Реферат: Основные направления социальной защиты населения России
§ 5 Защита инвалидов и
нетрудоспособных слоёв населения
На сегодняшний момент законодательство РФ дает право каждому
инвалиду или нетрудоспособному человеку на индивидуальную программу
реабилитации, в соответствии с которым государство гарантирует обеспечение
таких важнейших потребностей инвалида как реабилитация, образование и
трудоустройство.
Индивидуальную программу реабилитации (Ипр)- это комплекс
оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий (услуг) соответствующих
его индивидуальным потребностям, который разрабатывается при участии инвалида
или его законного представителя (родителя), при этом последние имеют право
выбирать исполнителя указанных в Ипр услуг и мероприятий или получать
компенсацию в размере их стоимости в случае самостоятельной оплаты Ипр.[15]
Таким образом, право на Ипр является одним из основных
социальных прав инвалидов, которое направлено на предоставление им равных со
«здоровыми» людьми возможностей участвовать в жизни общества.
Но именно это право является наиболее нарушаемым правом
инвалидов и в особенности детей инвалидов. Так, в 2000г. в России были
разработаны Ипр только для 9% детей-инвалидов. Никто из детей инвалидов не
получил Ипр для обучения в «обычных» школах, при этом родители не имели и не
имеют возможность участвовать в составлении Ипр. Эти данные являются
индикатором того, что социальная защита инвалидов, которая определяется
законом, как «система гарантированных государством экономических, социальных и
правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации)
ограничений жизнедеятельности и направлениях на создание им равных с другими
гражданами возможностей участия в жизни общества»[16]
в действительности из всеобъемлющей системы мер «мутировала» в мизерную пенсию
и незначительные льготы.
По мнению автора социальная защита права инвалидов на
разработку и осуществление индивидуальной программы реабилитации становится
важнейшим направлением борьбы за права инвалидов.
Чтобы реализовать свои права инвалидам, их родителям и их
организациям необходимо, заручившись поддержкой зарождающегося гражданского
общества, добиться выполнения законодательства, используя все разрешенные
законом способы защиты гражданских прав.
В связи с изложенным выше, автор делает вывод: защита прав
инвалида или нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком
уровне. Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы
вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им рабочие
места и обеспечить участие в общественной жизни.
§6 Социальной защиты семей с детьми
|
|
|
|
|
Проект закона Санкт-Петербурга
устанавливает систему мер социальной поддержки семей Санкт-Петербурга,
имеющих детей:
- единовременная компенсационная выплата при рождении ребёнка;
- ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей,
обучающихся в государственных (муниципальных) образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы: начального,
основного, среднего (полного) общего, начального профессионального
образования, на приобретение комплекта детской (подростковой) одежды для
посещения школьных занятий и спортивной формы;
- ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от рождения до 1 года на
приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания;
- ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 1 до 2 лет на
приобретение
специальных молочных продуктов детского питания;
- ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 2 лет до момента
поступления в первый класс общеобразовательного учреждения
Санкт-Петербурга на приобретение продуктов питания и товаров детского
ассортимента;
- ежемесячное пособие на ребёнка с момента поступления в первый класс и
до окончания общеобразовательного учреждения (но не старше 18 лет) на
приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента;
- обеспечение питанием детей, обучающихся в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы: начального, основного, среднего
(полного) общего, начального и среднего профессионального образований,
финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
Единовременная компенсационная выплата при рождении (усыновлении в
возрасте до трёх месяцев) ребёнка назначается по заявлению обладателя
права в размере 3,5 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге,
установленного на II квартал года, предшествующего обращению, без учёта
среднедушевого дохода.
При рождении двух и более детей одновременно единовременная
компенсационная выплата назначается на каждого ребёнка.
Количество детей, родившихся в 2003 году - 40194 ребёнка.
Количество детей, на которых была получена компенсационная выплата в 2003
году -29 614 человека.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года
составил 2489,6 руб.
3, 5 прожиточного минимума составляет 8 714 рублей
Сумма расходов на планируемый год, если выплаты производить всем без
учёта среднедушевого дохода: 356 555, 025 тыс. руб.
Ежегодная компенсационная выплата на детей из многодетных семей,
обучающихся в государственных или муниципальных общеобразовательных
учреждениях или в учреждениях начального профессионального образования,
назначается по заявлению обладателя права в размере 0,3 прожиточного
минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года,
предшествующего обращению.
Количество детей из многодетных семей, обучающихся в государственных или
муниципальных общеобразовательных учреждениях или в учреждениях
начального профессионального образования - 20 232 человек. |
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года
составил 2489,6 руб.
0,3 прожиточного минимума составляет 750 рублей
Сумма расходов на планируемый год: 15 000 тыс. рублей.
Расходы на ежегодную компенсационную
выплату на детей из многодетных семей, обучающихся в государственных или
муниципальных общеобразовательных учреждениях или в
учреждениях начального профессионального
образования предусматриваются в бюджете органов местного самоуправления.
Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от рождения до 1 года на
приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания
назначается по заявлению обладателя права в размере, прожиточного
минимума для детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года,
предшествующего обращению:
- 0,5 прожиточного минимума для детей
- при рождении первого
ребенка;
- 0,65 прожиточного минимума для
детей - при рождении
второго ребенка;
- 0,35 прожиточного минимума для детей - при рождении третьего и
последующих детей.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года
составил 2489,6 руб.
0,5 составляет 1 244.8 руб.
0,65 составляет 1 618,24 руб.
0,35 составляет 871,36 руб.
Планируемое количество получателей в возрасте от 0 до 1 года - 24 079
человек.
Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 531 046,40
тыс. рублей.
Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 1 года до 2 лет на
приобретение специальных молочных продуктов детского питания назначается
по заявлению обладателя права в размере 0,1 прожиточного минимума для
детей в Санкт-Петербурге, установленного на II квартал года,
предшествующего обращению.
Количество детей в возрасте от 1 до 2 лет - 19 359 человек
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года
составил 2489,6 руб.
0,1 прожиточного минимума составляет 248,96 руб.
Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 80 253,30
тыс. рублей.
Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 2 лет до момента поступления
в первый класс образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы: начального, основного, среднего (полного) общего образования,
на приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента
назначается по заявлению обладателя права в размере 0,1 прожиточного
минимума для детей в Санкт-Петербурге установленного на II квартал года,
предшествующего обращению.
Количество детей в возрасте от 2 до 7 лет - 109 000 человек
Количество одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 2 до 7 лет - 14
130 человек
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года
составил 2489,6 руб.
0,1 прожиточного минимума составляет 248,96 руб.
Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов: 374 474,7
тыс. руб.[17]
Ежемесячное пособие на ребёнка с момента поступления в первый класс и до
окончания образовательного учреждения, реализующего образовательные
программы: начального, основного, среднего (полного) общего образования
(но не старше 18 лет), на приобретение продуктов питания и товаров
детского ассортимента назначается по заявлению обладателя права в размере
0,04 прожиточного минимума для детей в Санкт-Петербурге установленного на
II квартал года, предшествующего обращению.
Количество детей в возрасте от 7 до 16 лет - 272 485 человек.
Количество одиноких матерей, имеющих детей в возрасте от 7 до 16 лет - 27
314 человек.
В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от
13.07.2004 № 1277 размер прожиточного минимума на II квартал 2004 года
составил 2489,6 руб.
0,04 прожиточного минимума составляет
99,6 руб.
Сумма расходов на планируемый год с учётом почтовых расходов:
365641,0 тыс. руб.
Обеспечение питанием детей, обучающихся в образовательных учреждениях,
реализующих образовательные программы: начального, основного, среднего
(полного) общего, начального и среднего профессионального образований,
финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Расчёт затрат бюджета на обеспечение питания производится Комитетом по
образованию.
Расходы на реализацию мер социальной поддержки в 2005 году семей
Санкт-Петербурга, имеющих детей, предусмотренные проектом закона
Санкт-Петербурга «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в
Санкт-Петербурге», ответственным за исполнение которых является Комитет
по труду и социальной защите населения:
Единовременная компенсационная выплата при рождении (усыновлении в
возрасте до трёх месяцев) ребёнка - 356 555,025 тыс.руб.
Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от рождения до 1 года на
приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания -
531 046,40 тыс. рублей.
Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 1 года до 2 лет на
приобретение специальных молочных продуктов детского питания - 80 253,30
тыс. рублей.
Ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте от 2 лет до момента поступления
в первый класс общеобразовательного учреждения Санкт-Петербурга на
приобретение продуктов питания и товаров детского ассортимента - 374
474,7 тыс. рублей.
Ежемесячное пособие на ребёнка с момента поступления в первый класс и до
окончания общеобразовательного учреждения (но не старше 18 лет) на приобретение
продуктов питания и товаров детского ассортимента - 365 641,0 тыс.рублей.
Всего: 1 707 970,425 тыс. руб.[18]
Таким образом, автор делает вывод, что
государство уделяет внимание защите семей с детьми.
|
|
|
Заключение
По существу поставленных цели и задач и
проведенного исследования, автором были сделаны следующие выводы :
1. Для
поддержания социальной справедливости в обществе, социальная политика
предусматривает раздел «социальная защита населения».Социальная защита – это
система законодательных, социально-экономических и морально - психологических
гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества
условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека,
обеспечивающие достойные и социально приемлемое качество их жизни.
2.
В настоящее время
системы социального страхования выполняет следующие задачи: устанавливает предельные
величины заработка, на который начинаются страховые взносы (естественно,
после существенного сокращения научного пространства неформальной и теневой
экономики: скрытых заработков); страхует принципы в области пенсионного
обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов и элементов
профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываться
от возможностей распределительной системы; постепенно переходит к уплате
страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе; отлаживает
механизм обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных
страховых взносов .
3.
Прожиточный минимум
в целом по Российской Федерации предназначается для: оценки уровня
жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации
социальной политики и федеральных социальных программ; обоснования
устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и
минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров
стипендий, пособий и других социальных выплат; формирования федерального
бюджета.
4.
Государство
продолжает проявлять заботу о пенсионерах. В течении следующего года пенсии
будут повышаться три раза. Дважды пройдет индексация и один раз, с 1 октября –
увеличение базовой пенсии. Таким образом, к 2005 году размер средней пенсии
достигнет 1800 рублей.
5.
Защита прав
инвалида или нетрудоспособного человека в России пока находится на очень низком
уровне. Необходимо создать законодательную и нормативно-правовую базу, чтобы
вовлечь инвалидов в нормальный процесс жизни общества, предоставить им рабочие
места и обеспечить участие в общественной жизни.
- Государство
уделяет значительное внимание защите семей с детьми.
Из всего выше сказанного следует, что сущность социальной
защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в
сложной жизненной ситуации, не зависимо от его места жительства,
национальности, пола, возраста.
В работе рассматриваются такие направления социальной защиты
как: защита пенсионеров, нетрудоспособных слоев населения (инвалидов),семей с
детьми и защита безработных.
Совершенствование системы социальной защиты и социальной
помощи населению РФ является сейчас не только благими намерениями, но и
насущной необходимостью.
Список используемой литературы
Пантелеева Т.С. Червякова
Г.А. «Экономические основы социальной работы» учебное пособие для ВУЗов 2001г.
Философский словарь, 1997,-
под ред. И.Т. Фролова.
ФЗ «о социальной защите
инвалидов», ст.№2
Научно практический и
теоретический журнал Финансы и кредиты №5(119)март 2004
www.gov.spb.ru
Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
О социальной поддержки
семей Санкт-Петербурга, имеющих детей. 14.07.04
www.gov.spb.ru
Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
Денежные доходы
населения и прожиточный минимум в III квартале 2004
Бухгалтерская газета
<http://www.dis.ru/bg/> №4 /
2003 Выплата пособия по временной нетрудоспособности (ПВНТ)
17.09.2003
М. Денисов, В. Милитарев, «Товарищ»
<http://www.atvr.ru/experts/2003/9/17/3855.html>
[1]
Философский словарь, 1997,- под ред. И.Т.
Фролова.
[2]
Там же
[3]
Там же
[4]
Там же
[5]
Философский словарь, 1997,- под ред. И.Т.
Фролова.
[6]
Там же
[7]
Там же
[8]
Бухгалтерская газета
<http://www.dis.ru/bg/> №4 /
2003 Выплата пособия по временной нетрудоспособности (ПВНТ)
[9]
www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
Денежные
доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004
[10] www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
Денежные
доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004
[11]
www.gov.spb.ru Официальный портал администрации Санкт- Петербурга
Денежные
доходы населения и прожиточный минимум в III квартале 2004
[12]
[12]
Научно практический и теоретический журнал Финансы и кредиты №5март 2004
[13]
Научно практический и теоретический журнал Финансы и кредиты №5(119)март 2004
[14]
Там же
[15]
Научно практический и теоретический журнал//Финансы и кредиты стр.16
[16]
ФЗ «о социальной защите инвалидов», ст.№2
[17]
www.gov.spb.ru Официальный портал администрации
Санкт- Петербурга
О социальной поддержки
семей Санкт-Петербурга, имеющих детей. 14.07.04
[18]
www.gov.spb.ru Официальный портал администрации
Санкт- Петербурга
О социальной поддержки
семей Санкт-Петербурга, имеющих детей. 14.07.04
|