Реферат: Психологические особенности старости
Реферат: Психологические особенности старости
мИнистерство РФ
ВГПУ
рЕФЕРАТ
предмет: Возрастная психология
тема: Психические изменения в старости
Студента II курса
группы С-211
Волгорад 2003
План:
1.
Вступление. 3
2. Период геронтогенеза. 4
3.
Страхи и стрессоры людей пожилого и
старческого возраста. 7
4. Изменение личности или психическое старение. 11
5. Психология пожилого возраста. 13
6. Психология старческого
возраста 19
7. Долголетие и долгожители. 21
8.
Заключение
23
Вступление.
Так уж устроен наш мир: никуда не денешься от потери
близких, от безответной любви, надвигающейся старости. Существуют и неизлечимые
болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления
жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека
остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости).
Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от
состояния максимальной активности, бурной деятельности к ее постепенному
свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше
становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым
поколениям, внутреенем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в
свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя «старым». Для современного человека
после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет вполне
очевидна.
Что же может представлять собою жизнь человека в
этот период? Распад, угасание, болезни, немощность, потерю трудоспособности?
Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом
изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил,
стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как
очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на
предыдущих этапах жизни?
Период геронтогенеза
Индивидуальное развитие взрослого человека
представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической
программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности
продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелоси, старости.
Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и
на более ранних этапах, чем старость.
Следует учитывать некоторые специфические
проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это
зависит от закономерности созревания организма и инволюционных процессов в нем.
Для этих процессов характерны неравномерность и гетерохронность.
Неравномерность процессов созревания и инволюции и гетерохронность смены
состояния индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат
различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до
долголетия в других.
Период геронтогенеза, или период
старения, согластно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и
с 55 лет – у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.
Выделение периода онтогенеза и изучение проблем
старения связаны с комплексом социально-экономических, биологических и
психологических причин. Один из демографических признаков на планете Земля –
это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно
определяется многими факторами, основным из которых являктся отчетливая
тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в лету
представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости.
Процесс старения представляет собой генетически
запрограмированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными
изменениями в организме. В период жизни человка после зрелости происходит
постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не
способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную
нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше;
утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них
содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей
затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то
затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она
становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами
появляется зуд, кожа теряет мягкость и
преобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою
очередь, препядствует потовыделению, которое регулирует поверхностную
температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые и старые
люди замедлеено реагируют на изменения внешней температуры и поэтому более
подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения
чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в
ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в
потребности более яркой освещенности пространства и так далее.
Многие исследования свидетельствуют о старении
сердечно-сосудистой, эндокринной, имунной, нервной и других систем, то есть об
отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции.
Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых к пониманию
старения как чрезвычано сложного, внутренне противоречивого процесса, для
которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма.
Заметное усиление и специализация действия закона
гетерохронии (неравномерности); в результате этого более продолжительно
сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно с
этим происходит ускоренная, с разными темпами инволюция других систем, что
объясняется той ролью, значимостью, которую они играют в основных, жизненно
значимых процессах. Например, изменения в стволе мозга более значительны и
существенны, чем в мозжечке в обоих полушария. Чем сложнее нервная структура у
человека, тем у нее больше возможностей для своей сохранности. В период
геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения,
особенно внутреннего торможения. Наиболее сохранным оказывается оборонительный
условный рефлекс по сравнению с пищевым. Ориентировочно-исследовательский
рефлекс на появление картинок с различным содержанием вырабатывается быстро в
20-65 лет и сохраняется долго; после 68 лет вырабатывается, но не прочный. С
возрастом стареют, прежде всего, тормозной процесс и подвижность нервных
процессов, а замыкательная функция страдает меньше. Кроме того, все изменение в
период старения носят индивидуальный характер. Есть люди, которые до глубокой
старости сохраняют очень высокий показатель латентного (скрытого) времени
речевой реакции; разница в сторону лучше или хуже может быть 20-ти кратной.
Сложный и противоречивый характер старения
человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной
перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм
адаптируется к новым условиям; в противовес старению приспособительные
функциональные системы; Активизируются различные системы организма, что
сохраняеи его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные
(разрушительные отрицательные) явления старения. Все это
формирует вывод, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития
и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии
структурообразования. Учеными доказано, что существуют различные пути повышения
биологической активности различных структур организма: поляризация,
резервирование, компенсация, конструирование, которые обеспечивают его
работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.
Наряду с этим возрастает необходимость уселения
сознательного контроляи регуляции биологических процессов. Это осуществляестя с
помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что
определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения
и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом
сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в
период геронтогенеза.
Таким образом, различного рода изменения человека
как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то,
чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в
организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего
онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и
регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности
новообразования) должно усиливаться.
По данным исследований отечественных и зарубежных
ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким
психофизиологическим функциям человека, как ощущение, восприятие, мышление,
память и другие. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет
обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше
всего сохраняется лгическая память; образная память ослабевает больше, чем
смысловая, но при этом запоминаемое сохраняется лучше, чем при механическом
запечатлении; основой прочности в старческом возрасте являются внутренние
смысловые связи; видущим видом памяти становится логическая память.
Пожилые и старые люди не составляют монолитной
группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве,
юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период
геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и
субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой
жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в
старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество
факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и другие. Особое
значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий
инволюции человека в целом.
Однако и в пожилом, а тем более в старческом
возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными
нормами рабочего дня. Инволюционные процессы так или иначе
отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом
общая трудоспособность человека, которая формируется еще до начала
профессионально-трудовой деятельности, развивается вместк с нею и может
сохраняться довольно долго. Это является главным показателем жизнеспособности
долголетних людей.
В связи с этим, в ряде случаев вполне возможно
продление производственной деятельности пожилых людей даже 65-70 лет. Пожилые
люди с огромным жизненным опытом и практическиминавыками работы в отдельных
сферах производства просто незаменимы и сегодня. Возможно, что именно
трехколенная
структура а трудовом коллективе «деды», «отцы» и
«дети-внуки» - оптимальна с точки зрения обеспечения пеемственности в развитии
производственной сферы общества, передачи социального и профессионального
опыта.
Контакты стариков и молодых взаимно полезны: молодежь
обретает жизненный опыт и мудрость пожилых, а старики через энергию молодежи
способны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них
области хозяйства и общественной практики.
Таким образом период геронтогенеза является итогом
всего жизненного пути человека – младенчества, раннего возраста, дошкольного,
младшего школьного, подросткового и отрочества, ранней юности, молодости,
взрослоси, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических
законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь,
означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике
человека. Наряду с инволюционными процесами, на всех уровнях организации
человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера,
которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные)
явления в пожилом и старческом возрасте.
Страхи и стрессоры людей в пожилом и старческом
возрасте
Одними из основных стрессоров людей пожилого и
старческого возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение
сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения
гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства
и многие другие жизненные события и ситуации. Наиболее сильным стрессором
являестя одиночество в старости. Понятие это далеко не однозначное. Если
вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет
родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано
с отдельным
проживанием от молодых членов семьи. Однако более
существенными в старости оказываются психологические аспекты: изоляция,
самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со
стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека,
живущего долго. В центре внимания, дум, размышлений старого человека может быть
исключительно ситуация, породившая ограничение круга общения. Неоднородность и
сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной
стороны ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа
жизни; сдругой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой
мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Одна из очень серьезных
причин нарушения связи с окружающими кроется в нарушении связей стариков с
молодыми людьми. Закрепляется не самая гумманистическая позиция: отсутствие
реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого старого человека,
так и для его молодого окружения. Нередкими сегодня можно назвать столь
реликтовое явление, как геронтофилия, или враждебные чувства по отношению к
старым людям.
Многие из стрессоров можно предупредить или
относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к
старикам и к процессу старения в целом. «Прославление молодости – это оборотная
сторона ненависти к старению… Презирать факт старения – это то же самое, что
обнаружить полное непонимание самой сути жизни»[1]
Психологами установлено, что в жизни человека есть
изменения, которые неизбежно связаны со стрессом. Составлен список этих событий[2], за
которым стоит многолетний опыт исследований. По мнению авторов этой идеи, можно
определить выраженную в цифрах свою реакцию на стресс жизни. Эта цифра
одновременно является показателем сопротивляемости к стрессу. Чем больше
человек получает баллов, тем больше оснований отнестись к ним с должным
вниманием и предпринять необходимые действия по защите от стресса. Надо
заметить, что в этой таблице показаны не только отрицательные, но и
положительные ситуации, которые могут вызвать стресс. Положительные источники
стресса называют эвстресс, а отрицательные дистресс, или просто стресс.
Перемены в жизни, способные вызвать стресс
(по Холмсу и Ранге)
События
в жизни Единицы
значимости
1.
Смерть супруги
(супруга) 100
2.
Развод
73
3.
Разрыв с
партнерем
65
4.
Отбывание наказания в
тюрьме
63
5.
Смерть близкого
человека
63
6.
Травма или
болезнь
53
7.
Свадьба
50
8.
Перемещение по
службе
47
9.
Примирение с партнером (партнершей)
или мужем
(женой) 45
10. Уход
на
пенсию
45
11. Болезнь
члена семьи 44
12. Беременность
партнерши
40
13. Сексуальные
затруднения 39
14. Рождение
ребенка
39
Страницы: 1, 2, 3
|
|