Реферат: Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка
Овладение
иной культурой необычайно важно и для того, чтобы учащиеся имели возможность рассматривать
свою культуру не как единственно возможный способ видения мира, а понимали бы
соотношения культур разных народов и всей мировой цивилизации.
Изучение
культуры другого народа дает возможность понять ее, а через восприятие и
понимание иноязычной культуры совершенствуются знания о своей собственной. Х.
Гунфельд отмечает, что понимание иноязычной культуры невозможно без того, чтобы
сначала не увидеть нового в своей [156]. Самым «желанным» результатом изучения
культуры другого народа, по мнению Н. Брукса, является новое, более глубокое
понимание родной [151], и происходит осознание своей принадлежности к великой
русской культуре.
Культуру
нельзя себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки
духовной жизни народа, наглядно демонстрирует его моральные и эстетические
ценности, поэтому так велико его воспитательное значение. М.С. Каган отмечал,
что искусство выступает моделью жизни мира. Говоря о культуре и искусстве, Н.К.
Рерих видит в них истинные ценности человека, которые должны сохраниться и
доноситься последующим поколениям несмотря ни на какие потрясения. Особое
внимание он уделял искусству как методу воспитания, образования, развития в
детях высокого нравственного чувства.
Психолого-педагогические
исследования подтверждают, что дети очень чутко воспринимают выразительные
средства литературы и ценностные ориентации, которые она несет (Н.С.
Карпинская, Э.П. Короткова, А. Мелик-Пашаев, В.С. Мухина, О.С. Ушакова, Р.М.
Чумичева и др.) Слушая и читая народные сказки, поговорки, пословицы, знакомясь
с народной музыкой, дети приобретают новые знания о жизни – о труде людей, о
том, что ценит народ в человеке, а что порицает как понимает красоту, получают
представление о добре и зле, усваивают мудрость народа, его уважение к
человеку. Устное народное творчество – это громадный пласт культуры как
национальной, так и мировой.
Большое
значение в языковом развитии подростков имеет приобщение к такой форме
народного творчества, как пословицы и поговорки. В них заложен большой
нравственный потенциал. Пословицы – крылатая мудрость народа, своеобразный учебник
жизни. У каждого народа свои пословицы. И все они по-своему интересны, все
мудры и поучительны, только рассказаны они на своем языке. В пословицах и
поговорках в сжатой и точной словесной формуле заключен практический опыт
народа, его миропонимание, и, главное, содержится отношение народа к окружающей
действительности, представление о своем месте на земле, его ценностные
ориентации. Как элемент народной философии пословицы создавались на протяжении
столетий. Они передавались из уст в уста, шлифовались, совершенствовались,
постепенно приобретая предельную лаконичность и выразительность.
Восприятие
пословиц зависит от того, насколько у человека развита способность к
абстрактному мышлению и насколько он умеет применять результаты своих
размышлений к конкретным случаям жизни. Восприятие смысла пословиц служит
своего рода характеристикой уровня умственного развития подростка, а сами
пословицы одновременно содействуют этому развитию. Но главное в пословицах –
забота о нравственном воспитании, и почти все подчинено решению этой задачи.
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей,
учат, каким должен быть человек в труде, трудолюбие рассматривается как лучшая
характеристика нравственного облика.
Большое
влияние пословицы и поговорки могут оказать на формирование любви к родному
краю, к тому, что человека окружает, что ему близко. Стремление к знаниям и
обогащению новыми сведениями о природе и людях рассматривается в пословицах и
поговорках как нравственный долг каждого. Работая с пословицами и поговорками,
учащиеся обращают внимание на то значение, которое придается активному
здоровому образу жизни. Забота о здоровье своем и других людей объявляется
моральной обязанностью, одной из очень важных ценностей в жизни человека.
Использование
пословиц и поговорок на уроке предполагает интенсивную работу разума и чувства,
Как правило, в пословицах, кроме хорошо видимого, есть и скрытый, внутренний
смысл. Для того, чтобы понять его, нужно приложить определенные усилия, поразмыслить,
привлечь весь свой опыт и знания. А это и является важным условием для
нравственного воспитания, когда школьник должен сделать свой выбор, исходя из
внутренней ценности, то есть того, что особо значимо для духовного развития
человека.
Пословицы
и поговорки играют большую роль в обогащении языка, в развитии образного
мышления и речи, в культурном и нравственном воспитании подростков. Они глубоки
по мысли, воспитательную роль выполняют косвенными путями. Через переживания,
соучастие, часто не выраженные словами, они развивают общечеловеческие
качества. Ведь пословицы заключают в себе не только народную «модель воспитания»,
но и результат воспитания – «модель поведения» (И.Я. Яковлев).
Не
меньшую роль в воспитательном процессе на уроках иностранного языка играют
песенки, потешки, «первертыши» и другие жанры народного творчества. В них
содержится материал, который несет в себе высшие гуманистические ценности. Они
оказывают активизирующее воздействие, являются средством социализации, помогают
создать объективные условия для эффективного освоения и присвоения
нравственного опыта многих поколений, признавая уникальность и неповторимость
личности, ценность которой, по выражению Я.А. Коменского, дороже всех сокровищ,
дороже золота и серебра, приобщают детей к истокам мировой культуры.
Опора
на гуманистические традиции народа – непременное условие успеха учителя, если
он ставит перед собой задачу помочь учащимся в овладении общечеловеческими ценностями.
ГЛАВА II
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
2.1
Технология формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе
изучения иностранного языка
Основное
положение ценностно-ориентированного образования касается педагогических
технологий. Идея заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога
к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
И здесь основная задача педагога – общение, взаимопонимание с учениками.
Задачей воспитания в духе общечеловеческих ценностей является формирование
соответствующей направленности личности. Г.Г. Сергеичева определяет
направленность личности как «взаимодействие доминирующих отношений к людям,
обществу, коллективу, труду, самому себе»[117,11]. Направленность личности как
психическое образование состоит из трех взаимосвязанных компонентов: познавательного
(знания, убеждения, взгляды), действенно-практического (умения, навыки,
привычки, черты характера), эмоционально-волевого (стремления, чувства,
потребности, интересы). Ценностные идеалы глубоки и многоплановы. Тем не менее,
возможно выделить одну, главную характеристику общечеловеческих ценностей,
проявляющуюся во всех других и являющуюся основой формирования ценностной направленности
личности. Такой характеристикой является отношение к людям. Оно проявляется во
всех других видах отношений [117].
Реальная
жизнь подростков не представляет собой чисто механической суммы отдельно взятых
видов деятельности, а образует их взаимосвязанную систему, характерную для
данного возраста, которая и отражает определенную схему отношений, формирующих
определенные качества личности. При этом данная система деятельностей, в
которые включается личность подростка, обусловливается закономерностями ее
формирования, и задается взрослыми, как правило, педагогами и родителями.
Психологи считают возрастную группу «11-15 лет» благоприятной для умственного
развития и социальной подготовки ребенка. Пластичность природного механизма
усвоения речи позволяет детям этой возрастной группы легко владеть навыками
говорения на иностранном языке [5]. Иностранный язык в школе – это не занятия в
традиционной форме, его цели и методы совсем другие: в обучении на первом месте
стоят, прежде всего, межкультурные задачи. В учебном процессе используются все
возможности, все элементы, которые доставляют детям радость, мотивируют к
сотрудничеству и поощряют учебу. В процессе формирования у детей
общечеловеческих ориентаций «исключительно важная роль принадлежит эмпатии -
доверительной, искренней, доброжелательной атмосфере, задача создания которой
должна стать первоочередной для преподавателя» [74,155].
Основные
задачи обучения иностранному языку детей подросткового возраста заключается в
дальнейшем развитии у них интереса к языкам (как родному, так и иностранному),
языковых способностей, навыков межличностного общения, умений самостоятельно
решать элементарные коммуникативные задачи [34]. Уроки иностранного языка на
данном этапе являются отличной возможностью для создания повышающих
познавательный интерес личностных ситуаций, которые должны соответствовать
следующим характеристикам:
а)
ценностно-смысловой аспект содержания (для школьника важна не сама
грамматическая или лексическая структура, а то, чем она наполнена, при этом содержание
обучения должно затрагивать интересы подростков и отвечать их потребностям в
общении и познании);
б)
сотрудничество учеников и учителя (занятие рассматривается не как урок, а как
организация совместного дела). Общение между наставником и воспитанником должно
строиться как диалог-сотворчество, сотрудничество. Такой подход предполагает
формирование способности видения «другого» [141,231].
«В
обучении происходит «встреча» культурно-событийного опыта, организатором
которого является педагог, и индивидуального опыта учащегося.
Культурно-событийный опыт – опыт, который возникает при включении элементов
культурно-исторического опыта человечества (основ наук) в личностно-значимые
для учащихся ситуации, события, формирующие их индивидуальный опыт» [109,8].
Одно
из направлений в обеспечении условий полноценного развития личности ребенка и
формирования его культуры – изменение его учебного плана за счет включения в
него новых учебных предметов, как обязательных, так и по выбору. В качестве
примера можно назвать иностранные языки, этику, театральное мастерство, художественное
мастерство и т.д. Вторым направлением является создание соответствующих
направлений на всех уроках, заинтересованность преподавателей, умелое сочетание
обучающих и воспитательных приемов при проведении всех без исключения уроков.
При
определении содержания личностной культуры учащихся 5 – 9-х классов мы исходили
из тех ценностных основ отношения ребенка к действительности, которые должны
быть сформированы у него к концу младшего школьного возраста, т.е. к 10 годам.
Через отношение к природе, к предметам рукотворного мира, к явлениям
общественной жизни, к окружающим людям и самому себе ребенок приобщается к
широкому кругу общечеловеческих ценностей: красоте, доброте, истине, у него
формируются собственные познавательные ценности, ценности переживания и
преобразования (В.В. Давыдов).
Опрос
учителей (было опрошено более 50 человек) показал неоднозначность их отношения
к проблеме воспитания подростков, отнесение ее на второй план. Это проявилось также
в ходе изучения отчетов учителей за последние 5 лет. Основное педагогическое
внимание направлено на освоение различных систем и методик обучения, новых
предметных курсов, а вопросы воспитания учащихся отходят на второй план. При
этом явно проявляется то, что называется вербализмом в воспитании:
педагогические мероприятия ограничиваются беседами этического содержания,
воспитательными мероприятиями шаблонного порядка. Успех учителя в формировании
общечеловеческих ценностей у школьников зависит от ряда факторов. Основными,
на наш взгляд, являются следующие:
1)
наличие таких
качеств у самого учителя;
2)
цели и задачи
воспитательного характера, которые он ставит на каждом уроке;
3)
квалифицированный
анализ учебных занятий с точки зрения формирования у учащихся общечеловеческих
ориентаций.
С первого дня
пребывания ребенка в школе учитель становится для него непререкаемым
авторитетом. Личность учителя играет важнейшую роль в процессе обучения и
воспитания. П.Ф. Каптеров отмечал, что «личность учителя в обстановке обучения
занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать
воспитательное влияние обучения» [53,595]. Добро, благородство,
справедливость, сплоченность, бескорыстие – это лишь некоторые составляющие
системы нравственных ценностей учителя. В педагогической деятельности эти
ценности в той или иной мере способствуют созиданию духовной культуры на межличностном
и личностно-коллективном уровнях.
Очень большое
значение имеет ценностная направленность деятельности учителя на уроке и для
формирования самооценки учащихся. Многие психологи (А.И. Липкина, Л.С. Славина,
Б.И. Савонько, В.С. Юркевич и др.) отмечают, что именно учитель , воздействуя
на ученика оценкой его труда, формирует у него представление о самом себе, о
своих возможностях, т.е. самооценку. А при низкой самооценке искажается вся
личность ребенка, т.к. самооценка ребенка – это и его надежды на будущее, его
отношения с окружающим миром, и мечты о профессии. Школьник с низкой
самооценкой видит себя как отстающего от других, как человека хуже других. У
него опускаются руки, он не верит в успех [150]. Все это непосредственно
отражается и на шкале ценностей, приоритетных для данного школьника. Поэтому
учителю следует быть чрезвычайно внимательным ко всякого рода оцениванию
достижений школьников. Отношения в классе должны строиться на основе уважения и
понимания каждой личности. Многократно отмечалось, что иностранный язык в
большинстве случаев является дисциплиной, где обучают общению, в связи с чем
возрастает роль преподавателя, своим примером демонстрирующего способы избегать
столкновения и разрешать конфликты.
В традиционных
дидактических системах основой любой педагогической технологии является объяснение,
а в ценностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. В.С.
Библер так разъясняет отличие этих двух феноменов: при объяснении - только одно
сознание, один субъект, форма речи – монолог; при понимании – два субъекта, два
сознания, взаимопонимание, и, соответственно, диалог [12]. Объяснение всегда
является взглядом «сверху вниз», назиданием. Понимание же – прежде всего
общение, сотрудничество, равенство. Выбор той или иной педагогической
технологии зависит от позиции учителя и ученика в учебном процессе. На это
обращал внимание еще К.Н. Вентцель, проектируя деятельность педагога в «Доме
свободного ребенка»: «При существующем методе обучения учитель является
центральным действующим лицом, которое господствует над детьми, которое им
показывает, их спрашивает… Надо, чтобы излагали, показывали, рассказывали и
спрашивали больше сами дети, а чтобы учителю приходилось больше слушать; надо,
чтобы дети все время были активными, а не страдательными лицами, - тогда
процесс обучения и воспитания, несомненно, выиграет» [22,96].
Истоки развития
ценностно-ориентированных педагогических технологий содержатся в положениях
диалоговой концепции культуры Бахтина-Библера, где обоснована идея всеобщности
диалога как основы человеческого сознания. «Диалогические отношения – почти
универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и
проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение. Где
начинается сознание, там начинается и диалог» [12,34]. Важно так строить работу
с детьми, чтобы моральные знания и представления, получаемые школьниками во
взаимодействии с учителем, углублялись потом на остальных уроках. Эти знания
должны быть связаны с повседневной жизнедеятельностью детей. Все то, что
эмоционально воспринято, что нашло отклик в душе ребенка, становится побудительной
основой его поведения. «Знания, чувства, поведение – вот та триада, через
которую педагог ведет свое воспитательное влияние на ребенка [143,9].
Одним из важнейших
условий обучения школьников подросткового возраста иностранному языку является
формирование у них положительного отношения к учебе и познавательных интересов.
Поэтому урок должен быть организован так, чтобы ребята работали с увлечением,
не замечая усталости. Весь дидактический материал должен служить этому. Уроки
должны проходить в увлекательной форме, быть эмоциональными, методически разнообразными,
насыщенными упражнениями. Они рассчитаны не на прямое морализаторское
воздействие, а на живое и непосредственное включение подростка в мир этических
категорий. Школьник на этих занятиях может без особых усилий и при этом
последовательно и постоянно овладевать основными ценностными знаниями и
умениями их применять в повседневной жизни, в общении с окружающими.
Основой
формирования общечеловеческих ценностных качеств личности является ее деятельность
и общение. Именно педагогически организованные деятельность и общение создают
те воспитательные ситуации, те взаимодействия и отношения, в которых происходит
формирование и проявление основных ценностных качеств личности подростка.
«Человечность» личности подростка проявляется в его отношениях к другим людям.
Эта сфера деятельности ученика реализуется посредством контактов с людьми,
через общение с ними. Специфика общения состоит в том, что в нем активность
личности направлена на познание людей и взаимодействие с ними. В общении
подростки имеют возможность, в отличие от других видов деятельности, максимально
проявить свои ценностные качества, овладеть нормами поведения и взаимодействия
с другими людьми, приобрести индивидуальный нравственный опыт, оценить поступки
и действия взрослых и сверстников и получить оценку своих поступков.
Являясь субъектом
общения, ребенок удовлетворяет свои важнейшие социальные потребности в
эмоциональном контакте, в познании и во многом другом. Удовлетворяя свои потребности
в процессе взаимодействия подростка с окружающими его сверстниками, родителями,
учителями, он реализует свою активность, становится не только объектом, но и
субъектом воспитания. «Коммуникативная деятельность опирается на социальные
мотивы и цели, а ее содержанием является решение поведенческих задач» [10,4].
Успех обучения коммуникации зависит от того, насколько мотивированы, целесообразны,
и реализуемы задачи, поставленные перед учащимися.
Общие тенденции
развития методов обучения в настоящее время тяготеют к игровым формам как
наиболее эффективным и гуманным. Феномен игры привлекал внимание философов,
этнографов, биологов, психологов и педагогов, а проблема ее использования в
учебном процессе является одной из «вечных» в теории и практике обучения и
воспитания [35]. Значительный вклад в разработку теории и практики игрового
обучения и воспитания внесли К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.К.
Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. Учебный эффект игры
заключается в том, что у учащихся формируются достаточно высокие умения и
навыки проявления инициативы в действиях, логичности, последовательности,
точности, ясности и выразительности умственных и речевых операций. В процессе
игры у школьников вырабатывается своя точка зрения и умение включаться в разные
виды деятельности. Кроме того, ученики лучше осознают себя, свои социальные
функции, множество образов собственного «Я» и положение вещей в окружающей
действительности. Игра дает возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве,
себя во Вселенной. Значение приобретенного понимания себя, уточнения образа «Я»
трудно переоценить: по важности оно может сравниться с достижением главной
практической цели овладения иностранным языком и еще более ценно в
воспитательном и развивающем аспектах. Обращение методистов к игре объясняется
и тем, что в игровой ситуации благодаря моменту условности относительно легко
воспроизвести или имитировать основные факторы, определяющие коммуникацию
(мотивы и цели участников, их роли, обстоятельства общения, тактика достижения
целей) [10]. Игра позволяет варьировать эти факторы непринужденно и естественно,
а сверх того создает в классе атмосферу свободного общения. Другая полезная
сторона игровых ситуаций состоит в том, что речь школьников оценивается не по
косвенным критериям (скорость говорения, число ошибок и т.д.), а по
коммуникативному эффекту – ребенок достиг поставленной цели средствами
изучаемого языка. А вторичные характеристики (темп речи, ее правильная
грамматическая оформленность, интонация и т.п.), как и в реальной ситуации
общения, занимают второстепенное место.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|