рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Американский период творчества П.А. Сорокина рефераты

«В соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один , а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный и сверчувственный-сверхрациональный».[83]   По Сорокину, Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. «История человеческого знания – это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг друга».[84]

Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально мыслящим и деятельным…»,[85]   «…он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие периоды своего интенсивного творчества».[86]  Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическими концепциями человека, преобладающими в великих религиях.

Также Сорокин определяет «новое царство реальности», которое состоит из неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений. Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла» (как идея, ценность, моральная норма поведения), который накладывается на  физический и/или жизненный компоненты».[87]  Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смыслв, Венера Милосская превращается в простую глыбу мрамора».[88]  Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов)  явлений культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает, обуславливает и формирует каждого индивида и группу».[89]

Среди смысловых ценностей суперорганического мира  Сорокин выделяет высшую интегральную ценность – «истинную вершину добра» - «невидимое триединство Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие».[90] Автор утверждает: «…новый нарождающийся социокультурный строй обещает обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и Красоты».[91]

Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики  Интегрального общества, которое , по Сорокину  есть наиболее приемлимая историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы. Сорокин отстаивал  Интегрализм как парадигмальную основу грядущего общественного строя.

Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения Интегрального общества, он идет дальше и  подробным образом исследует стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее - распространение в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой он посвятил последние годы жизни, работая в созданном им  Гарвардском центре по изучению творческого альтруизма.

Теория социальной любви и творческого альтруизма.

Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и  достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».[92]

Организовать Исследовательский центр по творческому альтруизму Сорокин смог благодаря финансовой поддержке известного в Америке филантропа, бизнесмена и мецената Эли Лилли, который пожертвовал на нужды Центра более 100 тыс. долларов, и за короткое время  Центр выпустил 12 томов научных трудов, в каждом из которых значительное место занимают работы самого Сорокина.

Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.

Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» -  одна из трех высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей  силой позитивной поляризации и служит созидательной энергией исторического прогресса. Сорокин выделяет ее функции: «… она была и остается реальной силой, которая может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать враждебные отношения в дружеские; они [исследования] также показали : что любовь порождает любовь, а ненависть порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику и умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь сила, необходимая для физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше, чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и социально дефективными;  что любовь является сильным противоядием против преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что она является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных ценностей; что минимум любви абсолютно необходим для продления существования любого общества, и особенно для гармоничного социального порядка и созидательного прогресса; наконец, что в настоящий катастрофический момент истории рост «производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых раздоров».[93]

Все эти положения подтверждаются социологическими исследованиями, основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысяч жизнеописаний, и проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы, около 500 американцев – «добрых и хороших соседей». Как всякое общественное явление, энергия любви может быть измерена количественно. Сорокин выделяет пять измерителей силы любви – интенсивность, экстенсивность, длительность, чистота и адекватность субъективность альтруистических целей с их объективными результатами, также пытается получить сводный измеритель энергии альтруистической любви. «Применение экономических терминов «производство, накопление и распределение» к энергии любви кажется парадоксальным. Однако, в действительности оно имеет глубокий смысл, связанный с распределением ресурсов и инвестиций, определением политических целей и приоритетов, созданием и функционированием общественных институтов, определением содержания образовательного процесса – от детских садов до обучения взрослых, театрального репертуара, телепрограмм, издания литературы, периодической печати, наконец, ограничением средств на милитаризацию экономики и общества».[94]

Исследовательская программа центра концентрировалась на пяти  уровнях социального действия: подготовка индивидов, первичные группы, вторичные группы, сообщества, страны. В сущности, она являла собой сорокинский проект движения в новый век, программу реконструкции общества, ставит даже задачу создания контуров новой Интегральной цивилизации, а также институционализации альтруизма.

Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А. Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением  только этих направлений, но творчество  его настолько широко и многогранно, что приходится органичивать фокус своего исследования рамками названных теоретических направлений.

Заключение.

В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины его гениальных прозрений.

Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных, идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить, что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и экономики , резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы «капиталистической» экономики,  приобрела  так наэываемый «дикий капитализм» со всеми его отрицательными сторонами,  разрушив таким образом большинство былых позитивных завоеваний и преимуществ  и накопив большинство негативных сторон «заимствованной» системы.  Однако сейчас необходимо отметить все более усиливающуюся тенденцию к сокращению  теперь уже экономической «пропасти» между США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом, Россия постепенно становится сильнее.

Ю.В. Яковец  в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в «этнографический человеческий материал» для других, более активных и агрессивных цивилизаций, - или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не исчерпан».

Однако, мне кажется, что мы преодолели  самый критический момент и повернули в сторону возрождения, так как в целом наблюдаемая картина «суперорганического мира» России представляет наличие процессов «фильтрации» как западного культурного наследия, так и  «советско-российского» , причем происходит накапливание позитивных элементов того и другого,  их довольно активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя сейчас утверждать, что опасность миновала, но критическая точка, по-моему, пройдена. Хотя никто не может утверждать, что в случае очередного экономического кризиса, мы не вернемся на несколько шагов назад  и упомянутая альтернатива не возникнет снова.

Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов.

Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.

Профессор  Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество».Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов – перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.

Завершить работу хотелось бы следующими справедливыми словами А.В. Липского: «Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле: глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим патриотом России».

Список использованной литературы:

  1. Сорокин П.А. Системы социологии. Т 1,2. М., 1993
  2. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994
  3. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992
  4. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Наука, 1997
  5. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учебное пособие. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996
  6. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993
  7. Голосенко И.А., Козловский В.В. История русской социологии XIX-XX веков. М.: Онега, 1995
  8. Теория интерактивного общества П. Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи. Тезисы научной конференции. Уфа, 1997
  9. Громов И.А. и др. Западная теоретическая социология. Спб.: Ольга, 1996
  10. Сорокин П.А. Заметки социолога: Социологическая публицистика. Спб.: Алетита, 2000
  11. Зверев В.М., Соболев В.С. Автографы Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1989 №2
  12. Согомонов А.Ю., Сорокин П.А., Ковалевский М.М. // СОЦИСС. 1989 №3
  13. Сорокин П.А. Духовный облик М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИСС. 1989  №3
  14. Сорокин П.А. Историческая необходимость // СОЦИСС. 1989 №6
  15. Липский А.В. Кротов П.П. Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1990 №2
  16. Сорокин П.А. Колонизационные вожделения // СОЦИСС. 1990 №2
  17. Сапов В.В. Высылка 1922 года: попытка осмысления // СОЦИСС. 1990 №3
  18. Сапов В.В. «Зырянский проповедник» // СОЦИСС. 1991 №8
  19. Сорокин П.А. Таинственная энергия любви // СОЦИСС. 1991 №8, №9
  20. Мертон Р. Фрагменты из воспоминаний // СОЦИСС. 1992 №10
  21. Сорокин П.А. Моя философия- интегрализм // СОЦИСС. 1992 №10
  22. Сорокин П.А. Общие черты и различия между Россией и США // СОЦИСС. 1993 №8
  23. Дойков Ю.В. Эпистолярное наследие П. Сорокина (переписка с С. Харпером) // СОЦИСС. 1996 №1
  24. Сапов В.В. Питирим Сорокин: моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИСС. 1996 №5
  25. Сорокин П.А. Обзор циклических концепций социально-исторического процесса  // СОЦИСС. 1998 №12
  26. Сорокин П.А. Условия и перспективы мира без войны // СОЦИСС. 1999 №5
  27. Яковец Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1999 №6
  28. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999 №6
  29. Сорокин П.А. Социология вчера, сегодня и завтра // СОЦИСС. 1999 №7
  30. Бондаренко В.М. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня рождения // СОЦИСС. 1999. № 7
  31. Сорокин П.А. Забытый фактор войны // СОЦИСС. 1999. № 11
  32. Джеффрис В. Интегрализм П.А. Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция  человечества // СОЦИСС. 1999 № 11
  33. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИСС 2000. № 4
  34. Сорокин П.А. Социализм и социальное равенство // СОЦИСС 2001. № 5

Библиография основных трудов П.А. Сорокина на русском языке.

1910 год

  1. Пережитки анимизма у зырян //Изв.Арханг.об-ва изуч. Рус. Севера.1910. №20, №22.
  2. Рец.: Жаков К.Ф. На Севере в поисках за Памом – Бур – Мортом. СПб., 1905; В хвойных лесах СПб., 1908; Из жизни и фантазии. СПб., 1907; Очерки из жизни рабочих и крестьян на Севере.СПб., 1906 // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1910 №17.
  3. Рец.; Шергин И.А. Богатства Севера (Зырянский край). М., 1908 // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Русю Севера. 1910 № 12

1911 год

  1. Гамсун и Верхарн как выразители современных дум и настроений // Всеобщий журнал. 1911. № 11
  2. Главнейшие теории прогресса в современной социологии // Вестник знания. 1911 №9.
  3. К вопросу об эволюции в прогрессе // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. вып.3. Отд. изд.: СПб., 1911.
  4. К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1911. №1.; № 5.
  5. Печорская экспедиция и колонизация зырянского края // Там же. № 8-9; №11.
  6. Пестрое кружево: (Дорожные заметки) // Вологодский листок.1911. № 252, 253, 255, 268, 273, 274, 277, 279, 284, 286, 288.
  7. Современные зыряне // Арханг. об-ва изуч. Рус. Севера. 1911 № 18; № 22; №23;№24.
  8. Рец.: Наторп П. Социальная педагогика: Теория воспитания воли на основе всеобщности. СПб., 1911. // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. Вып. 4.

1912 год

  1. Бард жизни: (Уолт Уитмен, 1819 –1892) // Всеобщий журнал. 1912. № 2.
  2. К основанию социологической секции Исторического общества при СПб ун-те // Запросы жизни.1912. № 48.
  3. Л.Н. Толстой как философ// Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 4-5. То же: М.: Посредник, 1914. 27.с. Рец.:Сев.зап., № 10-11
  4. Социальная реальность // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Т. 9. Вып. 3.
  5. 4-й Международный конгресс по истории религий // Запросы жизни. 1912. №46.
  6. Рец.: Быков Н. Как делается история: Опыт исторического миропонимания. СПб.: 1912 // Там же  № 42.
  7. Рец.: Воронов Н.Г. Основания социологии. М., 1912 // № 42.
  8. Реф.: Жаков К.Ф. Основы эволюционной теории познания: Лимитизм. СПб., 1912 // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 1.
  9. Реф.: Колосов Е.Е. Очерки мировоззрения Н.К. Михайловского: Теория разделения труда как основа научной социологии.СПб., 1912. // Там же. Вып. 2.
  10. Реф. Логос. Международный ежегодник по философии культуры.М., 1911-1912 Кн.2-3. //Там же. Вып. 3.
  11. Рец.: Новые идеи в философии. Сб.1:  Философия и ее проблемы;Сб.2: Борьба за физическое  мировоззрение; Сб.3: Теория познания; Сб.: Что такое психология? СПб., 1912-1913 // Запросы жизни. 1912. № 39; № 49; Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып.3.
  12. Реф. Бауэр А.Опыт логики морального воспитания  1912 № 21 //Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 3.
  13. Реф.: Грассери Р.Де. О психосоциологии. 1912. № 3,4. //Там же.Вып. 3.

1913 год

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8