Реферат: Детские и юношеские общественные организации
Реферат: Детские и юношеские общественные организации
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
Специальность 010400
Студентка III курса Латышева И.С.
Зачётная книжка № 0112111
СОВРЕМЕННЫЕ ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Курсовая работа
Научный руководитель Антропова Л.В.
Череповец
2002
План:
Введение.
|
3 |
§1.Классификация
детских общественных организаций. |
6 |
§2.Характкристика
детских и юношеских общественных организаций. |
8 |
§3.Детские
и юношеские организации позитивной направленности. |
10 |
§4.Детские
и юношеские организации негативной направленности. |
15 |
§5.Детские
и юношеские организации нейтрального содержания. |
24 |
§6.Педагогические
условия успешного взаимодействия школы и общественных организаций в
воспитательном процессе. |
25 |
Заключение. |
27 |
Библиографический
список используемой литературы |
32 |
Введение.
Сейчас очень остро стоит
проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать
подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное
время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления
наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты
социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились
материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали
детству и должны ему принадлежать.
В современных условиях в России число детских и
молодёжных общественных организаций возросло в несколько десятков раз. В каждом
регионе насчитывается от 5 до 50 и более различных общественных формирований,
созданных для детей или вместе с детьми. Вместе с тем вовлечённость детей и
молодёжи в общественное движение составляет около 10%.[1]
В 1997 году общий процент детей, считающих себя
членами любых детских объединений, составлял в среднем 13,4% опрошенных, а ведь
в 1996 году таких респондентов было 15,6%, в 1995- 18,7%, в 1994- более 22%.
Желание быть членами детских общественных объединений высказали 45% подростков,
не входящих ни в одно из них.[2]
Дети не хотят вступать в организации по следующим
причинам:
Ориентированность вновь
создаваемых объединений только на учебно-воспитательные или чисто абстрактные
цели;
Жёсткий авторитет
руководства со стороны взрослых;
Нежелание руководителей
расстаться с устаревшими формами работы;
Закрытость от реального
окружения, преобладание «надуманных» жизненных ситуаций, игнорирование
отечественных традиций.[3]
Изучением данного вопроса занимались следующие
исследователи: председатель Федерации детских организаций, депутат Гос. Думы
Елена Чепурных; вице-президент Ассоциации исследователей детского движения
Тамара Трухачёва; координатор Пионерского содружества и МГСПО Д.Лебедев;
кандидат педагогических наук, НИИ детства Н.П.Иванова; зав. Отделом
программирования Совета Федерации детских организаций «Юная Россия», кандидат
педагогических наук Л.Клочкова; доктор педагогических наук, профессор
Н.Шнуркова и др.
Объектом нашего исследования являются общественные
организации в России, предметом- детские и юношеские общественные организации.
Целью работы является раскрыть содержание, формы и методы деятельности детских
и юношеских общественных организаций. При изучении данной проблемы мы поставили
следующие задачи:
1.
раскрыть сущность и содержание
понятий: детские и юношеские общественные организации;
2.
показать содержание деятельности
позитивно направленных детских и юношеских организаций;
3.
исследовать содержание вредных
влияний негативно (ассоциативно) направленных юношеских организаций;
4.
раскрыть содержание деятельности
нейтрально направленных детских организаций;
5.
выявить необходимые педагогические
условия, способствующие позитивному формированю личности школьников при
взаимодействии школы и общественных организаций;
6.
разработать методические рекомендации
по успешному взаимодействию учителя с детскими и юношескими общественными
организациями в проведении культурного досуга.
Далее необходимо раскрыть сущность
понятий:
Так в словаре русского языка С.И. Ожегова:
Детский- не
свойственный взрослому, незрелый.[4]
Общественный-
1)относящийся к обществу, протекающий в обществе, связанный с деятельностью
людей в обществе; 2)относящийся к работе по добровольному обслуживанию
политических, культурных, профессиональных нужд коллектива.[5]
Юность- юный
возраст, промежуточный между отрочеством и зрелостью.[6]
Организация -
общественное объединение или государственное учреждение.[7]
В современном словаре иностранных слов:
Организация- совокупность
людей, групп. Объединённых для достижения какой-либо цели, решения какой-либо
задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и
иерархической структуры.[8]
Большая советская энциклопедия даёт следующее
определение:
Общественные организации- объединения граждан, построенные на основе
самоуправления, организационной самодеятельности, принципов демократического
централизма, ставящие перед собой цели, соответствующие законным интересам и
правам объединившихся лиц и осуществляющие деятельность, направленную на
реализацию этих целей и одновременно на решение задач, стоящих перед всем
обществом. Членство в О.о. основывается на принципе добровольности. О.о.-
составная часть политической организации общества наряду с системой
представительных органов и подчинённого им аппарата государственного
управления, с организациями местной самодеятельности и органами массовых
общественных движений. В процессе своей деятельности О.о. взаимодействуют со
всеми этими органами и организациями.[9]
Детские демократические организации- добровольные массовые объединения детей и
подростков, осуществляющие под руководством прогрессивных организаций или в
контакте с ними идейно-политическое и нравственное воспитание подрастающего
поколения.[10]
§1. Классификация детских общественных организаций.
Анализ современной практики
позволяет классифицировать детские организации по следующим критериям:
С точки зрения целей, задач
и содержания деятельности выделяются:
Ориентированные
на социализацию личности ребёнка, его гражданское становление, гармонизацию
личного и общественного, индивидуального и коллективного начал (представлены,
прежде всего, объединениями, действующими на основе опыта и традиций пионерской
организации);
Социально-индивидуальной
направленности (главным образом скаутские организации);
Связанные с начальной
профессиональной подготовкой детей («Бизнес-клубы», «Школы предпринимателей»,
«Лиги юных журналистов» и т. д.);
Детские общественные
структуры, пропагандирующие патриотическое, гражданское воспитание (клубы
юнармейцев, друзей милиции и т.д.);
Культурологического и
практического характера (по возрождению традиций, изучению истории и культуры
народов России, народных промыслов);
Борющиеся за утверждение
здорового образа жизни (спортивные, туристские).
По идеологическому признаку
существующие юношеские общественные организации можно разделить на:
Светские;
Религиозные;
Общечеловеческой
направленности;
Узконациональной
направленности.
По степени
самостоятельности, открытости, демократичности различаются:
Относительно
самостоятельные объединения, имеющие статус юридически оформленной структуры и
действующие на основе договора с другими структурами (государственными,
общественными) как партнёры;
Существующие в качестве
базы многочисленных взрослых общественных организаций (многие из них почему-то
зарегистрированы как «детские»), или взрослых политических движений (например,
экологического).[11]
С точки зрения специфики
реализации ими своих важнейших задач-функций:
Организации, которые решают
как первостепенную задачу удовлетворения интересов и потребностей детей,
передачу им знаний и умений, но обязательно включают подростков в социальную
практику, в том числе давая им возможность реализовать в деле свои знания и
умения;
Те, которые предлагают
ребятам, опираясь на их интерес, конкретные виды социально значимой
деятельности (на базе одного её профиля) и через них и с их помощью включают
подростков в социальную практику;
Организации, которые
заведомо строят свою жизнедеятельность на определённой системе ценностей, на
основе которой базируется их, чаще всего, многопрофильная, социально
ориентированная деятельность, системы отношений и самодеятельные по своему
характеру принципы функционирования организаций.[12]
Согласно результатам исследования, наибольшим
вниманием (в сумме более 35% опрошенных) у ребят пользуются профильные детские
общественные объединения, выигрывающие в глазах ребят конкретностью своей
предметной деятельности, привлекательной для подростков и удовлетворяющей их
интересы и потребности. Скаутские организации пользуются приоритетом у 6,8%опрошенных,
коммунарские объединения- у 0,8 %, членство в религиозных, национальных и
политизированных детских объединениях ребята явно не склонны афишировать. Свою
принадлежность к такого рода формированиям в сумме отметили лишь около 8 %
респондентов.[13]
Итак, очевидно, что существует множество различных
детских общественных организаций. Их направленность самая разнообразная, что
предоставляет широкий выбор подросткам. Каждый из них может вступить в ту
организацию, которая удовлетворяет его потребностям.
§2.Характеристика детских и юношеских общественных
организаций.
Детское общественное объединение - одна из структур в
многообразии молодёжных движений, форма организации детской самодеятельности,
социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная
среда жизнедеятельности ребёнка; педагогически преобразованный социум. Детские
и юношеские общественные организации (ДиЮОО) можно рассматривать как возможное
звено воспитательной системы государственного образовательного заведения
(школы, учреждения дополнительного образования), а также как самостоятельную
специфическую воспитательную систему, включённую в воспитательное пространство
конкретного социума.
Выход детского движения из-под контроля государства,
официальных общественных структур привёл к стихийному росту различных ДиЮОО.
Они возникают, оформляются, действуют там, где находят благодатную почву и
поддержку.
Чаще всего базой нарождающегося опыта становятся школа
и учреждения дополнительного образования - основные центры воспитания
современных детей, а также общественные структуры неполитического характера,
легально существующие, имеющие юридический статус в государстве и обществе.
Новое воспитательное пространство, складывающееся в результате организованных
педагогических усилий в управлении процессом развития личности ребёнка,
становится серьёзной альтернативой неформальным стихийным детским объединениям
негативной направленности.
Как реальность воспитательного пространства
подростковые организации поддержаны нормативно-правовыми государственным
законами.
Детские организации имеют большие воспитательные
возможности:
Форма социального
воспитания детей, в которой интегрируется процесс развития личности средствами
обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования,
самореализации - важнейшее условие целостного развития личности;
Разумно организованный
досуг детей - среде их жизнедеятельности, социум, в котором ребёнок реально
может проявить себя как субъект деятельности в различных статусах, ролях, позициях,
в индивидуальной и коллективной, исполнительной и творческой деятельности; как
личность со своей гражданской позицией; может получить опыт приобщения к
будущим государственным и общественным структурам;
Эффективное средство
приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого
общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
средство эмоционально-нравственного развития в кругу товарищей,
единомышленников, людей увлечённых, неравнодушных;
Мир игры, фантазии,
свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего
человека.
Детские общественные организации возникают по
инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях,
клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям,
а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских
организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые
детям.
Главная особенность- создание детских объединений
не по указке «сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу»-
добровольно, демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с
учётом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов.
Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет
собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2
функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его
социализация. По степени реализации этих функций можно судить об их месте в
воспитательном пространстве. Эти функции представлены в концепции и программах.[14]
Существует широкий спектр различных программ. Примером
может служить программа «Возрождение», которая носит рекомендательный
характер. Основная идея: «Сберечь себя для России и Россию для себя». В акциях
программы тесно сплетаются 2 заботы: одна - о духовном и физическом
совершенствовании человека, его выживании в новых экономических, экологических,
социальных условиях; другая - о прошлом, настоящем и будущем России. В
программе действуют 9 взаимосвязанных проектов: Робинзон, Первооткрыватели,
Путешественники в прошлое, Кладоискатели, Спасатели, Рукомесло, Сталкеры, Мы
вместе и Русское зарубежье.[15]
Есть и другие не менее интересные программы:
«Детский орден милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос»,
«Каникулы», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и
другие.
§3.Детские и юношеские организации позитивной
направленности.
Молодёжная морская лига.
Подростковая преступность и наркомания… Кто только
не задумывался над вопросом: откуда у нас это зло? И что мы можем ему
противопоставить? В Молодёжной морской лиге решили этот вопрос по-своему. Дело
в том, что здесь решили дать ребятам настоящее мужское дело, пусть трудное, пусть
опасное, но такое, которым можно гордиться и не искать компенсаций в вине,
сигаретах и наркотиках.
Около 100 российских, польских и американских
мальчишек собрались вместе. Их усадили на польскую баркентину «Погорье» и
отправили в дальнее плавание под командованием известного яхтсмена и педагога
Кшиштофа Барановского. Произошло это 1 сентября 1988 года. 9 мая- 8 месяцев
спустя потрёпанная штормами баркентина успешно завершила свой рейс. Так и
появилась новая общественная организация - Всесоюзная молодёжная морская лига
(теперь просто Молодёжная морская лига). Организация объединила клубы юных
моряков и речников, детские морские флотилии и речные пароходства, яхт-клубы и
кружки судомоделистов страны. Но единение шло не по букве, а по духу. Недаром
среди основных направлений работы здесь было записано:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|