Реферат: Американский период творчества П.А. Сорокина
«В соответствии с новой интегральной теорией познания мы имеем не один
, а, по крайней мере, три различных канала познания: чувственный, рациональный
и сверчувственный-сверхрациональный».[83]
По Сорокину, Истина, полученная с помощью интегрального использования всех трех
каналов познания – чувства, разума и интуиции – это более полная и более ценная
истина, нежели та, которая получена через один из этих каналов. «История
человеческого знания – это кладбище, заполненное неправильными эмпирическими
наблюдениями, неправильными рассуждениями и псевдоинтуициями. При интегральном
использовании этих трех каналов познания они дополняют и контролируют друг
друга».[84]
Человек, по Сорокину также постигается как «чудесное интегральное
существо»: «Он является не только животным организмом, но также и рационально
мыслящим и деятельным…»,[85]
«…он также является сверхсознательным творцом, который в состоянии
контролировать и переступать пределы своих бессознательных и сознательных сил и
который фактически делает это в моменты «божественного вдохновения» в наилучшие
периоды своего интенсивного творчества».[86]
Сорокин также намеренно проводит параллель с триадическими концепциями
человека, преобладающими в великих религиях.
Также Сорокин определяет «новое царство реальности», которое состоит из
неорганических, органических и суперорганических (или культурных) явлений.
Причем «…явления культурного мира имеют «нематериальный» компонент «смысла»
(как идея, ценность, моральная норма поведения), который накладывается на
физический и/или жизненный компоненты».[87]
Кроме того, он подчеркивает, что этот компонент смысла меняет природу
неорганических и органических явлений: «…лишенная своего смыслв, Венера
Милосская превращается в простую глыбу мрамора».[88]
Суперорганический мир состоит из идеологических (смыслы, объединенные в системы
языка, науки, техники, религии, философии, права, этики, различных теорий и
пр.), материальных (вся материальная культура), личностных (всех индивидов как
социокультурных личностей и социокультурных групп) и бихевиористских (всех
открытых действий, церемоний, ритуалов, поступков индивидов) явлений
культурного мира. И эта окружающая среда «…окутывает, обуславливает и формирует
каждого индивида и группу».[89]
Среди смысловых ценностей суперорганического мира Сорокин выделяет
высшую интегральную ценность – «истинную вершину добра» - «невидимое
триединство Истины, Добра и Красоты». «И хотя каждый член этого высшего
Триединства обладает ярко выраженной индивидуальностью, все три неотделимы друг
от друга…. Настоящая Правда всегда добра и красива; истинное Добро всегда
правдиво и красиво; и чистая Красота неизменно истинна и добра. Эти величайшие
ценности не только неотделимы одна от другой, но они также и превращаются друг
в друга, подобно тому, как одна форма энергии может быть превращена в другие».[90]
Автор утверждает: «…новый нарождающийся социокультурный строй обещает
обеспечить добровольное объединение религии, философии, науки, этики, изящных
искусств в одну интегрированную систему высших ценностей Истины, Добра и
Красоты».[91]
Описанная выше сложная система описывает сущностные характеристики
Интегрального общества, которое , по Сорокину есть наиболее приемлимая
историческая стратегия для преодоления кризиса социокультурной системы. Сорокин
отстаивал Интегрализм как парадигмальную основу грядущего общественного строя.
Но Сорокин не только описывает и обосновывает необходимость построения
Интегрального общества, он идет дальше и подробным образом исследует
стратегию, которая могла бы этому способствовать. В основе ее - распространение
в мире идеи альтруистической любви, всестороннему изучению и пропаганде которой
он посвятил последние годы жизни, работая в созданном им Гарвардском центре по
изучению творческого альтруизма.
Теория социальной любви и творческого альтруизма.
Для Сорокина общество – результат объединенного действия миллионов
индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь
интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь
религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему
живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной».[92]
Организовать Исследовательский центр по творческому альтруизму Сорокин
смог благодаря финансовой поддержке известного в Америке филантропа, бизнесмена
и мецената Эли Лилли, который пожертвовал на нужды Центра более 100 тыс.
долларов, и за короткое время Центр выпустил 12 томов научных трудов, в каждом
из которых значительное место занимают работы самого Сорокина.
Сорокин внес огромный вклад в разработку той области этики, которая до
этого казалась полем деятельности проповедников и богословов, ему удалось
ассимилировать некоторые религиозные понятия и ценности в корпус науки.
Основа его концепции в следующем. «Благодать любви» - одна из трех
высочайших энергий, известных человеку, которая является мобилизирующей силой
позитивной поляризации и служит созидательной энергией исторического прогресса.
Сорокин выделяет ее функции: «… она была и остается реальной силой, которая
может: остановить межличностную и межгрупповую агрессию; преобразовать
враждебные отношения в дружеские; они [исследования] также показали : что любовь порождает любовь, а ненависть
порождает ненависть; что любовь может влиять на международную политику и
умиротворять конфликты; что любовь – это дающая жизнь сила, необходимая для
физического, ментального и морального здоровья; что альтруисты живут дольше,
чем эгоисты; что у детей, лишенных любви, больше шансов стать морально и
социально дефективными; что любовь является сильным противоядием против
преступных, патологических и суицидальных тенденций, против ненависти, страха и
психоневрозов; что любовь выполняет важные познавательные и эстетические
функции; что она является самой возвышенной и самой эффективной воспитательной
силой для просвещения и морального облагораживания человечества; что она
является сердцем и душой свободы и всех основных моральных и религиозных
ценностей; что минимум любви абсолютно необходим для продления существования
любого общества, и особенно для гармоничного социального порядка и
созидательного прогресса; наконец, что в настоящий катастрофический момент
истории рост «производства, распределения и циркуляции любви-энергии» и
значительная альтруизация индивидов, институтов и культуры является необходимым
условием для предотвращения новых войн и смягчения межличностных и межгрупповых
раздоров».[93]
Все эти положения подтверждаются социологическими исследованиями,
основанных на анализе тысячелетней истории и нескольких тысяч жизнеописаний, и
проведенными на студентах колледжей, пациентах больницы, около 500 американцев
– «добрых и хороших соседей». Как всякое общественное явление, энергия любви
может быть измерена количественно. Сорокин выделяет пять измерителей силы любви
– интенсивность, экстенсивность, длительность, чистота и адекватность
субъективность альтруистических целей с их объективными результатами, также
пытается получить сводный измеритель энергии альтруистической любви.
«Применение экономических терминов «производство, накопление и распределение» к
энергии любви кажется парадоксальным. Однако, в действительности оно имеет
глубокий смысл, связанный с распределением ресурсов и инвестиций, определением
политических целей и приоритетов, созданием и функционированием общественных
институтов, определением содержания образовательного процесса – от детских
садов до обучения взрослых, театрального репертуара, телепрограмм, издания
литературы, периодической печати, наконец, ограничением средств на милитаризацию
экономики и общества».[94]
Исследовательская программа центра концентрировалась на пяти уровнях
социального действия: подготовка индивидов, первичные группы, вторичные группы,
сообщества, страны. В сущности, она являла собой сорокинский проект движения в
новый век, программу реконструкции общества, ставит даже задачу создания
контуров новой Интегральной цивилизации, а также институционализации
альтруизма.
Таковы основные направления творческой научной деятельности П.А.
Сорокина. Безусловно, нельзя ограничиваться рассмотрением только этих
направлений, но творчество его настолько широко и многогранно, что приходится
органичивать фокус своего исследования рамками названных теоретических
направлений.
Заключение.
В настоящее время интерес к творчеству П.А. Сорокина как со стороны
западных, так и со стороны российских социологов значительно возрос. Все более
актуальными становятся его идеи в связи с подтверждением истинности и глубины
его гениальных прозрений.
Сейчас, например, уже трудно отыскать принципиальные различия в
экономическом, социальном и политическим строе, научных, религиозных,
идеологических взглядах между Россией и США, что подтверждает предсказанную
Сорокиным тенденцию конвергенции этих двух держав. Однако, следует отметить,
что не все так гладко: Россия в порыве отказа от социалистической идеологии и
экономики , резво и кардинально поменяв ее на принципы и методы
«капиталистической» экономики, приобрела так наэываемый «дикий капитализм» со
всеми его отрицательными сторонами, разрушив таким образом большинство былых
позитивных завоеваний и преимуществ и накопив большинство негативных сторон
«заимствованной» системы. Однако сейчас необходимо отметить все более
усиливающуюся тенденцию к сокращению теперь уже экономической «пропасти» между
США и Россией, а также постепенное уравнивание сил в отношении лидерства в
значительной части геополитического и геоэкономического пространства. В целом,
Россия постепенно становится сильнее.
Ю.В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге
творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит,
пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю
историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в «этнографический
человеческий материал» для других, более активных и агрессивных цивилизаций, -
или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал
для которого еще не исчерпан».
Однако, мне кажется, что мы преодолели самый критический момент и
повернули в сторону возрождения, так как в целом наблюдаемая картина
«суперорганического мира» России представляет наличие процессов «фильтрации»
как западного культурного наследия, так и «советско-российского» , причем
происходит накапливание позитивных элементов того и другого, их довольно
активная популяризация в обществе. Конечно, нельзя сейчас утверждать, что
опасность миновала, но критическая точка, по-моему, пройдена. Хотя никто не
может утверждать, что в случае очередного экономического кризиса, мы не
вернемся на несколько шагов назад и упомянутая альтернатива не возникнет
снова.
Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и
моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число
искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону
толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно,
пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает
отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о превалировании негативной
поляризации в начальные периоды кризисов.
Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне
положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация
внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего
развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и
политики не смогут помочь в устранении кризиса.
Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов
оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком направлении
пойдет наше общество».Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна
для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с
оставленным им наследием и понять его. Одна из важнейших задач социологов –
перевести на русский язык и издать главные труды Питирима Сорокина.
Завершить работу хотелось бы следующими справедливыми словами А.В.
Липского: «Для настоящей популяризации Сорокина и его трудов в России придется
еще немало поработать. И вернуться он должен таким, каким был на самом деле:
глубоких знаний, демократических убеждений и большой души человеком, настоящим
патриотом России».
Список использованной литературы:
- Сорокин П.А. Системы
социологии. Т 1,2. М., 1993
- Сорокин П.А. Общедоступный
учебник социологии. Статьи разных лет. М.: Наука, 1994
- Сорокин П.А. Человек.
Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992
- Сорокин П.А. Главные тенденции
нашего времени. М.: Наука, 1997
- Новикова С.С. История развития
социологии в России: Учебное пособие. – М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996
- Медушевский А.Н. История
русской социологии. М.: «Высшая школа», 1993
- Голосенко И.А., Козловский В.В.
История русской социологии XIX-XX веков. М.:
Онега, 1995
- Теория интерактивного общества
П. Сорокина, альтернативы развития современной России и идеалы молодежи.
Тезисы научной конференции. Уфа, 1997
- Громов И.А. и др. Западная
теоретическая социология. Спб.: Ольга, 1996
- Сорокин П.А. Заметки социолога:
Социологическая публицистика. Спб.: Алетита, 2000
- Зверев В.М., Соболев В.С.
Автографы Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1989 №2
- Согомонов А.Ю., Сорокин П.А.,
Ковалевский М.М. // СОЦИСС. 1989 №3
- Сорокин П.А. Духовный облик
М.М. Ковалевского как мыслителя // СОЦИСС. 1989 №3
- Сорокин П.А. Историческая
необходимость // СОЦИСС. 1989 №6
- Липский А.В. Кротов П.П.
Зырянский след в биографии Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1990 №2
- Сорокин П.А. Колонизационные
вожделения // СОЦИСС. 1990 №2
- Сапов В.В. Высылка 1922 года:
попытка осмысления // СОЦИСС. 1990 №3
- Сапов В.В. «Зырянский
проповедник» // СОЦИСС. 1991 №8
- Сорокин П.А. Таинственная
энергия любви // СОЦИСС. 1991 №8, №9
- Мертон Р. Фрагменты из
воспоминаний // СОЦИСС. 1992 №10
- Сорокин П.А. Моя философия-
интегрализм // СОЦИСС. 1992 №10
- Сорокин П.А. Общие черты и
различия между Россией и США // СОЦИСС. 1993 №8
- Дойков Ю.В. Эпистолярное
наследие П. Сорокина (переписка с С. Харпером) // СОЦИСС. 1996 №1
- Сапов В.В. Питирим Сорокин:
моментальный снимок на фоне России и Америки // СОЦИСС. 1996 №5
- Сорокин П.А. Обзор циклических
концепций социально-исторического процесса // СОЦИСС. 1998 №12
- Сорокин П.А. Условия и
перспективы мира без войны // СОЦИСС. 1999 №5
- Яковец Ю.В. Великие прозрения
Питирима Сорокина // СОЦИСС. 1999 №6
- Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и
социокультурные тенденции нашего времени // СОЦИСС. 1999 №6
- Сорокин П.А. Социология вчера,
сегодня и завтра // СОЦИСС. 1999 №7
- Бондаренко В.М. Питирим Сорокин
и социокультурные тенденции нашего времени. К 110-й годовщине со дня
рождения // СОЦИСС. 1999. № 7
- Сорокин П.А. Забытый фактор
войны // СОЦИСС. 1999. № 11
- Джеффрис В. Интегрализм П.А.
Сорокина: Новая общественная наука и реконструкция человечества //
СОЦИСС. 1999 № 11
- Голосенко И.А. Питирим Сорокин
о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИСС 2000. № 4
- Сорокин П.А. Социализм и
социальное равенство // СОЦИСС 2001. № 5
Библиография
основных трудов П.А. Сорокина на русском языке.
1910 год
- Пережитки анимизма у зырян
//Изв.Арханг.об-ва изуч. Рус. Севера.1910. №20, №22.
- Рец.: Жаков К.Ф. На Севере в
поисках за Памом – Бур – Мортом. СПб., 1905; В хвойных лесах СПб., 1908;
Из жизни и фантазии. СПб., 1907; Очерки из жизни рабочих и крестьян на
Севере.СПб., 1906 // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1910 №17.
- Рец.; Шергин И.А. Богатства
Севера (Зырянский край). М., 1908 // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Русю Севера.
1910 № 12
1911 год
- Гамсун и Верхарн как выразители
современных дум и настроений // Всеобщий журнал. 1911. № 11
- Главнейшие теории прогресса в
современной социологии // Вестник знания. 1911 №9.
- К вопросу об эволюции в
прогрессе // Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма.
1911. вып.3. Отд. изд.: СПб., 1911.
- К вопросу об эволюции семьи и
брака у зырян // Изв. Арханг. Об-ва изуч. Рус. Севера. 1911. №1.; № 5.
- Печорская экспедиция и
колонизация зырянского края // Там же. № 8-9; №11.
- Пестрое кружево: (Дорожные
заметки) // Вологодский листок.1911. № 252, 253, 255, 268, 273, 274, 277,
279, 284, 286, 288.
- Современные зыряне // Арханг.
об-ва изуч. Рус. Севера. 1911 № 18; № 22; №23;№24.
- Рец.: Наторп П. Социальная
педагогика: Теория воспитания воли на основе всеобщности. СПб., 1911. //
Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1911. Вып. 4.
1912 год
- Бард жизни: (Уолт Уитмен, 1819
–1892) // Всеобщий журнал. 1912. № 2.
- К основанию социологической
секции Исторического общества при СПб ун-те // Запросы жизни.1912. № 48.
- Л.Н. Толстой как философ//
Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып.
4-5. То же: М.: Посредник, 1914. 27.с. Рец.:Сев.зап., № 10-11
- Социальная реальность //
Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Т. 9.
Вып. 3.
- 4-й Международный конгресс по
истории религий // Запросы жизни. 1912. №46.
- Рец.: Быков Н. Как делается
история: Опыт исторического миропонимания. СПб.: 1912 // Там же № 42.
- Рец.: Воронов Н.Г. Основания
социологии. М., 1912 // № 42.
- Реф.: Жаков К.Ф. Основы
эволюционной теории познания: Лимитизм. СПб., 1912 // Вестник психологии,
криминальной антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 1.
- Реф.: Колосов Е.Е. Очерки
мировоззрения Н.К. Михайловского: Теория разделения труда как основа
научной социологии.СПб., 1912. // Там же. Вып. 2.
- Реф. Логос. Международный
ежегодник по философии культуры.М., 1911-1912 Кн.2-3. //Там же. Вып. 3.
- Рец.: Новые идеи в философии.
Сб.1: Философия и ее проблемы;Сб.2: Борьба за физическое мировоззрение;
Сб.3: Теория познания; Сб.: Что такое психология? СПб., 1912-1913 //
Запросы жизни. 1912. № 39; № 49; Вестник психологии, криминальной
антропологии и гипнотизма. 1912. Вып.3.
- Реф. Бауэр А.Опыт логики
морального воспитания 1912 № 21 //Вестник психологии, криминальной
антропологии и гипнотизма. 1912. Вып. 3.
- Реф.: Грассери Р.Де. О
психосоциологии. 1912. № 3,4. //Там же.Вып. 3.
1913 год
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|