Реферат: Педагогические условия формирования общечеловеческих ценностей у подростков в процессе изучения иностранного языка
Система
ценностей в широком смысле слова – это внутренний стержень культуры,
объединяющее звено всех форм общественного сознания. По мнению А.Г.
Здравомыслова, ценности – это «обособившиеся в ходе развития самой истории
благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы»[44,166].
Рассмотрение
специфики, содержания и структуры общечеловеческих ценностей следует начать с
введения ее первого элемента – субъекта ценности. Это, во-первых, природа как
источник и условие жизни и ее духовного потенциала, выступающая в качестве
самоценного субъекта, а не только условия и среды межсубъектных отношений. Во
вторых, человек и любая общность: семья, социальная группа, школьный класс,
группа, нация, народность, общество. Отдельный человек в этих отношениях
предстает как индивид, личность, гражданин. На это наслаиваются различные типы
отношений: межличностные, межвозрастные, межполовые, наконец, межнациональные.
Вторым
исходным элементом является объект – носитель ценности. Это, во-первых, природа
не только как источник жизни, самоценный субъект и среда обитания, но и как
непосредственный объект – посредник межчеловеческих отношений. Во-вторых, им
может быть лишь такое явление, событие, факт, идея, которые приобретают в
процессе оценки их субъектом положительную или отрицательную значимость. Эта
значимость и делает объект оценки носителем соответствующих экономических,
политических, правовых, моральных, нравственных, религиозных или эстетических
ценностей [28,57].
Анализ
литературы дает основание считать, что ценность выражает человеческое измерение
культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия,
человеческого сосуществования, характеризует человеческое измерение общественного
сознания. О том, что общечеловеческие ценности являются ценностями индивидуального
субъекта, прекрасно сказал В. Днепров: «Нравственность должна утвердиться в
душе каждого отдельного человека, она должна многократно реализоваться внутри
каждой личности [39,173].
Разработанной
и общепринятой концепции общечеловеческих ценностей нет ни в западной
литературе, ни в отечественной, хотя некоторые аналоги в виде
«общечеловеческого», «вечных, универсальных начал» и т.д. имеют давнюю традицию
в истории множества современных наук. Общечеловеческие ценности – одно из наиболее
часто встречающихся ныне словообразований, постоянно попадающих в наше поле
зрения на страницах газет и журналов. По мнению Р. Соколова, общечеловеческие
ценности – это идеал, символ, образец, регулятивная идея, и в таком качестве
они имеют право занимать соответствующее место в нашем сознании и мировоззрении.
В этом смысле «общечеловеческие ценности не являются просто выдумкой, пустой
мечтой – за ними глубоко пережитый исторический опыт человечества, его потенции
и устремления» [124,55].
Функционирование
ценностей – это их воздействие на человеческую деятельность, человеческое поведение,
общественную жизнь, развитие культуры. Понятно, что воздействие это
осуществляется и проявляется по-разному, в зависимости, с одной стороны, от
характера того или иного вида ценностей – религиозных или эстетических,
нравственных или художественных, с другой – от особенностей аксиологического
субъекта – индивидуального или совокупного, той или иной социальной группы или
человечества в целом, наконец, от того, функционирует ли ценность внутри
духовного мира субъекта, влияя так или иначе на его целостное сознание, деятельность
или поведение.
Множество
подходов к определению специфики и содержания общечеловеческих ценностей располагаются,
так или иначе, между крайностями субъективно-релятивистских и
объективно-абсолютистских концепций. Представители первой из них выводят
ценность из биопсихологической природы человека, считая индивидуальные желания,
потребности и интересы исходным и единственным источником ценностей, а их
переживание человеком – основным способом их бытия. Ценности, с этой точки
зрения, есть лишь «факты чувства, желания, удовлетворения, решения, и для них
нет места в мире вне центров опыта»[164,210].
Сторонники
второй, объективистской, группы аксиологических концепций считают, что ценности
объективны и абсолютны и представляют собой идеальные сущности, которые
находятся за пределами реальности, вне пространства и времени. Эти ценности не
зависят от сознания и опыта человека, представляя для людей лишь абсолютные
принципы общезначимости и долженствования. Этой концепции придерживались М.
Шелер, Г. Риккерт, В.С. Соловьев, С.Л. Франк и др. Они пытались определить
составляющие структуры теории ценностей. Наиболее точно основные моменты этой
теории отметил Н.О. Лосский. Во-первых, это включение в состав ценности бытия
переживания, значения и идеала в отличие от концепций, сводящих ценность лишь к
одному из этих элементов. Во-вторых, они входят в содержание и культуру
ценности не как рядоположенные, а иерархично целеустремленные от бытия к
идеалу, что, собственно, и делает их элементами ценности. И в-третьих, только
такое, «не статичное, а внутренне напряженное, динамичное функционирование
ценностей в эволюции всего сущего к абсолютной полноте жизни и определяет их в
качестве основания и ядра человеческой культуры» [72,274-275]. Таким образом,
даже очень краткий обзор наиболее значительных аксиологических концепций
показывает, что из всех явлений, связанных так или иначе с ценностями, к
определению их специфики имеют отношение лишь такие, как «значимое»,
«желаемое», «должное», «норма», «цель», «идеал», в отличие, скажем, от понятий
«отношение» или «переживание», неспецифичных для ценности.
1.2.
Формирование общечеловеческих ценностей как психолого-педагогическая проблема
Проблема
человека всегда была главной проблемой философии, подобно тому, как понятие
личности всегда являлось главным понятием педагогики. Сегодня практические
задачи педагога определяются не только передачей знаний, умений и навыков, но и
выявлением и развитием всех сущностных сил ребенка, во внушении воспитанникам
сознания собственной неповторимости, в побуждении их к самовоспитанию [55].
В
настоящее время получила развитие теория личностно-ориентированного
образования. Она направлена на воспитание человека, способного жить среди людей
по законам добра, справедливости, любви и т. п. – то есть всего того, что
вписывается в понятие общечеловеческих ценностей. Поскольку речь идет о
человеке, становлении его личности, закономерно встает вопрос о приоритетных
соотношениях обучения, развития и воспитания. Раньше мы говорили об обучении и
воспитании, сегодня главное – обучение и развитие. Ведь воспитание – это тоже
развитие личности, особенно в нравственном аспекте. И в нынешних условиях
следовало бы говорить не столько о воспитании, сколько о самовоспитании.
«Ребенок делает себя сам, а мы – его помощники, в зависимости от нашего
профиля. Психологические механизмы развития действуют через предмет
деятельности. Самым мощным средством развития, а, следовательно, и воспитания
является учебная деятельность» [17,75].
Культура
как фактор преемственности накопленного человечеством опыта, социальных и
нравственных ценностей оперирует понятием «справедливость», «красота», «добро»
и т.д. Она определяет ведущие ценностные категории для всех поколений. Культура
не может существовать вне и помимо человека. Богатство его способностей, форм
общения и видов деятельности направлено на создание различных ценностей. Одна
из особенностей культуры в том, что обладая множеством ценностей, она
объективно дает возможность человеку при их приятии сделать самостоятельный
выбор. Государство по своим социальным функциям может стимулировать те способы
и средства, которые с самого раннего возраста приучают ребенка уметь делать
целесообразный выбор [21].
В
современном образовании происходит ориентация на индивида, на развитие
личности, что превращает культуру в важнейший фактор духовного обновления как
общества в целом, так и отдельной личности. Нас интересует воспитательно-образовательный
аспект культуры как основы сохранения общечеловеческих ценностей в традициях
народа и передачи их детям в тесной взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего
развития всего общества в целом и отдельно взятой личности. Именно поэтому в
современной педагогике особенно обострилось внимание к культуре как фактору
социального развития. Многие ученые приходят к выводу, что духовные и социокультурные
признаки конкретного народа или отдельного региона оказывают существенное
влияние на развитие всего общества. Р. М. Чумичева отмечает, что
«индивидуально-творческое развитие личности невозможно вне связи ребенок и
культура. Именно культура выступает связующим фактором между социальным и
генетическим в личности, делает человека членом цивилизованного общества.[108,14].
О значимости
соприкосновения с миром культуры, создающей уникальное первоначальное образование
и направляющей развитие внутреннего мира ребенка, говорили Б.Г. Ананьев, Л.С.
Выготский, Н.В. Гусева А.В. Запорожец и другие.
Одним
из главных призваний отечественного образования является, по нашему убеждению,
«создание у подрастающих поколений фундаментальных начал тех ценностей, которые
традиционно выступают в роли имеющих непреходящее значение стимулов
человеческой жизни и деятельности» [103,89]. И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов в центре
аксиологической концепции выделяют ценностное мышление, обеспечивающее человеку
понимание ценности всего мира и каждого человека в нем. Система ценностей,
образующих аксиологический аспект педагогического сознания, включает:
1)
ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной сфере;
2) ценности,
удовлетворяющие потребности в общении;
3)
ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;
4)
ценности, позволяющие осуществить самореализацию;
5)
ценности, дающие возможность удовлетворения практических возможностей [63,24].
Проблемам
воспитания на всех этапах развития российского образования придавалось
первостепенное значение. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается –
писал С.Л.Рубинштейн,- чтобы тысячами нитей связать человека с жизнью – так,
чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него
притягательные, которые он считает своими, в решение которых он включается [112].
В
российском обществе большую популярность всегда имели концепции «разумного
воспитания». Представления о воспитании связывались с идеями «служения
Отечеству и личной свободы воспитуемых, с целью привития учащимся уважения к
человеческому достоинству и истине. Продолжая традиции отечественного духовно-нравственного
воспитания, В.А.Сухомлинский понимал его как главный труд души ребенка,
направленный на формирование внутреннего плана сознания через усвоение внешних
действий с предметами и социальных форм общения. Традиция воспитания общечеловеческих
ценностей своими корнями уходит в глубинные истоки человеческой культуры. Это и
Протагор («мера всех вещей – человек»), и Сократ (определил и обобщил такие
понятия, как «доблесть», «справедливость» и т.д.), и Платон, который отдавал
предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли», и Аристотель, призывавший к
воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и
моральной чистоты. Педагог – гуманист И.Г. Песталоцци большое внимание уделял
воспитанию у детей «истинной человечности» и «деликатной любви к людям» в
единстве с другими сторонами воспитания [92,12]. В отечественной педагогике XVII-XIX в.в. эта традиция связывается, прежде всего, с трудами В.Г.
Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского и других, которые относили к
основным качествам индивида – уважение человеческого достоинства. Гуманные
чувства они считали социальными и придавали им большое значение.
Вопросы
воспитания, к сожалению, пока еще решаются плохо. И подлинная причина – не в
неумении учителей, их низкой профессиональной компетенции, а в том, что «в
нашем российском доме так и нет согласия в ценностях, на которых можно и нужно
воспитывать молодежь»[83,4].
Прав
был известный русский философ И.А.Ильин, говоря, что «образование без
воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей
полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых
и беззастенчивых карьеристов, оно… развязывает и поощряет в человеке волка»
[49,309]. Именно эта проблема стоит перед современным российским учительством.
Цель
ценностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревская определяет как
«воспитание целостного человека культуры, имеющего взаимосвязанные природную,
социальную и культурную сущности» [17,73]. Е.В. Бондаревская выделяет следующие
понятия, характерные для воспитательного процесса:
а)
воспитание гуманной личности (милосердие, добродетель и т.д.);
б)
воспитание свободной личности (высокий уровень самосознания, самостоятельность
принятия решений и т.д.);
в)
воспитание человека культуры (знание родного и иностранных языков, литературы,
истории интеллигентность и т.п.);
г)
воспитание творческой личности (жизнетворчество, развитый интеллект, знания,
умения, навыки и т.п.);
д)
воспитание духовной личности (потребность познания, потребность в красоте и т. д.);
е)
воспитание нравственной личности (честь, достоинство, совесть, понятие о долге,
уважение человеческого достоинства и т. д.) [14,10-11].
И.С.
Артюхова утверждает, что общечеловеческие ценности должны стать основой всех
школьных предметных методик. Главная особенность ценностно-ориентированного
содержания образования состоит в том, что оно не может задаваться в отрыве от
процессуальной формы его существования – методики, технологии, формы и т.д.
Кроме задаваемых извне стандартных компонентов, в содержание
ценностно-ориентированного образования включаются эмоционально-ценностные,
личностные элементы, которые неотрывны от самого процесса обучения с присущим
ему межсубъектным общением. Таким образом, содержание учебных занятий должно
складываться из научного и культурного опыта, существующего до и независимо от
процесса обучения, т.е. в виде учебно-программных материалов (образовательный
стандарт) и личностного опыта.
Особая функция
образования состоит в том, что своим содержанием оно закладывает базовые,
фундаментальные основы свободной творческой личности, человека культуры,
нравственной, духовной, экологической, эстетической, экономической и других ее
сторон. А для этого, как справедливо отмечают В. Болотов и А. Малышевский,
необходимо «осмысление образования в контексте жизни человека, приобщающегося к
культуре, обретающего возможность для реализации своих сущностных сил» [13,12].
Контекст жизни, по мнению этих авторов,- это контекст духовно – нравственного
развития ребенка. А образование лишь оказывает влияние на развитие через его
механизмы.
По мнению В.
Караковского, семья и школа должны привить ребенку не только эстетическую
культуру, но и «культуру мира». Передача знаний о мире и становление отношений
к этому миру – два самых широких процесса, организуемые обществом и педагогами
во имя подготовки молодого поколения к жизни в обществе. Мирное сосуществование
различных людей является в настоящее время проблемой очень актуальной. К
сожалению, дети уже с первых лет жизни встречаются с такими понятиями как
«вражда, борьба, война, стрельба» и т.п.
Изученная и
проанализированная философская и психолого-педагогическая литература
показывает, что проблема общечеловеческих ценностей и ее место в воспитании
личности – одна из важнейших не только в современной педагогической науке, но
она играла ведущую роль в истории мировой школы, начиная с Античности и Средних
веков. Однако исследователи до сих пор не пришли к единому пониманию ценностей.
В данной работе под общечеловеческими ценностями понимается идеал, символ,
образец, регулятивная идея, впитавшие глубоко пережитый исторический опыт
человечества, его потенции и устремления. Любая ценность имеет вид требования к
поведению человека и фиксируется целой группой ценностных эквивалентов.
В ходе исследования были
выявлены пути передачи ценностей, главным из которых является культура, как
своего народа, так и народов других стран. Формирование ориентации школьников
на общечеловеческие ценности может осуществляться только при условии учета их
возрастных особенностей. Это повышает роль учителя в процессе формирования
гуманистических ориентаций.
1.3.
Влияние возрастных и индивидуальных особенностей на процесс формирования
общечеловеческих ценностей у подростков.
Уже в
глубокой древности понимали, что как физическое, так и умственное развитие
тесно связаны с возрастом. Эта очевидная истина не требовала особых
доказательств – чем больше живет человек на свете, тем крепче он становится; с
возрастом приходит мудрость, накапливается опыт, умножаются знания. Каждому
возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального
развития. Конечно же, данное соответствие справедливо лишь в общем и целом,
развитие конкретного человека может отклоняться в ту или иную сторону.
Учет
возрастных и индивидуальных особенностей является одним из основополагающих
педагогических принципов, опираясь на который, учителя регламентируют учебную
нагрузку , обосновывают и устанавливают объемы занятости детей различными
видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня,
режим труда и отдыха, осуществляют выбор форм и методов учебно-воспитательной
деятельности.
После
относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется
бурным и сложным. Недаром С. Холл назвал его периодом «бури и натиска» Развитие
на этом этапе , действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений
наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность
подростков - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления,
тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость
характера и поведения взрослеющего ребенка. Анна Фрейд так описала эту
подростковую особенность:»Подростки исключительно эгоистичны, считают себя
центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время
ни один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую
преданность и самопожертвование…»
Среди
многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяется
формирующееся у него чувство взрослости и «Я-концепция». Конечно, подростку еще
далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Но
он стремится к взрослой жизни и претендует на равные со взрослыми права. Новая
позиция проявляется в разных сферах, чаще всего – во внешнем облике, в манерах
Еще совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить
вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплевывая через плечо У него могут
появиться сигареты и обязательно – новые выражения Подражание взрослым не
ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по линии развлечений,
романтических отношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|