепенные атрибуты этих ситуаций. Второй способ сближения идетпо пути не только организаций условий эксперимента, но и включает ис­следования реальных контактных групп в “жизненных” (моделируемых) условиях взаимодействия.

И что ценно, в лабораторных исследованиях малых групп соблюда­ется обще - психологический принцип подбораиспытуемых: они должны быть одного возраста, пола, близкого уровня образования.

Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значи­тельно сложнее и требует особого рассмотрения.Важно подчеркнуть, что эти “большие” группы также представлены в социальной психологии не­равноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования наЗа­паде (это по преимуществу большие, не организованные, стихийно воз­никшие “группы”, сам термин “группа” по отноше­нию к которым весьма условен), другиеже, подобно классам, нациям значительно слабее пред­ставлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В группах первого вида, процессыпротекающие в них, хорошо описаны в некоторых разделах социальной  психологии, в частности при исследова­нииспособов воздейст­вия в ситуациях вне коллективного  поведения.

Точно также малые группы могут быть подразделены на две разно­видности: формирующиеся группы, уже заданныевнешними социаль­ными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и кол­лективы, т.е. группы болеевысокого уровня развития, связанные со специфическими видами социальной дея­тельности. Группы первой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.

Эта классификация может быть наглядно представлена в виде схемы представ­ленной в учебнике Г.М. Андреевой «Социальная психология, с. 194»:

Все, начиная с рубрики “реальные естественные группы”, представ­ляют объект исследования в социальнойпсихологии.

Традиционно в социальной психологии изучаются некоторые пара­метры группы: композиции группы (или еесостав), структура группы, групповые процессы, групповые ценности, нормы, система санкций. Каж­дый из этих параметров может приобретать совершенноразличное значе­ние в зависимости от тогообщего подхода к группе, которые реализуется в исследовании. Так, например, состав группы может быть, в свою оче­редь,описан по совершенно различным показателям, в зависимости от того, значит ли в каждом конкретном случае, например, возрастные про­фессио­нальные илисоциальные характеристики членов группы. Оче­видно, не может быть дан единый рецепт описания состава группы, осо­бенно в связи с многообразием ре­альныхгрупп. в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования.

Иногда состав микрогруппы и соответственно структура отношений в ней носят более сложный характер.Например, в старших классах школы нередко можно встре­тить объединения детей, включающие по 4-5 чело­век, объединенных близкими дру­жескими связями. Однако вбольшинстве реальных групп на практике такие объеди­нения школьников встречаются крайне редко. Поэтому можно считать, что группы - диады и группы-  триады представляют собой наиболее типичные микрогруппы, из которых состоит любая малая группа. Их внимательноеизучение может дать очень много полезной информации для понимания более сложной системы взаимоотноше­ний, имеющихся в малой группе или коллективе.

Разнообразна структура больших групп, в которые входят малые:

 социальные классы;

 различные этнические группы;

 профессиональные группы;

 возрастные группы (в качестве группы могут быть рассмотрены, например, молодежь, женщины, пожилые люди и др.).

Реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный ли это класс, спортивная команда илипроизводственная бри­гада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров для характеристики состава группы, в зависи­мости от типа деятельности,с которыми данная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных при­знаков структуры группы:структура предпочтений, структура  коммуни­каций, структура власти.                   

“Соединение” процессов, протекающих в группе и других характеристик группы - до сих пор не вполнерешенная для социальной психологии проблема. Если после­дова­тельно идти по пути, заложенным исходным методическим принципом, то к групповым процессампрежде всего следует отнести такие процессы, которые органи­зуют деятельность группы.

Следует также подробно остановиться на вопросах общих качеств группы и проблеме развития групп.

Непосредственно общие качества группы:

Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности -разобщенность, де­зинтеграция).

Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовле­творенность группой,комфортность нахождения в ней.

Референтность - степень принятия членами группы групповых эта­лонов.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направленииосуществления групповых задач.

Интрагрупповая активность - мера активизации групповой состав­лящих ее личностей.

Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

 направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

 организованность - реальная способность группы к самоуправле­нию;

 эмоциональность - межличностные связи эмоционального харак­тера, преобла­дающей эмоциональный настрой группы;

 интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность вэкстремальных ситуациях.

Проблема развития группы никогда не ставилась с целью выяснить разные уровни этого развития, и, далее, вскрытьспецифику различных параметров группо­вой деятельности на каждом из этих уровней. Вместе с тем без такого подхода кар­тина развития группы не может бытьполной. Целостное представление о развитии группы по характеристике группо­вых процессов допускает и более дробный анализ, когда отдельно иссле­дуетсяразвитие групповых норм, ценностей система межлично­стных от­ношений и т.д.. С точки зрения социальной психологии исследование ха­рак­теристик большихсоциальных групп наталкивается на целый ряд трудностей. Богат­ство методик изучения различных процессов в малых группах часто контрастирует с отсутствиемподобных методик для иссле­дования, например, психологического об­лика классов, наций и других групп такого рода. Отсюда иногда рождается убежде­ние, чтообщность психологии больших групп не поддается научному анализу. От­сутствие традиции в таком исследовании еще более укрепляет такие взгляды. Вме­сте с тем,социальная психология в точном значении этого слова, без раз­дела о психоло­гии больших социальных групп, вообще не может претен­довать на успех.[2] По утвер­ждению Дилигенского Г.Г., рассмотрение пси­хологии больших группне может счи­таться правомерным, ибо это не одна из проблем данной дисциплины, а важнейшая ее проблема. «Как бы ни была велика роль малых групп инепосредственно межлично­стного общения в процессах формирования личности сами по себе эти группы не соз­дают исторически конкретных социальных норм,ценностей, устано­вок». Все эти и другие содержательные элементы общественной психоло­гии возникают на основе ис­торического опыта. Ссылаясь на Дилиген­скогоГ.Г. «этот опыт лишь «доведет» до индивида через посредство ма­лой группы и межличностного общения». Поэтому со­циально - психологи­ческий анализ большихгрупп можно рассматривать как “ключ” к позна­нию содержания психики индивида.

Страницы: 1, 2, 3