Реферат: Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних
Оценивая
социальную адаптацию в начальных классах как важнейший этап работы по ранней
профилактике трудновоспитуемости школьников, не следует, однако, забывать, что
педагогическая запущенность или трудновоспитуемость как система устойчивых
отклонений в отношениях не типична для 7- 10-летних ребят. Исследователи
отмечают, что в младших классах ребенок, безусловно, ориентируется в нормах
поведения на учителя. (43, 56)
Дети
приходят в школу с желанием учиться, узнать новое, интерес к знаниям у них
тесно переплетается с отношением к учению как к серьезной, общественно
значимой деятельности они обнаруживают исключительно добросовестное и прилежное
отношение к делу.
После
рассмотрения указанных возрастных характеристик младших школьников становится
понятным, что негативизм, упрямство, самоуверенность, неадекватно высокая
оценка своих способностей, знаний и умений, которыми объясняется большинство
проступков ребят этого возраста, не свидетельствуют о нежелании учиться или о
неуважении к учителю, скорее, наоборот, ребята могут демонстрировать эти
качества с целью быть замеченными.
Предупредительная
работа на этом этапе заключается в умении социального педагога увидеть
неблагополучие в духовной жизни маленького школьника в классе или дома, понять
причины его дискомфорта и помочь ему преодолеть трудности, с которыми сам он не
в силах справиться. Поскольку авторитет педагога здесь очень высок (психологи
отмечают, что он даже выше родительского), и влияние его осуществляется на базе
учения - основной, ведущей деятельности маленького школьника, то можно
предполагать, что личность каждого ученика начальных классов развивается в
соответствие с тем проектом, который составил для него социальный педагог.
Капитуляцию же учителя в виде убежденности в "неисправимости"
ребенка, следует расценивать как непременное условие закрепления в поведении
детей неодобряемых обществом поступков и одну из причин появления первых форм
педагогической запущенности.
Такое
понимание явления трудновоспитуемости и взгляд на начальные классы как на самый
ответственный этап профилактической работы позволяет выделить ее важнейшую
специфическую особенность, а именно, что непосредственным объектом
профилактического воздействия учителя начальных классов выступает прежде всего
не личность ребенка, а процесс его (ребенка) взаимодействия с ближайшим
социальным окружением и, в первую очередь, с учителем, родителями и
одноклассниками. Особое внимание следует обратить на безотлагательное
включение ребенка в систему деловых, в данном случае учебных отношений,
сохранение и укрепление социально ценных и познавательных мотивов учебной
деятельности, которые, как отмечают психологи, доминируют у детей при
поступлении в школу.
Утрата
положительных мотивов учения, которая возникает как результат противоречий
между возможностями ребенка и требованиями учителя, является первым показателем
неблагополучия в процессе социализации личности школьника и, как правило,
влечет за собой все новые и новые осложнения, результатом которых является постепенное,
но неуклонное отторжение ученика от жизни класса. Именно неуспеваемость и
"отсев" трудновоспитуемых учеников из школы составляют самые важные
проблемы криминологического характера в области школьного воспитания.
В силу
этого к наиболее эффективным мерам предупреждения трудновоспитуемости в
начальных классах следует отнести прежде всего те, которые снимают
напряженность ребенка в классе, помогают ему успешно включиться в систему
связей и отношений, предложенную школой, открывают реально приемлемые для
ребенка пути социальной адаптации.
Итак,
начальный период обучения в школе предоставляет поистине неисчерпаемые
возможности для плодотворного влияния на личность каждого ученика. И если
исходить из того, что все учителя начальных классов имеют соответствующую
профессиональную подготовку, высокий уровень нравственно-культурного развития и
обладают необходимыми педагогу качествами личности, то можно предположить, что
трудности воспитательного воздействия на детей младших классов сопряжены
главным образом с необходимостью дифференцированного подхода к ученикам и их
родителям, с правильной оценкой направленности воспитательного влияния семьи.
И действительно, для того чтобы успешно осуществлять предупредительную
функцию, социальному педагогу надо обеспечить индивидуальную работу в
пределах, по крайне мере, трех подгрупп учащихся: которые не имеют отклонений в
системе отношений; имеют некоторые отклонения в отдельных видах отношений на
фоне общего положительного отношения к действительности; имеют довольно
устойчивые отклонения в одном, некоторых или всех видах отношений, т.е.
находятся на стадии значительной педагогической запущенности
(трудновоспитуемости).
Обобщение
передовой педагогической практики показывают, что детей, относящихся к третьей группе,
среди учеников общеобразовательных школ немного, бывают они далеко не в каждом
классе. Наиболее распространенная ошибка недостаточно опытных учителей зачастую
и состоит в том, что они ошибочно относят к третьей группе трудновоспитуемых
всех учеников, у которых при общей положительной ориентации проявляются лишь
отдельные неустойчивые признаки отклоняющегося поведения.
С
учетом приведенной классификации работа по профилактике трудновоспитуемости в
начальных классах представляет собой комплекс взаимосвязанных мер
педагогического характера по предотвращению проявлению любых отклонений в
поведении детей (общая профилактика) и преодолении уже сформировавшегося у
отдельных детей неприемлемого в нашем обществе отношения к людям, своим
обязанностям. Оптимальные условия для предупреждения и преодоления
педагогической запущенности создаются лишь там, где семья, школа выступают как
единое целостное образование неделимо от воспитательной среды предъявляют к
нему единые требования, руководствуются едиными критериями при оценке
способностей и достижения
школьника.
Однако
такое единодушие учителя, родителей и представителей общественности не
достигается стихийно.
Усложнение
учебных программ, повышение ответственности учителя, уровень воспитанности
каждого ребенка, функционирование широкой сети групп и даже школ продленного
или полного дня значительно расширив содержательную сторону контактов учителя с
учеником и его родителями повысило требовательность школы к воспитательному
влиянию семьи. В тоже время, в порядке обратной связи отмечается общая
тенденция повышения требовательности родителей к школе и учителю, которая в
начальных классах конкретизируется в ожидании от ребенка высокой успеваемости.
Родители дошкольников младших школьников, как правило, еще не видят пробелов в
воспитании своих детей. В силу этого, для них часто бывают неожиданными, и
всегда неприятными любые нарекания учителя на ребенка, и это нередко порождает
напряженность в отношениях семьи и школы. Недовольство учителем, недоверие к
нему, постоянная ревизия его указаний и оценок, как и равнодушие родителей к
этим вопросам, непременно передаются детям, подрывают авторитет учителя и,
таким образом, разрушают ту устойчивую отправную платформу воспитания, какой
служит безусловное уважение ребенка взрослым. И, по-видимому, среди причин
ранней эмансипации некоторых детей немаловажную роль играют недостаточно
организованные взаимоотношения семьи и школы.
Вместе
с тем, учителям все еще приходится встречаться с родителями, которые
придерживаются в вопросах воспитания старых домостроевских взглядов. Такое
влияние некоторые родители стараются распространить и на школу, что осложняет
взаимоотношения семьи и школы, наносит ущерб общественному воспитанию
школьников.
Нередко
причиной несложившихся между семьей и школой отношений становится учитель.
Неумение или нежелание организовать педагогически целесообразные отношения с
семьями своих воспитанников свидетельствуют о низкой педагогической и этической
культуре педагога и одновременно являются одной из причин формирования
антиобщественного поведения школьника. Эффективность и качество
профилактической работы учителя определяется не количеством посещений семей,
вызовов родителей в школу или нотаций ребенку, а умением правильно оценить
конкретную воспитательную ситуацию и придать ей педагогическую
целесообразность. Поскольку правильные отношения учителя с семьями
воспитанников являются непременным условием успешной работы по ранней
профилактике трудновоспитуемости, организация таких отношений должна стать
объектом осознанной и целенаправленной деятельности учителя, основанной, на
объективных данных о возможностях и особенностях воспитательного влияния
каждой семьи, а также на умении организовать дифференцированный подход к семьям
и учащимся.
Надежной
основой взаимодействия семьи, школы и общественности является гарантированное
государством единство целей и задач семейного и общественного воспитания. Все
родители мечтают видеть своих
детей всесторонне и гармонично развитыми, физически и духовно совершенными людьми.
Учителю,
как правило, не приходится корректировать общие задачи семейного воспитания.
Но, в то же время, он постоянно сталкивается с фактами, которые свидетельствуют
о неумении многих родителей ставить и решать конкретные воспитательные задачи и
находить наиболее рациональные средства их осуществления. Именно в этих
вопросах семьи больше всего нуждаются в дифференцированной помощи педагога. При
этом, учителю нужно учесть ряд объективных показателей, среди которых
первостепенное значение имеет образовательный и непосредственно связанный с ним
культурно-этический уровень семьи, отношение родителей к своим общественным
обязанностям, взаимоотношения взрослых членов семьи, их отношение к ребенку и
характер требований к школе.
Возможны
случаи, когда родители, которые не интересуются школьными делами своих детей,
считают, что за все несет ответственность учитель, и уже этим настраивают своих
детей против школы. Такая позиция родителей, к сожалению, нередко наблюдается
даже в полных, внешне нормальных семьях, где отец и мать, всецело отдаваясь
работе, своеобразно понимают возрастание роли школы в формировании личности
ребенка и передают учителю вместе с детьми все свои обязанности по их
воспитанию. Но наиболее типична конфликтная ситуация в неблагополучных семьях,
где родители пьянствуют, ведут аморальный антиобщественный образ жизни. Задачи
учителя здесь значительно сложнее. Это, во-первых, обеспечить компенсацию
недостатков семейного воспитания, т.е. тонко понять ребенка и постараться дать
ему в школе все то, чего он лишен дома, и, во-вторых, совместно с родительским
активом школы принять меры к оздоровлению воспитательной ситуации в семье. В
тех случаях, когда это невозможно, необходимо добиться своевременной изоляции
ребенка от родителей — помещения его в школу-интернат, а в необходимых случаях,
через соответствующие органы возбудить вопрос о лишении родителей их
прав на ребенка.
Таким
образом, ведущим принципом работы по предупреждению и преодолению
трудновоспитуемости среди учащихся начальных классах является принцип
комплексного воздействия непосредственно на ребенка и на его микросоциальное
окружение, прежде всего на семью. Установление подлинного единства
взаимодействия семьи и школы в понимании конкретных, продиктованных данным
этапом жизни ребенка задач воспитания, выделение единых критериев оценки
достижений и методов воспитания обеспечивает устранение первопричины
отклонения в поведении школьников. Решение этой задачи возможно лишь на основе
дифференцированного подхода к работе с детьми и их родителями при правильной
оценке системы отношений каждого ученика, а также особенностей направленности
воспитательного воздействия каждой семьи. Именно дифференциация, вдумчивый отбор
форм и методов индивидуальной работы с родителями позволяют опытным педагогам
избежать противопоставления требований школы и семьи, обеспечить подлинное
единство их действий.
Решение
этих задач возможно лишь при условии, когда учитель сочетает чуткое и
внимательное отношение к каждому ученику и его родителям, глубоким пониманием
особенностей современной семьи как социального института. Это позволяет
педагогу найти правильный тон в работе с учениками и их родителями, создать ту
атмосферу дружелюбия и взаимного понимания, которая наилучшим образом
способствует адаптации учащихся младших классов в школе.
В
современных условиях работы школы особую актуальность приобретает принцип
организации воспитательного влияния на семью через ребенка, когда родители на
примере собственного сына или дочери убеждаются в правильности и жизненной
важности предъявляемых школой требований. Этот принцип не нов в педагогике. Он
сформулирован еще в 30-е годы А.С.Макаренко: "Нужно детей в школе
воспитывать так, чтобы они вносили в семью дополнительную здоровую струю, не
то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители
государственной школы и несли эти идеи в жизнь.(38, 247, 480)
Наиболее
благоприятные условия для воспитательно-предупредительной работы создаются там,
где школа предупреждает появление напряженности в отношениях между учителем и
родителями, между взрослыми и детьми.
2.2 Опытно-экспериментальная работа по ранней профилактике
противоправного поведения несовершеннолетних в начальных классах
Известно, что
процесс социализации ребенка начинается с первых дней его жизни. Формирование
человека протекает особенно активно в раннем детстве. А.С.Макаренко писал, что
«... главные основы воспитания закладываются до пяти лет и то, что вы сделали
до пяти лет, - это 90% всего воспитательного процесса, а затем воспитание
человека продолжается, обработка человека продолжается, но в общем вы
начинаете вкушать ягодки, а цветы, за которыми вы ухаживали, были до пяти
лет». (38, 461)
Ошибки, допущенные в воспитании
ребенка в раннем детстве, нередко накладывают отпечаток на всю его последующую
жизнь. К сожалению, родители, воспитатели и учителя не всегда замечают
отрицательные черты в поведении дошкольника и младшего школьника, а, заметив,
не придают им значения, считая, что ребенок еще мал, подрастет, научится, и
исправится. При таком отношении к воспитанию создаются условия, при которых
незначительные, на первый взгляд, недостатки ребенка, повторяясь многократно,
переходят в привычку и выражаются в проявлении различных отклонений в его
поведения.
Учителя,
родители встречают большие трудности в преодолении педагогической запущенности
подростков, накопивших в течение длительного времени большой отрицательный
нравственный опыт. Положение усугубляется специфическими особенностями подросткового
возраста. У младшего школьника нравственный опыт меньше, а потому отклонения в
поведении еще не закрепились достаточно прочно. Кроме того, психика детей этого
возраста отличается повышенной пластичностью. Эта особенность детской психики
способствует облегчению процесса перевоспитания. Однако, несмотря на то, что
нежелательные навыки и привычки младшего школьника еще не успели приобрести
стойкость, требуется большая затрата сил, чтобы помочь ребенку избавиться от ряда
отрицательных черт, развить и закрепить новые положительные качества.
В связи с этим,
предупреждение педагогической запущенности целесообразно осуществлять в период
младшего школьного возраста. Именно у младших школьников, когда еще не сложились
стойкие навыки и привычки отрицательного поведения, когда идет активное
формирование черт личности, имеются реальные возможности для достижения
положительного результата в перевоспитании.
Педагогическая
практика показывает, что именно на первом этапе обучения и воспитания имеются
значительные предпосылки для успешного перевоспитания ребенка. Данное положение
обусловливается следующим:
-
во-первых, отрицательные качества личности младшего школьника не успевают
приобрести ту прочность и устойчивость, которая характерна для детей старшего
школьного возраста;
-
во-вторых, нервная система ребенка в младшем школьном возрасте более
пластична, чем у подростков и старшеклассников, благодаря чему он легче
поддается перевоспитанию;
-
в-третьих, требования первого учителя, его информация воспринимаются младшим
школьником с особым интересом и обязательностью;
-
в-четвертых, длительное общение с учеником начальных классов в процессе
обучения и воспитания позволяет учителю наблюдать его в большом числе
ситуаций, изучать его индивидуальные особенности, положительные и отрицательные
стороны, целенаправленно и систематически воздействовать на его нравственное
развитие;
-
в-пятых, на первом этапе учебно-воспитательной работы имеются наиболее
благоприятные условия для установления контактов с родителями
трудновоспитуемых школьников, осуществления единства воздействий на них со
стороны семьи и школы.
В
нашем исследовании предпринята попытка выявить наиболее характерные признаки
трудновоспитуемости младших школьников, проанализировать причины их
возникновения и определить педагогически целесообразные меры воздействия на
ребенка с целью преодоления отклонений в его поведении.
Опытно-экспериментальная
работа осуществлялась в трех классах школы № 43 г. Белгорода. Школа №43 имеет
статус общеобразовательной. В ней обучается 976 человек в 44 классах. Школа
находится в неблагополучном районе с повышенной криминальной обстановкой. Это
обусловлено тем, что в районе в основном новые дома, в которых собираются
группы подростков, также известно большое количество случаев употребления
наркотиков, часты уличные драки, мелкие кражи, совершенные подростками. В
районе мало учреждений для проведения детьми внеучебного времени.
Исследование
проводилось в третьих классах, в которых обучается 35 человек, из них 2 – из
неблагополучных семей, 9 - из неполных, 3 – из многодетных. 12 младших
школьников с отклонениями в поведении явились объектом целенаправленного
социально-педагогического воздействия.
Для
изучения личностных особенностей ребят мы выбрали следующие методики:
· Методика Л.А. Венгера «Схематизация»;
· Методика «Да и нет»;
· Диагностика социального интеллекта;
· Проективная методика «Лесенка».
С
помощью методики «Схематизация» мы определили, что уровень общего интеллекта у ребят
ниже нормы.
Социальный
интеллект составляет когнитивный компонент коммуникативной компетентности и
выявляется при решении социальных проблем. В ходе исследования у детей был
зафиксирован высокий уровень социального интеллекта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|