рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Психологические особенности старости рефераты

Реферат: Психологические особенности старости

мИнистерство РФ

ВГПУ


рЕФЕРАТ

предмет: Возрастная психология

тема: Психические изменения в старости


Студента II курса

группы С-211

Волгорад 2003

План:

1. Вступление.                                                                         3

2. Период геронтогенеза.                                                                   4              

3. Страхи и стрессоры людей пожилого и

     старческого возраста.                                                                    7

4. Изменение личности или психическое старение.        11

5. Психология пожилого возраста.                                            13                                            

6. Психология старческого возраста                                        19

7. Долголетие и долгожители.                                                       21                                                      

8. Заключение                                                                                          23   


Вступление.


        Так уж устроен наш мир:  никуда не денешься  от потери близких, от безответной любви, надвигающейся старости. Существуют и неизлечимые болезни, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей (по разным причинам, в том числе и потому, что у человека остается небольшой запас сил и времени, например, к концу периода зрелости). Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным, переход от состояния максимальной активности, бурной деятельности к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что подтачивается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям, внутреенем сопротивлении это сделать, так как сегодня человек в свои 50-60 лет субъективно не ощущает себя «старым». Для современного человека после выхода на пенсию реальность прожить в среднем еще 15-20 лет вполне очевидна.       

        Что же может представлять собою жизнь человека в этот период?  Распад, угасание, болезни, немощность, потерю трудоспособности? 

Или же, напротив, возможность вести полноценную (с учетом изменившихся реальностей), интересную жизнь: трудиться в меру своих сил, стараться быть нужным своим близким, друзьям, приняв собственную старость как очередной этап жизни, в котором есть свои радости и свои проблемы, как и на предыдущих этапах жизни?

        

             


Период геронтогенеза

        Индивидуальное развитие взрослого человека представляет собой продолжение онтогенеза с заложенной в нем филогенетической программой. В период после ранней юности процесс созревания индивида и личности продолжается, проходя через стадии молодости, взрослости, зрелоси, старости. Завершается этот цикл смертью человека, которая, разумеется, может наступить и на более ранних этапах, чем старость.

        Следует учитывать некоторые специфические проблемы. Не существует жестких границ начала и завершения каждой стадии. Это зависит от закономерности созревания организма и инволюционных процессов в нем. Для этих процессов характерны неравномерность и гетерохронность. Неравномерность процессов созревания и инволюции и гетерохронность смены состояния индивида как отражение внутренних противоречий развития содержат различные возможности жизни – от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других.      

        Период геронтогенеза, или период старения, согластно международной классификации начинается с 60 лет у мужчин и с 55 лет – у женщин и имеет три градации: пожилой, старческий и долгожители.

        Выделение периода онтогенеза  и изучение проблем старения связаны с комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин. Один из демографических признаков на планете Земля – это постарение ее населения (особенно в высокоразвитых странах мира). Оно определяется многими факторами, основным из которых являктся отчетливая тенденция к сокращению рождаемости в развитых странах. Канули в лету представления о возрасте 50-60 лет как о возрасте старости.

        Процесс старения представляет собой генетически запрограмированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. В период жизни человка после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку; общий запас энергии у них становится все меньше и меньше; утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с  уменьшением в них содержания жидкости. В результате такого обезвоживания суставы пожилых людей затвердевают. Если это происходит в костных сочленениях грудной клетки, то затрудняется дыхание. Возрастное обезвоживание приводит к иссушению кожи, она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, местами появляется зуд, кожа теряет мягкость и

преобретает матовый оттенок. Иссушение кожи, в свою очередь, препядствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела. Из-за ослабления чуткости нервной системы пожилые  и старые люди замедлеено реагируют на изменения внешней температуры и поэтому более подвержены неблагоприятному воздействию жары и холода. Происходят изменения чувствительности разных органов чувств, внешние проявления которых выражаются в ослаблении чувства равновесия, неуверенности поступи, в потере аппетита, в потребности более яркой освещенности пространства и так далее.

        Многие исследования свидетельствуют о старении сердечно-сосудистой, эндокринной, имунной, нервной и других систем, то есть об отрицательных сдвигах, происходящих в организме в процессе его инволюции. Вместе с тем накапливаются материалы, которые приводят ученых  к пониманию старения как чрезвычано сложного, внутренне противоречивого процесса, для которого характерно не только снижение, но и усиление активности организма.

        Заметное усиление и специализация действия закона гетерохронии (неравномерности); в результате этого более продолжительно сохраняется и даже улучшается работа одних систем организма и параллельно с этим происходит ускоренная, с разными темпами инволюция других систем, что объясняется той ролью, значимостью, которую они играют в основных, жизненно значимых процессах. Например, изменения в стволе мозга более значительны и существенны, чем в мозжечке в обоих полушария. Чем сложнее нервная структура у человека, тем у нее больше возможностей для своей сохранности. В период геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Ориентировочно-исследовательский рефлекс на появление картинок с различным содержанием вырабатывается быстро в 20-65 лет и сохраняется долго; после 68 лет вырабатывается, но не прочный. С возрастом стареют, прежде всего, тормозной процесс и подвижность нервных процессов, а замыкательная функция страдает меньше. Кроме того, все изменение в период старения носят индивидуальный характер. Есть люди, которые до глубокой старости сохраняют очень высокий показатель латентного (скрытого) времени речевой реакции; разница в сторону лучше или хуже может быть 20-ти кратной.

        Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными изменениями и качественной перестройкой биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; в противовес старению приспособительные функциональные системы; Активизируются различные системы организма, что сохраняеи его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные

(разрушительные отрицательные) явления старения. Все это формирует вывод, что период позднего онтогенеза является новым этапом развития и специфического действия общих законов онтогенеза, гетерохронии структурообразования. Учеными доказано, что существуют различные пути повышения биологической активности различных структур организма: поляризация, резервирование, компенсация, конструирование, которые обеспечивают его работоспособность в целом после завершения репродуктивного периода.

        Наряду с этим возрастает необходимость уселения сознательного контроляи регуляции биологических процессов. Это осуществляестя с помощью эмоциональной и психомоторной сферы человека. Ведь общеизвестно, что определенной системой тренировок можно улучшать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. Центральным механизмом сознательной регуляции является речь, значение которой существенно возрастает в период геронтогенеза.

        Таким образом, различного рода изменения человека как индивида, происходящие в пожилом и старческом возрасте, направлены на то, чтобы актуализировать потенциальные, резервные возможности, накопленные в организме в период роста, зрелости и формирующиеся в период позднего онтогенеза. При этом участие личности в сохранности индивидной организации и регуляции ее дальнейшего развития в период геронтогенеза (включая возможности новообразования) должно усиливаться.

        По данным исследований отечественных и зарубежных ученых, разнородный характер процесса старения присущ и таким психофизиологическим функциям человека, как ощущение, восприятие, мышление, память и другие. При обследовании памяти у лиц в возрасте 70-90 лет обнаружилось следующее: особенно страдает механическое запечатление; лучше всего сохраняется лгическая память; образная память ослабевает больше, чем смысловая, но при этом запоминаемое сохраняется лучше, чем при механическом запечатлении; основой прочности в старческом возрасте являются внутренние смысловые связи; видущим видом памяти становится логическая память.

        Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности,  молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Имеются многочисленные данные о сохранении высокой жизнеспособности и работоспособности человека не только в пожилом, но и в старческом возрасте. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и другие. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

        Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться с общими производственными

нормами рабочего дня. Инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая трудоспособность человека, которая формируется еще до начала профессионально-трудовой деятельности, развивается вместк с нею и может сохраняться довольно долго. Это является главным показателем жизнеспособности долголетних людей.

        В связи с этим, в ряде случаев вполне возможно продление производственной деятельности пожилых людей даже 65-70 лет. Пожилые люди с огромным жизненным опытом и практическиминавыками работы в отдельных сферах производства просто незаменимы и  сегодня. Возможно, что именно трехколенная

структура а трудовом коллективе «деды», «отцы» и «дети-внуки» - оптимальна с точки зрения обеспечения пеемственности в развитии производственной сферы общества, передачи социального и профессионального опыта.

        Контакты стариков и молодых взаимно полезны: молодежь обретает жизненный опыт и мудрость пожилых, а старики через энергию молодежи способны деятельно, конструктивно влиять на развитие традиционной для них области хозяйства и общественной практики.   

  

        Таким образом период геронтогенеза является итогом всего жизненного пути человека – младенчества, раннего возраста, дошкольного, младшего школьного, подросткового и отрочества, ранней юности, молодости, взрослоси, зрелости. В этот период усиливается действие онтогенетических законов гетерохронности, неравномерности, стадиальности, что, в свою очередь, означает нарастание противоречивости в развитии различных подструктур в психике человека. Наряду с инволюционными процесами, на всех уровнях организации человека происходят изменения и новообразования прогрессивного характера, которые позволяют предупреждать или преодолевать деструктивные (разрушительные) явления в пожилом и старческом возрасте.

Страхи и стрессоры людей в пожилом и старческом

возрасте

        Одними из основных  стрессоров людей пожилого и старческого возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные  события и ситуации. Наиболее сильным стрессором являестя одиночество в старости. Понятие это далеко не однозначное.  Если вдуматься, то термин «одиночество» имеет социальный смысл. У человека нет родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может быть связано с  отдельным

проживанием от молодых членов семьи. Однако более существенными в старости оказываются психологические аспекты: изоляция, самоизоляция, отражающие осознание одиночества как непонимания, безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество становится для человека, живущего долго. В центре внимания, дум, размышлений старого человека может быть исключительно ситуация, породившая ограничение круга общения. Неоднородность и сложность чувства одиночества выражается в том, что старый человек, с одной стороны ощущает увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; сдругой стороны, он стремится отгородиться от окружающих, защитить свой мир и стабильность в нем от вторжения посторонних. Одна из очень серьезных причин нарушения связи с окружающими кроется в нарушении связей стариков с молодыми людьми. Закрепляется не самая гумманистическая позиция: отсутствие реальной жизненной проекции на будущее ясно как для самого старого человека, так и для его молодого окружения. Нередкими сегодня можно назвать столь реликтовое явление, как геронтофилия, или враждебные чувства по отношению к старым людям.

         Многие из стрессоров можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения отношения к старикам и к процессу старения в целом. «Прославление молодости – это оборотная сторона ненависти к старению… Презирать факт старения – это то же самое, что обнаружить полное непонимание самой сути жизни»[1]

        Психологами установлено, что в жизни человека есть изменения, которые неизбежно связаны со стрессом. Составлен список этих событий[2], за которым стоит многолетний опыт исследований. По мнению авторов этой идеи, можно определить выраженную в цифрах свою реакцию на стресс жизни. Эта цифра одновременно является показателем сопротивляемости к стрессу. Чем больше человек получает баллов, тем больше оснований отнестись к ним с должным вниманием и предпринять необходимые действия по защите от стресса. Надо заметить, что в этой таблице показаны не только отрицательные, но  и положительные ситуации, которые могут вызвать стресс. Положительные источники стресса называют эвстресс, а отрицательные дистресс, или просто стресс.

Перемены в жизни, способные вызвать стресс

 (по Холмсу и Ранге)

             

           События в жизни                                                           Единицы значимости

1.    Смерть супруги (супруга)                                                                            100

2.    Развод                                                                                                                                          73

3.    Разрыв с партнерем                                                                                                             65

4.    Отбывание наказания в тюрьме                                                                                 63

5.    Смерть близкого человека                                                                                             63

6.    Травма или болезнь                                                                                                            53

7.    Свадьба                                                                                                                                      50

8.    Перемещение по службе                                                                                                  47

9.    Примирение с партнером (партнершей)

         или мужем  (женой)                                                                                       45

10.   Уход  на пенсию                                                                                                                   45

11.   Болезнь члена семьи                                                                                                          44

12.   Беременность партнерши                                                                                                40

13.   Сексуальные затруднения                                                                                             39

14.   Рождение ребенка                                                                                                                39

Страницы: 1, 2, 3