рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних рефераты

Оценивая социальную адаптацию в начальных классах как важнейший этап работы по ранней профилактике трудновоспитуемости школьников, не следует, однако, забывать, что педагогическая запущенность или трудновоспитуемость как система устойчивых отклонений в отношениях не типич­на для 7- 10-летних ребят. Исследователи отмечают, что в младших классах ребенок, безусловно, ориентируется в нормах поведения на учителя. (43, 56)

 Дети приходят в школу с желанием учиться, узнать новое, интерес к знаниям у них тесно переплета­ется с отношением к учению как к серьезной, общественно значимой деятельности они обнаруживают исключительно добросовестное и прилежное отно­шение к делу.

 После рассмотрения указанных возрастных характеристик младших школьников становится понятным, что негативизм, упрямство, самоуверенность, неадек­ватно высокая оценка своих способностей, знаний и умений, которыми объясняется большинство проступков ребят этого возраста, не свидетельст­вуют о нежелании учиться или о неуважении к учителю, скорее, наоборот, ребята могут демонстрировать эти качества с целью быть замеченными.

Предупредительная работа на этом этапе заключается в умении социального педагога  увидеть неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не в силах справиться. Поскольку авторитет педагога здесь очень высок (психологи отмечают, что он даже выше родительского), и влияние его осуществляется на базе учения - основной, ведущей деятельнос­ти маленького школьника, то можно предполагать, что личность каждого ученика начальных классов развивается в соответствие с тем проектом, который составил для него социальный педагог. Капитуляцию же учителя в виде убе­жденности в "неисправимости" ребенка, следует расценивать как непремен­ное условие закрепления в поведении детей неодобряемых обществом пос­тупков и одну из причин появления первых форм педагогической запущен­ности.

Такое понимание явления трудновоспитуемости и взгляд на начальные классы как на самый ответственный этап профилактической работы позво­ляет выделить ее важнейшую специфическую особенность, а именно, что непосредственным объектом профилактического воздействия учителя на­чальных классов выступает прежде всего не личность ребенка, а процесс его (ребенка) взаимодействия с ближайшим социальным окружением и, в пер­вую очередь, с учителем, родителями и одноклассниками. Особое вни­мание следует обратить на безотлагательное включение ребенка в систему деловых, в данном случае учебных отношений, сохранение и укрепление со­циально ценных и познавательных мотивов учебной деятельности, которые, как отмечают психологи, доминируют у детей при поступлении в школу.

Утрата положительных мотивов учения, которая возникает как резуль­тат противоречий между возможностями ребенка и требованиями учителя, является первым показателем неблагополучия в процессе социализации личности школьника и, как правило, влечет за собой все новые и новые осложнения, результатом которых является постепенное, но неуклонное отторжение ученика от жизни класса. Именно неуспеваемость  и "отсев" трудновоспитуемых учеников из школы составляют самые важные проблемы криминологического характера в области школьно­го воспитания.

В силу этого к наиболее эффективным мерам предупреждения трудно­воспитуемости в начальных классах следует отнести прежде всего те, кото­рые снимают напряженность ребенка в классе, помогают ему успешно вклю­читься в систему связей и отношений, предложенную школой, открывают реально приемлемые для ребенка пути социальной адаптации.

Итак, начальный период обучения в школе предоставляет поистине неис­черпаемые возможности для плодотворного влияния на личность каждого ученика. И если исходить из того, что все учителя начальных классов имеют соответствующую профессиональную подготовку, высокий уровень нравственно-культурного развития и обладают необходимыми педагогу качества­ми личности, то можно предположить, что трудности воспитательного воз­действия на детей младших классов сопряжены главным образом с необхо­димостью дифференцированного подхода к ученикам и их родителям, с пра­вильной оценкой направленности воспитательного влияния семьи. И действи­тельно, для того чтобы успешно осуществлять предупредительную функцию,  социальному педагогу надо обеспечить индивидуальную работу в пределах, по крайне мере, трех подгрупп учащихся: которые не имеют отклонений в системе отношений; имеют некоторые отклонения в отдельных видах отношений на фоне общего положительного отношения к действительности; имеют довольно устойчивые отклонения в одном, некоторых или всех видах отношений, т.е. находятся на стадии значительной педагогической запущенности (трудновоспитуемости).

Обобщение передовой педагогической практики показывают, что детей, относящихся к третьей группе, среди учеников общеобразовательных школ немного, бывают они далеко не в каждом классе. Наиболее распространенная ошибка недостаточно опытных учителей зачастую и состоит в том, что они ошибочно относят к третьей группе трудновоспитуемых всех учеников, у которых при общей положительной ориентации проявляются лишь отдельные неустойчивые признаки отклоняющегося поведения.

С учетом приведенной классификации работа по профилактике трудновоспитуемости в начальных классах представляет собой комплекс взаимосвязанных мер педагогического характера по предотвращению проявлению любых отклонений в поведении детей (общая профилактика) и преодолении уже сформировавшегося у отдельных детей неприемлемого в нашем обществе отношения к людям, своим обязанностям. Оптимальные условия для предупреждения и преодоления педагогической запущенности создаются лишь там, где семья, школа выступают как единое целостное образование неделимо от воспитательной среды предъявляют к нему единые требования, руководствуются едиными критериями при оценке способностей и достижения школьника.                                                      

Однако такое единодушие учителя, родителей и представителей общественности не достигается стихийно.                                   

Усложнение учебных программ, повышение ответственности учителя,  уровень воспитанности каждого ребенка, функционирование широкой сети групп и даже школ продленного или полного дня значительно расширив содержательную сторону контактов учителя с учеником и его родителями повысило требовательность школы к воспитательному влиянию семьи. В тоже время, в порядке обратной связи отмечается общая тенденция повышения требовательности родителей к школе и учителю, которая в начальных классах конкретизируется в ожидании от ребенка высокой успеваемости. Родители дошкольников младших школьников, как правило, еще не видят пробелов в воспитании своих детей. В силу этого, для них часто бывают неожиданными, и всегда неприятными любые нарекания учителя на ребенка, и это нередко порождает напряженность в отношениях семьи и школы. Недовольство учителем, недоверие к нему, постоянная ревизия его указаний и оценок, как и равнодушие родителей к этим вопросам, непременно передаются детям, подрывают авторитет учителя и, таким образом, разрушают ту устойчивую отправ­ную платформу воспитания, какой служит безусловное уважение ребенка взрослым. И, по-видимому, среди причин ранней эмансипации некоторых детей немаловажную роль играют недостаточно организованные взаимоотно­шения семьи и школы.

Вместе с тем, учителям все еще приходится встречаться с родителями, которые придерживаются в вопросах воспитания старых домостроевских взглядов. Такое влияние некоторые родители стараются распространить и на школу, что осложняет взаимоотношения семьи и школы, наносит ущерб общественному воспитанию школьников.

Нередко причиной несложившихся между семьей и школой отношений становится учитель. Неумение или нежелание организовать педагогически целесообразные отношения с семьями своих воспитанников свидетельствуют о низкой педагогической и этической культуре педагога и одновременно являются одной из причин формирования антиобщественного поведения школьника. Эффективность и качество профилактической работы учителя определяется не количеством посещений семей, вызовов родителей в школу или нотаций ребенку, а умением правильно оценить конкретную воспитательную ситуацию и придать ей педагогическую целесообразность. Поскольку правильные отношения учителя с семьями воспитанников являются непре­менным условием успешной работы по ранней профилактике трудновоспи­туемости, организация таких отношений должна стать объектом осознанной и целенаправленной деятельности учителя, основанной, на объективных дан­ных о возможностях и особенностях воспитательного влияния каждой семьи, а также на умении организовать дифференцированный подход к семьям и учащимся.

Надежной основой взаимодействия семьи, школы и общественности является гарантированное государством единство целей и задач семейного и общественного воспитания. Все родители мечтают видеть своих детей всесторонне и гармонично развитыми, физически и духовно совершенными людьми.

Учителю, как правило, не приходится корректировать общие задачи семейного воспитания. Но, в то же время, он постоянно сталкивается с фактами, которые свидетельствуют о неумении многих родителей ставить и решать конкретные воспитательные задачи и находить наиболее рациональные средства их осуществления. Именно в этих вопросах семьи больше всего нуждаются в дифференцированной помощи педагога. При этом, учителю нужно учесть ряд объективных показателей, среди которых первостепенное значение имеет образовательный и непосредственно связанный с ним культурно-этический уровень семьи, отношение родителей к своим общественным обязанностям, взаимоотношения взрослых членов семьи, их отношение к ребенку и характер требований к школе.

Возможны случаи, когда родители, которые не интересуются школьными делами своих детей, считают, что за все несет ответственность учитель, и уже этим настраивают своих детей против школы. Такая позиция родителей, к сожалению, нередко наблюдается даже в полных, внешне нормальных семьях, где отец и мать, всецело отдаваясь работе, своеобразно понимают возрастание роли школы в формиро­вании личности ребенка и передают учителю вместе с детьми все свои обя­занности по их воспитанию. Но наиболее типична конфликтная ситуация в неблагополучных семьях, где родители пьянствуют, ведут аморальный антиобщественный образ жизни. Задачи учителя здесь значительно сложнее. Это, во-первых, обеспечить компенсацию недостатков семейного воспитания, т.е. тонко понять ребенка и постараться дать ему в школе все то, чего он ли­шен дома, и, во-вторых, совместно с родительским активом школы принять меры к оздоровлению воспитательной ситуации в семье. В тех случаях, когда это невозможно, необходимо добиться своевременной изоляции ребенка от родителей — помещения его в школу-интернат, а в необходимых случаях, через соответствующие органы возбудить вопрос о лишении родителей их прав на ребенка.

Таким образом, ведущим принципом работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости среди учащихся начальных классах является принцип комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его микросоциальное окружение, прежде всего на семью. Установление подлин­ного единства взаимодействия семьи и школы в понимании конкретных, продиктованных данным этапом жизни ребенка задач воспитания, выделе­ние единых критериев оценки достижений и методов воспитания обеспечи­вает устранение первопричины отклонения в поведении школьников. Реше­ние этой задачи возможно лишь на основе дифференцированного подхода к работе с детьми и их родителями при правильной оценке системы отноше­ний каждого ученика, а также особенностей направленности воспитательного воздействия каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор форм и методов индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам избежать противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное единство их действий.

Решение этих задач возможно лишь при условии, когда учитель сочетает чуткое и внимательное отношение к каждому ученику и его родителям, глубоким пониманием особенностей современной семьи как социального института. Это позволяет педагогу найти правильный тон в работе с учениками и их родителями, создать ту атмосферу дружелюбия и взаимного по­нимания, которая наилучшим образом способствует адаптации учащихся младших классов в школе.

В современных условиях работы школы особую актуальность приобретает принцип организации воспитательного влияния на семью через ребенка, когда родители на примере собственного сына или дочери убеждаются в правильности и жизненной важности предъявляемых школой требований. Этот принцип не нов в педагогике. Он сформулирован еще в 30-е годы А.С.Макаренко: "Нужно детей в школе воспитывать так, чтобы они вносили в семью дополнительную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государствен­ной школы и несли эти идеи в жизнь.(38, 247, 480)

Наиболее благоприятные условия для воспитательно-предупредительной работы создаются там, где школа предуп­реждает появление напряженности в отношениях между учителем и роди­телями, между взрослыми и детьми.

2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах

Известно, что процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование человека протекает осо­бенно активно в раннем детстве. А.С.Макаренко писал, что «... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали до пяти лет, - это 90% всего воспитатель­ного процесса, а затем воспитание человека продолжается, об­работка человека продолжается, но в общем вы начинаете вку­шать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти лет». (38, 461)

    Ошибки, допущенные в воспитании ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а, заметив, не придают им значения, считая, что ре­бенок еще мал, подрастет, научится, и исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно, переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его поведения.

    Учителя, родители встречают большие трудности в преодоле­нии педагогической запущенности подростков, накопивших в те­чение длительного времени большой отрицательный нравственный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями под­росткового возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в поведении еще не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики способствует облегчению процесса перевоспитания. Од­нако, несмотря на то, что нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели приобрести стойкость, требу­ется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.

     В связи с этим, предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять в период младшего школь­ного возраста. Именно у младших школьников, когда еще не сло­жились стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения положительного результата в перевоспитании.

Педагогическая практика показывает, что именно на первом этапе обучения и воспитания имеются значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребенка. Данное положение обус­ловливается следующим:

- во-первых, отрицательные качества личности младшего школь­ника не успевают приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для детей старшего школьного возраста;

- во-вторых, нервная система ребенка в младшем школьном воз­расте более пластична, чем у подростков и старшеклассников, бла­годаря чему он легче поддается перевоспитанию;

- в-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются младшим школьником с особым интересом и обяза­тельностью;

- в-четвертых, длительное общение с учеником начальных клас­сов в процессе обучения и воспитания позволяет учителю наблю­дать его в большом числе ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные стороны, целенаправ­ленно и систематически воздействовать на его нравственное раз­витие;              

- в-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются наиболее благоприятные условия для установления кон­тактов с родителями трудновоспитуемых школьников, осуществле­ния единства воздействий на них со стороны семьи и школы.

В нашем исследовании предпринята попытка выявить наибо­лее характерные признаки трудновоспитуемости младших школь­ников, проанализировать причины их возникновения и определить педагогически целесообразные меры воздействия на ребенка с целью преодоления отклонений в его поведении.

Опытно-экспе­риментальная работа осуществлялась в трех классах школы № 43 г. Белгорода. Школа №43 имеет статус общеобразовательной. В ней обучается 976 человек в 44 классах. Школа находится в неблагополучном районе с повышенной криминальной обстановкой. Это обусловлено тем, что в районе в основном новые дома, в которых собираются группы подростков, также известно большое количество случаев употребления наркотиков, часты уличные драки, мелкие кражи, совершенные подростками. В районе мало учреждений для проведения детьми внеучебного времени.

Исследование проводилось в третьих классах, в которых обучается 35 человек, из них 2 – из неблагополучных семей, 9 -  из неполных, 3 – из многодетных.   12 младших школьников с отклонениями в поведении явились объектом целе­направленного социально-педагогического воздействия.

Для изучения личностных особенностей ребят мы выбрали следующие методики:

· Методика Л.А. Венгера «Схематизация»;

· Методика «Да и нет»;

· Диагностика социального интеллекта;

· Проективная методика «Лесенка».

  С помощью методики «Схематизация» мы определили, что уровень общего интеллекта у ребят ниже нормы.

  Социальный интеллект составляет когнитивный компонент коммуникативной компетентности и выявляется при решении социальных проблем. В ходе исследования у детей был зафиксирован высокий уровень социального интеллекта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6