рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка рефераты

Овладение иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации.

Изучение культуры другого народа дает возможность понять ее, а через восприятие и понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей собственной. Х. Гунфельд отмечает, что понимание иноязычной культуры невозможно без того, чтобы сначала не увидеть нового в своей [156]. Самым «желанным» результатом изучения культуры другого народа, по мнению Н. Брукса, является новое, более глубокое понимание родной [151], и происходит осознание своей принадлежности к великой русской культуре.

Культуру нельзя себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа,  наглядно демонстрирует    его моральные и эстетические ценности, поэтому так велико его воспитательное значение. М.С. Каган отмечал, что искусство выступает моделью жизни мира. Говоря о культуре и искусстве, Н.К. Рерих видит в них истинные ценности человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям несмотря ни на какие потрясения. Особое внимание он уделял искусству как методу воспитания, образования, развития в детях высокого нравственного чувства.

Психолого-педагогические исследования подтверждают, что дети очень чутко воспринимают выразительные средства литературы и ценностные ориентации, которые она несет (Н.С. Карпинская, Э.П. Короткова, А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, О.С. Ушакова, Р.М. Чумичева и др.) Слушая и читая народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь с народной музыкой, дети приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о том, что ценит народ в человеке, а что порицает как понимает красоту, получают представление о добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к человеку. Устное народное творчество – это громадный пласт культуры как национальной, так и мировой.

Большое значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен большой нравственный потенциал. Пословицы – крылатая мудрость народа, своеобразный учебник жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по-своему интересны, все мудры и поучительны, только рассказаны они на своем языке. В пословицах и поговорках в сжатой и точной словесной формуле заключен практический опыт народа, его миропонимание, и, главное, содержится отношение народа к окружающей действительности, представление о своем месте на земле, его ценностные ориентации. Как элемент народной философии пословицы создавались на протяжении столетий. Они передавались из уст в уста, шлифовались, совершенствовались, постепенно приобретая предельную лаконичность и выразительность.

Восприятие пословиц зависит от того, насколько у человека развита способность к абстрактному мышлению и насколько он умеет применять результаты своих размышлений к конкретным случаям жизни. Восприятие смысла пословиц служит своего рода характеристикой уровня умственного развития подростка, а сами пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но главное в пословицах – забота о нравственном воспитании, и почти все подчинено решению этой задачи. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей, учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая характеристика нравственного облика.

Большое влияние пословицы и поговорки могут оказать на формирование любви к родному краю, к тому, что человека окружает, что ему близко. Стремление к знаниям и обогащению новыми сведениями о природе и людях рассматривается в пословицах и поговорках как нравственный долг каждого. Работая с пословицами и поговорками, учащиеся обращают внимание на то значение, которое придается активному здоровому образу жизни. Забота о здоровье своем и других людей объявляется моральной обязанностью, одной из очень важных ценностей в жизни человека.

Использование пословиц и поговорок на уроке предполагает интенсивную работу разума и чувства, Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого, есть и скрытый, внутренний смысл. Для того, чтобы понять его, нужно приложить определенные усилия, поразмыслить, привлечь весь свой опыт и знания. А это и является важным условием для нравственного воспитания, когда школьник должен сделать свой выбор, исходя из внутренней ценности, то есть того, что особо значимо для духовного развития человека.

Пословицы и поговорки играют большую роль в обогащении языка, в развитии образного мышления и речи, в культурном и нравственном воспитании подростков. Они глубоки по мысли, воспитательную роль выполняют косвенными путями. Через переживания, соучастие, часто не выраженные словами, они развивают общечеловеческие качества. Ведь пословицы заключают в себе не только народную «модель воспитания», но и результат воспитания – «модель поведения» (И.Я. Яковлев).

Не меньшую роль в воспитательном процессе на уроках иностранного языка играют песенки, потешки, «первертыши» и другие жанры народного творчества. В них содержится материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности. Они оказывают активизирующее воздействие, являются средством социализации, помогают создать объективные условия для эффективного освоения и присвоения нравственного опыта многих поколений, признавая уникальность и неповторимость личности, ценность которой, по выражению Я.А. Коменского, дороже всех сокровищ, дороже золота и серебра, приобщают детей к истокам мировой культуры.

Опора на гуманистические традиции народа – непременное условие успеха учителя, если он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении общечеловеческими ценностями.

                                     ГЛАВА II

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ  ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ  ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

2.1 Технология формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка

Основное положение ценностно-ориентированного образования касается педагогических технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению. И здесь основная задача педагога – общение, взаимопонимание с учениками. Задачей воспитания в духе общечеловеческих ценностей является формирование соответствующей направленности личности. Г.Г. Сергеичева определяет направленность личности как «взаимодействие доминирующих отношений к людям, обществу, коллективу, труду, самому себе»[117,11]. Направленность личности как психическое образование состоит из трех взаимосвязанных компонентов: познавательного (знания, убеждения, взгляды), действенно-практического (умения, навыки, привычки, черты характера), эмоционально-волевого (стремления, чувства, потребности, интересы). Ценностные идеалы глубоки и многоплановы. Тем не менее, возможно выделить одну, главную характеристику общечеловеческих ценностей, проявляющуюся во всех других и являющуюся основой формирования ценностной направленности личности. Такой характеристикой является отношение к людям. Оно проявляется во всех других видах отношений [117].

Реальная жизнь подростков не представляет собой чисто механической суммы отдельно взятых видов деятельности, а образует их взаимосвязанную систему, характерную для данного возраста, которая и отражает определенную схему отношений, формирующих определенные качества личности. При этом данная система деятельностей, в которые включается личность подростка, обусловливается закономерностями ее формирования, и задается взрослыми, как правило, педагогами и родителями. Психологи считают возрастную группу «11-15 лет» благоприятной для умственного развития и социальной подготовки ребенка. Пластичность природного механизма усвоения речи позволяет детям этой возрастной группы легко владеть навыками говорения на иностранном языке [5]. Иностранный язык в школе – это не занятия в традиционной форме, его цели и методы совсем другие: в обучении на первом месте стоят, прежде всего, межкультурные задачи. В учебном процессе используются все возможности, все элементы, которые доставляют детям радость, мотивируют к сотрудничеству и поощряют учебу. В процессе формирования у детей общечеловеческих ориентаций «исключительно важная роль принадлежит эмпатии - доверительной, искренней, доброжелательной атмосфере, задача создания которой должна стать первоочередной для преподавателя» [74,155].

Основные задачи обучения иностранному языку детей подросткового возраста заключается в дальнейшем развитии у них интереса к языкам (как родному, так и иностранному), языковых способностей, навыков межличностного общения, умений самостоятельно решать элементарные коммуникативные задачи [34]. Уроки иностранного языка на данном этапе являются отличной возможностью для создания повышающих познавательный интерес личностных ситуаций, которые должны соответствовать следующим характеристикам:

а) ценностно-смысловой аспект содержания (для школьника важна не сама грамматическая или лексическая структура, а то, чем она наполнена, при этом содержание обучения должно затрагивать интересы подростков и отвечать их потребностям в общении и познании);

б) сотрудничество учеников и учителя (занятие рассматривается не как урок, а как организация совместного дела). Общение между наставником и воспитанником должно строиться как диалог-сотворчество, сотрудничество. Такой подход предполагает формирование способности видения «другого» [141,231].

«В обучении происходит «встреча» культурно-событийного опыта, организатором которого является педагог, и индивидуального опыта учащегося. Культурно-событийный опыт – опыт, который возникает при включении элементов культурно-исторического опыта человечества (основ наук) в личностно-значимые для учащихся ситуации, события, формирующие их индивидуальный опыт» [109,8].

Одно из направлений в обеспечении условий полноценного развития личности ребенка и формирования его культуры – изменение его учебного плана за счет включения в него новых учебных предметов, как обязательных, так и по выбору. В качестве примера можно назвать иностранные языки, этику, театральное мастерство, художественное мастерство и т.д. Вторым направлением является создание соответствующих направлений на всех уроках, заинтересованность преподавателей, умелое сочетание обучающих и воспитательных приемов при проведении всех без исключения уроков.

При определении содержания личностной культуры учащихся 5 – 9-х классов мы исходили из тех ценностных основ отношения ребенка к действительности, которые должны быть сформированы у него к концу младшего школьного возраста, т.е. к 10 годам. Через отношение к природе, к предметам рукотворного мира, к явлениям общественной жизни, к окружающим людям и самому себе ребенок приобщается к широкому кругу общечеловеческих ценностей: красоте, доброте, истине, у него формируются собственные познавательные ценности, ценности переживания и преобразования (В.В. Давыдов).

Опрос учителей (было опрошено более 50 человек) показал неоднозначность их отношения к проблеме воспитания подростков, отнесение ее на второй план. Это проявилось также в ходе изучения отчетов учителей за последние 5 лет. Основное педагогическое внимание направлено на освоение различных систем и методик обучения, новых предметных курсов, а вопросы воспитания учащихся отходят на второй план. При этом явно проявляется то, что называется вербализмом в воспитании: педагогические мероприятия ограничиваются беседами этического содержания, воспитательными мероприятиями шаблонного порядка. Успех учителя в формировании общечеловеческих ценностей у школьников зависит от ряда факторов.  Основными, на наш взгляд, являются следующие:

1)        наличие таких качеств у самого учителя;

2)           цели и задачи воспитательного характера, которые он ставит на каждом уроке;

3)           квалифицированный анализ учебных занятий с точки зрения формирования у учащихся общечеловеческих ориентаций.

       С первого дня пребывания ребенка в школе учитель становится для него непререкаемым авторитетом. Личность учителя играет важнейшую роль в процессе обучения и воспитания. П.Ф. Каптеров отмечал, что «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения» [53,595]. Добро, благородство,  справедливость, сплоченность, бескорыстие – это лишь некоторые составляющие системы нравственных ценностей учителя. В педагогической деятельности эти ценности в той или иной мере способствуют созиданию духовной культуры на межличностном и личностно-коллективном уровнях.

        Очень большое значение имеет ценностная направленность деятельности учителя на уроке и для формирования самооценки учащихся. Многие психологи (А.И. Липкина, Л.С. Славина, Б.И. Савонько, В.С. Юркевич и др.) отмечают, что именно учитель , воздействуя на ученика оценкой его труда, формирует у него представление о самом себе, о своих возможностях, т.е. самооценку. А при низкой самооценке искажается вся личность ребенка, т.к. самооценка ребенка – это и его надежды на будущее, его отношения с окружающим миром, и мечты о профессии. Школьник с низкой самооценкой видит себя как отстающего от других, как человека хуже других. У него опускаются руки, он не верит в успех [150]. Все это непосредственно отражается и на шкале ценностей, приоритетных для данного школьника. Поэтому учителю следует быть чрезвычайно внимательным ко всякого рода оцениванию достижений школьников. Отношения в классе должны строиться на основе уважения и понимания каждой личности. Многократно отмечалось, что иностранный язык в большинстве случаев является дисциплиной, где обучают общению, в связи с чем возрастает роль преподавателя, своим примером демонстрирующего способы избегать столкновения и разрешать конфликты.

        В традиционных дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение, а в ценностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. В.С. Библер так разъясняет отличие этих двух феноменов: при объяснении - только одно сознание, один субъект, форма речи – монолог; при понимании – два субъекта, два сознания, взаимопонимание, и, соответственно, диалог [12]. Объяснение всегда является взглядом «сверху вниз», назиданием. Понимание же – прежде всего общение, сотрудничество, равенство. Выбор той или иной педагогической технологии зависит от позиции учителя и ученика в учебном процессе. На это обращал внимание еще К.Н. Вентцель, проектируя деятельность педагога в «Доме свободного ребенка»:  «При существующем методе обучения учитель является центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое им показывает, их спрашивает… Надо, чтобы излагали, показывали, рассказывали и спрашивали больше сами дети, а чтобы учителю приходилось больше слушать; надо, чтобы дети все время были активными, а не страдательными лицами, - тогда процесс обучения и воспитания, несомненно, выиграет» [22,96].

        Истоки развития ценностно-ориентированных педагогических технологий содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения – почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог» [12,34]. Важно так строить работу с детьми, чтобы моральные знания и представления, получаемые школьниками во взаимодействии с учителем, углублялись потом на остальных уроках. Эти знания должны быть связаны с повседневной жизнедеятельностью детей. Все то, что эмоционально воспринято, что нашло отклик в душе ребенка, становится побудительной основой его поведения. «Знания, чувства, поведение – вот та триада, через которую педагог ведет свое воспитательное влияние на ребенка [143,9].

       Одним из важнейших условий обучения школьников подросткового возраста иностранному языку является формирование у них положительного отношения к учебе и познавательных интересов. Поэтому урок должен быть организован так, чтобы ребята работали с увлечением, не замечая усталости. Весь дидактический материал должен служить этому. Уроки должны проходить в увлекательной форме, быть эмоциональными, методически разнообразными, насыщенными упражнениями. Они рассчитаны не на прямое морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение подростка в мир этических категорий. Школьник на этих занятиях может без особых усилий и при этом последовательно и постоянно овладевать основными ценностными знаниями и умениями их применять в повседневной жизни, в общении с окружающими.

       Основой формирования общечеловеческих ценностных качеств личности является ее деятельность и общение. Именно педагогически организованные деятельность и общение создают те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит формирование и проявление основных ценностных качеств личности подростка. «Человечность»  личности подростка проявляется в его отношениях к другим людям. Эта сфера деятельности ученика реализуется посредством контактов с людьми, через общение с ними. Специфика общения состоит в том, что в нем активность личности направлена на познание людей и взаимодействие с ними. В общении подростки имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, оценить поступки и действия взрослых и сверстников и получить оценку своих поступков.

       Являясь субъектом общения, ребенок удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности  в эмоциональном контакте, в познании и во многом другом. Удовлетворяя свои потребности в процессе взаимодействия подростка с окружающими его сверстниками, родителями, учителями, он реализует свою активность, становится не только объектом, но и субъектом воспитания. «Коммуникативная деятельность опирается на социальные мотивы и цели, а ее содержанием является решение поведенческих задач» [10,4]. Успех обучения коммуникации зависит от того, насколько мотивированы, целесообразны, и реализуемы задачи, поставленные перед учащимися.

      Общие тенденции развития методов обучения в настоящее время тяготеют к игровым формам как наиболее эффективным и гуманным. Феномен игры привлекал внимание философов, этнографов, биологов, психологов и педагогов, а проблема ее использования в учебном процессе является одной из «вечных» в теории и практике обучения и воспитания [35]. Значительный вклад в разработку теории и практики игрового обучения и воспитания внесли К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Учебный эффект игры заключается в том, что у учащихся формируются  достаточно высокие умения и навыки проявления инициативы в действиях, логичности, последовательности, точности, ясности и выразительности умственных и речевых операций. В процессе игры у школьников вырабатывается своя точка зрения и умение включаться в разные виды деятельности. Кроме того, ученики лучше осознают себя, свои социальные функции, множество образов собственного «Я» и положение вещей в окружающей действительности. Игра дает возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. Значение приобретенного понимания себя, уточнения образа «Я» трудно переоценить: по важности оно может сравниться с достижением главной практической цели овладения иностранным языком и еще более ценно в воспитательном и развивающем аспектах. Обращение методистов к игре объясняется и тем, что в игровой ситуации благодаря моменту условности относительно легко воспроизвести  или имитировать основные факторы, определяющие коммуникацию (мотивы и цели участников, их роли, обстоятельства общения, тактика достижения целей) [10]. Игра позволяет варьировать эти факторы непринужденно и естественно, а сверх того создает в классе атмосферу свободного общения. Другая полезная сторона игровых ситуаций состоит в том, что речь школьников оценивается не по косвенным критериям (скорость говорения, число ошибок и т.д.), а по коммуникативному эффекту – ребенок достиг поставленной цели средствами изучаемого языка. А вторичные характеристики (темп речи, ее правильная грамматическая оформленность, интонация и т.п.), как и в реальной ситуации общения, занимают второстепенное место.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5