рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних рефераты

  Методика «Да и нет» направленая на выявление уровня произвольности, показала, что уровень произвольности у детей в целом был низким.

  Применение методики «Лесенка» позволила нам проконтролировать такой немаловажный, влияющий на взаимоотношения детей фактор, как самооценка и самопринятие ребенка.

  Данная методика относится к проективным методикам и включает задачи на осуществление ребенком выбора по оценочным шкалам. Методика позволяет определить не только адекватность самооценки (высокий - низкий), но и выявить ее устойчивость, противоречия. Методика «Лестница» позволила нам определить, кто из детей наиболее высоко или низко оценивается детьми группы, насколько адекватны их представления об отношении к себе и реальное отношение к ним.

 В процессе иссле­дования изучалось мнение педагогов, родителей, по вопросу определения призна­ков аномального поведения младших школьников. Длительные на­блюдения за детьми в школе, в общественных местах, изучение их поведения в естественных ситуациях позволили выделить наиболее типичные для младших школьников признаки трудновоспитуемости. На первое место среди других выступают такие отрицательные качества личности, как упрямство, непослушание, недисциплини­рованность, лень. На второе место - невнимательность, неряш­ливость, эгоизм, драчливость и капризность. И отдельным школь­никам присущи лицемерие, грубость, нечестность, воровство.

Для каждого исследуемого ребенка характерны различные приз­наки трудновоспитуемости, различны также глубина и стойкость его взглядов и привычек, поэтому методика пере воспитания не может быть одинаковой для всех детей. В этой связи, изучаемые нами дети были поделены на три условные группы. В основу классификации была положена степень трудновоспитуемости и соотношение положительных и отрицательных качеств личности ребенка.

Первая группа - дети, имеющие комплекс отрицательных качеств (непослушание, упрямство, лень, лживость, нечестность, воровство, недисциплинированность, драчливость, иногда гру­бость). Вместе с тем, у детей этой группы имеются отдельные по­ложительные качества, однако, они завуалированы, заслонены отрицательными проявлениями. Такие дети продолжительное время находились в исключительно неблагоприятных социально-педагогических условиях семейного воспитания, что соответствующим образом сказалось на их нравственном развитии.

Вторая  группа. Наряду с от­рицательными качествами эти школьники обладают рядом положительных черт, которые менее завуалированы, чем у ребят первой группы. Учитывая причины и характер трудновоспитуемости, де­ти этой группы были поделены на две подгруппы:

1. Дети, занимающие иждивенческую, эгоистическую позицию по отношению к окружающим. Им присущи следующие отрицательные качества: капризность, упрямство, непослушание, недисциплини­рованность, эгоизм, нередко лень, иногда драчливость. Эти де­ти, как правило, вырастали в условиях избыточной родительской любви, к ним не предъявлялись должные требования, им не приви­вались положительные навыки и привычки, у них не воспитыва­лось трудолюбие.

2. Дети, выросшие в условиях бесконтрольности со стороны взрослых членов семьи, нередко в условиях грубости и неспра­ведливости. Им присущи упрямство, непослушание, лживость, не­честность, неряшливость, недисциплинированность. Они склонны к воровству.

Третья группа. Для них ха­рактерны многие положительные черты, но, вместе с тем, имеются некоторые существенные признаки трудновоспитуемости (недисцип­линированность, развязность в действиях, неряшливость, непослу­шание, лживость и др.). Недостатки в семейном воспитании нало­жили значительный отпечаток на формирование личности этих де­тей.

Деление исследуемых детей на группы способствовало осуще­ствлению дифференцированного подхода к школьникам в процессе их перевоспитания, подбору к ним педагогически целесообраз­ных мер воздействия.

Анализируя условия и обстоятельства возникновения трудновоспитуемости школьников, мы исходили из того принципиально­го положения, что в основе различного рода отклонений в по­ведении лежат прежде всего неблагоприятные социально-педаго­гические условия воспитания. Вместе с тем, мы исходили из по­ложения о том, что асоциальное поведение школьника не возни­кает вдруг, а развивается постепенно, проходя последователь­но через качественно новые ступени, соответствующие возраст­ным психологическим и индивидуальным особенностям ребенка.

Исследуя причины отклонений в поведении младших школьников, мы придавали важное значение выявлению причин детской запущен­ности в условиях семьи. Формирование личности, чаще всего, зави­сит от общей атмосферы семьи, ее нравственного и культурного уровня, морального облика и воспитательной позиции родителей. Успешное нравственное развитие детей в семье осуществляется при наличии благоприятных условий воспитания, при высокой от­ветственности родителей за их воспитание, при систематическом целенаправленном контроле за их поведением, при правильном вы­боре мер воздействия на каждого ребенка. Нарушение этих усло­вий, как правило, приводит к отклонениям в поведении детей.

Анализ материалов исследования показал, что причины откло­нений в поведении младших школьников очень разнообразны. Они были разделены на четыре условные группы:

1. Нарушение меры в воспитании, вызванное педагогической неграмотностью родителей: отсутствие требовательности (в 100% случаев), единства требований к детям со стороны взрослых членов семьи (95,7%), неверное применение наказания (83%) и поощрения (91,5%), жестокое отношение к ребенку, подавление его личности, физическое наказание (53,2%), избалованность, изнеженность ребенка (42,5%) и др.

2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью ро­дителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.

3. Отрицательный пример родителей (нечестный образ жизни), аморальное поведение, пьянство и др.

4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом).

Главная причина отклонений в поведении младших школьников кроется в неумении родителей их воспитывать, что приводит к нарушению меры в выборе форм, методов, способов и средств пе­дагогического воздействия. Нарушение меры в воспитании, как правило, ведет к возникновению у детей неправильных представ­лений, привычек, потребностей, которые ставят их в ненормаль­ные отношения с коллективом, с окружающими людьми. Для ребенка, переступившего порог школы, значительно расширяется круг общественных взаимоотношений, круг его знаком­ства. Ведущее место в его жизни приобретает отношение к сво­им обязанностям, к учителю, товарищам по учебе. С первых дней обучения предъявляются определенные требования к учебному тру­ду ребенка, к его поведению, которые с годами усложняются. Дети же с отклонениями в поведении, не подготовлены к выполне­нию данных требований. В воспитании таких детей решающее значение имеет индивидуальный подход, степень педагогического мастерства и такта учителя. Однако в практике школьной жизни у отдельных учителей имеют место значительные недостатки в работе с трудновоспитуемыми школьниками. Часто причиной педа­гогических неудач является неумение учителя правильно строить свои взаимоотношения с учеником. Дети с отклонениями в поведе­ние вызывают своими отрицательными проявлениями чувство непри­язни и негодования у педагога. Это отношение может передавать­ся учащимся класса, которые будут игнорировать такого ученика. Сложившиеся неблагоприятные отношения ребенка с педагогом только закрепят его отрицательные навыки и привычки, в его по­ведении могут возникнуть новые нежелательные черты.

Большой вред приносит несправедливое отношение педагога к ребенку, недоверие к нему, в результате чего он становится рав­нодушным ко всему окружающему, проявляет упрямство, непослу­шание, грубость, озлобляется, не воспринимает требования учи­теля.

Неблагоприятно сказывается на ребенке слабый контроль учи­теля за его поведением и учебой. Незначительные, на первый взгляд, недостатки (опоздание на урок, прогул его, невыполнен­ное домашнее задание, поручение, незамеченная ложь и т.д.) нередко не попадают в поле зрения учителя. На первых порах он не придает им значения. Однако, оставшиеся без внимания отрицательные проявления способствуют возникновению у учащегося чувства беспечности, безнаказанности, развивают сла­боволие, влекут к безответственности в выполнении правил по­ведения.

Многие ошибки учителей связаны с поверхностным знанием личности ребенка, его психических, индивидуальных и возраст­ных особенностей. Нередко вывод о ребенке делается на основе случайных поступков. Незнание характера ученика часто ведет к тому, что учитель, сталкиваясь с каким-нибудь его поступком, реагирует только на результат, внешнее проявление, не учиты­вая при этом ни причин, вызвавших поступок, ни мотивов, ни пе­реживаний школьника. Он становится замкнутым, озлобляется, считая себя невиновным. Неверное мнение о ребенке приводит к неверному выбору мер воздействия, что в свою очередь отрица­тельно влияет на формирование его личности.

Ошибки и недостатки семейного воспитания, усугубленные не­правильными действиями учителей и некоторыми другими фактора­ми, создают комплекс отрицательных влияний, который приводит к отклонениям в поведении ребенка, способствует закреплению его отрицательных качеств.

Наша опытно-экспериментальная работа предусматривала поиск социально-педагогических целесообразных мер воздействия на трудновоспиту­емого школьника в условиях классного коллектива. Определяя роль коллектива в воспитании личности, А.С.Макаренко писал: «В каждый момент нашего воздействия на личность эти воздей­ствия должны быть и воздействием на коллектив. И, наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будет и воспитанием каждой личности, входящей в коллектив». (38, 334)  Изве­стно, что воздействие на «трудного» школьника осуществляется успешно в нравственно здоровом, сплоченном детском коллек­тиве, при активном вовлечении ребенка в учебную и общественно полезную деятельность, при непрерывности и систематичности педагогических влияний. Вместе с тем, проведенное иссле­дование позволило сделать вывод: в перевоспитании младших школьников важная роль принадлежит игровой деятельности. Ор­ганизация общественно полезной деятельности детей, работа с ними в кружках, походах предусматривала целенаправленные иг­ровые ситуации, вызывающие определенный интерес у ребенка, благодаря чему он имел возможность активно и принужденно уп­ражняться в правильных поступках, вырабатывать положительные навыки и привычки. При этом особое значение придавалось ор­ганизации различных видов соревнований школьников, стимулирую­щих их деятельность.

Наиболее эффективными педагогическими приемами в работе с младшими школьниками с отклонениями в развитии оказались следующие: чуткое, внимательное, доверительное от­ношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности, переключение школьника на увлекательное, полезное дело. В отдельных слу­чаям при разрушении таких качеств личности, как эгоизм, или таких привычек, как воровство, драчливость, к первой группе испытуемых школьников применялся педагогический метод «взрыва». (38, 253-256.) Результативность этого метода определяется уровнем раз­вития ребенка, его индивидуальными особенностями, степенью педагогической запущенности, психическим состоянием, эмоциональной восприимчивостью и другими факторами.

В ходе индивидуальной работы с трудновоспитуемыми младшими, школьниками была сделана попытка определить наиболее важ­ные условия их перевоспитания. Они заключаются в глубоком, всестороннем знании личности трудновоспитуемого школьника, ус­тановлении тесного контакта, доверия и взаимопонимания педа­гога с ребенком, в стимулировании жизнедеятельности ребенка через систему перспективных заданий, налаживании правильных взаимоотношений школьника с коллективом, вовлечении его   в общественно полезную деятельность с учетом интересов, склон­ностей и стремлений, в систематическом одобрении положитель­ных проявлений ученика.

Материалы исследования показали, что преодоление отклоне­ний в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных дей­ствиях и поступках. Индивидуальный подход к школьнику осущест­влялся в процессе целенаправленных индивидуальных бесед педагога с ребенком. Педагогически целесообразными оказались и групповые беседы: «Как себя вести?», «О культуре общения», «Я учусь владеть собой». Эти беседы вошли в коррекционно-развивающую программу, которая была составлена нами по результатам диагностики и анализа ситуации. (См. приложение)

Выбор тематики бесед обусловлен основными причинами трудновоспитуемости школьников: недостатками семейного воспитания и психологическими особенностями возраста. Характер ребенка только складывается и имеет некоторые особенности: склонность незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов. Происходит функциональное совершенствование мозга, постепенно изменяются процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но, по-прежнему, преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы.

 Беседы были представлены в виде разнообразных оценочных ситу­аций, раскрывающих те или иные недостатки в поведении школь­ника. Они вызывали определенный интерес и активность у детей. Создавались естественные и педагогически продуманные ситуации, условия и обстоятельства, которые заставляли ребенка активно думать, принимать этические решения, накапливать положитель­ный нравственный опыт. Соблюдение названных условий в сочета­нии с высоким педагогическим мастерством учителя приводит к положительным результатам в перевоспитании младшего школьника.

Преодоление отклонений в поведении детей второй группы тре­бовало больше времени и усилий. В работе с ними, ведущим средством является целенаправленное включение ребенка в различные виды общественно полезной деятельности, способствующие накоплению положительного нравственного опыта, разрушению отрицательных привычек. Не менее важно налаживание педагогиче­ски целесообразного контроля за поведением школьника со сторо­ны родителей и учителей.

В работе с третьей группой школьников на первое место выступают разъяснение и убеждение, направленные на обнажение отрицательных черт их поведения, и соответствующие упражнения в правильных действиях и поступках. Выполнение режима дня, единство требований к ребенку со сто­роны учителей и родителей обеспечивают положительный исход в его перевоспитании.

В результате исследования можно сделать вывод, что млад­шие школьники с отклонениями в поведении и нравственном развития нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусма­тривающих коррекцию их поведения.


Заключение

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

Государство располагает разнообразными средствами  реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

  Достижение  желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.

Анализ материалов исследования показал, что причинами отклонений в поведении младших школьников являются: педагогическая неграмотность родителей, безнадзорность, вызванная занятостью родителей, отрицательный пример родителей, или аморальное поведение, нарушение структуры семьи.

  Это приводит к возникновению у детей неправильных представлений, привычек, потребностей.

  Наиболее эффективными педагогическими приемами, используемыми в нашей опытно – экспериментальной работе являются: чуткое, внимательное, доверительное отношение к ребенку, укрепление у него веры в себя, в свои силы, опора на положительные качества личности.

   Материалы исследования показали, что преодоление отклонений в поведении младших школьников протекает наиболее успешно при сочетании убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках.

  В результате исследования можно сделать вывод, что младшие школьники с отклонениями в поведении и нравственном развитии нуждаются в специальных педагогических воздействиях, предусматривающих коррекцию их поведения.

  Следовательно, преодоление отклонений в поведении младших школьников целесообразно и правомерно начинать в первые годы их обучения в школе. В связи с этим необходима специальная коррекционная и профилактическая работа педагогов с данной категорией детей.


Список литературы

1.           Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. – М.: Знание, 1979.

2.           Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде). – М., 1975.

3.           Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. – Ереван: Луйс, 1980.

4.           Арсеньева М.И., Ермаков В.Д., Понкратов В.В. Криминологическая      характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. – М., 1994.

5.           Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. – М., 1994.

6.           Башкатов И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп несовершеннолетних осужденных. – М., 1986.

7.           Башкатов И.П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. Тюмень: ТГУ , 1985.- С.15-26.

8.           Беличева С.А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. – 1987. –Т.8 - № 6. – С.36-40.

9.           Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1993.

10.         Белкин А.С. Отклонения в поведении школьников. Свердловск, 1973.

11.         Бестужев-Лада И.В. Факторы риска. – М., 1989.

12.         Богданова О.С. Роль нравственных норм в поведении младших школьников. – «Советская педагогика», 1973.

13.         Божович Л.Я. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

14.         Борьба с групповыми правонарушениями несовершеннолетних / Под ред. И.П. Лановенко. – Киев: Наук. Думка, 1981.

15.         Букин В.Р. Научно-технологический процесс и психология ведущего. – Л., 1973.

16.         Вигх Й. Некоторые вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних. // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. науч. Тр./Отв. Ред. В.В. Панкратов. – М., 1992.

17.         Ветров Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. – М., 1986.

18.         Волков Б.С. Детерминистическая природа преступного поведения. – Каз., 1985.

19.         Данилин Е.М. Использование системы А.С. Макаренко в деятельности ВТК. – М., 1991.

20.         Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. – М.: Юрид. лит., 1981.

21.         Драгунова Г.О. Психология подростка. – М., 1987.

22.         Жигарев Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания. – М., 1990.

23.         Зюбин Л.М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися. – М., 1982.

24.         Игошев К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. – Свердловск: Средне-Уральск. кн. изд-во, 1973.

25.         Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. – М., 1982.

26.         Игошев К.Е., Шмаров И.В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений. – М.: Юрид. Лит., 1980.

27.         Калмыкова З. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. 1982.

28.         Карелова Г. Пусть будут счастливы дети России.// Российская газета, 1997, 23 Окт.

29.         Карпец И.И. Преступное общество. – М., 1974.

30.         Кле М. Психология подростка. – М.:Педагогика, 1991.

31.         Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. – М.:Педагогика,1982.

32.         Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми. – М.: Просвещение, 1986.

33.         Криминология. – М., 2000.

34.         Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М., 1976.

35.         Кудрявцев В.Н., Миньковский Г.М., Сахаров А.Б. Понятие предупреждения преступности. – М., 1989.

36.         Кудрявцев В.Н. Социально-психологическая характеристика антиобщественного поведения – В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1985.

37.         Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. Канд. Дисс. – Л., 1981.

38.         Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. – М., 1989.

39.         Миллз Т.М. О социологии малых групп. – Американская социология. – М.,  1975.

40.         Момов В. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). – М., 1975.

41.         Мясищев В.Н. Трудные дети в массовой школе. – Д., 1993.

42.         Новоселова А.С. Специфика воспитательной работы с педагогически запущенными подростками. – Пермь: ПГПИ, 1982.

43.         Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М., 1987.

44.         Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1998.

45.         Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М., 2000.

46.         Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург, 1993.

47.         Социально-психологические, социально-педагогические и индивидуально-личностные проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних / Под. Ред. В.Ф. Пирожкова и др. – М., 1980.

48.         Сухомлинский В.А. Трудные судьбы. – М., «Знание», 1969.

49.         Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М., 1979.

50.         Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1975.

51.         Сухомлинский В.А. Избранные произведения в 5-ти томах. – Киев, 1975.

52.         Трубицина Э.М. Возрастные особенности несовершеннолетних и молодых правонарушителей и определение мер воздействия на них в некоторых странах Восточной  Европы.// Воспитание школьника, 1998, №2, С.47-48.

53.         Хижченко Л.С. Положение в классе младших школьников с отклонениями в поведении: Психологическое изучение трудновоспитуемости школьников и несовершеннолетних правонарушителей. – М., 1984.

54.         Шляпочников А.С. Социально-экономические предпосылки основы предупреждения преступности.

55.         Яковлев А.М. Преступность и социальная психология. – М., 1986.


Приложение 1

Коррекционно - развивающая программа «Я учусь владеть собой».

Занятие 1

Цель: помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает в частности, развитие эмоциональной регуляции у детей, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.

Задачи:

1.  овладение средствами и способами анализа своего положительного или отрицательного (агрессивного) поведения, а так же поведение других людей.

2.  Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей. 

В качестве методического материала для проведения данного тренинга мы предлагаем воспользоваться пособием: Крюкова С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие. – М. 1999.  -198с.

В этой книге говорится о том, как развить у детей способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей, которые формируются по мере личностного развития ребёнка.

 

Игра - «Ящик с «обидками».

Эту игру можно предложить и девочкам и ребятам.

Цель: посредством активных действий выплеснуть свои негативные переживания.

Материалы: картонный ящик и газета.

Ребёнок комкает куски газеты в шары и кидает их в стену. Они падают, оставаясь на полу, а он продолжает комкать всё новые куски газеты и кидать в стену до тех пор, пока не устанет. Если ребёнка обидели, то ему можно посоветовать сопровождать каждый бросок словами.

Занятие 2

Цель: этикет и эмоции, обучаем детей управлять собой.

Детям предлагается разбиться на пары и каждой из них предлагается изобразить:

–                                 двух людей, которые о чём – то спорят;

–                                 людей, которые что–то увлечённо друг другу рассказывают (желательно тему разговора взять актуальную и реальную);

–                                 Изобразить весёлого, хорошо одетого человека и неопрятного.

После каждой сценки обсудить положительные и отрицательные моменты, акцентируя внимание детей и подводя их к мысли, что, например, в первом случае важным является  манера разговаривать, уметь слушать и слышать собеседника, не перебивать его, и не повышать голос.

Во втором случае, важно умение поддерживать беседу, нужно знать то, о чем говоришь, и уметь выразить свои мысли в доступной форме.

В третьем случае, что с ухоженным и весёлым, доброжелательным человеком приятней общаться, чем с хмурым «грязнулей». Вспомнить ощущения ребят, когда они были нарядно одеты к празднику, их настроение, а так же сказку про Федору и т.д. Привести примеры в обсуждении как выглядит дом «чистюли» и «грязнули».

В домашнем задании попросить ребят изобразить это в рисунках.

Приложение 2

Культура общения

(беседа)

Цель: привлечь внимание учащихся к правилам этикета, заинтересовать нормами этикета.

Вот некоторые общие правила для приятнейшего ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником не только за столом, но и в любой ситуации.

1. Определим для начала, о чем говорить не следует. Старайся не говорить о вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не говори пренебрежительно о, например, актере маленького роста «метр с кепкой», если тот, с кем ты его обсуждаешь, и сам невысок. Не расхваливай своего пса при товарище, собака которого недавно попала под машину. Не описывай красот каникулярного отдыха на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника не в состоянии вывезти его даже в ближайшую деревню.

2. Не унижай других. Не задевай чувств своего собеседника, не старайся его «подколоть», обидеть, возвыситься за его счет.

3. Не сплетничай. Об отсутствующих говори только хорошо. Мало того, что сплетничать вообще позорно, твои слова могут передать «по назначению» да еще и добавят своего. Как ты будешь смотреть в глаза тому, на чей счет ты пару дней назад «невинно прошелся» в беседе тет-а-тет.

4. Не обсуждай слишком узких проблем, которые, кроме тебя, никому не интересны.

5. Каждому собеседнику - свою тему. С одноклассником можно обсудить проблемы новой учительницей. А бабушка из этого всего поймет только, что ты не в ладах с преподавательницей и тебе грозит двойка. Ячмень на глазу твоего двоюродного брата вряд ли заинтересует директора школы. А скандальчик между мамой и тетей, из-за того, кто лучше помнит события десятилетней давности, лучше вообще ни с кем не обсуждать.

6. На улице и в общественном месте не надо разговаривать слишком громко, чтобы это слышали посторонние. Не думайте, что незнакомые люди обратят на вас восторженное внимание: «Ах, какие они смелые!» или «Ах, какие остроумные», или «О, боже мой, какая крутизна!» Скорее всего подумают: «Какая невоспитанность!» И скучно отвернутся.

7. Вообще не следует говорить слишком громко. Если на твои слова не обращают внимания, то это, скорей всего, не потому, что ты говоришь слишком тихо, а потому, что ты говоришь неинтересно или путано. А может быть, твой собеседник не умеет слушать. Тогда не стоит тратить на него голосовые связки.

8. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы. Если ты не уверен в своем артистизме, не произноси слов с излишней аффектацией (не знаешь слова – спроси взрослых).

          9. Бестактно не отвечай и не реагируй на вопросы.

10. Если ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на базаре, "Что?" (а тем более "Шо?") Скажи: "Извините, я не расслышал".

11. Если к двум беседующим присоединился третий, подыщите тему, которая будет интересна всем троим.

12. Если вы заметите, что двое беседующих, обсуждают нечто интимное, не для чужого уха, элегантно выйдите из беседы, не нарушайте «тет-а-тет». Ни в коем случае не допытывайтесь: «А о чем это вы тут без меня толковали? Не расскажете - я обижусь!», «Секретничать нехорошо...» Но и отвечать на такие в самом деле бестолковые вопросы не следует слишком грубо. «Не твое собачье дело!» не подойдет.

13. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?» Это бессмысленно и невежливо.

14. Не засоряй свою речь ругательствами. Цедя сквозь зубы «черные слова», за которые наши прабабушки могли потащить преступника мыть рот с мылом, некоторые ребята - а иногда и девочки! – кажутся взрослыми и опытными. На самом деле это вызывает брезгливость и ужас окружающих. Маги считают, что тот, кто употребляет в речи грязные выражения, притягивает к себе силы зла и портит свою судьбу.

Расширять запас слов, которым ты пользуешься необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше - загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять.

Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе все легче будет выражать свои мысли и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6